Ein feste burg ist unser gott ноты

Твердыня наша Вечный Бог — Ein feste Burg ist unser Gott

Как укрепленный город, Бог —
Защита и опора.
Просящим, чтобы Бог помог
Приходит помощь скоро.
Наш древний враг хитер,
На злое дело скор,
Меч вражеский остер,
Кто с ним затеет спор?
Здесь, на земле — он первый.

Погибли б мы наверняка,
И дух из нас бы вышел,
Когда б не крепкая рука
Протянутая свыше.
И кто же Он таков?
Бог Сил, Бог Саваоф,
Бог Сын, Христос благой,
Бог Дух — никто другой
Нам в битве не подмога.

И если мир кишмя кишит
Бесовскими полками,
Нас злая сила не страшит,
Победе быть за нами!
Злись, гнусный сатана —
Проиграна война,
Ясна его вина
Он осужден сполна
И против нас бессилен.

Защита людям — Твой Покров
От вражеской напасти.
Конечно, сатана суров,
Но не имеет власти!
Смешны нам рык и рёв,
Над нами — Твой покров,
Я грома не страшусь,
Со мной мой Иисус,
Мой Бог, моя твердыня!

Источник

Ein feste Burg ist unser Gott , BWV 80 — Ein feste Burg ist unser Gott, BWV 80

Движения восемь Вокал САТБ хор и соло Инструментальная
  • 3 гобоя
  • 2 гобоя д’амур
  • гобой да какча
  • струны
  • континуо
Читайте также:  Детское музыкальное пианино для детей

Эйн Feste Burg ист UNSER Gott ( «Господь наш меч»), BWV 80 (также: BWV 80,3), является хоральная кантата для Дня Реформации от Иоганна Себастьяна Баха . Он переработал ее из одной из своих веймарских кантат , Alles, was von Gott geboren , BWV 80a (также: BWV 80.1). Первая лейпцигская версия церковной кантаты , BWV 80b (также: BWV 80.2), могла быть написана еще в 1723 году, примерно через пять месяцев после того, как Бах переехал в Лейпциг. Спустя несколько лет он еще раз переработал кантату, написав расширенную хоральную фантазию в качестве ее вступительной части . Текст версии BWV 80a была написана Salomon Франком и содержал одну строфу Мартина Лютера «s гимн „ Ein Фест Burg ист UNSER Gott “; для своих версий хоральной кантаты , BWV 80b и 80, Бах добавил полный текст этого лютеранского гимна .

Бах написал кантату для четырех солистов-вокалистов, четырехголосного хора и камерного ансамбля в стиле барокко, состоящего из трех гобоев разных жанров, струнных и континуо. После его смерти его сын Вильгельм Фридеман Бах аранжировал первую и пятую части, приняв новый текст и добавив трубы и литавры.

Ein feste Burg ist unser Gott была опубликована в 1821 году и стала первой из кантат Баха, опубликованной после его смерти. Издание Bach Gesellschaft появилось полвека спустя и включало расширенные инструменты Вильгельма Фридеманна.

СОДЕРЖАНИЕ

История и состав

Бах написал кантату в Лейпциге ко Дню Реформации , ежегодно отмечаемому 31 октября. При написании этого произведения Бах повторно использовал более раннюю кантату, Alles, von Gott geboren , BWV 80a , которую он написал в Веймаре для третьего воскресенья Великого поста и основанную на тексте, опубликованном в 1715 году Саломоном Франком . Это произведение, на котором основывались лейпцигские версии, было одним из немногих, в котором Бах цитировал один и тот же гимн дважды, в заключительном хорале и в инструментальной cantus firmus в начале. В BWV 80a он использовал вторую строфу гимна Лютера «Ein feste Burg ist unser Gott» (« Могущественная крепость — наш Бог »), которая звучит как «Mit unser Macht ist nichts getan» (С нашей мощью ничего не делается), для заключительного хорала. Бах не мог использовать более раннее произведение в положенное время в Лейпциге, потому что во время Великого поста там была запрещена музыка кантата.

Ранняя лейпцигская версия (BWV 80b) началась с простой хоральной постановки гимна в качестве вступительной части . Это единственная версия кантаты, страницы с автографами которой сохранились. Однако эти фрагменты автографов, которые также являются единственным доказательством этой версии, оказались в трех библиотеках на двух континентах — Bibliothèque Polonaise de Paris, Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге и Библиотеке Принстонского университета в Нью-Джерси. и дадим очень неполное представление о версии. Неизвестно, когда Бах написал эту версию кантаты. Два фрагмента на бумаге с 1723 водяными знаками, ведущие музыковеды, такие как Кристоф Вольф, пришли к выводу, что Бах, возможно, написал версию Ein feste Burg ist unser Gott как часть своего первого цикла кантат . Альфред Дюрр предлагает временные рамки с 1728 по 1731 год для его первоначальной композиции.

Версия 80b, возможно, уже содержала все четыре строфы гимна Лютера. Первая строфа появляется в новой первой части, вторая — это cantus firmus во второй части (первая часть веймарской кантаты), а две другие, возможно, использовались в пятой и восьмой частях; оба они были постановками хора, как и в более поздней версии Лейпцига. Вольф пишет, что таким образом Бах «мог предвосхитить сочинение более поздних серий хоральных кантат ».

Неизвестно, когда Бах сочинил тщательно продуманную вступительную часть финальной версии. Дюрр предлагает 1735 год, потому что в этом году Бах написал Wär Gott nicht mit uns diese Zeit , BWV 14 , который имел вступительный хор сопоставимой структуры и также был основан на гимне Лютера. Окончательная версия включает все строфы гимна, но, тем не менее, не соответствует формату второго цикла кантат Баха, начатого в 1724 году; в этом цикле каждая хоральная кантата опирается исключительно на один лютеранский гимн.

Сын Баха Вильгельм Фридеманн Бах , унаследовавший партитуры, позже адаптировал первую и пятую части, добавив партии для трех труб и литавр.

Музыка

Структура и оценка

В более поздней лейпцигской версии Бах разбил кантату на восемь частей. Он записал ее для четырех солистов-вокалистов (сопрано (S), альта (A), тенора (T) и баса (B)), четырехголосного хора (SATB) и камерного ансамбля в стиле барокко из трех гобоев (Обь), два гобоя д’амур (Oa), гобои da caccia или taille (Ta), две скрипки (Vl), альт (Va), виолончель (Vc) и различные инструменты, играющие на линии бассо континуо . Дюрр дал продолжительность 30 минут.

В следующей таблице движений первый столбец показывает номер механизма в BWV 80, а соответствующий номер в BWV 80a показан в скобках. Подсчет очков и ключи даны для поздней лейпцигской версии. Ключи и размеры взяты у Dürr с использованием символа общего времени (4/4). Инструменты показаны отдельно для духовых и струнных, в то время как бассо континуо, играющее повсюду, не показано. В первой части есть две линии бассо континуо: первая играет виолончель и цимбало , а вторая — виолончель и орган.

Движения Ein feste Burg ist unser Gott , BWV 80

Нет. Заголовок Текст Тип Вокал Ветры Струны Ключ Время
1 Ein feste Burg ist unser Gott Лютер Хоральная фантазия SATB 3Ob (ед.) 2Vl Va Ре мажор
2 (1) Аллес, был фон Готт geboren
Mit unser Macht ist nichts getan
Франк
Лютер
Ария и хорал BS Обь 2Vl Va (уни.) Ре мажор
3 (2) Erwäge doch, Kind Gottes Франк Речитатив B
4 (3) Komm in mein Herzenshaus Франк Ария S Си минор 12
8
5 Und wenn die Welt voll Teufel wär Лютер Хорал SATB 2Oa Ta 2Vl Va Ре мажор 6
8
6 (4) So stehe dann bei Christi blutgefärbter Fahne Франк Речитатив Т
7 (5) Wie selig sind doch die, die Gott im Munde tragen Франк Ария дуэт В Та Vl Соль мажор 6
8
8 (6) Das Wort sie sollen lassen stahn Лютер Хорал SATB 2Oa Ta 2Vl Va Ре мажор

Движения

Хоральная фантазия

Кантата открывается хоральной фантазией «с внушающими благоговение сложными контрапунктами». Движение ре мажор и обычное время развивает первую строфу гимна « Ein feste Burg ist unser Gott » («Могучая крепость — наш Бог»). Он использует технику мотета , в которой инструментальные и вокальные партии тесно следуют друг за другом. Баховед Клаус Хофманн отметил, что этот стиль относится к «вокальной полифонии шестнадцатого века», когда был написан гимн Лютера. Структурно часть повторяет первые две фразы, добавляет четыре новые более короткие фразы, а затем завершается еще одной итерацией второй фразы, и все это исполняется на гобое. Все четыре голоса «обсуждают каждую фразу подражательно как прелюдию к ее инструментальной записи», используя хитрые приемы. В хорале также используется cantus firmus, который исполняется исключительно в линиях бассо континуо и гобоя (в оригинальной форме движения).

Ария и хорал

Вторая часть сочетает в себе арию и хорал: бас поет вольную поэзию « Alles, was von Gott geboren » («Все, что рождено от Бога»), а гобой и сопрано исполняют вторую строфу гимна « Mit unser Macht ist» nichts getan «(Ничто не может быть сделано нашими силами) в приукрашенной версии мелодии хора, особенно в строке для гобоя. Как и первая часть, дуэт ре мажор и обычное время. Музыковед Ричард Д. П. Джонс интерпретировал тему ритурнели , которую играют струны в унисон , как девиз победы, соответствующий двум упоминаниям о победе в тексте. В веймарской версии инструментальное цитирование мелодии того же гимна, использовавшегося в качестве заключительного хорала, обеспечило структурное единство кантаты. Джонс сравнил «чрезвычайно витиеватое» исполнение мелодии, данной сопрано в лейпцигской версии, с аналогичным подходом в хорале, сыгранном гобоем д’амур в части 5 Веймарской кантаты для пятидесятницы , Erschallet, ihr Lieder , BWV 172 .

Бас-речитатив

Затем бас поет » Erwäge doch, Kind Gottes » (только подумайте, дитя Бога) как секко- речитатив, заканчивающийся ариозо , типичным стилем речитативов веймарского периода. Он использует каноническую имитацию между голосом и континуо частями. Это взаимодействие иллюстрирует единство христиан с Иисусом, которое отражает текст: «dass Christi Geist mit dir sich fest verbinde» (чтобы дух Христа мог прочно соединиться с вами). Мистический элемент этого единства, который также проявляется в последующей арии и последующем дуэте, контрастирует с «боевым» характером внешних движений, где преобладает гимн.

Сопрано ария

Четвертая часть, Komm in mein Herzenshaus (Войди в дом моего сердца), представляет собой арию сопрано с континуальным риторнелло. Для него характерны обширные мелизмы и «парящая и неземная» мелодия. Сопрано также поет мелодию континуо.

Центральный хорал

Центральный хорал представляет собой третью строфу гимна: « Und wenn die Welt voll Teufel wär » (И если бы мир был полон дьяволов). Мелодия хорала поется в унисон , что для Баха необычно. Мелодия без прикрас и в 6/8 тайм. Оркестровое сопровождение становится более возбужденным и сложным по мере развития движения.

Теноровый речитатив

Тенор-речитатив « So stehe dann bei Christi blutgefärbter Fahne » («Тогда встаньте с окровавленным флагом Христа») — это секко; как и более ранний речитатив для басов, он завершается ариозо. Движение включает в себя «случайные яростные мелизмы», используемые для подчеркивания чувства радости, передаваемого словами.

Ария дуэт

Дуэт альта и тенора » Wie selig sind doch die, die Gott im Munde tragen » (Как счастливы они, несущие Бога во рту) сопровождается скрипкой континуо и облигато с гобоем да какча. Движение носит «покорный» характер с текстурой, которая усложняется по мере развития дуэта, в какой-то момент включает в себя пять одновременных мелодических линий. Бах использует сопоставление «плавных, в основном полутрясущихся» инструментальных партий с вокальными «ритмами вязания / дрожания», чтобы изобразить щит верующих; Затем две части объединяются, чтобы рассказать о поражении врагов.

Заключительный хорал

Заключительная часть представляет собой установку из четырех частей последней строфы гимна « Das Wort sie sollen lassen stahn » (это слово, которое они должны оставить в силе ). Также в ре мажоре каждая из линий SATB дублируется одним или несколькими инструментами, и каждая часть имеет меньший вокальный диапазон, чем в других частях, чтобы их было проще петь прихожанам. Каждая фраза заканчивается паузой, чтобы разбить структуру, хотя они не всегда выполняются.

Прием

Рукописи и публикации

Самая старая дошедшая до нас рукопись Ein feste Burg ist unser Gott написана учеником и зятем Баха Иоганном Кристофом Альтниколом . Кантата была опубликована в 1821 году и стала первой кантатой Баха , опубликованной после смерти композитора. Издание Bach Gesellschaft кантаты, опубликованное полвека спустя, было напечатано с использованием расширенных инструментов Вильгельма Фридемана Баха. Эта версия была отредактирована Вильгельмом Рустом и появилась в 18 томе, опубликованном в 1870 году компанией Breitkopf & Härtel . Новый Bach издание (Neue Bach-Ausgabe, NBA) опубликовало оценку версии Лейпцига в 1987 году, под редакцией Frieder Rempp , с критическим комментарием следующей в 1988 году.

Договоренности

Теодор Томас аранжировал кантату для современного оркестра. Эта аранжировка была исполнена в Нью-Йорке в конце 1800-х годов и получила высокую оценку за «религиозное сохранение духа оригинала».

Оценка

После первой публикации в 1821 году кантата была положительно воспринята, о чем свидетельствует хвалебная статья 1822 года критика Иоганна Фридриха Рохлица , в которой хвалили ее «глубокое, в высшей степени оригинальное и, можно сказать, невообразимое богатство звука». Кристоф Вольф предполагает, что эта кантата «приобрела не только характер прототипа церковных кантат Баха, но и характер образца протестантского хорального сочинения» как «музыкальный символ лютеранства». Джакомо Мейербер процитировал это издание как образец лютеранской музыки. Издание 1870 года, напротив, было включено в растущее немецкое националистическое движение до такой степени, что стало стандартом для немецких военных радиопередач во время Второй мировой войны .

Современные музыковеды сходятся во мнении, что хоральная фантазия — выдающееся произведение. Например, Крейг Смит предположил, что «в жанре, в котором Бах был абсолютным мастером, это, вероятно, величайший припев мотета». Вольф писал: «Огромный хоральный мотет из 228 тактов, это одно из самых сложных хоровых сочинений Баха и одно из самых впечатляющих достижений в истории хоральной кантаты».

Выступления

Подробности ранних исполнений версий произведения неизвестны. Каталог Zwang 1982 года помещает первое исполнение ранней хоральной кантаты BWV 80 в 1724 году. Первая и пятая части с расширенными инструментами Вильгельма Фридемана были исполнены с новым латинским текстом в 1763 году в ознаменование окончания Семилетней войны .

Первое американское представление могло состояться уже в 1823 году в Вифлееме, штат Пенсильвания ; сделанные вручную копии частей, относящихся к тому времени, хранятся в Моравских архивах . Другие источники предполагают, что начальная дата выступления — 1865 год в Гарвардском университете .

Источник

Оцените статью