- Прелюдия 3 G-dur
- О произведении
- Другие ноты автора
- Пожалуйста, авторизуйтесь
- Ссылка скопирована в буфер обмена
- Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
- Прелюдия 22 g-moll
- О произведении
- Другие ноты автора
- Пожалуйста, авторизуйтесь
- Ссылка скопирована в буфер обмена
- Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
- Электрогитара >Романтизм на электрогитаре: А не сыграть ли нам Шопена?
- На что следует обратить особое внимание при разучивании и исполнении этого этюда Шопена?
- Ф. Шопен, этюд Op.25 no.2 фа минор
- (55) Фантазия-экспромт, Шопен, соч. 66, Полиритмия
Прелюдия 3 G-dur
О произведении
Другие ноты автора
Прелюдия 14 es-moll Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова
Этюд 21 Ор. 25 № 9 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова
Прелюдия 2 a-moll Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова
Ноктюрн 16 Op. 55 Nr. 2 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова
Этюд 4 Op. 10 № 4 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова
Этюд 10 Op. 10 № 10 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова
Вальс ми мажор Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова
Этюд 11 Op. 10 № 11 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова
Этюд 12 Op. 10 № 12 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова
Этюд 5 Op. 10 № 5 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова
Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн или скачать бесплатно ноты «Прелюдия 3 G-dur», автора Шопен Фредерик. .
Выражаем благодарность библиотеке «Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова» за предоставленный материал.
Пожалуйста, авторизуйтесь
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Источник
Прелюдия 22 g-moll
О произведении
Другие ноты автора
Прелюдия 3 G-dur Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова
Этюд 21 Ор. 25 № 9 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова
Прелюдия 2 a-moll Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова
Ноктюрн 16 Op. 55 Nr. 2 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова
Этюд 4 Op. 10 № 4 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова
Этюд 7 Op. 10 № 7 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова
Вальс ми мажор Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова
Этюд 11 Op. 10 № 11 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова
Этюд 12 Op. 10 № 12 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова
Этюд 5 Op. 10 № 5 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова
Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн или скачать бесплатно ноты «Прелюдия 22 g-moll», автора Шопен Фредерик. .
Выражаем благодарность библиотеке «Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова» за предоставленный материал.
Пожалуйста, авторизуйтесь
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Источник
Электрогитара >Романтизм на электрогитаре: А не сыграть ли нам Шопена?
Представляю вашему вниманию отрывок замечательного произведения Шопена — Концерта для фортепиано в А миноре, Опус №2. На рисунке ниже — его переложение для гитары, и, как вы можете убедиться сами, этот этюд не для слабонервных.
Но если вы старательно тренируете упражнения на хроматические гаммы, о которых мы говорили на прошлых уроках, вы справитесь с ним!
Это отличная возможность попрактиковаться в применении хроматических пассажей с мелодической точки зрения, на примере реального музыкального произведения. Над строками табулатуры я подписал соответствующие аккорды, чтобы вы могли отследить гармонический контекст мелодии. Это, по сути, фоновая гармония, обычно исполняемая на фортепиано левой рукой.
Изучение классической музыки, особенно периода эпохи Романтизма (а наш сегодняшний этюд относится именно к нему), поможет вам разобраться с тем, как можно весьма эффектно «приправлять» свои произведения или импровизации хроматическими пассажами. Да так, чтобы они всегда были «в нужном месте и в нужное время».
Возможно, вы сейчас задаетесь вопросом: «Как же, черт побери, эти хроматические гаммы помогут мне, ведь я играю рок?!» Просто послушайте творчество группы Dream Theater, и вы найдете ответ.
Например, расширенный хроматический пассаж в композиции «Caught in a Web». На основе хроматической гаммы можно создать целую кучу отличных риффов, но что еще более важно, она позволит вам плавно приближаться к тональному центру и отдаляться от него.
Посвятите этому этюду некоторое время, и вы обязательно откроете для себя пару новых, интересных идей для ваших собственных соло. Вы увидите, что необязательно ограничивать себя рамками какой-то конкретной гаммы или аппликатуры. Вы сможете с легкостью переходить на ноты, находящиеся вне тонального центра.
А если научиться пользоваться хроматическими пассажами с умом, например, используя их для связи аккордовых тонов, приходящихся на сильные доли, ваша музыка зазвучит очень оригинально, не теряя при этом вполне логичной гармонической структуры. Конечно, всегда можно просто играть хроматические гаммы «от балды», но это уже совсем другой, более атональный подход.
На что следует обратить особое внимание при разучивании и исполнении этого этюда Шопена?
Вам придется довольно часто менять позицию. По сути, аппликатура левой руки должна по максимуму упрощать гитаристу задачу смены позиции. Поэтому аппликатуры для повторяющихся фраз отличаются друг от друга, хотя мелодия остается той же (например, в тактах 1-2 и 5-6). В таких случаях при повторе фразы ориентируйтесь на табулатуру во второй строке. Тщательно соблюдайте аппликатуру левой руки (под каждой строкой табулатуры) — я играю это произведение именно так.
Гармония, которую я привел над табулатурой, относится только к мелодической линии, но изначально это произведение было написано для фортепиано, поэтому предполагалось, что левая рука будет играть аккорды, а правая — мелодию. Если вы хотите насладиться всеми красками и глубиной мелодического и гармонического стиля Шопена, сыграйте аккорды боем и запишите себя (или пусть их сыграет ваш друг). Потом на фоне этих аккордов исполните мелодию.
Шопен был истинным мастером мелодии, гармонии и голосоведения — плавных переходов от аккорда к аккорду. В данном случае мелодия большей частью построена на хроматической гамме. Тем не менее, обратите внимание на то, как при помощи первой шестнадцатой ноты, приходящейся на каждую сильную долю, подчеркивается аккордовый тон.
Взгляните на первый такт. Здесь мы видим восходящую хроматическую гамму, начинающуюся с ноты А. Но обратите внимание на то, что при смене аккорда Am на Dm мы играем ноту F, то есть терцию аккорда Dm. На фоне аккорда E7 в третьем такте Шопен подчеркивает его терцию (G#). Вы и сами сможете найти немало подобных примеров. Это выделение пониженной квинты аккорда F7b5 (ноты B), пониженной септимы аккорда B7 (ноты A) и многое другое. Именно это я и имел в виду, когда говорил о логике построения хроматических пассажей. Над этим стоит поработать! До скорого!
Чтобы научиться играть на гитаре, достаточно изучать один урок с Гитаршколы каждый день. Для этого подпишитесь на ежедневную рассылку от Гитаршколы, и получайте свежие уроки.
Источник
Ф. Шопен, этюд Op.25 no.2 фа минор
Ф. Шопен, этюд Op.25 no.2 фа минор
Исполняет — Edward Neeman.
Сочинение этюдов ор. 25, видимо, продолжалось с 1832 по 1836 год. Сочинение шло (как и сочинение ор. 10) не по порядку. Два первых этюда ор. 25 возникли осенью 1836 года в Дрездене, в период второго свидания с Водзиньскими. В 1837 году все двенадцать этюдов этого опуса (посвященного графине д’Агу) были опубликованы.
И эти этюды, равно как этюды ор. 10, закономерно далеки от эффектной виртуозности современных Шопену парижских пианистов. Типичные черты шопеновского пианизма — культ легато и песенности, мелкая детальная техника, орнамент и т. п.— по-прежнему доминируют. Этюды трактуют следующие задачи техники: первый — гибкость и легато арпеджий; второй — ровность мелкой пальцевой техники и стройность полиритмии; третий — независимость пальцев и растяжение рук; четвертый — цепкость аккордов при синкопах и полифонии в правой руке; пятый — гибкость и проворство кистей обеих рук; шестой — беглость и певучесть правой руки в быстрых терциях; седьмой — динамику, агогику и полифонию длинных мелодических линий; восьмой — беглость в легато секст в правой руке и волнообразных пассажей двойных нот в левой; девятый — гибкость, легкость и разнообразие движений кисти правой руки; десятый — певучее легато октав (следует отметить, что совершенно неправомерна трактовка этого этюда многими пианистами в «листовском» громоподобном стиле); одиннадцатый — упорные колебания легато кистей обеих рук, координацию мелодики и фона; двенадцатый — постоянство, слитность, певучесть и динамическое разнообразие широких волнообразных движений обеих рук. Ни в одном из этюдов нет пышной декоративной техники, пианистической стукотни. Зато во всех — многостороннейшая разработка выразительной техники по существу, т. е. такой, которая, нигде не являясь самоцелью, обобщает и абстрагирует главные черты живого музыкального мышления Шопена.
Источник
(55) Фантазия-экспромт, Шопен, соч. 66, Полиритмия
Это произведение нужно учить, потому что: 1) оно всем нравится, и все уважают того, что может его играть, 2) его очень трудно выучить без использования эффективных методов 3) радость и счастье от того, что вы, наконец, можете правильно играть это произведение, ни с чем не сравнимы, 4) трудности этого произведения просто идеально подходят для изучения эффективности применения определенных методов практики; это очень познавательно, 5) это такое произведение, над которым вы будете работать всю жизнь, чтобы добиться «чего-то невероятного», поэтому самое время начать — прямо сейчас, и 6) это произведение учит ваши руки играть полиритмию независимо друг от друга — совершенно новый навык; кроме того, вы, например, сможете научиться играть полиритмию в три раза быстрее, чем ваша сегодняшняя максимальная скорость (!).
Многим студентам трудно дается это произведение, потому что они не могут даже начать, а следовательно, сомневаются, что у них вообще когда-нибудь получится его осилить. Примерно после двух лет обучения (или даже раньше) вы уже должны взяться за это произведение и разучивать его с помощью методов, описанных в этой книге. Даже если у вас не получится добиться именно той скорости, к которой вы стремились, вы все равно получите массу ценной информации о том, как разучивать трудный материал.
Сначала рассмотрим тональность. Сначала берем октаву соль-диез, начинаем с до-диез в диез. Часть Largo начинается с ре-бемоль (а это та же самая клавиша, что и до-диез!). Но как узнать, мажор это или минор? Новички обычно теряются, когда видят слишком много диезов или бемолей, потому что они гораздо лучше знакомы с белыми клавишами. Однако, играть на черных клавишах намного легче, когда вы знакомы с правилом плоских пальцев и правилом «большой палец сверху» — помня об этом, вы вряд ли заденете прилегающие клавиши и отлично сыграете легато передней частью подушечек пальцев. Возможно, Шопен намеренно использовал такие «нетрадиционные» тональности, потому что гаммы не имеют значения при равномерной темперации (см. (77) Квинтовый круг, Темперация), которую, предположительно, предпочитал его настройщик. Мы знаем, кто настраивал фортепиано для Шопена, но не знаем, какую темперацию он использовал; однако, для «редких» тональностей лучше всего подходит равномерная темперация, поэтому, смею предположить, что это была именно она. Если играть Шопена при «хорошей» темперации, которую использовали до Бетховена, то некоторые его произведения могут звучать раздражающим диссонансом. Студентам нужно объяснять, что Шопен использовал черные клавиши, потому что их легче играть, и преподавал си-мажор (5 диезов при ключе) вместо до-мажора новичкам.
Левая рука: Несмотря на то, что в данном случае самая сложная часть — это последняя страница, на этот раз мы нарушим правило «начинать с самого трудного» и начнем, наоборот, с самого легкого — с начала. Прежде всего нам нужно научить играть полиритмию. Темп не должен ограничивать левую руку, потому что он не должен быть слишком быстрым. Предлагаемая аппликатура в 5-м такте: 532124542123. Начинайте практиковать 5-й такт, играя его циклами, без педали.
Практикуйте по маленьким сегментам и учите их наизусть. Рекомендуемые сегменты: такта 1-4, 5-6, первая половина 7-го, вторая половина 7-го, 8, 10 (пропускаем 9-й такт, потому что он такой же, как 5-й), 11, 12, 13-14, 15-16, 19-20, 21-22, 30-32, 33-34, затем два аккорда в 35-м. Если не получается взять 2-й аккорд, попробуйте играть его как очень быстро восходящее арпеджио, с ударением на верхнюю ноту. Во второй половине 14-го такта в левой руке (начиная с ми большой октавы) используйте аппликатуру 532124, если можете свободно дотянуться. Если нет, используйте 521214.
Трудность 7-го такта заключается в том, что 4-й палец нужно поднять очень быстро, чтобы суметь сыграть последующий 5-й и 3-й пальцы, не задев случайно 4-м пальцем ненужную ноту. Не поднимайте его медленным движением, потому что это вызовет напряжение в руке — постарайтесь быстро привести его в «плоское» положение, резким движением. Ничего страшного, если остальные пальцы тоже окажутся в плоском положении. У многих пианистов (даже у известных, таких, как Горовиц), появляется плохая привычка подворачивать 4-й и/или 5-й пальцы, чтобы случайно не ударить ими по ненужным клавишам. Лучше развивать в себе привычку вытягивать пальцы в плоское положение. Если привыкнете подворачивать пальцы, от этого уже не избавиться.
После того, как каждый сегмент выучен наизусть и звучит удовлетворительно, соедините их по парам. Затем сыграйте по памяти всю левую руку. Увеличивайте темп с помощью циклов и не забывайте играть про себя. В музыке Шопена важнее всего ноты, которые играются большим пальцем и мизинцем, поэтому уделяйте этим пальцам больше всего внимания, особенно в правой руке (см. ниже).
Добавьте к циклам движение — «колесо». Играйте циклами первые 6 (или 12) нот левой руки в 5-м такте (где вступает правая рука). «Колесо» полезно для маленьких рук, потому что расширяет диапазон «захвата» и приучает расслабляться — так не нужно все время держать пальцы растопыренными. Играйте плоскими пальцами и добавьте немного глиссандо.
Правая рука: эта партия сложнее, но от вас требуется, лишь в точности следовать уже описанным методикам. Быстрые последовательности учите с помощью ПК. Помните о «большом пальце сверху», играя арпеджио в 7-м такте; оно слишком быстрое, чтобы большой палец был снизу. Аппликатура должна быть такова, чтобы обе руки играли большим пальцем или мизинцем одновременно — так вам будет легче соединить руки. Именно поэтому не стоит шутить с аппликатурой для левой руки — играйте именно так, как написано.
Полиритмия, две руки вместе: чтобы понять это произведение, нужно проанализировать его математическую основу полиритмии 3 на 4. Правая рука играет очень быстро, скажем, 8 нот в секунду (немного медленнее). В то же время левая рука играет медленнее, скажем, 6 нот в секунду. Если все ноты проигрываются четко, то аудитория услышит частоту, эквивалентную 24 нотам в секунду, потому что данная частота соответствует минимальному интервалу между нотами. То есть, если правая рука играет максимально быстро, то, Шопен делает произведение в три раза быстрее, чем ваша максимальная скорость, добавляя более медленную партию левой руки! Но подождите-ка, у нас тут нет всех 12 нот, а только 7. Пяти нот не хватает.
Эти пропущенные ноты создают дополнительный «узор», который, в свою очередь, создает волнообразный эффект с каждым счетом, и Шопен усиливает его еще больше с помощью арпеджио левой руки, которое волнообразно восходит и нисходит, синхронно с этим узором. Ускорение и дополнительный узор — невероятно удачные эффекты, которые воспринимаются слушателем, но остаются загадкой — как так получается? Что создает их? Механизмы, которые действуют на слушателя, заставляя его чувствовать, а не понимать (как любая магия), создают куда больше драматического эффекта, чем всем понятные приемы (громкость, легато, рубато). Великие композиторы придумали огромное количество таких скрытых механизмов воздействия. Музыканты на самом деле — волшебники, и могут похвастаться особыми талантами, благодаря историческим традициям.
Начинайте практиковать полиритмию с первой или второй половины 5-го такта, где впервые вступает правая рука. Можно начать со второй половины, потому что там левой руке приходится меньше тянуться, а со счетом проблем не возникнет, потому что недостающая нота правой руки находится в первой половине такта. Легче всего выучить счет 3,4 — сделать это сразу в быстром темпе. Не пытайтесь снизить темп и понять, где какая нота, потому что это сразу наложит на вашу игру отпечаток шероховатости, от которого будет невозможно избавиться позже. Сначала играйте шесть нот левой руки непрерывным циклом, затем смените руки, сделайте то же самое с восемью нотами правой руки в том же темпе. На этом этапе полезен метроном. Следующий цикл — только левая рука несколько раз, затем дайте вступить правой. Вначале вам нужно только чтобы первые ноты каждого цикла совпали точно; не волнуйтесь, если это не сразу получается с другими нотами. Еще несколько попыток — и вы начнете играть двумя руками вместе достаточно хорошо. Если же нет — остановитесь и начните все с начала, цикл левой, добавление правой. Так как почти все это произведение состоит из почти таких же сегментов, как вы уже практиковали, постарайтесь отточить их так, чтобы играть расслабленно и точно. Чтобы добиться этого, меняйте темп. Играйте очень быстро, а затем очень медленно. Когда снижаете темп, вы будете ясно видеть, какие ноты в обеих руках соответствуют друг другу. Быстро — не всегда означает сложно, медленно — не всегда легче. Вы будете годами играть это произведение каждой рукой отдельно, уже после того, как изначально выучите его, потому что это произведение полно такого неповторимого очарования, что с ним хочется экспериментировать снова и снова. А игра каждой рукой отдельно — единственный способ избавиться от шероховатостей, которые появляются, когда слишком долго играешь двумя руками вместе.
Еще один необходимый навык, который должен приобрести каждый пианист — разучивание произведение двумя руками на скорости, не снижая темпа. Вам нужно понимать, где какая нота, в быстром темпе. Если вы учите произведение в медленном темпе, позже вам придется проходить через ту же самую длительную процедуру с каждым фрагментом полиритмии, с каждым изменением аппликатуры. Как только вы учите в быстром темпе, каждый полиритмический рисунок становится проще — и вы мгновенно схватываете каждый новый пример. Кроме того, это независимость пальцев, у которой масса своих преимуществ.
Может быть полезным сделать «контур»; упростите шесть нот каждого арпеджио левой руки (напр., C#3G#3C#4E4C#4G#3) до двух нот (C#3E4, пальцы 51). Правую руку упрощать скорее всего не понадобится. Таким образом, все ноты обеих рук, которые приходятся на один счет, будут сыграны точно. Студенты, которым сложно считать 3-4, могут использовать контуры, чтобы играть на любой скорости, пока не станет легче. Увеличив темп таким образом в первый раз, будет легче «поймать» полиритмию. Затем постепенно добавляйте пропущенные ноты. Если вы впервые учите это произведение, требуемая частота полиритмии (3Х) не будет слышна, потому что у вас еще недостаточно точности. Когда у вас наконец получится, музыка внезапно станет «наполненной» и зазвучит. То есть, это произведение можно заставить «звучать быстрее», снизив темп, но повысив точность. Несмотря на то, что мелодию ведет правая рука, левую должно быть слышно очень отчетливо; иначе сотрется весь эффект трехкратного ускорения и дополнительного узора. Произведение начинается с громкой октавы соль диез, задающей ритм, в котором будет играть левая рука. Пропущенная в 5-м такте нота создает ощущение, что ритмический рисунок заключен в одном такте. Но затем эта нота вновь появляется в 11-м такте, что удваивает повторяющийся «рисунок» и создает иллюзию ускорения темпа. Во второй теме (13-й такт) льющаяся мелодия правой руки заменяется на новую мелодию из четырех нот в такте, что создает впечатление, что ритм умножают на четыре. Данное ритмическое ускорение достигает своей кульминации на форте 19-го и 20-го тактов. Этот раздел, исполняемый аллегро, основан на иллюзии супер-высокой скорости, хотя на самом деле играть быстрее не приходится — этот эффект достигается только с помощью ритмического и полиритмического ускорения.
Затем аудитории дается передышка с помощью «мягкого» ритма, создаваемого с помощью замедления мелодии правой руки (исполняемой мизинцем) и постепенного затихания, исполняемого диминуэндо и ритенуто до пианиссимо. Затем весь цикл повторяется, на этот раз с дополнительными элементами, которые усиливают кульминацию до тех пор, пока все не завершится нисходящими ломаными аккордами. Чтобы разучить этот фрагмент, играйте каждое арпеджио как ПК.
Большинство пьес Шопена можно играть в разном темпе. Однако, если вы играете быстрее, чем аллегро, эффект «умножения темпа» потеряется, потому что слушатель не успеет это осознать в таком быстром темпе. Примерно на частоте 20 Гц повторения начинают сказываться на качестве звука для человеческого уха. Таким образом, примерно на частоте 20 Гц мы слышим новый «низкочастотный звук». Эта частота считается пороговой. Именно поэтому самая низкая нота на фортепиано — это ля на частоте примерно 27 Гц. И вот сюрприз: существует доказательство того, что Шопен слышал этот звуковой барьер! Обратите внимание, что первая часть исполняется аллегро аджитато. На метрономе аллегро соответствует трехкратной скорости на частоте от 10 до 20 Гц — верная частота для того, чтобы услышать умножение, как раз перед звуковым барьером. «Аджитато» означает, что каждую ноту нужно проигрывать очень четко, чтобы было слышно «трехкратное увеличение». Когда после раздела модерато снова начинается быстрый раздел, его нужно играть уже престо, а это означает частоту от 30 до 40 Гц — то есть Шопен хотел, чтобы мы играли эту часть за пределами звукового барьера! Это можно считать математическим доказательством того, что Шопену было об этом известно. Неужели Шопен был настолько точен, что мог даже исполнять звук «за пределами» этого порога? О чем можно сказать с уверенностью — эффект «умножения» исчезает, и вряд ли Шопен этого не слышал. Многие пианисты играют первый раздел слишком быстро, выходя за допустимые пределы, и теперь мы знаем, что это ошибка, потому что Шопен этого не хотел. Очень сомнительно, что у кого-то точность в воспроизведении звуков настолько высока, чтобы играть «звуки низких частот». Было бы интересно поэкспериментировать с компьютерной программой — послушать это произведение с высокой точностью в обоих вариантах.
Раздел модерато — это та же тема, которая повторяется четыре раза со все возрастающей сложностью. Таким образом, первое повторение — самое легкое и помогает выучить остальные три. Затем нужно выучить 4-е повторение, потому что оно самое сложное и потребует больше всего времени для практики. Как и во многих произведениях Шопена, лучше всего сразу выучить левую руку наизусть — это послужит хорошим фундаментом для запоминания, потому что партию левой руки легко проанализировать, запомнить и сыграть — у нее очень простая структура. Кроме того, Шопен часто сочинял разные версии партии правой руки для каждого повторения, используя те же самые ноты для левой; именно так и он поступил и в этом случае. Поэтому, выучив первое повторение, вы уже будете знать большую часть левой руки для всех повторений.
Обратите внимание, что полиритмы 4,3 теперь заменяются на 2,3 и исполняются гораздо медленнее. Так достигается другой эффект — музыка смягчается и играется свободнее, темпо рубато. Теперь можно играть очень медленно, но музыка все равно будет наполнено звуком! Так же, как и с полиритмом 3,4, практикуйте две руки вместе на скорости; не нужно выяснять где какой палец в медленном темпе. Трель в 1-м такте 4-го повторения в сочетании с размером 2,3, делает вторую половину этого такта особенно трудной. Так как повторений четыре, можете играть без трели в первом повторении, верхний мордент во втором, короткую трель в третьем и длинную трель в последнем.
Часть престо похожа на первую, но исполняется гораздо быстрее, что создает совершенно другой эффект. Окончание (46-й такт) также отличается. Если у вас маленькие руки, играть окончание будет трудно, вам может понадобиться дополнительная работа циклами для правой руки. Мизинец правой руки здесь ведет мелодию, именно нижняя нота октавы, которую нужно нажимать большим пальцем, дает меланхолический и глубокий ответ, который насыщает всю мелодию. Обязательно играйте пиано, чтобы сделать фортиссимо более эффектным. Пьеса заканчивается ностальгическим повторением медленной темы из левой руки. Вспомним, что Шопен считал, что именно мизинец и большой палец должны играть самые важные ноты.
Четко отличайте верхнюю ноту соль-диез в мелодии левой руки (7-й такт с конца) от той же ноты, исполняемой правой рукой — она должна быть громче, дольше, ее можно даже удержать педалью. Соль-диез — это самая важная нота в этой пьесе. То есть, начало пьесы — октава соль-диез — это не просто торжественное вступление, а очень умный способ, который использовал Шопен, чтобы заставить слушателей сразу же обратить внимание на этот звук. Поэтому не торопите вступление; выдержите эту ноту, дайте звуку наполнить пространство. Если вы просмотрите всю пьесу, вы заметите, что соль-диез будет встречаться в каждой важной позиции. В медленном разделе соль-диез становится ля-бемолем, но это та же самая нота. Этот соль-диез — это еще один инструмент, с помощью которого великий композитор снова и снова «бьет аудиторию прямо в сердце», но аудитория понятия не имеет, что происходит. Для пианиста очень важно понимать, что такое здесь соль-диез, чтобы правильно интерпретировать и запоминать произведение. Таким образом, эмоциональная кульминация произведения завершается, когда обе руки играют один и тот же соль-диез (8-й и 7-й такты с конца). Следовательно, соль-диез в обеих руках нужно исполнять с максимальным вниманием; и его должно быть отлично слышно (это довольно трудно) в затихающей октаве правой руки.
Когда вы довольны всеми техническими аспектами своей игры, вводите педаль; ее нужно обрывать на каждой смене аккордов, а это происходит либо один, либо два раза в такт. Вы должны резким движением нажимать педаль вверх и вниз (отрезая звук) на первом счете, но можно и отпускать педаль раньше, для особого эффекта. Играйте без педали такты 11, 9, 8, 6, 5 с конца.
Важный момент: даже после того, когда вы удовлетворительно разучили пьесу, очень важно играть каждой рукой отдельно, чтобы не развить дурных привычек в левой руке. Дурные привычки правой руки легко услышать, а значит, от них можно избавиться без проблем. Однако, неточности в левой руке обнаружить не так легко, а любая ошибка может привести к тому, что эффект «трехкратного ускорения» исчезнет.
Источник