Эпоха возрождения ноты для хора

Нотный архив Бориса Тараканова

Хрестоматия по чтению хоровых партитур (ЧХП). Музыка эпохи возрождения

Содержание

Г. Дюфаи.
Gloria из мессы «Caput»
Ave Regina. Мотет

И. Окегем.
Sanctus из мессы «Cujusvis toni»
Kyrie из мессы «L’homme arme»

Я. Обрехт. Ave Regina. Мотет

Ж. Депре. Qui tollis из мессы „Pange lingua44

А. Вилларт. Радость любви. Мадригал. Перевод А. Бердникова

Ф. Верделот. Ах, я о вас вздыхаю. Мадригал. Перевод М. Павловой

Я. Аркадельт. Лебедь в минуту смерти. Мадригал. Слова Д. Гвидиччиони, перевод М. Павловой

Две части из мессы № 52
Kyrie
Gloria

Crucifixus из мессы «In te Domine speravi»

Ave Regina. Мотет

Навек со мной любовь моя. Перевод М. Павловой

О, если б знала ты. Перевод М. Павловой

Г. Иэаак. Инсбрук, я должен 1ебя покинуть. Перевод М. Вайнштейн

А. Габриели. Две части из «Missa brevis»

Дж. Палестрина.
Duo ubera tua. Мотет
Нет, ваших рук касанье. Мадригал. Перевод А. Бердникова
Там, где Тибр катит воды. Мадригал. Перевод А. Бердникова
За все мученья ада. Мадригал. Перевод А. Бердникова

Ф. Сориано. Взор твой огнем пылает. Канцона. Перевод А. Бердникова

О. Векки. Бедный нарцисс. Канцонетта. Перевод Г. Шохмана

Л. Маренцио.
С вами разлука. Мадригал. Перевод А. Бердникова
Пылал зенит. Мадригал. Перевод А. Бердникова

Джезуальдо ди Веноза.
Sancti Spiritus. Мотет
Mater gratiae. Мотет
Ах, без тебя страдаю. Перевод А. Бердникова
Боже, смерть моя рядом! Перевод А. Бердникова

К. Монтеверди.
Что за день! Мадригал. Перевод А. Бердникова.
Знай, если завтра. Мадригал. Перевод М. Павловой
Злая, меня ты губишь. Мадригал. Перевод М. Павловой
Жестокие слова. Мадригал. Перевод М. Павловой

У. Бёрд. Я ранен в грудь. Мадригал. Перевод Т. Сикорской

Г. Морли. Нежность горит в лице твоем. Мадригал. Перевод Т. Сикорской

П. Филипс. In splendent! nube

Дж. Дауленд. Сердце ты отнял силой. Перевод Т. Сикорской .

О. Гиббонс. Дай, вера, силы мне! Антем. Перевод Т. Сикорской.

П. Сертон. Всё, что судьба. Перевод И. Емельяновой

К. Жанекен.
Юная нежная фея. Перевод И. Емельяновой
Кто нежных не знавал цепей. Перевод И. Емельяновой Г. Гаслер.
Я расстаюсь, страдая. Мадригал. Перевод М. Павловой

Т. Виктория. Vere languores. Мотет

X. дель Энсина. Ку-ку. Перевод А. Годова

Ф. Герреро. Красотка Каталина. Перевод А. Жарко

М. Зеленьский. Domus mea из «Communiones totius anni»

Источник

Жанры вокально-хоровой музыки эпохи Возрождения

Значение эпохи Возрождения, или Ренессанса XIV — XVI веков, для культуры и искусства Западной Европы давно осознано историками и стало общеизвестным.Эпоха Возрождения — время великих открытий, великих мастеров и их выдающихся произведений. Она отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи. Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни.

Изобразительное искусство в эпоху Возрождения достигает невиданного расцвета. Это связано с экономическим подъемом, с огромным сдвигом, происшедшим в сознании людей, обратившихся к культу земной жизни и красоты.В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классической традиции. Оно проявилось не только в отказе от готических форм и возрождении античной ордерной системы, но и в классической соразмерности пропорций, в разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с легко обозримым пространством интерьера.

В музыке продолжается развитие вокальной и инструментальной полифонии. Особенно заметна сложившаяся в XV веке нидерландская полифоническая школа, игравшая значительную роль в профессиональной европейской музыке на протяжении двух столетий, вплоть до появления оперы (композиторы Ж. Депре, О. Лассо). В светской музыке появляются новые жанры: фроттола — песня народного происхождения в Италии; мадригал — вид песенной лирики, исполнявшийся на родном языке. В то же время некоторые музыкальные деятели обосновывают преимущества монодической музыки, в противовес увлечению многоголосием. Появляются жанры, способствующие утверждению гомофонии (одноголосия) — сольная песня, кантата, оратория.

Для эпохи в целом характерно преобладание вокальных жанров, в частности вокальной полифонии, представленной различными творческими школами. Постепенно и инструментальная музыка обретает некоторую самостоятельность, но её зависимость от вокальных форм и бытовых истоков (танец, песня) будет преодолена позднее.

Ренессанс имеет неравномерные историко-хронологические границы в разных странах Европы. В Италии начало новой эпохи наступило для музыкального искусства в XIV веке, нидерландская школа сложилась и достигла первых вершин в XV веке, признаки Возрождения появились во Франции в XVI веке. И со временем новое творческое движение стало определяющим для Западной Европы в целом и по-своему отозвалось в странах Восточной Европы.

Источник

Хоры западноевропейских композиторов

Репертуар для детской музыкальной школы. Ноты для хора


Репертуар хорового класса ДМШ
Хоры западноевропейских композиторов
Выпуск четвертый
составил В.А.Вахромеев
«Государственное музыкальное издательство», 1962г.
номер м27724г

И. Бах. Ария из нотной тетеради Магдалены Бах. Редакция для 3-х голосного хора В.Вахромеева
В. Моцарт. Летний вечер
Л. Бетховен. Весенний призыв. Переложение для хора В.Вахромеева
Л. Керубини. Колыбельная песня. Терцет. Русский текст Ю.Хазанова
Ф. Мендельсон-Бартольди. Воспоминание
Ф. Мендельсон-Бартольди. Лес
Ф. Мендельсон-Бартольди. Полевые цветы.
Ф. Шуберт. В путь. Слова В.Мюллера. Перевод с немецкого И.Тюменева. переложение для хора А.Сапожникова
Р. Шуман. Привет весне
Р. Шуман. Ночь. Русский текст А.Михайловской
Р. Шуман. Приход весны. Вступительный хор из музыки к сказке «Приключение Розы»
Р. Шуман. Вечерняя звезда. Слова А.Г.Фаллерслебера. Переложение для 3-х голосного хора С.Благообразова
С. Монюшко. Вечерняя песня. Русский текст А.Машистова
И. Брамс. Канон. Русский текст Ю.Хазанова
И. Брамс. Колыбельная. Русский текст А.Машистова. Переложение для 3-х голосного хора А.Сапожникова
Э. Григ. Заход солнца. Русский текст С.Свириденко. Переложение для 3-х голосного хора В.Вахромеева
К. Сен-Санс. Хор из оперы «Самсон и Далила»

Скачать ноты


Хоровые произведения
Хрестоматия для хорового класса
Зарубежная хоровая музыка XVI-XVII вв. для хора без сопровождения
Выпуск 1
составители В.Минин и З.Казак
«Музыка», 1974г.
номер 8532

Предлагаемая Хрестоматия по своему содержанию и структуре соответствует учебным программам основных специальных дисциплин дирижерско-хорового цикла и предназначена для более широкого и углубленного практического изучения студентами под руководством преподавателя зарубежной хоровой музыки XVI—XVII веков.

Хрестоматия издается в нескольких выпусках и состоит из трех разделов: первый раздел — хоровая музыка эпохи Возрождения (ок. 1530—1J630); второй — хоровая музыка XVII и первой половины XVIII веков (1630—1750); третий — хоровая музыка венских классиков (1750—1790).

Составители не ставили перед собой задачу показа развития того или иного жанра хоровой музыки, а также различных композиторских школ.
В хрестоматию включены произведения крупных и значительных «то своим идейно-художественным устремлениям композиторов Италии, Нидерландов, Франции, Англии, Германии, Австрии, Польши и Чехии. Сюда вошли различные и наиболее интересные в художественном отношении произведения в сопровождении фортепиано и без сопровождения, светские и духовные, демократических жанров и кантатно-ораториальные, то есть ряд произведений, дающих представление о хоровой музыке той или иной эпохи.
Зарождение оперы в XVII веке и ее ведущее положение в XVIII веке как будто бы обязывали включить в хрестоматию оперные хоры. Составители сознательно отказались от этого по той причине, что хору в операх того времени принадлежала лишь вспомогательная роль, что не могло не отразиться на их музыкальной стороне, а также по причине ограниченного использования композиторами выразительных возможностей оперного хора по сравнению с произведениями того времени, написанными специально для хоров. Учитывая известные трудности, связанные с исполнением сольных партий в хоровых классах, составители были вынуждены отказаться и от целого ряда произведений (или их фрагментов) с участием солистов.

Если русская хоровая музыка, являющаяся основой в обучении и воспитании советского хорового дирижера, достаточно полно представлена в различных учебных пособиях, то этого нельзя сказать о лучших образцах зарубежной хоровой литературы. В особенности это относится к хоровой музыке XVI — начала XVIII веков. Между тем изучение и знание музыки того времени (в ее реальном звучании), понимание ее стиля поможет студентам лучше разбираться в процессах, происходящих в современной музыке. Раскрытие педагогом этих взаимообусловленных явлений — одна из важнейших задач в воспитании музыкальной культуры будущих дирижеров.
Учитывая огромную потребность хоровых классов подавляющего большинства музыкальных ВУЗов в расширении и обновлении репертуара, составители старались не включать в хрестоматию наиболее распространенные и широко известные произведения.
МИНИН В.Н.
доцент КАЗАК 3.И. преподаватель

  • Италия
    • Д. Палестрина. Она зажгла мне сердце. Мадригал. Перевод Гр. Гнесина
    • Д. Палестрина. Мадригал № 22 из цикла «Песнь песней»
    • Д. Палестрина, Две части из «Мессы папы Марчелло»
      • Et incarnatus
      • Crucifixus
    • Б. Донато. Гальярда. Неаполитанская вилланелла. Русский текст А. Бердникова
    • О. Векки. Сердце от страсти сгорает. Канцонетта. Перевод А. Бердникова
    • Л. Маренцио. Один в раздумье. Мадригал. Слова Ф. Петрарки, перевод А. Бердникова
    • К. Джезуальдо ди Веноза. Увы! К милой взываю. Мадригал. Перевод А. Бердникова
    • К. Монтеверди. Да, умереть хочу я. Мадригал. Русский текст А. Бердникова.
    • К. Монтеверди. Кто душу изливает. Мадригал. Русский текст А. Бердникова
  • Нидерланды
    • О. Лассо. Ночь сходит глухая. Шансон. Перевод М. Павловой
    • О. Лассо. Снова в сердце моем печаль гнездится. Мадригал. Русский текст А. Бердникова
    • О. Лассо. Beati quorum. Псалом (фрагменты).
    • Я. П. Свелинк. Взор нежный сердце мне зажег. Шансон. Перевод М. Павловой
  • Франция
    • К. Жанекен. Битва при Мариньяно. Шансон. Перевод М. Павловой
    • П. Сертон. Лучше пить воду из ключа. Шансон. Перевод М. Павловой
    • П. Сертон. Я сказать не смею. Шансон. Перевод М. Павловой
    • К. Лежён. Выход воинов. Шансон. Русский текст А. Годова
  • Англия
    • У. Бёрд. Ave verum corpus. Мотет
    • Т. Морли. Ты своим смехом милым. Балет. Перевод Т. Сикорской
    • Т. Морли. Приди, весенний день! Мадригал. Русский текст Д. Тонского
    • О. Гиббоне. Серебряный лебедь. Мадригал. Перевод Т. Сикорской
    • О. Гиббоне. И зажжется звезда. Русский текст Т. Сикорской
    • Г. Вотор. Суффолькская сова. Мадригал. Перевод Т. Сикорской
  • Германия
    • Л. Зенфль. Он платье сына сразу узнал. Русский текст М. Лаписовой
    • Л. Зенфль. Новогодний звон. Русский текст С. Тинзберг
    • Г. Л. Гаслер. Шутим, танцуем. Перевод М. Лаписовой
    • Г. Шютц. Cantiones sacrae (1625 г.)
    • Г. Шютц. Где ты, солнце? Русский текст М. Лаписовой
  • Чехия
    • Я. Рыхновский. Ждем час рассвета. Русский текст М. Лаписовой
    • Я. Троян Турновский. Славим жизнь! Русский текст М. Лаписовой
    • Я. Галлус-Хандль. Mirahile. Мотет
    • Я. К. Гарант из Полжиц. Gloria из мессы (1610 г.)
  • Польша
    • Вацлав из Шамотул. Уж день погас. Перевод М. Павловой.
    • М. Гомулка. На реках вавилонских. Слова Я. Кохановского, перевод М. Павловой
    • М. Зеленьский. Vox in Rama. Мотет

Скачать ноты

Источник

Библиотека студента-хормейстера — ноты для хора

Сборники, песенники с нотами для хора в pdf


Библиотека студента-хормейстера
выпуск 1
Полифонические произведения для хора без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель К.Алемасова
«Музыка», 1966г
номер 3956

  • Agnus Dei. Из мессы De Beata Virgine. Музыка Д. Палестрины
  • Тогда злая смерть пришла. Из оратории «Израиль в Египте». Музыка Г. Генделя, перевод К. Алемасовой
  • О, как чудесно создан мир! Из оратории «Сотворение мира». Музыка И. Гайдна, русский текст К. Алемасовой
  • Sanktus. Из мессы Es-dur. Музыка Ф. Шуберта
  • Alleluia. Из симфонического псалма по драме А. Моракса «Царь Давид». Музыка А. Онеггера

Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!


Библиотека студента-хормейстера
выпуск 2
Сложные размеры
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель И.Лицвенко
«Музыка», 1967г
номер 3809

  • СЛОЖНЫЕ СИММЕТРИЧНЫЕ РАЗМЕРЫ
    • Казачья песня про Стеньку Разина. Музыка А. Кастальского, слова В. Каменского
    • Волшебная чаша. Музыка Я. Залита, слова Я. Порука, русский текст К. Алемасовой
    • Тарантелла. Из оперы «Анджело». Музыка Ц. Кюи
    • Мавлина. Русская народная песня. Запись и обработка Г. Позднякова
    • Приди, приди! Армянская народная песня. Запись и обработка С. Комитаса, русский текст Т. Сикорской
    • Лунная дорожка. Музыка Э. Мелнгайлиса, слова Аспазии, перевод В. Невского
    • Lacrymosa. Из «Реквиема». Музыка В. Моцарта.
    • Иду с гор. Армянская народная песня. Обработка С. Комитаса, русский текст К. Алемасовой
  • СЛОЖНЫЕ ТАКТЫ В СВОБОДНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ РАЗМЕРАХ
    • Жемчуг и любовь. Музыка А. Аренского, слова Бекетовой
    • Героям Перекопской битвы. Из Патетической оратории. Музыка Г. Свиридова, слова В. Маяковского

Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!

Библиотека студента-хормейстера
выпуск 8
Фуга в хоровых произведениях русских и зарубежных композиторов
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель И.Лицвенко
«Музыка», 1971г
номер 6909

  • Фуга на одну тему
    • Г. Гендель. Заключительный хор из оратории «Мессия»
  • Фуга на две темы
    • С. Танеев. Иду в неведомый мне путь. Первая часть из кантаты «Иоанн Дамаскин». Слова А. К. Толстого
  • Фуга на три темы
    • С. Танеев. Прометей. Слова Я. Полонского

Скачать ноты


Библиотека студента-хормейстера
выпуск 10
Полифонические хоровые произведения советских композиторов
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель И.Лицвенко
«Музыка», 1973г
номер 7772

  • Подголосочная полифония
    • А. Кастальский. Погодушка. Из музыки к драме «Стенька Разин». Слова В. Каменского
    • А. Веприк. Песня о Котовском. Слова Э. Багрицкого
    • В. Шебалин. «Станица, ты моя станица.». Вступление к опере «Солнце над степью». Слова Я. Галицкого
  • Неимитационная полифония
    • Б. Шехтер. За Днестром. Слова Н. Сидоренко
    • Б. Шехтер. О чем тоскует Волга. Слова М. Герасимова
    • А. Давиденко. Бурлаки. Слова Н. Некрасова
  • Имитация, фугато
    • М. Коваль. «Ночь степная на Узени.». Из оратории «Емельян Пугачев», Слова В. Каменского
    • Д. Шостакович. Фугато. Из оперы «Катерина Измайлова». Слова А. Прейса и Д. Шостаковича
  • Фуга
    • Р. Щедрин. Ива, ивушка. (Вокализ)
    • Г. Жуковский. «Загремели по-над степью грозы. ». Из оперы «Первая весна». Слова В. Багмета

Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!


Библиотека студента-хормейстера
выпуск 11
Хоры зарубежных композиторов XIX-XXвв.
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель И. Журавленко
«Музыка», 1974г
номер 8458

  • К. Проснак. Буря морская. Перевод с польского М. Павловой.
  • Б. Бриттен. Хор рыбаков из оперы «Питер Граймс». Перевод с английского М. Павловой
  • Э. Григ. Как ты прекрасна. Слова А. Брурсона, русский текст М. Павловой
  • И. Брамс. Смелое сердце. Слова В. Гете, перевод с немецкого М. Павловой
  • Д. Верди. Pater Noster (Padre nostro)
  • Д. Мийо. Барба Гарибо. Слова А. Люнеля, перевод с французского М. Павловой
  • К. Орф. In taberna quando sumus. Из кантаты «Кармина Бурана»

Скачать ноты

Библиотека студента-хормейстера
выпуск 12
Хоры зарубежных композиторов в ключах «ДО»
без сопровождения
составитель Н. Лебедева
«Музыка», 1975г
номер 8898

O Crux ave spes unica. Музыка Д. Палестрины
От всей души. Музыка О. Лассо, перевод М. Павловой.
Ангел мой. Музыка О. Лассо, русский текст В. Татаринова.
Блаженство любви. Музыка Л. Маренцио, перевод М. Павловой.
Ганс и Гретта. Музыка И. Зккарда, русский текст А. Годова
Меня ты разлюбила. Музыка Г. Хаслера, русский текст А. Годова
Гальярда. Музыка Г. Хаслера, перевод А. Бердникова.
Ave maris stella. Музыка Г. Хаслера
Agnus del. Музыка Г. Хаслера
Вы мне милы. Музыка М. Преториуса, перевод М. Лаписовой.
Adoramus. Музыка Дж. Перти
Inter vestibulum. Музыка Дж. Перти
О, кто окажет помощь мне. Музыка Я. Хандля (Галлука), русский текст М. Лаписовой
Мотет №3. Хорал «Сердце, друг мой милый». Музыка И. С. Баха, русский текст А. Годова
Мотет №5. Ария «Приди ко мне». Музыка И. С. Баха, русский текст А. Годова
Люблю тебя, земля родная. Мелодия И. С. Баха, русский текст А. Годова
Слезы мои. Музыка Д. Беинета, перевод М. Павловой.
Ах, больше, чем огня. Старинная французская танцевальная песенка неизвестного автора. Перевод М. Лаписовой.

Скачать ноты

Библиотека студента-хормейстера
выпуск 13
Избранные обработки и переложения для хора М. Климова
без сопровождения
составитель П. Григоров
«Музыка», 1976г
номер 9105

Моряки. Музыка К. Вильбоа, переложение для хора М. Климова, слова Н. Языкова
Неаполитанская песенка. Музыка П. Чайковского, переложение для хора М. Климова
Песня про Голову из оперы «Майская ночь». Музыка Н. Римского-Корсакова, переложение для смешанного хора М. Климова
Колыбельная, Музыка А. Лядова, переложение для смешанного хора М. Климова, слова народные.
Охотник и зайка. Музыка Ц. Кюи
Прославление природы. Музыка Л. Бетховена, слова Х.Геллерта, русский текст Г. Гнесина.
Покойной ночи. Музыка Ф.Шуберта, слова Ф. Рохлитца.
Норвежский танец. Музыка Э. Грига
Бара-бара, барабашки. Шуточная песня. Музыка А. Пащенко.

Народные песни в обработке М. Климова
Выйду ль я на реченьку. Русская.
Ах вы, сени. Русская.
Про комара. Русская.
Ой, ходила дiвчина бережком. Украинская.

Скачать ноты

Библиотека студента-хормейстера
выпуск 15
Хоровая музыка Испании XVI века
без сопровождения
составитель И. Журавленко
«Музыка», 1978г
номер 10184

X. дель Энсина. Ку-ку. Канцонетта. Перевод А. Годова
Т. Виктория. Vere languores. Мотет
П. Герреро. Красотка Каталина. Канцона. Перевод А. Жарко
Р. Севальос. Часы печали. Мадригал. Перевод А. Чудиновского
Г. Ортега. Раз ты мой муж. Вильянсико. Перевод А. Жарко.
Б. Гонсалес. По волнам бурного моря. Мадригал. Перевод А. Жарко
А. Собриан. Слезы моего утешения. Канцона. Перевод А. Жарко
Г. Мората. Эти твои глаза. Мадригал. Перевод А. Чудиновского
Д. Гарсон. Плачьте со мной, пастушки. Вильянсико. Перевод А. Чудиновского
X. Наварро. Взгляни, любовь. Канцона. Перевод А. Чудиновского
К. Моралес. О vos omp.es. Мотет
Неизвестный автор. Моление в день св. Франсиска. Энсалада. Перевод А. Чудиновского
Неизвестный автор. Ответь, мориска. Песня-танец. Перевод А. Чудиновского
Неизвестный автор. За руном по Геллеспонту. Романс. Перевод А. Чудиновского

Скачать ноты

Библиотека студента-хормейстера
выпуск 16
Русские народные песни в обработке для хора
без сопровождения
составитель Ю. Зацарный
«Музыка», 1979г
номер 10467

  • Вниз по матушке по Волге. Обработка А. Широкова
  • В полном разгаре страда деревенская. Слова Н. Некрасова, обработка В. Захарченко
  • Гибель Ермака. Обработка Г. Пантюкова
  • Дорожка тореная. Обработка Ю. Зацарного
  • Ты, рябина ли, рябинушка. Обработка Е. Попова
  • Да посеяли девки лен. Обработка В. Клюева
  • Ах, не одна-то во поле дороженька. Обработка С. Чернобая
  • Полно, солнышко. Обработка А. Абрамского
  • Ой, где калин мостик. Обработка В. Григоренко
  • Вы не пойте, ранни кочеты. Обработка Н. Кутузова
  • Как по бережку. Обработка Андрея Новикова
  • Ой, ребятушки, сходись! Обработка В. Баранова

Скачать ноты

Библиотека студента-хормейстера
выпуск 17
Избранные мадригалы итальянских композиторов XVI века
без сопровождения
составитель И. Журавленко, перевод М. Павловой
«Музыка», 1980г
номер 11030

Настоящий выпуск посвящен одному из самых популярных жанров ансамблевого н хорового искусства эпохи Возрождения — итальянскому мадригалу XVI века. Несмотря на более чем двухвековую предысторию, лишь к началу тридцатых годов XVI столетия появились композиторы, чье творчество оставило заметный след в развитии этого жанра.
Быстрому расцвету мадригала способствовали наивно-пасторальные, созерцательные сочинения Костанцио Фесты (14. — 1545), предшественника Дж. Палестрины в Папской капелле в Риме, и Филиппа Верделота (ок. 1485—1567), фламандского композитора, работавшего в Италии. Они подготовили создание «сентиментальной» разновидности мадригала в творчестве Якоба Аркадельта (1514— 1557), так же, как и Верделот, принадлежавшего к фламандской школе. В его широко известном сочинении «Лебедь в минуту смерти. » появляются элементы хроматизма, особенно заметные в первой части.
В чрезвычайно популярном мадригальном творчестве Чиприано де Pope (1516—1565), ученика А. Вилларта, создателя венецианской школы, хроматизм получает еще большую свободу. По традиции того времени мелодии наиболее известных мадригалов нередко становились темами мадригальных произведений разных авторов. По содержанию они были различны — от возвышенной лирики до легкой пародии и сатиры. Так, тема самого популярного мадригала де Pope («Когда я уезжаю. ») получила гротескно-пародийную форму у композитора Орацио Векки (1550—1605). Это сочинение Векки вошло во вторую сцену третьего акта его известной мадригальной комедии «Амфипарнас».

Творчество Джованни Палестрины (1525—1594) представлено в сборнике двумя мадригалами —.«Ах, тот давно в могиле. » и «Ветер весенний веет над полями. ». Последний — часть из сюиты «Пожелания» («II Desiderio»), которая, кроме хорового, имеет и инструментальный вариант. Мелодия этого мадригала неоднократно служила основной темой («cantus firmus») в мессах как самого Палестрины, так и других итальянских композиторов — Джованни Нанино и Руджеро Джованелли.
Андреа Габриели (1510—1586), композитор и органист, — автор около двухсот мадригалов. Среди них известное сочинение «Юная дева подобна розе мая. », для которого характерны свободная ритмика и широкая интервалика.
Поэтический текст «I lieti amantb («Сколько влюбленных. ») привлек двух композиторов — последнего крупного мадригалиста римской школы Луку Маренцио (1553—1599), которого современники называли «сладчайшим лебедем», и Феличе Анерио (1560—1614), руководившего Папской капеллой после Палестрины. В композиционном отношении оба мадригала схожи. В характерном танцевальном ритме и чередовании размеров 4/4 и 3/2 проступают черты гальярды.
Сборник завершается мадригалами двух знаменитых мастеров — Карло Джезуальдо да Венозы (1560—1613) и Клаудио Монтеверди (1567— 1643).

С присущими автору изобретательностью и блеском написан мадригал Джезуальдо «К ней поскорей летите, бессонные мечтанья. ». Он найден в 1614 году, уже после смерти композитора. В этом многоплановом сочинении соединяются моменты скорби и экспрессии.
Самым выдающимся композитором венецианской школы Клаудио Монтеверди создано восемь сборников мадригалов. Удивительно богато, красочно «оркестровал» он свое сочинение «Твой ясный взор так прекрасен и светел. » (1603), написанное им в период службы в капелле герцога Мантуанского.
Настоящее издание предназначено главным образом для исполнительских коллективов. Его музыкальный материал может найти применение и в педагогической работе специальных учебных заведений— в курсах хоровой литературы, в классах по хоровому дирижированию и чтению хоровых партитур.
В основу сборника положено издание: Achlile Schinelli. Collana di composizioni polifoniche vocali sacre e profane. Vol. 3. Edizioni Curci-Milano.
И. Журавленко

  • К. Феста. От вас, петля и пламя, я не спасаюсь / С. Festa. Cosi soave е il foco e dolce il nodo
  • Ф. Верделот. Ax, я о вас вздыхаю / F. Verdelot. Ognor per vol sospiro
  • А. Габриели. Юная дева подобна розе мая / A. Gabrieli. La verginella ё simile a la rosa
  • Я. Аркадельт. Лебедь в минуту смерти / I. Arcadelt. bianco е dolce cigno
  • Ч. де Pope. Когда я уезжаю / С. de Rore. Ancor che col partire
  • Дж. Палестрина./ G. Palestrina.
    • Ветер весенний веет над полями Vestiva i colli e le campagne intorno
    • Ax, тот давно в могиле Gia fu chi m’ ebbe cara
  • О. Векки. Уж лучше не родиться / О. Vecchi. Ancor ch’ al parturire
  • Л. Маренцио. Сколько влюбленных / L. Marenzio. / lieti amanti.
  • К. Джезуальдо да Веноза. К ней поскорей летите, бессонные мечтанья / С. Gesualdo da Venosa. Itene о miei sospiri
  • Ф. Анерио. Сколько влюбленных юношей и нежных дев / F. Anerio. У lieti amanti е le fanciulle tenere
  • К. Монтеверди. Твой ясный взор столь прекрасен и светел / С. Monteverdi. А ип giro sol de’ bell’ occhi lucenti

Скачать ноты

Источник

Оцените статью