Елена камбурова с гитарой

Елена Антоновна Камбурова

Фото Все

Видео Все

Наедине со всеми — Гость Елена Камбурова. Выпуск от 03.02.2017

Елена Камбурова. Мой герой

Главная роль. Елена Камбурова. Эфир 21.10.2020

Елена Камбурова — биография

Елена Камбурова – замечательная исполнительница с безупречным музыкальным вкусом, широким голосовым диапазоном. Долгие годы она занималась озвучиванием кинофильмов, мультипликационных фильмов. В 90-е годы прошлого века Камбурова стала основателем и руководителем Театра Музыки и Поэзии.

Елену Камбурову называют символом шестидесятников, когда поэзия и бардовская песня была в большой цене. Своим творчеством певица и актриса сумела заслужить любовь и признательность миллионов советских людей. Голосом Елены Камбуровой разговаривают герои самых любимых мультиков, поют многие известные актрисы.

Детство и образование

Елена Камбурова родилась в Новокузнецке 11 июня 1940 года. Ее родители были интеллигентными, образованными людьми из хороших семей. Отец, Антон Семенович, занимал должность инженера. Мама будущей исполнительницы работала детским врачом. В семье росло двое детей, Владимир, брат певицы, выбрал профессию инженера.

С Леной с самого начала все было непросто. С раннего детства ей хотелось стать драматической актрисой, но она никогда не делилась своими мечтами с родителями. Зато ей очень нравилось слушать, как поет мама. У Лидии Марковны был очень красивый низкий голос, а Антон Семенович великолепно аккомпанировал ей на гитаре. Такие домашние концерты были частыми в доме Камбуровых, но девочка стеснялась принимать в них участие.

Елена Камбурова в молодости

В раннем детстве она еще не понимала, насколько важна для человека его родословная. Но в подростковом возрасте девочка постаралась как можно больше узнать о своих родственниках. Ее отец по национальности был крымским греком. В роду будущей певицы было немало интересных, образованных людей, ее родственники занимали должности писарей, учителей. Было и несколько священников, репрессированных в годы Советской власти.

Когда окончилась война, дружное семейство Камбуровых переехало жить на Украину. Получив аттестат зрелости, девушка поступила учиться в Киевский институт промышленности. В душе она мечтала о совсем другой специальности, но закомплексованность не позволила Елене воплотить свои идеи в реальность. Она уже тогда считала себя «неформатом», человеком, непохожим на других. Ей хотелось быть актрисой, но Елена прекрасно видела, как она отличается от девушек, востребованных в этой профессии.

У нее не было кукольного личика, зато было прекрасное лицо с сияющими лучезарными глазами, и изумительный голос. Но Камбурова считала, что этого ничтожно мало, чтобы стать актрисой. Два года она потратила на обучение в институте, пока не поняла, что предавать собственную мечту не стоит. Девушка бросила ВУЗ, отправилась в Москву. Ее целью было обучение в Щукинском училище.

Экзамены Елена благополучно провалила. При выходе на сцену ее ноги вдруг подкосились, и она упала. Собравшись с силами, Елена оказалась на подмостках, но здесь ее поджидал очередной удар судьбы. От волнения она потеряла дар речи. Неудачливая абитуриентка все-таки сумела показать преподавателям некоторые свои способности. Но мнения Цецилии Мансуровой и Бориса Захавы, которые не оставили ее талант без внимания, никто не учел.

Елена Камбурова

Приемная комиссия посчитала эту девушку чересчур самобытной, настоящим «неформатом», над которым придется слишком долго трудиться. В училище ее не приняли, и чтобы как-то закрепиться в столице, девушка пошла работать на стройку разнорабочим. Хрупкая, субтильная Елена явно не рассчитала собственные силы, на стройке ей приходилось очень нелегко. И только поддержка товарищей помогла ей выжить в самый тяжелый в ее жизни год.

Через некоторое время ее назначили на новую должность, Камбурова стала помощником каменщика. Сам каменщик, которого звали Михаилом, был прекрасным специалистом. А еще он был очень увлечен оперой, имел хороший голос, постоянно напевал арии из опер. Так прошел год, по окончанию которого Елена вновь стала студенткой. Но теперь она уже не решилась покорять приемную комиссию Щукинского училища. Девушка отнесла документы в цирковое училище, стала учиться на эстрадном отделении.

Камбурову записали в мастерскую С. А. Каштеляна. Этот знаменитый педагог в свое время вывел на сцену целую плеяду эстрадных звезд, блиставших на подмостках в 60-е годы прошлого века. Эстрадное отделение было новым проектом циркового училища. Педагоги и сами не слишком понимали, чему они должны обучать студентов, и на всякий случай передавали им все свои умения и навыки. И это было просто здорово – Елена с удовольствием обучалась художественному слову, пению, актерскому мастерству у лучших мастеров того времени.

Внимательные педагоги циркового училища высоко ценили талант студентки Камбуровой. Ее первый учитель выбрал правильное направление для развития способностей своей ученицы, он предложил ей заняться эстрадным пением. Настольными книгами Елены в то время были сборник произведений Матвеевой и песни Окуджавы. Стихи этих поэтов были очень близки начинающей певице, они отражали состояние ее души.

В 60-е годы жители Советского Союза, независимо от их возраста, очень увлекались поэзией, бардовской песней. Популярность Елены Камбуровой выросла на гребне любви к этим видам искусства. Молодежная исполнительница стала известной после участия в устных журналах. В университетах и библиотеках проходили многочасовые выступления, воодушевлявшие восторженных слушателей. В годы оттепели искреннее слово, задушевная песня звучали особенно свежо, были особенно актуальными.

В этот период Камбурова познакомилась с Ларисой Критской, Микаэлом Таривердиевым, с которыми в дальнейшем ее связывало многолетнее сотрудничество. Критская и Камбурова в конце 60-х годов записали пластинку на студии «Мелодия». Это был целый цикл песен, который пользовался большой популярностью у советских людей. В 1970 году Елена Антоновна впервые появилась на телевидении, зрители увидели ее телевизионном фильме-автобиографии «Монолог».

Пик творческого расцвета

Критики и ценители высокого искусства считают, что расцвет творчества Камбуровой наступил в 70-е годы. Именно в тот период она сумела раскрыться как разносторонне увлеченная личность. Сотрудничество с композитором Владимиром Дашкевичем было очень плодотворным. Камбурова пела романсы на стихи В. Маяковского, А. Блока, А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама. Было записано и две сюиты на произведения Мандельштама и Ахматовой.

Елена Камбурова читает стихи

Сюиты сильно опережали время. Через 20 лет, когда наступило время гласности и о репрессиях и расстрелах стали говорить открыто, эти произведения много раз звучали в концертном зале Московской консерватории.

Поэзия зарубежных авторов тоже привлекает исполнительницу. Она увлекается творчеством Л. Ферре, Барбары, открывает для себя стихи французских поэтов, живших в период Средневековья. Французская поэзия лежит в основе музыкального цикла Камбуровой, получившего название «Ты видишь, я помню…». Тогда певица впервые построила свое выступление в виде песенного спектакля. В указанный период Елена Антоновна живо интересовалась классикой, исполняла романсы и песни П. Чайковского, Ф. Шуберта, М. Мусоргского.

Самобытная актриса по-новому интерпретировала академические произведения. Ее всегда отличало непредвзятое видение, с помощью которого Камбурова сломала сложившиеся стереотипы по отношению восприятия русской классики. Циклы «Песни и пляски смерти», «В детской» в ее исполнении звучали совсем по-другому. В те годы артистка часто бывала за границей. Зарубежная публика относилась к ее выступлениям очень тепло. Она объездила всю Европу, побывала в Израиле, Северной Америке.

В гастрольные поездки вместе с Камбуровой всегда выезжал Олег Синкин, пианист и концертмейстер, гитарист Вячеслав Голиков. Эти выдающиеся музыканты, лауреаты международных конкурсов в свое время получили блестящее образование в Московской консерватории.

Карьера в кинематографе

Елена Антоновна с молодости была тесно связана с кинематографом. Она снялась в целом ряде фильмов – в «Театре неизвестного актера», «Воспоминании», «Клоуне», в киноленте «Мой нежно любимый детектив». Кроме того, актриса занималась озвучиванием кинокартин, принадлежавших к разным жанрам. Этих фильмов – более сотни.

В картинах Елена Антоновна пела детскими голосами, озвучивала волшебных и смешных персонажей. Голос Камбуровой мы слышим в музыкальном сопровождении к знаменитым фильмам. Среди них — «Раба любви», «Приключения Электроника», «Небеса обетованные», «Однажды двадцать лет спустя», другие известные картины.

Следует сказать особое слово о фильме «Гардемарины, вперед!», в создании которого принимала непосредственное участие Елена Антоновна. Режиссер Светлана Дружинина поработала на славу, собрала необыкновенно талантливый певческий коллектив. Здесь работал Дмитрий Харатьян, исполняя композиции за себя и Жигунова. Песня о любви досталась Михаилу Боярскому, Камбурова и Анофриев пели композицию «Разлука». Кроме того, Елена исполнила все песни за героиню, которую сыграла Татьяна Лютаева.

Многие критики считают голос Камбуровой самым востребованным на телевидении. Она принимала участие в создании многих выпусков «Ералаша», пела композицию для программы «Спокойной ночи, малыши», созданную на мелодию Моцарта.

Основание театра

В 90-е годы многие актеры остались не у дел. Но это не коснулось Елены Антоновны, которая занялась созданием собственного Театра Музыки и Поэзии. За 25 лет работы этот проект стал очень успешным. Его называют образцом камерной сцены столицы. В репертуаре театра – более трех десятков спектаклей.

Елена Камбурова в театре

Здесь играют греческие трагедии, спектакли, основанные на произведениях современных поэтов. В 2015 году коллектив театра получил заслуженную награду – «Хрустальную Турандот» за лучшее оформление спектакля. Театр Камбуровой стал настоящей кузницей молодых кадров, дал дорогу в жизнь целой плеяде талантливых шансонье, среди которых на первом месте стоит Ульяна Ангелевская.

Личная жизнь

Елена Антоновна дважды выходила замуж. Ее первым супругом стал Кирилл Акимов, пианист и композитор. Семейная жизнь творческой четы была недолгой, через шесть лет супруги расстались. После Камбурова вышла замуж за своего коллегу, Алексея Воскресенского. Второй брак исполнительницы тоже не стал счастливым, супруги расстались.

Елена Камбурова дома

Возможно, все это происходило потому, что своим главным предназначением певица всегда считала работу. Детей у нее не было ни в одном браке. Певица с большой любовью относится к домашним животным, особенно ей нравятся собаки. Она считает этих животных настоящими символами верности, преданности и огромной любви к людям.

В кино

  • 1970 — Монолог
  • 1972 — Прощай, оружие
  • 1976 — Театр неизвестного актёра
  • 1980 — Клоун
  • 1982 — Спявае Алена Камбурава
  • 1984 — Поёт Елена Камбурова
  • 1986 — Воспоминание
  • 1986 — Мой нежно любимый детектив
  • 1989 — Мой театр
  • 1989 — Память
  • 1990 — Отражения

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Источник

Елена Камбурова

Биография

Елена Антоновна Камбурова – самобытная певица с широким голосовым диапазоном и прекрасным музыкальным вкусом. Она выступает не только на сцене, но и участвует в «пении за кадром». Именно ее голосом поет всем известный Сыроежкин – герой картины «Приключения Электроника».

Детство и юность

Елена Камбурова родилась за год до Великой Отечественной войны в Сибири. Ее отец, Антон Семенович Камбуров, по национальности крымский грек, работал инженером, а мама, Лидия Марковна Захарова, была педиатром. В семье воспитывался еще брат Елены, Владимир, который пошел по стопам отца.

Елена Антоновна в детстве не интересовалась родословной, но в дальнейшем она узнала много информации о своем генеалогическом древе. Некоторые из ее предков были священниками, которых с приходом советской власти подвергли репрессиям, учителями, писарями.

Родители Леночки любили музыку: мать пела низким тембром, а отец подыгрывал ей на гитаре. Сама девочка в детстве не пела и не выступала, но в мечтах грезила о том, что станет драматической актрисой.

Школу Елена окончила в Украине, куда переехали Камбуровы вскоре после окончания войны. Когда были сданы последние экзамены, она подала документы в институт промышленности города Киева. Там Елена проучилась два года. В молодости она была слишком стеснительна и не решилась сразу на поступление в театральный институт. Но мечта звала за собой, и в 1959 году девушка отправилась покорять столицу.

Несмотря на то, что на вступительных экзаменах в Щукинское училище Елену отметили такие мэтры советской сцены, как Цецилия Мансурова и Борис Захава, ее не взяли на курс по причине невероятной самобытности. Подумав, упрямая абитуриентка остается в Москве, но для того, чтобы выжить, она устраивается работать маляром.

Музыка

Через год Елена Камбурова поступила в цирковое училище города Москвы, на курс Сергея Андреевича Каштеляна. Маэстро воспитал целую плеяду артистов эстрады, которые были известны в 60-е годы в Советском Союзе. Позже Елена окончила ГИТИС по той же специальности. Именно ее первый учитель направил Камбурову по пути эстрадного пения, подарив ей сборник произведений Новеллы Матвеевой, который наряду с песнями Булата Окуджавы, такими как «Любовь и разлука», стал визитной карточкой молодой певицы.

Уже в ранние годы Елена стала популярной молодежной певицей. Эту славу она снискала, участвуя в устных журналах того времени. Многочасовые выступления, которые проходили на площадках университетов или библиотек, собирали ораторов, выступавших с разными темами. В эти же годы талантливая певица познакомилась с Микаэлом Таривердиевым и Ларисой Критской, с которыми она сотрудничала затем на протяжении всей жизни.

В конце 60-х Елена и Лариса подготовили целый цикл песен, который вышел отдельным диском на студии звукозаписи «Мелодия». Впервые на телевидении молодая певица появилась в 1970 году в автобиографическом телефильме «Монолог».

70-е годы ознаменовались расцветом творчества Елены Камбуровой. Она раскрылась как разносторонне увлеченная личность. В репертуаре Камбуровой появились романсы композитора Владимира Дашкевича на стихи русских авторов начала XX века: Александра Блока, Владимира Маяковского, Марины Цветаевой. Композитор и певица записали две сюиты на стихи Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама. Эти произведения обрели новое звучание с началом эпохи гласности, когда о репрессиях и расстрелах можно будет говорить открыто. Не раз в начале 90-х годов сюиты прозвучали со сцены концертного зала Московской консерватории.

Открыла для себя певица и стихи зарубежных авторов, таких как Жак Брель и Лео Ферре. Они легли в основу ее музыкального цикла «Ты видишь, я помню…». Впервые певица выстроила свое выступление в виде песенного спектакля. Елена Антоновна взялась за исполнение классики: романсов и песен Франца Шуберта, Петра Чайковского, Модеста Мусоргского. Эти академические произведения по-новому прозвучали в ее исполнении. Своим непредвзятым видением артистка разрушила сформировавшиеся стереотипы в отношении восприятия произведений русской классики – циклов «В детской» и «Песни и пляски смерти».

В 1997 дискография артистки пополнилась альбомом «Дрема», куда вошли русские колыбельные». Среди них – «Зеленая карета», «Осенний блюз», «Умка».

В годы ослабления советского режима Елена Камбурова выступала за рубежом, где публика принимала ее с восторгом. Певица объездила со своими программами Европу, побывала в Северной Америке и Израиле.

Неизменными спутниками артистки в ее музыкальных путешествиях всегда были пианист Олег Синкин, который стал ее верным концертмейстером, и гитарист Вячеслав Голиков. Оба музыканта окончили Московскую консерваторию, лауреаты международных музыкальных конкурсов.

Фильмы

Особой строкой в биографию певицы вписан кинематограф. С ним у Елены Камбуровой давние и тесные взаимоотношения. Помимо того, что она снялась в нескольких картинах, таких как «Театр неизвестного актера», «Воспоминание», «Клоун», «Мой нежно любимый детектив», Елена Антоновна озвучила более 100 фильмов различных жанров.

Голосовой диапазон позволял артистке петь голосами детей, волшебных или смешных героев. Поэтому в фильмографии артистки большое количество разноплановых картин, где ее голос можно услышать в музыкальном сопровождении. Среди них такие: «Приходи на меня посмотреть», «Пассажир с “Экватора”», «Раба любви», «Дульсинея Тобосская», «Небеса обетованные», «Однажды двадцать лет спустя», «Мой нежно любимый детектив». Также Елена Камбурова озвучила персонажа Сергея Сыроежкина в фильме «Приключения Электроника». А Елена Шуенкова озвучивала его копию – Электроника.

Зрителям запомнилась ее работа в приключенческой ленте «Гардемарины, вперед!». Режиссеру Светлане Дружининой удалось собрать уникальный певческий коллектив. Дмитрий Харатьян спел за себя и за Сергея Жигунова. Михаил Боярский исполнил песню о любви «Голубка». Прекрасная Елена Камбурова вместе с Олегом Анофриевым прозвучала в композиции «Разлука», она же озвучила все песни за героиню Татьяны Лютаевой.

А в фильме «Женская логика» Елена Камбурова исполнила романс «Говорят, бабий век – сорок лет». Ее трогательный вокал проникает в самую глубину сердца.

Голос Камбуровой стал самым востребованным на телевидении. Без нее не обходились выпуски «Ералаша», и даже песня из любимой всеми детьми «Спокойной ночи, малыши!» на мелодию Моцарта была спета популярной исполнительницей.

В 2017 народная артистка России стала гостьей передачи «Наедине со всеми». В рамках интервью артистка рассказала ведущей Юлии Меньшовой о своей карьере, взлетах и падениях, отношениях с коллегами.

Театр

90-е годы внесли свои коррективы в творческую жизнь страны. Госзаказов практически не осталось, актеры сидели без работы. Но такая обстановка только подстегнула талантливую личность и подтолкнула Елену Антоновну к созданию собственного Театра музыки и поэзии.

В наше время этот театр не только не ушел в небытие, но и стал одной из эталонных камерных сцен Москвы. Театр Камбуровой дал старт талантливым российским шансонье, таким как певица и композитор Ульяна Ангелевская, которая проработала в коллективе более 10 лет.

Первый сезон театра открылся спектаклем «Игра снов», в котором певица выступила в новом для себя амплуа – лирического героя Пьеро. Помимо современной поэзии, в труппе ставят большое количество греческих трагедий. Так, в спектакле «Антигона» Елена Антоновна сыграла все роли трагедии, что стало для нее новым опытом.

Елена Камбурова на репетиции спектакля «Маленький принц. Полёт в одном действии»

В репертуаре театра несколько десятков спектаклей. Среди них наиболее известны: «Капли датского короля», «Софокл. Антигона», «На свой необычный манер», «Снился мне сад…», «Сны поэта Левитанского», «Вот вам, в сотый раз, Россия…», «Победа. Реквием».

В 2015 году коллективу театра за работу «Тишина за Рогожской заставою» была вручена награда «Хрустальная Турандот» в номинации за лучшее музыкальное оформление спектакля.

Значимым проектом Елены Камбуровой стала ее совместная с Никитой Высоцким программа «Дорога поперек судьбы», которая посвящена жизни и творчеству Владимира Высоцкого. Со сцены артисты представили публике известного поэта-песенника, его письма, стихи, музыку.

Личная жизнь

О личной жизни певицы Елены Камбуровой известно мало. Она не афиширует свои отношения с мужьями, эта тема закрыта на всех интервью артистки, нет в СМИ и фото семьи Елены Антоновны.

Известно, что первым мужем певицы был композитор и пианист Кирилл Дмитриевич Акимов. Они познакомились еще во время поступления Елены Антоновны в цирковое училище. Прожили супруги вместе всего шесть лет. Вторым мужем певицы стал ее коллега Алексей Воскресенский. Детей у нее не было ни в первом, ни во втором браке.

Елена Камбурова сейчас

В январе 2020 года Елена Камбурова стала гостьей программы «Привет, Андрей!». Это было первое появление народной артистки на телевидении за долгое время. На шоу также присутствовали актрисы Елена Соловей и Елена Проклова.

Лето Елена Антоновна провела на самоизоляции под Коломной. Это время она посвятила чтению и размышлениям. А в июле знаменитая артистка отпраздновала юбилей. Ей исполнилось 80 лет.

4 сентября в Театре музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой состоялась премьера спектакля «Маленький принц. Полет в одном действии». Артистка этой постановкой, можно сказать, возвращается к самому началу, к своей дебютной песне в кино. Эта композиция звучит в самом конце спектакля. А начинается постановка тем, что Елена Камбурова предстает перед зрителями в образе летчика. Затем она меняет свои амплуа, впечатляя зрителей актерским мастерством.

В этом же году Елена Антоновна выпустила книгу «Совсем другая песня». В ней она рассказывает читателю прежде неизвестные стороны личной жизни и творческой судьбы.

17 февраля 2021 года в репертуар Театра музыки и поэзии вернулся спектакль «Двенадцать. Опера». Постановка была посвящена столетию со дня смерти Александра Блока. В исполнении Елены Камбуровой, а также других артистов прозвучали опера Владимира Дашкевича по поэме Александра Блока и фрагменты вокальной симфонии «Солдатский реквием».

Сейчас артистка играет и в других спектаклях. Среди них «Terra Гуэрра. Каприччио», «Снился мне сад», «Победа. Реквием», «Нелепо. Смешно. Безрассудно». На сайте театра можно узнать информацию обо всех грядущих постановках. Там также можно купить билеты.

В январе Елена Антоновна выразила соболезнования в связи со смертью Бориса Грачевского, основателя тележурнала «Ералаш», к которому она исполнила заглавную песню.

«Хотя у нас с Борисом Юрьевичем не настолько были тесные отношения, но знаю, что он был хорошим человеком», – отметила артистка.

Источник

Читайте также:  Построить от каждой ноты аккорд
Оцените статью