Эх поля вы поля нолинский ноты

Нолинский Песня о Щорсе

сл. Я. Шведов муз. Н. Нолинский

Тематика произведения военная, описываются годы Гражданской войны. В стихах очень чётко описывается чувство патриотизма и гордости за родину, бесстрашие солдат, готовый погибнуть за свою страну. Щорс командовал очень сильным отрядом, отбившим много городов, сам погиб во время войны, но строки «Щорс не раз у костра вместе с нами мечтал» доказывают, что он был человеком, верящим в положительный исход войны.
Основная идея текста заключается в том, чтобы показать храбрость командира и отряда, увековечить их память, пробудить в людях гордость за солдат и свою страну.
Николай Александрович Щорс (1895-1919) — «народный герой» Гражданской войны на стороне красных. Организовал на Украине красный партизанский отряд для борьбы с немцами, разросшийся до 1-го украинского советского полка, а затем — до дивизии. Показал себя талантливым командиром. 30 августа 1919 года во время командования боем с петлюровцами был застрелен сзади из револьвера в голову.

Яков Захарович Шведов родился 22 октября 1905 года в деревне Пенья Корчевского уезда (ныне Конаковский район).
Когда Якову не было ещё и четырнадцати лет, он остался сиротой и поступил на металлургический завод Гужона. Совсем скоро (1922) в заводской многотиражке, а затем в газете «Рабочая Москва» и журнале «У станка» появились первые стихи Шведова. В 1924 опубликована первая книжка стихов «Шестеренные перезвоны».
Наиболее известная песня на стихи Якова Шведова «Орлёнок» была написана композитором Виктором Белым для спектакля «Хлопчик», поставленного в 1936 году по пьесе М.Даниэля. Среди написанного Шведовым есть ещё одна песня, ставшая особенно известной и любимой в годы войны. В 1940 году совместно с композитором Анатолием Новиковым для Ансамбля песни и пляски Киевского военного округа они написали песню «Смуглянка». Это произошло как раз в то время, когда Бессарабия только вошла в состав СССР и на карте нашей страны появилась Молдавская республика.
Умер Шведов в 1985 году. В 1987 году в Конаковском музее создана посвящённая ему экспозиция.

Нолинский (Нолинский – псевдоним. Настоящая фамилия Скрябин) Николай Михайлович (1886–1966) – композитор. Обучался по классу скрипки на регентских курсах при Казанском музыкальном училище. Автор: симфоний, увертюр, сюит, вариаций на русскую тему, танцев, семи легких пьес, хоров на слова В. Демина, С. Васильева, А. Золотушкина, Н. Самарина, С. Смирнова и др.; песен (более 100) на слова А. Дельвига, А. Кольцова, В. Демина, Е. Медянцевой, А. Пришельца, А. Прокофьева, А. Саксе, Н. Сидоренко, Я. Шведова и др.; музыки к драматическим спектаклям; стереофильму «Концерт» (1940); обработки народных песен.

Мужской четырёхголосный хор. Диапазон хора от «соль» большой октавы до «соль» первой октавы.
Диапазон тенора I от «ми» малой октавы до «соль» первой октавы.
Диапазон тенора II от «ми» малой октавы до «ми» первой октавы.
Диапазон баса I от «до» малой октавы до «ре» первой октавы.
Диапазон баса II от «соль» большой октавы до «до» первой октавы.
Тесситура средняя, удобная для исполнения.
Голосоведение плавное. В партии тенора I в 5, 9 и 16 тактах происходит скачок на октаву вверх.
Музыкально-теоретический анализ

Основная тональность e moll.
Размер 3/4, метр трёхдольный.
Ритмический рисунок в основном четвертями. Особенностями ритмического рисунка являются..

Темп – Moderato.
Динамика произведения разнообразна: от p до f.
Штрих – Legato.
Музыкальная фразировка по 4 такта.
Характер произведения..

  • 21509271
    Размер файла: 31 kB Загрузок: 36

Источник

Воспой, воспой в садику, соловьюшек — песни и тексты

Сборник песен дла народного хора с нотами и текстами


Всероссийское хоровое общество
Воспой, воспой в садику, соловьюшек
Москва, 1985г.

Сборник «Воспой, воспой; в садику, соловьюшек» состоит из песен, записанных студентами кафедры народного хора Московского государственного института культуры в фольклорных экспедициях. Материал йотирован собирателями под руководством педагогов.

Первый раздел — песни лирического содержания. По тематике произведений следует определять, какому составу поручить исполнение: женскому, мужскому или смешанному.

Второй раздел — песни плясовые, шуточные. В нотной записи даны лишь начальные строфы, подтекстовать остальные строфы не представит особой сложности.
Руководитель коллектива может решать, какие песни разучивать целым хоровым коллективом, а какие — ансамблем певцов.

Тексты песен даны в том объёме, который удобен для исполнения со сцены, по возможности сохранены диалектные особенности. Тесситура нотного материала соответствует звучанию на фонограмме. Это даст возможность исполнителям точнее представить подлинное звучание народной песни. В случае необходимости изменения высоты напевов следует делать это осторожно, незначительно отступая от оригинала.
Т. НОВИКОВА, зав. фольклорным кабинетом кафедры народного хора МГИКа

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ ЮГА РОССИИ

  • ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
    • Воспой, воспой в садику, соловьюшек
    • А-ох, за горою
    • Закатилось красно солнышко
    • Дай, подуй ветер
    • По-над лугом лежит шлях-дорожунька
    • Ох ты, груша моя
    • Сторона моя, сторонка
    • Вот ходила да Аннушка
    • Уж ты, сад, ты мой сад
    • А-ой, не бела-то заря
    • Да как подул ветер, дай холоднай
    • Стала, стала же заря заниматься
    • Да соловей, дай соловьюшек
    • Разнеясное ды солнушико
  • ПЛЯСОВЫЕ И ШУТОЧНЫЕ ПЕСНИ
    • Молодка
    • Ох, не бела заря
    • Усе гости по лавочкам сидят
    • Ды в нас по морю
    • В нас на горе калина
    • Да жалкай ты мой чернобровай
    • Да у нас девки
    • Я у лесе был
    • Как отдал меня батюшка
    • Как упали снежки
    • А у нас во садочку
  • Тексты песен

Скачать ноты

Источник

Песни Аграфены Оленичевой — Ноты

Ноты к песням для хора, тексты


Песни Аграфены Оленичевой
в обработке для народного хора без сопровождения и в сопровождении баяна
составитель Н.Калугина
«Советский композитор», 1983г.
номер с6052к

Имя талантливой песенницы Аграфены Оленичевой (1911 —1960) широко известно в Сибири; песни же Оленичевой улетели далеко за ее края. Не одно десятилетие звучат они по всей России, и порой многие исполнители даже не знают, кому они на самом деле принадлежат. Нередко эти песни объявляются в концертных программах хоров как народные. «Аграфена Оленичева — феноменальное явление в песенном творчестве. По самобытности и колориту мелодии, по их совершенно органическому родниковому строю и национальной подлинности она не имеет себе равных. Это не преувеличение. Ее песни не стареют, как сама жизнь и народ.»

В чем сила русского таланта А. Оленичевой? Отчего народ считает ее песни своими, а музыканты и поэты видят в них живую связь с русским песенным родником?
На это хорошо отвечает известный советский дирижер и композитор Е. Светланов: «.Песни ее ценны прежде всего тем, что они продолжают, развивают и поднимают на следующую ступень старую русскую крестьянскую песню. Она (Оленичева) сохраняет громадную мощь распева, богатство ритмического разнообразия, но какие-то интонации. освещают песню и сразу дают почувствовать, что это не повторение старого, а движение вперед с сохранением всего лучшего от старого».
Многие музыканты отмечают, что отличить песни Оленичевой от народных с первого раза невозможно. Но в то же время, наряду с яркой традиционной самобытностью, в них сразу ощущается современная авторская интонация. В ее темах — наше время, наше сегодня, в ее напевах— родная музыкальная речь. А впитала она ее в сибирской деревне Омской области, где родилась, выросла, научилась говорить музыкальным, песенным языком.
В песнях сочиняла она обычно сразу и мелодию, и слова. Слово у Оленичевой особое — чуткое, трепетное, ярко образное.

Ой да, как приветлив
Весенний наш денек!
Ой да, во Сибирюшку повеял
Теплый ветерок.

Ах, я, младешенька-млада,
Голубеночку наказ дала:
— Лети, лети, голубочек мой,
До столицы, до Кремля.
Ах, передай, голубочек мой,
Поклон низкий, низкий и земной Москве,
Москве белокаменной
От сибирских от людей.

Особая прелесть и в поэзии лирической песни:

Белым снегом лес покрылся,
Жемчугом горит Иртыш,
Да под берегом отлогим
Тихо, тихо шелестит камыш.

А песню эту сложила она зимой по дороге в колхоз как подарок колхозникам к Новому году. Вот что рассказывала Груня Оленичева:
«Еду в колхоз и думаю: чем я людям праздник украшу? Что новое спою?. Стала песню еще в дороге делать, стала петь. Остановились на ночлег в доме каком-то. Легла я, а сама думаю, думаю. Бумчу песню про себя, каждое слово в ней, ну как мать ребенка, укачиваю. Так и эдак его кладу. Под Новый год и спела я песню. Все боялась на народ пустить, а спела — так все ко мне и бросились. А гармонист старый, что с нами ездил, — он, смотрю…плачет».

Сын Оленичевой Борис вспоминает: «. я часто спрашивал ее, как сочиняется песня, но она мне так и не могла ответить. Я, говорит, сначала все представляю, а потом пишу».
Обладательница чудесного мелодического и поэтического дара, Груня Оленичева оставила
бесценный художественный материал для изучения, исполнения и обработки.
В 50-е годы она была певицей, а затем участницей фольклорной группы Государственного Омского русского народного хора. Сочинив новую песню, она обычно приносила ее в хор, робко разворачивала скомканный листок из школьной тетради и напевала, слегка покачивая правой рукой в ритм песне, сначала тихо, тихо, а затем все увереннее. И тут художественный руководитель хора Е. В. Калугина — первый ценитель, друг и советчик Груни — подхватывала напев, а потом, после занятий, часами сидели они, что-то уточняя, улучшая, обдумывая, пока песню не записывала Елена Владимировна нотами.
Только тогда она показывалась хору. Помню, как Груня, стоя перед хором, творила свои песенные переливы, то задумчивая, как бы отрешенная, то лукавая, озорная, непременно покачивая в такт правой рукой.
Сочиняла Аграфена Максимовна всегда только один напев и слова. Хоровая обработка ее напевов стала делом композиторов и руководителя хора. Ряд песен записали и обработали сибирские композиторы В. Левашов и Андрей Новиков. Среди них одна из лучших — «Эх, поля, да вы, поля».

Песни А. Оленичевой привлекли внимание видных московских композиторов: В. Шебалина (кстати, омича — земляка сибирской песенницы), В. Захарова, Г. Лобачева, Д. Васильева-Буглая, А. Абрамского, С. Аксюка. Композитор А. Копосов, большой друг и советчик Груни Оленичевой, наряду с замечательной обработкой песни «Белым снегом лес покрылся» и «Лен-ле-ночек», составил сборник из сорока ее песен. Некоторые из них записаны А. Копосовым с голоса А. Оленичевой. Это наиболее полное собрание напевов Аграфены Максимовны. А. Копосов явился составителем и первого издания хоровых обработок ее песен.
Большинство обработок напевов сделаны Е. В. Калугиной для Омского хора, поскольку ей поверяла Груня свои думы, свое первое слово в песне. И такими родными сибирскими запахами веет от их музыкальных и поэтических образов! Кстати, одна из них — «Со двора, со дворика»— посвящена событиям военного времени— разгрому фашистских войск под Москвой, где воевали многие сибиряки. В иносказательной форме в ней говорится о ясном соколе и со-колушке, зажатой зверем в тиски, и о смелом молодце: «Молодец стрелой скакал, соколину выручал». Песня эта исполнялась Омским русским народным хором на Международном конкурсе IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте, где хор занял 1-е место и получил звание лауреата.

В настоящем сборнике объединены почти все лучшие обработки из творческого наследия талантливой сибирской песенницы. Все они выполнены или для хора без сопровождения (в большинстве своем женского), или для хора в сопровождении баяна. Среди них партитуры для однородных и смешанных народных хоров разной подвинутости.
Эти обработки представляют ценный художественный материал для репертуара русских народных коллективов — как профессиональных, так и любительских.
Н. Калугина

  • I. Песни для хора без сопровождения
    • ПО БУГРУ, ПО БЕРЕГУ. Запись В. Левашова и Андрея Новикова. Обработка В. Захарова, литературная обработка В. Бокова
    • ЗА РЕКОЙ, ЗА ГОРОЙ. Запись В. Левашова и Андрея Новикова. Обработка В. Шебалина, литературная обработка В. Бокова
    • БЕЛЫМ СНЕГОМ ЛЕС ПОКРЫЛСЯ. Запись Е. Калугиной. Обработка А. Копосова, литературная обработка М. Лапирова
    • ЛЕН-ЛЕНОЧЕК. Запись и обработка А. Копосова, литературная обработка М. Лапирова
    • ВО ДОЛИНЕ-ЛУГОВИНЕ. Запись Е. Калугиной. Обработка Д. Васильева-Буглая, литературная обработка В. Бокова
    • БЕРЕГОМ, БЕРЕГОМ-УВАЛОМ. Запись и обработка А. Абрамского, литературная обработка М. Лапирова
    • НА ЗАКАТЕ ВЕЧЕРОЧЕК МОИ. Запись Е. Калугиной. Обработка С. Аксюка, литературная обработка А.Ситковского
    • АХ, Я МЛАДЕШЕНЬКА-МЛАДА. Запись и обработка. Е. Калугиной
    • ВСЕ ПОЛЯ ДА И ДОЛИНЫ. Запись В. Левашова и Андрея Новикова. Обработка И. Ивановой, литературная обработка В. Бокова
  • II. Песни для хора в сопровождении баяна
    • ПРОЙДИ, ЗИМУШКА-ЗИМА. Запись В. Левашова и Андрея Новикова. Обработка С. Аксюка, литературная обработка В. Бокова
    • ВЫШЛА НА БЕРЕГ РЕКИ. Запись А. Копосова. Обработка С. Разоренова, литературная обработка В.Бокова
    • ЭХ, ПОЛЯ, ДА ВЫ, ПОЛЯ. Запись и обработка В. Левашова и Андрея Новикова, литературная обработка В, Пухначева
    • АЛТАЙСКИЕ ПРИПЕВКИ. Запись и обработка В. Левашова, литературная обработка В. Пухначева
    • ЕЛЬНИЧЕК-БЕРЕЗНИЧЕК. Запись и обработка Андрея Новикова, литературная обработка М. Лапирова
    • ПО БАРАБИНСКИМ СТЕПЯМ. Запись В. Левашова и Андрея Новикова. Обработка Г. Лобачева, литературная обработка В. Пухначева
    • СО ДВОРА, СО ДВОРИКА. Запись и обработка Е. Калугиной, литературная обработка В. Бокова
    • ПРИХОДИТЕ, ГОСТИ, К НАМ. Запись и обработка Е. Калугиной, литературная обработка А. Ситковского
      КАК ЗА ЛУГОМ, ЗА РЕКОЙ. Запись и обработка Е. Калугиной, литературная обработка В. Бокова
    • ЗА БУГРОМ, ЗА ИРТЫШОМ. Запись А. Копосова. Обработка Е. Калугиной, литературная обработка М.Лапирова
    • МЫ ПОСЕЯЛИ ЛЕН ВО ЛОГУ. Запись и обработка Е. Калугиной, литературная обработка А.Ситковского
  • Тексты песен

Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!


Песни Аграфены Оленичевой
составитель А.Копосов
«Советский композитор», 1960г.
номер с6052к

Песни, вошедшие в настоящий сборник, созданы известной народной песенницей Аграфеной Максимовной Оленичевой (1911—1960). С ее голоса они записаны группой композиторов и фольклористов.
Музыкальное дарование талантливой сибирской песенницы сформировалось в гуще самого народа, среди сибирских колхозников, с которыми А. М. Оленичева, сама колхозница и в недавнем прошлом руководитель колхозной бригады, была связана на протяжении всей своей жизни.

Песни А. М. Оленичевой, современные по своей тематике, в большинстве своем лирического склада, окрашенные «местным» сибирским колоритом, несомненно представляют собой новое явление в русской народной музыке; они интересны также и как материал для изучения творческих устремлений в области песни современной колхозной деревни.
В основу настоящего издания положены музыкальные (мелодические) и поэтические тексты, опубликованные в сборнике «Двадцать песен Аграфены Оленичевой» для русского народного хора, вышедшем в 1956 году в издании Музфонда СССР. К ним добавлены новые песни, созданные А. М. Оленичевой за последние годы.
Подробные сведения о творческой биографии А. М. Оленичевой и созданных ею песнях читатель может почерпнуть в брошюре А. Медведева, посвященной талантливой сибирской народной песеннице. Брошюра выходит в нашем издании.

1. Ты, Сибирь, родная сторона. Запись Андр. Новикова и В. Левашова, литературная обработка В. Пухначева
2. По Барабинским степям. Запись Андр. Новикова и В. Левашова, лит. обработка В. Пухначева
3. По бугру, по берегу. Запись Андр, Новикова и В. Левашова, лит. обработка В. Бокова
4. Белым снегом лес покрылся. Запись Е. Калугиной, лит. обработка М. Лапирова
5. Ах, я младешенька-млада. Запись Е.Калугиной, лит. обработка А. Ситковского
6. Пройди, зимушка-зима. Запись Андр. Новикова и В. Левашова, лит. обработка В.Бокова
7. Мы посеяли лен во логу. Запись Е. Калугиной, лит, обработка А. Ситковского
8. Со двора, со дворика. Запись Е. Калугиной, лит. обработка В. Бокова
9. Как за лугом, за рекой. Запись Е. Калугиной, лит. обработка В. Бокова
10. Лен-леночек. Запись А. Копосова, лит. обработка М. Лапирова
11. За воротами гуляла ль молода. Запись Е. Калугиной
12. За рекой, за горой. Запись Андр. Новикова и В. Левашова, лит. обработка 8. Бокова
13. Приходите, гости, к нам. Запись Е. Калугиной, лит. обработка А. Ситковского
14. Все поля да и долины. Запись Андр. Новикова и В. Левашова, лит. обработка В.Бокова
15. На закате вечерочек мой. Запись Е. Калугиной, лит. обработка А. Ситковского
16. Ельничек-6ерезничек. Запись Андр. Новикова, лит. обработка М. Лапирова
17. Кукушечка. Запись А. Копосова, лит. обработка В. Бокова
18. Березонька. Запись Е. Калугиной, лит. обработка В. Бокова
19. Трактористка. Запись Е. Калугиной, лит. обработка Л. Ситковского
20. Берегом, берегом увалом. Запись А. Абрамского, лит. обработка М. Лапирова
21. За бугром, за Иртышом. Запись А. Копосова, лит. обработка М. Лапирова
22. Как за Волгой. Запись А. Копосова
23. Во долине-луговине. Запись Е. Калугиной, лит. обработка В. Бокова
24. Едет, едет милый мой. Запись Е. Калугиной, лит. обработка М. Лапирова
25. Шла я лесом. Запись Е. Калугиной. Лит. обработка В. Бокова
26. Вышла на берег реки. Запись А. Копосова, литературная обработка В. Бокова
27. Дуб распускает лепестки. Запись А. Копосова, лит. обрабатка М.Лапирова
28. Из урмана, из Сибири. Запись А. Абрамского, лит. обработка М.Лапирова
29. У колодца. Запись Андр. Новикова и В. Левашова, лит. обработка В.Бокова
30. Вышла я на берег. Запись А. Копосова
31. От колхоза отпуск я взяла. Запись Н. Бачинской, лит. обработка В. Пухначева
32. Миленочек. Запись Е. Калугиной
33. Уж ты вейся, хмелина. Запись А. Копосова, лит.обработка В. Бокова
34. Между двух кустов калины. Запись А. Копосова, лит. обработка М. Лапирова
35. Как за Ошей да за рекой. Запись А. Абрамского, лит.обработка М. Лапирова
36. Новогодняя. Запись Е. Калугиной, лит. обработка М. Лапирова
37. Пойду—выйду я на бережочек. Запись А. Абрамского, лит.обработка М. Лапирова
38. Комсомольцы-молодые москвичи. Запись А. Копосова, лит.обработка В. Бокова
39. У подруженьки моей. Запись А. Абрамского
40. А я нову песенку спою. Запись А. Абрамского, лит.обработка М. Лапирова

Скачать ноты

Источник

Оцените статью