Емкость конденсатора для гитары

guitar.by

Конденсатор на тон

Модератор: moderator

Конденсатор на тон

#1 Сообщение WTYD » Пн авг 01, 2011 3:49 pm

Re: Конденсатор на тон

#2 Сообщение Plexi » Пн авг 01, 2011 5:21 pm

Не одним Sprague жив гитарный мир, но действительно бумаго-маслянные конденсаторы хорошо вляют на тон гитары. Материалов в сети полно.

ПС Старые, совковые бумаго-маслянные ничем не хуже.

Re: Конденсатор на тон

#3 Сообщение WTYD » Пн авг 01, 2011 5:33 pm

Re: Конденсатор на тон

#4 Сообщение Скиф » Пн авг 01, 2011 5:52 pm

Re: Конденсатор на тон

#5 Сообщение Plexi » Пн авг 01, 2011 7:59 pm

Стандартая ёмкость 0,022 мКф ( микрофарад ) , вольтаж обычно в пределах 400-600 Вольт, если вольтаж больше- не страшно.
Спорить и доказывать по величине напряжения никому ничего не собираюсь, вот распайка
Гибсон переиздание . бла-бла-бла.

При этом величина ёмкости может варироватся 0,022 -0,047. В зависимости от потребности сделать звучание более темным используется номинал 0,047 .

Re: Конденсатор на тон

#6 Сообщение Скиф » Пн авг 01, 2011 9:06 pm

0.047-0.063 испольуется обычно под датчик с высокой индуктивностью (многовитковой, или хамбакер) при низкой резонансной частоте, на синглы садят 0.022-0.055 (фендер), на стоковые датчики с малым числом витков — 0.010-0.022 (samshin, Artec, Wilkinson). Для «визгливых» датчиков чаще ставлю 0.022 — подчеркивает хорошо частотку.

Часто использую и минималистсткую схему — ручки тона нет, только цепь тон-компенсации на ручке громкости.

Источник

О конденсаторах vol.3

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Обстоятельно изучив предыдущую статью, нашел что ни одного слова не сказано об устройстве и параметрах конденсатора. А ведь многие из нас или уже забыли школьный курс физики, или прогуляли или вовсе столь любознательны, что он у них еще не начался по школьной программе (( а может и не начнётся — не знаю что теперь там происходит, в этой школе).

К делу!

И так, дорогой читатель для начала предлагаю найти конденсатор. Нашел?
Теперь расковыряй его, дружок. Что ты видишь?

Вариантов не так много:
1) Керамический конденсатор — ты увидишь 2 металлические пластины с малюсенькой прослойкой этой самой керамики (т.е. практически глины, специального состава). Сверху он был покрыт защитным слоем. Керамические конденсаторы не дороги и практичны. Звук? А это как с фломастерами — каждый на вкус и цвет разный. (Читай предыдущую статью)


2) Плёночный конденсатор — тут твоему взору, скорее всего, предстанет фольга с прослойкой плёнки. Этот вид конденсаторов наиболее распространён в гитарах. Да и не только гитарах. Видов плёночных конденсаторов множество — разных составов и форм. Сверху они также покрыты защитным слоем. Этот вид конденсаторов дороже керамических. Насколько? Зависит от состава (т.е. материалов) и параметров конденсатора. Дороже может быть от 2 до 100 раз.

3)Бумажно-масляный конденсатор.
Поздравляю, ты разобрал самый культовый из всех конденсаторов! :)) Эти конденсаторы представляют частный вид плёночных. Фольга в них используется в качестве обкладок, диэлектрик — бумага, пропитанная маслом. Имеют основной недостаток — старение. Т.к. масло испаряется и бумага (т.е. диэлектрик) меняет свои свойства. Эти конденсаторы применяют также при производстве ламповых усилителей (раньше — за неимением других, сейчас — в силу культовости, стараясь сделать под винтаж).

Возвратимся к плёночным конденсаторам в целом! — в них бумага, пропитанная маслом, заменена на плёнку из полимеров и различных других материалов. Они лишены недостатков бумажных, топовые модели применяются в производстве Hi-end аппаратуры.

Да!
А еще ты скорее всего обратил внимание на надписи, которые были на конденсаторе.
Например: .022 50V
Таким образом производитель показывает параметры своих изделий.
Первый — емкость. Второй — максимальное напряжение.

Емкость — параметр, влияющий на частоту среза. Чем больше емкость тем ниже частота среза. Т.е. грубо говоря — чем больше это значение, тем меньше высоких частот будет в сигнале на выходе (если тон включен).

Вот таблица емкостей конденсаторов и их обозначений:

Почему на Fender, как правило 0,022 мкФ (микро Фарада)?
Потому-что ВЧ у синглов больше, соответственно меньшей емкостью можно срезать эти ВЧ так, чтобы было заметно.

А почему на Gibson 0,047 мкФ (микро Фарада)?
А потому-что резонанс и ВЧ составляющая меньше на хамбакерах. И не всегда, установив конденсатор в 0,022 мкФ вы сможете заметить, что ручка тона есть. А 0,047 мкФ — нормально, уже заметно срезает.

А можно ли поставить конденсатор еще большей емкости?
Можно. Срез ВЧ будет еще больше.

А как же напряжение?
Напряжение — для гитарного темброблока, особенно с пассивной электроникой, фактор второстепенный. Т.к. напряжения в этих цепях значительно меньше максимального значения.
_____________________________________________________________

Для более дотошных хочу добавить еще несколько слов.

Теперь обратим свой взор на общее устройство:
Любой конденсатор — это 2 металлические пластины, разделённые диэлектриком, который не проводит электрический ток.
Принцип — с одной и с другой стороны диэлектрика, на пластинах скапливаются противоположные заряды, создавая разность потенциалов (т.е. количества носителей заряда) между обкладками. Свойство накапливать заряд называют — емкостью.
Чем длиннее пластины и меньше расстояние — тем больше зарядов конденсатор может накопить, тем больше емкость (Вспоминаем формулу!).

Далее:
Материал — важный фактор. Т.к. заряды в конденсаторе между собой взаимодействуют посредством электрического поля, это электрическое поле между обкладками в свою очередь зависит от материала.
От материалов и расстояния также зависит и максимальное напряжение, которое конденсатор может выдержать.

Третье — активное сопротивление конденсатора (т.е. зависящее от частоты сигнала):

Где C — это емкость в фарадах (да, нужно будет не забыть перевести), W — угловая частота. W=2пF п=3,14, F — это частота сигнала в герцах. Теперь, зная емкость конденсаторы, вы можете посчитать — какое сопротивление он оказывает для каждой конкретной частоты.

Теперь — всё!
Спасибо за внимание!

Кирилл Труфанов
Гитарная мастерская: Pretty Underground
Технический инфо-портал: gitarnaya-furnitura.ru

P.S. Вот еще статьи на эту тему:
О схеме темброблока и как конденсатор включён в неё:
jablog.ru/blog/workshop/2782.html
О видах и фирмах конденсаторов на брендовых инструментах:
jablog.ru/blog/workshop/2572.html

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Модифицирование гитары. Часть вторая — электроника

Что такое потенциометр? Это переменный резистор. Электроника устроена так, что когда мы «убираем» громкость – часть сигнала идет на «землю», а оставшаяся часть – в усилитель. Происхождение потенциометра на звук не влияет, а вот их параметры очень даже. И меняя номиналы потенциометров, можно добиться разного звука.

Потенциометры тоже не идеальны. И даже когда они выкручены на максимум, часть сигнала все равно уходит на «землю», из-за чего появляются потери мощности и высоких частот. Потери не очень большие, но тем не менее, слышимые. Поэтому, чем больше сопротивление потенциометра – тем меньше потери. На синглы обычно ставят потенциометры номиналом 250 кОм, на хамбакеры – 500 кОм, поскольку хамбакеры звучат мутнее и высокие частоты там изначально меньше, чем у синглов. Более яркий звук получится при использовании потенциометров номиналом 1 Мом.

Однако увеличение номинала потенциометра не решает проблему потери верхов при уменьшении громкости гитары. А решение проблемы достаточно дешевое и простое, и продается в любом магазине радиодеталей. Достаточно лишь вставить 0,001 мкф конденсатор на два контакта потенциометра громкости и все верхние частоты сохранятся в первозданном виде. Здесь есть один нюанс – для нормальной реализации необходим логарифмический потенциометр. С линейным изменение громкости будет резким и ступенчатым. Кстати, именно благодаря этому старые Fender Telecaster такие звонкие на любом уровне громкости.

Уходя на глубину

Из предыдущего понятно, что конденсатор проводит высокие частоты. Собственно, регулировка тона – это конденсатор и резистор. Обычно на гитары ставят конденсаторы номиналом 0,022 или 0,047 мкф, но можно ставить в принципе любой. Чем больше номинал конденсатора, тем больше высоких утечет в «землю» и тем мутнее будет звук. Хотя, ставить больше 0.1 мкф смысла не имеет, но можно и попробовать.

Одно из интереснейших устройств, которое применялось на некоторых полуакустических Gibson ES, в том числе и на модели B.B.King Lucille и некоторых Blueshawk. К сожалению, я не нашел ни одного точного описания конструкции этой штуки, поскольку в интернете много разного рода мусора на эту тему. К еще большему сожалению, мне не удалось поиграть ни на одной гитаре с этой штукой. Однако из всевозможных описаний и видео понятно, что Varitone «отрезает» определенные частоты из сигнала. Состоит из позиционного переключателя и конденсаторов. Обо всем по порядку.

Простой варитон, каким его рисуют в интернете, являет собой обычную связку конденсаторов, спаянных с позиционником. При выборе позиции сигнал направляется в определенный конденсатор и потом на потенциометр тона. Фактически, это дает возможность выбрать, через какой конденсатор играть и насколько глубокий будет тембр. Подобная штука была реализована в гитарах Gretsch в виде тумблера на три позиции.

Обычный выключатель. Простой двухпозиционный переключатель или кнопка, полностью выключающая сигнал. Можно и в музыке использовать – Buckethead постоянно пользуется такой штучкой.

Вместо того, чтобы заморачиваться с примочками-грелками, почему бы не встроить бустер в гитару? Есть активные бустеры, работающие от батареек, которые увеличат выходной сигнал гитары и раскачают усилок.

Мало кто знает, что бустер может быть и пассивным, и что на него не нужно тратить много денег. Чтобы получить самый настоящий перегруз с самой гитары, достаточно купить в магазине… два диода. Если их правильно соединить, то они будут давать перегруженный сигнал, а если сделать еще и регулировку – то никакие грелки не нужны, и поднимать выходной сигнал можно одним-единственным выключателем.
Оно продается в магазинах даже, правда не в наших. Называется Black Ice и являет собой несколько диодов в одном маленьком корпусе. При разном их соединении можно добиться разного звука. Но оно слишком дорого стоит – купить обычные диоды куда дешевле.

Любители включать два датчика одновременно на гитарах с раздельными регулировками громкости знают, что если выкрутить одну громкость в ноль, звук исчезнет совсем. Тем не менее, проблема решается простой перестановкой проводов на потенциометре, как на схеме. После этого при выкручивании в ноль громкости будет отключен только конкретный датчик. Честно говоря, я не знаю в чем тут магия, но это работает.
Правда, есть и побочный эффект. Дело в том, что при таком подключении два датчика будут работать всегда, но на крайне минимальной громкости — на такой, что второго датчика даже слышно не будет.

Активная электроника: эквалайзеры, преампы и т.д.

Нанотехнологии позволяют встраивать в гитару любую электронную хрень, какую только захочет пользователь. Весь педалборд таким образом можно уместить в корпусе одной гитары, вот только нужно ли оно?

Источник

Конденсаторы

Наконец, как я и обещал — статья о конденсаторах. Уже третий раз ее переписываю честно говоря) Хотелось добиться максимальной доступности при минимальном объеме текста. Но объемом в данном случае пришлось жертвовать, надеюсь доступность осталась.

Собственно почему конденсаторы? Потому, что часто даже матерые в гитарных делах люди особо не в курсе чем они отличаются. Ну да вольтаж, ну да емкость, а дальше что? Многие уверены, что тонкости надо знать тем кто занимается разработкой экстремальных железок.

Для крайнего севера там, или для больших нагрузок на тысячи вольт и ампер. По большому счету они правы. Если хотите чтобы все было хорошо — просто используйте пленочные конденсаторы, где не хватает емкости — алюминиевые. Минимум паразитных эффектов, сравнительно невысокая стоимость. О конкретных применениях далее.

Конденсаторы в гитарах


Некоторые читатели, как мне известно, и не думают заниматься примочками, но гитару дома имеют. Специально для них коротко о конденсаторах в гитаре. А именно — ставьте любой, кроме танталового, и будет вам счастье. Сходите в магазин радиодеталей, попросите керамических конденсаторов (самых дешевых) в диапазоне от 6.8 до 47 нанофарад, и пробуйте каждый. Емкость на звук влияет очень сильно, в отличии от типа конденсатора.

Многие не согласятся и скажут, что своими ушами слышали как отличается звучание разных конденсаторов одной и той же емкости. Мол пленочные прозрачнее, а кондер из гибсона 50х годов звучит совсем по другому. Не спорю, эти конденсаторы звучат по разному. Но уверяю, даже самые дорогие конденсаторы не уникальны.

Большинство конденсаторов имеют разброс в емкости около 20%. Даже два одинаковых с виду конденсатора могут звучать по разному. А учитывая, что многие конденсаторы имеют свойство стареть и терять емкость, конденсаторы 50х годов приобретают совершенно «неповторимый» звук.

На самом деле, именно на звук в электрогитаре (подчеркну еще раз, в электрогитаре) влияет исключительно емкость.

Конденсаторы в примочках

Вот теперь пойдет по настоящему детальный разбор полетов. В примочках конденсаторы имеют гораздо больше власти чем в гитаре. Но если вы думаете, что плохие конденсаторы сделают звучание сухим и мутным, то вы ооочень сильно ошибаетесь.

Все конденсаторы, при условии, что емкость у них равная, оказывают на звук почти идентичное влияние. Собственно казалось бы, чего тогда парится? Ставим везде конденсаторы нужных номиналов и будет работать) На деле, работать скорее всего будет, но не факт что так как вам нужно.

Да по большому счету не факт даже что будет. Собственно как не напортачить используя разные конденсаторы мы и будем разбираться. Если хотите кратко — есть универсальный рецепт — пленка и алюминий. Только про полярность не забывайте. И будет вам счастье)

А теперь, давайте взглянем на различные типы конденсаторов. Посмотрим чем они друг от друга отличаются и где какие лучше применять. Напомню лишний раз, что я рассматриваю применение конденсаторов в рамках гитарных примочек.

Бумажно-масляные конденсаторы


Сколько же я про них слышал хорошего и лестного… Так вот, никогда не ставьте такое в примочки. Они не нужны. Что раньше, что сейчас они используются в мощной, высоковольтной технике. Они в среднем лучше переносят большие температуры, резкие перепады напряжений и подобные несчастья, но в примочках это бесполезно.

Плюсы:

Хорошо переносят перепады напряжений. Неплохой диапазон емкостей и диапазон напряжений тоже приличный.

Минусы:

Быстро выходят из строя (впитывают влагу, либо масло со временем высохнет). Они большие. Очень большие, одни из самых крупных конденсаторов. Дорого стоят. Плохо работают на высоких частотах.

Как не напортачить:

В принципе, если вы не очень опытны, то эти конденсаторы даже имеют смысл. Куда бы вы их не поставили, они будут работать. По крайней мере пару лет)

Слюдяные конденсаторы


Очень дорогие конденсаторы. Используются в очень высокочастотных цепях и некоторых высокоточных приборах. В нашем случае тожене нужны. Вообще они офигенные, но не нужны. Куча плюсов, но минус — цена, перебивает все эти плюсы. Можно достать то же самое (для примочек), но дешевле.

Плюсы:

Во всех отношениях прекрасные конденсаторы. Абсолютно стойкие ко времени, ни физически, ни химически не стареют. Никаких паразитных эффектов. Очень высокое соответствие емкости маркировке, обычно 1-5%.

Минусы:

Очень маленький диапазон емкостей, обычно, до пары нанофарад, не больше. Очень дорогие и редкие.

Как не напортачить:

Да никак. Уж с этими то вы не напортачите, хоть в розетку втыкайте — ничего с ними не будет.

Танталовые конденсаторы


Вот эти ребята уже поинтереснее. Они помогут вам сэкономить место. Но и обращаться с ними нужно поаккуратнее. Обязательно соблюдайте полярность, более того следите за тем, чтобы на разных концах конденсатора напряжение отличалось на пару вольт.

Если разница стремится к нулю, то передаточные характеристики падают, емкость может сильно уменьшится. Кроме того, берите конденсаторы большого напряжения, нужен запас раза в два.

Плюсы:

Очень высокое отношение емкости к размеру. В миниатюрных примочках это лучшее что вы сможете найти. В отличии от алюминиевых, практически не теряют емкость со временем. Верхняя граница напряжения 50 вольт.

Минусы:

Необходима разница потенциалов (напряжения). Выходят из строя при перепадах напряжения. При выходе из строя перегреваются и взрываются (именно взрываются, без шуток).

Как не напортачить:

Соблюдайте полярность. Следите за тем чтобы на разных полюсах конденсатора была разница потенциалов в несколько вольт. Не перегревайте при пайке, 5-10 секунд их убить не должно.

Керамические конденсаторы


ОЧЕНЬ дешевые конденсаторы. Практически любая керамика на 50 вольт (а больше нам и не надо обычно) стоит копейки в буквальном смысле. В радиомагазинах обычно округляют до рубля, но если будете брать много, то почувствуете разницу. Но, есть у них один серьезный минус. И нет, они не делают звук холодным, или безжизненным, или что там вам в голову взбредет. Самый главный недостаток керамических конденсаторов — они заводятся. Рок-н-ролл ребята.

По сути каждый такой конденсатор это маленький конденсаторный микрофончик. Что бывает с микрофонами когда вы выкручиваете гейн на максимум? Они начинают пищать, а кровь из ушей начинает вытекать. А теперь, представьте сколько гейна в каком-нибудь металзоне — тут даже в бревно петь можно будет.

Казалось бы выкинуть всю керамику к чертям, делов-то. Но, не все так просто, конденсаторы других типов дороги и громоздки. И если потратить на пару сотен рублей больше — не беда, то раздувать свое изделие до размеров биг-мафа ой как не хочется. Ну и деньги то лишними не будут.

В общем, применяйте с осторожностью и знанием дела. Самое главное — микрофонный эффект возрастает с ростом емкости и размера конденсатора. Маленькие диски меньше 1нФ скорее всего не скажутся на звуке. Если только они не стоят перед очень мощным дистом.

Плюсы:

Дешевые. Очень маленький размер, меньше других конденсаторов. Не стареют.

Минусы:

Микрофонный эффект. Изменяют емкость от температуры.

Как не напортачить:

Не ставьте на входе хайгейновых примочек. В них сигнал усиливается многократно, и даже самый маленький конденсатор может прилично завыть. На входе компрессора тоже ставить не стоит. В обоих случаях можно поставить их ближе к выходу, там они особого влияния не окажут. НЕ ставьте их в усилки, там они слишком близко к динамику, либо заливайте их каким-нибудь герметиком, клеевым пистолетом там, чтобы звукоизолировать их, и сгладить возможные вибрации.

Алюминиевые конденсаторы


Эти конденсаторы используются почти в каждой примочке. Секрет их успеха прост — большая емкость и дешевизна. При разумных размерах, для большинства других типов конденсаторов такие значения просто недостижимы. Хотите чтобы примочка не шипела даже от плохого блока питания? — поставьте туда кондер на 1000uF, а питание подавайте через резистор в 50-100Ом.

Поскольку в примочках они используются не слишком интенсивно (мощности то небольшие), то и живут очень долго, хотя со временем теряют в емкости. В спецификациях пишут обычно про 5000 часов работы, это число указано из расчета на максимальную рабочую температуру (обычно 85 или 105 градусов цельсия). При комнатной температуре срок работы практически неограничен.

Внимание! Не шунтируйте алюминиевые конденсаторы керамическими — бесполезная затея в большинстве случаев. Да, алюминиевые конденсаторы не дружат с высокими частотами, и хуже их фильтруют и хуже их фильтруют, но керамика в 100нФ, которой они обычно шунтируются, начинает работать сравнимо с самым захудалым алюминием только на частотах выше 200кГц. Оно вам надо?

Плюсы:

Большая емкость. Доступность (и по цене и по распространенности). Низкая цена.

Минусы:

Потихоньку пропускают постоянный ток, не пихайте их всюду без надобности. Со временем теряют емкость, старость не радость. Звук многих винтажных примочек изменяется именно за счет этого эффекта.

Как не напортачить:

Берите вольтаж чуть с запасом, процентов в 20. Не перегревайте при пайке. Самое главное — не путайте полярность)

Пленочные конденсаторы


Вот мы и добрались до самого вкусного. Строго говоря, пленочных конденсаторов существует много разных. Но для нас самое интересное в них — отсутствие микрофонного эффекта и невысокая стоимость. В остальном, разные типы пленки отличаются по соотношению размер/емкость. Обычно те что компактнее дороже стоят.

Плюсы:

Отсутствие микрофонного эффекта. Умеренная стоимость.

Минусы:

Нет. С натяжкой можно сказать что цена и размер, но они вполне в рамках.

Как не напортачить:

Не перегреть разве что.

Вывод

Вот пожалуй и все что нужно знать о конденсаторах тем, кто использует их при работе со звуком. Не отрицаю, что они имеют некоторые другие интересные свойства, но в звуковом диапазоне частот и при работе с аналоговой техникой они не имеют никакого значения. Возможно я еще расскажу о них если буду писать о работе с цифровыми чипами.
Напоследок все (почти) кондеры вместе для сравнения размеров.

Источник

Читайте также:  С чего начинать учить для гитары
Оцените статью