- Как заниматься без гитары и поддерживать форму?
- Работайте с памятью
- Работайте над ошибками
- Совершенствуйте навыки
- Полезные штуковины
- GuitarLine.Ru
- Как заниматься игрой на гитаре, даже без гитары
- 5 способов заниматься на гитаре без гитары во время перерыва
- 1. Левая рука без гитары
- Первое упражнение
- Второе упражнение
- Третье упражнение
- Четвёртое упражнение
- Пятое упражнение
- 2. Обе руки без гитары
- Шестое упражнение
- Седьмое упражнение
- 3. Тренажёр для пальцев гитариста
- 4. Ритмические упражнения без гитары
- 5. Упражнения на гитаре для одной руки
- Упражнение для левой руки
- Упражнение для правой руки
- Заключение
- 5 способов заниматься на гитаре без гитары во время перерыва: 3 комментария
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Гитара по-взрослому для самоучек
Как заниматься без гитары и поддерживать форму?
Опубликовано: 2015-10-01 / Автор: Сергей Хмарук
Доброго времени суток, дорогие друзья! Бывают такие случаи, что не всегда под рукой есть ваш любимый инструмент, а вот позаниматься музыкой хочется. И тут встает вопрос: как не утратить навыки владения инструментом? Есть несколько интересных способов, чтобы их развить и приумножить. Вот как раз об этом мы сейчас с вами и поговорим. Из этой статьи вы узнаете, как заниматься без гитары и поддерживать форму, когда инструмент вне зоны вашей досягаемости.
Итак, что же конкретно может помочь развить вам навыки игры на гитаре? Вот несколько рекомендаций, которые вы можете применить по дороге на учебу/работу, ожидая автобус или же просто находясь в другом городе.
Работайте с памятью
Первое, что вы можете сделать, так это поработать над своей памятью. Постарайтесь больше читать разнообразных журналов и книг о музыке, а также изучайте уроки, посвященные гитаре и тогда у вас будет отлаживаться в памяти много полезной информации. Если даже вы и не будете применять на практике все те упражнения, то хотя бы будете помнить о тех подходах и методах, которые упоминались в литературе. У вас появится возможность составить себе план работы во время просмотра уроков и книг еще до того, как вы начнете прорабатывать из них примеры и упражнения. Вы также сможете значительно лучше усвоить материал периодически возвращаясь к тем темам, которые вы уже ранее изучили либо просматривать текущие задания от преподавателя.
Работайте над ошибками
Не удивительно, что многие гитаристы во время игры совершают ошибки и все потому, что не до конца уверены в том, какая фраза или аккорд должны прозвучать в следующий момент. Все это нас возвращает, но уже немного в другом ключе, к тренировке памяти. Постарайтесь работать над тем, чтобы запомнить всю структуру композиции, ее аккорды и тональность, а также количество квадратов. Все это вам поможет спустя некоторое время легко играть песню с любого места и хорошо ориентироваться в ее структуре. Также это касается фраз и упражнений, которые дает на занятиях ваш преподаватель гитары.
Не забывайте также работать над теми ошибками, которые вы чаще всего допускаете. Стэнли Джордан – американский джаз-фьюжн гитарист, однажды сказал одну очень интересную фразу, когда его как-то спросили о его занятиях на гитаре, что он всегда учился играть правильно и никогда не играл не правильно. Под этой фразой он подразумевал то, что работая над каким-то сложным техническим приемом, всегда его доводил до совершенства, прежде чем переходил к изучению нового материала.
Совершенствуйте навыки
Еще одним полезным навыком для вас будет свободное чтение нот с листа. Постарайтесь при изучении новой композиции запомнить, где расположены ноты на грифе гитары, как они звучат на разных ладах и как записываются в нотный стан. Безошибочно и быстро тренируйтесь брать интервалы и аккорды, а также чтение с листа, пропевая ноты. Такие тренировки помогут вам очень хорошо развить слух. А еще вы можете развивать свое чувство ритма отстукивая пальцами всевозможные ритмические рисунки.
И вот в тот момент, когда у вас под рукой не окажется инструмента, то вы можете просто закрыть глаза и представить, как играете песню на воображаемой гитаре. Так вы можете проработать в голове текущие упражнения, а те места, которые будет тяжелее всего представлять, как раз и будут от вас требовать тренировки. Этот способ, конечно же, весьма спорный, но когда у вас наступит период упадка сил, постарайтесь любым способом найти для себя мотивацию и продолжать занятия.
Так как вы постоянно изучаете свои уроки и читаете дополнительные материалы по гитаре, вы будете всегда знать, какие упражнения в дальнейшем можно будет отработать уже непосредственно на инструменте. И вот когда вы уже будете конкретно знать над чем работать в данный момент и сможете сфокусироваться исключительно на текущем упражнении, то мысли о глобальном плане занятий отпадут сами собой.
Подведя небольшой итог о выше написанном можно сказать, что постоянно просматривая музыкальные журналы, книги или просто тетрадь с заданиями от вашего преподавателя, вы все время развиваете и мотивируете себя. Не поверите, но иногда даже прочитанная в гитарном журнале статья, может мотивировать к новым занятиям, а также улучшить настроение. Так что возьмите свой рюкзак и сгребите в него всю имеющуюся гитарную макулатуру, т.к. эти книги вам обязательно пригодятся в дали от дома.
Полезные штуковины
Хорошо друзья, с теорией и тренировкой ума мы разобрались, а теперь давайте посмотрим, чем можно поддерживать физическую форму. Обычно, первое что приходит людям в голову, это всякие эспандеры и грипмастеры. Но, тут очень важно понимать, что когда вы работаете с этим эспандером вы прокачиваете только лишь силу пальцев. После таких тренировок вы можете взять гитару и с успехом проломить накладку. Но шутки в сторону. Такая прокачка уж никак не добавит вам беглости пальцев, а только «забьет» руку.
Естественно, сразу же у вас возникает вопрос, а как же тогда тренировать пальцы? Вот как раз для таких случаев для гитаристов и был придуман специальный девайс под названием Pocket Strings. Это устройство, фактически имеет точную копию, по крайней мере тактильно, обычного гитарного грифа. Пользоваться им очень просто: ставите левую руку и начинаете «поливать» хроматику, гаммы, какие-то позиции аккордов и т.д. Для правой руки там все сделано как-то инвалидно, но считается, что можно все таки пошкрябать медиатором по поверхности Pocket Strings.
И в завершении, мой вам совет: забудьте навсегда про грипмастеры и прочие силовые тренажеры. Только с девайсами Pocket Strings и ему подобными, которые реально копируют тактильные ощущения от обычной гитары, можно поддерживать форму. Чуть ниже, наглядное видео, в котором вы можете познакомиться с этим устройством. А на этом сегодня у меня все, до встречи в следующих статьях!
Источник
GuitarLine.Ru
Как заниматься игрой на гитаре, даже без гитары
Опубликовано: 02.12.2009, автор: sMiles
Можно ли заниматься музыкой в моменты, когда у вас нет под рукой гитары или фоно? На первый взгляд кажется что нет, однако есть множество способов развить свои навыки владения инструментом, даже когда гитара вне зоны досягаемости.
Вспоминаются слова Guthrie Govan из его первой книги серии Creative Guitar — Cutting Edge Technique .
«There are times when simply thinking about your playing can improve it just as much as any amount of hours spent with a metronom»
Фраза звучит довольно расплывчато, давайте немного конкретизируем, что именно может помочь вам развить ваши гитарные навыки. Итак, вот несколько советов, которыми вы можете воспользоваться по дороге на работу/учебу, ожидая автобус или просто прогуливая уроки.
Для начала попробуйте поработать над своей памятью. Чем больше вы будете читать уроков, книг и журналов посвященных гитаре или просто музыке, тем больше отложиться в вашей памяти. Даже если вы не будете работать над всеми теми упражнениями, что вы узнаете, вы будете помнить о тех методах и подходах, о которых говориться в прочитанных уроках. Просматривая таким образом уроки и книги до того как начать прорабатывать примеры из них, вы получаете возможность составить план работы. Возвращаясь к темам, которые вы уже изучили, или просматривая текущие задания от преподавателя, вы сможете усвоить материал лучше.
Работайте над ошибками. Большинство гитаристов совершают ошибки в своей игре, только потому что они не уверены в том какой аккорд или фраза должны звучать в следующий момент. Это возвращает нас к тренировке памяти, но немного в другом ключе. Просто работайте над тем чтобы запомнить структуру композиции, количество квадратов, тональность и аккорды, чтобы вы могли играть с любого места песни и хорошо ориентировались в ее структуре. Это касается и упражнений/фраз, которые задает ваш преподаватель.
Но так же работайте над ошибками, которые вы чаще всего допускаете. Stanley Jordan, когда его спросили о его занятиях, сказал довольно интересную фразу, что он учился играть правильно, и никогда не играл неправильно. Он имел ввиду, что когда он работал над каким-то техническим приемом, он доводил его до совершенства и лишь тогда переходил к чему-то новому.
Так что совершенствуйте свои навыки, и не торопитесь.
Научитесь свободно читать ноты с листа. Запомните, где расположена каждая нота на грифе и как они записываются на нотном стане. Тренируйтесь брать аккорды и интервалы быстро и безошибочно. Тренируйте чтение с листа, пропевая ноты и аккорды, это так же поможет развить ваш слух. Так же вы можете развить свое чувство ритма просто отстукивая пальцами ритмические рисунки.
Когда вы не знаете над чем вам стоит поработать в будущем, просто возьмите ваши текущие упражнения, закройте глаза и представьте что вы играете их. Те места, которые вам представлять тяжелее всего как раз и будут требовать тренировки. Конечно это весьма спорный способ, но иногда, в периоды упадка сил, нужно любым способом мотивировать себя на продолжение уроков.
Так как вы постоянно читаете свои уроки и дополнительные материалы по гитаре, то вы всегда будете знать над чем вам можно поработать, когда вы будете заниматься непосредственно на гитаре. Зная над чем работать, вы сможете сфокусироваться исключительно на текущей проблеме, не думая о глобальном плане занятий.
Когда вы постоянно просматриваете книги, журналы или просто лист задания от преподавателя, вы постоянно развиваете себя и мотивируете себя к новым занятиям. Иногда просто прочитанная статья в гитарном журнале или урок, могут мотивировать на новые занятия, или просто улучшить настроение.
Так что сгребите всю свою гитарную макулатуру и закиньте в свой кейс или рюкзак, все эти книги вам пригодятся.
Источник
5 способов заниматься на гитаре без гитары во время перерыва
Ощутимые перерывы в занятиях на гитаре для взрослого самоучки — вполне частое явление. Причиной тому могут быть сильная занятость, маленькие дети, командировки, отъезды с семьёй в отпуск, травмы рук и т.п.
Однако есть много способов заниматься гитарой и без гитары. Секрет в том, чтобы во время перерыва развивать специальными упражнениями необходимую гитаристу мелкую моторику пальцев. Не трудно догадаться, что для таких пальцевых игр нужны только пальцы. То есть делать эти упражнения гитарист может буквально в любом месте в любое время.
1. Левая рука без гитары
Исходное положение для этой группы упражнений:
- Предплечье правой руки расположено под углом 45 градусов на уровне груди. Правая кисть смотрит в сторону левого плечевого сустава.
- Пальцы левой руки образуют букву «С». В лучезапястном суставе нет сгибов в стороны или вперёд-назад.
С-образная форма кисти
- Сохраняя это положение, кисть левой руки располагается на предплечье правой, которая имитирует гриф гитары.
Исходное положение «рука-гриф»
- Большой палец левой руки при этом не согнут в суставе, как и на грифе гитары.
Положение большого пальца левой руки
Первое упражнение
Широко расставить пальцы левой руки. Потом снова прижать их друг к другу. Кожа правого предплечья при этом не должна сдвигаться.
Растяжка пальцев левой руки
Упражнение выполняется в нескольких вариантах.
- Медленно, максимально растягивая безымянный палец и мизинец. Это постепенная тренировка растяжки пальцев естественным, наиболее безопасным способом.
- Быстро и часто расставляя и сдвигая пальцы. Усилия на растяжку при этом не производится, т.к. цель — в развитии скорости и точности.
Но в последнем варианте важно внимательно следить за другими вещами. Во-первых, в любом положении все четыре пальца должны оставаться на одной линии. Во-вторых, большой палец не должен отрываться от точки опоры и прыгать вместе с остальными пальцами.
Второе упражнение
Оно очень похоже на предыдущее упражнение за одним исключением. Во время движения пальцы стараются растянуть кожу на предплечье. Выполняется упражнение также медленно с максимальной качественной растяжкой. За счёт прижима к коже тренируются редко задействованные в повседневной жизни мышцы кисти.
Третье упражнение
Из того же исходного положения пальцы раздвигаются и сходятся по очереди. Сначала только указательный. Потом средний и безымянный, отодвигая указательный и мизинец, но не отрываясь от них. Затем только мизинец и всё в обратном порядке.
Думаю, вы уже поняли, что самое сложное и увлекательное в этом упражнении. Легко ли раздвинуть четыре пальца так, чтобы с каждой стороны оказалось по два? Да, если держать прямые пальцы на весу. И практически невозможно сделать это же с первого раза, сохраняя С-образную форму кисти. Тем более, с опорой на правое предплечье.
Растяжка отдельных пальцев левой руки
Нужно тщательно следить за тем, чтобы в момент раздвигания среднего и безымянного пальцев:
- они были плотно прижаты к соседним пальцам;
- кисть и лучезапястный сустав сохраняли правильное положение.
Четвёртое упражнение
Любые два соседних пальца двигаются противоположно вверх и вниз без давления на кожу предплечья. Остальные пальцы сохраняют исходное положение.
Вертикальное движение соседних пальцев
С указательным и средним пальцем упражнение получится традиционно легко. С остальными же парами без тренировки делать это долго, быстро и без ошибок не выйдет.
Научившись работать любыми соседними парами, можно пойти дальше по пути усложнения. А именно — двигать одновременно любыми двумя пальцами, не только соседними.
Следующий этап — выполнять заранее придуманную цепочку сочетаний разных пальцев. Следует добиться безошибочного повторения такой цепочки несколько раз подряд.
Это упражнение здорово развивает координацию и независимость пальцев, а также мышечную память.
Пятое упражнение
Направление движения пальцев аналогичны предыдущему упражнению, но с давлением на кожу правого предплечья. Как и прежде, упражнение легко выполняется указательным и средним пальцами. Чем ближе к мизинцу, тем хуже слушаются пальцы без специальной подготовки.
Тренировка же направлена не столько на координацию пальцев, сколько на умение дозировать усилие для легато. Здесь, на мой взгляд, уместно сделать небольшое отступление на тему гитарной техники.
Практически все, за редким исключением, ресурсы для самоучек на гитаре дают обрезанное объяснение техники легато. В большей степени я имею в виду нисходящее легато или pull-off. Как правило, описание заканчивается тем, что надо сорвать со струны палец левой руки. Однако есть ряд тонкостей, которые обычно остаются за рамками внимания.
Во-первых, есть аналогия с апояндо и тирандо для правой руки. То есть нисходящее легато тоже бывает с опорой на соседнюю струну и без неё. Во-вторых, первая нота в легато звучит с некоторым акцентом, а следующие — слегка, но не радикально тише. Как вы понимаете, простой срыв пальца со струны не даёт всех этих нюансов. Правильное использование приёма pull-off предполагает точность движения пальца и по направлению и по усилию.
2. Обе руки без гитары
Меняем исходное положение для этой группы упражнений. Пальцы обеих рук ставим на горизонтальную, желательно плоскую опору — стол, колени, подлокотники — не важно. Кисть при этом образует что-то вроде купола или полусферы. Как будто внутри крупное яблоко или небольшой мяч.
Исходное положение «кисть-купол»
Шестое упражнение
Начинаем синхронно поднимать по одному пальцу на каждой руке, от больших к мизинцам и обратно. Как разновидность, можно одновременно поднимать пальцы в одном направлении. То есть от мизинца к большому на одной руке и от большого к мизинцу на другой. Остальные пальцы в любом случае прижаты к опоре, это важно. Подъём происходит в суставе крепления пальца к ладони. Поднятый палец в этот момент сохраняет полукруглую форму.
Если вы никогда не делали это упражнение, то вас ждёт интересный сюрприз. Вы легко поднимите любой палец, кроме безымянного.
Седьмое упражнение
Гаммы на столе. Суть упражнения в том, что пальцы правой и левой руки отстукивают на столе аппликатуру обычной гаммы. На левой руке при этом последовательно задействовано четыре пальца (1-2-3-4). На правой же — только три (i-m-a).
В результате получается вот такой рисунок, в котором пальцы не совпадают:
Очень важно тщательно следить за правильной очерёдностью пальцев на каждой руке.
Как и вообще в занятии на гитаре, упражнение нужно начинать отрабатывать в медленном темпе. Добившись более-менее длительного уверенного выполнения без ошибок, полезно будет развить это упражнение.
Начните выполнять его под метроном, который не позволит вам сбиваться с ритма и темпа. Как и в работе над гитарной пьесой постепенно увеличивайте темп. Для этого упражнения подойдёт любой самый простой бесплатный метроном в телефоне.
Доведя навык до автоматизма с одним сочетанием пальцев, измените порядок и направление движения пальцев.
3. Тренажёр для пальцев гитариста
Как вы заметили, перечисленные выше упражнения, так или иначе, развивают координацию и мелкую моторику пальцев. Однако зачастую начинающим гитаристам банально не хватает силы пальцев. Довольно регулярно можно видеть, как пальцы левой руки новичков выгнуты наизнанку на грифе гитары. Даже в крепких мужских руках есть мышцы и связки, которые не подвергаются ежедневной нагрузке под теми углами, наклонами и направлениями, которые требуются для игры на гитаре. Так что в этом нет ничего позорного.
Тренажёр для пальцев рук гитариста
Перерыв в занятиях на гитаре как нельзя лучше подходит для тренировки на эспандере для пальцев. Он позволяет гитаристу проработать отдельно каждый палец. Что важно, сразу в том положении, в каком палец будет обхватывать гриф гитары. Обычный кольцевой или пружинный кистевой эспандер, зажатый в кулаке, такого эффекта не даёт. И даже наоборот развивает привычку неправильного обхвата грифа гитары.
Со временем тренажёр для пальцев станет казаться лёгким. Однако это не повод его выбрасывать. Потому что есть много вариантов продолжить тренировки с его использованием. Например, на координацию, скорость и точность совместной работы пальцев в разных сочетаниях, а не индивидуально.
4. Ритмические упражнения без гитары
Это очень широкая группа упражнений, в которых можно задействовать и только ладони, и всё тело. Выстукивание различных по сложности ритмических рисунков отлично развивает необходимое любому гитаристу чувство ритма.
Готовый материал для занятий легко найти в специальных сборниках. Хотя можно пойти ещё более простым путём. Достаточно взять любые ноты и разобрать ритмический рисунок любой пьесы. Если это многоголосное произведение — ещё лучше. Потому что каждый голос построен на своей ритмической линии, что позволяет развить чувство полиритмии.
То есть басовую линию вы превращаете в так называемый «граунд бит» и буквально топаете ногами. Одновременно линию мелодии очень удобно хлопать ладонями. Если присутствует ещё и средний голос аккомпанемента, то можно применить другую схему. Например, отбивать линию мелодии только правой рукой по столу или бедру. А линию гармонического заполнения отбивать так же, только левой рукой.
5. Упражнения на гитаре для одной руки
Перерывы в занятиях на гитаре не всегда бывают по причине отсутствия времени или самой гитары. Периодически случаются такие неприятности, как травмы правой или левой руки. Время и гитара, казалось бы, есть, но заниматься всё равно не получается.
Специально для таких случаев есть упражнения, которые можно делать на гитаре только одной рукой.
Упражнение для левой руки
Берёте два любых аккорда, между которыми очень неудобно перепрыгивать, и начинаете развивать пластику левой кисти. Под сложным сочетанием я имею в виду, естественно, не Am — Em. Для начала возьмите, к примеру, C — G или G — D.
Пара аккордов C и G Пара аккордов G и D
Смысл в том, чтобы научиться точно прыгать между этими аккордами 10 раз за 10 секунд. Отработав одно сочетание, переходите к следующему. Некоторые пары требуют даже нескольких дней регулярных тренировок. И таких сочетаний можно придумать сколько угодно.
Упражнение для правой руки
Не буду подробно останавливаться на технике исполнения гитарного тремоло. Потому что это отдельная большая тема за рамками данной статьи. Однако это именно тот технический приём, который можно отрабатывать одной правой рукой на открытых струнах.
Насколько качественно гитарист исполняет тремоло и владеет ли он этим приёмом вообще? Ответ на этот вопрос позволяет судить о многом в плане его технического уровня.
Вот типичные проблемы гитаристов, начинающих осваивать тремоло.
- Гитарист может тарабанить пальцами по столу, но не может повторить это же движение по струне. Причина — непривычное положение руки и опоры.
- Гитарист может сыграть подобие тремоло на первой струне, но не может уже на второй. Причина — не отработана мелкая моторика, пальцам нужен большой замах, которому препятствуют соседние струны.
- Тремоло звучит не ровно, между звуками паузы разной длины. Причина — чередование пальцев не доведено до автоматизма.
- Тремоло звучит отрывисто, не на легато. Причина — пальцы дёргают струны с подготовкой вместо мгновенного скользящего щипка.
- Звуки разной громкости, чаще всего акцентирован звук, извлекаемый большим пальцем. Причина — пальцы изначально имеют разную силу, которую гитарист не умеет точно дозировать.
Представьте, сколько всего вы тренируете, работая только над тремоло и лишь одной рукой.
Заключение
Приведённые выше упражнения без гитары одновременно полезны, занимательны и просты для запоминания. То есть их можно регулярно выполнять даже не в период длительного перерыва в занятиях на гитаре.
В любой из таких моментов на выручку придут упражнения для гитары без гитары. Ведь в пальцевые игры для гитариста можно играть буквально в любую свободную минуту. Во время перерыва на работе, в транспорте, сидя в туалете или стоя под душем. И даже за рулём в глухой пробке.
5 способов заниматься на гитаре без гитары во время перерыва: 3 комментария
Я тоже пытаюсь самостоятельно учиться игры на гитаре и столкнулся сразу с рядом вопросов, поэтому готов принять советы от прошедших этот путь!
Я играю на гитаре много лет, но с большими перерывами. Поэтому о профессионализме речь не идёт. Но что ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ хотелось бы отметить! Большинство любителей перепрыгивают со стиля на стиль, пытаясь сыграть красивые выигрышные пьесы. Очень важно понимать, что разные стили предполагают кардинально отличающиеся технику игры, манеру, моторику рук и т.д. Поэтому принципиально важно решить, что вы хотите исполнять. Бум-чик, традиционный Фингер стайл, Классику, джаз, шансон, рок, просто аккомпанемент. Определившись, развивайте умение в одном направлении, на большее вас не хватит. Усилия будут распыляться.и отдача от этого станет мизерной. Я это испытал на себе. Конечно, кто играет профессионально, могут позволить себе Уход на другие территории. Но не мы. Навыки должны закрепиться в голове на мышечном уровне, на уровне подсознания. Вот к чему необходимо стремиться. А пьесы лишь станут делом техники.
Совершенно согласен. Через собственные грабли дошел до понимания нескольких базовых вещей.
Во-первых, кто бы что ни говорил, что учиться можно/надо сразу на той гитаре, на которой хочешь играть, важно сначала наработать базу, которая пригодится на любой гитаре. Такой базой является классическая гитара. Это и техника, и понимание строения мелодии, и понимание многоголосия гитары, и много чего еще. Именно это базовое погружение позволяет потом перейти на любую другую гитару, причем уже определившись с направлением и стилем (или полюбить и остаться на классике).
Во-вторых, из самоучек без преподавателя мало кто вообще понимает разницу между «хочу научиться играть на гитаре» и «хочу научиться играть на гитаре три любимых мелодии/песни». Подавляющее большинство хочет именно второго, формулируя в виде первого. Если это «пачка сигарет» (90% случаев, независимо от возраста, месяц назад с такой просьбой ко мне обращался 15-летний подросток) — то три аккорда можно разучить за пару недель. Если это три любимых соляка от мегасупрпуперрокзвезд — пара-тройка месяцев. Но это не есть «научиться играть на гитаре» со всей сложностью, полифонией, а главное — способностью самостоятельно разобрать любое произведение.
В-третьих, важно не только определиться со стилем, но и составить в соответствии с принятым решением хотя бы приблизительный план обучения игре на гитаре и учебный репертуар. А потом регулярно и усердно по ним заниматься.
Понимая все это и следуя плану, получится не распыляться, не замирать регулярно в непонимании, а что дальше, и добиться результата, который потом позволит уйти в любую другую сторону.
Добавить комментарий Отменить ответ
Гитара по-взрослому для самоучек
С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.
Источник