Ель энгельмана для гитары

TAYLOR о влиянии древесины на «окрас» гитарного звука

Сорт древесины, из которого изготовлена верхняя, нижняя деки и обечайки гитары, оказывает важнейшее влияние на ее звук. Уникальные физические свойства каждого сорта дерева – например, плотность и жесткость – преобразовываются в звуковые нюансы. Таким образом, разные сорта дерева будут обладать разным количеством низких, высоких и средних частот, а также уровнем сустейна.

Технология изготовления гитары, так же как и технология приготовления блюда на кухне, играет огромную роль в звуке инструмента. Это то, как он сочетает и смешивает все свои ингредиенты для того, чтобы получить неповторимый вкус своего собственного производства.


Твердые и мягкие сорта древесины

Древесина, применяемая для изготовления гитар, часто делится на мягкую и твердую.

Твердые сорта, как правило, растут дольше и имеют большую плотность, в то время как мягкие сорта растут быстрее и обладают меньшей плотностью. Нижняя дека и обечайки большинства гитар изготавливаются из твердых пород древесины. Некоторые популярные сорта — это палисандр, красное дерево, клен и коа.

Мягкие сорта весят значительно меньше, но имеют хорошую эластичность. Баланс легкости, прочности и эластичности сделали мягкие сорта популярным выбором для изготовления верхней деки гитар. Прежде всего используются такие сорта, как ель и кедр. Ситхинская ель – самая частоиспользуемая порода для изготовления верхней деки. Она достаточно плотная, но при этом эластичная, что позволяет получать чистый акустический звук с хорошим динамическим диапазоном и сустейном. (Ель также используется для изготовления корпусов пианино и смычковых инструментов, например, скрипок). Некоторые сорта твердой древесины, такие как красное дерево или коа, тоже могут использоваться для изготовления верхних дек гитар.

Читайте также:  Песенник с аккордами для гармошки

Массивная древесина или ламинированная конструкция

Одна из определяющих характеристик гитары — это тип древесины, сделана она из массива или ламинированной древесины (или других материалов).

Массивная древесина создает наиболее широкий и полнозвучный тембральный спектр, в результате чего рождается превосходный звук. Гитары из массива более дороги в производстве из-за стоимости материала и технологии производства. Древесина должна быть спилена, высушена, раскроена с соблюдением определенных климатических условий.

Ламинированная древесина представляет собой слоеную конструкцию, как правило, со шпоном с обеих сторон и более тонкими слоями в центре. Обычно такая древесина звучит менее насыщенно, однако имеет ряд своих преимуществ:

  • Доступность по цене
  • Возможность использовать для шпона экзотические сорта дерева и добиваться эстетичного внешнего вида
  • Неприхотливость при изменяющемся температурном режиме

Если ваш бюджет ограничен, гитара с ламинированной нижней декой и обечайками может быть оптимальным выбором в том случае, если она сделана хорошо.

Почему акустические гитары звучат лучше с возрастом

Одна из интересных характеристик хорошо сделанной гитары из массива заключается в том, что ее звук улучшается со временем, если за ней правильно ухаживать. Гитаристы часто говорят о необходимости дать гитаре время, чтобы «разыграться», для того, чтобы она полностью раскрыла свой звук. И действительно, древесина, используемая для гитар, изначально несколько менее эластична, она не привыкла раскрываться под воздействием вибрирующих струн. Однако в процессе игры дерево становится более расслабленным и эластичным (приблизительно как новая пара джинсов становится мягче через некоторое время).

Процесс натурального старения тоже вносит свой вклад, изменяя клеточную структуру древесины по мере того как в ней естественным образом кристаллизуется сахар. Это уменьшает сопротивление движению и, как результат, разыгранная или состаренная гитара становится более отзывчивой к касаниям струн и обладает лучшим резонансом.

Определенные сорта жесткой древесины с высокой плотностью имеют тенденцию «разыгрываться» дольше. Например, древесина коа. Но после того как этот процесс пройдет, звучание таких сортов становится более теплым и богатым. Это одна из причин, почему винтажные гитары так ценятся. По этой же причине не совсем корректно сравнивать более старую и абсолютно новую гитары, даже если они сделаны из одинакового дерева. Таким образом, качественно сделанная гитара сохраняет свою ценность со временем, даже увеличивает ее, приобретая новые качества!

Сравниваем звуковые характеристики древесины

Ниже мы сравнили общие звуковые характеристики нескольких, чаще всего используемых в гитарной индустрии, сортов древесины. Если вы заинтересуетесь моделями бутиковых компаний или отдельных мастеров, вы найдете и другие экзотические сорта, о существовании которых вы, возможно, даже не слышали.

Приведенные ниже звуковые характеристики следует воспринимать как обобщенную информацию, в каждом отдельном случае на звучание древесины оказывают влияние множество специфических факторов, таких как:

  • Климатические условия, которые определили расположение волокон древесины
  • Сочетание сорта древесины верхней деки с сортами древесины нижней деки и обечаек.
  • Размер корпуса гитары
  • Конструкция пружин и другие нюансы
  • Ваш стиль исполнения и ваши уши

Наглядная звуковая диаграмма

Один из наиболее традиционных путей описывать звуковые характеристики древесины — это график их частотного диапазона, который часто опускается вниз в области низких, высоких или средних частот. На рисунке ниже мы изобразили диаграммы частотных диапазонов разных сортов дерева. При этом высокие частоты находятся справа, низкие – слева.

График визуально отражает общий диапазон. Палисандр и ованкол, в примеру, имеют тенденцию к резонансу с преобладанием низких частот, а коа и клен звучат ярче за счет более насыщенных высоких частот. Обратите внимание на несколько «проваленную» середину у палисандра и более «выпуклую» у ованкола. Пунктирная линия у коа означает расширение диапазона в области нижних частот после определенного периода времени, когда гитара «разыгрывается».

Диаграмма отображает лишь обобщенные характеристики звучания древесины по сравнению друг с другом. Она не базируется на каком-то объективном научном исследовании, а скорее на нашем субъективном, основанном на опыте восприятии звучания. Звук акустического инструмента всегда будет содержать элемент непредсказуемости, основанный на уникальности каждого отдельного куска дерева.

Древесина для изготовления нижней деки и обечаек

Эта древесина широко применяется в мире акустических гитар:

  • Богатый музыкальный тембр со звонкими обертонами, который характеризуется сложной структурой и длинным сустейном.
  • Широкий частотный диапазон с глубокими низкими частотами, колоколообразными высокими и несколько «урезанной» серединой.
  • Одна из самых прочных и популярных пород древесины

Обратите внимание на палисандр если:

Вы любите богатый, «разборчивый» акустический звук с мощными басами и высокими частотами, сложными обертонами с длинным сустейном. Палисандр – это универсальное дерево, оно хорошо подходит под многие стили исполнения.

Тропический махагони (красное дерево)

  • Тембральные особенности характеризуются мощными средними частотами и удивительно сфокусированным звуком, который часто описывается как «хлесткий», «древесный» или «сухой» без большого количества звенящих обертонов.
  • Обладает более контролируемой отдачей, которая хорошо сочетается с мощной атакой исполнителя.
  • Чистый и ровный звуковой характер делает эту древесину хорошим выбором при игре в сопровождении других инструментов.
  • Иногда описывается как приземленный, не очень разборчивый звук в сравнении с богатым и чистым звучанием палисандра.
  • Гитары из красного дерева звучат на множестве музыкальных записей многих лет: от кантри-блюза до фолка и рока.

Обратите внимание на махагони если:

Вам нравится чистый и ровный звук с большим количеством средних частот. Это отличная древесина для тех, кто еще не определился с тем, какой звук он хочет. Благодаря хорошо контролируемой отдаче, это дерево прощает ошибки начинающих музыкантов.

  • На протяжении десятилетий почитается в мире акустических инструментов за ровное и прозрачное звучание. Гораздо больше отвечает на особенности игры музыканта, чем проявляет собственную индивидуальность.
  • Традиционно известен благодаря чистому, яркому и сфокусированному звуку с быстрой атакой и быстрым затуханием ноты, что хорошо «прорезает» общий микс при игре с другими инструментами.
  • Кленовые гитары Taylor призваны создавать более теплое, многогранное звучание, с достаточной громкостью и сустейном. Музыкальный инструмент из клена достаточно универсален для применения в разных стилях, при этом в звучании сохраняется натуральное характерное звучание древесины.

Обратите внимание на клен если:

Вы хотите инструмент из универсальной древесины, которая хорошо сочетается с разными стилями исполнения. Имейте в виду, что гитары Taylor имеют более теплое и многогранное звучание, с достаточной громкостью и сустейном. Гитары из клена других брендов имеют тенденцию звучать более ярко с меньшей теплотой и сустейном.

Эти сорта древесины менее известны, чем их классические визави, но имеют схожие звуковые характеристики:

  • Является альтернативой красному дереву с большим количеством высоких частот
  • Плотный и сбалансированный звук по всему частотному диапазону
  • Хорошо сочетается с разными стилями исполнения

Обратите внимание на сапеле если:

Вам нужна гитара с универсальным звуком с хорошей читаемостью и общим балансом. Она способна на все то, чем славится красное дерево с несколько более выраженными высокими частотами. Поскольку сапеле не так раскручено и популярно как красное дерево, гитара из него несколько более доступна по цене.

  • Мощный звук и подчеркнутые средние частоты. Сухое и чистое звучание, похожее на красное дерево или коа
  • Высокие частоты похожи на звучание палисандра
  • Универсальная древесина, хорошо подходящая для разных форм корпуса и разных стилей игры.

Обратите внимание на черное дерево если:

Вы ищите прекрасный универсальный акустический звук. Черное дерево хорошо отзывается на разные стили игры, делая инструмент многогранным. Мощное звучание и широкий динамический диапазон придутся по вкусу тем, кто играет медиатором аккорды, а музыканты с пальцевой техникой оценят прозрачность, теплоту звучания и кристальность звучания высоких частот. Это превосходный выбор для записи и живых выступлений.

  • Африканская древесина, напоминающая палисандр своими звуковыми характеристиками по всему частотному диапазону, от низких до высоких частот
  • Несколько более насыщенные средние частоты, чем у палисандра. Звучание ближе к коа
  • Популярный выбор среди гитаристов любого уровня

Обратите внимание на ованкол если:

Вам нравится звучание палисандра с несколько более насыщенными средними частотами. Универсальность ованкола делает его хорошим выбором для широкого спектра музыкальных стилей

Так как аванкол менее известен, чем палисандр, гитару из ованкола можно приобрести за меньшую цену.

Эти породы дерева восхищают своим внешним видом так же, как и музыкальными качествами:

  • Эта древесина очень ценится за свой внешний вид, волокна древесины образуют причудливые узоры
  • Достаточно плотная и твердая тропическая древесина, обладающая тембральными характеристиками, похожими на красное дерево, т.е. в звуке выделяются особенно мощные средние частоты, однако высокие частоты более яркие и звонкие, чем у махагони.
  • Чем больше музыкант играет на гитаре из коа, и чем старше она становится, тем лучше она звучит.

Обратите внимание на коа если:

Вас вдохновляет экзотичный внешний вид и привлекают мощно звучащие средние частоты с более яркими верхами, чем у красного дерева. И помните, гитара из коа стареет изящно, вознаграждая вас звуком, который улучшается с каждым годом.

  • Плотная древесина создает чистый, сфокусированный звук с хорошим уровнем громкости и хорошей пробивной способностью
  • Мощные басовые и низкие частоты, чистые верха и несколько «подрезанные» средние частоты напоминают звучание палисандра
  • Богатые обертона выгодно звучат при медленной и мягкой игре
  • Также хорошо отвечает на агрессивное звукоизвлечение

Обратите внимание на макасар если:

Вы чаще играете пальцами, и вам важны обертона или наоборот нужен чистый и мощный звук при агрессивной атаке. При правильной форме корпуса макасар может себя проявить в абсолютно разных стилях исполнения.

Ламинированная древесина

Создание гитар с нижними деками и обечайками из слоеной или ламинированной древесины позволяет нам сберегать лесные ресурсы (количество древесины, использующейся для создания шпона, в восемь раз меньше того количество деревьев, которое нужно спилить для создания массивных гитар) и предложить музыкантам надежный, недорогой и, благодаря технологии Taylor, хорошо звучащий инструмент. Конструкция ламината Taylor имеет три слоя древесины, включая центральный слой из тополя и шпон с обеих сторон. Технологический процесс позволяет нам изгибать нижнюю деку гитары для дополнительной жесткости, что в сочетании с использованием ламинированной древесины позволяет создать надежный инструмент, который хорошо переносит походные условия, а также перепады температур и влажности. Благодаря ламинату, полностью сделанного из дерева, верхней деке из массива и эксклюзивной технике изготовления Taylor, музыканты могут получить весь спектр акустического звука.

Важно: Все ламинаты изготавливаются по-разному. В Taylor мы стараемся отойти от использования термина «ламинат», чтобы избежать путаницы, как все большее количество продуктов на рынке, носящих название «ламинат» производится из синтетических, не древесных компонентов. Например, ламинат высокого давления.

Древесина для изготовления верхней деки

Верхняя дека гитары это жизненно важный компонент звукового уравнения. Это самый первый фильтр и генератор звука, работающий от энергии вибрирующей струны. Верхняя дека резонирует вместе со струнами, задним порожком, струнодержателем и корпусом, создавая весь спектр звука. Верхнюю деку можно сравнить с динамиком звуковой колонки.

  • Наиболее часто используемая древесина для изготовления верхней деки из-за ее благодаря легкости и упругости, особенно при радиальном распиле.
  • Легкий вес дает верхней деке свободу движения, что помогает переносить энергию колебания струны в чистый акустический звук
  • Создает широкий динамический диапазон
  • Подходит для разных стилей игры, от агрессивного исполнения аккордов медиатором до легкого пальцевого звукоизвлечения.

Хорошо подойдет для:

Практически любого стиля исполнения. Если ваше звукоизвлечение особенно агрессивно, вам стоит обратить внимание на адирондакскую ель. Если ваш стиль извлечения особенно мягкий, кедр будет для вас хорошей альтернативой.

  • Натуральный гибрид ситхинской ели и ели Энгельмана/белой ели
  • Сочетает характеристики ситхинской и адирондакской ели для создания особенно мощного, богатого и громкого звука
  • Средние частоты имеют более насыщенное и благозвучное звучание

Хорошо подойдет для:

Музыкантов с мощной атакой, которым нужен мощный звук и широкий динамический диапазон.

Западный Красный Кедр

  • Менее плотный, чем ель
  • Его относительная мягкость добавляет теплоту гитарному звуку, особенно музыкантам с мягким звукоизвлечением, например использующим пальцевый метод или сдержанные удары медиатором.
  • Музыканты с мощной атакой обычно обращают свой взгляд в сторону ели
  • Кедр хорошо сочетается с нейлоновыми струнами, так как они создают меньше звуковых колебаний, чем стальные струны.

Хорошо подойдет для:

Музыкантов в стиле фингерстайл и музыкантов с мягким звукоизвлечением, которым нужен мягкий и отзывчивый звук.

Верхняя дека из твердых пород

Гитара с верхней декой из твердой породы древесины, такой как коа или красное дерево, создает натуральную компрессию. Она не отзывается так быстро, как гитара с декой из ели, зато обладает эффектом более контролируемого и протяжного «вкатывания» в ноту.

  • Гитара с верхней декой из красного дерева воспроизводит мощный основной тон, звучит прямо и сфокусировано. Ее естественная тембральная компрессия поможет скомпенсировать избыточную атаку агрессивного звукоизвлечения.
  • Гитара с декой из коа звучит похоже на гитару из красного дерева, но имеет более ярко звучащий верхний регистр благодаря еще большей плотности дерева. Музыканты с агрессивной, яростной атакой могут безбоязненно «высекать» звуки из такой гитары, не боясь перегрузить ее.

Древесина накладки грифа

Накладка грифа удерживает лады на месте. В мире акустических гитар для изготовления накладки чаще всего используется черное дерево из-за его плотности.

В Taylor мы используем черное дерево для изготовления накладок всех наших гитар, потому что оно держит лады особенно хорошо, а его плотная структура не позволяет деформироваться от постоянного прижатия струн к ладам.

Некоторые гитарные производители используют палисандровые накладки грифа (особенно популярны в мире электрогитар), но так как они менее плотные, мы считаем их менее подходящими, чем черное дерево. На дешевые гитары иногда устанавливают накладки, сделанные из композитного материала рихтлайта.

Несмотря на то, что современные технологии вознесли качество изготовления гитар на высочайший уровень, следует помнить, что каждая гитара индивидуальна, так как сделана из разных кусков дерева. Это означает, что каждый инструмент будет выглядеть несколько по-другому, а также будет проявлять свой уникальный звуковой характер. В этом, например, заключается сложность сэмплирования гитар, так как сложно передать уникальный характер каждой отдельной модели. Так же как в еде, это во многом является вопросом вашего личного вкуса.

Источник

Оцените статью