Человек с Живой гитарой
Знакомьтесь, это Гарри Пат:
Уроженец города Баку, изучал классическую музыку в музыкальной школе. По его словам, начал играть на гитаре, потому что его двоюродному брату-аккордеонисту нужен был аккомпанемент. Сейчас — гитарист-виртуоз, живёт в Краснодаре.
Чем же этот человек заслужил (по моему сугубо личному мнению 😉) отдельного упоминания на Пикабу, ведь очень много людей, прекрасно владеющих инструментом?
Ну, например из-за его репертуара. Я наткнулся на его страничку в ВК случайно, и просто поразился разнообразию жанров и композиций, на которые он выкладывает свои cover’ ы.
А ещё. Да вы просто сами послушайте. Ссылку на его страничку для тех, кто впечатлится, оставлю под видео. Да, кстати: пластиковая фиговина под струнами — его собственное изобретение, «крышка Пата» — упаковка из под CD, которая имитирует звук перкуссии.
Источник
Взаимосвязи в гитарном искусстве
Встречаясь с выражением «мир гитары», мы относимся к нему как к некой метафоре, украшению речи и не больше. Однако, такое отношение глубоко ошибочно. За более чем 800-летнюю историю гитары, в культуре человечества действительно сформировался уникальный феномен: мир гитарного искусства, имеющий свою разветвленную историю и еще более разнообразное настоящее.
Мир гитары — это именно мир, а не отдельные явления, не имеющие между собой никакой связи. Это мир, живущий по своим, четко действующим, законам. Как в реальном мире разные страны возникали, развивались, объединялись и делились, так и стили в гитарном искусстве рождались, изменялись, а порой, исчезали почти бесследно. Как в реальном мире невозможно рассматривать отдельную страну, без учета ее истории и связей с остальным миром, так и каждый отдельный стиль в гитарном искусстве нельзя рассматривать изолированно от всего разнообразия мира гитары.
Для того чтобы наглядно проиллюстрировать эту мысль, мы изобразили существующий сегодня мир гитарного искусства в виде большого дерева:
Ветви — это стили, жанры и направления мирового гитарного искусства. Конечно, мы не смогли изобразить их все, нам пришлось ограничиться только самыми главными, основными. Иначе этих ветвей было бы так много, что рассмотреть в их переплетении что-либо было бы совершенно невозможно.
Давайте совершим обзорную экскурсию.
Вот, например, гитара фламенко (испанская гитара). Гитара пришла из Испании, и Фламенко — один из истоков современного гитарного искусства. Достижения испанских фламенкистов определили пути развития гитарной техники на много столетий вперед. Кстати, современная техника игры на эстрадной гитаре во многом базируется на принципах, заложенных испанцами! Между прочим, и современная классическая гитара тоже берет начало от испанской гитары.
Многие знают, что есть двенадцатиструнная гитара (например, на ней аккомпанирует себе Александр Розенбаум), но мало кто встречался с десятиструнной гитарой. А есть и такая! И если двенадцатиструнная гитара — это обычная гитара со сдвоенными струнами (зачем? — хороший вопрос — да просто, чтоб громче звучала), то десятиструнка — это та же шестиструнная гитара, но с четырьмя добавочными басовыми струнами. Сконструирована она была для того, чтобы увеличить диапазон звучания. На такой гитаре можно было сыграть те произведения, которые трудно исполнить на обычной шестиструнной. Это достаточно редкий инструмент (Кстати, ярчайшим представителем этого направления является крупнейший испанский гитарист Нарцисо Иепес). Мы не могли обойти вниманием десятиструнную гитару, именно потому, что она является, на сегодня, последним представителем целого семейства многострунных гитар (имевших от 8-ми, до 18-ти, а иногда даже до 48-ми струн), существовавших в разное время, в разных странах мира.
К классу многострунных гитар относится и ГРАН-гитара — звездное изобретение двадцатого века (ГРАН-гитаре немногим более 15 лет). ГРАН — это аббревиатура, происходящая от полного названия этого инструмента — «Гитара Российская Акустическая Новая». Авторами ее являются наши российские гитаристы Анатолий Ольшанский (Москва) и Владимир Устинов (Челябинск), в содружестве с Полом Маккартни. И если идея создания двенадцатиструнной гитары заключается в усилении громкости и объема звучания посредством простого удвоения струн, то принципы, заложенные в ГРАН-гитару, совершенно иные. В небольшой статье, конечно же, невозможно детально рассказать об уникальных достоинствах этого удивительного инструмента, и особенностях игры на нем. Но вкратце скажем следующее: если на двенадцатиструнной гитаре все струны (металлические) расположены в одной плоскости над грифом, то у ГРАН-гитары используются и металлические и нейлоновые струны одновременно, и располагаются они в разных плоскостях: металлические находятся под нейлоновыми (то есть, металлические расположены несколько ближе к грифу, чем нейлоновые) и немного наискосок от них. В итоге, можно играть только на нейлоне, а можно «подключить» и металл. разнообразие различных приемов и способов игры на этом инструменте просто поражает! Музыканты, виртуозно владеющие этой гитарой, добиваются совершенно необыкновенных акустических эффектов, «синтезируя» комбинации различных техник игры на ней. ГРАН-гитара явилась своеобразным уникальным акустическим синтезатором, способным сделать то, что не под силу другим музыкальным инструментам!
Конечно же, в каждой стране гитара развивалась как-то по-особенному, по-своему. Каждая нация привносила некий неповторимый колорит в гитарное музыкальное искусство. Так, например, семиструнная гитара получила мировое признание только попав на благодатную почву русской музыки. И именно Россия стала ее второй родиной, так что во всем мире она даже называется не иначе, как русская семиструнная гитара. Сейчас это довольно редко встречающийся инструмент. Но, тем не менее, у нас в стране есть виртуозы, играющие на семиструнной гитаре, которые являются яркими звездами не только на российском музыкальном небосклоне (например, гитаристка-семиструнница Анастасия Бардина (Москва).
Семиструнная гитара как раз и относится к очень крупной ветви национальных школ гитары. Сюда же можно отнести и американскую фолк-гитару или гитару-вестерн, которая очень развита и любима в США, а также английскую гитарную школу, являющуюся наиболее сильной профессиональной гитарной школой в мире. Надо сказать, что на сегодняшний день не Испания и не Америка лидируют по уровню профессионализма гитаристов, а именно Англия. Сюда же можно отнести и латиноамериканскую гитару, так называемую латинас, и португальскую, и множество других гитарных школ и направлений с их национальными особенностями.
Теперь давайте коснемся другого интересного направления гитарного искусства — аккомпанирующей гитары. Это, в первую очередь, бардовское искусство и авторская песня — очень мощное течение во всем мире, что совсем не удивительно. Пение присуще человеку изначально, и, конечно, гитара не могла оказаться в стороне. Развита эта ветвь, вопреки распространенному мнению, не только в России, но и в других странах, разве что называется иначе.
Хотя надо отметить, что не только эта крупная ветвь искусства гитары связана с сопровождением песне и с аккомпанементом вообще. На аккомпанементе очень хорошо можно проследить те самые взаимосвязи в гитарном мире, те тонкие нити, которые соединяют разные стили музицирования. Ведь не только бардовская гитара выполняет функцию сопровождения в песне. Гитара фламенко сопровождает пение кантеоров, семиструнная гитара сопровождала русский городской романс, и та же электрогитара далеко не всегда играет ведущую роль в группе.
Кстати, электрогитара появилась из той же почки, что и джазовая гитара. Разделяет их всего два-три десятилетия. Гитара в джазе пришла на смену банджо. Для этого ее даже пришлось несколько модернизировать, сделав более выпуклыми деки (наподобие дек скрипки или виолончели), для того, чтобы звук ее стал максимально громким и приобрел характерный стаккатный сустейн (очень короткую длительность звучания), необходимый для выполнения в джазе ее ритмо-гармонической функции. Электрогитара же явилась следующим этапом усовершенствования звуковых характеристик эстрадной гитары с приходом эпохи электроники.
Сегодня именно электрогитара является наиболее яркой представительницей мира гитары. Она впитала в себя все, выработанные в течение нескольких столетий, достижения мирового гитарного искусства.
Начинающим гитаристам кажется, что достаточно взять в руки медиатор и Fender Stratocaster, поставить «рычащую» квинту и половина успеха у тебя в кармане.
Ан, нет — не тут-то было.
Освоение этого инструмента требует долгой и кропотливой работы, знания различных видов техники и приемов игры, и глубокой исполнительской культуры в целом. Вам никогда не удастся достичь чего-либо значительного, если вы не удосужились правильно поставить руки (игровой аппарат), а Ваши теоретические знания о музыке и о гитаре можно записать на одной почтовой открытке!
В европейских консерваториях эстрадные гитаристы обязательно очень серьезно изучают акустическую гитару и базовые техники игры на инструменте. Только глубокие знания и владение базовыми гитарными техниками позволяет вырваться из круга любительского музицирования. Вспомните таких суперзвезд, как Ричи Блэкмор, Джими Хендрикс, Ингви Малмстин, Эл Ди Меола, Карлос Сантана, Эрик Клэптон. Все крупнейшие гитаристы мира, в каком бы стиле они не играли, великолепно владеют базовыми техниками игры и акустической гитарой. Без этого они так и остались бы заштатными гитаристами, ремесленниками, удел которых — подражание. Они никогда не смогли бы достичь уровня настоящих Художников, Мастеров.
Конечно, можно сразу заняться блюзом или хард-роком. Но при этом было бы чрезвычайно полезно развить свой музыкальный слух , максимально расширить кругозор, свои знания о гитаре и о музыке вообще! Без этих знаний Вы никогда не будете знать, как эффективнее формировать и совершенствовать технику игры, не научитесь чувствовать и понимать свой инструмент, а значит, никогда не подниметесь, в избранном Вами стиле, к вершинам мастерства. Так же как веточка не может расти без дерева, так и Ваше искусство неминуемо засохнет, лишенное главного — знания и владения базовыми гитарными техниками.
Посмотрите, откуда берут начало и растут все направления, а главное — что их питает!
Безусловно, ни одно учебное заведение, ни одна консерватория в мире не возьмется обучить Вас всему, что изображено на нашем Древе гитары. Да этого и не нужно. Если Вы будете высокообразованным музыкантом и гитаристом, владеющим базовыми знаниями и техниками игры — вы легко освоите любой стиль, впишетесь в любое направление, станете лидером-виртуозом любой группы. Музыкант, великолепно владеющий базовыми гитарными техниками, чувствует себя в мире гитары как рыба в воде. Поэтому, в выбранном стиле, Ваше движение к вершинам мастерства будет несравнимо более легким и стремительным!
Источник
С любовью к гитаре
Гитара не терпит шумных салонов, с недоверием вслушивается в напряженную тишину больших залов. Все это не для нее: она ищет интимного общения с аудиторией.
В страстных, жгучих объятиях гитары тает лед отчуждения и рождается чуткая доверительная беседа с её поклонниками.
Гитара снимает покровы с тайн человеческой души.
Вслушайся в звуки гитары – и ты поймешь, чем живет твое сердце.
Песни гитары наполняют душу весенней свежестью.
Гитара плачет, скорбит, страдает, но никогда не впадает в безысходное отчаяние.
На призыв гитары откликаются наши самые благородные чувства.
Волшебная сила гитары, словно крыло ангела, защищает измученную душу от волнений, страстей и грехов.
Гитара всегда желанна: свидания с нею ждешь, как встречи с любимой женщиной.
Тайна и магия лежат в родстве гитары и женщины.
Гитара – это инструмент возвышенных эмоций, но с ярко выраженным стремлением к оригинальности. Гитара похожа на гордую, независимую женщину, которая полюбит только того, кто равен ей.
Гитару можно завоевать преданной любовью и рыцарской отвагой, как своенравную цыганку Кармен или гордую царицу Тамар.
Гитара покоряется дерзким.
Оставьте гитару, если в вашей душе нет беззаветной любви к этому необыкновенно капризному инструменту.
Гитара не способна солгать, ибо шепчет о самом сокровенном и дорогом.
Даже ледяное сердце гитара согревает в теплых волнах любовных грез.
Гитара уносит слушателей от земных тревог в пленительный мир мечты.
Гитара – бальзам для душевных ран.
В пылкой исповеди гитары – и горечь разлуки, и радость встречи с возлюбленной.
Слушатели, затаив дыхание, внемлют гимну вечной любви, который творит гитара.
Гитара неукротима в стремлении к счастью.
В гитаре сокрыт священный трепет перед Божественной красотой и Вселенской гармонией.
Бескрайний и увлекательный мир гитары откроется каждому, кто вникнет в ее чарующие звуки, кто приложит усилия, чтобы понять ее строгую красоту, кто соотнесет порывы своей души с тем гимном жизни, который она творит с необычайной деликатностью и благородством!
Историки утверждают, что лютня была завезена в Европу из стран Ближнего Востока в XIV веке и стала популярным музыкальным инструментом примерно в середине XVI столетия. Иноземная гостья пришлась ко двору кичливым европейцам!
Нередко лютню сравнивают с женщиной, душа которой полна возвышенных чувств.
Изящный корпус лютни имеет овальную, миндалеобразную форму. В этом дивном инструменте столько обаяния, грации, женственности, а голос ее завораживает сердечной простотой, интимной доверительностью!
Лютня в итальянской народной музыке иногда груба и бесцеремонна, как скандальная крестьянка.
Свойственное лютне мягкое женское начало не исчезает даже в строгой средневековой полифонии.
В тембре лютни сплетаются солнечная мандолина и лунная арфа.
Гитара, как законная наследница лютни, переняла от своей матери редкий по красоте голос.
Лютня – почти идеальный аккомпанирующий инструмент. Гитара более независима и всякий раз заявляет о своей исключительности.
Лютня – строгая, набожная дама, гитара – светская красавица с непредсказуемым характером.
Лютня – инструмент небесной гармонии, гитара – человеческих страстей.
Покорная лютня веками томилась печальной узницей в сумраке средневековья. Гитара недолго взирала на ее слезы. Она гордо зазвучала в руках влюбленного человека.
Уму непостижимо, почему гитара потеснила на музыкальном Олимпе божественную лютню, как в свое время фортепиано – столь же божественный орган. Видимо, причиной тому – большая мобильность усовершенствованных инструментов и небывалая широта диапазона их выразительных средств.
СТАРШАЯ СЕСТРА ВИУЭЛА
Виуэла – старшая сестра гитары. Вот почему виуэлу нередко называют «старинной гитарой».
На виуэле играли при дворах испанских королей и грандов. Этот инструмент считался аристократическим, в отличие от гитары, которая была популярна среди простых людей.
Виуэла – инструмент, рождающий тихую ренессансную музыку, чьи звуки возносят слушателей к высотам незыблемого душевного покоя.
Виуэла умеет достичь такого высокого полета духа и кроткой безмятежности, которые возможны только за пределами земной жизни.
Виуэла благородна и сдержанна. Легко представить себе, что именно под ее аккомпанемент могли петь серенады славные рыцари, предшественники Дон Кихота.
Печаль виуэлы возвышенная, небесная, а радость – спокойная: в ней нет места для неистовых восторгов.
Истинное вдохновение виуэлы покоряет торжественной, величавой отстраненностью от земной жизни, оно без тени меланхолии, без намека на сладострастие.
Виуэле совершенно чужды бурные эмоции, чем грешит иногда порывистая гитара.
В старинной музыке виуэла – смиренная монахиня, гитара – шаловливая проказница.
Гитара возникла в результате замены двойных струн виуэлы на одинарные, что сделало звук нового инструмента более упругим и четким.
ГИТАРА В АНСАМБЛЕ
Орган наполняет пространство собора Божественной духовностью, гитара – порывами человеческой души. Вот почему их дуэт отличается таким богатством содержания.
Манерной декламации клавесина гитара противопоставляет живую человеческую речь.
Скрипку можно сравнить с цветущей розой, виолончель – с красавцем гладиолусом. Гитара – это ландыш, чей аромат опьяняет апрельской свежестью.
В дуэте с фортепиано гитара блекнет, теряет свою гордую осанку, будто сельская красавица – перед городской барышней.
Гитара прекрасно звучит на фоне акварельно-прозрачных оркестровых фактур, а также в ансамбле с такими инструментами, которые не подавляют ее хрупкий, кристально чистый голос.
У гитары свой самодостаточный мир. Она без фортепиано, скрипки или флейты способна выразить всю гамму наших переживаний. Более того: гитара – это камертон человеческой души.
ГИТАРА В СТАРИННОЙ МУЗЫКЕ
Гитара тиха и покорна в старинной музыке.
Гитара бесхитростна в народных танцах.
Гитара подчеркивает каждое движение, каждый жест танцующих галантных пар – придворных кавалеров и дам.
Гитара способна выразить глубокую, сдержанную скорбь в произведениях эпохи Ренессанса.
Гитаре доступно просветленное религиозное чувство, особенно в пьесах хорального склада старых мастеров.
Чтобы старинная музыка звучала на гитаре убедительно, недостаточно быть хорошим исполнителем. Надо знать внутренний мир людей, живших сотни лет тому назад.
ГИТАРА В РОМАНТИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ
Как только возникает романтическое чувство, гитара мгновенно оживает, молодеет душой.
Гитара звучит вдохновенно, когда передает поэзию романтических чувств.
Романтическая музыка гитары тревожит сердце воспоминаниями об утраченном счастье.
Гитара без труда переносит наше воображение во времена песен трубадуров и рыцарских поединков.
Соборы, замки, неземная любовь – все это превосходно воссоздает романтическая гитара.
До XVI века в Испании существовали две разновидности гитары: мавританская, звуки из которой извлекались щипком, и кастильская, на которой играли аккордами. Современный инструмент – своего рода гибрид двух своих предшественниц, вобравший в себя, помимо всего прочего, и два различных мироощущения: арабское и европейское. Вот почему шестиструнная чаровница стала наиболее ярким воплощением этнически пестрого испанского народа.
У гитары две грани души: благородная сдержанность придворной музыки и зажигательные ритмы народных танцев. Гитара – это Испания, элегантный Веласкес и ликующая коррида!
Какой роскошный букет из цветов испанской народной музыки подарила нам гитара!
Гитара безумствует в стихии испанского танца.
В искрометных испанских танцах гитара доводит себя до исступления, не замечая шумного праздника вокруг.
Как бы гитара ни веселилась в вихре испанского танца, в ней есть все-таки нечто очень древнее, темное, магическое, то, что скрыто в тайниках египетских пирамид и в гипнотизирующем взгляде верховного жреца.
Фламенко – это сакральное действо людей, охваченных экстазом радости, это пляска, исполненная чувственного неистовства, будто она совершается на раскаленных углях костра.
Фламенко – это испанская народная музыка, ворвавшаяся в прокуренную таверну, словно свежий весенний ветер.
Гитарист, как тонкий гурман, не устает наслаждаться причудливыми ритмами фламенко.
Испания не дала миру ни одного гитариста, чье творчество можно было бы сравнить с бессмертными произведениями Альбениса, Гранадоса, де Фальи, Родриго – все они играли на фортепиано! Однако вряд ли кто-либо из этой славной плеяды стал бы знаменитым композитором без подражания гитаре.
К ВЕРШИНАМ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Гитарист – это не просто музыкант, обычный храмовый служитель музы Эвтерпы. Гитарист – представитель высшего клана жрецов, посвященный в святые тайны искусства.
Честолюбие – не самое плохое качество в гитаристе. Действительно, трудно ожидать художественных взлетов от того исполнителя, кто не мечтает о покорении музыкального Олимпа!
Порой лучи славы ослепляют музыканта, он перестает видеть дорогу, по которой идет. Нужно постоянно прикрывать ладонью глаза, чтобы благополучно одолеть путь выдающегося гитариста.
Для одних гитара – это предмет слепого поклонения, идол, для других – самый лучший инструмент для выражения своих чувств и мыслей.
Необходим талант, чтобы подняться на Парнас искусства, но сколько бездарей путается под ногами гениев! То же мы наблюдаем среди гитаристов: толпа посредственностей мешает великим музыкантам идти вперед.
Тропинка, ведущая гитариста к славе, извилиста и крута. У подножья горы много друзей и поклонников, на вершине – уже нет никого рядом. Какие чудные перспективы открываются взору с высоты птичьего полета, и как горько осознавать свое одиночество!
Мы не можем назвать ни одного гениального пианиста или скрипача, кто достиг бы вершин мастерства самостоятельно, без помощи опытных педагогов. Почему же появляются одаренные гитаристы-самоучки? Видимо, дело в том, что гитара демократична по своей природе и чрезвычайно популярна. Она дает шанс прославиться каждому начинающему исполнителю, если тот настойчив, терпелив и талантлив.
Селедонио Ромеро был гитаристом-самоучкой, что не помешало ему добиться всемирной славы – как, впрочем, и многим другим самородкам: Фернандо Соро, Йозефу Мерцу, Николаю Макарову, Марку Соколовскому, Владимиру Русланову, Андресу Сеговии, Игорю Лютикову.
Великие гитаристы уникальны и неповторимы:
Андрес Сеговия – энтузиаст, подвижник гитары, который раскрывает ее безграничные возможности.
Джулиан Брим – всеми признанный мэтр, обнажающий духовную сущность музыкального искусства.
Джон Уильямс – мастер, чье исполнение отличается необыкновенно богатой палитрой красок.
Нарсисо Йепес – блестящий виртуоз, который плотью и кровью связан с испанской народной музыкой.
Элиот Фиск – мощный компьютер, способный воплотить в звуках любую идею, для чего имеет в своем распоряжении уникальную технику игры на гитаре.
Да, поразительное многообразие интерпретаций предлагают нам эти выдающиеся гитаристы ХХ века!
Сфера гитарного творчества кажется непосвященным маленьким островком первозданной природы, недоступным для туристов. На самом же деле это целый континент, Атлантида – загадочная, но не ушедшая под волны бушующего океана.
Невольно задаешься вопросом: когда миру явится Моцарт гитары? Пожалуй, не ранее, чем будут созданы произведения совершенной красоты и безупречной формы.
Гитара – едва ли не самый универсальный музыкальный инструмент.
Уникальность гитары заставляет ее искать собственный путь развития.
Музыковеды относят рождение классической гитары примерно к 1775 году. До этого свыше пяти столетий длился период ее становления. Но, как показывает сегодняшний день, гитара продолжает совершенствоваться. Воистину неисчерпаемы ее возможности!
Главными условиями совершенствования гитары всегда были и будут в дальнейшем виртуозность и красота звука. Этому инструменту, как скоростному фрегату, предстоит великое плавание!
Французский музыковед Элен Шарнассе тысячу раз права, когда утверждает, что «гитара – инструмент непрерывного обновления».
Гитару ожидает такое же славное будущее, каким замечательным было ее многовековое прошлое.
Источник