Этюд упражнение для гитары

Классическая гитара >Четыре учебных этюда для гитары

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола . Вот мы и подошли к четырем заключительным произведениям, в которых вы будете использовать различные техники и музыкальную теорию, изученные на протяжении всего раздела Классическая гитара.

Первый учебный этюд

Первое произведение представляет собой этюд из терций. Две ноты каждого интервала (когда обе они являются зажатыми) должны браться на грифе вместе. Повторяющаяся последовательность пальцев правой руки (р, m, i) позволяет поочередно выполнять ими плавные и однообразные движения, что даст вам возможность сосредоточиться на сменах позиций в левой руке.

Когда вам встретятся аккорды, особое внимание обращайте на то, чтобы все входящие в их состав ноты игрались строго одновременно и звучали мощно. Сначала это может показаться сложным из-за резких переходов правой руки с арпеджио на аккорды, но вы справитесь с этой проблемой, если при медленном разучивании этюда будете заранее готовить пальцы на струнах к аккорд.

В четвертой строке происходит почти постоянная смена позиции после каждой терции, но если вы заметите, что левая рука всегда играет третьим и вторым или третьим и первым пальцами (в зависимости от того, малая или большая терция играется), а нижняя нота остается на второй струне до самого начала пятой строки, то найти ноты для вас не составит большого труда.

Читайте также:  Западные певицы с гитарой

Второй учебный этюд

Во втором этюде ноты с направленными вверх вертикальными чертами в первой строке ведут мелодию и должны играться громче, чем аккомпанирующие ноты нижней части. В третьей и четвертой строках часто используются направляющие пальцы между сменами позиций. Эти смены позиций в партитуре не указаны, поскольку басовые ноты и аппликатура дают достаточно информации о том, какие позиции имеются в виду.

Третий учебный этюд

Следующий учебный этюд, «Аделита», — это очень популярное произведение гитарного репертуара, основанное на польском танце под названием мазурка. Работы подобного типа требуют чистоты воспроизведения мелодии и ритмической выдержанности.

Эта пьеса включает в себя многие из изученных вами на этот момент техник, таких как мелизмы, лигадо и игру на различных высоких позициях. Для извлечения сильного и мягкого звука на первой и третьей нотах в первом, втором и третьем тактах следует использовать апояпдо.

В третьем такте аккорд на последнем счете, который в предыдущих тактах служил аккомпанирующей гармонией, приобретает верхнюю мелодическую ноту G (соль). Эту ноту следует взять громче, чем остальные две ноты аккорда, просунув палец m под струну глубже, чем палец i, чтобы она могла плавно перетечь в следующий такт.

Такие скрещивания мелодии и аккомпанемента встретятся в пьесе еще несколько раз — например, на последнем счете всех тактов третьей строки. В первом такте четвертой строки придется сильно растягивать третий и четвертый пальцы (при исполнении орнамента), что нужно отработать очень медленно при разборе пьесы.

Во втором такте четвертой строки мелодия приобретает теноровый голос, который должен подчеркиваться акцентированным ударом пальца правой руки. Короткое глиссандо в следующем такте с верхней G (соль) на D (ре) призвано усилить кантабиле, то есть напевное звучание, пьесы.

Первая нота всех флажолетов должна играться одновременно с аккордом. Очень характерно для этой пьесы использование вибрато, которое в значительной степени оживляет произведение; особенно эффектно оно в верхнем голосе первой половины пьесы и позже, когда во втором такте четвертой строки тема ведется на басовых струнах.

Четвертый учебный этюд

Четвертый учебный этюд, технически не слишком сложный, для правильного исполнения требует точного понимания и трактовки стиля, в котором он написан.
Акцентов на счете следует избегать, чтобы подчеркнуть линейное развитие мелодии, а поддержание ритма должно усилить лирический и плавный характер этой пьесы.

Это произведение было написано для виуэлы, испанского струнного инструмента эпохи Возрождения. Ее строй похож на гитарный с той лишь разницей, что, подобно лютне того же периода, большая терция находится между третьей и четвертой струнами, а не между второй и третьей, как у гитары.

Чтобы сыграть эту пьесу подходящими пальцами, используется диссонанс, опускающий третью струну до F# (фа-диез).

При исполнении этой пьесы на третьем ладу можно установить капо (специальное маленькое, похожее на зажим устройство, закрепляемое на грифе и фиксирующее все струны на определенном ладу) для изменения строя гитары на G (соль), чтобы привести его в соответствие со строем виуэлы. Однако имейте в виду, что общепринятый концертный строй стал заметно выше по сравнению с тем, каким он был в XVI столетии, и вполне возможно, что наш современный строй F (фа) значительно ближе к строю G (соль), принятому в те времена, и поэтому использование капо может оказаться излишним.

Инструментальная музыка того периода близко имитировала вокальный стиль с доминирующими в нем линейными аспектами. Поэтому при исполнении следует обратить особое внимание на выделение мелодической составляющей этого произведения.

Например, во втором такте второй строки басовая Е (ми) должна приглушаться при переходе к А (ля), чтобы интервал приобрел мелодическое звучание и две ноты не были слышны одновременно, что, в противном случае, привело бы к гармонической неопределенности.

Линейный аспект произведения вновь становится очевиден при «имитации» во второй строке между первым и третьим тактами, когда басовый мотив повторяется на кварту выше. То же самое происходит и в следующем такте еще на кварту выше, но первая нота утрачивается в этой вариации. Кроме того, рисунок верхнего голоса первого такта второй строки повторяется в басовой партии в следующем такте, но с иными интервалами, так как в этом месте требуется новая гармоническая функция.

В партитуре очень подробно указана аппликатура из-за сложностей, связанных с использованием диссонанса. Какими пальцами исполняет гитарист произведение, в первую очередь определяется его опытом, но также во многом зависит и от конкретной пьесы, однако главный совет в этом вопросе сводится к тому, что играть выбранными пальцами вам всегда должно быть удобно.

Огромное значение имеют и другие параметры, такие как смена позиций и расположение большого пальца левой руки.

Динамика этой пьесы может быть произвольной; здесь она указана как один из возможных вариантов постепенного ее изменения, соответствующего стилю.
Указание «despacio» в начале партитуры по-испански означает «медленно», однако темп исполнения должен быть таким, чтобы мелодия была хорошо различима.

Именно решению этой задачи по сохранению мелодичности и отвечает предложенный темп.

Отличные упражнения для гитары, попробовала сделать нечто подобное, пятый ряд отыскался сам собой)

Сначала мне было очень трудно, но теория теорией, а практика есть практика) Обращайте внимание на то, чтобы в аккордах ноты играли мощнее. Это дает больше эффекта!

Сначала у меня не получалось, а теперь всё получается. Спасибо за этот учебный этюд. Всем советую.

Это ноты самых красивых этюдов, которые я выучила. Спасибо.

А табулатур нет к этим этюдам?

К сожалению, нет. Начните изучать гитарную нотацию, и Вам откроются новые горизонты!

Как так получается, что размер указан 6/8, а в тактах прописано четверть с точкой (три восьмых) + две восьмых + четверть с точкой (еще три восьмых) + еще две восьмых = 10/8, но в некоторых тактах все же указано по две четверти с точками = 6/8? Может я плохо знаю нотную грамоту? Подскажите пожалуйста?

Источник

Гитарный Блог Нот Валерия Егорова

Этюды для начинающих гитаристов.

Этюды для гитары дают прекрасный навык для развития пальцев правой и левой рук, а также служат методическим материалом для многих преподавателей в деле закрепления техники игры у начинающих и развивающихся учеников. Имеются, кроме того, концертные этюды, являющиеся высокохудожественными самостоятельными произведениями.

В этом разделе сайта будут размещены этюды для начинающих гитаристов, причем, отобранные по степени сложности, начиная с самых простых.

Учебный этюд 1:

Этюд №1 играется только приемом звукоизвлечения апояндо. Темп умеренный, дающий возможность полностью контролировать звукоизвлечение, длительность и глубину нот.

Соблюдайте точность аппликатуры обеих рук, не путайте пальцы и добивайтесь легкости исполнения. Эти же рекомендации относятся и к другим этюдам раздела.

Перед разучиванием послушайте МИДИ ЭТЮДА 1 .

Учебный этюд 2:

Этюд №2 играется также приемом апояндо, кроме тех одновременно извлекаемых звуков (мелодии и баса), над которыми в нотном тексте стоит красная буква Т (тирандо) . В этих местах и бас, и звук мелодии извлекайте приемом тирандо.

И последнее, что можно сказать, касающегося обоих этюдов – пальцы левой руки соответствуют номерам ладов, на которых берутся звуки (смотрите табулатуру), а где не совпадает (этюд №2) – там около нот стоит цифры, обозначающая номер пальца.

Перед разучиванием обязательно послушайте МИДИ ЭТЮДА №2 .

Источник

guitarbloknot.ru

Учитесь играть на классической гитаре, рок гитаре и гитаре фламенко у нас!

Урок 39. Упражнения и этюды для гитары: как с ними работать

Для того, чтобы наши усилия по изучению классической гитары имели наивысшую эффективность, необходимо понять следующее: лучше пока играть меньше пьес, а сосредоточиться на развивающих исполнительские навыки упражнениях и небольших этюдах, причем, делать это надо с хорошим качеством.

В связи с этим, на сегодняшнем уроке предлагаю рассмотреть такой вопрос: учебные упражнения и этюды и как с ними нужно правильно работать.

Вообще-то, данный вопрос не является каким-то специальным, например, для гитары. Он актуален для любого музыкального инструмента. Однако, я его адаптирую, насколько это возможно, именно относительно нашего любимого, но, что греха таить, сложнейшего для обучения инструмента.

Итак, как же правильно работать с упражнениями и этюдами для гитары?

Упражнения нужны для развития силы пальцев, их уверенности, независимости, а также чувствительности и беглости. Кроме того, с их помощью гитаристы овладевают различными техническими приемами игры, проигрывая их и нарабатывая свои навыки изо дня в день. О полезности этого даже не стоит вести никаких дискуссий — однозначно не следует игнорировать рекомендуемые для обучения упражнения.

Еще один положительный момент, о котором не стоит забывать — упражнения развивают у музыканта умственный динамизм, который необходим для качественного исполнения любого произведения.

Теперь перечислю, что нужно для изучения нового упражнения:

  • отлично усвоить посадку и постановку рук при игре на гитаре;
  • изучить рекомендации к упражнению;
  • просмотреть от начала до конца ноты (пока не играя) и отметить сложные места (или новые в техническом плане);
  • начать играть в медленном темпе, соблюдая указанную аппликатуру обеих рук, с обязательным четким озвучиванием каждой ноты;
  • выучить упражнение наизусть и повторить несколько раз, набирая постепенно нужный темп, выполняя рекомендации к упражнению и общую технику игры на гитаре, не забывая, между тем, о качестве звуков.

Далеко не все упражнения следует повторять ежедневно (иначе с увеличением количества разученных упражнений скоро не останется времени для дальнейшего продвижения вперед), поэтому на одном-двух уроках потренировавшись, можешь переходить к следующему этапу обучения. В каждой теме обычно имеется несколько однотипных примеров и какое-то итоговое задание, наиболее трудное и требующее не один день отработки. Вот такой пример техники игры следует играть продолжительное время, пока не доведешь его исполнение до совершенства (у нас уже имеется на отработке один такой — « Упражнение I «).

Этюды необходимы для подготовки инструменталиста к серьезной работе над более художественным произведением, так как, нередко являющиеся сами вполне на высоком художественном уровне, позволяют воплотить полученные исполнительские навыки в достаточно строгие формы.

Послушайте «Меланхолический этюд» на видео:

Для отработки этюдов придерживайся следующих практических советов:

  • просмотреть ноты от начала до конца, отмечая мысленно струны, лады и пальцы, а также определить сложные места, которые, возможно, лучше отработать отдельно;
  • начать разбирать, медленно проигрывая произведение и соблюдая аппликатуру;
  • разобрав полностью этюд, приступить к его разучиванию наизусть по фразам (2-4 такта), пока он полностью не запомнится;
  • трудные места оттачивать отдельно (желательно, целостной фразой, то есть: не только тяжелое место, а вместе с тактом до него и тактом после него);
  • соединить все части произведения вместе, соблюдая все нюансы (динамику, темп, чистый звук) и не делая ошибок;
  • следите, чтобы все части этюда звучали и игрались естественно, без сбоев и запинаний на сложных местах.

Вот на следующем уроке и постараемся применить эти рекомендации при разучивании очередного упражнения для гитары .

Источник

Ноты и табулатура TAB для гитары

Этюды для начинающих гитаристов

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»>

Информация о материале Опубликовано: 08.06.2017 10:11 Автор: Александр Андреев Просмотров: 3975

Развитие игровой техники у начинающих гитаристов тесно связано с разучиванием этюдов. В них ключевое внимание уделяется щипковому способу звукоизвлечения, что характерно для начального этапа обучения. У гитаристов развиваются навыки последовательного использования пальцев правой руки. Так, в Этюде 1 для озвучивания басовых струн – шестая, пятая и четвёртая – применяется большой палец, для третьей струны – указательный, для второй – средний, для первой – мизинец. В Этюде 2 озвучивание струн осуществляется чередованием среднего и указательного пальцев правой руки. Такой подход формирует общую исполнительскую культуру. Аппликатурные построения левой руки не содержат сложных конструкций. Практически во всех тактах воспроизведение звуков проходит с использованием открытых (не прижатых к ладам) струн. Материал этюдов оформлен в двух графических формах: ноты и табулатура.

Источник

Оцените статью