Если пианино попало под дождь

Грамотный уход за пианино – секрет долголетия вашего инструмента

У любой вещи, как известно, есть свой срок и рано или поздно даже каменные замки превращаются от старости в руины. Но, так или иначе, это не означает, что ничего нельзя сделать с тем, что пианино придет в негодность. А если учитывать, что пианино является музыкальным инструментом, в основе звучания которого натянутые струны, то не забывайте о том, что оно имеет свойство расстраиваться.

Существуют относительно несложные в исполнении правила, благодаря которым вы обеспечите ему максимально долгую жизнь… И не забывайте о том, что самыми лучшими и дорогими инструментами считаются созданные еще в XIX веке инструменты, а дерево, кстати говоря, со временем только улучшает своё качество. Конечно, если обеспечивать пианино должный уход.

Тепло

Не ставьте пианино вблизи батарей или иных отопительных приборов, оно должно находиться вдали от них как минимум на 2 метра – деревянный корпус будет испытывать дополнительную нагрузку, а излишняя его пересушка повлечет за собой порчу инструмента. По той же причине постарайтесь поставить его так, чтобы на него на падали прямые солнечные лучи. Идеальной для пианино будет средняя комнатная температура от 15°C до 25°C при относительной влажности 40 %.

Кстати вызывать настройщика (если он, конечно, требуется) лучше после начала или окончания отопительного сезона. И если вы привозите пианино среди зимы, то перед настройкой дайте ему «оттаять» в течение суток, не открывайте верхнюю и клавиатурную крышки, после мороза при комнатной температуре в процессе оттаивания отдельные детали могут покрыться влагой – дайте ей испариться самой, а вот уже после просушки протрите инструмент сухой тряпкой.

Читайте также:  Не могу продать пианино

Движение

Старайтесь не передвигать пианино после его окончательной установки – это может негативно повлиять как на его внешнее состояние, так и на строй. Берегите инструмент от ударов – если у вас не получилось сыграть этюд, то лучше выместите злость на каком-нибудь ином, более простом и крепком предмете – от ударов пианино расстроится куда быстрее, чем от частой игры на нём.

И вообще, старайтесь себя контролировать – если вы будете бездумно бить с явно излишней силой по клавишам, то визита настройщика вам не избежать (хотя тем, кто практикует подобное, настройщик вряд ли вообще нужен). Систематическое переусердствование может вообще привести к тому, что струны могут порваться, а если очень не повезет, то и поломки молоточка не избежать, и никакой уход за пианино тут больше не поможет.

Вредители

Может показаться забавным, но смешного в этом, на самом деле, очень мало – пианино придется защищать также и от наших извечных неблагодарных соседей – моли. Спросите, каким образом может моль помешать деревянному инструменту, они же не промышляют поеданием древесины? Отвечаю: под клавишами есть специальная прокладка и демпферы – вот они-то и будут подвергаться атакам насекомых. Да и сам корпус является замечательным для них жилищем, так что, если не хотите в будущем (если уж вам не жалко пианино) еще и потерять вашу любимую шубу, то подвешивайте внутри на болтах, с помощью которых идет крепеж механики, мешочки с нафталином или лавандой (в ход пойдут любые народные средства против паразитов). Как альтернатива – просто рассыпьте средство защиты от паразитов на дно пианино. Если у вас возникли затруднения с выбором средства, то лучше просто используйте обычное и дешевое средство «Антимоль», а фантазию проявляйте в музицировании.

Читайте также:  Макаревич 1985 под гитару

Чистота

Самое элементарное, но порой почему-то самое трудное в исполнении: протирайте пианино хотя бы иногда от пыли; никогда не ставьте на него вазы, горшки с цветами или бронзовые подсвечники, и вообще не стоит брать себе в привычку класть на него тяжелые предметы – с таким же успехом вам было бы проще приобрести комод. Уважайте предмет, который создан для того, чтобы творить! Лучше всего протирать пианино сухой фланелевой тряпкой

Для протирания пыли лучше всего подойдет обычная фланелевая и, что очень важно, сухая тряпка. Не применяйте на пианино никаких полиролей – любое изменение свойств поверхности инструмента влияет на его звучание, плюс ко всему полироли будут притягивать еще больше грязи.

Влажность

Один из самых спорных моментов. Зачастую в корпус пианино ставят банку с водой, которая по идее должна поддерживать необходимый уровень влажности пианино. Мнения разделяются: кто-то говорит, что эта мера поможет продлить срок жизни инструмента, другие говорят, что это блажь и что она может только испортить пианино.

А истина, как говорится, в вине… Ой, прошу прощения, я хотел сказать – посередине!

Если настройщик в своё время поставил банку с водой, то он знал, что делает, сами же не проявляйте инициативы, которая, как известно, наказуема. Конечно, это полезная мера, но если вы не будете поддерживать уровень воды в банке или вообще про неё забудете, то получите эффект прямо противоположный – пианино рассохнется. Так что если вы знаете за собой такой грех как забывчивость, то лучше сразу откажитесь от подобного метода поддержания влажности.

Теперь вы знаете, какой именно требуется уход пианино, чтобы оно досталось по наследству и вашим правнукам. А если вас все вышеперечисленное не вдохновило, то хочу рассказать о том, что в совсем запущенных инструментах настройщики нередко обнаруживают мышиные норы, где будут жить и появляться на свет новые маленькие мышки. Думаю, это будет пострашнее, чем моль… Напоминаю, что мыши являются разносчиками инфекционных заболеваний и природными носителями паразитов.

Я вас только предупредил, искренне надеюсь, что до этого у вас никогда не дойдет. Но на всякий случай, если вы покупаете пианино, бывшее в употреблении, то советую пригласить мастера как можно скорее после приобретения: все-таки вы можете ручаться за себя, но не за бывших владельцев.

Удачи вам, да не прольется вода из банки и не заведутся моль с мышами в вашем пианино!

Источник

Чистка пианино или скрытая грязь

Чистка пианино или скрытая грязь

Есть одна очень важная вещь, которую упускают люди при покупке подержанного пианино с рук — скрытая грязь. Самое интересное, что если люди покупают пианино вместе с настройщиком, даже он, порой, не всегда может заметить эту скрытую угрозу для пианино и ваших вещей в доме. Речь идет о моли, ее личинках и отходах. Мы расскажем, как тщательно проверить инструмент перед покупкой и что мы упускаем при проверке пианино.

Каждый день мы перевозим пианино и в основном это заказы от людей, которые покупают или берут в дар подержанные инструменты. Однажды нам поступил заказ на перевозку немецкого пианино Zimmermann, по словам заказчика, в очень хорошем состоянии. Мы поехали выполнять заказ. Квартира хозяев пианино была хорошей, ухоженной, чистой. Также в квартире были маленькие дети, что говорит нам о том, что за чистотой следят вдвойне. В комнате у стены стоял красивый Циммерманн, благородный, с гнутыми ножками. По словам хозяйки, пианино досталось ей от бабушки. Следует сказать, что она не заглядывала в пианино очень подробно, следовательно она понятия не имела, что там творится, и если бы она знала, вряд ли она забрала бы его у бабушки без принятия каких либо мер.

Мы забрали пианино, привезли к клиенту. Инструмент предназначался для ребенка. Через пару дней, когда пришло время настройки, они вызвали у нас мастера. Настройщик приехал, по привычке начал разбирать пианино, чтобы его пропылесосить, с виду внутри было слегка пыльное, механика была в нормальном состоянии. Но, когда мастер добрался до чистки пространства под клавишами он ужаснулся — практически все, что должно было находиться там было съедено молью.

Вместо сукнных друкшайб были зеленые и красные гранулы и очень много личинок моли и еще всяких букашек. Все это — результат жизнедеятельности личинок моли. За весь свой сороколетний опыт настройки, такого запущенного случая он никогда не видел. Что самое удивительное, что вся эта живность была жива. Разумеется, он сфотографировал это дело!

Источник

Нужно ли ставить банки с водой в пианино?

Некоторые мастера-настройщики фортепиано после окончания работы рекомендуют установить банки с водой в нижней части пианино для того, чтобы не рассыхался вирбильбанк инструмента и вирбиля (колки) крепко держали строй. Но я не сторонник установки банок с водой внутри инструмента и объясню почему.

Допустим, вы установили банки с водой в нижней части пианино, после чего закрываете нижнюю стенку и с этой минуты вода начинает работать. Дека впитывает дополнительную, не нужную для себя влажность, в то время когда она должна быть абсолютно сухой, потому что она резонансная — за счет которой и звучит фортепиано.

Клавиатура должна быть сухой, так как из-за повышенной влажности внутри инструмента разбухают клавиатурные капсюля, деформируется сама клавиша — в связи с чем и происходит западание клавиатуры.

Механика должна быть абсолютно сухой. От повышенной влажности в инструменте разбухают капсюля фигур, шпиллеров, шультеров, дампферов. При этом усложняется ход работы всей молоточно-механической части инструмента. Молотки начинают западать и не возвращаться в исходное положение. Появляются скрипы в механике и педальной системе. Со временем струны начинают покрываться коррозией.

Определенная влажность и микроклимат в комнате, где стоит фортепиано, естественно необходимы, но только вирбильбанку (колковому щиту) который находится под большим давлением струн от 16 до 20 т.

Если пианино или рояль не держат строй, то в этом случае надо приглашать квалифицированного специалиста для замены частично или затца (комплекта) вирбилей (колков) на утолщенный диаметр.

Для того, чтобы не доводить ваше пианино до большого ремонта, необходимо поддерживать оптимальный микроклимат в комнате, где находится данное фортепиано:

  • влажность воздуха должна быть 50-60%;
  • температура воздуха 18-25 градусов С;
  • нельзя устанавливать инструмент на теплых, отапливаемых полах;
  • нельзя устанавливать вблизи отопительных приборов;
  • нельзя устанавливать у окон, где происходит прямое попадание солнечных лучей на пианино или рояль (от постоянного прямого солнечного света выгорает глянцевая полировка);
  • нельзя устанавливать пианино или рояль у влажной стены (часто это происходит в квартирах первого этажа).

Рекомендую в комнате, где находится фортепиано, поставить аквариум или какие-то комнатные растения, которые периодически вы будете поливать. Можно так же приобрести недорогие напольные вазы и установить в углах комнаты, наполнив их водой.

Сегодня очень часто используется переносная сушилка для белья. И эту сушилку размещают в одной из комнат или в ванной. Как показывает практика, если такую сушилку установить в комнате где стоит инструмент в период отопительного сезона (и не обязательно рядом с фортепиано, а в любом углу комнаты), то с появлением повышенной влажности в комнате строй у инструмента закрепляется.

Также в настоящее время в большом ассортименте продаются увлажнители воздуха, которые периодически необходимо включать для поддержания микроклимата в помещении.

Только в таких условиях можно сохранить ваш инструмент в хорошем состоянии на долгие годы.

Читайте также:

Позвольте тогда и мне сказать несколько слов о влажности и температуре. Занимаюсь любимым нашим делом около 40 лет.

Влажность 42 процента — это та точка, при которой древесина не отдаёт и не принимает внутрь себя никакую влагу. Собственно система «Климат-контроль» и направлена на сохранение влаги в древесине. Буду говорить о московском регионе, где уровень влажности летом составляет 70-80 %, а при включении батарей отопления резко изменяется на 30%.

Рассмотрим, что происходило: при влажности в 60-80% древесина впитывала влагу из воздуха (всё сверх 42%), увеличивалась в объеме, строй ползёт вверх (коллега прав, часть моих инструментов поднялась до 447 Гц на теневой стороне и 443-444 на солнечной), а при включении батарей строй резко падает к Новому Году приходит почти на место.

Поскольку инструмент состоит на 70% из дерева, то понятно, влажность влияет не столько на вирбельбанк, сколько на Деку. И строй меняется не из-за изменения влажности в вирбельбанке, а из-за изменения в древесине деки. На YouTube есть интересный ролик, где автор наливает воды на фрагмент деки и буквально через 15 минут происходят изменения куполообразности деки и изменяется строй.

Материал Вирбельбанков современных Пианино представляет из себя несколько другое, что мы привыкли считать из нашей литературы, что это 5-6 слоёв дощечек, склепных с поперечным расположением волокон. Это «Steinway» так делает, 6 слоёв, наши раньше делали на отечественных инструментах 60-х «Заря», «Ростов Дон», «Ленинград», мы помним эти Пианино с отличным певучим звуком, они просто «слизаны» с «Бехштейна».

А материал современных Пианино представляет из себя тонкие слои древесины вперемежку со слоем клея, это фанера, 5-6-сантиметровая фанера, где по общей массе половина — это КЛЕЙ!, которому все изменения влажности до лампочки: он либо держит строй, либо нет. Тогда вы меняете колки на следующий размер или проводите укрепляющие мероприятия . не буду сейчас об этом. Допустим колки очень крепко держат. Но при резком изменении влажности со строем произойдёт тоже самое, потому что «играет» подвижная дека , изменяющая натяжение струны через мостик — bridge.

Что надо сделать, чтобы не происходило столь резких перепадов уровня влажности внутри инструмента с наступлением отопительного сезона? Подумайте! Разумеется, если инструмент стоит более миллиона вы сразу поставите за 45000 систему «климат-контроля». Если на обычном инструменте дома или в школе? . рассмотрим ситуацию с бытовым увлажнителем воздуха: его то включают, то выключают, в воздухе то более 42-х %, то опять менее, влага то заходит в волокна древесины, то выходит из .

Хочу сказать, что в классах, где педагоги пользуются увлажнителями НАИМЕНЕЕ стабильный строй, работы для настройщика в два раза больше, включая дополнительную регулировку (включая шпиллерлюфт и ауслезер). Не выход. так где же он, выход? Да, цветы в комнате, да, емкости с водой по углам классов (это уже баня какая-то . ), хотя понимаю, мысль правильная — создать любым способом стабилизацию влажности. Так чем же хуже старая банка с водой, стоящая в правом углу Пианино? Ржавчины от неё нет и не может быть на струнах, то, что влажность сосредотачивается в основном в дисканте, да, я б ещё и маленький вентилятор поставил бы для лучшей циркуляции.

Подведём итоги: считаю, что при уровне влажности выше 30 % вообще не надо ничего ставить, ничего увлажнять, надо проветривать помещение (разумеется инструмент находится ни на сквозняке, ни на солнце, ни возле батарей), если влажность падает ниже 30% (что бывает в жарких квартирах или классах) как самое меньшее зло рекомендую ставить банку с водой внутрь инструмента. Самое главное — не забыть доливать воду, а после отключения батарей отопления — убрать банку, если не убирать, то будут неприятности.

Удачи, коллеги, знаю, что многие со мною не согласятся, но мой личный многолетний опыт «общения» с банкой воды не дал мне никаких отрицательных результатов. Чем лучше высушена древесина, чем лучше соблюдены все условия производства инструмента, тем менее подвержена она изменениям в размерах, это касается внутренних деталей капсюлей и т. д, а Её Величество Дека — это большой деревянный щит, имеющий купол, который всегда будет реагировать на изменение влажности. (. а в Нью-Йорке сезонные перепады влажности составляют 90 % летом, и 10% зимой, представляете каково им. Бедняги! У нас вообще курорт!)😎

Вы абсолютно правы — на сам инструмент категорически не следует ставить горшки (вазы) с цветами.

Для создания нужного микроклимата в помещении цветы можно поставить на подоконнике, отдельном столике и т.д.

Сверху на пианино можно ставить цветы? Я советую этого не делать, а мне говорят: «Это чтоб инструмент не рассыхался».

Дмитрий, я прочитал Ваш комментарий и хочу сказать, что Вы очень грамотно и квалифицированно понимаете всю глобальную проблему, сложившуюся в Вашем музыкальном учреждении.

Но у меня возникает вопрос — где Ваш директор? Ведь проблема, затронутая Вами, касается непосредственно руководителя Вашей организации. Это он обязан позаботиться о нормализации правильного теплоснабжения в кабинетах и классах где находятся музыкальные инструменты. И только он на вышестоящем уровне должен решать вопрос о финансировании ремонта и демонтажа лишних труб и радиаторов.

Практически Вы со своей стороны все делаете правильно, и естественно все зависит от обстоятельств. Конечно Ваш труд может квалифицированно оценить и понять такой же мастер как и Вы.

Успехов Вам в работе.

Всё зависит от обстоятельств. У нас школа рядом с котельной. Температура батарей максимальная, батареи сделаны на совесть, кроме батарей по полу проложены трубы большого диаметра, которые греют, как добрая батарея. Жара в кабинетах и они открывают окна в морозы, результат расстроенный инструмент. Летом же наоборот, в классах холод и сырость. Инструменты забухают так, что становятся выше на 4-7 герц. И что делать прикажете? Если спустить строй до 440, потом при включении отопления, примерно после нового года, придётся поднимать ровно на столько же. Работа дураков любит. В одном небольшом классе стоит огромная батарея (больше 10 секций), внизу трубы и вверху трубы. Когда поменяли окно на пластик — стала сауна. Хоть раздевайся. Такая сауна, что шпон на фортепиано стал отслаиваться и загибаться, а басовый штег растрескиваться. Ни о каком держании строя при таких условиях говорить невозможно. Прошу, чтобы везде ставили краны, для отключения батарей. Сам всё отключаю, но был аут — пришла комиссия и для них все вентиля открыли до упора. Мне не сказали, конечно. Недели не прошло, как инструменты расползлись и пришлось с десяток инструментов настраивать по новой. Если бы школа платила за каждую настройку по рыночной цене, может быть они не так глупо бы обходились с инструментами. Я ставлю везде воду в день пуска отопления и всё сливаю в день отключения отопления. Летом и так холодно и очень сыро, лишняя вода испортит инструменты, они и без воды летом забухают выше 440, как я писал выше. От сухости ещё есть выход, а от влажности нет выхода. Ставлю 5-литровую в угол и 2-3-полторалитровые бутылки, обрезанные.Только при большой поверхности испарения инструменты стабильно держат строй. Проверяю и подливаю регулярно, в некоторых классах за месяц испаряется половина воды. Никакой сырости внутри нет и ржавчины, ничего не забухает. Ржавчина может появится, если инструмент затащить с мороза в помещение или выхолаживать инструмент в мороз, то есть ржавчина появится при образовании на металле конденсата. При испарении воды конденсата нет, просто внутри создаётся свой микроклимат. Без этой воды я бы настраивал в каждом классе каждую неделю и некоторые инструменты не держали. Я не вылезал бы из школы, настраивая и подбивая или закрепляя вирбеля, а так хватает настройки на несколько месяцев. Один раз не успел вовремя поменять, всё высохло и инструмент ухнул вниз, и стало двоить. Всё зависит от обстоятельств, там где не нужно воды, её лучше не ставить. Вовремя воду поставить и убрать — это, как соломка подстеленная как нельзя кстати.

Ваша солидарность со мной в вопросе о вреде банок с водой в инструментах очень своевременна. А ведь многие данной проблемы не понимают и продолжают давать советы и рекомендации. Признателен за детализированный взгляд в вопросе микроклимата в инструментах.

Всё сказанное верно. Хочу добавить: дерево гигроскопично, а значит, очень активно впитывает влагу, но, когда заканчивается вода в поставленных ёмкостях внутри пианино, дерево избавляется от влаги в три раза быстрее, чем её набирает. Значит, происходит резкое высыхание, стало быть изменение размеров изделия. В частности вода впитывается древесиной вирбельбанка. Вирбельбанк состоит из мелких дощечек, склеенных между собой очень плотно, чтобы не дать возможности сильно изменять свои размеры. Так вот клей, под действием воды разбухает и теряет свои свойства , что пагубно сказывается на крепости вирбельбанка (разрушается по клеевым соединениям), который быстрее приходит в негодность. Вирбели (колки), забитые в отверстия вирбельбанка, бысрее упрессовывают (деформируют) сырую древесину в отверстиях, превращая их в элепсные, что приводит к ускоренному недержанию строя. Также пагубно действуют на фортепьянные изделия сквозняки и наружные стены (выходящие на улицу), если инструмент стоит рядом с такой стеной. Прямая линия «окно-дверь» — это траектория сквозняка. От всех вредных источников инструмент необходимо ставить на расстоянии не менее 1,5 м.

Источник

Оцените статью