Если устал от гитары

Как заниматься на гитаре уставшим после работы

Многие взрослые самоучки неожиданно сталкиваются с парадоксом. Гитара — это отдушина от выматывающей повседневности, но именно на неё и не остаётся сил.

Ответ на вопрос как заниматься на гитаре уставшим после работы лежит в самой природе усталости. Поставим её на службу нашему увлечению, как и должно быть.

Надо ли заниматься на гитаре когда сильно устал

Гитаристы, задающиеся этим вопросом, делятся на два противоположных лагеря. Одни считают, что занятия требуют напряжения, на которое не осталось сил. И это только навредит процессу обучения, потому что в лучшем случае вы не научитесь ничему. В худшем случае вы наработаете неправильную технику и «заиграете» кучу ошибок.

Другие уверены, что именно это состояние — самое продуктивное для занятия. Потому что мозг противостоит усталости и наиболее сконцентрирован на занятии. Однако и среди сторонников положительного ответа существует два основных полюса.

На первом собрались те, кто предпочитает играть уже разученные пьесы просто для удовольствия. Это не требует лишних усилий, но позволяет поддержать навык игры на гитаре. То есть более мягкий вариант сторонников полного отказа.

Их противники наоборот выступают исключительно за занятия техническими упражнениями, а ещё лучше просто гаммами. С их точки зрения как раз это не потребует лишних усилий. Но поможет поддержать технический навык и, что немаловажно, очистить совесть, что это было именно занятие.

Читайте также:  Как построить обращение аккордов

Попробуем посмотреть на этот вопрос под несколько иным углом.

Смена занятия — уже отдых

Безусловно, игра на гитаре после тяжёлого трудового дня поможет переключить внимание и снять эмоциональное напряжение. Но ведь между просто игрой и занятием на гитаре есть большая разница. Играть можно только то, что уже умеешь, но как быть, когда не умеешь ещё ничего?

Занятие включает изучение нового материала, отработку навыков и технических приёмов, а также доводку текущих пьес. То есть требует усилий от уставшего человека. Возможно ли в таких условиях говорить именно о плодотворном занятии, от которого будет результат? Маячит перспектива впустую потратить время, так и не научившись играть на гитаре. Да, если тупо пытаться побороть усталость, чтобы любой ценой не пропустить занятие.

Но я снова рекомендую вам чудесный рецепт, о котором повторяю из статьи в статью. А именно, музыка, которую вы исполняете, должна что-то для вас значить. То есть урок не должен состоять только из механической работы пальцев с отключённой головой. Сознание должно принимать самое активное участие в процессе занятия, тогда вы убьёте двух зайцев.

Во-первых, очередные знания и навыки игры на гитаре прочно отложатся в голове. Во-вторых, вы получите эмоциональную разрядку или наоборот заряд, кому что больше нравится. В любом случае это поможет вам переключиться на домашние дела и оставить работу на работе.

Как побороть усталость и начать заниматься

А не надо с ней бороться, если только речь не идёт о хроническом недосыпе. Борьба со сном — это бесполезное дело, потому что рано или поздно он всё равно победит. В остальных случаях нужно понимать, что дело прежде всего в сознании. Согласитесь, гитара не требует гигантских мышечных усилий, а значит вопрос не в отсутствии физических сил. Причина не в уставших руках или ногах, а в том, что ничего не хочется. Значит, мы уже говорим об эмоции, которую надо не подавить, а направить или переключить. Занятие на гитаре подходит для этого как нельзя лучше, если конечно вы задействуете сознание.

Многие самоучки ошибочно уделяют разное количество внимания упражнениям и пьесам. Бытует мнение, что гаммы и технические этюды можно гонять под телевизор. Мы уже касались темы, что это якобы просто наработка мышечного навыка. А значит, голову можно отключить и занять чем-то другим, чтобы не было скучно. Применительно к теме усталости, такой подход — это первое, от чего нужно избавиться.

Вспомните анекдот про секретаршу, которая печатает 1000 знаков в минуту, но получается фигня. Беглость пальцев на грифе гитары в отрыве от красивого звука — это ровно то же самое. Большое заблуждение полагать, что можно отдельно наработать технику, а потом красиво использовать её в пьесах. Пальцы будут играть так, как диктует моторная память, которую вы наработали, не думая о звуке.

Как это всё связано с темой усталости? В ходе своих самостоятельных занятий я обнаружил, что напрямую. Прислушайтесь к своим гаммам и техническим этюдам, обратите внимание на качество звука. Ещё лучше — запишите их на диктофон, достаточно прямо в телефоне. Посчитайте, сколько раз ноты звучали с дребезгом, а сколько раз просто глохли. Как сильно плавал темп в разных частях упражнения. Слышна ли разница между сильными и слабыми долями такта. Именно такой моторный навык вы и нарабатываете, так будут звучать все пьесы в вашем исполнении.

Дело в том, что обращая внимание на эти тонкости, вы переключаете голову на другие мысли. И эмоциональное чувство усталости, когда ничего не хочется, уходит само собой. То есть вам вообще не нужно с ним бороться. Не говоря уже о том, что такой подход к занятию продуктивен сам по себе. Даже если вы вообще не устали.

Как не отключаться во время занятий на гитаре

Принцип работы мы выяснили, однако требуется время, чтобы ввести его в стойкую привычку. Очень сложно сразу перестать мысленно уноситься вдаль и терять концентрацию там, где это всегда происходило. Приняв совет выше, скорее всего, вы начнёте пытаться следить за всем сразу. Это другая крайность, которая приведёт к переполнению мозга информацией и возврату к исходному чувству усталости. На этот случай я применяю сам и рекомендую вам принцип одна деталь за один раз.

Например, играя гамму на первом шаге, обращаете внимание только на чистоту звука и отсутствие дребезга. Разобравшись с этим, включаете метроном и уже чистым звуком учитесь играть ровно. Когда метроном перестаёт мешать вам играть, начинаете устранять хромоту доли и гвозди. Так я сам для себя обозначил неправильную расстановку акцентов между сильными и слабыми долями. В первом случае это что-то типа ДО-ре-МИ-фа там, где должно быть спокойно и ровно. Во втором сильные и слабые доли наоборот звучат одинаково остро как при забивании гвоздей.

Такой подход применяется к каждому техническому упражнению и этюду, не только к гаммам. Главное — соблюдать пошаговый принцип. Отработали одно, на чём можете полностью сконцентрироваться, приступили к наслоению следующего таким же путём.

Постепенно такая концентрация войдёт в стойкую привычку. И очень скоро, подняв глаза на часы, вы обнаружите, что полчаса как не бывало. А от чувства усталости и состояния выжатого лимона пропал и след. Вот так можно с пользой отдохнуть, занимаясь на гитаре.

Как построить занятие в зависимости от степени усталости

Надеюсь, мне удалось показать, что нет скучных и нескучных упражнений, которые распределяются по степени усталости. Есть степень вовлечённости гитариста в занятие. Однако имеется ещё один подводный камень, о котором я не устаю повторять коллегам самоучкам.

Учиться играть на гитаре необходимо по тому материалу, который вам по силам. Опираясь на адекватную программу обучения, вы можете заниматься почти в любом состоянии. Но к пьесе, не отвечающей вашему техническому уровню, вы не готовы физически. То есть придётся уже не только переключаться эмоционально, о чём мы подробно говорили выше. Нужно будет на каждом занятии бороться именно с физической усталостью.

Кроме того, занятия сведутся именно к скучному техническому гитаризму. Потому что пока вы не можете попасть в ноты, говорить о красоте звука не приходится. То есть, смотрите выше, голова будет постоянно отключаться. Не верите, что результат будет плачевным, попробуйте и убедитесь. Но мой блог именно о том, как не терять время и заниматься на гитаре продуктивно. Настоятельно рекомендую вам прислушаться к уже проверенным советам.

Конечно же, есть упражнения и пьесы, которые лучше разучивать совсем на свежую голову. Но именно лучше, а не так, что при лёгкой усталости они вообще не идут. Чтобы понять какие, достаточно записывать в дневник результаты каждого урока и свои ощущения. Много времени не займёт, и скоро у вас будет ясная картина, чем и когда заниматься. Что можно играть после работы, а что лучше перенести на выходные, когда основательно выспитесь.

Как заниматься на гитаре веселее

Взбодрить мозг окончательно, можно с помощью маленьких, но полезных хитростей, которые здорово разнообразят занятие. Придумайте себе вариации на тему уже известных упражнений. Как это сделать, покажу на примере простых гамм.

Допустим вы играете скучную гамму до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до. Ничто не мешает вам сыграть её же в том же темпе, но парными ступенями. До-до — ре-ре — ми-ми и так далее. При этом не забывайте, что звук должен быть ровным, а не хромым как ДО-до — РЕ-ре — МИ-ми. Потом попробуйте играть крещендо (увеличивать громкость) к верхней ноте и диминуэндо (снижать громкость) обратно.

Ещё вариант — гамма триолями до-до-до — ре-ре-ре — ми-ми-ми с тем же пристальным вниманием к качеству звука. Или менять длительность ступеней, тоника вверху и внизу — четвертью, а остальные — восьмыми. Эти же вариации можно растянуть на две октавы или сыграть с разными аппликатурами.

Всё это применимо не только к гаммам, но и к этюдам и пьесам. В любом произведении всегда можно попробовать различные сочетания динамики (изменения громкости) в разных его частях. Может быть вы найдёте более удачный вариант для выражения художественного образа, заложенного в данной пьесе.

Такой простор для развития музыкальной фантазии не даст заскучать даже сильно уставшему начинающему гитаристу самоучке.

Результат занятий уставшим на гитаре

Какой оттенок носит ваша усталость, когда нужно сесть заниматься на гитаре? Это чувство удовлетворения от плодотворного рабочего дня или злость и стресс от никчёмной работы? Прелесть занятий на гитаре в том, что они подойдут для всех случаев.

Гитара — это хобби, в котором всё зависит исключительно от вас. Она может быть и той вишенкой на торте удачного дня, которую выбрали лично вы. И тем единственным делом, в котором вы всё решаете только сами без указки со стороны.

Занимаясь уставшим после работы, вы в любом случае работаете на себя. И если вы делаете это правильно, а не «заигрываете» ошибки, то результат не заставит себя ждать.

Добавить комментарий Отменить ответ

Гитара по-взрослому для самоучек

С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.

Источник

Как не уставать на гитаре

Некоторые гитаристы при игре очень быстро устают. В этой статье хотелось бы обсудить и разобрать некоторые причины почему это происходит.

1. Неудобный инструмент

Первая и основная причина это конечно же неудобный инструмент. Гитара, струны которой расположены слишком далеко от грифа, вследствие чего, при игре это вызывает дополнительную нагрузку на руки. Если у вас неудобный инструмент вам нужно обязательно либо поменять его, либо отнести мастеру.

2.
Толстые струны
Как мы знаем, струны бывают разного диаметра. Они измеряются по первой струне. Я бы рекомендовал для акустики струны размером не больше 011. Вот какие струны использую я читать здесь

3. Неправильное распределение нагрузки при игре.

Очень часто гитаристы не замечают что играют напряженными руками. Любой гитарист, да и не только гитарист, но и музыкант играющий на другом музыкальном инструменте, должен в первую очередь научиться распределять нагрузку на руки, мышцы нужно напрягать только тогда, когда это нужно. Необходимо научиться расслабляться при игре, искать моменты отдыха. Это можно сравнить с плаванием. Если в воде постоянно барахтаться, прилагать максимальные усилия, то можно продержаться на плаву, но согласитесь, можно держаться на воде так же если прилагать минимальные усилия, напрягаться только тогда, когда это нужно. Умение расслабляться при игре на музыкальном инструменте – это очень важный аспект которому необходимо уделять особое внимание.

4. Игра приёмом баррэ
Четвертая причина, которую хотелось бы отметить – это постоянно игра приёмом баррэ. К сожалению, играть на гитаре не применяя прием баррэ практически невозможно, но можно сократить применение этого приема. Есть понятие “гитарные тональности, и “не гитарные тональности” Вкратце, “не гитарные тональности” – это тональности, аккорды в которых все играются приемом баррэ. В не гитарных тональностях я бы рекомендовал использовать каподастр. Каподастр позволяет любую тональность превратить в гитарную, сделать ее удобной для игры на этом инструменте.

5. Игра произведений, которые вам не нравятся.
Если вам не нравится то что вы играете, вы не испытываете энтузиазма к этому, вы будете гораздо быстрее уставать. Нужно всегда искать для разучивания те произведения, которые вам по душе. Если вы будете заниматься с желанием, с чувством удовольствия, вы перестанете чувствовать усталость, и вам гораздо легче будет даваться программа занятий.
Итак, подведем итоги. Если вы почувствовали усталость при игре или даже тем более какие-то болезненные ощущения в пальцах или руках, необходимо отложить гитару и дать себе отдохнуть. Чтобы развивать выносливость при игре на инструменте, не делайте больших перерывов в занятиях, и тогда игра на любимой гитаре будет приносить вам много радости и удовлетворения!

Источник

Какие признаки того, что вам пора бросить заниматься гитарой?

Вопрос, пожалуй, содержит некий скрытый «надрыв» несколько «заметавшегося» человека. Послушаем, что на него можно ответить.

Я думаю, что на Западе мы, как правило, ориентированы на цели . Мы рассматриваем такие вещи, как музыка и искусство как средство достижения цели, а успех измеряется тем, сколько денег вы можете на этом заработать. И поэтому, любого, кто берётся за инструмент, непременно сравнивают с профессионалами, оценивая их способности «быть лучшими», увлекать аудиторию и так далее.

Это работает не во всех культурах. Я помню, как путешествовал по Бали (до того, как он стал полностью коммерческим), и каждый день около 14:00 все магазины закрывались — у всех был перерыв.

Перерыв означал практику в искусствах. У каждого было что-то своё: музыка, живопись, танцы, резьба по дереву. Бродить по улицам в это время было удивительно — из окон доносятся звуки музыки, видны художники за мольбертами, запах ладана доносится из маленьких храмов. При этом, практически никто не занимался всем этим профессионально. Это прежде всего был «акт преданности», который представлял собой некий вклад в сообщество.

Возвращаясь к вопросу. Вы должны отказаться от игры на гитаре, когда больше не наслаждаетесь ею, и не сможете никогда наслаждаться ею в будущем (потому что все время от времени разочаровываются).

Гитаре присуща радость, которая заключается в способности создавать музыку. Радость заключается и в том, чтобы постоянно учиться и получать больше знаний.

Не стоит беспокоится о том, насколько вы хороши «объективно», нравится ли другим людям ваша игра, насколько много вы можете получить, и так далее. Ничто из этого не имеет значения. Всё, что на самом деле имеет значение — нравится ли это вам это, и считаете ли вы, что это хороший способ выразить себя. Если это так — бросать пока рано.

Rafael Lopes Brandstetter

Я догадываюсь, как вы себя чувствуете — вы попали на плато. Вы смо́трите на Слэша, Хендрикса или даже просто на Курта Кобейна, и расстраиваетесь из-за того, что «все играют намного лучше».

Видите ли, разница между вами и Джими Хендриксом в том, что он продолжал идти, когда дела шли тяжело. Если вам действительно не нравится играть, не делайте этого. Но если делаете, то, пожалуйста, не останавливайтесь и наслаждайтесь процессом. Мы можем потерять отличного гитариста, если вы перестанете играть 😄 а вы упустите увлекательное хобби для себя.

Если вы рассуждаете таким способом — вы трус с нулевым терпением.

В обучении игре на любом струнном инструменте так много вещей, что я часто задаюсь вопросом, умру ли я раньше, чем научусь всему, чему хочу научиться.

Frits van Zanten

Этот вопрос предполагает искусственную дихотомию — учиться играть или не учиться играть. Это глупо! Есть люди, которые могут сыграть четыре аккорда и зажечь вечеринку или даже аудиторию, а есть очень опытные «волшебники грифа», которые утомляют всех до смерти.

Так что нет никакого «изучения гитары». В лучшем случае это определённый стиль или уровень, к которому вы стремитесь, от которого вам, возможно, придётся отказаться.

Какова ваша цель? Для многих мальчиков это просто девочки, за которыми они ухаживают своей игрой. Тогда вам пора остановиться, если вы женились и завели детей — больше не нужно.

Таким образом, вы можете иметь очень, очень широкую категорию мотивов — включая необходимость выразить себя, дать себе голос, быть замеченным, быть услышанным, зарабатывать деньги, стать богатым, следовать по стопам вашего отца (превзойти его, или получить любовь своей матери), стать знаменитым, что угодно.

Вы отказываетесь от вещей, когда ваши цели становятся неактуальными, устаревшими или недостижимыми, когда появляются альтернативы с более низкими затратами времени и денег (или другими жертвами). Другие причины — сентиментальные или эмоциональные (веские причины, хотя иррациональные).

Пока это радует — продолжай. Независимо от того, что думают другие. Будь хозяином самому себе.

Источник

Оцените статью