Если вы соедините две ноты можете сварить суп

«Слова, слова, слова. »

Занимательность как средство формирования умений и навыков

5-6-е классы

Уроки будут более эффективными, если ученики сами попытаются сделать открытия в русском языке. При этом не стоит забывать об особенностях восприятия пяти-, шестиклассников, предпочитающих образную форму познавательной задачи, а также об их интересе к словесным играм.

Игра «Я задумал слово. »

«Представьте себе, что все слова русского языка принесли в громадную комнату, скинули в бесформенную непонятную груду и ушли. Прошло время, пришли другие люди, увидели эту большую непонятную груду и сказали: “Надо разобрать, навести порядок, но как это сделать? Почистить, отряхнуть пыль сумеет каждый, а как расставить, чтобы все слова оказались на своем месте?”.
Нужны люди умелые, знающие грамматику. И мы можем стать такими людьми. Мы с вами не такие уж беспомощные. Кое-что о частях речи мы уже знаем. »

Дети увлекаются задачей, хотят найти решение, вспоминают, что им известно. После этапа повторения учитель предлагает поиграть в игру «Я задумал слово. ». Ведущий задумывает слово, а играющие должны отгадать, слово какой части речи задумано, причем ведущий может отвечать только да и нет.

Умение правильно формулировать задачу – основа любой деятельности, необходимое условие развития логического мышления, и дети, в сущности, идут тем же путем, каким идет любой ученый-исследователь.

После того как ученики пришли к выводу о необходимости правильно задавать вопросы, учитель предлагает составить таблицу. Важно, чтобы учитель не просто предложил готовую таблицу, а организовал работу таким образом, чтобы она была для ребят максимально самостоятельной, творческой. С этой целью учитель оформляет на доске только левую часть таблицы (перечень частей речи) и заголовок правой части. Все остальное заполняется детьми в ходе диалога учителя с классом.

Читайте также:  Диаметр шестой струны двенадцатиструнной гитары

Метаграммы

Метаграмма (от греч. meta – «через», «сквозь» и gramma – «письменный знак») – это слова, отличающиеся друг от друга одной или несколькими буквами. Буква может прибавляться или убавляться в начале, середине или конце слова: он – тон – стон, заменяться другой: зайка – байка – гайка – лайка – майка – пайка – сайка – чайка – шайка. Можно одновременно прибавлять буквы и менять часть слова: рок – прок – срок – урок – курок – зарок – жирок – морок – порок – сурок – широк – огарок – окурок – окорок – подарок и т.д. Можно составить лесенку: каждое новое слово на одну букву длиннее предыдущего: о – он – сон – слон – салон – заслон.

С помощью метаграммы можно составить цепочки слов. Например: превратим кота во льва.

Ответ: кот – лот – лов – лев.

Как превратить маму в лалу? Как из мышки сделать кошку? Как найти в реке щуку? Как из ночи сделать день? Как из муки испечь торт? Как превратить сушу в море? Как мячом забить гол? Как на коня надеть узду? Как миг превратить в год?

Шарады

Шарады (от франц. charade – беседа, болтовня) – это особые загадки. Слово, которое надо отгадать, разделяется на части, каждая из которых имеет значение самостоятельного слова. Сначала определяется значение частей с помощью синонимов или описательных выражений (перифразов), а затем – значение целого.

Первый слог – лоб.
Второй – сто лет.
Целое – разумное существо.

Первые шарады появились еще в Древнем Риме. Но особенно их полюбили в XVIII веке. Часто в шарады играли в дворянских салонах. Вот шарада, сочиненная в ту пору неизвестным автором:

Едва приметный червь, но для мехов опасный,
Есть первое мое.
Знак в азбуке безгласный –
Второе. А поэт и комик-чародей
Есть целое шарады сей.

Приведу примеры шарад, которые можно предложить на уроке.

Если вы соедините две ноты, можете сварить суп.

Первое – предлог, второе – девочка, целое бывает у рыболова.

Начало в церкви раздается,
Кусает больно нас второе,
А вместе это обернется
Народной русскою игрою.

Первое используется в игре, второе – материк, целое найдешь в сказке.

Ответы: фасоль, удочка, хоровод, фантазия.

Но самое интересное – составление шарад.

Для этого заранее предлагается команде учеников найти в словаре 5 слов, которые можно разделить на части, равные самостоятельным словам. На уроке команды коллективно сочиняют шарады. Как это делается? Возможны стихотворные шарады, но не хуже и прозаические. Например, выбрано слово я-сень. Из него может получиться такая шарада: «Первое – местоимение, второе – прохлада, целое – дерево». А можно представить шараду так: «Местоимение (первое) наслаждается (вторым) прохладой под (целым) деревом».

Еще пример – слово шар-а-да: «первое – круглый предмет, второе – союз, третье – утверждение, целое – игра». А можно сказать так: «Взяв в руки круглый предмет, прибавив союз и утверждение, можно поиграть».

Слово по-беда можно загадать в такой шараде: «К предлогу прибавьте несчастье и добивайтесь целого».

Затем команды сочиняют шарады и по очереди загадывают их соперникам. На отгадывание – 30 секунд. За каждый правильный ответ – 1 очко, за ошибку или опоздание 1 очко снимается.

Еще интереснее шараду не произносить, а изобразить в виде сценки. Потребуется богатая фантазия для изображения предметов.

Приведу несколько слов, из которых легко составить шарады: балалайка, бормотать, борода, виноград, домино, иволга, колбаса, капуста, Крылов, кулак, осина, панорама, повесть, портной, посуда, разговор, семья, собака, сорока, температура, треска, урок, укол, чайка, частушка, чертеж, ябеда, якорь.

Палиндромы

Палиндромы (от греч. palin – «назад», dromeo – «бегу») – это слова, которые одинаково читаются слева направо и справа налево): боб, дед, еле, око, наган, комок, мадам.

Разновидность палиндромов – слова, которые при чтении справа налево имеют другое значение: топор – ропот, нос – сон, ворон – норов, колесо – оселок, огород – дорого и другие.

Омонимы и многозначные слова

Каждый участник должен заранее заготовить несколько таких существительных, чтобы использовать их во время игры. Один из игроков выходит из класса, остальные задумывают слово. Задача водящего – угадать это слово. Он задает вопросы по очереди каждому игроку, например: где находится этот предмет? что с ним делают? это – одушевленное существительное? – и т.д.

А игроки отвечают, имея в виду то один предмет, то другой.

К примеру, задумано слово банка, которое имеет такие значения: «цилиндрический сосуд», «медицинский прибор для лечения кашля»; «подводная отмель».

Где предмет находится? Один скажет: на столе, другой – в море, третий – в поликлинике, четвертый – в шкафу, пятый – в магазине. Что с ним делают? Наполняют, лечат, ставят, изучают, открывают, достают из нее содержимое.

Другой вариант игры: надо отгадать, какое слово задумано, если даются определения его значений. Эти определения надо давать так, чтобы требовалось подумать над ответом. Например, даются такие определения к задуманному слову глава: «Устаревшее название одной из частей человеческого тела. Бывает в коллективе. Можно увидеть в городе или в селе. Есть в романе и учебнике».

Источник

Учимся составлять словесные шарады

Шарада– один из популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами (слогами). В отличие от других видов словесных головоломок (анаграмм, метаграмм, логогрифов), в шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Например:
— Если вы соедините две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп. (Фа-соль).
— Если к третьей ноте прибавить необходимую приправу хозяйки, которая всегда на обеденном столе, то можно получить бобовое растение (Фа-соль).
— Первое — предлог, второе — девочка, целое – обязательный атрибут рыбака. (Удочка).
— Первое используется в игре, второе — материк, целое найдешь в фантастической сказке. (Фантазия).

Чаше всего шарады используются стихотворные:
Начало группой лиц поется,
Кусает больно нас второе,
А вместе это обернется
Новогоднею игрою. (Хор-овод).
Мой первый слог – бумаг большая куча,
А из второго – каша будет гуще.
А в целом – дерева стройнее
Не знает ни одна аллея. (Кипа-рис).

Первые шарады появились еще в Древнем Риме. Но особенно их полюбили знатные люди в XVIII веке. Часто в шарады играли в дворянских салонах. Вот шарада, сочиненная в ту пору неизвестным автором:
Едва приметный червь, но для мехов опасный,
— Есть первое мое.
Знак в азбуке безгласный
— Второе. А поэт и комик-чародей
Есть целое шарады сей. (Моль-ер).
В наши дни шарады стали неотъемлемой частью любых конкурсов как для ребят, так и для взрослых. Стали они популярными и в Интернет-играх.

Но самое интересное, особенно для смышленых ребят — не загадывание и отгадывание шарад, а их составление. Используя познавательные интересы младших школьников, учитель может организовать игру.

Игры с разгадыванием и составлением шарад могут быть самыми разнообразными. Например, можно заранее предложить нескольким микро-группам (командам) учеников найти в словаре 5-6 слов, которые можно разделить на части, равные самостоятельным словам. Во время игры (на любом уроке в качестве разминки-отдыха или на переменке) команды будут коллективно сочинять шарады и по очереди загадывать их соперникам. На отгадывание — 30 секунд. За каждый правильный ответ — 1 очко, за ошибку или опоздание 1 очко снимается. К примеру, выбрано слово «ясень». Из него может получиться шарада: «Первое — местоимение, второе — прохлада, целое – дерево».

Другой вариант игры – составление шарад по карточкам, на которых написаны различные слоги. В данной игре мини-группам (командам) или индивидуально шарады нужно будет складывать из уже имеющихся частей. Для этого варианта игры учителю необходимо заранее приготовить одинаковые комплекты карточек с написанными частями шарад, которые потом надо будет вручить каждому участнику или каждой команде. За одну минуту участники игры должны составить из имеющихся частей слова.

Примеры составных частей шарад (карточек):
1. Кит, след, ель, опыт, пас, пар, порт, ус, кипа, пол, рис, оса, куль, вес, тура, точка, газ, док, ель, лад, сено, мышь, вал, як, яр, марка. Ответы при этом могут получиться следующими: китель, следопыт, паспорт, парус, кипарис, культура, весточка, газель, доклад, сеновал, мышьяк, ярмарка, полоса.
2. Хор, ре, пас, форт, граф, яр, культ, трак, бой, тюль, чан, галс, тук, кол, ель, кара, тир, го, кость, марка, пара, овод, ком, пан. Возможные варианты ответов (слов): яркость, гобой, колчан, трактир, каракуль, параграф, тюльпан, хоровод, компас, фортель, ремарка, галстук.
3. Ар, ат, кар, лот, ом, па, пи, сон, тик, тис, тол, тон. Возможные варианты ответов (слов): арат, омар, папа, питон, пилот, аттик, толпа, карат, сонар, картон, аромат, патиссон.

Еще интереснее шараду не произносить, а изобразить в виде сценки.Потребуется богатая фантазия и смекалка для изображения предметов. Но сколько восторга и положительных эмоций!
Приведем несколько слов, из которых легко составить шарады:
— балалайка, бормотать, борода, виноград, домино;
— иволга, колбаса, капуста, Крылов, кулак, осина;
— панорама, повесть, портной, посуда, разговор, семья;
— собака, сорока, температура, треска, урок, укол, чайка;
— частушка, чертеж, ябеда, якорь.

А это примеры более сложных слов для составления шарад:
— бараночник (баран-очник), воздуховод (воз-дух-овод);
— голодранец (голод-ранец), долгострой (долг-ост-рой);
— компаратор (ком-пара-тор), настроение (наст-роение);

Одним из популярных видов шарад является составление новых слов, в котором обязательно должно присутствовать первоначально заданное слово. Составлением подобных шарад можно заняться на любом уроке в качестве разминки-отдыха.
1. К заданному слову прибавьте любое иное слово и получите новое. Например, какие новые слова можно получить из слова «кол», приставив к нему самостоятельные слова? (Кол – лекция, кость, ода, чан. Новые слова: коллекция, колкость, колода, колчан).
2. Приставьте к заданному слову любые самостоятельные слова и получите совершенно новое, окончанием которого будет первоначально заданное слово. Например, какие новые слова можно получить из слова «ель», поставив перед ним самостоятельные слова? (Гриф, кит, пост, пуд, штаб — ель. Новые слова: грифель, китель, постель, пудель, штабель).
3. Приставляя любые слова, приставки или союзы спереди или позади слов «кот» или «пес», составьте цепочку новых слов. У кого это получится быстрее? Кто больше составит слов, в которых обязательно должны уместиться слова «кот» или «пес»? (Котел, икота, скотч, рокот, цокот, песец, песня, песок, спесь, локоть, мякоть, бойкот, клокот, пестик, супесь, герпес, котелок, котлета, котомка, коттедж, скотина, никотин, щекотка, мелкота, слякоть, стрекот, пескарь).
4. Кто больше составит слов, оканчивающихся на «мя»? (Имя, вымя, семя, темя, бремя, время, знамя, пламя, племя, стремя и т.д.).
5. Кто больше и быстрее придумает слова, которые бы служили окончанием первого слова и началом второго. Например: ме (. ) олад. Ответ: шок. Варианты слов: по (ток) арь; беге (мот) ор; пи (.лот) ок; вам (пир) амида; го (бой) кот; разго (вор) от; на (род) дина; ку (ма) ма; на (гар) аж; при (вет) ка; про (бел) ка; при (ступ) а; при (кол) ос; ком (пас) порт; им (порт) тик; у (гар) аж.
***
(Источник – Дик Н.Ф. Раз – словечко, два – словечко: занимательные игры с буквами и словами в начальной школе / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 285 с.)

Источник

Игра Стихотворные шарады

Шарада – один из популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами или слогами. В шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Например: если вы соедините две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп. (Фа-соль).

Мой первый слог – бумаг большая куча,
А из второго – каша будет гуще.
А в целом – дерева стройнее
Не знает ни одна аллея. (Кипа-рис).

Первый слог — намек слегка —
Третья часть снеговика.
Слог второй немного больше —
Так зовётся леди в Польше.
А в конце, мои друзья,
Не забудьте про меня. (Ком-пани-я).

Первый слог – простая нота,
Слог второй – уже игра
Если думать неохота,
Вещь возьми у столяра. (До-лото).

Первый слог известен Архимеду,
Два вторых совместно значат «век».
В целом – огнестрельное оружье,
Лучше б не владел им человек. (Пи-сто-лет).

Слог первый любит самолет,
Он самый опытный пилот.
Второй, любуясь на себя,
Бывает стулом для царя.
Слог третий – это сопротивленье,
Вернее, единица измеренья. (Ас-трон-ом).

Слово первое поет,
Открывая группой рот.
А второе зажужжит
И на скот скорей спешит.
Если вместе их сведешь,
Вокруг елки запоешь. (Хор – овод).

Слог первый – термин при игре.
Второй – в атаку позовет.
А вместе – домик во дворе,
И Шарик в нем давно живет. (Кон – ура).

Слог первый в чайнике шипит,
И засвистит, как закипит.
Второй — под носом казака,
Гордится им казак не зря.
Белеет в море вдалеке
Все слово в старом челноке. (Пар – ус).

Первый слог с горы свалился,
Он из снега получился.
А второй – спешит играть,
Просит мячик передать.
Вместе – в рюкзаке живет
И на север поведет. (Ком – пас).
Первый слог – есть мера веса,
А второй – в сосновом лесе.
Вместе – добрый Артемон,
Кучерявый вечно он. (Пуд – ель).

Первый слог плывет с фонтаном
По бескрайним океанам,
А второй под Новый год
Папа в дом мне принесёт.
Слога два соедини
И мундир ты получи. (Кит – ель).
В первой части — на земле наследил медведь везде.
Во второй – прейдет с годами, понимаем это сами.
Если вместе обе части – по густой пройдете чаще.
(След – опыт).

Источник

Оцените статью