ИГРА НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ. С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Опубликовано: 2015-01-09 / Автор: Сергей Хмарук
Привет всем новичками и начинающим гитаристам! Вот решил наконец-то написать статью, которая, я надеюсь, поможет вам хорошо разобраться с тем, как и с чего начать игру на электрогитаре. Также вы узнаете об обработке гитарного звука, о различных гитарных эффектах, о подключении гитары к усилителю, а также узнаете, что такое стреплок и табулатура.
Гитарный звук
Итак, пожалуй, начнем. Если вы возьмете в руки электрогитару и (не подключая ее) возьмете пару аккордов, то убедитесь в том, что звучит она весьма тихо и бедно по сравнению с акустической гитарой. Так происходит потому, что корпус электрогитары представляет собой сплошной кусок древесины. Ну, или несколько склеенных между собой кусков. Есть, правда, очень дешевые гитары из опилок, или там, фанеры – с ними можно поразить несведущих приятелей своим крутым видом, играть же на них не рекомендуется.
Настоящий «гитарный» звук можно получить, подключив электрогитару через одну или через цепочку из нескольких (у искушенных гитаристов их число доходит, чуть ли не до десятка) так называемых педалей эффектов («примочек»), в специальный комбоусилитель (в просторечье «комбик»).
У новичка комбик, как правило, транзисторный. Основные его преимущества – надежность и невысокая цена. Ламповые же комбо усилители, как правило, на порядок дороже транзисторных, кроме того, электрические лампы в них надо периодически менять (примерно раз в полгода). Чем же хороши ламповые усилители? Скажу вам по секрету – тема «ламповый звук против транзисторного» была причиной не одной священной войны, просто отметим, что ламповые усилители дают более «правильный» гитарный звук. Причем, с увеличением громкости, звук лампового усилителя становится все более «правильным», в то время как транзисторный все сильнее хочется выключить.
Педали эффектов
Что касается педалей эффектов, то их действительно большое разнообразие. И каждая дает свой неповторимый звук. Педалями они называются потому, что представляют собой небольшие коробочки, на которых, помимо различных регуляторов имеется кнопка включения (она же кнопка выключения), на которую гитарист нажимает ногой. Ну а сама коробочка, соответственно, лежит на полу. Эта кнопка часто выполняется в виде, чем-то напоминающем автомобильную педаль – отсюда и название.
Пожалуй, самый популярный тип эффекта – дисторшн (англ. distortion – «искажение»). Он используется большим числом музыкантов, играющих музыку различных стилей — от поп-рока, до тяжелых, агрессивных стилей, вроде треш-метала. Чтобы иметь представление о том, какой звук дает дисторшн, предлагаю послушать, как начинается композиция «Break Stuff» у группы Limp Bizkit.
Однако если вы захотите сыграть соло (если кто еще не знает, что значит «сыграть соло», поясню – при игре соло в один конкретный момент времени звук извлекается только с помощью одной струны). Так вот, дисторшн здесь будет плохим выбором, этот эффект слишком сильно искажает сигнал. Для соло хорош другой очень распространенный тип эффекта – овердрайв (англ. overdrive – «перегрузка»). Он минимально искажает сигнал, соло при его использовании звучит разборчиво и певуче.
Когда педаль находится в выключенном состоянии, она пропускает через себя звук, не внося никаких изменений. Это дает возможность включать эффекты в цепочку – последовательно, чтобы можно было быстро переключиться с одного на другой – выключил один, включил другой и все – никаких переключений проводов.
В реальной жизни гитаристу часто нужно переключить в процессе игры целые группы эффектов, но ног у него только две. Для таких случаев придумали специальную педаль-коммутатор – так называемый футсвитч (англ. footswitch – «ножной переключатель»).
Другой очень распространенный эффект – дилэй (англ. delay – «задержка»). Он работает совместно с другими эффектами. Его суть состоит в том, что звук одной ноты становится более долгим, как бы растянутым во времени. Как правило, дилэй работает в паре с овердрайвом, однако здесь возможны варианты, ибо фантазия людей безгранична, а если эти люди еще и гитаристы…
Также, существуют более сложные устройства – процессоры эффектов. Это цифровые приборы, которые могут эмулировать звук большого числа различных педалей эффектов и комбоусилителей. С их помощью можно играть сразу «в линию» (т.е. в обычный усилитель или вход звуковой карты компьютера). Основное их преимущество – это размер. Небольшой процессор гораздо удобнее, чем чемодан примочек и огромный комбик в придачу. Но, во-первых, эмуляция – это эмуляция, какой бы качественной она не была, а во вторых, на процессор не понажимаешь ногой – нужно крутить его многочисленные переключатели, а это не всегда приемлемо из соображений недостатка времени.
Не забывайте, что для педали эффектов нужно собственное питание – как правило, это 9-тивольтовая батарейка типа «Крона». Вместо нее почти ко всем примочкам можно подключить сетевой адаптер.
Как все соединить?
И гитара, и эффекты подключаются с помощью кабеля с разъемами типа «джек» на концах. Следует сказать, что чем короче кабель – тем лучше, тем меньше будет искажений звука, тем меньше ваш комбо будет ловить радио, а комбики, как ни странно, очень любят слушать радио. Особенно это касается кабеля, соединяющего гитару и «примочку». Лучшая его длина – 2-3 метра, не более.
Также, многое зависит от качества штекеров и самого провода. Тут закон простой: чем дороже – тем лучше (кстати, тот, кто умеет паять, сможет без проблем сделать за те же деньги кабель самостоятельно, при этом используя комплектующие покачественней, чем в готовом фабричном кабеле). Таким образом, если ваша цепочка будет выглядеть как «гитара – педаль эффектов – комбик», вам понадобится два соединительных кабеля типа «джек-джек».
Техника безопасности: ремень и стреплоки
Допустим, что гитару мы уже подключили, и руки тут же потянулись что-нибудь на ней сыграть. Сейчас-сейчас, еще одно замечание касательно техники безопасности. Осмотрите свою гитару, посмотрите, как к ней крепится ремень. Скорее всего, вы увидите такие «шляпки», за которые ремень закреплен с двух сторон.
В ремне сделаны отверстия с прорезями, в которые заходят «шляпки» и гитара держится на ремне за счет собственного веса. Самая распространенная ошибка начинающих гитаристов – перекинуть ремень через себя, не посмотрев, не перекрутился ли кончик ремня.
По иронии судьбы, очень часто ремень фиксируется в неправильно положении. Когда это происходит, гитара падает на землю, как только вы ее отпустите, а это, согласитесь, очень печально.
Для того чтобы обезопасить гитаристов от подобных коллизий, а дорогие инструменты – от непоправимых увечий, были придуманы так называемые стреплоки (англ. straplock – «замок для ремня»). Стреплоки встраиваются (вернее, ввинчиваются) на место «шляпок» и надежно крепят ремень в любом положении. Большинство новых гитар выпускаются производителями без стреплоков, как бы оставляя гитаристу выбор – поставить на гитару те стреплоки, что ему больше по душе.
Сыграем рок!
Итак, мне искренне хочется верить, что вы добрались до этого места статьи с уже подключенной и настроенной гитарой. Давайте же попробуем что-нибудь сыграть!
Честно говоря, мне обидно за тех новичков, которых заставляют при знакомстве с инструментом играть бессмертные вещи вроде «В траве сидел кузнечик». Человек решил играть на электрогитаре, уже запасся «Металзоной», он хочет, чтоб погромче и потяжелее, а вы ему «Кузнечика».
Посему, предлагаю научиться играть простой, но в тоже время симпатично драйвовый рифф из песни «Fight For Your Right» группы Beastie Boys. Заодно мы узнаем, что такое “power chords” и как записываются табы.
Для начала давайте послушаем фрагмент песни, рифф к которой мы будем учиться играть.
В этой песне гитарист использует эффект типа «дисторшн». Я рекомендую на первых порах дисторшн не включать, а играть просто в комбик напрямую (гитаристы называют это “clean” – чистый звук). Игра на чистом звуке даст вам понять, какие совершаются ошибки, где палец поехал не туда, где еще что произошло. Новичкам важно помнить, что игра через дисторшн смазывает отдельные ошибки. Не то, чтобы их незаметно, просто сложнее понять, в каком месте вы ошиблись.
Рифф нашей учебной песни целиком и полностью построен на так называемых пауэр-аккордах (англ. power chords – «мощные аккорды»). Хотя в общепринятом музыкальном смысле они не совсем аккорды, но звучат действительно необычайно мощно даже без перегруза, за что и получили свое название. Пауэр-аккорды повсеместно используются в рок-музыке. Существует даже специальный гитарный строй для игры пауэр-аккордами – Drop D. Подробнее о нем — чуть ниже.
Что такое табулатура?
Как играть ту или иную композицию музыканты записывают с помощью нот. Для гитаристов более удобной формой записи является табулатура («табы»). На табах каждой струне соответствует своя строчка. Вот, пожалуйста, чистая табулатура:
Верхняя строчка соответствует самой тонкой струне, нижняя, соответственно – самой толстой. Еще можно встретить такой вариант табулатуры – с буквами – здесь все то же самое:
А теперь, прошу любить и жаловать, вот они – табы для нашей учебной песни:
Источник
Электро гитара все с нуля
для тех, кто ищет курсы:
Войти в аккаунт
Чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, вам необходимо зарегистрироваться/войти в свой аккаунт на сайте. Выберите вашу соцсеть для входа:
Если вы организация, проводящая курсы, то регистрация происходит по этой ссылке.
Источник
Как научиться играть на электрогитаре?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Многие мечтают освоить какой-нибудь музыкальный инструмент, в совершенстве овладев навыками игры на нем. Для кого-то объектами стремлений становятся флейта и барабаны, а некоторым хочется научиться играть на электрогитаре. Рассмотрим подробнее, как научиться играть на электрогитаре с нуля, что в важней всего, как использовать знания и технические приёмы на деле.
Что потребуется?
Прежде чем приступить к обучению, необходимо обзавестись всем необходимым. Будет лучше, если всё перечисленное ниже окажется под рукой начинающего рокера.
- Для самостоятельного обучения необходимо приобрести электрогитару. Собственный инструмент, выбранный «под себя», будет отличным мотиватором для успешного обучения.
- После покупки необходимо заменить струны на гитаре, поскольку за время нахождения инструмента в магазине они могут потерять свои свойства и прийти в негодность. Необходимо рассмотреть несколько комплектов, чтобы выбрать наиболее подходящий. Новичкам рекомендуется обзавестись более тонкими и мягкими струнами. Вполне подойдет набор «восьмёрка» либо «девятка» (сечением 0,008 или 0,009 дюйма соответственно).
- Для комфортной для обучающегося и безопасной для инструмента транспортировки необходимо обзавестись специальным чехлом. Предпочтение лучше отдать твердому кейсу, поскольку в нем гитара будет защищена более надежно. Гитара, кстати, должна храниться в чехле не только в случае её перевозки или переноса на какое-то расстояние, но и при нахождении дома в перерывах между занятиями.
- Приобрести комплект медиаторов разной толщины. Со временем нужно определиться, какая толщина этого аксессуара является более комфортной.
- Электрогитара требует подключения к комбоусилителю. Без него звук гитары будет чуть громче комариного писка, поэтому без этого устройства рокеру никак не обойтись. Кроме того, средний комбоусилитель имеет среди своих функций и гитарные эффекты (дисторшн, вау-вау, например), которые тоже очень нужны для полноценного освоения инструмента.
- Поскольку настройка электрогитары на слух является первостепенной задачей для начинающего гитариста, поэтому рекомендуется приобрести гитарный тюнер, который предназначен специально для этой цели.
- Для более четкого отсчитывания ритма необходим специальный прибор – метроном. Он поможет точно играть ноты различной длительности звучания.
- После освоения основных навыков игры на данном инструменте стоит обзавестись процессором, способным добавлять в звучание и другие эффекты, которыми не наделён обычный комбоусилитель.
- Кроме перечисленного, необходимо подобрать и некоторые другие аксессуары. Например, ремень для фиксации гитары на плече, стойку для установки инструмента на время отдыха, а также педали управления дополнительным оборудованием.
Такого наборы будет достаточно не только при обучении, но и для начального этапа профессиональной деятельности музыканта.
Посадка и постановка рук
В процессе обучения необходимо учитывать не только правила и технику игры на электрогитаре, но и уметь правильно сидеть, держать инструмент, соблюдать постановку рук. Очень важно учитывать эти нюансы, поскольку неправильная посадка может вызвать болевые ощущения в области спины, привести к быстрой утомляемости рук, затеканию ног, что сделает обучение тяжёлым испытанием для начинающего гитариста. И хотя игра гитариста в группе происходит в положении стоя, при обучении лучше всего сидеть, выпрямив спину, не поднимая плеч.
Правая рука свободна – она должна извлекать звуки из струн инструмента. Если при обучении используется медиатор, следует учитывать, что его нужно удерживать без особого усилия пальцев правой руки, иначе очень скоро можно будет ощутить некоторую скованность пальцев, их усталость. Важно следить, чтобы в руке не чувствовались напряжение и скованность. Именно поэтому не рекомендуется излишне изгибать сустав кисти правой руки.
Когда дойдёт очередь упражняться левой руке, то её пальцы должны быть согнуты лишь слегка при расположении на грифе и работе с прижатием струн. Стоит быть готовыми к тому, что даже при мягком нажатии на струны в первое время будет ощущаться боль в местах подушечек пальцев. Главное, не прекращать занятия – со временем боль исчезнет, а на коже кончиков пальцев образуются утолщения, которые называются «мозолями».
Правда, мозоли у профессиональных гитаристов не слишком заметные, так как они – подкожные. При перенапряжении рук необходимо давать им отдых, а мозоли пальцев левой руки не являются причиной прекращения уроков.
Настройка гитары
После приобретения инструмента необходимо проверить и при необходимости подкорректировать его строй. Но перед настойкой звука электрическую гитару рекомендуется проверить и по другим критериям, от которых зависит её безупречная работа и звучание.
Необходимо снять струны и убедиться:
- в надёжной фиксации колкового механизма;
- в безупречной шлифовке поверхности порожков на грифе (не должно быть шероховатости или заусенцев);
- удалить все заводские защитные материалы и приспособления с новой гитары – пленку, зажимы, фиксаторы и любое другое, что абсолютно не имеет отношение к эксплуатации музыкального инструмента. Возможно, для этого нужно будет что-то отсоединить или даже снять, чтобы не препятствовало удалению защиты.
На следующем этапе необходимо сделать ревизию струн. Нередко приходится менять комплект струн по причине несоответствия их предпочтениям покупателя (не та жёсткость или мягкость, не тот калибр или материал изготовления). После этого рекомендуется обработать поверхность гитары чистой мягкой салфеткой, чтобы очистить ее от жира, влаги, пыли и других возможных загрязнений. Особое внимание стоит уделить накладке грифа.
Следующий шаг – обработка седла бриджа и выемки на верхнем порожке специальным маслом (можно использовать машинное). А также необходимо обработать болты, поскольку со временем на них может образоваться ржавчина. Сделав всё, можно устанавливать струны на место, а затем перейти к финальному этапу – настройке инструмента на нужный лад. Струны настраивают либо на слух, либо посредством электронных тюнеров и камертона. После завершения процесса нужно проверить прогиб грифа, высоту струн, проверить функционирование звукоснимателей и отрегулировать мензуру.
Стандартный строй электрогитары представлен таблицей ниже.
Источник