Эркюль пуаро тема ноты

Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве

Кур.С.Ив. ом

Сайт Курия Сергея Ивановича

История заглавных музыкальных тем к сериалам «Пуаро Агаты Кристи», «Дживс и Вустер» и «Настоящая кровь»

В одном из эпизодов сериала «Дефективный детектив» (он же — «Monk») «фанатка» главного героя произнесла забавную фразу: «Если когда-нибудь про вас снимут сериал, пообещайте мне никогда не менять его главную песню». В общем-то, режиссёры и сами понимают, что удачная музыкальная заставка – это, порой, такой же «опознавательный знак» сериала как и лица главных актёров.
Да и композиторам грех жаловаться – можно ли представить себе лучшую раскрутку музыки, чем регулярное проигрывание её по ТВ в течение целого сезона? Беда только в том, что сериальные мелодии нередко оказываются куда известнее своих авторов. О трёх таких мелодиях мы здесь и поговорим.

«Agatha Christie’s Poirot Theme» (1989)

Моё отношение к детективному жанру всегда было специфическим. Читать детективы я, как правило, не любил («Шерлок Холмс» — редкое исключение), зато по ТВ всегда смотрел их с удовольствием. К ним относятся и произведения Агаты Кристи – благо экранизируют их с завидным постоянством. Насколько я слышал, писательницей эта английская леди была посредственной, зато в изобретении хитроумных преступлений, явно была на высоте.
Порой мне даже кажется, что в этом плане она исчерпала жанр классического детектива. Достаточно упомянуть «Десять негритят» (где убийцей оказалась мнимая «жертва»), «Мышеловку» (где убийство «расследует» сам убийца), «Восточный экспресс» (где убийцами оказываются все присутствующие) или «Убийство Роджера Экройда» (где всё расследование описывается в дневнике некоего доктора, который посредством этого дневника (!) пытается скрыть, что убийца — он сам). Как шутил Умберто Эко, осталось сделать убийцей самого читателя (впрочем, в интерактивных книгах с альтернативными линиями сюжета и это возможно).

Читайте также:  Ноты буквами для флейты

Но вернёмся к экранизациям. Думаю, мало кто будет спорить, что одной из лучших экранизаций Агаты Кристи стал сериал BBC про сыщика Эркюля Пуаро, которого блестяще сыграл Дэвид Суше. Кроме отличных актёров и талантливо воссозданной ретро-атмосферы, я сразу отметил музыку. Как правило, она была встроена в ткань сериала изящно и незаметно, но мелодию титульной заставки, уверен, вспомнят все.

Сочинил её (как и весь саундтрек к сезонам 1989-2004 гг) английский композитор Кристофер Ганнинг. Изначально он предложил продюсеру сериала — Брайану Истмену — целых четыре музыкальных темы. Хотя композитору больше нравилась первая, продюсер выбрал четвёртую — причём попросил, чтобы Ганнинг сделал её помрачнее. И в день премьеры сериала «Пуаро Агаты Кристи» (8 января 1989 года) зритель впервые услышал стильную саксофонную мелодию, чьи тревожные нотки сразу погружали в атмосферу загадочных преступлений 1930-х годов.

«Jeeves and Wooster Theme» (1990)

Моё знакомство с лёгкими и остроумными рассказами П. Г. Вудхауса о недотёпе-аристкрате Вустере и его находчивом слуге Дживсе, как ни странно, началось с аудиокниг. После чего я почти сразу вышел на сериал BBC, который так и назывался — «Дживс и Вустер». Сериал, как и книги, оказался замечательным образчиком того, что принято называть «английским юмором» — его очарование крылось не в сюжетных повротах (которые, надо признать, не отличались особой изобретательностью), а в, блестяще прорисованных, второстепенных деталях. Разумеется, огромная заслуга в успехе экранизации лежала на актёрах — прежде всего тандеме Стивена Фрая и Хью Лорри (ещё молодого и не ходящего с клюкой в образе доктора Хауса).

Я тут же начал рекламировать «Дживса и Вустера» среди знакомых, однако специфический юмор забавлял далеко не всех. Зато, одному моему приятелю сериал понравился настолько, что он тут же поставил на мобилку рингтон с главной музыкальной темой.
Заразительную джазовую стилизацию с игривой скрипкой сочинила композитор Энн Дадли — специально для анимационной заставки. Аниматор Дерек Хейс вспоминал, что, едва услышал эти водевильные звуки, то сразу увидел джаз-бэнд, нарисованный в стиле авангардной живописи 1920-30-х годов. При этом геометрические линии и фигуры постоянно были в движении, плавно перетекая в разные образы.

Заставка к «Дживсу и Вустеру» была высоко оценена специалистами. В 1993 году композицию Дадли и ролик Хейса номинировали на премию Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA) и последний в своей номинации выиграл.
Ниже вы можете послушать, как минутную музыкальную заставку можно развить в 4,5 минуты развёрнутой джазовой импровизации.

Впрочем, бытующее сегодня мнение о джазе, как искусстве исключительно элитарном и сложном, изрядно бы удивило людей 1920-30-х годов. Для многих из них джаз ассоциировался с лёгкой и развлекательной музыкой. Это хорошо иллюстрирует забавная сцена из сериала, где Дживс и Вустер пытаются спеть дуэтом модный шлягер тех лет.

«Bad Things» (2009)

В 2005 году американский кантри-певец Джейс Эверетт выпустил свой первый альбом. Был на нём и трек под названием «Bad Things» («Плохие вещи» или «Непристойности») — зловещий ритм-энд-блюз с порочно-сексуальным текстом.

В том же году эта композиция вышла на сингле, но не попала даже в кантри-чарты. Окончательно кануть в Лету «Bad Things» помешал сериал «Настоящая кровь». Эта мистическая сага о вампирах, ведьмах и оборотнях тоже отличалась завидной брутальностью (вообще характерной для канала HBO), поэтому песня Эверетта прекрасно вписалась в качестве титульной темы.

Создатель сериала — Алан Болл — начал искать подходящую музыку ещё на стадии подготовки сценария. В свободное от работы время, он заходил на iTunes, где и нашёл малоизвестную «Bad Things». Поначалу она была лишь одной из череды отобранных «кроваво-фантастических» песен. Но, спустя время, Болл заметил, что из его головы никак не уходят строчки:

Я хочу делать с тобой всякие непристойности,
Будет так хорошо, что ты не найдёшь слов…

и решил, что «Bad Things» («дьявольское сочетание секса, угрозы, романтики и юмора») — действительно, идеально соответствует духу «Настоящей крови».

Надо сказать, что и заставка, где звучит песня, вышла очень запоминающейся — эдакая жутковато-отвратительная изнанка провинциальной Америки.

Первый сезон сериала вышел в 2008 году, и «Bad Things» получила массовую известность. Правда, в американские хит-парады продолжали её игнорировать, зато сингл с успехом издали в 2009 году в Европе. Он попал на 2-е место в Норвегии, в ТОП-30 Швеции и ТОП-50 Великобритании.
Свою дань песне Эверетта отдала и Шарлин Харрис — создательница серии романов «Вампирские тайны», по которым снималась «Настоящая кровь». Писательница упомянула «Bad Things» в очередной книге серии — «Мёртвая родня» (2010).

Источник

Путеводитель по романам Агаты Кристи: Эркюль Пуаро

Агата Кристи за свою карьеру написала более 60 детективных романов и 19 сборников рассказов. Ее истории и сегодня считаются эталоном жанра и служат источником вдохновения для писателей и кинематографистов, которые раз за разом обращаются к ее творчеству. Почему все любят Агату Кристи? И почему никому до сих пор не удалось оспорить ее титул королевы детектива? Объясняем на лучших романах об Эркюле Пуаро.

Эркюль Пуаро появляется в самом первом романе Агаты Кристи «Загадочное происшествие в Стайлзе» и не расстается с ней до самого конца. По воспоминаниям самой писательницы, сделать своего героя бельгийцем она решила, наблюдая во время Первой мировой войны за колонией бельгийских беженцев в приходе ее родного Торки. «Среди беженцев можно было встретить кого угодно. Как насчет бывшего полицейского офицера? В отставке. Не слишком молодого. Какую же я ошибку совершила тогда! В результате моему сыщику теперь перевалило за сто лет», — писала Кристи в «Автобиографии». Остальные детали — педантизм, аккуратность и «маленькие серые клеточки» — постепенно появились сами собой.

Загадочное происшествие в Стайлзе (1920)

На написание детективов Агату Кристи вдохновила старшая сестра Маргарет. Именно от нее будущая писательница впервые услышала о Шерлоке Холмсе. А вскоре после выхода в свет романа Гастона Леру «Тайна желтой комнаты» Мэдж поспорила с младшей сестрой, что та не сможет придумать такую интригующую историю.

Работая в аптеке в годы Первой мировой войны, Агата вспомнила давний спор и написала свой первый детектив — «Загадочное происшествие в Стайлзе». Повествование в нем ведется от лица капитана Гастингса — в будущем друга Эркюля Пуаро, а маленький бельгиец расследует убийство хозяйки поместья Стайлз миссис Инглторп.

В дебютном романе Агаты Кристи есть все то, за что ее впоследствии полюбят многочисленные поклонники: запутанное дело и неожиданная развязка, несколько побочных тайн, сбивающих со следа, маленькие детали, которые помогают сыщику раскрыть преступление, а также атмосфера старой доброй Англии.

Убийство Роджера Экройда (1926)

По результатам голосования, которое проводилось к 125-летию со дня рождения Агаты Кристи, «Убийство Роджера Экройда» вошло в тройку лучших романов писательницы. А двумя годами ранее Ассоциация писателей криминального жанра (CWA) признала эту книгу лучшим детективом всех времен.

Именно с этого произведения началось многолетнее сотрудничество Кристи с издательством Уильяма Коллинза, поэтому для молодой писательницы было важно создать что-то принципиально новое. И если на написание первого детектива Агату подтолкнула сестра, то главный сюжетный финт этого романа Кристи подсказал зять Джеймс Уоттс.

В этой истории Кристи впервые пошла против условностей детективного жанра, за что ее сразу после выхода «Убийства Роджера Экройда» ругали и критики, и коллеги по цеху. Риск был оправдан, и этот шедевр только укрепил славу молодой писательницы. Увы, за профессиональным успехом последовали трагедии в личной жизни — сначала умерла мать Агаты, а вскоре после ее смерти первый муж писательницы, Арчибальд Кристи, признался в измене и попросил развод.

Убийство в «Восточном экспрессе» (1934)

Первое свое путешествие на «Восточном экспрессе» Агата Кристи совершила в 1928 году, когда ее брак с Арчи Кристи был официально окончен. К тому моменту писательница стала настолько популярной, что каждый ее шаг отслеживали журналисты. Чтобы избежать излишнего внимания к себе, она решила ненадолго уехать из страны.

В то время газеты активно писали о раскопках в Уре, которые шли под руководством супругов Вули, поэтому пунктом назначения Агата Кристи выбрала Багдад. Подружившись с четой археологов, а позже познакомившись с их ассистентом и будущим мужем Максом Маллоуэном, писательница неоднократно повторяла этот маршрут. В 1934 году она сделала легендарный состав местом действия одного из самых знаменитых своих романов. Кстати, книга была написана в номере стамбульского отеля Pera Palace Hotel, где теперь создан маленький музей Агаты Кристи.

Герметичность классических детективов здесь возведена в высшую степень, а основные события разворачиваются буквально в паре вагонов. При этом, следуя канонам жанра, в финале автор предложила такой сюжетный фокус, что многие коллеги и критики готовы были обвинить ее в шарлатанстве. Развязка «Убийства в „Восточном экспрессе“», как в лучших произведениях писательницы, ошеломляет и поражает своим драматизмом — именно поэтому это один из самых часто экранизируемых романов Агаты Кристи.

Убийства по алфавиту (1936)

В этом романе Эркюль Пуаро сталкивается с хладнокровным серийным убийцей, отправляющим сыщику письма перед каждым преступлением. Его жертвы никак не связаны, просто их имена идут друг за другом по алфавиту. Но Кристи вряд ли бы стала королевой детектива, если бы просто создала историю о маньяке. Роман поражает не только двойным дном и неожиданной развязкой. В «Убийствах по алфавиту» читателю приходится смотреть на события с разных точек зрения. Часть повествования в этой книге ведется от лица капитана Гастингса, а часть — от третьего лица.

Пять поросят (1942)

В этом романе Агата Кристи подкинула Пуаро непростую задачу — провести расследование и разобраться в событиях, происходивших 16 лет назад. Молодая женщина по имени Карла просит сыщика повторно расследовать убийство своего отца, за которое осудили и повесили ее мать, до последнего убеждавшую дочь в собственной невиновности. Есть пять подозреваемых, их воспоминания и рассказы. Пять рассказчиков, и все ненадежные, поскольку за столько лет воспоминания стираются, а события рокового дня интерпретируются, исходя из их собственного восприятия, из-за чего смысл слов и действий меняется на прямо противоположный. На этом приеме, кстати, построены многие современные психологические триллеры, в том числе нашумевшая «Девушка в поезде» Полы Хокинс.

Занавес: последнее дело Пуаро (1975)

Роман «Занавес» вышел в свет только в 1975 году, хотя был написан аж в 1941-м. Он должен был стать своеобразной страховкой для дочери Агаты Кристи Розалинды в том случае, если писательница не переживет бомбардировок Англии во время Второй мировой войны. «Занавес» рассказывает о последнем деле Пуаро. Старый, измученный артритом и прикованный к инвалидному креслу сыщик в компании верного Гастингса снова прибывает в поместье Стайлз. Здесь ему предстоит столкнуться с идеальным убийцей, который по своим интеллектуальным способностям ничуть не уступает Пуаро.

И, пожалуйста, ни за что не начинайте знакомство с романа Агаты Кристи «Тайна „Голубого поезда“». Над этим произведением о Пуаро, изданным в 1928 году, писательница работала в сложный период своей жизни. Она потеряла мать, рассталась с первым мужем, пережила сильнейший нервный срыв, результатом которого стало ее загадочное исчезновение на несколько дней.

Несмотря на успех романа — «Тайну „Голубого поезда“» раскупили почти сразу же после публикации — Агата Кристи считала книгу своей творческой неудачей. «Перечитывая ее, вижу, как она банальна, напичкана штампами, вижу, что сюжет ее неинтересен. Многим, к сожалению, она нравится», — так отзывалась она о своем творении. Этот роман интересен тем, что в нем впервые упоминается Сент-Мэри Мидз — вымышленная деревушка, где живет мисс Марпл. Но о ней мы поговорим в следующий раз.

Источник

Оцените статью