Эквалайзеры для бас гитар

Эквализация баса: как и зачем?

И снова здравствуйте, с вами снова диванный гитарный эксперт с 8 летним стажем. На этот раз мне бы хотелось поговорить про другой инструмент — это бас. А в этой теме очень даже есть, что рассказать. Бас-гитара — инструмент интересный. Казалось бы, что тут сложного, — дергай “нули» под бочку и повторяй гитару. Однако, если посмотреть внимательно, то здесь нас ожидает много интересного.

К сожалению, на басу мне удалось поиграть не так много, как на гитаре. Однако, я работал с бас-гитаристами и часто замечал сильное отличие в звучании. В процессе общения я выяснил, что самый первый инструмент для формирования тембра — это эквалайзер. Более того, только взяв в руки бас, начинаешь пользоваться данным элементом темброблока.

Для начала хотелось бы отметить один важный момент. Если у гитары можно “что-нибудь покрутить, чтобы был метал”, то бас-гитара в этом плане сложнее. Этот инструмент можно просто подключить к усилителю и начать играть “нули”, но удовольствие от прослушивания будет весьма сомнительным. Я вам постараюсь объяснить некоторые причины, почему басу требуется эквалайзер.

Первая причина: конструктивные особенности

Ранее я делал перевод статьи с японского языка (ссылка будет в конце текста), где рассказывалось про некоторые тонкости. Одной из таких тонкостей является очень чуткое реагирование на усилие: длинная мензура и толстые струны (относительно гитары) довольно ощутимо располагают к этому. Я могу подробно объяснить, но не думаю, что вы планируете задержаться на этом тексте ещё минут 10. Поэтому оставлю здесь такую мысль: без уменьшения некоторых резонирующих частот игра бас-гитариста если что-то и вызывает, то только рвоту. По крайней мере, в реальном случае.

Читайте также:  La cumparsita фортепиано ноты для фортепиано

Вторая причина заключается в нас

В басовом диапазоне плохо слышно ноты. А если ещё учесть, что мы чаще всего слушаем музыку не вживую, а через дешевые “затычки” из фикс прайса за полтос… В общем, вы меня поняли. Соответственно, в миксе надо хорошо подчёркивать атаку, верхнюю часть диапазона. Особенно это касается современной рок-музыки, где довольно часто используют пониженный строй или гитары (в том числе, бас-гитары) с расширенным диапазоном.

Отдельно хотелось бы отметить нестандартную эквализацию

Нестандартной эквализации для бас-гитары не существует. Для каждого типа решения художественных задач есть свои настройки эквалайзера. Скажем, для электронной музыки нужно усиливать нижнюю часть диапазона, для поп-музыки особо ничего не надо, для рока и метала (особенно, экстремального) нужно хорошо поднимать верхнюю часть и так далее.

Надеюсь, я вам дал достаточно информации. Подписываемся на канал, комментируем, ставим лайки.

Источник

Эквализация бас гитары: типы эквалайзеров, частоты, рекомендации

Желание добиться нужного звука, такого, чтоб не терялся в миксе на записи, на репетиции или на сцене, не выбивался по громкости относительно других инструментов — естественно для каждого музыканта. Один из инструментов, которые помогают при этом является эквалайзер. Понимание основных принципов эквализации не только поможет улучшить ваш звук, но и в целом сделает вас более грамотным музыкантом.

EQ — это приспособление для настройки громкости выбранных частот, или, другими словами, изменения амплитудно-частотных характеристик (АЧХ). Эквалайзер используется в двух случаях:

  1. Когда нужно удалить из сигнала определенные, не нужные нам частоты
  2. Когда нужно усилить нужные частоты

Для того, чтобы вникнуть как работает эквалайзер, нужно понимать физику звука.

При извлечении звука, вибрирующая струна производит сложный диапазон колебаний на разных частотах. Нижние частоты — и обычно самые громкие — называют фундаментальными. Но сигнал, посланный в усилитель содержит в себе не только фундаментальные частоты. Вибрация струны включает в себя широкий спектр обертонов (гармоник), которые кратны основной фундаментальной частоте. Их еще можно представить в виде интервалов. Например, первый обертон звучит на октаву выше, чем фундаментальный тон, а следующий, на квинту выше предыдущего. Вся эта серия обертонов определяет тембр инструмента, и благодаря им мы можем отличить один инструмент от другого.

А если тембр зависит от силы обертонов относительно основного тона, то становится понятно, почему EQ настолько нужный для нас инструмент. Получая контроль над частотами, составляющими сигнал бас гитары мы можем полностью изменить характер звучания всего инструмента. Точность таких изменений будет зависеть от типа эквалайзера.

Типы эквалайзеров и их свойства

Чтобы понять, как мы можем воздействовать на АЧХ сигнала бас гитары, нужно понять как работают различные типы эквалайзеров, и чего от них стоит ожидать.

Lowpass и Highpass фильтры

Простейшим видом эквализации является применение фильтров, которые пропускают только частоты выше или ниже установленной частоты отсечки. В пассивных бас гитарах ручка тона (tone-control) является классическим lowpass фильтром. Крутя ручку против часовой стрелки мы уменьшаем количество высоких частот в сигнале.

Пример использования hipass фильтра можно встретить во многих аудио системах, динамики в которых не могут в полной мере воспроизводить низкие частоты. Удаляя из сигнала самые низкие частоты hi-pass фильтром можно улучшить звучание, устранив частоты не предназначенные для воспроизведения данным динамиком. Устройство, разделяющее аудио сигнал на 2 или 3 частотных диапазона с помощью таких фильтров, а затем направляющее каждый из них в соответствующие динамики, называется кроссовером.

Notch фильтры

Это узкополосный фильтр нацеленный на одну определенную частоту. Графический эквалайзер — это последовательность таких фильтров, контролируемых фэйдерами. В работе live или на студии такие фильтры призваны бороться с резонансными частотами и устранять feedback. В арсенале бас гитариста такие эквалайзеры можно встретить в форме педалей, например Boss GEB-7, mxr, Source Audio Programmable EQ и др, или на усилителях и комбиках.

Параметрический (Parametric) EQ

Наиболее гибкий тип эквалайзера для нужд бас гитариста — параметрический эквалайзер. Эффект его применения зависит от параметров (настроек), которыми пользователь может управлять. Этот тип эквалайзера в свою очередь делится на два подтипа: semi-parametric и full-parametric.

Разница между ними в том, что последний позволяет настраивать ширину полосы частот, на которые он будет воздействовать, а в первом типе этот параметр предустановлен производителем. С помощью любого параметрического EQ можно установить базовую частоту воздействия и количество усиления или ослабления этой частоты.

Группы частот, которые нужно знать

Весь звуковой диапазон, воспринимаемый человеком, можно разбить на условные группы и подгруппы. Это поможет абстрагироваться от конкретных цифр и мыслить подгруппами, а также поможет запоминать звучание каждой подгруппы и её влияние на звук. Стоит заметить, что это лишь один из вариантов деления на подгруппы, и все может изменяться от производителя к производителю.

Ex. 1 — Группы частот, которые нужно запомнить

  • Верха (highs) — все, что выше 3,5 кГц. Часто обозначаются как treble.
    • Яркость (brilliance или edge) — выше 6 кГц
    • Присутствие (presence) — от 3,5 кГц до 6 кГц
  • Середина (mids) — между 250 Гц и 3,5 кГц
    • Условно можно выделить высокую середину (high-mids) от 1,5 кГц до 3,5 кГц,
    • И нижнюю середину (low-mids) от 250 Гц до 500 Гц,
  • Низы (lows) — все что ниже 250 Гц
    • Бас (bass) — от 60 Гц до 250 Гц
    • Суб-бас (sub-bass) — до 60 Гц

На разных устройствах количество и диапазон ручек и фэйдеров может быть различным. В самом простом варианте предусилителя можно найти ручки Bass/Mids/Treble. В более дорогих моделях среднечастотный диапазон разбит на три подгруппы, как показано на рисунке (Ex. 1). Также вместо ручек может быть установлен графический эквалайзер. Частоты, указанные под фэйдерами, могут отличаться в зависимости от производителя, но все их можно также разбить на подгруппы в соответствии с Ex. 1.

Ex. 2 — Подгруппы частот на графическом EQ

Как видно, подгруппе средних частот отведено 5 фэйдеров из 8. Это означает, что средние частоты очень важны для формирования тембра и далее мы рассмотрим за что отвечает каждая из подгрупп.

Практические рекомендации

Итак, давайте поговорим, как бас гитарист может улучшить или ухудшить звук своего инструмента с помощью эквализации. Сам по себе любой инструмент может звучать отлично. Проблемы могут начаться, когда несколько инструментов звучат вместе и конфликтуют между собой в борьбе за какой-то участок частотного диапазона. Таким образом, один инструмент может перекрывать другой, пропадает читаемость и музыкант не слышит себя. Важно знать диапазон бас гитары и понимать с какими инструментами мы делим общее звуковое пространство.

  1. Изучите свой инструмент и все возможности настройки звука которые он предлагает. Первым делом, выучите, что делает каждая ручка, тумблер и т.п. на вашей бас гитаре, чтобы четко представлять за что отвечает каждая «крутилка». Потратьте время чтобы исследовать все возможные комбинации и найти те варианты звучания, которые вам нравятся.
  2. Пытайтесь понять, для какого стиля музыки может подойти звук, который вы только что накрутили. Рэгги, фанк, металл?
  3. Перед настройкой настройкой бас гитары на сцене или на реп точке обнулите эквалайзер на комбике установив все ручки в ноль. Это хорошая отправная точка для большинства ситуаций и многие профессионалы начинают настройку именно с этого шага.
  4. Помните, что эквалайзер лучше справляется с «удалением» частот, чем с их добавлением.
  5. Если вам не нравится как звучит бас когда вы играете сами, все может кардинально измениться, когда заиграют другие инструменты. Тембр инструмента, идеально звучащий в миксе, может показаться невзрачным вне его.

А для тех, кто дочитал до конца, я наконец-то расскажу как влияет каждая подгруппа частот на звук бас гитары.

  • Суб-бас ( 6 кГц) — срезайте эти частоты полностью если пытаетесь добиться «винтажного» звука, на подобии в записях Motown.

Чтобы научиться хорошо и быстро накручивать нужный вам звук при игре в группе или в одиночку вам нужно как можно больше в этом практиковаться. Всегда слушайте как звучит ваш инструмент и пытайтесь мысленно представить частоты, которые нужно подправить для получения того или иного звука. По возможности, пробуйте сразу вносить необходимые изменения в АЧХ и слушайте результат. Удачи!

Если статья вам понравилась, не забудьте оставить свой комментарий, а также делитесь этой статье в соц. сетях. Этим вы поможете узнать о сайте другим басистам.

Источник

Сделай сам

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Михаил Южаков
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 14 января 2020 г.

А ктивный эквалайзер для бас-гитары. Содержит три полосы:

  • 0 – 120 Гц
  • 120Гц – 800 Гц
  • 800Гц – 20 кГц

Частоты подбирались на слух.

Обычно подобный эквалайзер ставят на активные бас-гитары в темброблок. Привожу три варианта схемы на часто используемые конфигурации датчиков (рассчитано на обычные пассивные датчики).

Схема с одним хамбакером («пресижн бас»)

Количество ручек придется увеличить до трёх (расфрезеровать полость и продырявить пикгард).

На приведённой схеме DA1.2 – ФНЧ на 120 Гц, DA1.4 – ФВЧ на 800 Гц. Средняя полоса реализуется вычитателем на DA1.3 – имеем идеально плоскую АЧХ в среднем положении ручек.

Потенциометры желательно использовать с пуш-пуллом (редкое сочетание номинала A25k с пуш-пуллом можно найти на АлиЭкспресс). В этом случае вместо выкинутой ручки громкости действует пуш-пулл SW3 (килл-свич). Пуш-пулл SW1 реализует «тру байпасс» датчика на выход – на случай, если села батарейка или вы захотели пассивного звучания. Подключаемый резистор R1 при этом имитирует нагрузку пассивного темброблока. SW2 – вместо регулятора тона (актуально только для пассивного режима).

Вариант для двух синглов («джаз-бас»)

В этом случае по умолчанию имеем параллельно соединение датчиков; выключить тот или другой датчик можно пуш-пуллами. Всё остальное то же самое.

Вариант для двух «независимых» хамбакеров

Здесь, помимо трёх ручек, внедрил еще переключатель от Les Paul для переключения датчиков.

На приведённой ниже схеме собственно эквалайзер включен в канал переднего датчика. В канал заднего датчика включен независимый «псевдоэквалайзер» на DA2.2 – ФВЧ на 120 Гц с дополнительно функцией поднятия верхов с 800 Гц (примерно как если убрать на эквалайзере первую полосу, а вторую и третью приподнять).

Примеры звуков. Писалось в линию, качество не очень хорошее.

Передний датчик на пассиве, через байпасс.

Передний датчик через эквалайзер, первая полоса.

Передний датчик, вторая полоса. Звук более «напористый», как на бриджевом датчике – можно имитировать оный на басу с одним датчиком.

Передний датчик, вторая и третья полосы. Что-то похожее на акустический бас.

Задний датчик как есть.

Задний датчик с включенным частотным корректором. Звук более яркий.

Источник

Оцените статью