Поет русский народный хор — Выпуск 6
Нотные сборники для хора в сопровождении и без сопровождения музыкальных инструментов
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Шестой выпуск серии «Поет русский народный хор», как и предыдущие, включает сочинения, разнообразные по тематике и жанрам, для коллективов разной степени подготовленности. Большинство песен публикуется впервые.
Открывается сборник праздничной «Здравицей» Л. Дмитриева, которой можно начать концертную программу хора, а также исполнить ее при официальной встрече гостей, преподнесении традиционных хлеба-соли. Среди песен патриотического, гражданского содержания — «Мы победу ковали в труде» С. Стемпневского, «Земля сибирская» Г. Пономаренко. Сельским труженикам, их заботам и радостям, посвящены песни «Хлеборобы» Д. Львова-Компанейца, «Новый дом» Ю. Рыбникова, «Жавороночек» Б. Киселева. В сборнике представлены также лирические песни («Русские кружева» Евг. Шелеманова, «Кто бы парню намекнул» И. Поликарпова, «Тальяночка» О. Дымова), сатирическая сценка «Гармонист» В. Григоренко, шуточные припевки «Как у нас на вечеринке» Ю. Зацарного.
Хоровые сочинения «Ель моя, ёлушка» Г. Пантюкова и «Что рябина со калиной собеседовались» А. Носкова написаны авторами в характере подлинных русских народных песен. Оба автора (первый является художественным руководителем Омского русского народного хора, второй — главным хормейстером Северного русского народного хора), хорошо зная природу этих традиций, органично используют средства народного музыкального языка.
Русские народные песни, публикуемые в сборнике, предназначены для исполнения разными составами: женским, мужским, смешанным.
В конце сборника к большинству произведений даются методические указания по разучиванию и исполнению.
А. Широков,
заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии им. Глинки
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
При исполнении «Здравицы» Л. Дмитриева может возникнуть необходимость введения в хор мужских голосов, не предусмотренных автором. Целесообразнее всего усилить нижнюю партию женского хора мужскими голосами со слов «Хорошую песню поет страна». В последних двух тактах они могут поделиться на две партии и сдублировать женские голоса октавой ниже.
Партитура песни Г. Пономаренко «Земля сибирская» красочна и разнообразна. При желании хормейстер может варьировать нюансировку. Например, запев второго куплета («В тропах таежных.») может быть более приглушенным, на меццо-пиано. В таком же плане может начаться и припев, однако, начиная с третьего такта, звучность следует увеличить, а начало репризы и ее продолжение дать на форте. В третьем куплете в припеве возможно исполнение репризы из-за такта сначала только солистами, затем — всем хором. Нюансировка — как во втором куплете.
Хор С. Стемпневского «Мы победу ковали в труде» по фактуре приближается к типу сочинений, исполняемых коллективами академического плана. Здесь, в частности, имеют место имитационные проведения, групповые реплики, текстовые разночтения. Рекомендуется учить этот хор раздельно с женской и мужской группой и лишь после освоения материала петь вместе.
В песне Д. Львова-Компанейца «Хлеборобы» советуем разнообразить запевы: в первом куплете до самого припева поют только женские голоса, во втором — только мужские (основную мелодию в унисон), в третьем — все вместе, как написано у автора.
Партитура сельской картинки Ю. Рыбникова «Новый дом» — одна из интереснейших и вместе с тем труднейших в сборнике (длительное пропевание терциями в мужской и женской группе хора, сохранение устойчивого темпа при чередовании восьмых и шестнадцатых, выпевалие триолей шестнадцатыми на последних слогах слов). Особое внимание нужно уделить верхнему ми-бемоль у басов на словах «поднажмем». Звукоподражание ударам топора («чеп, чап»), переходящее из голоса в голос, приходится всегда на слабые доли такта, что создает дополнительные ритмические и ансамблевые трудности.
Песню Евг. Шелеманова «Русские кружева» рекомендуется исполнять в хореографическом оформлении: совместно с танцевальным коллективом либо самостоятельно хором. Простейшим решением может быть плавное хождение по сцене цепочкой с использованием переменного шага на каждую четвертную долю музыки. Направление движения цепочки можно прихотливо менять, то закручиваясь в спираль, то разрывая линию в характере рисунков русских кружев.
Частушки Ю. Зацарного «Как у нас на вечеринке» целесообразно запевать одной исполнительнице из группы средних голосов хора. С припева вступит весь хор. Солистка в это время может пританцовывать. Со слов «Эх, спляшем» к ее танцу или проходке подключается весь хор или его часть. Переходить после этого на вступление необязательно: допустимо начинать каждый очередной куплет непосредственно с запева.
Большие возможности для постановочной фантазии предполагает сценка «Гармонист» (музыка В. Григоренко). Два главных исполнителя — девушка и гармонист — помимо вокальных, должны обладать и артистическими данными.
Исполнение песни Г. Пантюкова «Ель моя, елушка» требует широкого дыхания, протяженного звука, большого динамического нарастания. Одно из труднейших мест партитуры — фортиссимо с ферматой. Звучание всех партий, кроме первой женской, следует после ферматы резко снять,*оставив лишь первые голоса, которые, постепенно стихая, перейдут на вокализацию слога «а».
В жанровой картинке О. Дымова «Тальяночка» два музыкальных образа: подражание гармошечному наигрышу и распевная, в характере волжских страданий мелодия. В соответствии с этим должен строиться и исполнительский план. Первая часть исполняется подчеркнуто остро, инструментально; восьмые ноты берутся очень коротко. Вторая часть, несмотря на указание автора «Оживленно, весело», лучше, на наш взгляд, прозвучит в контрасте к «наигрышу» — более раздольно, напевно.
Три русские народные песни Псковской области обработаны для женского состава русского народного хора. Наиболее трудна для исполнения первая из них — «Ты, рябинушка». Здесь очень важно выполнить динамическое нарастание к концу третьего куплета («да к солнцу выросла»). После кульминации, подчеркнутой многозвучным аккордом с разделением всех партий, — мягкое и постепенное diminuendo. Последнюю высокую ноту (до-диез) может взять одна исполнительница — лучше та, которая запевала.
Кубанская народная песня «За Кубанью огонь горит» в обработке И. Корчмарского более всего подходит для мужского хора с крепкими голосами. Ее можно исполнить в традициях походной казачьей песни (ровно, на одном форте) или с некоторыми дополнительными нюансами. Например, шестой, седьмой и восьмой куплеты (диалог матери с сыном) можно спеть тихо, а последний, девятый куплет— подчеркнуто громко, вначале чуть сдержанно, возвращаясь потом к первоначальному темпу.
При исполнении русской народной песни «Полоса моя, полосонька» (обработка Н. Веретенникова) в куплетах с неравным количеством слогов потребуется дробление отдельных четвертных нот на восьмые.
В сибирской народной песне «Черемушка» (обработка В. Сигалова) очень важно выполнить динамическую линию от пиано к форте и снова к пиано. Высокие ноты (ре, ми) следует брать прикрытым звуком головного регистра.
Русскую народную песню «Под окном Маша сидела» (обработка А. и Г. Заволокиных) уместно исполнять в движении. Однако не следует буквально обыгрывать ее сюжет. Достаточно скромных, непритязательных проходок одной пары (парня и девушки), начиная с пятого куплета на словах «А мой миленький идет».
Л. Широков
Источник
Ель моя елушка ноты
Русская народная песня, обработка А.Луканина Казачья колыбельная pdf
Русская народная песня, Как за речкою pdf
Русская народная песня, Как по лугу, лугу (канон) pdf
Русская народная песня, Как по морю, морю pdf
Русская народная песня, Как по морю синему pdf
Русская народная песня, Как у нас во садочке pdf
Русская народная песня, Как у нас-то козёл pdf
Русская народная песня, Как у наших у ворот pdf
Н.Афанасьев, хоровая редакция А.Луканина, Калистрат pdf
Норвежская народная песня, Камертон pdf
В.Одоевский, М.Вильегорский, Канон Глинке pdf
В.А.Моцарт, Когда сияет солнце утром (терцет из оперы «Волшебная флейта») pdf
Французский канон, Ко-ко-да pdf
Русская народная песня, гармонизация А.Новикова Колодники pdf
Русская народная песня, Колыбельная pdf
Русская народная песня, Комарочек pdf
Норвежская народная песня, Коричневый орех pdf
В.Самарин, Когда тебя родная мать. (из цикла «Несколько вредных советов») pdf
Польская народная песня, Кукушка pdf
Русская народная песня, Лён зеленой (обработка М.Анцева) pdf
Русская народная песня, Лён зеленой (канцонетта, обработка И.Пономарькова) pdf
Русская народная песня, Лён мой, лён pdf
Русская народная песня, Лучинушка pdf
Старинная детская песня, Лягушка pdf
Ф.Шуберт, Мельник (В путь) переложение для хора С.Благообразова pdf
Немецкая народная песня, Милый Генрих pdf
Русская народная песня, Милый мой хоровод pdf
Д.Бортнянский, Многая лета (переложение Н.Авериной) pdf
Источник
Ноты для хора — Поет русский народный хор
Издательство «Музыка» с 1980 года выпускает новую серию — «Художественной самодеятельности». Ее составляют разнообразные нотные и книжные издания, рассчитанные на руководителей и участников музыкальных коллективов художественной самодеятельности.
В нотные сборники наряду с произведениями, прочно вошедшими в репертуар исполнителен — солистов, хоров, оркестров различных составов, — постоянно включаются новые сочинения советских и зарубежных авторов. В некоторые издания входят методические пояснения и рекомендации.
В книгах рассматриваются практические вопросы организации учебно-воспитательной и творческой работы самодеятельных музыкальных коллективов.
Поет русский народный хор
Выпуск 1
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов
без сопровождения и в сопровождении баяна
“Музыка”, 1980г.
номер 11075
- От составителя
- ЗААЛЕЛА ЗОРЕНЬКА. Музыка и слова Г. Демидова
- ПЕСНЯ О РОДИНЕ. Музыка Р. Бойко, слова А. Прокофьева
- ДЕРЕВЕНЬКА МОЯ. Музыка Н. Кудрина, слова В. Гундарева
- ПЕРВАЯ БОРОЗДА. Музыка В. Букина, слова В. Лазарева
- ХЛЕБА. Музыка Н. Поликарпова, слова В. Семернина
- ОБЕЛИСКИ. Музыка и слова Л. Дмитриева
- ПРИДОНЬЕ МИЛОЕ ЦВЕТЕТ. Музыка Ю. Зацарного, слова М. Шишлянникова
- НАША РУССКАЯ ЗИМА. Музыка Г. Пономаренко, слова П. Черняева
- ЛЕНОЧЕК. Музыка Л. Дмитриева, слова Т. Алексеевой
- ПРОЛЕТАЛИ ГУСИ-ЛЕБЕДИ. Музыка А. Эманова, слова Л. Шикиной
- ТРИ РОВЕСНИЦЫ. Музыка Л. Печникова, слова М. Исаковского
- СЛОВНО СНЕГОМ. Музыка и слова Ю. Рыбникова
- ЕСЛИ МЫ НУЖНЫ ДРУГ ДРУГУ. Музыка Г. Пономаренко, слова Г. Георгиева
- ВЕРИТСЯ — НЕ ВЕРИТСЯ. Музыка Н. Кутузова, слова Е. Карасева
- ВЕСЕЛАЯ КАДРИЛЬ. Музыка В. Темнова, переложение для хора А. Широкова, слова О. Левицкого
- Русские народные песни
- ЖИЛ Я У БАРИНА. Запись Е. Шелеманова
- СИНЕ МОРЕ ВСКОЛЫБАЛОСЬ. Обработка Г. Пантюкова
- В ХОРОВОДЕ БЫЛИ МЫ. Запись и обработка А. и Г. Заволокиных
- КАЛИНА С МАЛИНОЙ. Обработка А. Широкова
- Методические пояснения
- Тексты песен
Скачать сборник
Спасибо Ирине за предоставленный сборник!
Поет русский народный хор
Выпуск 2
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов
без сопровождения и в сопровождении баяна
“Музыка”, 1981г.
номер 11505
- От составителя
- ЖИВИ, СОВЕТСКАЯ ДЕРЖАВА! Музыка К. Массалитинова, слова Г. Воловика
- ПЕСНЯ О СОВЕТСКОЙ РОДИНЕ. Музыка Н. Поликарпова, слова Л. Кондырева
- В ЧЕСТЬ ДА ВО СЛАВУ. Музыка Ф. Маслова, слова В. Русакова
- РОДИНА МИЛАЯ. Музыка Н. Горлова, слова В. Бокова
- РОССИИ ПРОСТОР ВЕКОВОЙ. Музыка А. Аверкина, слова Н. Волкова
- ЛЮБЛЮ ПРОСТОРЫ РУССКИЕ. Музыка В. Левашова, слова В. Харитонова
- ВЕРНОСТЬ. Музыка В. Литвинова, слова Л. Татьяничевой
- СЕЛО РОДНОЕ. Музыка Б. Киселева, слова Ю. Леднева
- ПРИНИМАЙ, СТРАНА, НАШ КУБАНСКИЙ ХЛЕБ! Музыка В. Захарченко, слова С. Хохлова
- О НАШЕМ ТРАКТОРИСТЕ. Музыка Л. Дмитриева, слова В. Кузнецова и В. Семернина
- РУССКИЙ СУВЕНИР. Музыка В. Сигалова, слова А. Осьмушкина
- Русские народные песни
- ЗАЛИЛА ВОЛГА КРУТЫЕ БЕРЕЖКА. Протяжная. Обработка В. Царегородцева
- ТАМ, ВДАЛИ ЗА РЕКОЙ. Слова Н. Кооля, обработка А. Широкова
- ШИРОКА ТЫ, СТЕПЬ. Обработка А. Цибизова
- ОЙ, РЕБЯТУШКИ, СХОДИСЬ! Трудовые припевки. Обработка В. Баранова
- ВО ПОЛЕ ТУМАН. Обработка А. Болдырева
- НЕ БУДИТЕ МЕНЯ, МОЛОДУ. Плясовая. Запись А. Квасова
- ВЕСЕЛИТЕСЬ, ВСЕ НАШИ ПОДРУЖКИ. Протяжная.
- ВЕСНА КРАСНА. Весенняя, хороводная. Запись Е. Засимовой
- ОИ, ЧЕЙ-ТО КОНЬ. Свадебная. Запись А. Рудневой
- МЫ ГУЛЯЛИ ДО СУМЕРЕК. Хороводная. Запись В. Царегородцева
- НЕ ВЕЧОР ПОЗДНО. Лирическая. Запись Е. Засимовой
- ОЙ ТЫ, ЛЕТИЧКО. Лирическая. Запись Е. Засимовой
- НЕ БЕЛА ЗАРЯ. Протяжная. Переложение для хора Н. Мешко
- Я ПОСЕЯЛА ЛЕНКУ. Запись и обработка И. Веретенникова
- АХ ТЫ, НОЧЕНЬКА. Обработка Ю. Рыбникова
- ЗДРАВСТВУЙ, ЧЕРНАИ ЧЕРНОБРОВАЙ. Хороводная. Запись Л. Антиповой.
- КРУТОВСКИЕ СТРАДАНИЯ. Запись В. Грибановой
- Методические пояснения
- Тексты песен
Скачать сборник
Спасибо Ирине за предоставленный сборник!
Поет русский народный хор
Выпуск 3
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов
без сопровождения и в сопровождении баяна
“Музыка”, 1982г.
номер 11779
- От составителя
- СЛАВА СОВЕТСКОЙ ДЕРЖАВЕ! Музыка В. Захарова, слова М. Исаковского.
- ТЫ ЦВЕТИ, РОССИЯ! Музыка В. Левашова, слова Н. Палькина
- ЛЕНИН У НАС НА ЗАВОДЕ. Музыка С. Туликова, слова В. Харитонова
- КАК ЗЕМЛЯ ПРЕКРАСНА. Музыка Б. Фиготина, переложение для хора А. Широкова, слова Ф. Лаубе
- ЛЮБЛЮ БЕРЕЗУ РУССКУЮ. Музыка Ю. Зацарного, слова А. Прокофьева
- В ЧИСТОМ ПОЛЕ. Музыка В. Захарова, слова М. Исаковского
- ШЛИ ВПЕРЕД СОЛДАТЫ. Музыка Р. Бойко, слова И. Дремова
- УРОЖАЙНЫЙ ГОД. Музыка В. Калистратова, слова народные
- ПЕСНЯ О ХЛЕБОРОБАХ. Музыка Н. Горлова, слова Б. Дверного
- ПЕСНЯ О СТРОИТЕЛЯХ. Музыка А. Аверкина, слова В. Матвеева
- НОВОСЕЛЬЕ. Музыка А. Абрамского, слова В. Бокова.
- РУССКИЙ ЛЕС. Музыка Г. Пономаренко, переложение для хора А. Широкова, слова Д. Смирнова
- СЫПЛЕТ ЧЕРЕМУХА СНЕГОМ. Музыка Г. Демидова, слова С. Есенина.
- БЕЛОСНЕЖНАЯ КАЛИНА. Музыка Н. Поликарпова, слова А. Русака, перевод с белорусского С.Красикова
- ЯСНЫЙ МЕСЯЦ. Музыка Анатолия Новикова, слова Д. Терещенко
- МИЛАЯ. Музыка Андрея Новикова, слова В. Пухначева.
- ОТШУМЕЛА В ПОЛЕ РОЖЬ ВЫСОКАЯ. Музыка Л. Шульгина, слова Ф. Карбушева
- ЗВЕЗДОЧКА ХОРОШАЯ МОЯ. Музыка Л. Дмитриева, слова Т. Алексеевой.
- ПЕРЕПЛЯС — ВЕСЕЛЬЯ ЧАС! Музыка Л. Печникова, слова Б. Соловьева.
- ПРОВОДЫ ЗИМЫ. Музыка Е. Шелемацова, слова Г. Луткова.
- РУССКИЙ ПЕРЕПЛЯС. Музыка А. и Г. Заволокиных, слова В. Малкова.
- МНЕ И СОЛНЕЧНО И ПЕСЕННО. Музыка Б. Киселева, слова В. Бокова
- Русские народные песни
- ЗА КУБАНЬЮ ОГОНЬ ГОРИТ. Обработка С. Чернобая
- ТЫ ПОДУЙ, БУЙНЫЙ ВЕТЕРОЧЕК. Обработка А. Широкова
- ТОМСКИЕ ХОРОВОДЫ. Обработка А. и Г. Заволокиных.
- МИМО МОЕГО САДИКА. Запись И. Веретенникова
- ВДОЛЬ БЫЛО ПО ТРАВОНЬКЕ. Хороводная. Запись 3. Пашковой
- ТУМАН ЯРОМ. Хороводная. Обработка П. Клиничева
- РАНО, РАНО НА ЗАРЕ. Свадебная. Обработка В. Клюева
- НЕ ЗОЛОТ МОИ ПЕРСТЕНЕК. Свадебная. Запись и обработка Е. Шелеманова.
- ГОЛУБЬ СИЗЫЙ. Частушки. Запись В. Щурова.
- Методические пояснения
- Тексты песен
Скачать сборник
Спасибо Ирине за предоставленный сборник!
Поет русский народный хор
Выпуск 4
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов и народные песни
без сопровождения и в сопровождении баяна или фортепиано
“Музыка”, 1983г.
номер 12169
В четвертом выпуске сборника «Поет русский народный хор», как и в предыдущих, составитель стремился представить материал, разнообразный по тематике, характеру и исполнительскому составу.
Открывается сборник песнями о Советской России, ее просторах, нивах, о людях, трудом преображающих родную землю. Некоторые из этих произведений давно завоевали широкое признание (так, еще в тридцатые годы хор имени Пятницкого впервые исполнил «Колхозную песню о Москве» Ф. Маслова); другие («Нивы России» И. Волкова, «Песня комбайнера» В. Лаптева) созданы в последнее время, но уже успели войти в репертуар народных хоров.
Наша память о Великой Отечественной войне нашла отражение п нескольких сочинениях, вошедших в сборник. Особая проникновенность свойственна «Песне-сказу о Мамаевом кургане» А. Пахмутовой, где эпическое начало сочетается с глубоким лиризмом. Произведение было специально написано для одной из программ Волжского русского народного хора, а затем исполнено хором русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
Среди лирических песен, вошедших в сборник, кроме, известных («Отчего» П. Барчунова, «Я назову тебя зоренькой» Г. Пономаренко), несомненный интерес для исполнителен представят и новые работы советских композиторов — например, «Травиночка» В. Григоренко, написанная в традициях протяжных народных песен, или «В чистом поле» Л. Печникова — игровая, задорная, близкая эстрадному жанру.
В небольшой раздел русской народной песни включены произведения, с успехом исполняемые различными хоровыми коллективами: «Зеленая рощица» (хор им. Пятницкого), «Мимо моего садика» (Белгородский молодежный хор профтехобразования), «Где ж ты был, мой черный баран?» (воронежский ансамбль «Лада»), «Раз-два, люблю тебя» (Северный русский народный хор), «Рязанские частушки» (Государственный республиканский русский народный ансамбль «Россия»).
А. Широков,
заслуженный деятель искусств РСФСР
- ВЕЛИЧАЛЬНАЯ. Музыка Андрея Новикова, слова В. Пухначева
- КОЛХОЗНАЯ ПЕСНЯ О МОСКВЕ. Музыка Ф. Маслова, слова В. Гусева
- НИВЫ РОССИИ. Музыка И. Волкова, слова А. Бодренкова
- ПЕСНЯ-СКАЗ О МАМАЕВОМ КУРГАНЕ. Музыка А. Пахмутовой, переложение для хора А. Колосова, слова В. Бокова
- ПОДМОСКОВНЫЕ СОСНЫ. Музыка Н. Кутузова, слова Е. Карасева
- СИБИРЬ ЛЕНИНСКАЯ. Музыка Г. Пантюкова, слова Т. Белозерова
- МНЕ ДОВЕРЯЕТ РОССИЯ. Музыка А. и Г. Заволокиных, слова Е. Карасева
- ПЕСНЯ КОМБАЙНЕРА. Музыка В. Лаптева, слова В. Бокова
- ЗАПЕВАЮТ ЗВЕНЬЕВЫЕ. Музыка А. Двоскина, слова В. Добронравова
- ЛЮБЛЮ БЕРЕЗУ РУССКУЮ. Музыка Б. Киселева, слова А. Прокофьева
- Я НАЗОВУ ТЕБЯ ЗОРЕНЬКОЙ. Музыка Г. Пономаренко, слова В. Бокова
- ТРАВИНОЧКА. Музыка В. Григоренко, слова В. Татаршюва
- ЛЮБОВЬ ДА СОВЕТ. Музыка В. Голикова, слова А. Гангова
- ОТЧЕГО. Музыка П. Барчунова, слова В. Крахта
- В ЧИСТОМ ПОЛЕ. Музыка Л. Печникова, слова М. Андронова
- Русские народные песни
- ЗЕЛЕНАЯ РОЩИЦА. Запись В. Захарова
- МИМО МОЕГО САДИКА. Запись н обработка И. Веретенникова.
- ГДЕ Ж ТЫ БЫЛ, МОИ ЧЕРНЫЙ БАРАН? Запись и обработка Е. Шелеманова
- РАЗ-ДВА, ЛЮБЛЮ ТЕБЯ. Северные игровые припевки. Запись и обработка Ю. Запарного.
- РЯЗАНСКИЕ ЧАСТУШКИ. Обработка А. Широкова
- Тексты песен
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
В настоящем выпуске помещены в основном произведения средней трудности; они доступны как начинающим, так и подвинутым коллективам русских народных хоров. Ниже приводятся пояснения к тем песням, где возможны варианты исполнительских составов и хоровой аранжировки.
«Величальная» Андрея Новикова — произведение подлинно гражданского звучания, праздничного, торжественного характера. Им можно открыть концертную программу хора. Для более яркого выражения художественного образа исполнение запевов и припева может быть расцвечено вариантами. Так, при наличии хорошего баса запев рекомендуется поручить ему, а с пятого такта к басу присоединится баритон; далее для контраста может вступить женская часть хора, а мужские голоса начнут петь восемь тактов спустя. При женском запеве целесообразно первую половину хора поручить только мужским голосам.
«Песня-сказ о Мамаевом кургане» А. Пахмутовой требует высокой исполнительской культуры, умения выделить ведущие мелодические партии на фоне сопровождающих голосов. Исполнение подголоска в высокой тесситуре на рр доступно лишь певцам с хорошо поставленными голосами; чтобы достичь легкого, полетного звучания, нужно петь фальцетом.
В песне Н. Кутузова «Подмосковные сосны» сопровождение изложено для фортепиано. Это поможет руководителю хора переложить его для оркестра русских народных инструментов. При исполнении на баянах повторные проведения следует дублировать октавой ниже.
В песне А. и Г. Заволокиных «Мне доверяет Россия» запев последнего куплета можно поручить всей альтовой группе хора, а одному из баянов (если их несколько) — исполнить свою партию октавой выше.
Особый колорит хору В. Лаптева «Песня комбайнера» придает сочетание моторности, упругого ритма с песенностью. Во всех куплетах здесь был бы предпочтителен мужской запев, особенно в первых четырех тактах, но запевать может и группа солистов. Не исключены также другие варианты хоровой инструментовки, например, повторение припева не хором, а солистом (хор в этом случае молчит или поет закрытым ртом).
Мелодия песни А. Двоскина «Запевают звеньевые» состоит из коротких, отделенных паузами фраз, каждая из которых поручена разным группам хора, быстро сменяющим друг друга. Следует добиваться их органического включения в музыкальную ткань, следить за единством мелодической линии. Гибкая и разнообразная подача материала создает красочность, живость исполнения. Сольные запевы в этой песне необязательны, — они целесообразны лишь при наличии крепкого, звонкого голоса у первой запевающей. Партию сопровождения желательно разделить на два баяна, так как в данном виде фактура сопровождения несколько перегружена. Уместно было бы и хореографическое решение этого номера.
«Люблю березу русскую» Б. Киселева — одно из самых трудных произведений данного выпуска и вместе с тем самых интересных в исполнительском плане. Необходимо сначала отдельно выучить с альтами витиеватое остинатное хоровое сопровождение, а затем как бы наложить на него мелодию, исполняемую партией сопрано. Учитывая быстрый темп, прихотливый ритм в сочетании с характерной для русской народной песни метрической переменностью, особое внимание нужно уделить ритмическому ансамблю как одной партии, так и всего хора.
Песня Л. Печникова «В чистом поле» рассчитана на трехголосный женский хор. Однако по желанию при повторении припева возможно подключение мужской партии, повторяющей партию первых сопрано октавой ниже.
Русскую народную песню «Зеленая рощица» можно исполнять ансамблем от трех до девяти человек. Последнюю строчку («.что молодца нет») можно повторить с небольшим замедлением темпа.
Украшением песни «Мимо моего садика» является ее узорный, типично белгородский припев. Петь его нужно легко, светло, пританцовывая или двигая кистями рук, приподнятых над головой.
При исполнении песни «Где ж ты был, мой черный баран» хор можно разделить на две половины (одна спрашивает, другая отвечает). На слонах «Мельники, мельники.» будет уместно внезапное пиано. После шестого куплета возможен проигрыш на материале вступления. В конце песни повторяется первый куплет, а припев в этом случае исполняется дважды с подголосками при повторении.
А. Широков
Скачать сборник
Источник