Этюд джулиани ручеек ноты для гитары

Мауро Джулиани «Этюд №5», (Ручеёк) ноты, табы

Mauro Giuliani (1781-1829) Studio in E minor, Op. 48 №5

«Самоучитель» Урок игры на гитаре № 27

Простой в разучивании и красивый по звучанию ми минорный этюд, написанный итальянским гитаристом Мауро Джулиани, рассчитан на развитие подвижности пальцев правой руки. При однообразном и ровном движении пальцев с аппликатурой p i m a m I и интересной сменой аккордов возникает ассоциация с журчанием ручейка несущего свои воды среди камней и порогов. Не смотря на простоту в исполнительском плане, но благодаря тембровой окраске гитары этюд представляется как полноценная концертная пьеса. В конце 70х прошлого века этот этюд записал на свой сольный диск солист «Москонцерта» и заслуженный артист России гитарист Евгений Ларичев (1934 — 2013). Удачно сделанная им реприза, не записанная в оригинальных нотных изданиях, увеличила длительность звучания исполняемой им пьесы почти в два раза. Благодаря такой интерпретации пьеса заняла достойное место среди пьес концертного репертуара таких как «Арабское каприччио» и «Воспоминание об Альгамбре» Франсиско Тарреги.
Разучив этюд «Ручеёк», играйте в медленном темпе, обращая особое внимание на ровность звучания арпеджио (перебора). Добиваясь легкости в исполнении, постепенно увеличивайте темп пьесы, соблюдая динамические оттенки (p, f).

Studio in Em Tabs

ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК №26 СЛЕДУЮЩИЙ УРОК №28

Источник

guitarbloknot.ru

Учитесь играть на классической гитаре, рок гитаре и гитаре фламенко у нас!

Урок 3. Мауро Джулиани: «Ручеек» (Этюд №5)

И снова Мауро Джулиани с блистательным этюдом №5, который каждый уважающий себя начинающий гитарист обязан сыграть, причем, в нужном темпе. Не знаю красивее этюда на смешанное арпеджио в таком стремительном темпе для учащихся в средних классах музыкальной школы.

Скажу прямо — выучить этот этюд не составит никакого труда, ты его можешь наизусть запомнить в первый же вечер занятий, если не поленишься на это отвести часа два своего драгоценного времени. Но в том то и дело, что только на память выучить, но чтобы сыграть этюд как следует (стремительно, — точно так же, как мчится по склонам звонкий ручеек, набирая скорость и силу все больше и больше к подножию гор), на это потребуется не один месяц постоянной работы над ним.

Не случайно этюд №5 Джулиани называют еще по-другому — «Ручеек», как я и описал его выше в таком сравнении.

Обязательно обрати внимание на динамические оттенки произведения и используй их всецело (смотри надписи в нотах).

Как научиться играть этот этюд? Это — вопрос.

  • Медленно играть арпеджио до полного запоминания пальцами правой и левой руки всего этюда от начала до конца.
  • В правой руке с самого начала разучивания не допускай никаких напряжений — кисть должна быть максимально расслабленной, а арпеджио — четкое (тирандо). Не путай пальцы (Р-i-m-a-m-i) и следи при увеличении скорости (темпа) за тем, чтобы ни один палец не «сачковал» (не пропускался). Этот грех допускают многие начинающие, когда начинают набирать нужный темп исполнения, не замечая этого. Шесть звуков арпеджио, а не 5! Чаще других «за бортом» оказывается средний палец (m) в восходящем движении.
  • В левой руке не старайся сразу ставить весь аккорд, лучше сначала поставить только те пальцы на нужные лады и струны, звуки которых будут звучать первыми: например, во втором такте поставь сразу только 1 и 4 пальцы, а уж потом, когда дойдет очередь следующего баса (фа-диеза на четвертой струне второй доли такта), подставишь палец 3 на ноту фа-диез. Экономь движения в левой руке, например, если можно скользнуть по струне каким-либо пальцем или несколькими одновременно, то ты должен это сделать* (например, с аккорда второго такта в аккорд третьего такта нужно перейти, скользя сразу двумя пальцами — 3 и 4).
  • Темп этюда набирай постепенно. Учишь в темпе 30-40 (может, еще медленней, смотря какой уровень), а потом добавляешь по 2-3 единицы метронома, не больше. Достигнув без приключений темпа 50-60, перейди на такую методику: играешь один рисунок арпеджио (P-i-m-a-m-i) на один стук ноги, отстукивающий 40 темп четвертной доли (метроном тоже пусть стучит). Поиграв в таком темпе одно занятие, на втором занятии еще пару раз повторяешь достигнутый темп, переставляешь метроном на 45 и играешь под стук ноги этот темп. На третьем занятии играешь темп 5о и так до 60 темпа. После этого ставишь темп опять 40 и играешь на один стук ноги (четверть) уже два рисунка арпеджио! На один стук ноги — два рисунка арпеджио этюда (то есть, половину каждого такта)… Позже, через неделю-другую (все зависит от тебя и серьезности твоих намерений) ты должен начать примерно с темпа 20-30 играть на один стук ноги (на одну долю) целый такт — четыре рисунка арпеджио на одну четверть! А справишься с этим — увеличивай скорость на метрономе (прибавляя по 1 или 2 единицы).

Удачи и скорости! Но за этой гонкой не забывай о чистоте и красоте звуков…

Источник

Этюд «Ручеёк» (Op. 48 Etude №5 ) М. Джулиани — Часть 1: анализ гармонической последовательности и аккордов

«Ручеёк» Мауро Джулиани — красивейший этюд великого маэстро. Интересен он не только своими стремительными арпеджио, развивающими подвижность пальцев правой руки, но и красивыми аккордами с открытыми струнами.

Даже, если вы и не занимаетесь классической гитарой всё равно из «Ручейка» можно почерпнуть массу оригинальных идей в плане аккомпанемента, преминительно практически к любому стилю. Будь это рок-баллада, босса нова, или зубодробительная композиция в стиле death metal. Кстати говоря, все эти направления в практических примерах мы подробно рассмотрим, послушаем и сыграем в рамках этой статьи.

«Ручеёк» Мауро Джулиани

Итак для начала разберём этюд и сделаем его краткий гармонический анализ. (Тем, кто знаком с произведением можно сразу приступать к ознакомлению с примерами >> нажмите здесь

Данные ноты и табы Этюда №5 Джулиани немного отличаются от нотной записи, которую можно встретить в музлитературе для классической гитары — но только внешне. Ритмическая пульсация, аккорды и последовательность в этой версии транскрипции абсолютно не претерпели каких-либо изменений.

Для удобства и наглядности над каждым арпеджио в тактах добавлены гитарные сетки и буквенно-цифровые обозначения. Наша главная цель — анализ аккордов этюда — их строение и аппликатуры. Впрочем и технику исполнения тоже не обойдём стороной.

Правая рука на протяжении всего этюда играет арпеджио секстолями (на одну долю такта приходится шесть нот) по стандартной аппликатурной модели: басовые струны (6-4) играются — большим пальцем (p), третья струна — указательным (i), вторая — средним (m), первая — безымянным (a).

Гармония «Ручейка» представляет собой стандартную последовательность в ми миноре (но не совсем стандартными аккордами!).

Схема первых шести тактов:

1т. — Em (Im — тоника)

Первая доля такта — открытые струны (Помните начало баллады Nothing Else Matters группы Metallica? Точно такой же перебор, только играется быстрее). Далее стандартный Em.

2 т. — B7sus4 (V — доминанта) или энгармонически равный ему Emaj7 sus4, B7sus4/F#

На самом деле вариантов его обозначения ещё больше: также можно рассматривать этот аккорд, взяв за тонику ноту F#. Но мы остановимся именно на B — пятой ступени ми минора, его доминанте. Несмотря на замудрённое название, в B7sus4 во второй позиции входит всего четыре звука, два из которых — ми (нижний и верхний звуки аккорда). Причём тоника В — основной тон аккорда — отсутствует. Со второй доли такта в басу звучит F# (квинта си мажора).

3 т. — Em, Em/G(Im)

Ми минор в 4 позиции с открытой первой струной (E). На второй доле играется с терцовым басом G (соль).

4 т. — Am6/E (IV — субдоминанта) / E7/B (I)

Да-да! Это ля минор — родной брат всем известного и горячо любимого Am на I и II ладу. Только с 6 ступенью F# и басом E. А в 2 и 3 долях такта — E7/B в аналогичной аппликатуре, только уже в VII позиции.

5 т. — Am/E, Am/C (IV)

Ля минор в IX позиции с открытой E.

6 т. — Em (Im)

Ми минор в VII позиции (аппликатура Am в I позиции).

Давайте выпишем в строчку этот ход, упростив обозначения аккордов до основных функций. Получаем:

Em / B / Em / Am E7 / Am / Em /

Что-то до боли (пальцев конечно) знакомое, неправда ли? Ну, уж, если и не полностью, то частично наверняка. Нет?! Тогда вспомните аккорды на свои любимые песни и вы наверняка увидите идентичные или схожие гармонические «связки».

Вот тут как раз самое интересное и начинается… Гениальный Джулиани «оформил» простой квадрат по высшему классу. А почему бы не заменить стандартные «блатные» аккорды в первой позиции, которыми мы частенько пользуемся при аккомпанировании, оригинальными аппликатурами Джулиани? Или по крайней мере не поэкспериментировать с ними, составляя партию 2-ой гитары, если речь идёт гитарном дуэте или группе?

Впрочем пока, только обозначим эту идею и разберём следующие 8 тактов «Ручейка»:

7 и 8 т. — F#7/A#, F#7b9/A# (II — двойная доминанта)

9 и 10 т. — B7/F#, Bb9/F#, B/F#, B7sus4/F# (V— доминанта)

11 т. — Em, Em9 (Im — тоника)

12т. — Am7, Am6 (IV — субдоминанта)

13т. — Em/B (Im)

14т. — Bsus4, B7 (V)

Или: F#7 / F#7 / B7 / B7 / Em / Am / Em / B7

Обратите внимание, как обыгрывается аккорд F# (двойная доминанта) и B (доминанта) посредством добавления различных ступеней. Берём на заметку этот диссонирующий ход с пониженной ноной. Для тяжёлых риффов — это то, что нужно!

Заключительные такты «Ручейка» (15-19) представляют собой вариации в пределах Em (Im).

Во второй части статьи мы будем при помощи аккордов Джулиани «украшать» интро композици, обыгрывать стандартную последовательность I-II-IV-V и… создавать 2-ю партию гитары на рифф в духе death metal.

Источник

Этюд «Ручеёк» (Op. 48 Etude №5) М. Джулиани — Часть 2: новые гармонические русла

Добро пожаловать во вторую часть статьи, посвящённой одному из самых ярких этюдов Джулиани «Ручеёк». В 1 части мы уже разобрали его гармоническую схему, строение и аппликатуры аккордов, ознакомились с техникой исполнения. Теперь попробуем всё это мелодическое богатство, дарованное выдающимся гитаристом-виртуозом, применить в исполнительской практике.

Перед вами три примера-упражнения: они совершенно отличаются друг от друга по стилю, темпу, ритмическому рисунку и тембру звучания. А также выполняют различные гармонические и мелодические задачи относительно общей аранжировки.

Вы можете ориентироваться сугубо на свои личные симпатии и сразу приступить к рассмотрению того примера, который вам ближе.

Интро рок-баллады

Предположим есть медленная тема с вступлением в Em (количество тактов для наглядности сознательно увеличено). Партия 1-ой гитары звучит так:

Довольно монотонное звучание… одного-единственного аккорда Em. Давайте попробуем это исправить. Дополним это арпеджио второй партией гитары, которая будет вести мелодическую линию и вносить определённое разнообразие в аккомпанемент.

Возьмём за основу аккорды из «Ручейка»: Em и Em/G в IV позиции (3 такт этюда), Em в VII позиции (6 такт), а также вариации из заключительных тактов на первой струне (с 15 по 19).

Один из вариантов звучания может быть таким:

Согласитесь, что при участии 2-ой гитары, наполненной техникой Джулиани, вырисовывается более яркая и привлекательная музыкальная картина.

Вот ноты и табы 2-х гитар этого вступления:

Аккомпанемент в стиле босса нова

Есть тема на аккорды Em (I) — F# (II) — Am6 (IV) — B7 (V) в латиноамериканском ритмическом дыхании босса нова, аранжировка практически готова:

Осталось дело за малым — расставить аккордами акцентирующие украшающие штрихи. Вспоминаем «Ручеёк»! Для обыгрывания Em возьмём аккорды из 3,6 тактов этюда; для F# — из 7 такта; для Am — из 4-го; для B — из 10-го (1 доли) и 14-го.

Давайте послушаем этот же трек, но уже с акцентами (аккордами Джулиани):

Вставки не нарушают баланс партий и в то же время добавляют своеобразный колорит.

Ознакомьтесь с нотами и табами этой гитарной партии. Попробуйте придумать свой вариант, комбинируя аппликатуры из этюда и собственные наработки. Сыграйте их под минус и оцените звучание каждого штриха.

А теперь тяжёлые риффы…

Без тени смущения включаем дисторшн! Перед нами запись риффа:

Давайте добавим в него немного экзотического звучания, опять же используя аккорды из этюда «Ручеёк». А если конкретней — из 9 и 10 тактов, где обыгрывается аккорд B (доминанта) при помощи добавления 4 (кварты) , 7 (септимы) и пониженной 9 (ноны).

Придаём партии необходимый ритмический контекст, используем P.M. для более яркого акцентирования. И получаем новое, интересное звучание:

Теперь сыграем эту фразу поверх риффа:

Табы/ноты риффа и сольной вставки:

Некоторые творческие изыскания по теме

Конечно же — это лишь отдельные небольшие примеры. Попробуйте самостоятельно отправиться в экскурс за поиском новых аккордов и соответственно идей, погружаясь в атмосферу самых разнообразных произведений — популярных и не очень; тяжёлых и лёгких, как по звуку, так и по технике исполнения; мрачных и весёлых. Импровизируйте! Пусть главным ориентиром станет ваш творческий интерес. Попробуйте реализовать «добытые артефакты» в пространстве своего стиля. Поделитесь с коллегами своими впечатлениями и находками.

Источник

Оцените статью