Если нота целая карточки

Длительности нот

Давайте рассмотрим как в музыке отобразить длину звука (сколько по времени звучит каждая нота?), это поможет Вам определить ритм мелодии, написанной на бумаге. Рассмотрим сначала относительную длину ноты (звука). Мы будем считать в слух: РАЗ И ДВА И ТРИ И ЧЕТЫРЕ И, РАЗ И ДВА И ТРИ И ЧЕТЫРЕ И.

Длительность ноты будем выражать с помощью этого счёта (буква «И» нам тоже очень нужна во время счёта).

Итак, исходя из простой математики:

  1. Целая нота – это длительность, когда мы успеваем посчитать: Раз и Два и Три и Четыре и (звук ноты длится столько, сколько вы проговариваете то, что написано жирным шрифтом, причём каждое слово проговариваете без пауз с одинаковой скоростью — монотонно)
  2. Половинная (длительность ноты в два раза короче) – Раз и Два и
  3. Четверть или четвертная нота (ещё короче в 2 раза) – Раз и
  4. Восьмая (ещё короче в 2 раза) – Раз (или И в зависимости от того на чём мы закончили счёт до этого)
  5. Шестнадцатая (ещё короче в 2 раза) – на счёт «Раз» их две штуке успевает пройти (или на счёт «И» тоже две нотки успевают)
  6. Целая с точкой , четверть с точкой и другие ноты с точкой – увеличение длительности ровно в полтора раза (для четверти с точкой «Раз и Два»)

Теперь об абсолютной скорости

Читайте также:  Toss the coin to the witcher ноты для фортепиано

Ведь можно считать Раз и Два и Три и Четыре И быстро, а можно ооооочччееееенннннььь ммммеееедддддлллллееееенннноооо. Для этого есть метроном — с помощью него задаётся сколько четвертных длительностей умещается в минуту и эта скорость в музыке обозначается специальными словами на итальянском (пример adagio – довольно медленно, не будем сейчас точно приводить в каких пределах ставится абсолютная скорость для adagio на метрономе). Вместо adagio могут в нотах написать по-русски Довольно медленно

Метроном издаёт равномерный стук заданной частоты и используется, что бы Вы держали ровный ритм – не ускорялись и не замедлялись. Он отмеряет звуки соответствующие четвертям и скорость 100 ударов в минуту соответствует 100 четвертям в минуту. Электронный метроном можно найти в интернете (просто введите в яндексе)

Что такое «Раз», что такое «и»?

Это всего лишь Ваш равномерный счёт («Раз» и «и» по длительности абсолютно одинаковы и соответствуют длительности восьмая).

Если вы видите две разных по высоте ноты (в нотной тетради) и дугу, соединяющую их – значит вы плавно с одной переходите на другую. Если же это две абсолютно одинаковые ноты (разной или одинаковой длительности) и между ними дуга – то просто сложите их длительность и сыграйте эту длинную ноту.

Музыка делится на отрезки – такты. В каждом такте суммарная длительность всех нот может составлять, например, 4/4 (четыре четверти) – а именно «раз и два и три и четыре и», или 3/4 — а именно «раз и два и три и» (кстати, это размерность для вальса), 2/4 – «раз и два и» и другие.

Паузы – это заполнение тишины между звуками, аналогично нотам есть целые, половинные паузы и так далее.

Давайте рассмотрим пример. Пусть, первая нота у нас восьмая (считаем РАЗ), вторая нота четвертная (мы не останавливаем счёт, поэтому считаем И ДВА), затем снова восьмая (считаем дальше И), затем четвертная пауза (считаем ТРИ И), далее восьмая нота (ЧЕТЫРЕ), далее восьмая пауза (И). Мы полностью заполнили один такт размера 4/4. Далее следует такой же такт 4/4, который мы так же заполняем различными нотами и паузами, но общая сумма будет такой же — четыре четвертных ноты. В некоторых песнях используются такты 3/4, их мы заполняем Раз И Два И Три И. Затем новый так, такого же размера.

Самый первый счёт каждого такта «Раз» более сильный и акцентированный, потому что он первый! Он самый устойчивый (если по-простому, он громче и увереннее звучит). Счета «Два», «Три», «Четыре» менее устойчивы. Между ними есть «и» — это совсем неустойчивые счета, они играются тише и скромнее. Например, рассмотрим стихотворение:

Буря Мглою Небо Кроет. Жирным шрифтом я выделил ударные (устойчивые звуки – аналогично «Раз», «Два», «Три» и так далее. Это простая аналогия для вашего понимания сильных и слабых долей такта.

Переставляем руку на новый аккорд мы НЕ между тактами, потому что между тактами нету даже миллисекунды перерыва – они следуют один за другим, мы переставляем аккорд на последнем неустойчивом счету «и» каждого такта (например Раз и Два и Три И – на этот счёт «и» мы должны успеть отпустить один аккорд и переставить на другой в момент Раз следующего такта)

Далее идет привести пример как выглядит музыка, записанная длительностями.Некоторые флажки направлены вниз, другие вверх – это для красоты, чтобы флажки за пределы нотного стана не выпирали сильно. ВНИМАНИЕ – вы видите 5 полосок и ноты на них, это не струны, это нотная запись музыки – считайте это шифром который надо раскодировать, часто можно встретить музыку в виде табулатур (их еще называют табами) — там 6 линеек, каждая соответствует своей струне. Это похоже на координатную сетку.

Мы видим в начале размер 4/4 (этот размер может писать просто 4/4 или с помощью значка похожего на букву С – как в песне о медведях из кавказской пленницы). Темп счёта умеренно скоро (ведь мы можем очень быстро и очень медленно проговаривать «раз и два и три и четыре и» — это как раз относится к абсолютной длительности музыки – это примерно 90 ударов метронома в минуту).

Сейчас узнать скорость игры не проблема – мы же будем разучивать известные мелодии и у нас всегда есть аудио или видео для сравнения (вы можете скачать любимую песню с интернета).

Просмотрите ноты двух песен ниже. Обратите внимание, как пишутся группы одинаковых длительностей. Например, в слове «Далёка». Там две шестнадцатые (с двумя полосками наверху) объединены и выглядят не так, как в слове «голос». Мы так же видим, что две ноты могут иметь один общий флажок сверху или снизу – всё это для красоты и лучше наглядности. Ещё мы видим, что размер 4/4 может поменяться в течение песни на 2/4, а так же что песня начинается с неустойчивого звука (первый такт маленький и в нём нет начала «Раз и два и три и четыре», есть только последнее «и»). Это основы ритма, Вам не надо на данном этапе сильно углубляться в эту тему, она будет продолжена в музыкальной теории.

Используйте метроном для поддержания скорости.

Потренируйтесь с длительностями – попробуйте простучать ритм песен, написанных ниже, карандашом (уверен всё получится, вы же их слышали). Если трудно – используйте метроном, считайте самостоятельно «один два три четыре, один два три четыре»

Не все музыкальные знаки Вам известны, не волнуйтесь – ещё успеете выучить. Найдите другие ноты в интернете (знакомые песни) и попробуйте их простучать

Источник

Как объяснить ребенку длительности нот?

Ваш малыш уже выучил названия нот, знает, как они располагаются на нотном стане? Следующая задача – объяснить ребенку длительности нот. Но как это сделать? Ведь понимание музыкальных длительностей иногда вызывает затруднения даже у взрослых? Мы собрали для вас несколько проверенных способов, позволяющих преподнести детям этот урок в веселой и увлекательной форме.

Чтобы мама или нянечка могла познакомить с музыкальными длительностями ребенка, ей и самой нужно в них очень хорошо разбираться. В этом могут помочь наши предыдущие материалы:

Что такое ритм и метр в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Длительности нот: как их чувствовать и считать – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Паузы в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

До начала занятий

Отличительной особенностью любого музыкального звука является не только его высота, но и длительность. Покажите ребенку ноты любой детской песни: обратите внимание на то, как много здесь разных нот, причем каждая нота (кружочек) имеет свой особый хвостик (палочку или флажок). Этот хвостик в музыке называется «штилем», и именно он рассказывает исполнителю, как долго нужно держать тот или иной музыкальный звук.

Музыкальные часы

Прежде чем приступить к длительностям, определимся с таким понятием, как «музыкальная доля». Приведите пример с тиканьем часов: секундная стрелка отбивает равные доли с одинаковой скоростью: тик-так, тик-так.

В музыке тоже есть своя скорость (темп) и свои щелчки «секундных стрелок» (доли), только в каждой песенке доли «тикают» с разной скоростью. Если музыка быстрая, то и доли проходят стремительно, а если звучит колыбельная – доли «тикают» гораздо медленнее.

В отличие от «секунд» доли бывают сильными и слабыми. Сильные и слабые доли идут по очереди, а их чередование называется музыкальным метром. Отсюда, кстати, происходит название специального прибора – метронома, который отмеряет равные доли, отбивает их щелчками и очень напоминает старые шумные часы. Вместо метронома можно использовать простые хлопки – один хлопок будет равен одной доле.

Популярный метод «Яблоко»

Чтобы наглядно объяснить ребенку длительности нот, можно привести пример с яблоком (или пирогом). Представьте себе большое сочное яблоко. Оно такое же круглое, как целая нота, которая звучит дольше остальных длительностей. Она равна четырем долям (или четырем хлопкам). У целой нотки нет штиля, и в записи она выглядит как прозрачное от сока яблоко (кружочек, который не закрашивается).

Если поделить фрукт пополам, получится следующая длительность – половинная, или половинка. Одна целая нота, как и яблоко, состоит из двух половинок. Половинка тянется две доли (или два равных хлопка), выглядит, как целая, но при этом у нее есть штиль.

Теперь разделим яблоко на четыре равные части – получились четвертные длительности или четверти (одна четверть равна одной доле или одному хлопку). В целой ноте четыре четвертных (отсюда и их название), записываются они как половинки, только «яблоко» теперь уже нужно закрасить:

Фрукт, разрезанный на восемь долек, познакомит ребенка с восьмой или восьмушкой (на одну долю приходится две восьмых). Если восьмушка одна, то ее штиль имеет дополнительный хвостик (флажок). А несколько восьмых объединяют под одну крышу (по две или по четыре штуки).

Дополнительные рекомендации

Совет 1. Параллельно с объяснением можно рисовать разные длительности в альбоме. Хорошо, если после такой проработки ребенок запомнит все длительности и их названия.

Совет 2. Если вы занимаетесь дома, то все примеры лучше показывать с настоящим яблоком или апельсином, а не с нарисованным. Попрактиковаться в делении можно не только на яблоке, но также и на торте, пироге или круглой пицце. Это дает возможность повторить урок несколько раз (причем при повторении пусть ребенок сам все объясняет).

Совет 3. Ребенка можно попросить называть имена друзей или членов семьи, с которыми он поделится яблоком или кусочками торта. При этом разрезанные кусочки можно вновь складывать вместе в разных комбинациях, задавая следующие вопросы: «Какую нотную длительность можно получить, если сложить эти кусочки вместе» или «Сколько восьмых (или четвертных) нот помещается в одной половинной (или целой)»?

Совет 4. Для постоянных упражнений можно вырезать из картона несколько кругов. Целый круг по «принципу яблока» символизирует целую ноту. Второй круг можно согнуть пополам и на каждой половинке нарисовать половинную ноту. Третий круг делим на четыре части и, соответственно, посвящаем четвертным нотам и т.д.

Рисуют длительности на круге пускай сами дети. Выглядит это примерно так, как на рисунке, представленном ниже.

При желании вы можете скачать заготовки уже готового круга с изображениями или без них с нашего сайта, распечатать и вырезать их.

ЗАГОТОВКИ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГА – СКАЧАТЬ

Разноцветные веревочки или фантики

Уложить в голове малыша временные показатели длительностей помогут разноцветные шнурки (веревочки, нитки), а еще лучше – отрезки цветной бумаги в виде прямоугольников и квадратов разной величины. Подготовьте самый длинный шнурок желтого (или любого другого) цвета, он будет целой нотой; красный шнурок вдвое короче – половинкой. Для четверти подойдет зеленая веревочка в два раза меньше половинного шнурка. Наконец, восьмушка – совсем маленький шнурок голубого оттенка.

Объясните ребенку, каким длительностям соответствуют шнурки. Используйте простые нотные примеры: разложите их длительности веревочками в правильном порядке (вам потребуется по несколько одинаковых заготовок на одну и ту же длительность).

Например, в известной новогодней песенке «Маленькой елочке холодно зимой» встречаются четвертные, восьмые и половинные длительности. Вот как можно выложить ритм этой песни с помощью разноцветных лоскутков цветного картона:

Нотки – это воздушные шарики!

Продолжаем фантазировать! Чтобы визуализировать в детском сознании образы основных длительностей, используйте пример с воздушными шариками. Так, целая нота – это большой белый шарик, тогда как половинка будет белым шариком на веревочке. Четверть – какой-нибудь цветной воздушный шарик на веревочке, а восьмушки обычно не ходят в одиночку, поэтому их можно представить как несколько цветных шариков, связанных между собой.

После небольшой тренировки, можете проэкзаменовать юного музыканта. Для этого нам потребуются карточки с разными музыкальными длительностями. Показываем малышу карточку, а он пусть называет длительность, которую видит.

Карточки мы для таких целей уже приготовили. Можно распечатать сразу несколько комплектов карточек, если вы планируете и дальше применять их в работе (например, при ритмических диктантах). В будущем вам также могут пригодиться карточки с паузами. Приводим ссылку и на них.

КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ» — СКАЧАТЬ

КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПАУЗ» — СКАЧАТЬ

В сказочном королевстве!

Как объяснить ребенку длительности нот? Конечно же, придумать сказку! Придумайте сказку, в которой в качестве персонажей будут выступать длительности нот. Их свойства нужно как-то связать с типом движения.

Например, действующие лица могут быть такие:

  • Король – это целая нота. Почему? Да потому что поступь короля, его шаги – очень величественные, важные. Он останавливается на каждом шагу, чтобы поприветствовать своих подданных или чтобы окинуть толпу грозным взглядом.
  • Королева – половинная нота. Королева тоже задерживается. Ее задерживают многочисленные поклоны, которые со всех сторон шлют ей придворные дамы. Королева же не может пройти мимо, вежливо не улыбнувшись.
  • Четверти – это бравые рыцари, верная свита короля. Их шаги – четкие, активные, они мгновенно заградят дорогу и никого не подпустят близко к королевской чете.
  • Пажи – дети-слуги в красивых камзолах и паричках, они повсюду сопровождают правителей чудной страны, несут королевскую шпагу и веер королевы. Они просто удивительно подвижны и предупредительны: готовы мгновенно выполнить любой каприз королевы.

Распознаем доли и длительности

Вместе с ребенком четко и ясно проговорите вслух считалку про Андрея-воробья, хлопая в ладоши на каждый слог.

Заметили, что некоторые хлопки получились короче других? А теперь пропойте ту же считалку на одной ноте, сочетая пение с хлопками. Получилась короткая песенка, где у каждого музыкального звука определенная длительность.

Теперь сделаем нечто похожее, только хлопками отметим лишь равные доли.

Получилось, что долей в песне восемь, тогда как длительностей одиннадцать. А все потому, что одна доля содержит две восьмых. Так выглядит песня в нотной записи:

Шаги и длительности нот

Самый популярный и одновременно очень веселый способ объяснить детям длительности нот – связать каждую с определенным типом ходьбы. Помните игру «Царь-царь, который час?». Вот и с ребенком можно сначала поиграть в игру, а затем поработать над отдельными шагами. В музыкальной практике к этому методу еще прибавляют специальные слоги.

Итак, четверти равны обычному шагу, и на каждую нужно произносить слог «та». Восьмушки в два раза короче, а значит, они совпадают с бегом, их слог – «ти». Во время половинки можно немного передохнуть и остановиться, ее слог похож на четвертной, только тянется в два раза дольше – «та-а». Наконец, целая нота – это полноценный отдых, на нее нужно остановиться и поставить руки на пояс (визуализируя круг), ее слог «ту-у-у-у».

Используя считалку «Андрей-воробей» пройдитесь с ребенком по комнате в нужном ритме:

Ан-дрей (два шага) – во-ро- (два беговых шажка) – бей (шаг) – не го- (два беговых шажка) – няй (шаг) – го-лу (два беговых шажка) – бей (шаг).

При этом обязательно произносите текст вслух, чтобы движения и речь четко совпадали. Движения нужно довести до автоматизма, Затем замените слова правильными слогами. После можно перейти к разучиванию другой простой песни (считалки).

Мы подсказали вам несколько простых и доступных методов освоения ритмики с детьми. Расскажите о своих результатах в комментариях к данному материалу. Может быть, вы придумали еще более интересные игры-уроки по длительностям?

Источник

Оцените статью