Если у гитары посторонние звуки

Что делать, если дребезжит или звенит гитарная струна?

Звон и дребезжание гитарных струн – одна из тех проблем, с которой сталкивался каждый музыкант. И чаще всего причиной данной проблемы становятся вовсе не дефекты или проблемы с инструментом: в 9 из 10 случаев владелец инструмента просто невнимательно подходит к его отстройке и не знает основных причин возникновения призвуков. Стоит ли говорить, что избавиться от досадного дребезга и добиться чистого звучания инструмента в таком случае несложно – и вам в этом поможет наш краткий гайд об основных причинах звона и лязганья струн.

Причины появления дребезжания и звона

В большинстве случаев тусклый звук с минимальным сустейном и отчетливо слышным звоном проявляется не по всей длине струны, а только в определенных позициях. При первых симптомах появления дребезжания рекомендуем тщательно разобраться в его причинах: не стоит забывать, что некоторые из этих причин могут привести к проблемам с гитарой, если на них долго не обращать внимания. В частности это касается неправильной отстройки анкерного стержня, о которой мы поговорим ниже и которая может привести к тому, что гриф «поведет» и его профиль будет испорчен.

Чаще всего звон появляется не только в определенной позиции на грифе, но и на определенных струнах: в подавляющем большинстве случаев дребезжание затрагивает басовые струны из-за наличия на них намотки, большего веса и большей толщины таких струн.

Читайте также:  The muse new born ноты фортепиано

Основным причинами звона могут быть проблемы технического уровня и проблемы отстройки . Со вторыми все понятно: здесь свою роль могут играть и особенности настройки положения бриджа, и то, как высоко струны расположены от грифа, также большой процент случае возникновения случаев связан с неправильной отстройкой анкера грифа. Технические проблемы встречаются реже, но и создают больше проблем владельцу инструмента: из-за некачественной сборки, из-за использования дешевых материалах на отдельных гитарах могут деформироваться отдельные элементы бриджа, верхний порожек, лады и даже сама дека инструмента, что обязательно приводит к возникновению дискомфорта и лишних звуков при игре.

Дочитайте данный материал до конца – и вы научитесь понимать причины дребезжания струн и избавляться от него за считанные минуты.

Этап №1: определяем, из-за чего возник звон струн

Итак, чуть выше мы уже дали вам понять, что причин появления призвуков может быть много – особенно, если мы говорим о недорогом инструменте. Перед тем, как сделать вывод о первопричине появления звона, нужно проверить каждую струну во всех позициях. По мере исследования записываем или запоминаем, в каких позициях дребезжит каждая из струн.

Струны звенят на первом-третьем ладу (т.е. дребезжание наблюдается в основном в начальных позициях)

В данной ситуации самой вероятной причиной является неправильная отстройка анкера или проблемы с ладами. Что касается профиля грифа, то следует убедиться, что в нем есть небольшой прогиб, т.е. гриф слегка вогнут. Чаще всего дребезжание на 1-3 ладу появляется из-за того, что гитарист стремиться сделать профиль грифа идеально ровным или по ошибке добивается выгнутости грифа: в таком случае зажатая на первых ладах струна будет цепляться за 5-7 и более высокие лады.

Читайте также:  Рок звезды с гитарами

Второй вариант – износ самих ладов. Если вы часто играете в нижних позициях (ближе к верхнему порожку), то на них ладовые перегородки будут истираться значительно быстрее – соответственно и при зажатии струны ее посадка будет со временем все ниже и ниже. Если на более высоких ладах пластины изношены не так сильно, то рано или поздно струна начнет цепляться за них и мы получим надоедливый звон.

Еще одна из проблем, которая может вызвать звон в начальных позициях – изношенный и проточенный верхний порожек, из-за которого струны также получают более низкую посадку и аналогично могут цеплять более высокие лады.

    Проверьте прогиб грифа, при необходимости ослабьте анкер для получения небольшого естественного прогиба (идеальное значение —

1.5-3 мм для первой струны в районе 7 лада при зажатии струны на 1-м и 14-м ладу). Если вы никогда этого не делали, то лучше доверить данную работу гитарному мастеру;

  • Проверьте ладовые пластины в начальных позициях: если они изношены, то проконсультируйтесь с гитарным мастером и перебейте лады – данная процедура, как ни странно, не так затратна по времени и финансам, как представляют многие музыканты;
  • Проверьте, не источились ли пропилы в верхнем порожке;
  • Если инструмент новый – отнесите его обратно в магазин и проконсультируйтесь с продавцом, так как это может быть банальный производственный брак.
  • Струны звенят на высоких позициях (

    Большинство начинающих гитаристов могут не заметить данную проблему, так как учатся играть в основном на первых ладах, многие игнорируют данную ситуацию считая лишь незначительным отклонением от нормы. Конечно, небольшой звон, который не влияет на сустейн и частотные характеристики звука – это не проблема, однако дребезжание, которое доставляет дискомфорт музыканту может говорить и о серьезных проблемах с инструментом.

    Однако в данном случае с большой вероятностью причина кроется в малом зазоре между струной и 12 ладом, т.е. струны посажены слишком близко к грифу. Такая проблема касается в целом только акустических, а также электро- и бас-гитар.

    • Начинаем с проверки профиля грифа: напомним, что он должен иметь небольшой прогиб около 1.5-3 мм в самой вогнутой точке (примерно в районе 7 лада, проверяем с помощью зажатия первой струны на 1 и 14 ладу);
    • Регулируем высоту струны: на электро- и бас-гитарах с помощью настройки высоты сёдел бриджа или тремоло-системы, высоты посадки самого бриджа, на акустической гитары – с помощью регулировки анкерного стержня.

    Как настраивается анкер: берем шестигранный ключ, который обычно идет в комплекте с гитарой, ключи также можно приобрести отдельно на нашем сайте в разделе «Ключи для гитары».

    Далее освобождаем доступ к стержню, сняв крышку анкера и приступаем к настройке: ослабление анкера делает гриф более вогнутым, затягивание – более прямым.

    ВНИМАНИЕ! За один раз делайте не больше трети оборота стержня, после чего оставьте гитару «отдохнуть» на 15-20 минут. После перерыва проверьте высоту струн, прогиб грифа, обязательно убедитесь в отсутствии звона и оцените комфортность такой настройки грифа. При необходимости повторите процедуру.

    Звенят открытые, незажатые струны

    Менее распространенная, но не менее удручающая музыканта проблема – звон на открытых струнах с соответствующим ухудшением сустейна и частотных характеристик звучания инструмента. В данном случае причин может быть несколько: катастрофически неправильный прогиб грифа, который необходимо срочно исправить, сильный износ верхнего порожка, неправильный выбор «калибра струн», а также пресловутый брак, если инструмент совершенно новый.

    • Убедитесь, что гриф не имеет выпуклого профиля и анкерный стержень не затянут слишком сильно. Если проблема заключается именно в этом, то немедленно ослабьте стержень, следуя рекомендациям из предыдущего пункта нашей статьи;
    • Проверьте верхний порожек: если причина звона открытых струн состоит в том, что износились пропилы, то купите новый порожек и отдайте на установку гитарному мастеру;
    • Убедитесь в том, что вы верно выбрали толщину струн относительно строя своего инструмента и его особенностей в целом. Узнать о рекомендуемой толщине для каждого из популярных строев вы можете в нашей статье «Какие струны лучше подойдут под определенный строй?» .
    • Если инструмент новый – отнесите его обратно в магазин и проконсультируйтесь с продавцом, так как это может быть производственный брак.

    Дребезжит гитарный колок

    Данная проблема особо актуальна для бюджетных инструментов и в целом чаще всего встречается при игре на акустических инструментах. Неприятное дребезжание колка почти не слышно на записи и при подзвучке инструмента, однако оно очень сильно мешает самому музыканту и значительно снижает удовольствие от игры.

    • Делаем щипок по открытым струнам правой рукой;
    • Пока струны звучат, поочередно дотрагиваемся до каждого из колков – так мы выявим виновника дребезга;
    • Далее либо самостоятельно затяните колок, который уже не так жестко «сидит» в пазу либо доверьте данную работу мастеру. В крайнем случае проведите замену колковой механики. Очевидно, что лучшим решением будет замена не одного из колков (конечно же, если мы не говорим о замене на абсолютно идентичный колок), а покупка сразу целого набора гитарных колков.

    Дребезжит корпус гитары

    Достаточно редкая проблема, которая может закончиться тем, что инструмент полностью придет в негодность. Для начала «простучите» деку при первых подозрениях о том, что дребезжит именно она. Для этого не нужно заставлять звучать струны – просто легко постучите рукой по корпусу гитары: появление дополнительных призвуков будет означать то, что проблема заключается именно в корпусе.

    • Не тяните с походом к мастеру и не занимайтесь самостоятельной отстройкой: дребезжание деки может говорить о нарушении целостности конструкции корпуса. Если во время не подклеить топ или рейку, то инструмент может прийти в полную негодность.

    Выводы

    Итак, мы рассмотрели основные причины появления звона и надоедливого дребезжания гитарных струн. Что следует помнить гитаристам:

    • Отличайте негативный звон, «убивающий» звучание струны и сустейн от простого лязганья, которое появляется вследствие сильной атаки. Чтобы лучше понимать разницу, сравните звон своей гитары с приемом игры слэппинг, популярным среди бас-гитаристов. Заметьте, что звучание каждой ноты во время игры слэпом плотное и полное по частотным характеристикам, сустейн снижен не так сильно, как в случае со звоном о соседние ладовые пластины;
    • В большинстве случае звон появляется из-за неправильной отстройки прогиба грифа и высоты струн: начните поиск причин именно в данной области;
    • Если звон струн наблюдается на новом инструменте без видимых на то причин (отсутствуют заметные дефекты, высота струн и прогиб грифа отстроены, все элементы гитары новые и не изношены), спешите связаться с продавцом и получить консультацию именно у него.

    Источник

    Как Улучшить Технику Игры На Гитаре — Часть 2
    Избавьтесь От Нежелательных Шумов И Оплошностей При Игре На Гитаре

    Если Вам никак не удаётся повысить качество игры на гитаре, причина может быть в присутствии лишних шумов. Для некоторых гитаристов улучшение техники игры на гитаре не имеет никакого отношения к извлечению тех звуков, которые музыкант «хочет» слышать. Шумы, которые иногда слышны при игре и создают впечатление небрежности, вызваны звучанием струн (нот), на которых мы на самом деле «не играем».

    Если Вы точно извлекаете ноты, которые хотите сыграть на гитаре, но всё ещё слышите посторонний шум струн в своей игре, то эта статья поможет Вам улучшить технику игры и избавиться от этих нежелательных звуков.

    Чтобы эффективно глушить те гитарные струны на которых Вы не играете, нужно использовать два совершенно разных приема: один применяется для устранения шума от более НИЗКИХ (по тону) струн, а другой – чтобы приглушить более высокие (по тону) струны.

    Хотя существует несколько способов глушить звук струн, некоторые способы имеют определённые преимущества перед остальными, и поэтому (по крайней мере, по моему мнению) они лучше.

    Глушение Нижних Струн

    Многие гитаристы используют ладонь правой руки, чтобы глушить нижние (по тону) струны. Хотя это, в целом, хорошая техника, она имеет пару серьёзных недостатков.

    1. Глушение ладонью приводит к лёгкой задержке в глушении той струны, которая звучала мгновение назад. Во время этой задержки как раз и слышен нежелательный звук. Это происходит по 2 основным причинам:
    1. Ладонь гораздо мягче, чем боковая сторона большого пальца, и потому для заглушения гитарной струны ладонью требуется больше времени.
    1. Довольно трудно поставить ладонь точно так, чтобы надежно и уверенно и в любой позиции глушить гитарные струны рядом с той струной, на которой в данный момент извлекается звук.
    1. Если Вы используете ладонь для глушения гитарных струн, нормальная позиция медиатора (не во время игры) находится в стороне от струн. Я называю это «естественной точкой покоя».

    Если останавливать медиатор высоко над струнами (в моменты между извлечением нот), то нагрузка на правую руку значительно увеличивается, и поэтому вероятность грязной игры и шума от струн сильно увеличивается, а скорость игры снижается.

    Отличное решение этих проблем (а также способ улучшения техники звукоизвлечения) — это использование боковины большого пальца для глушения всех нижних (по тону) гитарных струн, как показано на фото:

    Заметьте, что «естественная точка покоя» при этом находится НА струнах (как видно на фото). Это значительно снижает количество ненужных движений и позволяет играть на гитаре быстрее и с меньшими усилиями.

    Глушение Верхних Струн

    Многие гитаристы не имеют ни малейшего представления о том, как можно глушить лишний шум от верхних (тонких) струн, и часто именно это и является одной из причин их «небрежной» техники.

    Как правило, я показываю моим студентам два основных приема для глушения верхних струн, когда работаю с ними над улучшением техники игры.

    Первая техника состоит в использовании внутренней стороны (той, где находится подушечка) указательного пальца левой руки. Слегка прикоснитесь подушечкой пальца к тем верхним струнам, которые надо заглушить. Ключевое слово — «слегка». Не надо давить сильно, иначе струны начнут звучать как прижатые. Просто положите палец на струны, и они не будут звучать.

    Кроме того, верхние струны можно глушить пальцами правой руки (теми, которые не используются при игре на гитаре — средним, безымянным, мизинцем).

    Такой дополнительный приём надежно заглушит верхние струны, и шум от них перестанет портить Вашу игру на гитаре.

    Когда Вы примените эти приёмы вместе с техникой глушения нижних струн, игра сразу станет гораздо чище. Теперь всегда будут звучать только те струны, на которых Вы играете!

    Если Вы упорно работаете над совершенствованием техники игры и синхронизацией рук (как описано в статье «Как улучшить технику игры на гитаре и играть чисто — часть 1»), то Вы уже знаете что даже если звукоизвлечение и синхронизация рук отработаны хорошо, а глушение — нет, результат всё равно будет печальным. Поэтому, работая над навыками игры, держите в голове все 5 моментов, описанных в этой серии статей:

    1. Осознание конкретной проблемы
    2. Четкость звукоизвлечения — полпути к синхронной работе рук
    3. Отпускание — вторые полпути к синхронной работе рук
    4. Глушение нижних струн
    5. Глушение верхних струн

    Если Вам нужна дополнительная помощь в освоении игры на гитаре, посмотрите мои 15 бесплатных советов о игре на гитаре.

    Источник

    Оцените статью