- Песни под гитару Упражнение для левой руки. Легато. Видео.
- Упражнение для левой руки. Легато. Видео.
- Прием «легато». Упражнения.
- Скоростная медиаторная техника >Техника легато в творчестве современных гитаристов
- Постановка левой руки при игре легатной техникой
- Движения правой руки при использовании легато
- Глушение струн при легатной технике
- Упражнения на легатную технику
- Легатная техника в соло
- Как играть легато на гитаре « Упражнения на легато»
Песни под гитару Упражнение для левой руки. Легато. Видео.
Аккорды песен под гитару, видео
Упражнение для левой руки. Легато. Видео.
Прием «легато». Упражнения.
Легато — плавный переход от одного звука к следующему.
Еще одно эффективное упражнение, которое очень хорошо развивает независимость каждого пальца левой руки.
Будем учиться играть без участия правой руки. Выглядит легато так:
Бьем указательным пальцем по первой струне на первом ладу, как будто молоточком. У нас появляется некое звучание струны.
После легкого удара по струне не покидая ее, сдергиваем палец вниз, тем самым появляется дополнительный звук струны. Это и есть «легато».
Во время исполнения старайтесь следить за тем, чтобы громкость звука от удара был равен громкости звука от соскальзывания пальца со струны.
Потренировав указательный палец, оставляем его на первом ладу и переходим на средний, только уже на втором ладу. Тренируем его.
Переходим на безымянный палец. Добиваемся от него уверенного легато на третьем ладу. Указательный и средний при этом стоят на своих местах.
И замыкает всю цепочку безымянный палец на четвертом ладу. Его тренировка проходит посложнее.
В итоге делаем так:
Сначала ставим по очереди все пальцы с достаточной скоростью и с равным интервалом времени, каждый на свой лад, а затем в обратном порядке сдергиваем (также по очереди) все пальцы, тем самым извлекая легато.
Если вы достаточно усердно тренировали каждый палец, то упражнение не станет сложным.
Источник
Скоростная медиаторная техника >Техника легато в творчестве современных гитаристов
Сегодняшняя статья посвящена технике легато. Легато включает в себя хаммер-оны, пулл-оффы и слайды, которые позволяют делать переходы от ноты к ноте плавными. Многие гитаристы активно пользуются этой техникой. Аллан Холдсворт (Allan Holdsworth), Бретт Гарсед (Brett Garsed), Джо Сатриани (Joe Satriani), Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen) и другие разработали собственные подходы к приему легато. Они часто играют быстрые и необычные последовательности нот без привязки к какому-либо конкретному ритму, что производит эффект игры «вне размера». Послушайте фразы с легато в классической композиции группы Ван Хален “Drop Dead Legs”.
Джо Сатриани и Ричи Котцен (Richie Kotzen) играют диатонические пассажи по схеме «три ноты на струну«, встраивая в них легато. Сатриани известен своими короткими легатными «взрывами», играя которые, он удерживает некоторые ноты. Несколько отличных примеров можно услышать в его композиции “Flying in a Blue Dream”. У Котцена очень сильная левая рука, и в дополнение к пассажам, основанным на гаммах, он пользуется техникой легато, чтобы играть фразы и арпеджио, выходящие за рамки той или иной тональности.
Но я считаю, что самым искусным гитаристом в плане техники легато можно назвать Бретта Гарседа. Он довел эту технику практически до совершенства. В комбинации с гибридным звукоизвлечением, легато в его исполнении дает очень плотное и жирное звучание. Такое мастерство требует большого опыта и многих лет тренировки. Посмотрите видеоролик к этой статье, где показан отрывок выступления Гарседа в 1986 году. Тогда ему было всего 23 года!
Постановка левой руки при игре легатной техникой
Для техники легато особенно важно положение левой руки на грифе . Расположите большой палец на задней стороне грифа, чуть ниже края. Не обхватывайте пальцем гриф, как если бы вы играли фразы в рамках пентатоники. Разведите в стороны рабочие пальцы левой руки (указательный, средний, безымянный и мизинец), расположив их прямо над ладами. Извлекать ноты вы будете кончиками пальцев. Также важно, чтобы пальцы были как можно ближе к накладке грифа. Так вы сможете обеспечить большую степень контроля. Это значительно повысит эффективность левой руки. Кроме того, рука будет меньше уставать.
Движения правой руки при использовании легато
Но нельзя забывать и о правой (звукоизвлекающей) руке, ведь некоторые ноты в легатных пассажах все же извлекаются именно ей. Следите за тем, чтобы атака была мягкой. При жесткой атаке будет слышна разница между нотами, извлекаемыми легато, и нотами, извлекаемыми медиатором. Старайтесь, чтобы все они звучали одинаково. Скоординированная работа левой и правой рук имеет огромное значение для техники легато.
Глушение струн при легатной технике
Еще один важный момент — глушение открытых струн. Играя на верхних струнах, глушите свободные нижние струны ладонью (подушечкой ладони, расположенной под большим пальцем). Сдвигаясь в направлении нижних струн, постепенно передавайте функцию глушения указательному пальцу левой руки.
Теперь займемся практическими упражнениями. Они помогут вам развить технику легато, а также обогатят ваш арсенал интересных фраз в стилях разных гитаристов.
Упражнения на легатную технику
- Упр. 1 — это основа, способствующая развитию выносливости и независимости пальцев. Оно построено на идее хаммер-онов и пулл-оффов. Первый палец располагается на пятом ладу.
- Упр. 2 также необходимо для тренировки независимости пальцев. Это не самый простой пассаж, поэтому начинайте в медленном темпе. Попробуйте сыграть его по всем струнам.
- Упр. 3 представляет собой восходящий и нисходящий пассаж секстолями. Повторяйте эту фразу несколько раз без перерыва для тренировки выносливости. Настоятельно рекомендую играть ее с метрономом. Вы быстро заметите эффект!
- Цель Упр. 4 — научиться повторять одну и ту же фразу, сохраняя при этом ровное звучание и не выбиваясь из ритма. Восходящий пассаж играйте первым и вторым пальцами, а на нисходящем оставайтесь в той же позиции, но играйте четвертым и вторым пальцами. Это довольно сложно, но через какое-то время вы почувствуете, что ваши пальцы стали более независимыми и подвижными.
- В Упр. 5 мы переходим к гаммам по схеме «три ноты на струну». Гаммы обычно играются именно по этой схеме, поэтому чтобы четко сыграть ритмический рисунок из шестнадцатых нот, потребуется тренировка. В восходящей части следите за тем, чтобы первый удар по каждой струне был даунстроком. В нисходящей части первую ноту на каждой струне можно играть «хаммер-оном из ниоткуда» — так называет этот прием Грэг Хоу (Greg Howe).
- Упр. 6 также играется по схеме «три ноты на струну». Оно включает в себя две позиции G-дорийского лада (G-A-Bb-C-D-E-F). Здесь мы вновь встречаемся с секстольным ритмом и хаммер-онами из ниоткуда в нисходящей части.
Легатная техника в соло
- Отработав основы, можете переходить к упражнениям, больше напоминающим фразы из настоящих соло. Упр. 7 можно услышать в исполнении Ричи Котцена. Фраза основана на нотах А-эолийского лада (A-B-C-D-E-F-G) и играется на третьей струне. Это самое настоящее испытание для левой руки!
- Упр. 8 тоже взято из арсенала Котцена, но на этот раз мы работаем с Е-эолийским ладом (E-F#-G-A-B-C-D). Фраза начинается в восьмой позиции, сдвигается к пятой и завершается в третьей позиции с разрешением к открытой шестой струне.
- Как вы могли заметить, просматривая видеоролики к этой статье, Джо Сатриани — настоящий мастер легато. Эта техника — неотъемлемая часть его уникального стиля. Упр. 9 очень напоминает отрывок из “Flying in a Blue Dream”. Здесь мы играем ноты С-лидийского лада (C-D-E-F#-G-A-B). Обратите внимание на быстрые последовательности нот, смены позиций и неожиданные задержки на некоторых нотах для большей выразительности.
- Упр. 10 — фраза в стиле Джона Петруччи (John Petrucci), основанная на Е-эолийском ладу. Этот пассаж потребует от вас нескольких смен позиций. Он растянут практически по всему грифу.
- Упр. 11 — комбинация арпеджио и пентатоники А минор. Обратите внимание на растяжки. На большой скорости эта фраза звучит очень здорово!
- А теперь вернемся к Бретту Гарседу. Упр. 12 написано в его стиле. Мы играем ноты А-эолийского лада на двух верхних струнах. Это непростое упражнение, поэтому наберитесь терпения!
- Упр. 13 — нечто среднее между стилями Гарседа и Хоу. Эта фраза включает игру по схеме «три ноты на струну», игру через струну и пентатонические ходы в Е миноре. Разбейте фразу на части и проработайте каждую в отдельности, постепенно повышая темп.
Если Вы нашли неточности в уроке или просто хотите дополнить, пишите в комментарии ниже.
На Вашем сайте я встречал уже много уроков про легато. Но они все отличаются, в зависимости от инструмента и стиля игры. Этот урок на легатную технику, пожалуй, самый интересный и полезный. Большое спасибо за подробное описание и табулатуры упражнений.
Источник
Как играть легато на гитаре « Упражнения на легато»
«Самоучитель» Урок игры на гитаре № 22
На предыдущих уроках мы уже рассматривали приём легато, но теперь перейдём к нему более основательно как к одному из не простых приёмов в исполнительской технике на гитаре. Этот приём надо рассматривать не только как связное исполнение звуков, но и как приём звукоизвлечения левой рукой без участия правой. Ни что так активно не заставляет работать пальцы левой руки, как этот приём и поэтому рассматривайте легато, как великолепную возможность развития силы и независимости пальцев. Для успешного освоения этого приёма особое внимание следует уделить положению руки и пальцев. Представленные здесь упражнения взяты из школы игры на гитаре известного гитариста XX века Александра Иванова – Крамского. Пожалуй, это наиболее простые в плане разбора и запоминания упражнения, дающие максимальный эффект. В этих упражнениях после извлечения первого звука правой рукой остальные звуки извлекаются левой причём в начальных упражнениях если это только один звук, то в последующих их количество возрастает до трёх (извлекаем первый при помощи удара пальца правой руки и далее все звуки исполняются левой).
Упражнения на восходящее и нисходящее легато
Прежде чем начать основательно осваивать этот приём необходимо занять правильное положение и обратить особое внимание, чтобы предплечье левой руки не было прижато к корпусу. Попытка играть легато с постановкой руки как показано на этих фотографиях, заранее обречена на провал. На первом снимке постановка руки больше напоминает не гитарную, а скрипичную. При такой постановке мизинец левой руки находится в положении, при котором, чтобы сыграть восходящее легато ему требуется не точный короткий и резкий (как в боксе) удар, а удар с замахом на который потребуется время и при этом он будет не таким резким, как это необходимо для исполнения. На втором снимке большой палец, торчащий из за грифа гитары стесняет движения остальных пальцев пытающихся сыграть легато.
Как исполнять восходящее легато
Для исполнения легато кисть левой руки должна находиться в правильном положении по отношению к грифу, как это показано на фото внизу. При таком положении кисти всё пальцы находятся в равных условиях и следовательно в равной степени задействованы в процессе исполнения приёма. На этом снимке представлен процесс исполнения восходящего легато, где стрелочкой обозначен удар мизинца по струне. Именно мизинец, как самый слабый палец, испытывает проблемы с исполнением этого приёма. Для исполнения легато пальцы должны быть согнуты во всех фалангах и благодаря этому как молоточками ударять по струне. На электрогитаре этот приём так и называется hammer-on (hammer с англ. молоток). В табулатурах такой приём обозначается буквой h.
Как исполнять нисходящее легато
Для исполнения нисходящего легато пальцы как и в предыдущем случае должны быть согнуты во всех фалангах. На снимке показан приём легато исполняемый третьим пальцем на второй струне, как видите палец при исполнении нисходящего легато срывает вторую струну на третьем ладу по направлению к первой заставляя звучать её. На электрогитаре этот приём так и называется pull-off (pull с англ. тяга, дёргание). В табулатурах такой приём обозначается буквой p.
Дубль-диез его обозначение и функция
Прежде чем перейти к упражнениям на легато посвятим пять минут теории в связи с тем, что в последних упражнениях впервые встречается новый знак альтерации дубль-диез. Дубль-диез знак повышающий ноту на целый тон так как в музыке иногда возникает необходимость повышения звука таким образом. В написании дубль-диез представлен в виде х – образного крестика с квадратиками на концах. На рисунке внизу нота фа дубль-диез исполняется как нота соль.
Упражнения А. Иванова — Крамского на легато
Обратите внимание, что в упражнениях каждый такт представлен четырьмя одинаковыми по своим структурам фигурациями. Разобрав первую, играем её четыре раза и так далее. Упражнения конкретно повысят технику левой руки, но не забывайте делать перерывы, всё хорошо в меру. При первых симптомах утомляемости опустите руку вниз и потрясите кистью, тем самым давая руке вернуть эластичность мышц в норму.
Источник