Этюд тремоло ноты для гитары

Грёзы (этюд–тремоло)

Что могло советского мальчика во времена маршей артиллеристов, сталеваров и официальных концертов из репродукторов направить на заросшую тропинку обучения гитарному искусству? Александр Михайлович Иванов-Крамской (1912 – 1973), известный в Советском Союзе как автор «Школы игры на шестиструнной гитаре» тоже не думал о гитаре, как серьезном профессиональном инструменте и занимался в музыкальной школе по классу скрипки.

Скрипка выпала из его рук после посещения концерта виртуоза-гитариста Сеговии в 1926 году в Московской консерватории. Александр принял решение посвятить свой музыкальный дар шестиструнной гитаре и выполнил его.

После обучения в музыкальном училище на отделении народных инструментов и одновременного обучения композиции и дирижированию, начал выступления на сцене и на радио. В 1939 году был замечен НКВД и взят солистом и дирижером в Ансамбль песни и пляски НКВД СССР. После Победы был отпущен и в 1946-1952 годах возглавил Оркестр народных инструментов Всесоюзного радио и Русский народный хор. В 1959 году удостоился звания заслуженного артиста РСФСР.

Благодаря педагогическим талантам Иванова-Крамского в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории стало возможным появление класса шестиструнной гитары. Подготовил плеяду знаменитых учеников. Сам выступал с сольными концертами, с симфоническим оркестром и лучшими музыкантами и певцами СССР.

Исполнял как собственные сочинения, так и обработки, переложения произведений мировой классики. Вернул из небытия сочинения для гитары русских композиторов. Создал множество вариаций на известные пьесы и песни, восхищая оркестровкой, чувством стиля и тембровым колоритом.

За великолепную технику и дар к импровизации его называли «Чародеем гитары». Появление концертного сольного репертуара для гитары тоже плод его деятельной любви к избранному инструменту, с которым он не расстается всю жизнь — А.М. Иванов-Крамской умер во время гастролей в 1973 году в Минске. Виртуозное мастерство гитариста и масштаб его личности помогли гитаре в СССР обрести статус профессионального концертного инструмента.

Сочинения Иванова-Крамского для гитары, в их числе концерты для гитары с оркестром, не потеряли своей ценности для современного гитарного искусства и уже новое поколение музыкантов заходят в интернет, чтобы скачать ноты для гитары, написанные Александром Ивановым-Крамским.

Смотрите также ноты произведений композитора Александр Иванов-Крамской:

Источник

Классическая гитара.


Приёмы игры. Tремоло.

Самый яркий приём игры на классической гитаре — ТРЕМОЛО. Он звучит очень эффектно, потому что кроме основной мелодии на первых струнах (это1-ый голос), одновременно звучит и аккомпанемент на басах (это — 2-ой голос). Если закрыть глаза, то ясно слышно, что играют как бы два человека: один- мелодию, второй — арпеджирует аккорды. В этом и заключается необычность этого приёма, но одновременно это и главная трудность при работе над ним. Не многие могут сыграть тремоло так, чтобы ясно звучало двухголосие — два инструмента (дуэт).

Не надо сразу хвататься за Альгамбру-Тарреги. Технику тремоло лучше всего отрабатывать на коротких упражнениях, чтобы пальцы приобрели начальные навыки. Для этого и написаны эти двенадцать специальных утпражнений. Работать над ними нужно не менее 15 минут ежедневно. Упражнения расположены в порядке возрастания , от простого к сложному, и поэтому ваше тремоло, если вы будете работать над ним ежедневно, постепенно будет улучшаться. Брать каждое последующее упражнение нужно только тогда , когда вы хорошо отработаете предыдущее.

В упражнении №1 тремолируется только один звук (ми) и мелодии никакой нет, поэтому всё внимание можно сосредоточить на том, чтобы все звуки тремоло (p-a-m-i) были одинаковые по громкости. Все звуки играются тирандо . Большой палец (р) намного сильнее других, поэтому играйте им очень мягко(не акцентируйте, уравняйте его с пальцами «i», «m», «a»). В упражнении №2 уже появляются элементы мелодии. Тремоло звучит на двух звуках (ми-фа). Вам нужно стараться играть так, чтобы между этими звуками не было пауз, чтобы переход от «ми» к «фа» и обратно был слитным без резких скачков и судорожных движений. Напоминаю, что главная мелодия у нас звучит на первой струне, поэтому весь свой слух и внимание переключите на первую струну и вслушивайтесь в эту мелодию из двух звуков..

Вначале , так как у вас нет техники, темп у вас будет медленный, но вы не отчаивайтесь, продолжайте работать, постепенно наращивайте темп и через некоторое время тремоло у вас будет получаться всё лучше и лучше и в конце концов обязательно зазвучит. Пальцы правой руки должны научиться извлекать звуки очень экономными, короткими движениями.

Очень важная и тонкая роль у большого пальца правой руки. С одной стороны он является участником мелодической линии тремоло и извлекает первый звук в группировке из 4-х нот, а с другой стороны, он- главный и единственный исполнитель аккомпанемента. Поэтому, он должен очень гармонично приспосабливаться и к мелодии и к аккомпанементу,

При работе над этими упражнениями вы должны давать себе разные конкретные задания. Задание 1 : Я хочу, чтобы ярче прозвучала мелодия на первой струне. Задание 2 : Я хочу, чтобы аккомпанемент (т.е. звуки, которые играет большой палец) стал главным, а не мелодия на 1-ой струне. Вы увидите, что эти два задания нужно будет играть совершенно по разному: в первом, вы будете прислушиваться к 1-ой струне и бас делать мягким и тихим. Во втором, вы будете слушать бас и поневоле акцентировать его, чтобы аккомпанемент стал главным, а 1-ую струну будете играть очень тихо. Играя упражнения с разными задачами, вы отрабатываете различные нюансы тремоло и приучаетесь мыслить за инструментом. Когда у вас есть конкретное задание, вы будете работать собрано и внимательно.

Немного о тремоло

Все струнные, щипковые инструменты, в том числе и гитара, имеют один «недостаток» — звук струны быстро затухает. Иногда хочется сыграть медленную, напевную мелодию, в которой звуки тянулись бы долго и ровно (как человеческий голос в песне). Гитара этого сделать не может!?
Некоторые щипковые инструменты (типа мандолины) придумали себе способ удлинять звуки. Если быстро повторять(многократно) один и тот же звук, играя медиатором, то все они сольются в один долгий звук. Это и есть тремоло.
На классической гитаре приём тремоло звучит намного эффектнее, потому что слышно одновременно два голоса: мелодию и аккомпанемент. Но ощущение дуэта возникнет только тогда, когда второй голос (аккомпанемент) будет тоже ясно слышен. Если басовые звуки будут слабыми, тремоло получится легковесным и пустым (что и наблюдается в последнее время у многих молодых талантов! — Нет полновесного баса! Нет аккомпанемента!). И вместе с тем, нельзя играть аккомпанемент слишком громко, нельзя заглушать мелодию на первых струнах. Иначе мелодия прозвучит грубо, топорно.
Поэтому очень важным является соотношение мелодии и второго голоса . Конечно, главное в приёме тремоло, это мелодия. Но это не значит, что второй голос надо пикать еле-еле. Иногда в басу звучат только звуки аккорда, а иногда звучит вторая самостоятельная мелодия, которая тоже «хочет», чтобы её услышали. Иногда бас делает короткие мелодические вставки. Во всех этих случаях бас нужно играть по разному: иногда громче, иногда — тише, но не одинаково, как это делают многие гитаристы. Это основная ошибка! Т.е. само тремоло вроде бы и есть, а вот ощущения, что играют два человека — нет!? А ведь именно это и есть главная особенность тремоло на классической гитаре. Первый звук каждого такта иногда можно играть большим пальцем апояндо, чтобы подчеркнуть первую долю и чтобы яснее был ритм.

Почему знаменитая Альгамбра — Тарреги у некоторых гитаристов звучит, как крупная, масштабная пьеса, а у других (у большинства!), как ученический этюдик? Даже у некоторых концертирующих гитаристов. Потому что так у них ущербно воспитано «ухо». Потому что нет второго голоса!? Потому что они всегда думали только о быстром темпе и слушали только главную мелодию, а на остальное начхали. Когда играешь тремоло, нужно уделять внимание и солисту, который «поёт» красивую мелодию (это пальцы p-a-m-i) , и аккомпаниатору — палец (p) , который не только помогает звуками аккордов, но и держит ритм пьесы.

Всё не так просто, как думают любители быстрой игры. Чтобы хорошо «спеть» на гитаре ту же Альгамбру, нужно в своей душе иметь кантилену и эту мелодию, эту песню. А чтобы душа «запела» над ней тоже нужно много работать. Иначе, потом — в дальнейшем, будут проблемы. Особенно, когда услышите тремоло крупного гитариста , настоящего музыканта и сравните свою игру с его. Музыка фактически играется не пальцами, а душой. Если душа у тебя слабая, недоразвитая, то и музыка будет такой же, несмотря на быструю беготню пальцев. А если душа твоя мощная, широкая, то даже медленная, простая пьеса прозвучит, как широкая полноводная река.

Те, кто играют на гитаре тихим звуком (лёгкое туше), не могут сыграть полновесный аккомпанемент на басовых струнах, потому что сама мелодия на первой струне звучит тихо, а аккомпанемент получается сверхтихим, т.е. его практически нет. А всё потому что не было работы над силой пальцев. Сразу спешу предупредить, что силу пальцев музыканта нельзя натренировать гантелями и другими спортивными предметами. Пальцы приобретут силу только за игрой на инструменте, но для этого нужно играть упражнения иногда и громким звуком, чтобы «мышцы» пальцев хоть немного напрягались и становились сильнее.

В Альгамбре большинство гитаристов просто не выполняют указания Тарреги. Начиная с первого такта, около басовых нот стоят акценты ( ), которыми композитор хочет сказать нам, что это не просто аккордовые звуки, а вторая мелодия (подголоски) и что её нужно тоже подчеркнуть, показать. Но, к сожалению, этого почти никто не делает!?

Список пьес с приёмом тремоло:

  • 1. М. Каркасси — Этюд (Am)
  • 2. М. Высотский — Русская мелодия (Am или Gm )
  • 3. Х. Виньяс — Фантазия (E)
  • 4. Фр. Таррега — Воспоминание об Альгамбре (Am)
  • 5. Фр. Таррега — Грёзы (E)
  • 6. А. Иванов-Крамской — Грёзы (D)
  • 7. Е. Шилин — Фонтан молодости (Em)
  • Вернуться в мастер-класс

Авторские права защищены(All Rights Reserved). Публиковать с разрешения автора.

Источник

Тремоло на гитаре. Как играть тремоло на акустической и электрогитаре.

Тремоло – что это такое?

1. Техника игры тремоло

Тремоло – это прием игры на музыкальном инструменте, который состоит в быстром повторении одной или нескольких нот, или же созвучий, зачастую на скорости в два или четыре раза больше, чем текущий темп произведения. На электрогитаре он выполняется медиатором путем быстрых ударов переменным штрихом. Стоит сказать, что тремоло – очень важная техника, которую должен освоить любой гитарист. Она не только даст возможность разнообразить свои собственные произведения, но и поможет отработать игру переменным штрихом и различные технические аспекты.

В плане музыкальных жанров данная техника очень часто используется в пост-роке, чтобы в комбинации с различными эффектами, гитарные звук полностью заполнил композицию своей текстурой. Кроме того, тремоло лежит в основе метал-жанров, таких как блэк-метал, дет-метал и треш-метал – именно там используется эта техника в комбинации с эффектом дисторшна для достижения агрессивного, злого и мрачного звучания.

2. Система на электрогитаре

Кроме того, в гитарном мире «тремоло» имеет еще одно значение – это машинка, которая крепится к бриджу инструмента и управляется при помощи рычага. Данное устройство позволяет изменять тон звука и обычно используется в соло-партиях.

Данная система стала стандартом для многих производителей гитар, особенно форм различных Fender-моделей, например, стратокастеров или ягуаров.

Как играть тремоло на гитаре пальцами

Этот раздел особенно актуален бас-гитаристам, которые не пользуются медиатором. Дело в том, что сейчас встретить кого-то, кто исполняет этот прием на гитаре не медиатором или плектром для пальцев, можно очень редко, а вот исполняющие тяжелые или необычные жанры басисты всегда сталкиваются с проблемой играть тремоло именно пальцами.

Техника звукоизвлечения

В этом вопросе все достаточно очевидно – оно играется при помощи перебора двумя или тремя пальцами по одной струне. При этом важно двигать ими так, чтобы в идеале звук был ровным и непрерывным. В этом вопросе важно сразу не начинать играть быстро, а сначала достичь именно хорошего звукоизвлечения, а не высокой скорости.

Большой палец при игре

В данном случае все зависит от инструмента, на котором вы осваиваете эту технику. Если имеет место бас – то большой палец по стандарту опирается на деку или верхнюю струну, чтобы играть «с опорой».

Если же вы играете на классической гитаре, то положение руки такое же, как и при игре обычным перебором. То есть большой палец перпендикулярен указательному и образует с ним крест. Он также опирается на верхнюю струну, и при необходимости играет вторую линию – например, басовую партию, однако такая рассинхронизация конечностей требует определенной практики.

Вообще, самое главное правило при игре тремоло на одной или двух струнах на любой гитаре – это иметь опору руки, иначе она быстро перенапряжется и устанет.

Движения левой руки

Именно в плане данного приема постановка левой руки частично отходит на второй план, поскольку вся проблема заключается именно в правой конечности.

Развитие техники правой руки

Есть несколько важнейших правил, которые следует соблюдать для достижения ровного и четкого звука тремоло:

1. Начинайте играть медленно и обязательно следите за звукоизвлечением. Это очень важный аспект, поскольку именно так вы сможете добиться сплошного и непрерывного звука.

2. Играйте под метроном. Это такой же важный аспект, поскольку красивое тремоло во многом зависит от взятого вами темпа. Вам нужно попадать в каждый заданный удар, и желательно в определенный момент ставить отсчет в несколько раз медленнее, чем играете вы.

3. Используйте опору. Об этом уже говорилось в предыдущих разделах – если ваша рука будет просто висеть в воздухе, то можете даже и не мечтать о ровном звуке и легком исполнении. Кроме опоры помните о том, что рука должна быть максимально расслаблена.

Проблемы, возникающие при игре приемом

1. Рука быстро устает и забивается. Это говорит о том, что вы не используете опору – поэтому следует уделить больше внимания своей правой руке.

2. Неровный, прерывистый, заикающийся звук. Данная проблема, опять же, исходит от вашей правой руки. Попробуйте немного снизить темп, в котором вы играете произведение, и поработать над более грамотным звукоизвлечением.

Упражнения на тремоло

Как и для любого другого приема игры, для отработки тремоло существуют определенные упражнения, представленные ниже. По большей части, они направлены на развитие вашей правой руки и звукоизвлечения.

Источник

Оцените статью