Есть ли инструмент фортепиано

Фортепьяно

Родственные инструменты <<<родственные инструменты>>> Музыканты Список классических пианистов Производители <<<производители>>> Статьи по теме <<<статьи>>> [[:commons:Category:<<<викисклад>>>|Фортепиано]] на Викискладе

Фортепиа́но (тж. фортепья́но) — собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо».

Содержание

История

Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости, что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости). Механика современного фортепиано была изобретена итальянским мастером Кристофори ок. 1709 г., в его конструкции молоточки находились под струнами. (Конструкция была названа gravicembalo col piano e forte, откуда современное название.) Похожие системы были разработаны Мариусом во Франции (1716) и Шрётером в Германии (1717—21). Эрар изобрёл механику с двойной репетицией, которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии клавиши (в предыдущих инструментах молоточек медленно отходил от струны, и это было невозможно). В ходе развития к инструменту были добавлены педали. В России производство фортепиано связано с деятельностью мастеров Тишнера и Вирты в 1818—1820 гг. Сегодня крупные производители фортепиано имеют свои, немного различающиеся, версии фортепианной механики. В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано.

Читайте также:  Рукоятка гитары 4 буквы

Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 г. (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта.

Разновидности

Фортепиано делятся на рояли — инструменты с горизонтальным расположением струн — и пианино с вертикальным. Существует также пирамидальное фортепиано — редчайший вид: единственный в мире действующий экземпляр хранится в Иркутске, в доме-музее Волконских [1].

См. также

Современное устройство

Фортепианная механика

Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна — для нижнего. Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном). В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами. При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отделяется демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).

Педали

В современных фортепиано присутствует две или три (на новейших моделях ― четыре [1] ) педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и красивым за счет вибрации освободившихся струн хора.

Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль, или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн. Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей. Встречаются пианино, в которых средняя педаль «задвигается» влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.

Игра на инструменте

Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром (напр., в концертах для фортепиано с оркестром). Игра на фортепиано — занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. Начинать обучение желательно в детском возрасте. В детских музыкальных школах (ДМШ) в России обучение занимает 5 или 7 лет, в зависимости от программы, некоторые ученики остаются дополнительно на один-два года после окончания перед поступлением в музыкальное училище. После ДМШ или эквивалентной подготовки можно продолжить обучение в музыкальном училище или колледже, а затем в консерватории, вузе, став профессиональным пианистом. В ДМШ общее фортепиано также является обязательным предметом почти для всех специальностей.

Фортепиано требует грамотных условий содержания, а также регулярной настройки, так как с течением времени натяжение струн инструмента произвольно изменяется. Периодичность настройки зависит от класса инструмента, качества его изготовления, его возраста, условий содержания и эксплуатации. Настройка, как правило, производится не самим исполнителем, а специалистом — мастером-настройщиком фортепиано.

Источник

Чем отличается пианино от фортепиано и рояля

Иногда бывает сложно разобраться в большом количестве терминов, которые, на первый взгляд, тождественны по отношению друг к другу. Попытаемся дать максимально понятную и краткую информацию о том, чем отличается пианино от фортепиано с небольшим экскурсом в историю. Разберемся, в чем их отличие от рояля, и дадим определения всем клавишным инструментам. Если душа лежит к фортепианной музыке, то полезно узнать, что цифровое пианино ничем не хуже, чем классический акустический инструмент.

Пианино и фортепиано — в чем отличие

Чтобы наиболее точно понять значение этих терминов, обратимся к истории создания музыкальных инструментов. Основное отличие пианино от фортепиано — в классификации, то есть пианино – это один из инструментов класса фортепиано.

В период, когда был популярен клавесин, музыкантам хотелось иметь больше возможностей для экспрессии. Механизм работы клавесина не позволял играть произведения с разной громкостью – щипок струн всегда совершался с одной и той же амплитудой. Тогда инженеры того времени придумали систему понижения и повышения громкости. Это были довольно массивные рычаги, которые было нельзя использовать налету, во время игры.

Устав от такого положения дел, мастер Бартоломео Кристофори придумал новый механизм возбуждения струн. Теперь колебания вызывал не крючок, а молоточек, подвешенный на рычаге. Таким образом, характер звучания зависел от силы удара по клавише. Свое творение мастер назвал «Клавесин с тихим и громким звуком». Из итальянского языка известно, что слово «тихо» пишется как «piano», а «громко» — «forte».

Эти инструменты стали популярными, и распространились по всей Европе с незначительным изменением вида механизма, и в обиходе такие клавишные стали называться фортепиано (громко-тихо).

Фортепиано — это любой клавишный инструмент с молоточковой механикой, которая позволяет играть с разной громкостью. Фортепиано будет являться как рояль, так и его компактная версия – пианино.

Чем отличается рояль от пианино

Теперь мы знаем, что термин «фортепиано» одинаково подходит для обозначения рояля и пианино. Этим словом мы обозначаем механизм извлечения звука. Обучаясь игре на фортепиано, музыкант постигает возможности управления экспрессией, повышая и понижая громкость, регулируя её силой нажатия на клавиши. Именно эта особенность делает звучание фортепиано таким красивым и богатым.

Получившийся инструмент был достаточно громоздким, и без лишних проблем он мог поместиться либо в концертном зале, либо в огромных комнатах королевских замков. Название «рояль» происходит от английского слова «royal», в переводе означающее «королевский». Такой титул новый клавишный инструмент получил и за богатое звучание, и за свои королевские габариты.

Однако, в начале 19 века, два мастера-рационализатора из Австрии и США Мюллер и Хоккинс независимо друг от друга изобретают уменьшенную версию рояля — пианино, с вертикально расположенными струнами. Такой инструмент занимает гораздо меньше места, и хорошо помещается в небольших комнатах.

Помимо размеров, важным отличием пианино от рояля является отсутствие репетиционного механизма, внедренного Себастьяном Эраром. Его суть в возможности быстрого повторяющегося нажатия на клавишу. Пианист, не отпуская палец до конца, производит повторное нажатие. Это удобно для создания трелей и скоростной игры. Вертикальный механизм пианино лишен такой особенности. Поэтому самые сложные произведения для фортепиано играют на рояле виртуозные исполнители.

Рояль отличается от пианино горизонтально расположенными струнами, более насыщенным звуком, более чувствительной клавиатурой.

Акустическое пианино – струнно-клавишный инструмент с молоточковым способом звукоизвлечения и вертикально расположенными струнами.

Чем отличается цифровое пианино от электронного

Цифровое фортепиано, вне зависимости от формы корпуса, воспроизводит все нюансы работы молоточкового механизма и производимых им звуков, отзвуков и призвуков. В этом ему помогает встроенный цифровой процессор и записанные звуки, которые по-разному воспроизводятся в зависимости от силы нажатия на клавиши.

Клавиатура электронного пианино полностью соответствует тактильным ощущениям от игры на механических молоточковых клавишах фортепиано.

Что такое электронное пианино и что такое цифровое пианино

Как в случае с фортепиано и клавесином, электронные инструменты тоже могут похвастаться интересной историей возникновения нового звука.

Пытаясь воспроизвести и усилить звук фортепиано, музыкальные инженеры в середине 50х годов ХХ века решили использовать встроенные звукосниматели. В отличие от синтезаторов, звук электронного пианино не был полностью синтезированным, а скорее походил на звучание электрогитары, где колебания струн воспринимает магнитный звукосниматель.

Конструкторы добились подключения к системе усиления звука, но оригинальный акустический тембр стал звучать несколько иначе.

Эксперименты с усилением звука продолжались, использовались различные схемы подзвучки струн, однако тембр электропианино стал выделяться в отдельную категорию, ведь он уже не являлся на 100% акустическим, и все еще не был полностью синтетическим. Звучание, походившее на электрогитару и виброфон, вскоре полюбилось эстрадным исполнителям, и заняло своё место в истории музыки.

Электропиано использовали такие музыканты как Стиви Уандер, The Doors, ABBA, Led Zeppelin и многие другие.

В наше время, некоторые цифровые инструменты имеют встроенные тембры электронного пианино.

Таким образом, цифровые клавишные могут содержать в себе винтажные тембры электропиано, но это разные инструменты.

Источник

Есть ли инструмент фортепиано

Чем отличается фортепиано от пианино

В мире существует бесчисленное количество музыкальных инструментов. Они различаются по форме, по тембру, диапазону и устройству. При этом есть инструменты, имеющие много общего. Например, фортепиано и пианино. Многие, заблуждаясь, думают, что это синонимы, но это неправда. На данной странице мы не только найдем, чем отличается фортепиано от пианино, но и рассмотрим другие виды инструментов данного класса, узнаем историю создания и интересные факты, а также послушаем популярные композиции.

Основное отличие фортепиано от пианино

Ответ на вопрос, чем отличается фортепиано от пианино, заключается в следующем:

  • Фортепиано представляет собой класс клавишных инструментов.
  • Пианино является клавишным инструментом, имеющим вертикальную деку, и входящим в класс фортепиано.

Таким образом, фортепиано является более общим понятием. Эта группа включает в себя инструменты с одинаковым способом извлечения звука. Для класса фортепиано звукоизвлечение происходит за счет клавиш, струн и молоточков. Различие в музыкальных инструментах заключается в форме деки, количестве педалей.

Популярные произведения для фортепиано

Соната №14 «Лунная» Людвига ван Бетховена отражает богатство красок, присущих фортепиано. В этом трехчастном цикле слушатель сможет найти всю палитру чувств от безысходности и отчаяния, до порывов воодушевления и любви к миру.

«К Элизе» Бетховена – произведение, знакомое практически каждому человеку, даже тому, кто не увлекается классической музыкой . Яркая мелодия запоминается с первого прослушивания. Эта музыка погружает слушателя в мир лирических переживаний, страстей и искренних чувств.

Прелюдия (ми минор) Фредерика Шопена – это миниатюрное сочинение, в котором отразились романтические настроения автора. Лаконичный мелодический рисунок напоминает тихие слезы. Основное движение в музыке происходит за счет гармонии, движения аккордов . Яркая кульминация достигается в финале.

Концерт №2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова – это произведение имеет настоящий русский размах и мощь. Начальная тема представляет собой подлинный знаменный распев. Фортепиано выступает в качестве солирующего инструмента. Не менее прекрасна партия оркестра.

«La Campanella» Ференца Листа – виртуозное произведение, в котором автору блестяще удается сымитировать звучание колокольчика. За легкостью звучания скрываются невероятно сложные технические приемы игры на фортепиано: трели, октавные репетиции, пассажи. Ференц Лист являлся виртуозным пианистом своего времени.

Разновидности фортепиано

Люди постоянно стремятся к совершенству, к созданию чего-то нового или преобразованию старого. Не исключением являются и музыкальные инструменты. Так строение первого похожего на фортепиано инструмента с современными моделями имеет огромное отличие. Давайте проследим эволюцию фортепианного класса.

Монохорд, клавикорд, клавесин, вёрджинал, спинет

Наиболее древним является монохорд, изобретенный в Древней Греции. Он использовался для построения интервалов. По строению монохорд напоминал ящик, cdth[e которого была натянута струна. В Средние века нашел широкое применение для наглядного изображения числовых отношений в математике.

В эпоху Возрождения появился один из древнейших клавишных инструментов, который получил название клавикорд. Точная дата изобретения не установлена, но первые упоминания в бумагах датируются 1396 годом. По внешнему виду клавикорд уже похож на фортепиано. Клавиатура имеет привычный вид, но выполнена из древесины. Извлечение звука производится, благодаря удару металлического штифта по струне. В Лейпциге был сохранен клавикорд, созданный в 1543 году, музыкантом из Пизы по имени Доменико.

Клавесин, вёрджинал и спинет

В эпоху барокко особую популярность приобретают клавишные со щипковым принципом звукоизвлечения. Так в разных странах Европы появились различные разновидности клавишных инструментов.

Во Франции был популярен клавесин . Его струны были натянуты горизонтально. При наличии нескольких мануалов, а их могло быть от одного до трех, требовалось несколько рядов параллельно натянутых струн. Корпус богато расписывался рисунками, резные элементы покрывались золотом. Для клавесина сочиняли французские композиторы Франсуа Куперен, Луи Клод Дакен, Жан-Филипп Рамо.

В Англии для домашнего музицирования использовали вёрджинал. В отличие от клавесина мануал может быть только один, и диапазон инструмента ограничивался лишь тремя октавами. Существовала отдельная английская школа композиторов, писавших для вёрджинала. К ним относятся Уильям Бёрд, Орландо Гиббонс и Джон Булл.

В Италии был создан спинет. Он также как и вёрджинал имеет один мануал, но струны натянуты не прямо, а по диагонали слева направо. Такое натяжение струн придало внешний вид, напоминающий небольшой рояль.

Классические: рояль, пианино

К классическим видам фортепиано, использующимся и в наше время, относят рояль и пианино. Одним из самых популярных вопросов является, чем отличается рояль от пианино?

Разница заключается строении деки и натяжении струн. В рояле струны натянуты горизонтально, а дека имеет форму крыла. Для роялей используются особые, плотные струны, позволяющие увеличить громкость звучания. Именно по этой причине рояли считаются концертными инструментами. Крышка рояля позволяет регулировать громкость. Если открыть ее, то звук будет максимально громким, что подходит для исполнения солирующих партий. Если рояль выступает в качестве аккомпанирующего, то крышка закрывается, а звучание становится более приглушенным.

Пианино имеет вертикальную деку. Струны натянуты вертикально. Звучание не отличается громкостью, что хорошо подходит для исполнения в комнате. Пианино практически не используется в качестве концертного инструмента.

Современные: пианола (механическое пианино), синтезатор, электронное пианино, четвертитоновое фортепиано

С появлением электричества звукоинженеры и мастера стали придумывать разнообразные электронные музыкальные инструменты. Так первыми появились синтезаторы, электронные пианино и рояли, а также инструменты, играющие без пианиста. Такой диковиной вещью стала пианола или механическое пианино. Оно появилось в 1887 году, но клавиши приводились в движение не при помощи тока, а под действием вала, выступы которого задавали последовательность для нот. Особенной популярностью пианола пользовалась в XX веке, вызывая восторг у публики.

Не меньшее удивление вызвало появление электронных инструментов в середине XX века. Они отличаются компактностью и не занимают большого количества места в помещении. Дело в том, что звуки записаны на специальных чипах, поэтому сама электронная система внутри не требует места. Так производители электронных инструментов сократили деку, в которой у механических вариантов находятся струны. Благодаря специальным функциям звук электронного устройства приближается к акустическому. Нужно отметить и другое преимущество, электронное фортепиано не требует настройки.

Чем электронное пианино отличается от синтезатора?

Разница заключается в функциональных возможностях. Электронное пианино имеет полный диапазон – 7 октав, синтезатор чаще всего рассчитан на 5 октав. Главное преимущество синтезатора заключается в том, что он позволяет:

  • записывать музыку на встроенную память;
  • изменять и генерировать тембры;
  • подключать стили исполнения;
  • создавать мульти-инструментальные композиции в реальном времени;
  • разучивать мелодии при помощи встроенного дисплея;
  • включать метроном.

Электронное пианино делают максимально похожим по нажатию на традиционное с помощью разных систем имитации молоточков, чтобы можно было на нем заниматься и даже использовать на концертах, но в функциональности оно проигрывает синтезатору. Хотя многие производители стараются добавлять перечисленные функции синтезатора в электронное пианино.

Четвертитоновое пианино

Любовь к микрохроматике, начавшаяся еще в XX веке, не могла пройти стороной изобретателей новых инструментов. Конструкция данного инструмента еще не доведена до совершенства. Существуют варианты с 2 или 3 мануалами. Появилась также проблема нотации и обозначения новых звуков и тональностей. Сейчас для четвертитонового пианино уже создаются композиции. Так композитор Скотт Крозерс (Scott Crothers) создал цикл прелюдий для четвертитонового пианино.

Необычные виды фортепиано

  • Препарированное (подготовленное) фортепиано создал композитор Джон Кейдж. Для создания необходимых звуков он помещал между странами инструментов разнообразные предметы.
  • Педальное фортепиано кроме мануала имеет клавиатуру для ног. Было популярно во времена Моцарта.
  • Фортепиано «Жираф» имеет деку как у рояля, но расположенную вертикально. Из-за этого получается длинным как шея жирафа. Получил название из-за яркой росписи и необычной формы.
  • Прозрачные рояли – современные модели, производимые фирмой Kawai. Выполняются либо из акрила, либо из хрусталя. Создают ощущение невесомости и легкости.

История создания фортепиано

Фортепиано было изобретено в 1709 году. Создателем инструмента стал Бартоломео Кристофори ди Франческо из Флоренции. Кристофори служил мастером по изготовлению и настройке клавишных инструментов при дворе князя Фердинанда де Медичи. Изобретение мастера заключалось в применении деревянных молоточков, ударяющих по струнам. Так в зависимости от прикосновения исполнителя к клавишам звук получается мягким (при легком нажатии) или громким (при сильном ударе). Новый тип был назван «gravicembalo col piano e forte», что переводится как «клавесин с тихими и громкими звуками».

В отличие от современных моделей, имеющих три струны на одну ноту, первая модель имела одну достаточно тонкую струну. Из-за этого звук был тихим. Во времена Моцарта на одну ноту были две струны, а молоточки покрывали кожей. Немецкий органный мастер Готфрид Зильберман в 1730-х годах добавил к механизму еще одно новое устройство – демпфирующую педаль. Клавиатура фортепиано XVIII века напоминала клавесинную: черные клавиши были белыми и наоборот.

В XIX веке конструкция претерпела значительные изменения:

  • деревянная рама была заменена чугунной;
  • стали использовать более толстые струны, не лопавшиеся при натяжении;
  • увеличилось число струн и октав;
  • для благозвучного звучания молоточки стали покрывать фильцем (специальный войлок).

С тех времен конструкция инструмента практически не изменялась. Сейчас в механизме фортепиано участвуют до 7500 деталей.

Интересные факты о фортепиано

  • Название «фортепиано» основано на сочетании двух итальянских слов – «forte» — громко и «piano» — тихо. Так в одном названии сразу указано главное преимущество инструмента перед предшественниками, это возможность изменения громкости.
  • Самыми знаменитыми производителями роялей является «Steinway and Sons», «Fazioli» и «Petroff».
  • Первое произведение для фортепиано было написано музыкантом Лодовико Джустини в 1732 году. Эта соната не получила широкого распространения, так как предпочтение все же отдавались клавесину. Популярность фортепиано получило лишь во времена Моцарта и Бетховена.
  • В Англии для фортепиано клавиши изготавливались из слоновой кости, так появилось известное устойчивое выражение «tickle the ivories», обозначающем игру на клавишных. При дословном переводе получается «щекотать клавиши из слоновой кости».
  • Первое фортепиано не имело педалей. Первой была добавлена правая педаль, позволяющая увеличить продолжительность звучания. Затем левая, она отвечает за приглушение. Благодаря левой педали молоточки ударяют лишь по одной струне, поэтому звук становится тише. Средняя педаль меняет оттенок звучания, но она есть не на всех фортепиано.
  • Наиболее габаритным роялем является инструмент, выпущенный фирмой Challen. Его длина достигает более 3 метров, поэтому он занесен в Книгу Рекордов Гиннеса.
  • Акустическое пианино необходимо настраивать как минимум 2 раза в год, так как при постоянной игре на инструменте, струна теряет натяжение и точность.
  • В ведущих музеях мира сохранились одни из самых первых фортепиано. Так пианино 1720 года находится в Метрополитен-музеи в городе Нью-Йорк. Посмотреть на модель 1722 года можно в Италии, в Риме.
  • В Японии производство фортепиано началось лишь в 1887 году. Первым производителем стала ведущая компания Yamaha.
  • В 2006 году японская фирма, производящая музыкальные инструменты, создала самый миниатюрный рояль. Его ширина составляет 25 сантиметров, длина 33 см, а высота 17 см. Несмотря на столь крохотные размеры, конструкция и механизм аналогичны полноразмерным моделям. При нажиме клавиши издают соответствующий ноте звук. Фирма продолжает выпуск данных миниатюр и продает их на Amazon по цене 500$.
  • Самый дорогой рояль, имеющий название «Галактика» был создан в ОАЭ. Его стоимость начинается от 1.37 миллионов долларов. Удивительный по форме корпус полностью соответствует космической концепции. Модель полностью позолочена 24-каратным золотом. При покупке владельцу обещают обеспечить транспорт для перевозки – личный самолет.

Фортепиано, как класс инструментов, включает в себя разнообразные по тембру клавишные инструменты, в том числе и пианино. Эти музыкальные инструменты покорили сердца многих любителей музыки. Неисчерпаемые возможности позволяют воспроизводить самую разнообразную музыку от времен барокко до современных эстрадных хитов.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фортепиано

Источник

Оцените статью