Примеры экзаменационных билетов для выпускников ДШИ 7(8)-летнего срока обучения по предмету «Сольфеджио».
учебно-методический материал по музыке (7 класс) по теме
Выпускной экзамен по «Сольфеджио» — это не только экзамен для учащихся, но и для преподавателя. К этому экзмену не возможно «натаскать» ученика за 2-3 месяца, т.к. здесь требуется продемонстрировать навыки и умения, наробатываемые годами регулярных занятий. Экзаменационные задания должны быть разнообразными и охватывать весь спектр форм работ на уроках «Сольфеджио». Учащиеся должны продемонстрировать:
— знание теоретического материала, умение оперировать терминами и понятиями;
— навыки работы в ладу — построения, интонирование;
— навыки построения и интонирования от звука;
— навыки определения на слух музыкальных элементов от звука и в ладу;
— умение сольфеджировать как выученные музыкальные примеры (в том числе и двухголосные с проигрыванием одного голоса на фортепиано), так и с листа, с демонстрацией навыков интонирования, дирижирования, точного соблюдения ритма и фразировки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Примеры экзаменационных билетов для выпускников ДШИ 7(8)-летнего срока обучения по предмету «Сольфеджио». | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Экзаменационные билеты для выпускников 7 (8) – летнего срока обучения по предмету «Сольфеджио»
- Интервалы.
- Спеть E-dur гармонический. Спеть в нем опевание устойчивых ступеней, ув4 и ум 5 (характерные). Построить и спеть цепочку аккордов: Т 5 3 – умVII 7 – D 6 5 – T 5 3 – T 6 – S 5 3 – II 6 5 – K 6 4 – D 7 – T 5 3 – S 6 4 – T 5 3 .
- Построить от звука d и спеть: б3↑, ч4↓, м6↑, б2↓, Б 6 4 ↑, М 5 3 ↓, D 7 ↑ с разрешением в 2 тональности.
- №…. (I), №… (II) верхний голос.
- Спеть №… с листа.
- Определение на слух: 3 лада, 4 интервала, 3 трезвучия и обращения, 3 септаккорда и их обращения + последовательность аккордов в ладу.
- Лады народной музыки.
- Спеть сis-moll гармонический. Спеть в нем опевание устойчивых ступеней, ув2 и ум7. Построить и спеть цепочку аккордов: t 5 3 – D 6 5 – t 5 3 — D 4 3 – t 6 – s 5 3 – II 6 5 – K 6 4 – D 7 – t 5 3 – s 6 4 – t 5 3 .
- Построить от звука f и спеть: м3↑, ч5↓, м6↑, м2↓, М 6 ↑, Б 5 3 ↓, D 7 ↑ с разрешением в 2 тональности.
- №…. (I), №… (II) верхний голос.
- Спеть №… с листа.
- Определение на слух: 3 лада, 4 интервала, 3 трезвучия и обращения, 3 септаккорда и их обращения + последовательность аккордов в ладу.
- Родство тональностей. Тональности 1-й степени родства.
- Спеть As-dur гармонический. Спеть в нем тяготения неустойчивых ступеней, ув5 и ум4. Построить и спеть цепочку аккордов: Т 5 3 – D 4 3 – T 6 – S 5 3 – II 6 5 – K 6 4 – D 7 – VI 5 3 — K 6 4 – D 7 – T 5 3 .
- Построить от звука е и спеть: м3↑, ч5↓, м6↑, м2↓, М 6 ↑, Б 5 3 ↓, D 7 ↑ с разрешением в 2 тональности.
- №…. (I), №… (II) верхний голос.
- Спеть №… с листа.
- Определение на слух: 3 лада, 4 интервала, 3 трезвучия и обращения, 3 септаккорда и их обращения + последовательность аккордов в ладу .
- Аккорды: трезвучия и септаккорды.
- Спеть f-moll гармонический. Спеть в нем тяготения неустойчивых ступеней, ув4 и ум5 (характерные). Построить и спеть цепочку аккордов: t 5 3 – D 6 5 – t 5 3 – s 5 3 – II 6 5 – K 6 4 – D 7 – VI 5 3 — K 6 4 – D 7 – t 5 3 .
- Построить от звука g и спеть: м3↑, ч5↓, м6↑, м2↓, М 6 ↑, Б 5 3 ↓, D 7 ↑ с разрешением в 2 тональности.
- №…. (I), №… (II) верхний голос.
- Спеть №… с листа.
- Определение на слух: 3 лада, 4 интервала, 3 трезвучия и обращения, 3 септаккорда и их обращения + последовательность аккордов в ладу.
- Гамма. Лад. Тональность.
- Спеть H-dur гармонический. Спеть в нем опевания устойчивых ступеней, ув2 и ум7. Построить и спеть цепочку аккордов: T 5 3 – умVII 7 – D 6 5 – T 5 3 – T 6 – S 5 3 – II 6 5 – K 6 4 – D 7 – T 5 3 – S 6 4 – T 5 3 .
- Построить от звука d и спеть: ч4↑, б3↓, м7↑, м3↓, М 6 ↑, Б 5 3 ↓, D 7 ↑ с разрешением в 2 тональности.
- №…. (I), №… (II) верхний голос.
- Спеть №… с листа.
- Определение на слух: 3 лада, 4 интервала, 3 трезвучия и обращения, 3 септаккорда и их обращения + последовательность аккордов в ладу.
- D 7 и его обращения. Вводный септаккорд.
- Спеть gis-moll гармонический. Спеть в нем опевания устойчивых ступеней, ув5 и ум4. Построить и спеть цепочку аккордов: Тt 5 3 – D 6 5 – t 5 3 — D 4 3 – t 6 – s 5 3 – II 6 5 – K 6 4 – D 7 – t 5 3 – s 6 4 – t 5 3 .
- Построить от звука h и спеть: б6↑, м2↓, ч4↑, м3↓, Б 6 4 ↑, М 5 3 ↓, D 7 ↑ с разрешением в 2 тональности.
- №…. (I), №… (II) верхний голос.
- Спеть №… с листа.
- Определение на слух: 3 лада, 4 интервала, 3 трезвучия и обращения, 3 септаккорда и их обращения + последовательность аккордов в ладу.
- Септаккорды, их разновидности. Септаккорды в ладу: D 7 , II 7 , вводные септаккорды.
- Спеть Des-dur гармонический. Спеть в нем тяготения неустойчивых ступеней, ув4 и ум5 (характерные). Построить и спеть цепочку аккордов: Т 5 3 – D 4 3 – T 6 – S 5 3 – II 6 5 – K 6 4 – D 7 – VI 5 3 — K 6 4 – D 7 – T 5 3 .
- Построить от звука а и спеть: м3↑, ч5↓, м6↑, м2↓, Б 6 ↑, М 5 3 ↓, D 7 ↑ с разрешением в 2 тональности.
- №…. (I), №… (II) верхний голос.
- Спеть №… с листа.
- Определение на слух: 3 лада, 4 интервала, 3 трезвучия и обращения, 3 септаккорда и их обращения + последовательность аккордов в ладу.
- Метр. Размер.
- Спеть b-moll гармонический. Спеть в нем тяготения неустойчивых ступеней, ув2 и ум7. Построить и спеть цепочку аккордов: t 5 3 – D 6 5 – t 5 3 – s 5 3 – II 6 5 – K 6 4 – D 7 – VI 5 3 — K 6 4 – D 7 – t 5 3 .
- Построить от звука g и спеть: м3↑, ч5↓, м6↑, м2↓, М 6 ↑, Б 5 3 ↓, D 7 ↑ с разрешением в 2 тональности.
- №…. (I), №… (II) верхний голос.
- Спеть №… с листа.
- Определение на слух: 3 лада, 4 интервала, 3 трезвучия и обращения, 3 септаккорда и их обращения + последовательность аккордов в ладу.
- Задание №1 – это устный ответ, в котором учащийся должен раскрыть тему в пределах программы с приведением примеров на доске и фортепиано. Материал для подготовки раздается заранее (в III четверти) вместе с билетами.
- Настройка в тональность в задания №2 производится от звука «ля».
- В задании №4 номера для сольфеджирования выбираются из числа пройденных в течение года по учебникам Калмыкова Б., Фридкина Г. (сост.) «Сольфеджио», в 2-х частях – одноголосный и двухголосный. В задании №5 выбирается одноголосный номер для 5-го класса того же учебника.
- Задание №6 в билете может выглядеть примерно следующим образом:
Мажор гармонический, минор натуральный, минор мелодический, б3, м7, ув2 с разрешением в ч4, б6, М 6 , Б 5 3 , М 6 4 , D 7 с разрешением в минор, умVII 7 с разрешением в мажор, D 4 3 без разрешения.
Каждый элемент проигрывается по 2 раза.
Последовательности аккордов могут быть примерно следующими:
— в мажоре Т 5 3 – мVII 7 — умVII 7 — D 6 5 – T 5 3 — D 4 3 – Т 6 — S 5 3 – II 6 5 – K 6 4 –– D 7 – T 5 3 — s 6 4 гарм. — Т 5 3 .
— в миноре t 5 3 – умVII 7 – t 5 3 – D 6 4 – Т 6 — s 5 3 – II 6 5 – K 6 4 — D 7 – VI 5 3 – II 4 3 — K 6 4 –– D 7 6 – D 7 5 — t 5 3 .
Последовательность проигрывается в 4-голосном изложении 2-3 раза.
Источник
Теоретический тест по сольфеджио для учащихся 7-го класса ФПО, ОСИ, ХСП ДШИ
Разделы: Музыка
Класс: 7
Вступление
Данная работа – это теоретический тест для выпускного 7 класса ФПО, ОСИ, ХСП ДШИ, соответствующий учебной программе. Теоретический тест – удобная форма для проверки знаний учащихся. Она позволяет сократить время на опрос, но определить уровень усвоения пройденного материала у всех учащихся. Тест состоит из трёх основных разделов: I — “Тональности. Лады” (11 вопросов); II — “Интервалы” (8 вопросов); III — “Аккорды” (24 вопроса).
Дополнительный раздел включает 5 вопросов по темам: диатоническая и хроматическая секвенция, хроматические вспомогательные и проходящие звуки, инструментальная и вокальная группировка, виды фактуры и органного пункта. Всего в теоретическом тесте – 48 заданий. Данная работа содержит большое количество практических построений и музыкальных примеров, которые помогут выяснить усвоение теоретического материала учениками.
Тест предлагает учащимся ответить письменно кратко на теоретический вопрос, проверить свои знания на практических примерах, проявить аналитические способности, умение построить или определить изученное, исправить допущенные ошибки. Часть вопросов теста можно использовать для текущих контрольных уроков, а часть вопросов, выбранных педагогом, может быть контрольным итоговым тестом для выпускного экзамена.
I Тональности, лады
1. Установить правильную последовательность квинтового круга бемольных мажорных тональностей: F, Es, B, Ges, Des, Ces, As. Написать под буквенным обозначением цифры 1, 2, 3.
2. Установить правильную последовательность квинтового круга диезных минорных тональностей, подписав под обозначением цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7: cis, dis, h, fis, gis, e, ais.
3. Написать латинским обозначением родственные тональности к Fis-Dur:
4. Написать латинским обозначением родственные тональности к es-moll:
5. Определить в мелодиях вид минора, подписать буквенным обозначением. :
6. Определить вид мажора в мелодиях, подписать буквенно. :
7. Какой интервал создаёт восточный колорит гармоническим ладам: гармоническому минору и гармоническому мажору?
При ответе обвести букву кружком и подписать этот интервал в музыкальном примере (все его повторения). :
8. Определить и подписать в мелодиях народные лады минорного наклонения. :
9. Определить и подписать народные лады мажорного наклонения. :
10. Определить и подписать особые народные лады. :
11. Определить ладовое наклонение хроматических гамм, отметить обозначением. В 1 примере – дописать нисходящее изложение гаммы со знаками, во 2-ом – поставить только знаки перед нотами в нисходящем изложении гаммы. :
II Интервалы
1. Определить интервалы, подписать их, разрешение интервалов отметить цифрой 1, (определить тональность), обращение интервалов – цифрой 2. :
2. Определить и подписать все интервалы, простые диатонические интервалы с разрешением подчеркнуть. :
3. Разрешить тритоны, подписать обозначение, ступени. Диатонические тритоны отметить наверху квадратной скобкой, характерные тритоны – пометить внизу квадратной скобкой. :
4. Определить интервалы, подписать ступени, обозначение, разрешить их. Характерные интервалы подчеркнуть. :
5. По разрешению определить тритоны, построить их, подписать обозначение, ступени. Внизу под скобками отметить латинскими буквами субдоминантовые (S) и доминантовые (D) тритоны. :
6. Подписать обозначение к разрешению тритонов, 2 неверных разрешения исправить. :
7. Подписать обозначение к интервалам и их разрешениям. Характерные интервалы отметить цифрой 1); простые диатонические интервалы – цифрой 2). :
8. Написать энгармонически равные интервалы данным и подписать новое обозначение :
III Аккорды, каденции
1. Определить 4 типа трезвучий от звука, подписать их, обвести кружком одно неправильно построенное трезвучие. :
2. Определить обращения трезвучий, подписать обозначение. :
3.Согласны ли вы, что главные трезвучия определяют характер лада? а) да; б) нет;
подчеркнуть букву ответа.
4. Разрешить обращения S5/3 в параллельных тональностях. В каком направлении движутся аккорды S группы в звуки T5/3? Подписать аккорды, ступени. :
5. Как называются эти аккорды, в каком направлении они разрешаются в звуки Т5/3? Подпишите аккорды, ступени, разрешите в параллельных тональностях, в миноре исправьте неточности в аккордах. :
6. Исправьте 3 ошибки в разрешениях обращений главных трезвучий, подпишите ступени. :
7. Написать в параллельных тональностях натурального вида побочные трезвучия III и VI ступеней, которые разрешаются в T6, T6/4. :
8. К разрешениям в параллельных тональностях написать ум.5/3, ув.5/3, ступени. :
9. Учитывая интервальное строение, подписать обращения D7 буквенно, слева цифрами установить правильную последовательность аккордов:
м.3 + б.2 + б.3 = _______? | Б5/3 + м.3 = _______? |
ум.5/3 + б.2 = _______? | б.2 + Б5/3 = _______? |
10. Подписать ступени, обращения D7 с разрешением, исправить ошибки. :
11. Подписать названия аккордов по их строению:
Ум.5/3 + м.3 = _______? | Ум.5/3 +б.3 =______? |
12. Построить вводные септаккорды к разрешениям, подписать обозначение, ступени. :
13. Определить септаккорды в ладу, написать обозначение. :
14. Проверить построение септаккордов вне лада, исправить 4 ошибки. :
15. Обращения каких септаккордов разрешаются с удвоением примы, терции, квинты? Написать аккорды к разрешениям, подписать под аккордами ступени. :
16. Проверьте разрешение обращений VII7 в звуки Т5/3, исправьте 3 ошибки, подпишите обозначение ко всем аккордам, ступени. :
17. Проверьте разрешение обращений SII7, исправьте 3 ошибки, подпишите аккорды тонической гармонии, ступени. :
18. Сделать разрешение обращений VII7 и SII7 через аккорды обращений D7 в звуки Т5/3, дописав недостающие аккорды. Под аккордами написать ступени. :
19. Написать 2 гармонические последовательности на ступенях: 1) III-II-II-II-I; 2) III-IV-IV-IV-III, используя логически верно обращения трёх септаккордов II7, VII7, D7. :
20. В гармонической последовательности обвести квадратиком прерванный оборот, подписать аккорды, ступени. :
21. Определить проходящие (1) и вспомогательные обороты (2). К каждому гармоническому обороту поставить цифру 1 или 2, в первых четырёх тактах написать пропущенные обращения главных трезвучий. :
22. Отметить в гармонических построениях автентические обороты — цифрой 1); плагальные обороты – цифрой 2); полные обороты – цифрой 3). :
23. По данным схемам отметить половинные каденции цифрой 1), заключительные каденции – цифрой 2): S – T; D – T; S6 – D7 – T; T – S; T6 – D; II6/5 – K6/4 — D7 – T; T6 – K6/4 – D.
24. В двух гармонических последовательностях а) и б) определить отклонения, модуляцию. Написать тональный план, обозначить все аккорды, ступени. Отклонения пометить квадратной скобкой, в модуляции отметить общий аккорд. :
IV Дополнение
1. Определить и подписать в музыкальных примерах а) и б) диатоническую секвенцию и хроматическую секвенцию. :
2. Определить хроматические вспомогательные и проходящие звуки в мелодиях а) и б). Отметить их * и подписать каждый пример. :
3. Заменить инструментальную группировку (№ 1) на вокальную (№2). :
4. Определить вид фактуры в музыкальных примерах: а) одноголосная; б) подголосочная; в) гомофонно-гармоническая; г) аккордовая; д) имитационная.
Выбрать ответ и буквой отметить каждый пример. :
5. Определить и подписать вид органного пункта в музыкальных примерах: тонический (T орг.п.); доминантовый (D орг.п.); тонико-доминантовый (T-D орг.п.). :
Источник