Ель для отделки гитары

Дерево для акустической гитары

Опубликовано: 2016-01-04 / Автор: Сергей Хмарук

Скорее всего, вы уже успели познакомиться с общим устройством акустики, поэтому будем сегодня более углубленно говорить о самом главном, – какое дерево для акустической гитары используют во время производства, а также, какими свойствами обладает та или иная порода древесины.

Как вы знаете, на звучание любого типа гитар (особенно на акустические) влияет большое количество факторов – форма и размер инструмента, вес грифа, крепление пружин и т.д. Но, конечно же, самое главное в любой гитаре – это дерево, ведь именно от него во многом зависит качество звучания.

Опытные слушатели гитарной музыки знают, что звучат все гитары по-разному, в основном это явление объясняется разницей в сортах древесины, из которой их изготавливают. Поэтому, сейчас мы попытаемся разобраться, отбросив все условности и мелкие детали, каким образом различные породы дерева влияют на звук гитары.

Дерево для акустической гитары

Честно говоря, для изготовления гитар применяют огромное количество разных сортов, что вспомнить их все сразу будет довольно сложно. Зато есть, так называемые, «традиционные» сорта, о которых мы и будем дальше говорить.

Верхняя дека

Это наиболее влияющая на звук часть акустической гитары, поэтому начнем именно с нее. Для изготовления верхней деки есть два стандартных сорта дерева – кедр и ель. Кедр (cedar), как правило, имеет «обволакивающее» и более мягкое звучание, а ель (spruce), наоборот, обладает более звонким и резким звучанием.

В акустических гитарах наиболее часто применяют сорт ели под названием «ель ситхинская» (sitka spruce). Произрастает она как в США, так и в Европе. Цены на нее умеренные, т.к. эта порода не является редкой. На более дорогих гитарах можно увидеть верхнюю деку, сделанную из «немецкой ели» (engelmann spruce), ареал произрастания которой в основном находится в Канаде и Альпах.

Этот сорт древесины, в отличие от обычное ели, немного мягче, поэтому звучание не такое резкое. Цвет у немецкой ели имеет бело-молочный оттенок. Хорошо отличить эти два сорта можно по старым инструментам, где немецкая ель с годами становится слегка желтоватой, а обычная ель приобретает золотистый цвет.

На акустических гитарах стоимостью более 3000$, в очень редких случаях, можно встретить еще один сорт под названием «красная ель» (аdirondack spruce). Эта разновидность довольно дорогая и достаточно редкая, обладающая звонким, но более глубоким звуком, в отличие от обычной ели. Именно этот сорт в гитаростроении когда-то считался стандартом, но в нынешнее время основную массу гитар все же делают из ситхинской ели. Поэтому сегодня ель и кедр можно считать самыми популярными породами дерева для изготовления верхней деки.

Сочетание этих двух сортов дает специфическое звучание инструмента – ель более звонкая, а кедр придает более мягкий оттенок. Возможно, вы не знали, но ель подобна коньяку – чем она старше, тем более глубокий звук она приобретает и становится только лучше. Кедр же этим свойством не обладает, зато очень популярен в классических гитарах. Иногда попадаются довольно дорогие и приятно звучащие инструменты, корпус которых полностью выполнен из красного дерева (коа), но это все же исключение из вышеописанных стандартов производства.

Нижняя дека и обечайка

Изготавливают их обычно из одинаковых материалов. Чаще всего это клен (maple), красное дерево (mahogany), и палисандр (rosewood). Стандартом принято считать последние два, поэтому все остальные сорта принято сравнивать в первую очередь с ними. А вот все то, что хорошо для электрогитар, не всегда уместно для акустики. К примеру, липа (basswood) и ольха (alder) практически не используются для изготовления акустических гитар. Так какое дерево лучше?

Начнем с красного дерева. Этот сорт придает гитаре мягкий «ровный» звук средней глубины, где хорошо звучит в отдельности каждая струна. Поэтому, если вы любите играть переборами, то гитара из красного дерева будет отличным выбором для вас. А вот при использовании во время записи микрофона или внутреннего звукоснимателя, это дерево также дает замечательные результаты.

А чем же хорош палисандр? Это дерево отличается более глубоким «вязким» звучанием, особенно это можно почувствовать на басах. Гитары из палисандра хороши для игры в акустическом оркестре, для ритмических партий, а также для тех музыкантов, которые любят более глубокий звук. По отдельности струны слышны немного хуже, но зато можно получить объемный и сложный звук, играя боем. Записываться через микрофон будет немного сложнее, а вот при использовании встроенной электроники результаты вас не разочаруют.

Что касается остальных сортов, то клен, к примеру, обладает более звонким и резким звуком. Он ближе к красному дереву, но все же при этом не имеет той мягкости и мелодичности звучания. Орех (walnut) также довольно известное в гитаростроении дерево, звучание которого не очень глубокое, но довольно звонкое и если сочетать его вместе с кедром, то получается очень хороший инструмент.

Хотелось бы отдельно слово сказать о гавайской коа (koa), которая становится довольно популярной в последнее время. Звук у этого дерева довольно специфичный – немного глуховат, но при этом достаточно глубокий и мягкий без выраженной звонкости. Если звуком коа не может особо похвастаться, то вот внешний вид у нее на 5+, т.к. это один из самых красивых сортов древесины.

Еще есть бразильский палисандр, который считается элитным деревом для акустической гитары. В гитаростроении до 69-го года его использовали практически все производители, но потом был наложен запрет на его экспорт правительством Бразилии. Поэтому теперь приходится отдавать около 2000$ за две хорошие дощечки для стенок гитары, а это мало кому сейчас по карману. В связи с этим, основная масса акустических гитар изготавливается из палисандра, который экспортируют из других стран.

Еще один фактор, который влияет на акустические свойства той или иной древесины – место его происхождения, т.е. один и тот же сорт, произрастающий в разных странах, может немного отличаться по своему звучанию. Список разновидностей дерева еще можно было бы долго продолжать, но все перечислить просто не возможно в рамках данной статьи. Самое главное то, что мы рассмотрели основные сорта, которые наиболее часто встречаются в акустике. Все остальное – исключение, нежели правило.

На основе вышеописанного можно сделать вывод, что перед началом изготовления гитары, толковый мастер, в первую очередь думает о том, какое звучание инструменту он хочет придать в итоге. Когда же будет отдано предпочтение тому или иному звуку, остается самое важное – выбор материала для верхней и нижней деки. Понятия «мягкий звук» или «глубокий звук» здесь весьма относительны, но все же большинство гитаристов и мастеров согласны с этими терминами.

Гриф акустической гитары

Гриф, его накладка, а также струнодержатель практически не влияют на звук, хотя есть такие музыканты, которые утверждают обратное. Возможно, они обладают особым слухом, который у большинства гитаристов не так развит. Тут спорить можно очень долго. Грифы в большинстве своем делают из красного дерева либо из клена. Последний сорт, все же, используют чуть реже. Это относительно недорогие и достаточно твердые породы.

На классических гитарах часто можно встретить кедровый гриф с вклеенной полоской эбони (черное дерево), которое по своим физическим свойствам очень твердое, поэтому из него также принято делать струнодержатели и накладки. Эбони еще и достаточно дорогое дерево, используют его при создании гитар ручной работы и в элитных моделях именитых брендов. Вам же, скорее всего, попадется инструмент с палисандровой накладкой и струнодержателем.

Палисандр хоть и мягче черного дерева, но тоже достаточно хорош и вполне пригоден. Хотя есть музыканты, которые утверждают, что накладка из эбони приятнее, и что играть им на таких инструментах легче. Но вряд ли кто может, из большинства гитаристов, с закрытыми глазами отличить накладку из черного дерева от палисандра путем взятия на грифе ноты или аккорда. Поэтому не стоит слишком заморачиваться насчет этого.

Полезные советы

Бытует мнение, что дерево, из которого изготовлены пружины, также придает звучанию свой оттенок, но по большому счету, здесь наиболее важны параметры самой формы и размера пружин, которые практически всегда делают из того же материала, что и верхняя дека.

Если вы столкнетесь с выбором акустической гитары, то как минимум в 9 случаев из 10, инструменты, предлагаемые в музыкальных магазинах будут сделаны из дерева, описанного выше. Если кто не знает, то большинство гитар среднего ценового диапазона делают не из цельного, а из ламинированного дерева. В последнее время такие инструменты по качеству становятся все лучше и лучше. Не опытный, да и бывалый музыкант тоже, не всегда поймет по звуку какое дерево у него в руках, цельное или ламинированное.

Но здесь все же стоит отдать предпочтение той гитаре, у которой верхняя дека будет все же из «настоящего» дерева, т.е. цельная, а остальное все уже не так важно. Но в чем же разница? Влияние дерева на звук в ламинированных гитарах существенно меньше, т.к. прессованные слои вибрируют не так свободно, как это может делать цельная деревянная пластина, поэтому такие гитары лишены своей «индивидуальности».

Расположение волокон – тоже немаловажный момент, который стоит учитывать. На любой приличной акустической гитаре, если хорошо присмотреться, можно увидеть, что верхняя и нижняя деки состоят из двух симметричных кусков. Обычно симметричны как сама форма, так и расположение волокон, которые должны быть ровно расположены. Это достигается при помощи системы специальной нарезки дерева. Благодаря этому можно заставить дерево вибрировать оптимально.

Также стоит обратить внимание, особенно на верхней деке, на расстояние между волокнами. Чем оно больше, тем дерево мягче, а звук, соответственно, менее звонкий и более мягкий. Наилучшим вариантом считается расстояние 1-2 мм по всей поверхности, особенно если оно не сильно изменяется от центра к краю. Иначе говоря – параллельные и ровные волокна позволяют дереву свободно вибрировать, что в итоге отражается в виде хорошего и красивого звучания.

Ну что ж, подведем итоги. Если вы ищите себе инструмент до 300$, то на дерево можете особо не обращать внимание. Лучше всего акцентируйте внимание на качество склейки, удобство игры ну и, конечно же, звучание. А если уже хотите что-то по дороже, то можете прислушаться к вышеописанным рекомендациям.

Так что, если вы не собираетесь посвятить свою жизнь гитарному мастерству, а просто хотите выбрать тот инструмент, который наиболее подходит под ваш стиль игры, то этих советов вам вполне должно хватить, и каких-либо трудностей у вас не возникнет.

Источник

Дерево для гитарной деки

Ель. Sitka spruce (picea sitchensis)

До сих пор самый распространенный тип фабричных гитар стиля Dreadnought, часто преподносится как гитара общего назначения. Наиболее часто для используемого топа применяется древесина Ели Ситка. Ситка, в среднем, одна из самых сложных и сильных елей, которая хорошо подходит для этих инструментов. Она широко распространена, её много и поэтому это относительно недорогой и качественный материал, необходимый для гитарных решений, что также помогает объяснить его популярность для фабричных гитар. Используя Ель в этом контексте, у гитары преобладает яркий звук, более сильный в низких гармониках струн, но который является в значительной степени функцией гитарной конструкции, используемых струн и стиля игры. (мастер также не на последнем месте) …

Тем не менее, этот звук связан с определенным деревом, и поэтому ель Ситка, как утверждают, имеет “сильный фундаментальный ” звук.

С течением времени, для гитар со стальными струнами, Ель Ситка стала своего рода как точка отсчета, с которой сравнивают другие виды деревьев.

Engelmann spruce (picea engelmannii)

По сравнению с Елью Ситка, Ель Энгелман имеет меньшую плотность, жесткость и твердость. Если, например, заменить на готовой гитаре деку из Ситки, на Енгелман с такой же толщиной, то гитара будет звучать «темнее», может быть, даже несколько «мутнее». Это в результате того, что Ель Енгелман имеет ниже модуль Юнга и как следствие производительность деки с более низкой частотой. Однако, это может быть легко исправлено, увеличив очень немного толщину деки, таким образом укрепив её, чтобы вернуть нужные частоты обратно. В результате — гитара станет более чувствительна, потому что будет более низкая главная масса, из-за более низкой плотности Ели Энгелман. Используя Ель Енгелман в хорошо продуманной гитарной конструкции, можно будет получить очень чувствительную, отзывчивую, сбалансированную гитару. Это особенно важно если речь идет об «фингерстиле» (finger-style).

Из-за способности Энгелман работать в малой массе, и низким затуханием деки, то эта Ель, тоже очень подходит для топов в классических гитарах …

Из-за своей низкой твердости, Ель Энгельман легко «ранима» и подвержена повреждению как во время строительства инструмента (гитарный мастер не на последнем месте) так и в использовании его игроком….

Европейские Ели. European (Norway, German) spruce (picea abies)

Европейские ели, как правило, жестче, плотнее и тяжелее, чем Ель Энгелман (к которой они имеют близкие визуальные сходства), но они не столь плотные и жесткие, как Ель Ситка. У Европейских Елей наиболее заметным отличием от Ситки и Энгелмана является отношение перекрестного слоя к длиннослою с более высокой жесткостью. Для Ситки это соотношение составляет

0,75… для Энгельман она составляет

1,0 и Европейской Ели обычно это 1,2-1,4… Однако, не установлено является ли это какими-либо акустическими значениями… Структурно, есть прежде всего косметическая выгода как результат более высоких поперечных зерен на топе. Это идеально подходит для рип и пружин внутри гитары. Многие мастера предпочитают это для классической гитары. На слух есть очень небольшое различие тонально между Энгелман и Европейской Елью. Однако, осторожное использование ели Энгелмана приводит к более низкой массы для деки, более высокой подвижности и следовательно делает гитару более отзывчивой.

Германская ель, под шеллаком (френчполиш) выглядит очень красиво, блеск которой является не копируемым другими «белыми главными» деревьями.

Секвойя. Redwood (sequoia sempervirens)

Мастера, которые работали с этим деревом, говорят что оно переменно в его материальных свойствах. Хотя я эту изменчивость не обнаружил в табличных данных… Redwood может быть хрупким, легко расщепляется вдоль волокон, а также более стабильно по размерам при изменении влажности, чем большинство елей. С декой из Redwood могут быть сделаны очень приемлемые гитары. Но иногда бывают не характерные дифференциации тональных функций (впрочем любое дерево не стабильно, в той или иной мере).

Если необходимо построить исключительно отзывчивую гитару со стальными струнами или классическую гитару, Редвуд не был бы наиболее предпочтительным деревом из-за его высокой плотности и более низкой жесткости по сравнению с некоторыми из альтернатив. Однако при грамотном подходе к толщине деки и соотношению этого по гибкости к материалу дна и обечаек (примерно ¼) можно получить вполне не плохой результат. Редвуд – отзывчивый как кедр, но с качествами ели. Под лаком или шеллаком, Редвуд проявляет свою красивую текстуру и богатый красно/коричневый цвет. Может выглядеть исключительным для тех, кто предпочитает более темные гитары.

Красный Канадский Кедр. Western Redcedar (thuja plicata)

Западный Красный Кедр (redcedar, который по сути является кипарисом, а не кедром, несмотря на его таксономию) это мягкая, низкой плотности, относительно низкой жесткости древесина, с очень низким затуханием. Ее модуль Юнга в диапазоне в 6,0 — 9,5 GPa… Её звуковой коэффициент отдачи говорит о том, что это превосходная древесина для деки , несмотря на её относительно низкую прочность и жесткость, и это действительно так. Если заменить, его на ту же толщину деки Ели или Ель Энгельман, кедр будет звучать более «темно». Это дало Красному Кедру репутацию как тонально «темный» или «теплый». Г лавным образом вследствие пониженного резонанса, как результат от использования древесины с более низким модулем Юнга. Если толщину деки компенсировать за счет её увеличения, то Красный Кедр может производить звук сопоставимый с елью. Гитары со стальными струнами с кедровой декой могут быть действительно отзывчивыми, выдающимися инструментами с большой тональной гибкостью. Redcedar чаще используется для классической гитары, для которой он хорошо подходит. Он имеет уникальное отличие от Ели в том, что по опыту многих других кто столкнулся с Кедром — гитара сразу имеет более зрелый звук, чем аналогичная возрастом Ель. Ель на гитаре должна хорошо поработать несколько лет чтобы звук развился в полной мере. Это не совсем ясно, почему дело обстоит именно так, однако есть предположение, что это, возможно, из-за функции неупругости древесины.

Источник

Читайте также:  Carl vine flute sonata ноты
Оцените статью