MasterGitar.com
Разберемся в вопросе, когда стоит на гитаре заменить лады, а когда просто подправить их форму. Если проблемы серьезные, то струны даже звенят по ладам. Разберемся какие бывают виды дефектов у ладов гитары и способы выхода из создавшегося положения.
Очень часто именно эту информацию надо хорошо усвоить, чтобы правильно купить гитару. Особенно, если это покупка гитары бывшей в употреблении.
В основном все проблемы ладов гитары видны невооружённым взглядом или с помощью простого инструмента. Часто эти проблемы сами активно напоминают о своём существовании, мешая нам играть. Начнем с очевидного и простого.
Маленькое отступление для любителей точности в терминологии. Конечно, все знают, что лад это не «железка», на которую опирается струна. Эта металлическая штука называется ладовый порожек. Но, так как все называют это коротко ладом, плюс поисковики тоже так их называют, к тому же неудобно все время писать ладовый порожек. Поэтому на протяжении всего цикла статей просто — лады.
Лады гитары вытащились
Стандартная проблема, которая может возникнуть на любой гитаре, это несколько вылезшие с одного края лады. Причина возникновения, за исключением неверной установки или расширенного пропила с краю, может состоять в том, что дерево реагирует на влажность в отличии от металла. Дерево постоянно смещается туда сюда относительно лада и его фиксация ослабевает. Также присутствует некоторая усушка древесины.
Часто бывает, что все лады немножечко вылезли из накладки на одну высоту и этот факт даже не вызывает никаких призвуков. Но нежестко зафиксированный лад врядли хорош для звука.
Такая проблема в чистом виде требует только переустановку старых ладов.
Лады находятся на разном уровне
Это основная причина возникновения призвуков. Струна начинает звенеть о следующий лад. Причина может быть как в том, что следующий лад выше чем надо, так и в том, что на зажимаемом ладу слишком низко.
Чтобы устранить этот дефект нужно разобраться в причинах его возникновения. Если лады вытащились, значит надо забить их назад. Если забит слишком глубоко с вминанием в дерево, то можно привытащить его и проклеить суперклеем. Если износился, то значит менять.
Инструмент для проверки плоскости ладов — это ровная короткая грань чего-либо. В идеале это некая линейка, которая касается трех первых ладов. Линейка не должна начать качаться ни на одной вершине, и должна опереться на все три порожка.
Слишком большая плоская площадка сверху: звон и нестроевич
Лады кто-то ровнял, но не придал им правильную овальную форму. На нормальных гитарах такого не встретишь, если они не встретились с ненормальным напильником.
Такой дефект даёт призвук. Струна звенит о лад, на котором зажимается. Призвук этот тише, чем звон о следующий лад, как будто вы не дожимаете струну. После сильного нажатия звон может пропадать, но выход не в этом. Нужно придать ладу верную форму. Делается это специальным инструментом и подробно обсуждается в статье по обработке ладов.
Немного подробнее о том, почему струна звенит на плоском ладу. Сначала схема.
Видно, что струна опирается только на одну сторону площадки, а над второй частью зависает ( красная стрелка ). При игре струна начинает колебаться и бить по ладу.
Очевидно, что плоская площадка будет искажать строй, так как отсекается не над серединой лада.
Как исправить. Если хватает высоты лада, около 1мм, тогда можно придать верхушке овальную форму, если не хватает, то менять.
Износ поверхности лада
Вода камень точит, а струна точит поверхность ладового порожка. Со временем овальная форма вершины начинает искажаться, истираться струной. Причем даже первыми нейлоновыми монострунами.
Конечно, многое зависит от свойств металла. Сегодня набирают популярность лады из нержавеющей стали, это уже настоящие железки в отличии от разного рода сплавов до этого, где железа не было.
Как исправить. Недостаточно, чтобы только хватало высоты конкретного лада для ремонта. Надо выровнять все соседние по самой глубокой канаве, что слишком сильно их стачивает. Есть вариант заменить только несколько самых изношенных. Но по большому счету надо менять комплект.
Хотя самое тяжелое место на лепестке накладки можно не трогать, т.е. лады над декой, начиная с 12-13 лада. Они там редко изнашиваются, плюс высота ладов в том месте может быть намного ниже, так как расстояние между ними небольшое. Т.е. заменить лады от первого до двенадцатого, а остальные только обработать. Ясно, что старые лады на лепестке накладки должны быть хорошо установлены, потому что, если они вываливаются, то оставлять их смысла нет.
Лады торчат по краям грифа и стараются поцарапать ваши руки. Причина этой поломки заключается в самой природе: лад металлический, а накладка деревянная. Изменение влажности влияет или может влиять только на ваш деревянный гриф. В таком случае надо просто обработать торцы лада. Накладку же пропитывать специальным маслом.
Лады просто слишком низкие
Как-то исторически сложилось, что на вашей гитаре слишком маленькая высота лада. Нормальная высота для классики около 1мм. При недостаточной высоте не происходит верной отсечки струны или прижимать приходится всегда слишком рядом перед ладом.
Высота лада связанна с видом и натяжением струн. Одно дело высота для классической, а другое для электрогитары.
Понятно, что надо менять комплект, хотя теоретически существует возможность обработать накладку.
Размышления в слух, такой техники нет в практике классической гитары
В электрогитарах эта операция называет скалопирование. Страшное слово! Но у них дерево выедается очень сильно. Нам так много не нужно.
Например: лады такие классные, заглядение, но высоты не хватает. Ясное дело, что не может не хватать 1 мм, вернее до 1мм не хватает 0.3 мм. Вот эту разницу можно скомпенсировать, выскоблив дерево между на 0.3 мм. Причем не надо трогать дерево под ладом, только середину, чтобы дать возможность струне опуститься ниже и переломиться через ладовый порожек. Такая операция будет нужна только где-то на половине грифа, причем чем короче расстояние между ладовыми порожками, тем меньше можно выскабливать. Ориентироваться можно визуально по струне. Повторюсь, так не делают, но я не вижу никаких проблем, кроме визуального эффекта.
Подведем итоги и ответим на главный вопрос:
В каких случаях нужно поменять лады на гитаре
Замена ладов требуется в случае, если они имеют дефекты износа, и их высоты недостаточно, чтобы осуществить ремонт. Другими словами, если лады слишком глубоко выедены струнами или изначально слишком низкие, сильно кем-то сточены, то надо менять комплект.
Менять лады необязательно, если они просто немного вылезли или болтаются. В таких случаях требуется или обработать конкретный лад, или вытащить и установить заново весь комплект. Если лады не слишком глубоко изношены струнами, то можно только выровнять их. Не надо выдирать старые лады просто потому что они старые.
Струны могут звенеть по ладам, если они имеют разную высоту, тогда струна звенит по следующему порожку от того, на котором зажато. Также звенеть может, если лад имеет неверную плоскую площадку.
В любом сомнительном случае стоит провести замену, так как сегодня можно найти очень качественную и прочную ладовую проволоку. Если ремонт гитары сам по себе предполагает демонтаж старых ладовых порожков, то вопрос по замене ладов лучше поставить таким образом: за какие такие заслуги и качества стоит не сменить старые лады. И возиться с этими старыми железками вместо того, чтобы купить себе новенькую блестящую ладовою проволоку из усиленного нейзильбера или даже из нержавеющей стали.
Источник
Говорим про лады и их износ
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Состояние ладов на грифе вашей гитары определяет то, насколько удобно на ней играть. Каждый раз, когда вы прижимаете струну к ладу возникает трение между ними, которое почти неуловимо меняет форму лады и, в конечном итоге, обуславливает его износ. С течением времени, этот контакт метал о метал может вызвать дребезг струн и проблемы со строем гитары. Наиболее сильный износ ладов вызывают каподастеры, особенно при использовании струн без обмотки.
Вообще, износ ладов – это абсолютно нормальное явление, возникающее при игре на инструменте. Вам, как гитаристу, важно знать, когда лады начинают снашиваться, а так же понимать что нужно сделать, что это исправить. Обычно вопрос состоит в том, стоит ли менять лады или все-таки можно их восстановить или шлифануть? Давайте вникнем глубже в эту тему, и начнем, собственно, с самих ладов.
Из чего сделаны лады для гитары?
Несмотря на то, что проволоку для ладов обычно называют «никель-серебро» (по-русски этот сплав называется нейзильбер), никакого серебра там нет. Обычно сплав содержит 18% никеля, 80% меди и небольшое количество других металлов, цинка, свинца или кадмия. Действительно хорошая проволока для ладов содержит больше цинка и меньше меди. Один из моих любимых брэндов – это Jescar, и их формула нейзильбера – это 62% меди, 18% никеля и 20% цинка. Такая проволока для ладов тверже, чем обычная, поэтому лады из нее служат дольше.
Еще один вариант – это нержавеющая сталь. Нержавеющая сталь –это материал с которым трудно работать, однако лады из нержавейки служат значительно дольше, чем из проволоки из традиционных сплавов. Но и стоят они дороже заметно дороже. Многие гитарные мастера выставляют двойную цену за то, чтобы заменить лады, на лады из нержвавейки, потому что, мало того, что нержавеющая сталь портит их инструменты, так и занимает этот процесс гораздо больше времени. С другой стороны, если смотреть на долгую перспективу, то это может быть идеальным решением, т.к., возможно, вам больше никогда не придется менять их снова!
Каких размеров бывают лады?
Проволока для ладов бывает самых различных форм и размеров. На рисунке 1 изображены четыре элемента, которые определяют особенности строения лада. Это ширина и высота короны (crown), размер зубца (barb) и глубина стержня-ножки (tang).
Корона – это самая явная часть лада. Когда вы берете ноту на ладу, вы прижимаете струн к самой верхней части короны. Зубец, словно ряд кручков, фиксирует лады в накладке грифа. Ширина зубца определяет ширину паза для лада в накладке, в то время как, глубина стрежня определяет его (паза) глубину. В общем, как глубоко лад проникает в накладку грифа.
Размеры и форма каждого из этих четырех элементов специально разработаны для различных гитар и предпочтений самого гитариста. Ширина коронки может меняться в пределах от очень тонкой (ultra narrow) – 0.053” до очень широкой (ultra jumbo) – 0.118”. Высота лада находится в пределах от короткой – 0.032” до высокой – 0.060”. Ширина зубца и глубина стержня может меняться от 0.19” до 0.040”.
Разные размеры подразумевают разное использование, и это необходимо учитывать при выборе проволоки для ладов. Например, более широкие лады могут давать более сильный звук, но вместе с тем, по мере износа, строй у гитары уплывает несколько больше, чем у тонких ладов. Но и у тонких ладов есть свои недостатки: они, конечно, не могут вызвать такой значительный «уплыв» строя при износе, но они снашиваются быстрее широких ладов.
Высокие лады, при прочих равных, прослужат дольше, прежде чем их нужно будет менять. Но я не рекомендовал бы такие лады для тех, кто зажимает струны довольно сильно. Если вы сильно прижимаете струны во время игры, или используете капо, то струны будут ощущаться довольно острыми во время игры. С другой стороны, низкие лады изнашиваются быстрее (особенно при использовании каподастра) и их придется менять чаще.
Влияние размеров зубца и стержня на гриф довольно велико, поэтому если вы решите установить новые лады, то очень важно использовать правильный размер. Если зубцы слишком узки, а ножка слишком коротка, то лады не будут хорошо сидеть в накладке. Что может служить причиной выпадения ладов при изменении погоды или появлении неровностей лада, мертвых нот и дребезга струн. Если же зубец слишком широк, а стрежень слишком длинный, то накладка может потрескаться или расколоться. Или даже гриф может повести. Если это произошло из-за смены ладов, то в этом случае вам придется менять их еще раз.
Подытожим: лады должны точно подходить накладке грифа по размеру и подходить стилю игры гитариста, в противном случае есть возможность попасть на деньги.
Можно ли починить вмятины и потертости на моих ладах?
Вмятины на ладах всегда создают проблемы. Но как понять, можно ли их убрать шлифовкой или придется менять лады?
Тут можно пойти любим путем, но правильный путь зависит от размера вмятин. Если вмятины слишком глубоки, то гитарному мастеру придется убрать слишком много материала со всех ладов, что устранить проблему с одного. Когда высота лада менее 0.038”, целесообразно менять лады.
Посмотрите на рисунок 2 и отметьте глубокие канавки в этих ладах. Такие вмятины слишком глубоки, поэтому такие лады должны быть заменены.
Канавки и вмятины – это не единственная причина менять лады. Еще одна причина – это плоские места на ладах Для того, чтобы лад работал правильно, его корона должна быть куполообразной. Если же она плоская, как на рисунке 3, то это может вызвать дребезг струн и проблемы со строем. В общем, все примерно так же, как с вмятинами и канавками – если корона плоская, то нужно менять лады.
Если высота ладов достаточна для починки, то их сначала выравнивают, а затем снова придают куполообразную форму. Для того, чтобы выровнять лады, мастер шлифует их, приводя к одной высоте. После чего, лады остаются с плоской короной. Следующий шаг – это скруглить корону, убрав материал по краям и оставив тонкую полоску для контакта со струной, как на рисунке 4. Это очень кропотливый процесс, который требует годов практики и опыта, в общем, определенно, работа для профессионала.
Что связано с заменой ладов?
Ну, во-первых меняются все лады. А во-вторых это очень кропотливый процесс, требующий дорогих инструментов и большого умения. Основные шаги при замене ладов: разборка гитары, удаление старых ладов, выравнивание накладки грифа, придание ей нужного радиуса, очистка пазов для ладов, установка новых ладов, их выравнивание и скругление, очистка накладки и полировка ладов, и, наконец, сборка гитары. См. рисунок 5.
И это только основные шаги в этом процессе. Вообще же, этих шагов так много, что их хватит для того, чтобы написать целую книгу по замене ладов. Эта процедура дорога, занимает много времени, но в общем, она того стоит.
За годы работы, у меня были клиенты, которые предпочитали менять сразу гриф, вместо того, чтобы менять лады, само собой, если гриф на болтах. В принципе, это хороший выбор, но учтите, что практически все новые грифа требуют выравнивания ладов и из скругления. У Большинства фабрик, производящих, гитарные комплектующие просто не уделяют этому времени и внимания. Так что прикиньте, что за деньги, которые вы потратите на покупку нового грифа и на его доводку, можно поменять лады на оригинальном грифе, да еще будет сдача!
А что скажите про частичную замену?
Иногда, чтобы добиться нужного результата, можно заменить несколько ладов, вместо того, чтобы менять их все. Такая процедура предпочтительна для гитару, у которых сношены первые шесть-семь ладов, и к которых ровная накладка грифа. Если накладка в хорошем состоянии, а остальные лады достаточно высоки, то частичная замена – это отличный способ сэкономить деньги. Не все гитары подходят для этой операции. Если накладку немного повело, то необходима полная замена ладов.
Капо – слово из четырех букв
Капо – это злейший враг ладов. Конечно, я люблю капо, потом что я люблю менять лады! Если бы никто не использовал каподастры, то мой доход упал бы процентов на 60. Чем больше вы используете капо, тем быстрее снашиваются лад на вашей гитаре. Все каподастры прижимают струны к ладам, но дело в том, что они буквально вдавливают струну в лад и делают это гораздо сильнее, чем вы когда берете аккорд. В результате, лады стачиваются и образуется вмятины и канавки. Это неплохо для гитарного мастера, но не для гитариста.
Тут можно посоветовать использовать каподастры с регулировкой силы нажатия, что поможет избежать, как проблем со строем, так и излишне сильного вжатия струн. На рынке есть несколько отличных капо, которые уменьшают износ ладов и позволяют избежать проблем со строем. Это, например, каподастер Planet Waves Dual Action или различные модели Chubb. Если у вашего капо нет регулировки силы нажатия, то купите другой. Это позволит вам сэкономить много денег на замене ладов.
Опубликовано на premierguitar.com.
Автор: John LeVan. Гитарный мастер из Нэшвила, автор 5 книг по ремонту гитар, включая бестселлер Guitar Care, Setup & Maintenance.
Перевод: CraSS
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник