- Гаммы и арпеджио для фортепиано (распечатать, скачать)
- Распечатать и (или) скачать гаммы и арпеджио для фортепиано:
- 1. Таблица гамм, аккордов и арпеджио (ред. Николаев)
- 2. Гаммы и арпеджио для фортепиано (Ширинская)
- Книги в бумажном виде
- Гамма теоретический аспект
- Влияние гам на исполнителя
- Советы по освоению гамм
- Этюды для фортепиано на разные виды техники — детские музыкальные школы
- (32) Арпеджио, движение «колесом», «шпагат»
Гаммы и арпеджио для фортепиано (распечатать, скачать)
Наверное нет в мире человека, который бы не слышал слово «гамма» и не знала, что оно означает. Интересно, что, обычно, это слово вызывает негативные эмоции. Но почему эти музыкальные упражнения заслужили такое отношение? Причины могут быть самые разные. Например, кто в детстве учился в музыкальной школе и в памяти остались неприятные воспоминания, кто-то слышал о них от друзей и знакомых и тому подобное.
Распечатать и (или) скачать гаммы и арпеджио для фортепиано:
1. Таблица гамм, аккордов и арпеджио (ред. Николаев)
2. Гаммы и арпеджио для фортепиано (Ширинская)
Книги в бумажном виде
Гамма теоретический аспект
Итак, как быть, если хочется овладеть игрой на фортепиано или другом музыкальном инструменте, но не хочется играть гаммы? Для этого нужно вообще разобраться, что такое гаммы и с чем их «едят». Гамма это звукоряд строя в пределах октавы от тоники до тоники. качественное разучивание гамТобто, это звуки, которые идут от определенной ноты до ее повторения. Различают гаммы двух основных видов:
Исходя из этого, каждая гамма имеет определенную зафиксированную строение: полутон это наименьшее расстояние между двумя звуками; тон это два полутона.
Мажорная гамма имеет такое строение: два тона, полутон, три тона, полутон (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон).
Минорная: тон, полутон, два тона, питон, два тона (тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон). Чтобы сохранить структуру гамм используют знаки альтерации.
Существуют следующие гаммы:
Хроматическая (в которое расстояние между звуками всегда составляет половину тона.):
Пентатоническая (состоит из всех звуков натуральной мажорной гаммы, за исключением IV и VII ступеней) :
Натуральная мажорная гамма (Ионийский лад) и минорная гамма (Эолийский лад):
в этом гамме чередуются 2-3 целых тона с полутонами и всегда состоят из семи ступеней (семи звуков + завершающий звук)
мажорная: это натуральный мажор с пониженной шестой ступенью (нота Ля-бемоль)
минорная: разновидность натурального минора с повышенной VII ступенью (нота Си).
Блюзовая гамма (пентатоника с добавлением дополнительных звуков):
Влияние гам на исполнителя
Хорошо, с теорией, вроде, разобрались, а на практике много кто скажет, что можно обойтись и без этих тяжелых и очень скучных гамм. И, действительно, они будут правы, без них можно жить и учиться. Но зачем усложнять себе жизнь, создавать велосипед, если уже есть действующие упражнения, которые помогают улучшить навыки игры на инструменте!
Каждый человек согласится, что для того, чтобы достичь чего-то большего, необходимо начинать с простого, элементарного и малейшего. Так же и гаммы — это лучшая и распространенная тренировка для рук и пальцев. Во время проигрывания гамм нарабатывается и оттачивается техника игры, четкая последовательность пальцев, скорость и ровность игры на любом музыкальном инструменте.
Благодаря разучиванию гамм можно больше узнать обо всех музыкальных характеристиках и технических возможностях своего инструмента, привыкнуть к нему и тем самым улучшить свое мастерство. Также происходит знакомство с музыкальными формулами игры на музыкальном инструменте. Этот процесс, в определенной степени, сопоставим с математикой, создается своеобразная «музыкальная таблица умножения».
Советы по освоению гамм
Ежедневные тренировки — это постулат в изучении и освоении гамм. Для начала не надо играть гаммы на несколько октав и двумя руками. Начните с простого игра одной рукой, сначала правой, затем левой гаммы на одну или две октавы. Позже необходимо объединить две руки. После этого надо увеличить диапазон гаммы (задействовать большее количество октав обычно играют 4 октавы.
Ежедневное проигрывание гамм значительно повышает технику игры. Не забывайте об аппликатуре, то есть чередовании удобных пальцев. Сразу необходимо ставить правильные пальцы в правильной последовательности. В дальнейшем это поможет избежать ошибок и остановок во время исполнения гамм уже в быстром темпе. Без этих тренировок не было бы известных музыкантов-исполнителей, вошедших в историю!
Также необходимо обратить внимание на качество исполнения гамм звуки сочетать между собой (legato), не разрывать единую линию, со временем добавить динамику (от пиано к форте во время движения вверх, то есть сделать кульминацию и потом снова вернуться к пиано во время движения вниз). Еще для качественной отработки гамм используют самые разнообразные динамические оттенки, ритмические рисункии т. д.
Самое главное в изучении гамм — эьл цель. Если каждый день уделять разучиванию и отточению мастерства с помощью гамм хотя бы десять минут результаты не заставят долго себя ждать. Приятным бонусом станет также осознание того, что гаммы помогают развить музыкальный слух и чувство ритма!
Источник
Этюды для фортепиано на разные виды техники — детские музыкальные школы
Ноты, пособия, учебники для студентов, учащихся ДМШ
педагогов
Этюды для фортепиано на разные виды техники 1 класс дмш
издание десятое
редакторы-составители Р. Гриндин, М. Карафинка
«Музична Украiна», 1987г.
(DjVu, 1.34 Mb) и (pdf 2,72 Мб 1979г.)
от РЕДАКТОРОВ-СОСТАВИТЕЛЕЙ
Серия “Этюды” для фортепиано па разные виды техники» является первым опытом принципиально нового подхода к подбору и систематизации этюдного материала.
Отсутствие системы размещения этюдов в существующих сборниках создает трудности для педагогов ДМШ в целенаправленном развитии техники у учащихся.
Выдающийся пианист-педагог, одни из основоположников советской пианистической школы, проф. А. Б. Гольденвейзер по этому поводу говорил: «.когда играют один этюд из Геллера, один из Лемуана и т. д. без всякого порядка, то от этого большой технической пользы не будет. Какая-то система, порядок в подборе должны быть».
В сборниках серии «Этюды для фортепиано на разные виды техники» материал систематизирован по видам фортепианной техники с учетом последовательности в овладении техническими навыками.
Использованы наиболее ценные в художественном и педагогическом отношении этюды отечественных п зарубежных композиторов;
в каждом выпуске помещены этюды, соответствующие задачам и уровню трудности репертуара данного класса;
отдельные этюды несколько превышают уровень трудности репертуара данного класса и рассчитаны на учащихся, технически более подвинутых.
Подбирая материал, редакторы-составители руководствовались “Программой по классу специального фортепиано для ДМШ” (Москва, 1973).
Серия состоит из 7 выпусков: для I, II, III, IV, V, VI, VII классов ДМШ
Скачать ноты
Этюды для фортепиано на разные виды техники 2 класс дмш
«Музична Украiна», 1979г.
(pdf, 3.45 Mb)
Етюди
для фортепiано на рiзнi види технiки
3 клас ДМШ
редактори-упорядники Р.Гiндiн та М.Карафiнка
видання шосте
«Музична Україна», 1976г.
РАЗДЕЛ I
Позиционные последовательности
1. Ф. Лекуппэ. Этюд, соч. 20, № 9
2. А. Лемуан. Этюд, соч. 37, № 2
3. С. Ляпунов. Маленькая пьеса № 2 (Шесть маленьких пьес)
4. А. Лемуан. Этюд, соч. 37, № 20
5. Т. Лак. Этюд, соч. 172, № 4
6. И. Берковм. Этюд, № 34 (Маленькие этюды)
7. И. Беркович. Этюд № 35 (Маленькие этюды)
РАЗДЕЛ II
Позиционные последовательности в сочетании с подкладыванием и перекладыванием пальцев
8. Г. Беренс. Этюд, соч. 88, № 17
9. А. Лемуан. Этюд, соч. 37, № 4
10. А. Лемуан. Этюд, соч. 37, № 5
11. А. Лешгорн. Этюд, соч. 65, № 15
12. А. Лемуан. Этюд, соч. 37, № 12
РАЗДЕЛ III Подкладывание и перекладывание пальцев
13. К. Черни. Этюд (Г. Гермер, ч. I, № 43)
14. Ж. Дювернуа. Этюд, соч. 176, № 13
15. С. Ляпунов. Маленькая пьеса № 5 (Шесть маленьких пьес)
16. С. Ляпунов. Маленькая пьеса № 4 (Шесть маленьких пьес)
17. Ф. Лекуппэ. Этюд, соч. 20, № 19
РАЗДЕЛ IV Подготовка к трелям, украшения
18. Ф. Лекуппэ. Этюд, соч. 24, № 10
19. Л. Ревущий. Этюд ре мажор
20. А. Лешгорн. Этюд, соч. 65, № 36
21. А. Гедике. Этюд, соч. 32, № 32 (Песня веретена)
22. Я. Черни. Этюд (Г. Гермер, ч. I, № 37)
23. Г. Беренс. Этюд, соч. 88, № 3
РАЗДЕЛ V Репетиции
24. Ж. Дювернуа. Этюд, соч. 176, № 10
25. А. Лешгорн. Этюд, соч. 65, № 21
26. А. Лемуан. Этюд, соч. 37, № 18
27. К. Черни. Этюд (Г. Гермер, ч. I, № 34)
РАЗДЕЛ VI
Аккорды и арпеджио
28. К. Черни. Этюд (Г. Гермер, ч. I, № 30)
29. А. Лемуан. Этюд, соч. 37, № 35
30. А. Лемуан. Этюд, соч. 37, № 49
31. X Черни. Этюд (Г. Гермер, ч. I, 35)
32. Т. Лак. Этюд, соч. 172, № 5
33. К. Черни. Этюд (Г. Гермер, ч. I, № 31)
34. К. Черни. Этюд (Г. Гермер, ч. I, № 38)
РАЗДЕЛ VII Чередование и перекладывание рук
35. А. Гедике. Этюд, соч. 47, № 10
36. Аз. Иванов. Маленький этюд до минор («Маленькие пьесы для фортепиано»)
37. А. Гедике. Этюд, соч. 47, № 26
38. А. Шусер. Этюд № 2 (Пять этюдов из сборника «Библиотека юного пианиста», I—IV кл.)
39. К. Черни. Этюд (Г. Гермер, ч. I, № 48)
40. Д. Кабалевский. Соч. 27, № 10, «Шуточная»
РАЗДЕЛ VIII Стаккато
41. В. Волков. Этюд ре мажор
42. Н. Ладухин. Пьеса, соч. 10, № 5
43. Г. Беренс. Этюд, соч. 88, № 18
44. Ж. Дювернуа. Этюд, соч. 176, № 24
45. Л. Шитте. Этюд, соч. 68, № 2
РАЗДЕЛ IX Сочетание различных технических задач
46. А. Гедике. Этюд, соч. 46, № 27
47. К. Черни. Этюд (Г. Гермер, ч. I, № 50)
48. А. Лемуан. Этюд, соч. 37, № 23
49. С. Майкапар. Этюд «У моря ночью», соч. 33 (Миниатюры)
50. А. Лемуан. Этюд, соч. 37, № 31
51. Л. Лешгорн. Этюд, соч. 65, № 39
Скачать ноты
Источник
(32) Арпеджио, движение «колесом», «шпагат»
Игра арпеджио технически сложна. Арпеджио – это «поломанные аккорды»; ноты
«аккордов», исполненные последовательно. Арпеджио сложны, потому что для их исполнения требуется сочетать много (36) Движений рук, например, игру ровными (плоскими) пальцами, тяговое усилие, вытягивание, движение «колесом» (см. ниже), глиссандо, «шпагат» (см. ниже), ПСн, ПСв. Для тех, кто играет пальцами исключительно в согнутом положении, арпеджио станут великим испытанием. Большие расстояния между нотами затрудняют точное попадание.
Так же как и гаммы, арпеджио играют в технике ПСв. Применение техники ПСв для игры арпеджио иллюстрирует преимущества техники гораздо лучше, чем применение ее для игры гамм. Сама техника более полезна именно для арпеджио, а не для гамм, потому что большой палец невозможно подтянуть под руку, чтобы добраться до следующей позиции, ибо расстояние слишком велико. Для преодоления длинных расстояний и попадания при этом в ноты необходимы новые движения.
Стандартная аппликатура для арпеджио CEGCEG . . C это 123123 . . для правой руки и 5421421. . . .1 для восходящей левой руки (для нисходящей руки порядок будет обратным). См. Майкл Аарон, «Обучение игре на фортепиано для взрослых, Книга вторая – аппликатуры для игры арпеджио и гамм» (Michael Aaron, Adult Piano Course, Book Two for fingerings of all arps and scales). Поскольку арпеджио представляют собой скачки через несколько нот, большинство исполнителей, стремясь добраться до нужных клавиш, широко расправляют пальцы. Однако делать это на быстрых арпеджио нельзя, потому что, расправив пальцы, вы замедляете их движения, напрягаетесь и устаете. Вместо этого вам нужно перемещать руку, применяя движение «колесо» и выполняя расщепление пальцев (как если бы они садились на шпагат).
Движение «колесо» особенно полезно тем, у кого маленькие руки. Поместите левую ладонь на клавиши, пальцы раздвинуты, как спицы колеса. Кончики мизинца и большого пальца находятся по разные формы воображаемого полукруга. Теперь поместите мизинец над C3 параллельно; кисть повернута так, чтобы большой палец был ближе к вам. Затем переместите руку к крышке инструмента, чтобы мизинец коснулся ее; кисть все это время не собрана. Если 4-й палец слишком длинный и первым касается крышки, поверните руку так, чтобы мизинец коснулся крышки, но при этом находился как можно ближе к C3. Теперь поверните кисть, как колесо против часовой стрелки (если смотреть сверху), чтобы каждый последующий палец касался крышки (проводить по крышке пальцами не нужно), пока не доберетесь до большого пальца. Это движение осуществляется в горизонтальной плоскости. Для выполнения этого движения требуется гибкое запястье.
Если размах пальцев вашей кисти одна октава, то, выполняя движение «колесо», вы уверенно сможете покрыть почти две октавы! Дополнительные сантиметры выигрываются за счет того, что центральные три пальца длиннее мизинца и большого пальца, а окружность полукруга больше его диаметра.
Теперь повторите движение с кистью в вертикальном положении, пальцы указывают вниз. Начните с положения мизинец в вертикальном положении и опустите руку, чтобы сыграть C3. Затем закрутите кисть вверх до C4; каждый палец будет «играть» ноту, к которой прикасается. Когда настанет очередь большого пальца, охват движения составит почти в два раза больше обычного. Только что мы узнали три вещи: (1) как «делать колесо» рукой, (2) это движение обеспечивает досягаемость без каких-либо скачков, и (3) движение может использоваться для «воспроизведения» нот без перемещения пальцев.
При выполнении «колеса» положение кисти среднее между вертикальным и горизонтальным, а пальцы находятся в положении пирамиды [(4) Согнутые и «плоские» пальцы, Паралич пальцев в согнутом положении] или слегка согнуты. Хотя выполнение «колеса» само по себе усиливает падение на клавиши, для воспроизведения нот пальцы необходимо перемещать. Выполняя «колесо» в горизонтальной плоскости, вы задействуете только медленное боковое движение запястья. «Колесо» в вертикальной плоскости использует гораздо более быстрые движения вращения предплечья.
Охват можно расширить, используя «расщепление пальцев» (Фрейзер). Второй и третий пальцы правой руки образуют букву «V», которая помещается на край плоской поверхности, т.е. на поверхности находится только два этих пальца, остальная часть кисти вынесена за край. Расправьте «V» так широко, как можете (но чтобы это не создавало дискомфорта). Затем поверните руку от плеча до кисти и кисть на 90 градусов по часовой стрелке (супинация), чтобы пальцы касались поверхности боковыми сторонами. Теперь можно расправить пальцы еще шире, это называется расщеплением. Это работает с любой парой пальцев. Выполняя «колесо», вы увеличиваете досягаемость почти в два раза, а добавив расщепление – более чем в два раза. Чтобы подтвердить сказанное, повторите «колесо» , но с добавлением расщепления.
Нахождение пальцев в «плоских» позициях [(4) Согнутые и «плоские» пальцы, Паралич пальцев в согнутом положении] более всего подходит для воспроизведения арпеджио, поскольку это позволяет играть большими передними подушками пальцев. Это значительно уменьшает шанс пропустить узкие черные клавиши. Если вы играете на черных клавишах согнутыми пальцами, исполнение арпеджио станет для вас очень непростой задачей.
Поэтому, чтобы с легкостью дотягиваться до нот, играть быстрые арпеджио без напряжения в растягивающихся мышцах, нужно использовать комбинацию ПСв, плоских положений, движения «колесо» и расщепление пальцев. Комфортное выполнение такого сложного комплекса движений обеспечивается пружинящим и гибким запястьем и вращением предплечья. Как в случае с любым сложным движением, начинайте осваивать его по частям, после чего сводите отдельные элементы воедино.
Источник