Электронные ресурсы по фортепиано

Электронные образовательные ресурсы

Сольфеджио. 1 класс

Интерактивное учебное пособие по предмету «Сольфеджио» для учащихся 1 класса детских музыкальных школ и детских школ искусств — результат творческого сотрудничества коллектива издательства и ведущих преподавателей Академического музыкального училища при МГК им. П. И. Чайковского.

Содержание пособия разработано на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства.

Сольфеджио. 1 класс: Музыкальный ритм

Интерактивное приложение разработано для преподавания предмета «Сольфеджио» в 1-м классе ДМШ и ДШИ. Предназначено для групповых занятий в классе по предпрофессиональным и общеразвивающим программам, а также для самостоятельной работы с целью развития метроритмических навыков.

Сольфеджио. 2 класс

Интерактивное учебное пособие по предмету «Сольфеджио» для учащихся 2 класса детских музыкальных школ и детских школ искусств — результат творческого сотрудничества коллектива издательства и ведущих преподавателей Академического музыкального училища при МГК им. П. И. Чайковского.

Содержание пособия разработано на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства.

Сольфеджио. 3 класс

Издательство «Музыка» подготовило уникальное предложение — интерактивное учебное пособие по предмету «Сольфеджио» для учащихся 3-х классов детских музыкальных школ и детских школ искусств.
Новый проект — результат творческого сотрудничества коллектива издательства и преподавателя музыкальной школы им. Л. ван Бетховена Е.Е. Раутской.

«Учебный курс сольфеджио. 3 класс» содержит 6 тем, которые соответствуют программе, изучаемой в рамках предмета «Сольфеджио» учащимися 3-х классов ДМШ и ДШИ: интервал секста, обращение тонического трезвучия, ритмические группы «Восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая», размер 3/8, обращения интервалов, главные трезвучия лада.

Сольфеджио. 4 класс

Издательство «Музыка» подготовило уникальное предложение — интерактивное учебное пособие по предмету «Сольфеджио» для учащихся 4-х классов детских музыкальных школ и детских школ искусств.
Новый проект — результат творческого сотрудничества коллектива издательства и преподавателя музыкальной школы им. Л. ван Бетховена Е.Е. Раутской.

«Учебный курс сольфеджио. 4 класс» содержит 7 тем, которые соответствуют программе, изучаемой в рамках предмета «Сольфеджио» учащимися 4-х классов ДМШ и ДШИ: пунктирный ритм, интервал септима, доминантсептаккорд, триоли, тритоны в натуральном мажоре и гармоническом миноре, синкопа, размер 6/8.

Слушание музыки. 1 класс

Интерактивное учебное пособие по предмету «Слушание музыки» для учащихся 1 класса детских музыкальных школ и детских школ искусств разработано на основе действующих Федеральных государственных требований, утвержденных Министерством культуры РФ.

Учебный курс «Слушание музыки» для первого года обучения посвящен способам показа тематического материала и тому, как влияют на характер музыки лад, темп, ритм, как понимать интонацию и как слышать музыкально-звуковое пространство во всем его красочном многообразии.

Слушание музыки. 1 класс: Выразительные средства музыки

Интерактивное пособие разработано для преподавания предмета «Слушание музыки» в 1 классе ДМШ и ДШИ.

Предназначено для групповых занятий в классе по предпрофессиональным и общеразвивающим программам, а также может использоваться для самостоятельной подготовки к урокам.

Слушание музыки. 1 класс: Характеристика музыкального звука

Приложение посвящено одному из разделов, изучаемых в рамках предмета «Слушание музыки», — теме «Музыкальный звук и его свойства». Включает в себя обучающие слайды, интерактивные задания на закрепление изученного материала, тесты.

Слушание музыки. 2 класс

Интерактивное учебное пособие по предмету «Слушание музыки» для учащихся 2 класса детских музыкальных школ и детских школ искусств разработано на основе действующих Федеральных государственных требований, утвержденных Министерством культуры РФ.

Учебный курс «Слушание музыки» для второго года обучения посвящен изучению способов музыкального развития, вопросам восприятия музыки как музыкальной речи (музыкальный синтаксис, развитие музыкальной фабулы), а также тому, как в процессе этого развития раскрывается образное содержание произведения.

Слушание музыки. 3 класс

Интерактивное учебное пособие по предмету «Слушание музыки» для учащихся 3 класса детских музыкальных школ и детских школ искусств разработано на основе действующих Федеральных государственных требований, утвержденных Министерством культуры РФ.

На третьем году обучения в пособии решается задача восприятия художественного целого. Учащиеся приобретают первое представление о музыкальных жанрах и простых формах, постепенно осознают жанр как особый тип изложения, а форму — как результат развития музыкальных интонаций.

Слушание музыки. 3 класс: Оркестр

Содержание приложения отражает учебный материал по теме «Оркестр», включённой в программу предмета «Слушание музыки» для третьего класса. Включает в себя обучающие слайды, интерактивные задания на закрепление изученного материала, тесты.

Музыкальная литература зарубежных стран. 5 класс

Интерактивное учебное пособие «Музыкальная литература зарубежных стран. 5 класс» предназначено для реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства. Содержание пособия охватывает историю музыкального искусства от эпохи Античности до творчества Л. Бетховена.

Музыкальная литература зарубежных стран. 6 класс

Интерактивное учебное пособие «Музыкальная литература зарубежных стран. 6 класс» предназначено для реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства. Содержание пособия охватывает историю музыкального искусства XIX столетия.

Мир музыки — детям

Издательством «Музыка» в партнёрстве с Международным Благотворительным Фондом П. И. Чайковского была разработана и выпущена серия электронных образовательных ресурсов «Мир музыки — детям».

Пособия содержат слайды, знакомящие детей с музыкой по той или иной теме. Их дополняют яркие иллюстрации, а также ссылки на концертные исполнения, мультфильмы и так далее. После знакомства с музыкой следует ряд интерактивных заданий, викторин, кроссвордов.

Мир музыкальных звуков. Ритм в музыке

Интерактивное учебное пособие предназначено для работы на уроках музыки в 1–4 классах общеобразовательной школы.

Структура интерактивного пособия включает в себя обучающие слайды, интерактивные задания на закрепление изученного материала, а также заключительный тест.

Средства музыкальной выразительности

Интерактивное учебное пособие предназначено для работы на уроках музыки в 1–4 классах общеобразовательной школы.

Структура интерактивного пособия включает в себя обучающие слайды, интерактивные задания на закрепление изученного материала, а также заключительный тест.

Мир оркестра

Интерактивное учебное пособие предназначено для работы на уроках музыки в 1–4 классах общеобразовательной школы.

Структура интерактивного пособия включает в себя обучающие слайды, интерактивные задания на закрепление изученного материала, а также заключительный тест.

Играем в музыку

Интерактивное приложение разработано специалистами издательства «Музыка» и предназначено для занятий по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Откуда люди узнают новое?

Интерактивный образовательный проект «Откуда люди узнают новое?» создан издательством «Музыка» совместно с ведущими специалистами в области детской педагогики в соответствии с ФГОС ДО. Пособие может использоваться на занятиях по художественно-эстетическому и познавательному развитию, а также в досуговой деятельности.

Источник

Электронные образовательные ресурсы

Федеральный центр электронных образовательных ресурсов

Сайт, объединяющий электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.

Сайт любителей классической музыки. Основное назначение сайта — обмен аудио-, видеозаписями, нотами, книгами с возможностью их обсуждения, а также помощь начинающим слушателям классики.

Сайт для людей, неравнодушных к музыке – любителей и профессионалов, педагогов и учеников — тех, кто хочет поделиться своими маленькими открытиями или, наоборот, почерпнуть что-то новое. На сайте много методического материала для преподавателей, нот, аудиозаписей и т.д.

Сайт преимущественно для детей, где много интересного о музыке и музыкантах. Здесь можете познакомиться с творчеством великих композиторов, пианистов, знаменитых вокалистов.
Узнаете много истории музыки и возникновении музыкальных инструментов.

  • Занимательные музыкальные рассказы, посвященные истории музыки и истории России.
  • Большая коллекцию самых интересных сказок и рассказов о музыке и музыкантах
  • Музыкальные спектакли, мультфильмы и фильмы и для детей о музыке и музыкантах, в каждом из которых звучит прекрасная музыка.
  • Все для уроков музыки — интересные игры,упражнения, советы: как правильно выбрать пианино, как за ним ухаживать, как правильно сидеть за инструментом, какие упражнения помогут преодолеть трудности при обучении. И много другой интересной информации о музыке для детей.

Считали, что «сольфеджио» — скучный предмет?! На этой страничке, вы поймете, что это далеко не так. Что «сольфеджио» бывает интересным и веселым! Уважаемые коллеги! Эта страничка создана специально для преподавателей теории музыки. Здесь Вы найдете много наработок и опыта, для вашей работы.

На сайте опубликованы ноты для 6200 произведений.

На этом сайте вы можете найти ноты из кинофильмов, известных песен для фортепиано и т.д.

Нотная библиотека портала комплектуется на основе учебной программы, а также материалов рекомендованных для обучения и расширения кругозора учащихся. Полезная информация как для учащихся, так и преподавателей. Библиотека непрерывно пополняется.

В нотном архиве большой выбор школ, хрестоматий, самоучителей, а так же сборников пьес, этюдов, ансамблей и других книжных изданий с нотами для разных инструментов. Ноты педагогического репертуара.

Учебные пособия. Партитуры. Клавиры. Фрагменты опер, кантат, ораторий и балетов. Произведения для хора. Русская духовная музыка. Репертуар вокалиста. Негритянский спиричуэлс. Народные песни. Старинные русские и цыганские романсы и дуэты. Неаполитанские песни. Музыка для детей. Песни и фрагменты мюзиклов. Песни из репертуара группы «QUEEN». Произведения для гитары . Произведения для фортепиано и др. инструментов. Джазовые стандарты. Ссылки на зарубежные сетевые нотные архивы. Формат TIFF, архиватор WinZip. Обновленный дизайн.

Сортировка нот по имени композитора, по эпохе, по жанру, по моменту создания. Более 50 000 партитур.

Бесплатный нотный архив для детей, педагогов ДМШ и любителей музыки. Несложные и редкие ноты. Формат PDF. Классификация по композиторам, классам ДМШ, периодам, темам и жанрам. Подборка ссылок на сайты музыкальной и детской тематики, софт, литература о музыке и художественная литература.

Ноты для начинающих: вокальные произведения, баян/аккордеон, гитара, фортепиано, саксофон, Beatles, джазовые стандарты.

Огромный сайт каталогов нотных архивов, в том числе платных. В основном это зарубежные нотные архивы классической, современной и старинной музыки (16-18 в.в.). Рубрикатор по средствам исполнения, по странам, по инструментам. Ссылки.

Отечественный архив нот в формате MUS, ENC(программы Finale, Encore) и MIDI-файлов, небольшой. Зарубежная и отечественная классика, кино (Титаник, Человек-амфибия, Генералы песчаных карьеров), джаз, поп-рок- музыка. Уроки элементарной теории музыки. Ссылки. Программы, русскоязычные версии.

Достаточно большой нотный архив зарубежной классической музыки (391 произведений). Из русских – только Чайковский. Разные стили: от барокко до джаза. Представлены все инструменты- соло, ансамбли струнных, духовых, оркестровая музыка. Формат PDF.Ссылки.

Отечественный нотный архив. Произведения зарубежных композиторов для фортепиано, духовых, вокально-симфонические, концерты для трубы. Партитуры и клавиры. Бах- кантаты, сюиты, ХТК, симфонии Бетховена, Пьяццолла (фп.). Формат PDF.Ссылки. Программа AcrobatReader.

Нотная библиотека Алексея Невилько: небольшой нотных архив для разных инструментов, в основном – фортепиано. «Кармина Бурана» Карла Орфа. Фортепианные и скрипичный сонаты Бетховена, фортепианные сонаты Прокофьева, Скрябина. Формат PDF.Ссылки.

Итальянский архив произведений для хора зарубежных композиторов (Бах, Керубини, Россини, Кодай,Моцарт, Лист и др., духовная музыка, из русских – Рахманинов). Форматы PDF и NWC (программа Note Worthy Composer).

Нотная коллекция для фортепиано (около 100 пьес): классика, этника, музыка для Рождества, джаз, музыка из к/ф, кельтская и латиноамериканская музыка. Bach, Beethoven, Byrd, Chopin, Debussy, Mendelssohn, Mozart, Saint-Saens, Satie, Tallis and many more. Ноты в формате pdf и Scorch, который позволяет проигрывать и транспонировать ноты. Программы.

Библиотека классической музыки: нотный архив фортепианной зарубежной и русской классики. Формат PDF

Отечественный архив нот для аккордеона и баяна.

Источник

Современные образовательные информационные ресурсы в практической работе преподавателя фортепиано

специалист в области арт-терапии

Муниципальное бюджетное учреждение

«Современные образовательные информационные ресурсы в практической работе преподавателя фортепиано».

Гевлич Валентина Викторовна —

Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать применение современных информационных ресурсов в музыкальном образовании, взяв за пример их использование в музыкальной школе. Практическим результатом работы стал анализ личного опыта в этой сфере.

— сделать урок современным;

-помочь педагогу интересно преподнести материал;

— расширить кругозор учащихся;

— применить данные ресурсы как источник дополнительного учебного материала;

— укрепить благоприятные взаимоотношения между педагогом и обучающимся;

— повысить профессиональную подготовку исполнителей.

1.Квалификационные характеристики и должностные обязанности работников образования.

2.Цели использования информационных технологий на уроке:

3. Классификация программных средств. 4. Характеристика компьютерных программ 5.Цифровые образовательные ресурсы как средство обучения и их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения. 6.Из опыта работы.

Прогресс остановить нельзя! Трудно себе представить, чтобы кто-то из нас не знал что такое смартфон, айфон, планшет, интернет, сайт, файл. Эти слова и понятия к нам пришли недавно, но прочно укоренились в нашей жизни. И сейчас идет спор о том, стоит ли вводить какие-то новшества в систему образования в ДШИ. При этом, очень много приверженцев традиционных форм и методов преподавания. Нельзя отрицать тот факт, что у многих из нас в телефонах есть и Сбербанк онлайн, и Whatsapp и Viber и другие мобильные приложения. Мы пользуемся электронной почтой, покупаем товары в интернет — магазинах. Поскольку в современной школе стало возможным внедрение информационных технологий, то в учебном процессе появились новые формы обучения для повышения качества образования.

В области дополнительного образования, в том числе и музыкального, имеют место процессы компьютеризации и информатизации. Они преобразовывают процессы образования до неузнаваемости. В результате таких преобразований повышается качество, эффективность и доступность образования.

Я думаю, со мной никто не будет спорить, что новые формы обучения делают сам процесс более интересным, а также активизируют память, внимание, эмоции. Если говорить о нынешних детях, то они сильно замотивированы на освоении новых технологий, это касается освоения ими телефонов, смартфонов, планшетов, компьютеров и т. д. И когда на уроке применяются информационные технологии, у них есть возможность проявить себя и показать свои знания, умения, навыки. Таким образом, повышается интерес к предмету . Это является залогом более успешного обучения и воспитания учащихся школы искусств.

И каким бы высоким профессионализмом не обладал педагог в наше время, ему необходимо повышать собственную грамотность в области информационно-коммуникативных технологий, знать и уметь использовать компьютерные программы на своих уроках.

Готовясь к этому выступлению, я задумалась о том, а есть ли какой – то регламент, обязывающий или предписывающий преподавателю применение в практике информационных технологий? Потому что я не один раз слышала от коллег предпенсионного и пенсионного возраста: — «А зачем мне это всё нужно?». И натолкнулась не только на должностные обязанности, но и квалификационные характеристики работников образования.

Преподаватель проводит обучение в соответствии с федеральными государственными требованиями образовательных стандартов. Организует и контролирует самостоятельную работу учащихся, используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные.

Знает основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий.

Должностные обязанности преподавателя и учителя похожи, но отличаются, потому что преподавательквалификация , а учительпедагогическая специальность .

Цели использования информационных технологий на уроке:

1-сделать урок современным;

2 — использование технологий как источника вспомогательного учебного материала;

3-установление отношений взаимопонимания, взаимопомощи между преподавателем и учащимся;

4-помочь преподавателю образно и интересно подать материал;

5-расширить кругозор ученика;

6 -для профессиональной подготовки исполнителей.

Основные направления использования технологий на уроках:

Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).

Демонстрационный материал (упражнения, таблицы, понятия).

Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

Желание каждого педагога – привить любовь и интерес к своему предмету, сделать урок современным и привлекательным для учащихся.

Как этого можно достичь?

Прежде всего — это использование в своей работе современных образовательных и информационных технологий.

В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Средством осуществления данного процесса выступают компьютерная техника и программные средства.

Классификация программных средств

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Такие программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, получили называние педагогических программных средств.

Педагогическими программными средствами могут быть:

— компьютерные учебники (уроки);

— контролирующие программные средства (тестовые и пр.);

— демонстрационные (слайды или видеофильмы);

— учебно-игровые или досуговые (компьютерные игры).

Все без исключения программные средства направлены на оптимизацию учебного процесса, привнесение разнообразия в подачу материала, облегчение его усвоения и повышение эффективности обучения в целом.

Характеристика компьютерных программ

Далее представляю краткую характеристику наиболее используемых мною компьютерных программ с описанием методики их применения.

В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу. С помощью этой программы можно подготовить сообщение, реферат, найти музыкальный материал.

Учимся понимать музыку » направлена на приобщение учащихся к мировой музыкальной культуре; помогает научить их различать большое количество музыкальных жанров, стилей и направлений, понимать особенности инструментальной, симфонической и вокальной музыки. Практический курс содержит практические занятия, интерактивные упражнения и тренажеры, медиа иллюстрации, видеофрагменты, энциклопедические биографические статьи.

Microsoft Office Word используется для создания мной и учащимися конспектов, учебных пособий, написания отзывов к произведениям, сочинений различной тематики.

Microsoft PowerPoint открывает пользователю широкие возможности для создания впечатляющих презентаций. Создать презентацию в программе сможет любой, даже самый неопытный пользователь – инструменты просты, понятны, удобны и легко применимы.

-«Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия». В данном цифровом ресурсе собраны сведения обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.

-«Музыкальный класс» Эта программа носит обучающий характер для учеников младших классов, касается изучения нотной грамоты. В ней существует раздел программы «История музыкальных инструментов», где содержится информация о музыкальных инструментах, их видах и истории создания. Дополняет режим работы этого раздела «Электронное пианино». Он дает возможность исполнить произведение на любом из предложенных 10 инструментов.

-Мультимедиа энциклопедия «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства» . Это комплекс иллюстрированного путеводителя по коллекции записей музыки 18-20 вв. Данная справочная программа содержит сведения по истории художественной культуры, музыкального искусства и исполнительства информацию из области современных технологий гуманитарно-эстетического образования и культуры.

«Энциклопедия классической музыки» включает 278 статей о композиторах всех стран, 209 музыкальных фрагментов самых известных произведений и описание их содержания, показаны в анимации 44 музыкальных инструмента и даны образцы их звучания, 121 статья познакомит с самыми известными исполнителями всего мира. Авторами рассказано о десяти основных жанрах музыки :опера, балет, оперетта, симфония, концерт, соната, фортепианная музыка, камерно-инструментальная музыка, кантаты и оратории, песни и романсы с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания. При желании можно воспользоваться словарём, где в 489 статьях можно найти все самые необходимые знания. Можно совершить 12 виртуальных экскурсий по странам мира и познакомиться с их музыкальной культурой. При помощи 150 вопросов викторины можно самостоятельно оценить уровень своих музыкальных знаний.

С учениками можно использовать программы с музыкальными играми. «Играем с музыкой», «Алиса и времена года» это обучающие игры на развитие внимания, музыкального слуха, с музыкальными заданиями и головоломками, музыкой А. Вивальди.

Таким образом, программы являются хорошим средством вовлечения обучаемых в творческий процесс. Это также и способ формирования у них устойчивой мотивации и интереса к изучению данной дисциплины

Цифровые образовательные ресурсы как средство обучения и их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения.

Одним из видов информационного обеспечения в практике реализации музыкально-педагогического
процесса являются цифровые образовательные ресурсы

В структурные содержательные характеристики цифровых образовательных ресурсов входят следующие составляющие:

1) информационные источники:

— оригинальные тексты (хрестоматии; тексты из специальных словарей и энциклопедий; тексты из научной, научно-популярной, учебной, художественной литературы и публицистики) не повторяющие стабильные учебники;

— статические изображения (галереи портретов ученых соответствующей предметной области; «плакаты» – изображения изучаемых объектов и процессов и пр.); – динамические изображения (изучаемые процессы и явления в пространственно-временном континиуме – кино- и видеофрагменты, анимационные модели на CD, DVD);

— мультимедиа среды (информационно-справочные источники, практикумы (виртуальные конструкторы), тренажеры и тестовые системы, программированные учебные пособия («электронные учебники», виртуальные экскурсии и пр.);

2) информационные инструменты – информационные средства, обеспечивающие работу с информационными источниками.

Цифровые образовательные ресурсы выполняют ряд функций:

— организация разнообразных форм деятельности школьников по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

— применение всего спектра возможностей современных средств ИКТ в процессе выполнения различных видов учебной деятельности, в том числе таких, как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог;

— привнесение в учебный процесс и во внеклассную работу наряду с ассоциативной и прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиасистем.

Цифровые образовательные ресурсы классифицируются на:

ресурсы, размещенные в сети Интернет и

ресурсы , размещенные на оптических носителях, в частности электронные учебные издания, комбинированные продукты (сеть, диск).

Можно обратиться к общедоступным цифровым образовательным ресурсам, располагающимся в сети Интернет в свободном доступе для использования в образовательных целях. Они представлены на сайте http://school-collection.edu.ru/collection/

На сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» расположены: каталог, коллекции, инструменты, электронные издания, региональные коллекции, новости из сферы искусства и образования.

Благодаря цифровым образовательным ресурсам учитель перестает быть предоставлен самому себе, у него появляется возможность обмена методическими новинками, методическое сопровождение, возможность организации творческих конкурсов для учеников.

Информационные ресурсы могут быть использованы для реализации разных задач: мотивационных, информационных, контрольных и корректирующих. Возможно также сочетание всех типов задач.

Таким образом, внедрение цифровых образовательных ресурсов в музыкальное обучение приводит к появлению новых методов и технологий. В плане личностного развития подрастающего поколения цифровые ресурсы инициируют процессы развития наглядно-образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияют на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся.

Образовательные ресурсы как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:

Средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения.

Интерактивность в образовательных ресурсах обеспечивается множественным выбором из элементов множества (вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок, активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов, перемещением объектов для составления определенных композиций, совмещением объектов для изменения их свойств или получения новых объектов, объединением объектов связями с целью организации определенной системы).

Эти особенности цифровых образовательных ресурсов обеспечивают работу учащегося в наиболее удобном для него темпе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия и стили познавательной деятельности разных учащихся.

Доступность образовательных ресурсов обеспечивается их свободным размещение в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время.

Доступность и отражение в содержании образовательных ресурсов основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу.

Универсальность – качество электронных образовательных ресурсов, заключающееся в том, что оно строго не привязан к конкретным программам по учебному предмету и позволяет формировать знания, умения на материале, который может быть включен в уроки по любым программам.

Я вплотную начала работать на компьютере 8 лет назад, когда поняла, что просто нормально работать без такого помощника нельзя. Все постигала на практике сама. В первый месяц моего общения с компьютером было тяжело всем моим ученикам, родным, друзьям, коллегам. Но передо мной открылся Космос, иначе никак нельзя назвать объём информации, свалившийся на мою голову. Зато стало намного интересней и насыщеннее жизнь. Она фактурно очень уплотнилась. Я научилась не только получать информацию, но и сохранять, применять её, делать презентации, оформлять открытые уроки. Получила доступ к методической литературе, которую всегда было трудно достать. Начала смотреть онлайн видео уроки и постепенно созрела до того, что стала сама выставлять свои работы.

1. Например, с учениками 1-2 классов внедряю такой метод. Если название произведения звучит так: «Бурре», «Менуэт», «Ария», «Мазурка», «Контрданс» и тому подобное, то я даю задание вместе с родителями найти ответ на вопрос, что означает то или иное название. То же самое касается и композиторов, чьи пьесы они играют. Это понемногу их приучает к самостоятельной исследовательской деятельности. Так недавно двоим учащимся второго класса дала задание коротко рассказать об авторе этюда, который они исполняют. Ученики играли разные этюды К. Гурлитта и по разным учебникам. Каково же было моё удивление, когда об одном и том же авторе ученики принесли похожую информацию, но у одного в окончании фамилии стояла одна буква «т», а у другого две «тт». Начинаю их расспрашивать и понимаю, что где-то кроется ошибка. Берём ноты и видим, что в одном учебнике эта фамилия пишется с одной «т», а в другом с двумя «тт». Начинаем онлайн читать энциклопедию и выясняется, что это один и тот же композитор, а в нотах редакторская ошибка. И для меня, и, особенно, для детей это было очень познавательно.

2.Очень часто я использую на начальном этапе работы над произведением видео просмотр. То произведение, которое изучаем, мы слушаем и смотрим в исполнении как знаменитых мастеров, так и учеников. Конечно, я дома предварительно всё просматриваю. Потому что от задачи, которую я ставлю перед собой, и зависит мой выбор. Если я хочу ученика как-то простимулировать — я нахожу эту пьесу в исполнении ученика более маленького по возрасту и по классу. Но здесь надо ориентироваться на индивидуальное психофизическое состояние ребёнка, так как некоторые ученики после такого просмотра впадают в панику: у меня так не получится. Если хочу чтобы ученик проанализировал и сравнил, нахожу видео с явными недочётами и ошибками. А таких видео достаточно выкладывают родители, безумно любящих своих «талантливых» чад. Спрашиваю, — что нравится, что нет, какие ошибки ты видишь; вместе анализируем, и всегда подчёркиваю то, что у него явно лучше получается, чтобы подбодрить и вселить уверенность в своих силах.

3. При изучении музыкальной грамоты с учащимися 1классов я использую сайт «Детям о музыке».
Например:
— «Нотный стан и ноты»
— «Разноцветный ксилофон»
— «Сочиняем музыку»
— «Одинаковые звуки»
— «Музыкальный тренажер»
— «Нотный стан и клавиатура»
Они, несомненно, приносят большую пользу в развитии музыкальных способностей учащихся, повышении их интереса к музыкально-теоретическим предметам, способствуют лучшему усвоению учебного материала.

4.Применение видеозаписи использую достаточно часто. В тех случаях, когда у ученика не получается ритмический рисунок или неустойчивый темп – играю сама. Дома ему легче обратится к записи, чтобы усвоить материал . Когда ученику надо показать его недочёты – записываем его игру, смотрим, анализируем. Особенно это эффективно за 2-3 недели до экзамена или зачёта. Запись даже в классе заставляет ученика собраться, создаёт эффект «концертности». Но запись нужно производить или на смартфон с хорошей начинкой или на камеру или на цифровой фотоаппарат, так как слабые по мощности телефоны при прослушивании записи воспроизводят эту запись в несколько замедленном темпе. Получается искажение и некачественный звук. Если произведение уже хорошо выучено — пробуем себя в интернет — конкурсах.

5.У меня давно сложилось ощущение, что меня трудно чем-то удивить. Но однажды пришла ко мне ученица с просьбой помочь ей сделать для общеобразовательной школы презентацию о группе «Битлз». Мы с ней занимались этим во внеурочное время и натолкнулись на такую информацию. В 1967 году эта группа запатентовала торговый знак «Зелёное яблоко» для своей записывающей фирмы « Apple Corp ». А 1970 году Стив Ждопс и Стив Возняк создали « Apple inc » и тоже с яблоком, но только символическим и надкушенным. Обе фирмы существуют и поныне, но одна занимается только звукозаписью, а другая производством компьютерной техники. Судебные тяжбы более 30 лет между этими фирмами положили в карманы Пола Маккартни, Ринго Стара, Йоко Оно и родственников Джорджа Харрисона более 100 миллионов долларов. Информация была интересной, полезной и неожиданно удивила меня.

6.Использование образовательных ресурсов стало для меня повседневным естественным процессом. Ведение документации, отчёты, программы, использование электронной почты, скачивание необходимой информации, музыки – всё это ежедневная работа. Любой открытый урок — это не только печатный текст, но и презентация. Когда готовлюсь к открытому уроку, просматриваю материалы на подобную тему. Смотрю на построение урока, его ход, анализирую, что-то мне нравится, что-то я мысленно меняю, что-то совсем не приемлю. Но это всегда полезное и познавательное занятие.

7.Часто приходят ученики с просьбой дать им поиграть понравившуюся популярную музыку или саунд — треки из фильмов. Но бывает так, что в нотах их нет или музыкальный материал пока сложен для исполнения. Поэтому скачиваю и распечатываю сама понравившуюся музыку или ищу облегчённый вариант, если это ученики средних классов, а старшеклассников прошу сделать это самим.

8. Обычно перед Новым годом я в своём классе провожу концерт для родителей, после которого организуем сладкий стол для детей. И я, вместе с учениками, готовлю программки для родителей, ищем картинки для оформления, печатаем тексты, распечатываем их. Ученики старших классов обычно только дают советы и высказывают пожелания, а ученики средних классов с энтузиазмом в этом участвуют.

9. Я не ставлю себе задачу специально, на каждом уроке использовать информационные ресурсы Чаще всё происходит спонтанно. Недавний яркий тому пример. Учим с ученицей 4 класса полифонию. Из урока в урок одно и то же. Она явно показывает, что ей это играть скучно, неинтересно, играет «спустя рукава». Тогда я включаю компьютер, подключаю его к телевизору, начинаю рассказывать об И. С. Бахе, сопровождая свой рассказ видео в онлайн режиме. «Представь себе, — говорю я ей, — идёт 1723 год. Ты — Иоганн Себастьян Бах. Три года назад у тебя умерла жена, которая родила тебе 7 детей, трое умерли младенцами, так как в то время не было ни лекарств нормальных, ни прививок, ни антибиотиков (кто выжил, тот и выжил). Осталось 4 сына. Год назад ты женился на красавице Анне Магдалине, прекрасной певице, тихой, спокойной женщине. У тебя недавно появился ещё один сын. И вот тебе предлагают должность кантора певческой школы для мальчиков при церкви Святого Фомы в Лейпциге. Ты принимаешь это приглашение и переезжаешь. В твои обязанности входит преподавание пения и еженедельное проведение концертов в двух главных церквях Лейпцига, Св. Фомы и Св. Николая . Кроме того, что ты должен к каждой воскресной службе писать новую хоровую кантату, ты должен заботиться об учёбе и быте мальчиков, проживавших и учившихся в этой школе. В школе учились дети – сироты, находилась она на содержании местного муниципалитета. Дети вели полуголодное существование, были плохо одеты, из-за чего у тебя постоянные споры с администрацией. Вскоре тебя назначают музыкальным руководителем всех церквей города, и в твои обязанности входит подбор исполнителей, наблюдение за их обучением и выбор музыки для исполнения. Но кроме семьи и работы ещё есть музыка, творчество, твой любимый орган. Когда ты садишься за орган, ты растворяешься в музыке, тебе кажется, что клавиши – это продолжение твоих рук, играть тебе совсем не трудно, ведь у тебя рост – 180 см. И как ты можешь разделить семью, работу и творчество? Никак! Так вот, твоё трёхголосье – это три основных составляющих в твоей жизни». Представь, зимнее утро, первые лучи солнца заиграли в витражном стекле, в костёле ещё никого нет, ты садишься за орган и начинается волшебство музыки. Чуть слышно зазвучал первый голос, к нему вплетается второй. Они, не перебивая друг друга, развиваются, уже звучат мощнее, ярче, и вот он, третий, который наполнил звучание новыми красками, и мощью. Развитие продолжается, наступает кульминация и тебе кажется, что открылось небо и кто-то свыше движет твоими пальцами, руками, переключает это множество рычажков, кнопок, регистров — вот она твоя жизнь во всём многообразии и многоголосье. (Я выключила компьютер и выдержала хорошую паузу). А теперь, господин Бах, сядьте к инструменту и сыграйте мне так, чтобы я заплакала, услышав, как божественно вы играете». Она села за инструмент, я набралась терпения, чтобы всё дослушать до конца. Игра была так себе и не очень. В конце ученица говорит: «Всё плохо». Спрашиваю, что именно. Она отвечает: «Я поняла, что не выучена аппликатура, где плохо знаю текст, где хромает ритм. Я почувствовала как надо, но пока так не могу». Очень хорошо, — говорю я, — что ты поняла это сама, теперь ты точно знаешь, чем дома заниматься. У Баха родилось 20 детей, но только 9 выжили, 4 из них стали композиторами. У такого человека не может быть музыка бесстрастная, скучная. И уже на следующий урок были заметны результаты.

10. В ноябре прошлого года я была на курсах повышения квалификации в Краснодаре и делилась с коллегами следующей информацией. Когда мы готовимся к аттестации, то собираем большой объём документов, каждый из которых оценивается баллами. Есть много сайтов для преподавателей ДМШ и ДШИ, где можно опубликовать как свои методические разработки, так и открытые уроки. И это защитывается как публикация на федеральном уровне, и даёт в вашу копилку 15 баллов за каждую работу.

11. Информационная безопасность. Может, я произнесу банальные вещи, но эта жизнь заставляет нас продумывать каждый свой шаг. Поэтому наличие в компьютере антивирусника просто не обсуждается. Стараться пользоваться проверенными сайтами, не переходить но сомнительным ссылкам. Самым незащищённым приложением является Whatsapp , поэтому, когда вам приходят сообщения с любым текстом, в конце которого написано, чтобы вы это переслали 7, 10 или 12 своим друзьям – это возможность для спамера получить ваш номер телефона, а дальше дело техники. Хорошо если будет приходить реклама или предложение установить окна, но у многих в телефонах есть мобильный банк и сбербанк онлайн.

Роль информационных технологий в образовательном процессе значительна. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Музыкальная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности,

Развитие информационно – коммуникационных технологий в музыкальном образовании перспективно, актуально и объективно необходимо. Хотя для меня применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель.

В заключении хочу сказать следующее. Много профессий исчезнет благодаря компьютеризации, роботизации и прочим прогрессивным вещам. Но есть творческие профессии, где робота не поставишь. Например, балет – это абсолютное владение своим телом, безупречно отточенная школа мастерства и при этом выражение своих чувств в мимике, жесте, пластике, движении. Вряд ли этому сможет научить компьютер, он сможет передать действие, но не полноту эмоций артиста, исполняющего балетный номер. Или живопись . Можно хорошо научиться владеть карандашом, кистью, но никогда не написать «Мону Лизу» как Леонардо да Винчи и не стать ни Айвазовским, ни Ван Гогом. Театр , где лицедейство заставляет тебя верить в несуществующий мир. Музык а – это особый мир, который заставляет и плакать, и страдать, и мечтать. Во всех этих случаях к вершинам мастерства приводит УЧИТЕЛЬ . У каждого из нас были учителя, оставившие след в нашей жизни, которые привели нас в профессию, иначе бы мы с вами тут не сидели. Мы живы пока нас помнят. И наша задача с помощью и благодаря новым возможностям оставить в душах своих учеников частицу себя, подарить им радость открытий, удивление от исследований и новых знаний.

Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить Земля,
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
которая завтрашней жизни под стать.
Учителем надо будет родиться
и только после этого – стать.
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле.
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!

Список использованной литературы:

Горбунова И.Б. Компьютеры в обучении музыке. – М., РГПУ, 2001.

Евдокимова Т. С. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на фортепиано с использованием передовых педагогических технологий. (Режим доступа: http://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/razvitie-tvorcheskihsposobnostey-uchashchihsya-v-processe ) .

Захарова Г. Информационные технологии в образовании. М., 2013.

Крылова Т.М., Современные педагогические технологии в музыкальной школе: между традицией и инновацией. (Режим доступа: http://www.pavlikovskaya.ru/mttod/konf/konf02.html ).

Лифановский Б. Интернет для музыканта. М., 2006.

Квалификационные характеристики должностей работников образования в области ИКТ и ЭОР (Электронный ресурс) — Режим доступа: http://eor- np.ru/node/91

Усенков Дмитрий Юрьевич (Электронный ресурс) Интернет- сайт Электронный альманах «Вопросы информатизации образования». – Режим доступа : http://www.npstoik.ru

Цифровые образовательные ресурсы (Электронный ресурс) Интернет-сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/

ЭОР — как средство обучения (Электронный ресурс) – Режим доступа: http // infourok . ru

Цифровые образовательные ресурсы. Их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения. (Электронный ресурс) — Режим доступа: http / Studopedia . ru

Единый квалификационный справочник должностей (Электронный ресурс) — Режим доступа: http // g . ru

Бесплатные нотные библиотеки и фонотеки, энциклопедии.

1.О музыке – детям. Статьи и рассказы о музыке.

«Зачем нужны гаммы» HYPERLINK http :// www . soulsongs . ru / rasskaz _ music _ gammy . php . «Дирижер». HYPERLINK http :// www . soulsongs . ru / rasskaz _ music _ dirizher . php «Настоящая музыка».

2.Нотный архив Бориса Тараканова.

3. Нотная библиотека сайта «Фортепиано в России». http://www.piano.ru/library.html

4. Сайт «Детское образование в сфере культуры России».

5.Ноты — детям (библиотека нот для фортепиано ).

6.Классическая музыка он-лайн.

Собрание записей классической музыки.

http://classic-online.ru/
7. Система поиска для музыкантов нот, партитур, аудиозаписей, минусовок, текстов песен.

8.Музыкальная энциклопедия он-лайн.

9.Сайты преподавателей музыки.

http:// nsportal . ru

http:// kopilkaurokov . ru

http:// pedrazvitie . ru

http:// masterclassy . ru

http:// infourok . ru

http:// ped — kopilka , ru

http:/ / uchitelya . com

http:// As — sol . ru

10.Форум преподавателей детских музыкальных школ.

Источник

Оцените статью