Если две ноты залигованы

Условность нотной записи для гитары.

В этом уроке я хотел бы рассказать о том, что ноты для гитары нельзя воспринимать буквально в отношении длительности звуков. Реальная длительность звуков почти всегда больше, чем обозначенная в нотах.

Почему так происходит?

У гитары шесть струн, и каждая, по сути, является отдельным музыкальным инструментом. Каждая струна может звучать независимо от других струн. При игре, звуки на разных струнах неизбежно накладываются друг на друга, в этом и заключается красота гитары. Но если попытаться абсолютно точно записать реальное звучание гитары средствами нотной записи, то выйдет невообразимая путаница. Визуально такую запись будет очень сложно воспринимать.

Покажу это на самом простом примере. Возьмем элементарное арпеджио, обыкновенный гитарный перебор:

Записано красиво, и как играть понятно с первого взгляда. Здесь два голоса, в нижнем целая нота Ля, звучит весь такт. В верхнем восьмая пауза и семь восьмых нот, что в сумме равняется восьми восьмым или четырем четвертям, как и должно быть. Все правильно. Сыграть никакого труда не составляет. Но! Если точно следовать нотной записи, то придется во-первых, помучаться, а во-вторых, звучать будет плохо, не по-гитарному.

Написанное в нотах однозначно показывает, что ноты одного голоса не должны накладываться друг на друга по звучанию. Другими словами, нота Ля, в верхнем голосе, звучит ровно до ноты До, и в момент её появления глохнет. Нота До, в свою очередь, звучит ровно до следующей Ля. И так далее по очереди.

Читайте также:  Bon jovi runaway аккорд

Но ведь на самом-то деле гитарист никогда не играет таким образом! Гитарист не глушит каждую струну в момент начала звучания следующей, струны звучат вместе, образуя маленький ансамбль. А все ноты данного примера как раз и находятся на разных струнах.

Давайте попробуем записать этот пример так, как он реально звучит. Это можно сделать разными способами. Если не увеличивать количество голосов, оставить два, как есть, то запись реального звучания примера будет выглядеть так:

Страшно? Непонятно? Да, теперь разглядеть наш перебор очень сложно, тем более, если не знать, что здесь написано. Давайте все-таки разберемся для лучшего понимания, как такая запись получилась. Заодно закрепим урок про голоса.

С нижним голосом все понятно. Там как была целая нота Ля, так и осталась. Она себе звучит весь такт и никого не трогает 🙂 . А вот второй голос оброс дополнительным количеством залигованных нот. Раскрасим первые ноты из залигованных групп в красный цвет для наглядности:

Теперь ясно видно начало звучания каждой ноты. А залигованные ноты показывают продолжение звучания, длительность ноты.

Посмотрим на первую красную Ля. Видите, она продолжает звучать во время звучания До, это показывается одной залигованной нотой. А после ноты До три залигованных ноты. Это потому, что нота До звучит на протяжении следующих трех восьмых. Внимательно рассмотрев эту картинку, можно разобраться сколько звучит каждая нота.

— А зачем рисовать столько лиг? Не проще ли объединить залигованные ноты в одну длительность. Например, две залигованные восьмые Ля, записать одной четвертью, и так далее?

Хороший вопрос. Это можно было бы сделать в условиях большего чем два количества голосов (этот вариант рассмотрим ниже). Ведь по правилам, совмещать на одной доле в пределах одного голоса можно только ноты одинаковой длительности. И потом, нельзя первую Ля в верхнем голосе сделать четвертной, в этом случае отодвинется время вступления До, а это уже будет совсем другой ритм. Ведь и Ля, и До, находятся в одном голосе.

Можно обойтись и без залигованных нот. Но для этого нам понадобится аж четыре голоса. По голосу на каждую звучащую струну:

Уже лучше. Но все равно сложновато выглядит. Для наглядности каждый голос раскрашу в свой цвет:

Четыре голоса — четыре цвета. Каждый голос по сумме длительностей нот и пауз равен размеру такта.

Как видите, если обозначать в нотах реальное звучание, то запись выглядит перегруженной, её очень сложно воспринимать. Поэтому гитарные ноты принято писать в упрощенном виде. Подобное арпеджио часто можно встретить записанным в один голос вот так:

Или в два голоса, как было показано в самом начале:

Чем больше голосов, тем точнее запись, но в то же время сложнее для восприятия.

Это довольно простой пример. Более сложные ноты могут быть записаны как в два, так и в три голоса.

Давайте посмотрим на пример из прошлого урока про голоса. Как вы помните, он был представлен в двух вариантах. Двухголосном и трехголосном.

Два голоса:

Три голоса:

Звучат эти два примера одинаково. Разница только в степени упрощения. Посмотрите на первую ноту Ля в нижнем голосе двухголосного примера. У неё по написанию четвертная длительность. Но это не значит, что она действительно должна звучать ровно четверть. Она должна звучать так, как обозначено в трехголосном примере, а именно до следующей Ля в этом же голосе.

Трехголосная запись более точная. Кроме мелодии, мы абсолютно точно видим сколько должен звучать бас, это явно обозначено. Для мелодии и баса выделено по целому голосу. В трехголосной записи упрощен только средний голос.

В двухглосной же записи, как правило, точно выписан лишь верхний голос, а нижний упрощен.

Как видите, и двухголосная, и трехголосная записи являются упрощенными. Двухголосная упрощена больше, трехголосная меньше. Чтобы записать ноты для гитары без упрощений нужно четыре, или больше голосов. Но четырехголосная запись не применяется в гитарной практике, во всяком случае я таких примеров не встречал. Что и к лучшему, прочитать такую запись было бы очень сложно.

Я предпочитаю писать свои ноты в двухголосном варианте, как более наглядном и лаконичном. Да, при этом жертвуется точность, но при небольшом опыте гитарист сам уже знает сколько должна длиться каждая нота. К тому же есть определённые правила, касающиеся глушения и звучания струн, их рассмотрим в отдельном уроке.

Выводы:

В гитарных нотах, по сути, обозначается только время начала ноты (её положение в такте), а реальная длительность, в большинстве случаев, отличается от фактически написанной в большую сторону. Особенно это касается нижних голосов. Мелодический голос (верхний), как правило, пишется отдельным голосом и длительность звучания каждой ноты явно указывается. Но бывают и исключения.

— Так что же получается? В гитарных нотах ритм неправильно записан и можно играть как попало, не высчитывая длительности?

Нет! Начало звучания ноты обозначено всегда точно. То есть ритмический рисунок всегда однозначно указан. Упрощение касается лишь «хвоста» ноты, времени её реального звучания. Продолжает ли она звучать на фоне других нот или нет, вот что требуется додумывать исполнителю.

Источник

О залигованных нотах

Иногда ноты отображаются в виде двух или более нот, связанных вместе лигами. Обычно это происходит в трёх различных случаях:

Когда нота имеет «некратную» длительность, которую нельзя отобразить, не связав вместе две и более ноты различной длительности.

Когда нота пересекает тактовую черту.

Когда нота пересекает «границу группы» внутри такта.

Последний случай требует некоторых пояснений: Cubase использует механизм разрезания, который автоматически создает связанные лигой ноты в зависимости от длительности и позиции нот. Например, четвертная нота режется пополам и связывается лигой, если она пересекает долю половинной ноты, а восьмая нота разрезается на две части и связывается, если пересекает долю четвертной ноты:

Это — разрезанная четверть.

Это — разрезанная восьмая.

Однако это не всегда то, что вам нужно. Существует три способа повлиять на алгоритм разрезания:

Источник

Блокфлейта. Школа Игры.

На этом уроке я не даю новых нот. Нам предстоит закрепить уже пройденный материал и пополнить репертуар. Так же Вы познакомитесь с новым штрихом исполнения. Начнем с изучения нового для вас штриха – Legato (легато) связно. Для обозначения legato используется символ “скобка” называемый лигой. В нотном письме это выглядит так:

или так:

В первом случае залигованы ноты разной высоты, они исполняются без атаки языком (кроме первой в залигованной группе, об этом немного ниже). Второй случай, когда залигованы ноты одной высоты, в этом случае длительности залигованных нот складываются.

Ни когда не играется легато: первая нота произведения, первая нота начала музыкальной фразы, нота, идущая после паузы или после взятия дыхания. Эти ноты всегда играются с атакой языком.

Вот маленькое упражнение, которое поможет Вам освоить этот прием: Рассмотрим первый такт. Возьмите первую ноту с атакой, это «ля» первой октавы, затем просто откройте второе отверстие, не прерывая дыхания, что бы получилась нота «си» первой октавы. Обратите внимание, что язык в извлечении «си» не участвует. Извлекайте первую ноту каждого такта с атакой, вторую ноту играйте легато. Каждый такт повторяйте несколько раз, добиваясь чистой игры.

Теперь попробуйте сыграть еще одно упражнение. Первую ноту вы извлекаете как обычно, а последующие легато, только открывая или закрывая отверстия.


Послушайте

В этом упражнении с атакой играются только первые ноты каждого такта. Остальные ноты исполняются легато. Я акцентирую на этом внимание, потому, что Вы видите группу из четырех залигованных нот, но следует понимать, что первая нота в любой залигованной группе играется с атакой. Обратите внимание, знаки лиги могут располагаться как, под нотами так и над ними.

Вот ущу одно упражнение, которое поможет Вам овладеть этим исполнительским приемом. Очень полезны упражнения на основе гаммы:

Послушайте

Исполнение легато звуков, аппликатура которых отличается не сильно, обычно не вызывает трудностей. Другое дело если разница в аппликатуре значительна. Рассмотрим пример: После исполнения ноты «фа» или «ре» необходимо открыть целых пять отверстий, что бы взять «си». Ваши пальцы должны двигаться синхронно, иначе между «фа» и «си» появятся лишние паразитные звуки. Вот упражнения на игру интервалов легато.

Послушайте

Начало четвертого такта я пометил звездочкой. Такой знак используют пианисты, для обозначения того места, где нужно снять(отпустить) педаль. Я же пометил им четвертый такт для того, что бы рассказать Вам одну хитрость. У Вас интервал фа-си легато может не получаться чистым довольно долго. Для того они и упражнения, что бы нарабатывать навыки. Ну а если Вы разучиваете произведение и всё хорошо, но вот какой либо интервал легато чисто сыграть не получается. Играйте его нон легато. Конечно очень мягким языком, едва ощутимым. Скорее всего, этого ни кто не заметит. Но! Упражнения играйте честно и когда-нибудь он получится.

Теперь давайте вспомним материал прошлого урока — стаккато. Сыграем еще одно упражнение, и теперь будем чередовать стаккато и легато.

Послушайте

На прошлом уроке я дал совсем простую мелодию. Сделал я это специально, поскольку сложности с аппликатурой ноты «ми» второй октавы требуют много времени для ее освоения. Надеюсь, что Вы освоили этот звук и готовы использовать полученные навыки. На этом уроке я предлагаю Вам разучить очень известное произведение Л. Бетховена «Сурок».

Послушайте

На следующем уроке нота фа второй октавы. Игра под аккомпанемент.
Успехов.

Источник

Как правильно читать табулатуру

В этом блоке я хочу поделиться тем, как правильно читать табулатуры. Довольно много символов и приёмов, которые используются как в табулатурной записи, так и в нотной, нуждаются в пояснении.

Многим известно, что линейки на табулатурном стане — это струны. Нижняя линейка — это 6-я струна. Цифры — это номера ладов, на которых нужно прижимать струну.

Итак, начнем разбираться в непонятных символах. Я буду постепенно пополнять этот раздел по мере того, как будут поступать вопросы или как буду натыкаться на непонятные места.

Нота в скобках

Рассмотрим на этом примере. Мы видим, что 2 ноты залигованы (суммируются длительности). Как правило, вторая нота в таком случае не берется в скобки. Но здесь мы видим, что нота вибрируется, и вибрато выполняется именно в этот момент времени. Поэтому нота, взятая в скобках просто позволяет отобразить точный момент, в который нужно начать вибрато.

Бенды

Тут ничего сложного: full — это «подтяжка» на целый тон, 1/2 — на полтона и т. д.

В Guitar Pro можно «рисовать» бенд, что очень удобно, поскольку есть возможность в точности отобразить, в какой момент нам нужно подтянуть струну. Можно «рисовать» бенд, пре-бенд, бенд с возвратом и т.д.

Символ N.C.

Лично меня этот момент напрягал одно время. Я не мог понять, что это и нигде не мог найти тому объяснений, пока сам вдруг не додумался, что это Now Chords (нет аккордов). Применяется в тактах, где используются риффы и гармония отсутствует (хотя зачастую гармония все же подразумевается), но если рифф выходит из тональности, то сивмол очень актуален.

Глиссандо

Довольно актуально! Глиссандо (слайд, скольжение) бывает разное. Здесь представлены все, которые предлагает нам Guitar Pro

  1. Слайд без звукоизвлечения (второй ноты)
  2. Слайд со звукоизвлечением (часто используется, чтобы обозначить смену позиции)
  3. Скольжение от высоких нот (въезд в ноту)
  4. То же, только от низких нот
  5. Скольжение к низким нотам (часто применяется в конце фраз)
  6. То же, только к высоким нотам

Легато

Если вы видите две залигованные ноты, но разной высоты (!!), то это означает легато. Во многих нотных изданиях hamer-on (восходящее легато) и pull-off (нисходящее) не подписываются. В этом примере я подписал на всякий случай (некоторые издания над дугой ставят эти обозначения):

В этом примере все ноты играются легатно. Guitar Pro 6 не позволяет выделить все ноты и залиговать их, приходится отдельным символом ставить переход с первой струны на вторую (hamer-on на соседней струне). Однако в большинстве нотных изданий может стоять одна большая дуга над всеми нотами, при этом важно понимать, что первая нота извлекается медиатором или пальцем (если не проставлен доп. символ «хамер из ниоткуда»), а остальные играются легатно, причем где pull, а где hamer, нужно выяснять самостоятельно (но это проще пареной репы)

В этой фразе первая нота каждой группы нот, объединенных дугой, извлекается медиатором (пальцем).

Ну а в этом примере (если присмотреться) можно увидеть глиссандо (без звукоизвлечения), что позволяет сменить позицию, не теряя плавности звучания.

Символ P.M.

P.M. — это сокращение двух слов: Palm (ладонь) Muting (глушение). Т.е. это очень знаменитый прием, когда мы касаемся ребром ладони правой руки струн, чтобы получить фирменный «дж-дж».

Если прием относится лишь к одной ноте, то символ будет стоять непосредственно над нотой, а если нужно таким образом исполнить несколько нот, то пунктирной линией будет указано, до какой ноты действует этот прием. Все очень просто!

Источник

Оцените статью