Фридрих Бургмюллер — Серенада
Красивый эффектный программный этюд для фортепиано из цикла «Характерных этюдов» опус 109 на технику двойных форшлагов в обеих руках. Бургмюллеру принадлежат Тарантелла , Баллада, Арабеска, одни из самых ярких несложных этюдов на различные техники, и Серенада не исключение.
Двойными форшлагами композитор передает яркий лирический образ гитары, мандолины, сопровождающей песню любви трубадура. Этот образ мы должны передать, работая над техникой и исполнением Серенады.
Ноты Серенады предназначены для развития техники на уроках фортепиано после 3х-4х лет обучения. Целевая аудитория:
- дети, учащиеся средних классов традиционной ДМШ
- взрослые пациенты от 3/4 года обучения; после долгого перерыва на первом или втором году возвращения к инструменту
- на продвинутом уровне для музицирования дома, закрепления техники, при нехватке времени на долгий разбор.
В Серенаде классическая трехчастная форма; основная лирическая тема (ля минор) — мажорная солнечная середина (до мажор) — реприза и кода (завершение).
Наш порядок работы над Серенадой ввиду ее технических особенностей будет похож на работу с техникой арпеджированных аккордов; в данном случае регулярные двойные форшлаги напоминают именно эту технику. Звуки таких аккордов играются не одновременно, а последовательно один за другим от самого нижнего к самому верхнему.
Такие аккорды часто присутствуют в современной «ванильной» популярной музыке; в классических произведениях они почти всегда служат выражению зыбких подвижных образов природы — моря, волн, дуновения ветра. А также сообщают пьесам тембр арфы, гуслей, гитары, что происходит и в нашей Серенаде, ну, не совсем нашей, а Бургмюллера).
Поэтому даже не пробуем разбирать и вообще начинать играть с форшлагами так, как они выписаны.
Для начала вместо «арпеджированной» игры (то есть как выписано, друг за другом) мы соберем все три ноты вместе (основную и две ноты форшлагов) и будем играть их одновременно, то есть классическим аккордом.
Так мы будем разучивать довольно долгое время, сначала руками отдельно, затем вместе; пока пьеса не «войдет» в пальцы и не запомнится.
Как только пьеса у нас в пальцах, разучена в медленном темпе и практически наизусть (или хотя бы одна ее часть), приступаем к игре форшлагами, сначала руками отдельно, затем вместе, разучивая фразами, квадратами по 4 такта, например. Помним, что форшлаг нужно начать играть чуть заранее (особенно двойной), чем та доля, к которой они относятся, в нашем случае это вторая восьмая в правой руке и третья в левой в группе из трех восьмых.
При соединении рук именно основная нота будет совпадать с нотой в противоположной руке, а не форшлаг; неправильное соединение рук при форшлаге и морденте — основная ошибка, если это наше первое знакомство с мелизмами (украшениями). Поэтому подобные Серенаде пьесы очень рекомендуется разучивать с преподавателем.
Источник