Егошихинское кладбище ноты для

Тайны и секреты Егошихинского некрополя

Погода в воскресный день удалась на славу. Мы решили не терять время зря и воспользоваться подходящими погодными условиями. Сели на велосипеды и поехали изучать Мотовилиху).

С которой и началось зарождение Перми. Когда-то в этой местности была стоянка древних людей. И называлась она Егошиха, по имени одноименной речки, протекавшей рядом.

Теперь на этом месте автозаправка. Находится рядом с северной дамбой. Между речками Егошиха и Стикс расположено Егошихинское кладбище (Ягошихинский некрополь).

Которое таит свои тайны и секреты. По его окрестностям мы и проехали. Перед кладбищем находится внушительных размеров мемориал, носящий название «Скорбящая».

Чуть левеее мемориала можно увидеть обновленные надгробия. Едем вглубь. Чуть дальше стоит памятник жертвам политических репрессий. Звонница с набатным колоколом. Рядом установлены две стелы.

На территории кладбища в разные времена были похоронены люди различных национальностей. Православные, мусульмане, католики, иудеи, лютеране.

Далее можно увидеть церковь Успения Божьей матери. Здание было воздвигнуто в 1905 году. Проходящие мимо люди останавливаются перед ней и крестятся.

Справа от нее установлен информационный щит со схемой кладбища и расположением зданий на его территории. Рядом с церковью расположено надгробие с самой жуткой легендой.

Известной и за пределами Перми. Чугунная плита с необычным образом. По преданиям здесь покоится дочь начальника пермской полиции.

Он в юношеские годы переспал со своей матерью, которой напомнил погибшего мужа. После этой истории уехал в Москву. Через 9 месяцев она родила дочку и нарекла её Таисеей.

Женщина скончалась после родов. Вскоре за ней серьезно заболела её приемная мать. Которая и рассказала отцу девочки, кем она ему приходится.

Разъяренный отец выгнал дочь на мороз и через некоторое время она тоже скончалась от пневмонии. Узнав о её смерти он приказал изготовить два надгробия и покончил с собой.

Здесь же рядом находится будка приветливого охранника. Который нам любезно подсказал, что если проехать по тропинке справа, то можно за ограждениями в лесу увидеть еще одну церковь. Туда мы дальше и направились.

К ней ведет небольшая тропинка. Мы сразу ощутили неприятный, «своеобразный запах» и присущую для такого места атмосферу. Правее стоят очень старые, ржавые и покосившиеся памятники. На которые дунь и они рассыпятся.

От такой обстановки стало крайне неуютно) Время было уже вечернее, смеркалось. Впереди нас ждало старенькое величественное здание. Храм Всех Святых построен аж в 1780 годах.

Здание ограждено металлическим забором. Стиль русский классицизм. Представляет собой ротонду с куполом и портиками. Храм сохранился до наших времен практически в неизменном виде.

На этом месте мы и завершили свою поездку и отправились обратно. Перед северной дамбой увидели деревянные таблички с надписью «Тропа к Егошихе». Тропинка ведет к речке Егошиха.

Источник

Егошихинское кладбище ноты для

Мы прогулялись по самому старому кладбищу Перми с краеведом Владимиром Гладышевым

Надгробные плиты тут — высокие, и это сразу бросается в глаза

Фото: Тимофей Калмаков

В этом материале мы расскажем о самом заметном участке на Егошихинском кладбище — еврейском, или, как его называют, Бейт кварот — дословно Дом могил. Именно здесь начиная с середины 19-го века хоронили евреев, живших в Перми.

Окунуться в историю старинного кладбища нам помог один из главных знатоков пермских некрополей, руководитель клуба «Пермский краевед» Владимир Гладышев. С ним мы и прошлись по аллеям и тропинкам Егошихинского кладбища в один из осенних дней.

— С еврейским кладбищем было много хлопот. Самые старые захоронения начинаются со склона реки Егошихи. Там нет ни одной надписи на русском языке, — рассказывает краевед. — Мы даже не могли долгое время перевести эпитафии, которые сделаны на идише. Потом все же это удалось сделать.

Краевед Владимир Гладышев рассказал нам об истории уникального кладбища

Фото: Тимофей Калмаков

К евреям как к народу в разное время относились по-разному. Если вспомнить о страшной трагедии холокоста — массовом геноциде евреев со стороны фашистской Германии, в котором, по разным оценкам, было загублено около 6 миллионов евреев — треть общей численности евреев как нации и 60% евреев, проживающих в Европе, то становится не по себе.

При этом евреи — частые участники анекдотов, в которых упоминаются стереотипы об их хитрости и умении выходить сухими из воды. Кто-то же, наоборот, уважает евреев за их интеллигентность, интеллект и заслуги перед обществом в области медицины и науки. Все это — про удивительный еврейский народ, у которого до середины 20-го века даже не было своей страны.

История народа — уникальна

Представьте себе, что у вас нет дома. Вы мотаетесь с одной съемной квартиры на другую и понимаете, что вряд ли сможете когда-нибудь обрести свой родной дом, в котором вам будет тепло и комфортно.

У евреев родиной становилось то место, где они родились или куда их закинула судьба. С этим осознанием они жили, рожали детей, работали и вносили свою лепту в то место, где волей или неволей остались.

Так бы и скитались по всей земле, но все же им удалось восстановить свое государство и обрести свою Родину. Государство Израиль официально появилось в 1948 году. Спустя сотни лет скитаний евреи обрели свой дом.

Но что же делать, если ты родился раньше или уже не можешь вернуться по тем или иным причинам? Скитаться и жить на той родине, которая досталась в процессе жизни. Так сотни и тысячи евреев нашли свое пристанище в том числе и в Перми.

Так откуда же представители этой нации появились в Прикамье да еще и успели оставить свой след в истории Перми на заметном участке самого старого пермского некрополя?

Егошихинское кладбище — самое старое в современной Перми

Источник

Пермская легенда: могила проклятой дочери

События, о которых повествует легенда, произошли на одном из самых старых кладбищ города Перми, а конкретно Егошихинском кладбище 17 века. С одной его стороны протекает река Стикс, названная в честь мифической реки, отделяющей мир мертвых от мира живых, и через которую Харон перевозил души умерших в Аид. А 17 тысяч лет назад в районе Стикса располагалась стоянка людей палеолита.
На Егошихинском кладбище находится очень загадочная могила, которая получила в народе название «Могила проклятой дочери».
Но на самом деле могил было две. Метрах в полутора-двух от правого дальнего угла церкви Успения Божьей матери (Старокладбищенская) на Егошихинском кладбище (если стоять прямо перед входом) была могила с надгробием в виде круглой плоской плиты с изображённой на ней девочки со змеёй. Сейчас этого надгробия нет, исчезло неизвестно куда в конце 60-х или начале 70-х, но люди все еще его помнят. До сих пор в крупные церковные праздники, когда на кладбище много народу, кто-нибудь подходит к этому месту и показывает присутствующим, где была эта могила.
Чем же была примечательна эта могила, кроме необычного надгробия? А тем, что надпись на могильной плите гласила:
«Здесь покоятся муж с женой, брат с сестрой и отец с дочерью».
Итак, сама история.
У одной женщины был взрослый сын, и уж как там у них произошло, история умалчивает, но совершили они грех кровосмешения. А на следующий день сын от стыда подальше уехал в Пермскую губернию, да и остался там надолго. А мать его втайне от всех родила через 9 месяцев девочку. Роды принимала её подруга-соседка. Ей-то во время родов и призналась женщина, кто отец ее ребенка. Призналась, да и умерла. А незамужняя и бездетная соседка взяла девочку на воспитание и растила ее как собственную дочь. Никогда никому она правду о том, чей это ребенок не рассказывала.

А этот сын, так и оставшись холостяком, добился больших успехов в карьере. Дослужился даже до земского исправника (глава полиции в уезде в Российской империи). И решил он как-то приехать на родину по каким-то своим делам.
Приехав, он встретил красавицу, подросшую «дочь» соседки. Влюбился сразу. Разница в возрасте тогда никого не смущала, как впрочем и сейчас. Побоялась тогда эта соседка сказать ему, что это дочь его матери и его самого. И через год назначили свадьбу. Любили они друг друга безумно, вскоре у них родилась прехорошенькая дочка, но к ужасу исправника — жена умирает при родах, как и её родная мать. Может медицина тогда не та была, и люди умирали пачками, а может это расплата за грех кровосмешения, или генетические особенности проявились.

Горевал исправник долго, потом постепенно успокоился. Ведь вместо жены у него осталась красавица дочка. Время шло, дочь подросла. Не мог отец нарадоваться на нее, очень сильно он её любил. Задаривал игрушками да сладостями, в роскоши и заботе росла девочка. До тех пор пока не исполнилось ей шесть лет.
И вот однажды получает исправник письмо от «матери» умершей жены, в котором написано было, что умирает она и хочет перед смертью открыть ему какую-то очень страшную тайну. Не мог исправник не выполнить последнюю просьбу тещи, да и интересно ему стало, что за тайна такая и, отложив все свои дела, поехал к ней.
Вернулся он домой чернее-черного, с обезумевшим взглядом, осунулся и постарел. Никому ничего не рассказал, только сверлил ненавидящим взглядом дочку-красавицу.
Правда говорят, что от любви до ненависти один шаг, возненавидел он дочь свою лютой ненавистью. Выгнал ее из дома, если бы не сердобольная прислуга, которая прятала девочку в своих комнатах, то она бы так одна на улице и осталась.
Все вещи девочки приказал сжечь, а сам закрылся в комнате и начал безумствовать, гулять и пить. Остановился он только тогда, когда ему сообщили о смерти его ненавистной дочери. (От чего умерла она, никто не знает, но Пермские краеведы выяснили в архивных документах, что причиной смерти указано было воспаление легких.)

Придя в себя, исправник приказал похоронить дочь за оградой церкви. Прямо на дороге, ведущей к кладбищу. Чтобы все пришедшие помянуть близких на кладбище, вечно топтали ее могилу ногами. Вместо надгробия положили чугунную плиту с изображением змеи, кусающей себя за хвост, а посередине было изображение испанской железной маски. (В геральдике символ использовался как знак перенесенной боли и страданий.) На плите была нанесена надпись:
«Пермского исправника Девеллия дочь Таисия от роду 6 лет 11 месяцев скончалась в январе 1807 года».
Когда эта странная плита была установлена, исправник при всех проклял свою дочь и ее могилу. Добавив, что змея, кусающая свой хвост, должна будет охранять вечность этого проклятия. И когда ноги людей сотрут изображение надгробия, то проклятье спадет.
После этого он заказал еще одну такую же плиту с изображением змеи, кусающей себя за хвост и испанской маской посередине.
Только надпись отличалась, и написано там было:
«Здесь покоятся муж с женой, брат с сестрой и отец с дочерью».
Затем приказал похоронить его в одной могиле с женой под этой плитой. А после этого покончил с собой. Просьбу исправника выполнили, и именно тогда появились на Егошинхинском кладбище города Перми две эти странные могилы. Могила родителей проклятой дочери куда-то исчезла в 60-х или 70-ых годах двадцатого века. А могила их дочери сохранилась.
В разное время о загадочной могиле писали Авенир Крашенинников, Юрий Липатников, Леонид Юзефович. Аркадий Гайдар, когда проживал в Перми, тоже заинтересовался местной легендой и написал рассказ, который так и назвал «Проклятая дочь». В рассказе Аркадия Гайдара «Проклятая дочь» услышанная и описанная им легенда выглядит весьма правдоподобно. Вот только Аркадий Петрович несколько исказил факты, изменив дату смерти и имя на надгробии, а также не указав истинный возраст девочки.
Сейчас могила проклятой дочери существует до сих пор. А неприкаянная душа девочки, по легенде, с тех пор плачет по ночам. Каждый может лично увидеть могилу проклятой дочери в Перми по адресу: г. Пермь, ул. Тихая,23

Источник

—> Некрополи Перми . и не только —>

Егошихинское кладбище расположено в Свердловском районе города Перми, микрорайон Разгуляй, ограничено Северной дамбой, улицей Тихой, рекой Егошихой и ручьём Стикс. Площадь кладбища — 29,6 га. Территория Егошихинского кладбища подразделяется на 7 частей:

1. Воинское кладбище

Действовало в период 1941-1945 гг.

Расположено в северной части рядом с мемориалом «Скорбящая»

2. Православное (старое) кладбище

Датируется 1783-1950 гг.

Расположено на территории, примыкающей к Успенской церкви

3. Православное (новое) кладбище

Датируется первой половиной XIX-серединой XX в.

Расположено на территории, примыкающей к Всехсвятской церкви

4. Иудейское (еврейское) кладбище — Бейт кворот

Датируется XIX-первой половиной XX в.

Расположено в северо-восточной части

5. Мусульманское (магометанское) кладбище — Зирэт

Датируется XIX-первой половиной XX в.

Расположено в восточной части

6. Католическое (польское) кладбище — Цментарж

Датируется серединой XIX-первой половиной XX в.

Расположено в северо-западной части

7. Лютеранское (немецкое) кладбище — Фридхоф

Расположено в северо-восточной части

Егошихинское кладбище – старейшее из существующих кладбищ города. Работы по организации городского некрополя за окраиной города Перми в 1783 году. На Егошихе предполагалось создание целого социального комплекса: кладбище, церковь, богадельня и больница. В течение 1784 г. при кладбище был построен и освящён деревянный храм в честь Всех Святых. При кладбищенском храме функционировала городская богадельня. В 1798 году через ручей Стикс для посещения кладбища был построен деревянный мост. Строительство второго, каменного, храма Всех Святых на кладбище завершилось в 1832 г., после чего старая Всехсвятская церковь была переименована в Успенскую. Успенская церковь просуществовала до начала XX в., когда была разобрана, на её месте в 1905 г. был возведён каменный храм в честь Успения Божией Матери.


Церковь Всех Святых на Православном старом кладбище (1784 г., архитектор Ф. Паульсен, перестроена М. Г. Сведомским)

Егошихинское кладбище на протяжении почти двухсот лет служило последним пристанищем для многих поколений пермяков. Почётный гражданин и городской голова Перми Дмитрий Емельянович Смышляев говорил, что на этом кладбище «у каждого пермяка покоятся в вечном блаженстве родственники или свойственники… и сами мы не можем избегнуть того же пути». По своему назначению оно было общегородским и разноконфессиональным. Здесь сохранились чётко выраженные национальные участки: православный, лютеранский, католический, мусульманский и иудейский. Также особый участок был отведён для старообрядцев.

Лютеранский участок, расположенный чуть восточнее Старого православного кладбища, возник практически одновременно с созданием некрополя — присутствие немцев на Ягошихе фиксируется с первых десятилетий существования города. Надгробные плиты здесь в большинстве своём лежат на каменных подиумах, а те, которые без них, за сотню лет почти вросли в землю; почти на каждой плите есть эпитафии на немецком языке. Могилы пермских немцев встречаются и на других участках кладбища.

Осколком, напоминающим о необъятной царской империи, воспринимается в далёкой Перми тихий и самый ухоженный польский участок кладбища площадью 0,1 га. Этот островок памяти возник в связи с тем, что после подавления польских национальных восстаний 1830 и 1863 гг. на Урале стали появляться ссыльные бунтовщики. В городе бывшим бунтарям были предоставлены возможности для работы, карьеры, продолжения рода и ассимиляции. На обширном участке возле лога, отделяющего старое кладбище от нового, упокоились чиновники, врачи, преподаватели, инженеры, музыканты, артисты, зодчие.

Мусульманское кладбище занимает самую обширную часть территории некрополя площадью 1,2 га, ближе к Егошихе. И это самый запущенный участок, здесь немало безымянных памятников, оставшихся без присмотра. На этом участке покоится немало переселенцев из других краёв России, прежде всего из Татарстана. С частью территории татарского кладбища связаны самые мрачные страницы истории Егошихинского погоста — воспоминания старожилов о «слоёном пироге»: захоронениях жертв массовых репрессий 30-х годов XX в., когда тела казнённых закапывали вторым слоем.

Иудейское кладбище площадью 0,6 га — самое «молодое» из национальных кладбищ. Обычно его называют еврейским, что, по сути, точнее, поскольку на данном участке покоится больше атеистов, чем иудеев. Кладбище, расположенное справа и слева от центральной дорожки, ведущей от Успенской церкви к Егошихинскому оврагу, возникло в сороковые годы XIX в., когда в Перми появилась иудейская община. Здесь хоронили всех духовных лиц, раввинов, купцов, нотариусов, врачей, аптекарей, инженеров, также в этом месте покоятся бывшие кантонисты (еврейские дети, отслужившие затем 25 лет в армии) и их потомки, принявшие православие. Участок отличается от всех других высокими и массивными надгробиями, теснящимися друг к другу. Вплоть до советских лет на иудейском кладбище стояла сторожка. Теперь многие памятники уже без присмотра, по известным причинам: родственники или умерли, или перебрались на землю предков.

На Егошихинском кладбище сохранились практически все типы надгробий. И самые простые: кирпичные домики, чугунные и каменные плиты, старообрядческие кресты-голубцы, даже рельсы. И немало оригинальных, художественно оформленных работ: часовни, склепы, кресты, аналои, голгофы, лампадницы, жертвенники, звонницы, мавзолеи, арки, саркофаги. На сегодня самым старым из всех обнаруженных памятников является чугунное надгробие в виде плиты пермского городского головы, купца и храмоздателя В. Г. Лапина, умершего в 1795 г.

Здесь можно собрать богатейшую коллекцию эпитафий, надгробных надписей, от библейских заповедей до признаний в любви, крылатых фраз и поэтических откровений; встречаются также клятвы революционеров и эсеровский девиз.

Воинское кладбище периода 1941-1945 гг. площадью 1 га появилось как братское: здесь покоятся воины, умершие от ран и болезней в пермских госпиталях в годы Великой Отечественной войны (на территории Молотовской области было расположено более ста эвакогоспиталей). В семидесятые годы прошлого века на этом месте был устроен пантеон воинской славы. На кладбище похоронено более 2200 фронтовиков, которых не удалось спасти. В 1975 г. был открыт памятник Скорбящей матери (скульптор Ю. Ф. Екубенко).

Во время Великой Отечественной войны небольшой участок Нового православного кладбища был выделен под захоронения эвакуированных ленинградцев, около ста человек осталось в пермской земле. Большая часть из них — сотрудники театра оперы и балета им. Кирова, в том числе участники знаменитых Русских сезонов С. П. Дягилева. Очень быстро могилы эвакуантов оказались забыты, надгробные памятники исчезли. Несколько лет назад за Всехсвятской церковью было найдено захоронение отца выдающейся советской балерины Т. М. Вечесловой. Это дало повод считать, что в этой части кладбища похоронены и другие эвакуированнные ленинградцы. В 2013 г. у дорожки между 11 и 12 кварталами был открыт посвящённый им памятник.

В 1996 г. на Старом кладбище напротив бывшей Пермской губернской тюрьмы/тюрьмы НКВД был открыт памятник жертвам политических репрессий. Он представляет собой звонницу, поставленную на бетонную пятиконечную звезду, вверху — «терновый венец» из колючей проволоки. Место для мемориала выбрано не случайно: по свидетельствам жителей окрестных улиц и священника Успенской церкви, где-то в логу наискосок от тюрьмы закапывали жертвы расстрелов.

Егошихинское кладбище закрыто для захоронений и подзахоронений в 1962 г. В 2009 г. Решением Пермской городской Думы на территории кладбища создана особо охраняемая природная территория местного значения – природный культурно-мемориальный парк «Егошихинское кладбище». Часть надгробных памятников еще с советских времён взята на учёт как достопримечательности местного значения, церковь Успения Божией Матери – как памятник архитектуры регионального значения, а церковь Всех Святых – как памятник архитектуры федерального значения. В последние годы на кладбище ведутся работы по благоустройству и музеефикации некрополя, превращению его в Парк памяти.

Подробнее о Егошихинском кладбище можно прочитать в книгах Владимира Фёдоровича Гладышева «Над Стиксом» (Пермь, 2000 г.), «Перми старинное зерцало» (Пермь, 2001 г.), «Пермский некрополь: знаки памяти в мемориальной пластике» (Пермь, 2005 г.), а также в сборнике «Храмы Егошихинского кладбища, их роль и значение как центров православной духовности и культуры Прикамья» (Пермь, 2005 г.).

Проезд на автомобиле от центра города – 5 минут, на автобусах №№ 11, 32, 68, 77, троллейбусах №№ 2, 10, трамваях №№ 3, 4, 7, 8, 11 до остановки «Разгуляй», на автобусах №№ 4, 14, 30, 36, 61, 63 до остановки «Гипермаркет Семья».

Источник

Читайте также:  Chaconne bach ноты для скрипки
Оцените статью