Эстрадное фортепиано что это

Особенности преподавания фортепиано учащимся отделения эстрадного вокала

Ковалева Анастасия Николаевна

Педагог дополнительного образования по фортепиано, МАОУ Гимназия № 3, г. Великий Новгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ковалева А.Н. Особенности преподавания фортепиано учащимся отделения эстрадного вокала // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 01.06.2021).

Давно признан тот факт, что любой музыкант должен владеть игрой на фортепиано хотя бы на начальном уровне. Фортепиано — универсальный инструмент во всех смыслах слова. Играя на фортепиано, музыкант может и услышать всю фактуру произведения, и проверить «чистоту» собственного исполнения мелодии, например. Трудно представить, что вокалист, певец может обойтись в своей творческой работе без игры на фортепиано — это и разучивание сольной партии, уточнение аранжировки. Этим обусловлено наличие предмета «Фортепиано» у вокалистов в учебных программах, в каких бы учебных заведениях они не обучались (будь то музыкальная школа, школа искусств, творческий центр и т.д.), в каком бы стиле они не учились петь.

Стоит отметить, что обучая игре на фортепиано учащихся отделения эстрадного вокала, нужно учитывать специфику именно самого эстрадного пения. Чтобы занятия по фортепиано имели для таких учащихся широко направленный эффект ( кроме — просто умею играть на инструменте), нужно учитывать потребности «эстрадников» в игре на фортепиано. Как правило, «эстрадники» разучивают свои песни в формате — мелодия с «цифровкой», часто певцам необходимо подбирать понравившуюся песню «по слуху» (нет нот, отсутствует информация об авторе, соответственно, не найти ноты печатные/электронные).Учитывая эти моменты, обычную учебную программу по игре на фортепиано, как дополнительному предмету, можно скорректировать в сторону этих аспектов. Далее я постараюсь коротко изложить способы преподавания детям этих умений.

Читайте также:  Вера вечна вера славна наша вера православна ноты для смешанного хора

Чтобы дети постепенно учились играть песни с «цифровкой», для начала нужно дать им теоретические знания — собственно, сама система «цифровки». Т.е. как ноты обозначаются буквами ( A — Ля, H — Си и т.д.), как строятся трезвучия и некоторые другие простые аккорды. Закрепить теоретические знания можно с помощью игры «гармонических цепочек» — последовательностей из нескольких аккордов. Тут можно дать волю фантазии: сделать дидактическую игру с карточками, сочинять свои «цепочки» и записывать их, играть » цепочки» друг друга (один ученик играет сочинения другого, играет «цепочку» предложенную педагогом). Когда чтение и исполнение «цифровки» становится простым и понятным, можно непосредственно переходить к игре песен, записанных в формате мелодия + «цифровка». На 1-ом этапе лучше, если это будут всё-таки несложные и знакомые песни (из мультфильмов, традиционные праздничные). Так, ребёнок быстро разберет мелодию и легче скоординирует ее с «цифровкой», так как мелодия «на слуху». Далее можно усложнять задачу и брать для игры любые песни, записанные таким образом. Естественно, всегда в работу нужно брать и песни, которые ребенок разучивает на занятиях вокалом. Этот аспект, конечно, предполагает взаимодействие педагога по фортепиано с педагогами по сольфеджио и вокалу. Ведь представление о «цифровке» ребенок может получить и на уроках сольфеджио, тогда нужно будет лишь закрепить и применить пройденный материал. С педагогом по вокалу уточняется репертуар, уровень его усвоения на уроках вокала.

Что касается развития умения играть » по слуху», без нот, нужно начинать формировать его как можно раньше- чтобы ребенок привыкал играть без нот так же непринужденно, как и по нотам. Умение и небоязнь играть без нот — отличительная черта профессионального музыканта. В то же время, известно, что развитие этого умения упускается из вида педагогами на начальном этапе обучения, и в дальнейшем очень сложно ученику приучить себя «оторваться» от нот, не бояться играть «по слуху».

Читайте также:  Даны предложения гитара состоит

Чтобы заинтересовать ученика игрой без нот, нужно продумать «набор» мелодий, которые любой ученик захотел бы научиться играть, и играть именно без нот. Скорее всего, это могут быть популярные мелодии — это могут быть поздравительные песни(» Happy Birthday»,например и т.п.), несложные адаптированные темы из фильмов, игр. Наметив такой «набор», останавливаемся на самой простой для подбора и в то же время точно знакомой мелодии, чтобы ученик с любым уровнем музыкального слуха мог подобрать ее без особых затруднений. Сначала пробуем подобрать мелодию, а потом уже учимся подбирать и аккомпанемент.

Для развития умения подбора по слуху полезно и сочинять собственные мелодии. Как правило, дети любят сочинять, они слышат внутренним слухом ту или иную мелодию, и чтобы «перенести» ее на клавиши, нужно ее подобрать — состыковать внутренний слух и пальцы. Для сочинения мелодий лучше использовать задание сочинить песенку. Это может быть сочинение песенок на любимые стишки детей, а также в своей практике я использую для сочинения музыки карточки из «Ритмического лото» Т. Липневой и Е. Борисовой. Эта игра представляет собой набор из карточек со стишками и карточек с ритмическим рисунком. Задание для ребенка — выложить ритмический рисунок стихотворения. Но мы расширяем задание. Ведь если есть слова, ритм, то и мелодию можно сочинить. Сочинение песенки дети стараются и самостоятельно записать, педагог помогает на первых порах. Для вокалиста это тоже очень нужный навык.

Следует сказать, что два этих важных и интересных аспекта в обучении игре на фортепиано «эстрадников», можно внедрять в ход занятий одновременно, но предпочтительнее и удобнее всё-таки сначала освоить «цифровку» — чтение «цифровки» нужно и при игре по нотам, и без них, и записывать аккомпанемент к своим песенкам тоже можно в виде «цифровки». Хочется также подчеркнуть, что постепенно в зависимости от темпа усвоения материала учеником, можно учиться играть разные виды аккомпанемента, опять же опираясь на «чтение цифровки».

Источник

Основные отличия между академическим и эстрадным пением

По манере исполнения вокал бывает:

  • Академический (классический);
  • Джазовый;
  • Эстрадный;
  • Народный.

Академический вокал развился из музыки европейского церковного пения. Претерпев множество изменений, и будучи дополнен величайшими композиторами разных эпох (в том числе русскими композиторами-классиками Римским-Корсаковым, Бородиным, Глинкой, Чайковским и другими), он стал основой для оперной и камерной музыки.

Эстрадное направление (фр. estrade, «подмостки, помост») развивалось параллельно с академическим как объект массовой культуры, самое распространенное и востребованное среди населения.

Чем отличаются?

Главное отличие классического исполнения от эстрадного – в звукоизвлечении. А оно в свою очередь базируется на положении гортани и подвижного мягкого нёба.

Дополнительная информация

У человека в полости рта находится твёрдое нёбо, имеющее форму купола, и мягкое нёбо. Мягкое нёбо представлено небными занавесками, которые сходятся и образуют язычок, и небными дугами с миндалинами. Твёрдое нёбо усиливает звук и способствует лучшему резонансу, в то время как мягкое, наоборот, препятствует, добавляет звуку гнусавость. Чтобы исправить этот дефект, начинающим вокалистам очень важно тренировать мышцы, поднимающие мягкое нёбо и «раздвигающее» небные занавески.

Так в академическом хоре поют всё время в одной позиции, на «зевке», поднимая мягкое нёбо и округляя гласные. На выходе получается чистый объемный глубокий звук, который позволяет оперным певцам обходиться без микрофона и других, усиливающих голос, средств. Эстрадные же исполнители используют разные позиции, оперируют ими для придания композиции большей выразительности. В то же время они задействуют только естественный грудной регистр, как для обычной речи. Их произведения доступны и понятны слуху обычного человека.

Многообразие положений гортани в сочетании с различными техниками в эстрадном вокале породило огромное количество стилей: поп, рок, рэп, хип-хоп, регги, шансон, электро, кантри, дарквэйв, латино и другие. Каждый начинающий может найти тот, в котором ему будет интересно развиваться.

Вокалисты-эстрадники находят свое призвание на сцене в качестве солистов, бэк-вокалистов. Они поют в эстрадно-джазовых коллективах и музыкальных группах различных направлений. Занимаясь этим видом вокала, человек раскрывает себя, показывает свою индивидуальность и неповторимость.

Репертуар поющих в академической манере – разнообразные арии, романсы, оперетты. Эти певцы выступают на сценах больших и малых оперных театров в качестве солистов либо в хоре. Академические хоры следуют традициям, они могут петь либо под аккомпанемент инструмента и даже целого оркестра, но ничто так не завораживает, как хор, поющий a capella.

Как видите разница между классическим оперным вокалом и эстрадным пением существенная, но у этих столь непохожих направлений есть и общие черты.

Чем схожи?

При пении задействуются органы дыхания и слуха, а также речевой аппарат. Кроме самого пения, необходимо знать основы нотной грамоты и иметь представление о построении гармонии. И в академическом пении, и в эстрадном вокале обязательной является постановка голоса. Также большое значение имеют артикуляция, правильное дыхание и осанка. Всему этому можно научиться у педагогов, в музыкальных учреждениях и даже самостоятельно в домашних условиях.

Из плюсов индивидуальных занятий пением любого направления можно отметить глубокое дыхание, мелодичный голос, возможность воспроизвести любую услышанную мелодию.

Обучение эстрадному и академическому вокалу

Обучение академическому вокалу даёт свободу владения голосом и является основой для изучения остальных видов. Здесь как с гитарой: в большинстве музыкальных школ учат на классической, а потом можно играть и на акустической, и на электро-гитаре. Некоторые певцы зачастую испытывают трудности, если приходится менять стиль, однако многие известные звезды эстрады проходят спецкурс академического вокала, чтобы расширить диапазон, усилить и углубить звук.

Чтобы научиться петь в академическом стиле с нуля, на первых порах начинающие поют только распевки и вокализы, затем переходят к простым песням. Результатом тренировок является возможность исполнять сложнейшие арии и романсы. Зачастую те, кто ранее обучался академическому вокалу, меняют направление на эстрадное, джазовое или народное.

Тем, кто выбирает в качестве старта занятия эстрадным вокалом, также вначале нужно ставить голос и учиться правильному дыханию и разным техникам исполнения. Зато потом открывается широкое поле для деятельности: можно выбрать любой жанр эстрадной музыки и развиваться в нём.

Людям, которые хотят с нуля научиться пению, имеет смысл нанять хорошего педагога: он научит основам и вовремя укажет на ошибки, допускаемые по неопытности. Затем, получив нужный багаж знаний, можно обходиться и без него, продолжая заниматься самостоятельно.

Тем же, кто хочет научиться вокалу без посторонней помощи, поначалу следует быть очень осторожными. Желательно иметь дома гитару, фортепиано или синтезатор, чтобы аккомпанировать себе. Начать следует с простых народных песен и мелодий – они не перегружают голосовые связки и вполне подходят новичкам. Параллельно с этим имеет смысл изучать сольфеджио, чтобы понимать, как устроена музыка. Такие занятия – хорошее начало для эстрадного исполнителя, но следует помнить, что научить петь в академической манере может только квалифицированный педагог.

Пение – это искусство. Регулярными занятиями можно достигнуть поистине потрясающих успехов. Главное – получать удовольствие, и тогда занятия вокалом будут легкими и интересными.

Источник

Вопрос о музыкальной школе

1. Можно поступить, только зачем? Лучше освоить настоящее механическое фортепиано. На возраст меньше всего смотрят частные школы.
2. Слух хотят проверить (вдруг абсолютный?) . Любую. Не помню, было 4 года мне, когда поступал.
3. Разница в качестве обучения зачастую. Эстрадные фортепианные отделения во всех музыкальных вузах и сузах, как правило, не отличаются диким качеством. Кроме того, эстрадное отделение не означает то, что вы будете играть там только на синтезаторе, уроки могут проходить и на обычном фортепиано, поскольку эстрадное включает в себя импровизацию, джаз, и т. д. Любое подобное обучение предполагает дать человеку возможность игры на любом клавишном инструменте. Классический пианист потому и универсален, что может играть и на синтезаторе, и на классическом клавесине, и обычном рояле и даже на органе (но там нужен спецкурс обучения — не так-то это просто, еще ноги задействованы) .
4. Обучение на классическом фортепиано будет ВСЕГДА.

Поймите вот что — синтезатор не является дико иным инструментом, и овладев и поняв принцип работы одного электронного фортепиано, то сесть за другую модель epiano — вообще не проблема. Намного более серьезная работа — освоение классической игры на фортепиано. Поэтому специальность «игры на синтезаторе» по сути высосана из пальца, пардон.

Синтезатор по определению ничего общего с классикой не имеет. На нем ничего классического сыграть нельзя.
Сейчас уже возраст не важен, главное, чтобы деньги платили, поэтому в 15 нормально можно поступить.
На счет спеть песню, не знаю.. . А при чем тут фортепиано? Обычно слух должны проверять, а петь пианисту не обязательно уметь. У меня проверяли слух, сколько я нот слышу, когда нажимают кластер, могу ли я чисто их спеть, звуковысотность.
Классическое фортепиано — очень трудно, если хочется серьезно им заниматься, то забудьте о личной жизни и гуляниях с друзьями на много лет (профессиональный пианист учится почти 16 лет) . Эстрадное — поверхностное освоение основных приемов и техник игры, умение аранжировать мелодию, немного импровизировать.

А зачем вы тут эти вопросы задаете? Можно, ведь, всё узнать и в школе в вашем городе. Лично я, как пианист, могу посоветовать поступать на классическое фортепиано. Даже если вы и не собираетесь профессионально заниматься, оно даст гораздо больше, чем все эти искусственные инструменты, и, в любом случае, такой человек будет грамотнее и будет больше уметь, чем эстрадник.

Источник

«Основы исполнительской подготовки» «Эстрадное фортепиано. Основной курс»

1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств имени А.П. Артамонова ( 2) Ленинского района г. Ростова-на-Дону Программа учебного предмета «Основы исполнительской подготовки» дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства «Эстрадное фортепиано. Основной курс» 2014 г.

2 «Одобрено» Методическим советом МБОУ «ДШИ имени А.П. Артамонова ( 2)» Дата рассмотрения Х Зг С. JLO-/S/?. «Принято» Педагогическим советом МБОУ «ДШИ имени А.П. Артамонова ( 2)» Протокол ОТ Л^/. Pfi. 9г, & «Утверждаю» Директор онова ( 2)» Т.А. Ушакова Разработчик: Городничева Л.Ю. — преподаватель по классу эстрадного фортепиано высшей квалификационной категории Рецензент: Терацуян А.М. — заведующий отделением «Музыкальное искусство эстрады» РКИ

3 МБОУ ДШИ имени А.П.Артамонова( 2) РЕЦЕНЗИЯ на программу учебного предмета «Эстрадное фортепиано. 1-4 классы ДМШ и ДШИ» для дополнительных общеразвивающих,общеобразовательных программ в области музыкального искусства. Срок обучения 4 года Разработчик Городничева Л.Ю,преподаватель по классу «Эстрадного фортепиано,высшей квалификационной категории. Программа учебного предмета «Эстрадное фортепиано.1-4 классы ДМШ и ДШИ» дополнительной общеразвивающей,общеобразовательной программы в области музыкального искусства составлена в соответствии со статьёй 12 и 83 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. Данная программа включает следующие разделы:введение,пояснительную записку,учебно-тематический план,методические рекомен дации,методическую литературу и примерный репертуарный список. Представленная программа даёт преподавателям убедительные рекомендации на начальном этапе работы с учениками. Программа учебного предмета «Эстрадное фортепиано.1-4 классы ДМШ и ДШИ» может быть рекомендована для реализации в учебном процессе Детской школы искусств. Заведующий отделением «Музыкальное искусство acjj Ростовского колледжа искусств / Терацуян Адам Мартынович ‘ / ы» [ J.u/.

4 Содержание 1.ВВЕДЕНИЕ 2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 4.КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 6 5.ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ 6.МЕТОДИЧЕЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 7.РЕПЕРТУАР 3

5 ВВЕДЕНИЕ Главная задача начального музыкального образования — воспитание любви к музыке, любознательности, стремления к самостоятельному изучению музыкального наследия. Освоение элементов музыкальной грамоты, развитие слуха и пианистического аппарата, навыков самостоятельной и творческой работы с первых же занятий музыкой — основа воспитания, как музыканта-профессионала, так и любителя. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Как показывает практика работы музыкальных школ, значительная часть выпускников сегодня не продолжает профессионального музыкального образования. Расширение же музыкальных специальностей в ДМШ и ДШИ с учётом интересов ребят даёт возможность профессионально ориентировать определённую часть учащихся, предоставив им право самостоятельного выбора того или иного инструмента, способствует притоку участников коллективов художественной самодеятельности, воспитанию подготовленной W W т л.. активной слушательской аудитории. В итоге, всё это оказывает положительное влияние на развитие самодеятельного и профессионального творчества, улучшает качество подготовки абитуриентов на эстрадные отделения музыкальных колледжей, лицеев. Безусловно, ДМШ и ДШИ должны быть обеспечены необходимой материальной базой для открытия эстрадных отделений. Необходимо наличие оборудованных классов, музыкальных инструментов, усилительной радиоаппаратуры, нотного и методического материала. При отборе учащихся на эстрадные специализации необходимо учитывать наличие у них интереса к эстрадной и джазовой музыки, природных данных, физических возможностей. Учащиеся должны обладать хорошо развитым слухом, чувством ритма, музыкальной памятью, склонностью к самостоятельному музицированию, сочинительству. Основным направлением отделений эстрадной специализации является в первую очередь развитие творческих способностей учащихся, что должно найти своё отражение в программах по предмету теоретического и специального циклов. Должны быть подготовлены и скорректированы экспериментальные методические разработки, которые дадут возможность комплексного обучения и воспитания юных музыкантов. Эстрадное музыкальное творчество носит ярко выраженный 4

6 коллективный характер, поэтому в процессе обучения и воспитания необходимо формировать у учащихся чувство коллективизма, товарищества. Помимо занятий эстрадного ансамбля эти качества воспитываются в процессе классной работы, при проведении концертов, родительских собраний совместно с учащимися, посещением концертов, прослушиванием записей музыки и т. д. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Занятия проводятся два раза в неделю по 45 минут,8 часов в месяц,64часа в год. Успеваемость учащихся во многом зависит от целесообразно составленных планов,в которых должно быть предусмотренно последовательное,гармоничное,комплексное развитие учащихся с учётом индивидуальных способностей,уровнем общемузыкального и технического развития ребёнка.большое значение в развитии эстетического вкуса учащихся имеет выбор репертуара.он должен быть разнообразным по содержанию,форме,стилю,фактуре.при правильной и обьективной оценке индивидуальных данных учащихся разумно составленный план работы поможет решать те или инные конкретные задачи.непосильные художественные и технические задачи приводят зачастую к чрезмерной эмоциональной,интеллектуальной и физической перегрузке,зажатости. В процессе изучения музыкальных произведений педагог должен дать ученику разнообразные теоретические и исторические сведения(о форме,ладовой и гармонической основе,штрихах,ритмике,стиле и т.д). Важным разделом работы является развитие у ученика навыка чтения нот с листа,что значительно активизирует процесс работы,расширяет музыкальный кругозор.развитию навыков чтения нот с листа способствует ансамблевое музицирование.поэтому,этим надо заниматься как в классе ансамбля,так и специальных классах и на теоретических дисциплинах. Вначале и в конце полугодий необходимо в планах давать оценочный анализ развития творческих способностей,степени профессионального роста,наметить пути устаранения имеющихся недостатков и дальнейшего развития учащихся. Немаловажную роль играет разумно организованный и обьективный учёт успеваемости учащихся.при выставлении оценки надо учитывать,что она является стимулом для улучшения работы ущащегося.при этом надо учитывать трудовую активность учащегося, стремление к выполнению поставленных задач,индивидуальные 5

7 способности и возможности ребёнка. Иногда целесообразно повысить оценку работоспособному ученику и,наоборот,снизить оценку одарённому, но ленивому ученику. При выставлении оценок следует иметь ввиду определённый оценочный критерий для данного класса.иногда возможно некоторое занижение уровня трудности проходимого материала(переход с одного инструмента на другой). Планы работы обязательно должны включать в себя внеклассню работу с учащимися,направленную на расширение их кругозора,общей культуры,эстетического и нравственного воспитания. КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Специализация «Эстрадое Фортепиано» вызвана необходимостью профессиональной ориентации той части учащихся, которые проявляют склонность к самостоятельному музицированию, желанию подбирать по слуху знакомые мелодии, сочинять, при этом обладают хорошо развитым мелодическим и гармоническим слухом, музыкальной памятью, ритмической организацией. Обычно такие дети рано начинают самостоятельное знакомство с творчеством композиторов, исполнителей, ансамблей. Этому помогает музыка, звучащая по телевидению, радио, на эстраде и т. д. Обучение в классе эстрадного фортепиано должно включать в себя два важных раздела: получение знаний и навыков учащимся в области классической музыки и подготовка его к освоению и изучению специфических особенностей жанра эстрадной и джазовой музыки. Только таким образом можно достичь развития у учащегося музыкального вкуса, профессионализма, знаний, формирования идейно -эстетических представлений о многообразии музыкальных явлений в различных областях музыкального искусства. Творчество джазовой импровизации берёт начало от спонтанного народного музицирования. Во все времена высоко ценили дар музыканта-импровизатора (концерты Баха, каденции Моцарта, Бетховена, импровизации Паганини, Листа, Шопена и др.) Буквенно-цифровая система обозначения гармонии, которой широко пользуются современные джазовые музыканты, берёт начало от буквенно-цифровой системы генерал-баса ещё добаховского периода. Основываясь на достижениях мировой музыкальной культуры, эстрадная и джазовая музыка впитала в себя такие новые средства музыкальной выразительности, как негритянские спиричуэлс, госпелсонги и блюзы с характерным мажоро-минорным ладом, латиноамериканские, креольские, испанские, итальянские мелодии, многообразие характерных пульсирующих ритмов. Подготовка учащихся эстрадной специализации обязательно должна 6

8 включать в себя сплав теоретических и практических знаний и навыков, необходимых для формирования грамотного мышления с широким охватом многообразных явлений, входящих в понятие «эстрадная» и «джазовая» музыка. Задачей педагога является разумное построение процесса обучения и воспитания, основанного на принципе постепенного изучения материала от простого к более сложному. Фортепиано, как ни один другой инструмент, обладает большими возможностями: с его помощью можно знакомиться с музыкальными произведениями, написанными для самого различного инструментального состава, произведения камерной, симфонической, оперной, эстрадной музыки. Фортепиано знакомит с гармонической стороной музыки, делает возможной полифоническую игру, включая самостоятельные динамические оттенки отдельных голосов. Фортепианная литература очень богата — каждый исторический стиль, каждая композиторская школа находит отражение в фортепианной литературе. В основу воспитания музыканта должен быть положен принцип единства художественного и технического развития. Перед учеником следует ставит посильные для него задачи, поощрять проявление инициативы, наблюдать за развитием его индивидуальности. В работе с учеником педагог должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиться ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительной музыкальной интонации, понимания элементов формы. Исполнительская техника является необходимым средством реализации художественного замысла. Важным средством повышения интереса к работе над техникой является связь упражнений, этюдов с художественной литературой. Важна также связь с теоретическими сведениями. Влиять на технические навыки ученика лучше всего путём развития его музыкальных представлений, умения слушать музыку. Важной задачей пианиста является овладение фортепианным звуком во всей его красоте и многообразии. Для этого необходимо постоянно совершенствовать слух, вырабатывать привычку внимательно слушать себя, контролировать свою игру слухом. Большое значение имеет работа над полифонией. Изучение многоголосной музыки — основа воспитания и обучения пианиста. Необходимо развивать умение слышать и вести одновременно несколько музыкальных линий, что представляет немалую трудность. Уже двухголосие ставит перед учеником двойную задачу слышаные и определение обоих голосов и координацию движений рук. Здесь очень важно грамотно и рационально подбирать музыкальный материал, постепенно возрастающий по сложности. 7

9 Работа над крупной формой развивает способность мыслить более крупными построениями, умение логично сочетать контрастные образы, переключаться с одного вида фактуры на другой. Подвести ученика к восприятию музыки наших дней во всём её богатстве и полноте — сложная задача. Необходимо, чтоб учащийся учился воспринимать музыкальный язык как явление динамическое, естественно развивающееся во всех своих элементах. Без этого невозможно понимание современной музыки. Одним из важных разделов работы является развитие у учащегося навыков чтения с листа. Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте активизирует процесс работы, который ведётся по двум тесно связанным направлениям: развитие навыка тщательного разбора (анализа) и навыка беглого чтения с листа. Предпосылками грамотного и осмысленного разбора являются: осознание ладотональности, метроритма, умение охватить мелодическую фразу, правильно истолковать авторские ремарки, понимание роли аппликатуры (не только для удобства игры, но и для передачи верной фразировки, голосоведения). Навыки беглого чтения с листа развивают умение схватывать главное в музыкальной ткани, непрерывно вести музыкальную линию, не останавливаясь и не исправляясь, развивают быструю реакцию на нотные знаки, свободу ориентироваться на клавиатуре. В процесс обучения необходимо включать подбор мелодий к заданной гармонической последовательности, записанной в буквенноцифровом обозначении (однотональные, 8-12 тактов), гармонизацию мелодии простейшими гармониями. В процессе работы над произведениями эстрадно-джазовой музыки следует обратить внимание учащегося на форму, ладогармоничкскую структуру, ритмический язык. Очень часто проведение мелодической линии требует от джазового пианиста специфического туше, которое можно было бы назвать «неполным легато», для которого характерно отчётливое, рельефное, упругое, интенсивное и вместе с тем несуетливое воспроизведение линий и пластов фактуры, а главное-непринуждённое, пластичное и тонко нюансированное «выговаривание» музыкальных фраз со смелым, но не грубым подчёркиванием отдельных звуков, которые обычно занимают в такте метрически подчинённое положение (слабые доли такта или промежуточные моменты). Интенсивность музыкальной речи должна идти за счёт чёткой артикуляции, за счёт слухового контроля за звукоизвлечением, но не за счёт форсирования звучания инструмента. 8

10 Важно изначально обратить внимание на чёткую организацию музыкальной ткани, насыщенную синкопами, ритмическими смещениями, акцентами, полиритмией. Специфика эстрадного и джазового музицирования предполагает развитие коллективного творчества учащихся, Поэтому необходимо создавать коллективы, объединённые общими целями на пути к совместному творчеству. Этому помогают классные вечера, совместное прослушивание и обсуждение концертов, родительские собрания совместно с учащимися. ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет важную роль, способствует более эмоциональному и осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, что является необходимой предпосылкой для успешного освоения предмета, помогает в исполнительской практике. А так как творчество ребёнка связано с самостоятельными действиями, он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить. Творческие задания должны быть доступны для учащихся, их надо разумно подбирать с учётом возможностей учащихся или состава группы. Развивать творческие возможности учащихся надо как можно раньше, но лишь после того, как у детей накопился хотя бы небольшой запас музыкально-слуховых впечатлений и знаний. Основным видом творчества в ДМШ и ДШИ является импровизация и сочинение. На начальном этапе это может быть сочинение ответной фразы, импровизация мелодии на заданный ритмический рисунок, варьирование коротких попевок. Кроме того, импровизация ритмического аккомпанемента к песне, сочинение короткой мелодии определённого жанра и характера, импровизация на заданную тему, сочинение вариаций на данную или свою тему, импровизация подголосков к данной мелодии, подбор аккомпанемента и т. д. Творческие задания могут быть как классными, так и домашними с условием обязательной проверки и обсуждения выполненной работы. Развитию творческих способностей учащихся должны способствовать дисциплины теоретического и специального цикла. 9

11 УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Ю.Чугунов «Гармония в джазе». М., Музыка, И.В.Волков «Методическое пособие по гармонии». 3.Ю.Г.Кинус «Импровизация и композиция». 4.Рамон Рикер «Пентатоника в джазовой импровизации». 5.О.Н.Хромушин «Учебник джазовой импровизвции». 6.М.Катанский «Учусь играть джаз». 7.Г.И.Шатковский «Сочинение и импровизация мелодий». 8.Н.В.Мордасов «Пособие по сольфеджио для эстрадно-джазовых специализаций ДМШ и ДТТТИ». 9.Ден Херли «Джаз.Рок.» Аранжировка для клавишных инструментов». МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., Баренбойм Л. Путь к музицированию. М., Бирман Л. О художественной технике пианиста. М., Коган Г. Вопросы пианизма. Избр. статьи. М., Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. М., Кременштейн Б. Педагогика Г.Г. Нейгауза. М., Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., Тургенева Э.Ш. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано. Центр. метод. кабинет по детскому музыкальному и художественному образованию. М., Коржова О. «Rostov -on- Jazz» 12 Р. Туишев, Е. Черепанцева «Джаз по-ростовски». 13. Г.С. Левин «К проблеме теории Свинга». 14. Д.Б. Крамер «Начальное обучение на фортепиано. Изучение стилистических джазовых приёмов». 15. Н.В. Мордасов «Развитие творческих навыков музицирования на начальном этапе обучения». 16. Е. Овчинников «Джаз как явление музыкального искусства». 10

12 17. А.М. Терацуян «Курс Джазовой импровизации в ДМШ». 18. В.В. Климкович «Инструменты Эстрадного оркестра». Приложение 1. Примерный репертуарный список. Фортепиано. 1 класс. Этюды Гедике А. Соч мелодических этюдов для начинающих: 2, 3, 7 Соч легких фортепианных пьес для начинающих Тетр.1: 13, 14, 22 Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих: 1-3, 9-13, 15, 19 Подготовительные упражнения по различным видам фортепианной техники (по выбору) Фортепианная азбука (по выбору) Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г. Гермера, ч.1: 1-6 Шитте А. Соч маленьких этюдов: 1-15 Соч легких этюдов: 1-20 Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей,ч.1. Сост. С.Ляховицкая и Л. Баренбойм ( по выбору) Школа игры на фортепиано. Под ред. А. Николаева (по выбору) Юный пианист.вып.1. Сост. и ред. Л.Ройзмана и В. Натансона: 1-12 Пьесы Александров А. Шесть маленьких пьес для фортепиано: Дождик накрапывает, Когда я был маленьким. Беркович И. 25 легких пьес: Украинская мелодия, Осень в лесу, Вальс, Сказка. Гедике А. Соч легких фортепианных пьес.тетр.1: Заинька, Колыбельная, Сарабанда, Танец Гречанинов А.Соч. 98. Детский альбом: Маленькая сказка, Скучный рассказ, В разлуке, Мазурка Жилинский А. Фортепианные пьесы для детей: Игра в мышки, Вальс, Утро в пионерском лагере Кабалевский Д. Соч.27. Избранные пьесы для детей: Ночью на реке, Вроде вальса. Львов-Компанеец Д. Детский альбом: Веселая песенка, Игра, Раздумье, Колыбельная, Бульба Любарский Н. Сборник легких пьес на тему украинских народных песен: 11

13 И шумит, и гудит, Про щегленка, Пастушок, Дедушкин рассказ, Курочка Майкапар С. Соч.28. Бирюльки: Пастушок, В садике, Сказочка Соч.33. Миниатюры: Раздумье Моцарт Л. 12 пьес из нотной тетради Вольфганга Моцарта: Бурлеска, Ария, Менуэт Ре мажор Слонов Ю. Пьесы для детей: Шутливая песенка, Рассказ, Разговор с куклой, Сказочка, Кукушка, Колыбельная Хренников Т. Альбом пьес: Поют партизаны, Осенью, Колыбельная. Библиотека юного пианиста. Вып.1, 2,3,4,5. Сост. В. Натансон — по выбору Классики — детям, I-IV кл. ДМШ — по выбору Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч.1, 2. Сост. С. Ляховицкая — по выбору Советские композиторы — детям. Тетр. 2.Сост.В. Натансон — по выбору Современная фортепианная музыка для детей. I кл. ДМШ Сост. ред. Н. Копчевского: Барток Б. Дорийский лад Бертрам К. Мечты Косма Ж. Наигрыш гобоя Сарауэр А. Утро Стоянов А. В цирке, Пьеска на черных клавишах Полифонические произведения Беркович И. 25 легких пьес для фортепиано: Канон Гедике А. Соч легких фортепианных пьес для начинающих. Тетр.1:Фугато Гуммель И. Пьесы: Фа мажор, До мажор, ре минор Кригер И. Менуэт ля минор Моцарт Л. Менуэт, Бурре Полифонические пьесы: I- IV кл.дмш (БЮП). Сост. В. Натансон — по выбору Сборник полифонических пьес. Тетр.1 Сост. С. Ляховицкая: русские народные песни Советские композиторы — детям.тетр.1.сост.в.натансон: Тигранян В. Канон Школа игры на фортепиано. Под. ред. А.Николаева — по выбору Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт ре минор Глинка М. Полифоническая пьеса ре минор Произведения крупной формы Рейнеке К. Соч.136. Аллегро модерато Штейбельт Д.Сонатина До мажор, ч.1 Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Вып.1 I-II кл. ДМШ. Сост. и ред.н.любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян: 12

14 Назарова Т. Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я» Рейнеке К.Соч.12.Андантино из сонатины Соль мажор Соч.127. Сонатина Соль мажор, ч.2 Школа игры на фортепиано. Под. ред. А.Николаева — по выбору Юный пианист. Вып.1. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона — по выбору Ансамбли Брат и сестра. Народные песни и легкие ансамбли. Вып.1. Перелож. и обр. С.Кузнецовой — по выбору Брат и сестра. Народные песни и танцы. Вып.2. Сост. и ред. В.Натансона — по выбору Избранные ансамбли. Вып.1 (БЮП). Сост.В. Натансон — по выбору Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки (БЮП). Сост. В.Натансон — по выбору Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч.1. Сост. С.Ляховицкая и Л. Баренбойм — по выбору Кабалевский Д. Наш край Школа игры на фортепиано. Для первого года обучения. Сост. Н.Кувшинников и М.Соколов — по выбору Юный пианист Вып.1. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона — по выбору Эстрадные и джазовые пьесы Джаз для детей. Вып.1.Сост. С.А. Барсукова. Шмитц. Этюды 1,2,3. Джаз для детей. Вып.4. Шмитц. Этюды 1,2,3. А.Лысак. Джазовый альбом — по выбору. Т. Смирнова. «А11е го».фортепиано. Интенсивный курс. — по выбору. С. Подгорная. Сборник джазовых пьес и ансамблей. — по выбору. К. Крит. Джазовые игрушки. Медвежонок Тедди. М. Шмитц. Джазовый парнас. Тетр.1. — по выбору. 2 класс. Этюды Беренс Г. Соч маленьких фортепианных пьес без октав: 31, 33, 43, 44, 47, 48, 50 Гедике А. Соч маленьких пьес для начинающих: 5 Соч мелодических этюдов для начинающих: 11, 12, 15, 18, 19, 24 Соч легких пьес для фортепиано.тетр.2: 27 Соч легких этюдов: 2, 7, 15 13

15 Соч.59. Этюд 14 Гнесина Е. Этюды на скачки: 1-4 Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники (по выбору) Лекуппэ Ф. Соч.17. Азбука. 25 легких этюдов: 3, 6, 7,9, 18, 21, 23 Лемуан А. Соч.17. Этюды: 1, 2,6, 7, 10, 17, 27 Лешгорн А. Соч.65. Избранные этюды для начинающих: 1, 5-7, 9, 27, 29 Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под. Ред. Г. Гермера Ч.1: 10, 11, 13-18, 20, 21, 23-29, 40 Шитте А. Соч маленьких этюдов: 16, Соч легких этюдов: 23, 24 Пьесы Бетховен Л. Экоссезы: Ми-бемоль мажор, Соль мажор Гайдн А. Соч.6. Пьесы: 5, 8, 15, 19 Соч.58.Прелюдия Гнесина Е. Пьески-картинки: 10 Сказочка Гречанинов А. Соч.98.Детский альбом (пьесы по выбору) Соч.123. Бусинки (по выбору) Кабалевский Д. Соч.27. Избранные пьесы: Старинный танец, Печальная история Майкапар С. Соч.28. Бирюльки: Маленький командир, Мотылек, Мимолетное видение Салютринская Т. Кукушка Слонов Ю. Пьесы для детей: Скерцино, Светланина полька, Утренняя прогулка Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Болезнь куклы, Старинная французская песня Шуман Р. Соч.68. Альбом для юношества: Мелодия, Марш, Первая утрата Школа игры на фортепиано. Для второго года обучения. Сост. Н.Кувшинников и М.Соколов — по выбору 14

16 Полифонические произведения Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт Соль мажор, Менуэт ре минор, Волынка Ре мажор, Полонез соль минор 2 Гендель Г. Две сарабанды: Фа мажор, ре минор Свиридов Г. Альбом пьес для детей: Колыбельная песенка Полифонические пьесы. I-V кл. ДМШ (БЮП. Сост. В. Натансон — по выбору Произведения крупной формы Андрэ А. Сонатина Соль мажор (Сонаты, сонатины, рондо, вариации для фортепиано, ч.1. Сост. С. Ляховицкая Беркович И. Школа игры на фортепиано: Сонатина Соль мажор Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, ч. 1, 2 Гедике А. Соч.36.Сонатина До мажор Соч.46.Тема с вариациями Диабелли А. Сонатина Фа мажор (Школа игры на фортепиано. Для второго года обучения. Сост. Н. Кувшинников и Н. Соколов) Жилинский А. Сонатина Соль мажор Кабалевский Д. Соч.51. Вариации Фа мажор Клементи М. Соч Сонатина До мажор Любарский Н. Вариации на тему русской народной песни (соль минор) Моцарт В. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта» Некрасов Ю. Маленькая сонатина ми минор (Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей, ч.2.сост. С. Ляховицкая) Плейель И. Сонатина Ре мажор, ч.1. Салютринская Т. Сонатина Соль мажор Хаслингер Т. Сонатина до мажор, ч.1,2 (Школа игры на фортепиано. Под ред. А. Николаева) 15

17 Ансамбли Беркович И. Соч.30. Фортепианные ансамбли (по выбору) Чайковский П. 50 русских народных (для ф-но в 4 руки — по выбору) Брат и сестра. Легкие ансамбли. Вып.1. Для фортепиано в 4 руки. Избранные ансамбли. Вып.1. Сост. В.Натансон — по выбору Сборник пьес для фортепиано в 4 руки. Сост. Н.Агафонников (по выбору) Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч.2.сост.с.ляховицкая: Глинка М.Жаворонок Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып. 1 I-II кл.дмш.сост. и ред.н. Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян — по выбору Школа игры на фортепиано. Ред. А.Николаева — по выбору Юный пианист. Вып.1 Сост. и ред. Л.Ройзмана и В.Натансона — по выбору Эстрадные и джазовые пьесы. Джаз для детей. Вып.1.Сост.С.А.Барсуксва. Шмитц. Этюды 4,5,6,7. Джаз для детей.вып.4.сост.с.а.барсукова. Мурадян. Весёлая прогулка. Мурадян. Первый вальс. Мурадян.Шаги в тишине. Весеннее настроение. А.Лысак. Джазовый альбом. — по выбору. Т. Смирнова. «Аллегро» Фортепиано. Интенсивней курс. — по выбору. К.Крит. Джазовые игрушки. Старый мотив. Смелый щенок. С. Подгорная. Сборник джазовых пьес и ансамблей. — по выбору. М. Шмитц. Джазовый парнас.тетр.1 — по выбору. 3 класс Этюды Беркович И. Маленькие этюды: Гедике А. Соч мелодических этюдов для начинающих: 23,29-32 Соч легких этюдов: 10,16,18,21,26 Соч легких пьес: 13,18,20: Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих. Тетр.4 31,33 Лемуан А. Соч характерных прогрессивных этюдов: 4,5,9 16

18 11,12,15,16,20-23,35,39 Лешгорн А. Соч.65. Избранные этюды для начинающих (по выбору) Избранные фортепианные этюды. Под. ред. Г.Гермера, ч.1: 17,18,21-23,25,28,30-32,34-36,38,41-43,45,46 Шитте А. Соч этюдов: 2,3,6,9 Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамбле,ч.3 ред. С. Ляховицкой (по выбору) Сборник этюдов, БЮП.Сост. В.Натансон (по выбору) Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.2 III-IV кл. ДМШ Сост. и ред. Н. Любомудровой, К. Сорокина, А.Туманян (по выбору) Юный пианист. Вып.2. Сост и ред. Л.Ройзмана и В.Натансона (по выбору) Пьесы Беркович И.12 пьес для фортепиано на тему народной мелодии: Токкатина Бетховен Л. Пять шотландских народных песен (по выбору) Гайдан И. Две пьесы: Фа мажор, ми-бемоль мажор Двенадцать легких пьес: Ми-бемоль мажор Глинка М. Полька, Чувство, Простодушие Глиэр Р. Соч.43. Маленький марш Гнесина Е. Пьесы-картины: 4. С прыгалкой; 9. Проглянуло солнышко; 11.Верхом на палочке Гречанинов А. Соч.109.День ребенка: Сломанная игрушка Соч.118.Восточный напев Соч.123.Бусинки: Грустная песенка Кабалевский Д. Соч.27. Токкатина Соч.39.Клоуны Косенко В. Соч детских пьесы: Вальс, Полька, Скерцино, Пионерская песня Майкапар С. Соч.23. Миниатюры: Тарантелла Соч.28. Бирюльки: Тревожная минута, Эхо в горах, Весною Мак-Доуэлл Э. Соч.51. Пьеса Ля мажор Мелартин Э. Утро Ребиков В. 17

19 Соч.2. Восточный танец Сигмейстер Э. Фортепианные пьесы для детей: Уличные игры, Солнечный день, Мелодии на банджо, Американская народная песня Франк Ц. Жалоба куклы, Осенняя песенка Фрид Г. Семь пьес: «С новым годом!», Весенняя песенка Хачатурян А. Андантино Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Марш оловянных солдатиков, Новая кукла, Мазурка, Итальянская песенка, Немецкая песенка Шостакович Д. Танцы кукол: Шарманка, Гавот, Танец Шуберт Ф. Экоссез Соль мажор, Менуэт Шуман Р. Соч.68.Альбом для юношества: Сицилийская песенка, Веселый крестьянин Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.1 III-IV кл. ДМШ Сост. и ред.н. Любомудровой, К. Сорокина, А.Туманян: Гречанинов А. Соч.119. Счастливая встреча Караманов А. Лесная картинка Косенко В. Соч.15. Пастораль Николаева Т. Музыкальная табакерка Свиридов Г. Перед сном Полифонические произведения Александров Ан. Пять легких пьес: Кума Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт 3 до минор, Менуэт 12 Соль мажор, Марш 16, Полонез 19 Маленькие прелюдии и фуги. Терт. 1: Прелюдия До мажор, Прелюдия соль минор Менуэт соль минор Бах И.Х. Аллегретто Бах Ф.Э. Менуэт Кригер И. Сарабанда Майкапар С. Соч.28. Бирюльки: Прелюдия и фугетта до-диез минор Моцарт Л. 18

20 Сборник фортепианных пьес для начинающих по нотной тетради Леопольда Моцарта: Бурре ре минор Сарабанда, Жига Пахельбель И. Гавот с вариациями Скарлатти Д. Ария Педагогические пьесы для фортепиано. Под. ред. Н. Кувшинникова Сб.2: Бах И.С. Ария соль минор Кирнбергер И. Менуэт Ми мажор Полифонические пьесы.i-v кл. ДМШ (БЮП) Сост. В.Натансон — по выбору Сборник полифонических пьес, ч.1.сост.с.ляховицкая: Арман А. Фугетта До мажор Корелли А. Сарабанда ми минор Произведения крупной формы Андрэ А. Соч.34. Сонатина 5 Фа мажор, ч.1. Беркович И. Сонатина До мажор Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч.1; Сонатина для мандолины Диабелли А. Соч. 151.Сонатина 1: Рондо Кабалевский Д. Соч.27. Сонатина ля минор Клементи М. Соч.36. Сонатина До мажор, ч.2,3: Сонатина Соль мажор,ч.1,2 Кулау Ф. Вариации Соль мажор Соч Сонатина До мажор, ч.1, 2 Любарский Н. Вариации на тему русской народной песни «Коровушка» соль минор Мелартин Э. Сонатина соль минор Моцарт В. Сонатина Фа мажор,ч.1,2 Плейель И. Сонатина Ре мажор Раков Н. Сонатина До мажор Рожавская Ю. Сонатина, ч.2 Сильванский Н. Легкий концерт Соль мажор Сорокин К. Тема с вариациями ля минор Фоглер Г. 19

21 Концерт До мажор Чимароза Д. Сонатина ре минор Ансамбли Брат и сестра. Вып.2,3 Сост. В. Натансон — по выбору Избранные ансамбли. Для фортепиано в 4 руки. Вып.1 — по выбору Избранные ансамбли для 2-х ф-но в 4 руки. Вып.4. Сост. Г.Баранова, Т. Взорова: Аренский А. Гавот, Романс Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Вып.4, ч.2 Сост.С. Ляховицкая: Мусоргский М. Гопак Фортепианные ансамбли для ф-но в 4 руки. Ред.Н.Лукьяновой (по выбору) Юный пианист. Вып.2. Сост. и ред.л.ройзмана и В. Натансона: Беркович И. Вальс Блантер М. Футбол (спортивный марш) Чайковский П. Вальс из оперы «Евгений Онегин» Эстрадные и джазовые пьесы Джаз для детей. Вып.4.Сост.С.А.Барсукова. Бурковская. Кузнечик. Бурковская. Буги. Т. Иванова. Блюз. Джаз для детей. Вып.1. Сост. С.А. Барсукова. О.Питерсон. Менуэт. А.Лысак. Джазовый альбом. — по выбору. Т. Смирнова. Эстрадные пьесы. Джазовые вариации. Т. Смирнова. «Аллегро». Фортепиано, Интенсивный курс.тетр.3. Шмитц.Микки-Маус. Градески. Мороженое. Шмитц. Буги-Бой. Шмитц. Тип-Топ Буги. Н.Мордасов.Сб. Ансамблей для фортепиано. — по выбору. К.Крит. Джазовые игрушки. — по выбору. Н.Мордасов.Сб.Джазовые пьесы. — по выбору. М.Шмитц.Тетр.1.Джазовый парнас.тетр.1 по выбору. 4 класс Этюды Беренс Г. 32 избранных этюда из соч. 61 и 66; 1-3,24 20

22 Соч.88. Этюды: 5,7 Бертини А. 28 избранных этюдов из соч.29 и 32; 4,5,9 Лак Т. Соч.75.Этюды для левой руки (по выбору) Соч.172.Этюды: 4,5 Лемуан А. Соч.37. Этюды: 28-30,32,33,33,36,37,41,44,48,50 Лешгорн А. Соч.66. Этюды 1-4 Майкапар С. Соч.31. Прелюдия-стаккато Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера, ч.2: 6,8,12 Избранные этюды иностранных композиторов, вып.3 (по выбору) Сборник этюдов и технических пьес из произведений русских и советских композиторов. Тетр.2. III- IV кл. ДМШ (по выбору) Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.2 (по выбору) Школа фортепианной техники. Вып.1. Сост.Натансон, В.Дельнова (по выбору) Этюды IV-VII кл. ДМШ (БЮП). Сост. В. Натансон: Балкашин Ю. Вьюга Сироткин Е. На велосипеде Юный пианист вып.2. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В.Натансона (по выбору) Пьесы Амиров Ф. 12 миниатюр для фортепиано: Ноктюрн Гайдн И. Избранные пьесы для фортепиано: Аллегро Фа мажор, Менуэт Фа мажор, Виваче Ре мажор, Маленькая пьеса Си — бемоль мажор, Анданте Гладковский А. Детская сюита: Маленькая танцовщица Глиэр Р. Альбом фортепианных пьес: соч.31: 3. Колыбельная, 11.Листок из альбома; соч.34: 15. Русская песня; соч.35; 8. Арлекин; соч.43: 3. Мазурка, 4. Утро, 7. Ариетта; соч.47: 1. Эскиз Гнесина Е. Альбом детских пьес: 6 Марш Гречанинов А. Соч.109. Папа и мама, Нянюшкина, сказка Соч.117. Облака плывут Соч.158. За работой, Русская пляска 21

23 Григ Э. Соч.12. Лирические пьесы: Вальс, Песня сторожа, Танец эльфов, Песня родины Гуммель И. Скерцо Ля мажор, Анданте, Жига Даргомыжский А. Вальс («Табакерка») Дварионас Б. Маленькая сюита: Вальс ля минор Кабалевский Д. Соч.14. Из пионерской жизни (по выбору) Соч.27.Избранные пьесы: Шуточка, Скерцо, Кавалерийская Косенко В. Соч детских пьесы: Петрушка, Мелодия, Дождик, Мазурка, Сказка, Балетная сцена Кюи Ц. Аллегретто До мажор Майкапар С. Соч.33. Элегия Моцарт В. Жига, Престо Си-бемоль мажор Прокофьев С. Соч.65. Детская музыка: Сказочка, Прогулка, Шествие кузнечиков Раков Н. 24 пьесы в разных тональностях: Снежинки, Грустная мелодия. 8 пьес на тему русской народной песни: Вальс ми минор, Полька, Сказка ля минор Из юных дней: Увлекательная игра, Полька До мажор Рамо Ж. Менуэт в форме рондо До мажор Тактакишвили О. Колыбельная, Мелодия Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Шарманщик поет, Камаринская, Песня жаворонка, Полька, Вальс Чемберджи Н. Детская сюита из балета «Сон Дремович»: Снегурочка, Полька Шостакович Д. Танцы кукол: Лирический вальс Детская тетрадь: Заводная кукла Шуман Р. Соч.68. Альбом для юношества: Деревенская песня, Народная песенка, Смелый наездник, Песенка жнецов, Маленький романс, Охотничья песня Библиотека юного пианиста.вып.2, 3, 4,5. Сост. В.Натансон — по выбору 22

24 Сборник фортепианных пьес и этюдов советских композиторов Сост. Е. Веврик, С. Вольфензон: Витлин В.Страшилище Современная фортепианная музыка для детей.iv кл. ДМШ Сост. и ред. Н. Копчевского — по выбору Юный пианист. Вып.3. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона: Бойко Р. Весенняя песенка Глиэр Р.Соч.34, 2. Польский танец Полифонические произведения Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр.1: 1, 3, 5-8, 11, 12 Тетр.2: 1, 2, 3, 6 Гендель Г. 12 легких пьес: Сарабанда с вариациями, Куранта Глинка М. Четыре двухголосные фуги: Фуга ля минор Мясковский Н. Соч.43. Элегическое настроение, Охотничья перекличка Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.2. III-IV кл. ДМШ.Сост. и ред. Н. Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян: Кирнбергер И. Шалун Люлли Ж. Г авот соль минор Моцарт В. Жига Произведения крупной формы Беркович И. Концерт Соль мажор Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч.2 Вебер К. Сонатина До мажор, ч.1 Гуммель И. Сонатина До мажор, ч.1; Вариации на тирольскую тему Диабелли А. Соч.151.Сонатина Соль мажор Дюссек И. Сонатина Соль мажор Клементи М. Соч.36. Сонатины: 3 До мажор, 4 Фа мажор, 5 Соль мажор Кулау Ф. Соч.55, 1. Сонатина До мажор Лукомский Л. Две сонатины: Сонатина Ре мажор Медынь Я. 23

25 Сонатина До мажор Моцарт В. Шесть сонатин: 1 До мажор, 4 Си-бемоль мажор Рожавская Ю. Сонатина Чимароза Д. Сонаты: соль минор, Ми-бемоль мажор Шуман Р. Соч. 118.Детская соната, ч.1 Библиотека юного пианиста. Вып.3, 4. Сост. В. Натансон — по выбору Избранные произведения композиторов XVII, XVIII, начала XIX веков. Вып.3. Под ред. Н. Кувшинникова: Бах Ф.Э. Соната Соль мажор Сонатины (БЮП). Сост. В. Натансон: Лиците П.Сонатина, ч.1 Майкапар С. Соч. 36.Сонатина, ч.1 Щуровский Ю. Украинская сонатина Юный пианист. Вып.2. Сост. и ред. Л.Ройзмана и В. Натансона: Бах И.Х. Рондо из концерта Соль мажор (для фортепиано с оркестром) Ансамбли Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин» (для 2-х фортепиано в 8 рук) Глиэр Р. Соч.41. Песня Кюи Ц. Соч.74. Десять пятиклавишных пьес (по выбору) Островский А. Девчонки и мальчишки (перелож. для фортепиано в 4 руки С. Стемпневского) Прокофьев С. Соч.78. «Вставайте, люди русские» Въезд Александра Невского во Псков из кантаты «Александр Невский» Брат и сестра. Вып.2, 3. Сост. В. Натансон — по выбору Избранные ансамбли. Для фортепиано в 4 руки. Вып.2: Прокофьев С. Балет «Золушка»: Урок танца (гавот), Отъезд Золушки на бал (вальс) Римский-Корсаков Н. Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка» Избранные ансамбли. Для 2-х фортепиано в 4 руки. Вып.4. Сост. Г. Баранов, Т.Взорова: Прокофьев С. «Кошка» из симфонической сказки «Петя и Волк» 24

26 Эстрадные и джазовые пьесы. Джаз для детей. Вып.1.Сост.С.А.Барсукова. Чугунов. Этюд. Т. Смирнова. Эстрадные пьесы. Рэгтайм 1, 2, 3, 4. К.Крит. Джазовые игрушки. — по выбору. Н.Морасов. Сб. Джазовые пьесы. Этюды 1,5. М.Дворжак. Джазовые этюды для фортепиано. Этюд 22. А.Лысак. Джазовый альбом. — по выбору. К.Крит. Джазовые игрушки. — по выбору. Фред Липсус.Этюды. — по выбору. Ирина Бойко. Джазовые акварели. — по выбору. Д.Б.Крамер. Начальное обучение на фортепиано. Изучение стилистических джазовых приёмов. — по выбору. Н.Мордасов. Сборник джазовых пьес для средних классов ДМШ-по выбору М.Шмитц. Джазовый парнас. Тетради 1,2. — по выбору. М.Дворжак. Джазовые этюды. — по выбору. Джаз в музыкальной школе. Оскар Питерсон. — по выбору. 25

Источник

Оцените статью