Этюды брамса для фортепиано

Этюд №5

Немецкий композитор, пианист, дирижер, представитель музыкального романтизма. Брамс, обогащая созвучие нот классической музыки романтическим содержанием, развивал в ней классические традиции. Проникнутая порывистостью, мятежностью, трепетным лиризмом, его музыка воспевает мужество и нравственную стойкость. Опора на устойчивые ценности жизни человека, которые Брамс видел в народной песне, природе, искусстве великих мастеров прошлого. Композитор стремиться к гармонии, ощущая ее недостижимость, в то же время в его произведениях становиться все больше трагических противоречий. В отличие от многих композиторов-романиков, Брамс старался избегать открытой программности и достиг высот в проверенных временем классических жанрах, симфонии, квартета, концерта и т.д. Композитор видел в симфонии инструментальную драму, части которой объединены определенные поэтической идеей.

Симфонизм Брамса продолжил традиции Бетховена и Шуберта. Брамс не был любителем шумных компаний. Впечатления интроверта и эгоцентрика он оставлял, будучи еще юношей.

Не новые знакомства, а мир творчества безмерно увлекал его и в более поздние годы. Долгое время Брамс жил в доме у Шумана, где был принят учеником. В семье Шумана к нему относились с отеческой привязанностью. Брамс, очень уважая Шумана, увлекся утонченной и красивой именитой пианисткой, а также матерью шестерых детей, супругой Шумана — Кларой. Брамс обращался к жанрам баховской эпохи, в том числе к мессе (Немецкий реквием). Проект этого реквиема занимал его больше десятилетия, в особенности, он возвращался к нему после смерти Шумана, а завершил реквием после кончины матери. На титульном листе нот написано посвящение «В память о матери».

Читайте также:  Ноты половинные направление штиля

По художественной значимости к его симфониям примыкают инструментальные концерты, трактованные как симфонии с солирующими инструментами (два фортепианных концерта, скрипичный, двойной – для скрипки и виолончели). Неповторимым образом, содержанием и глубиной отмечены многочисленные сочинения для камерно-инструментальных ансамблей и для фортепиано. В них строгость соединяется с доверительностью, изысканность – с напевностью и простотой письма. Известны обработки немецких народных песен, а также Венгерские танцы Брамса. В его оригинальных песнях также часто звучат народные интонации – чешские, словацкие, сербские.

И этим сочинениям присуща глубина лиричности, которая является главной «тональностью» музыки Брамса.

Смотрите также ноты произведений композитора Иоганнес Брамс:

Источник

Фортепианная музыка Брамса

Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Брамс

Вклад Брамса в фортепианную музыку весьма значителен. Выдающийся пианист [1], он обращался к ней на протяжении всей жизни. По собственным словам композитора, фортепиано было его любимым инструментом. Уже в 10-летнем возрасте он впервые принял участие в публичном концерте с исполнением этюда Анри Герца [2], а спустя пять лет стал выступать с сольными концертными программами.

Брамсу повезло с учителями: основы пианизма он постигал под руководством прекрасных гамбургских музыкантов Фридриха Косселя и Эдуарда Марксена. Оба были не только опытными педагогами, но и замечательными людьми, которые относились к своему воспитаннику с искренней любовью. Любовь была взаимной (об этом говорит, в частности, посвящение брамсовского 2-го фортепианного концерта Марксену).

Произведения, где звучит фортепиано, занимают в творчестве Брамса лидирующие позиции. Это не только собственно фортепианная музыка, но и значительное количество камерных произведений с очень развитой фортепианной партией (из 24 камерно-инструментальных ансамблей композитора фортепиано участвует в 16-ти), песни, а также два прекрасных фортепианных концерта (d-moll ор. 15, 1858 и B-dur ор. 83, 1881). Концерты Брамса иногда называют симфониями с облигатным (обязательным) фортепиано. В них проявляются ансамблевые черты, характерные для старинного баховского концерта [3].

Собственно фортепианное наследие Брамса составляют:

  • 3 сонаты – его первые печатные опусы (1853). Это масштабные сочинения, симфонический размах которых побудил Шумана назвать сонаты «завуалированными симфониями» [4];
  • 5 вариационных циклов – «Вариации на тему венгерской песни», «Вариации на тему Шумана», «Вариации на собственную тему», «Вариации и фуга на тему Генделя» и «Вариации на тему Паганини»;
  • крупные романтические жанры – баллады (5) и рапсодии (3). В них Брамс не склонен к свободной одночастности шопеновского или листовского типа. Его рапсодии опираются на классические принципы формообразования. В музыке рапсодий h-moll и g-moll (op. 79) можно уловить связи со стилем вербункош. Рапсодия Es-dur op. 119, завершающая последнюю тетрадь фортепианных пьес Брамса, проникнута героическим, рыцарским духом;
  • романтические фортепианные миниатюры, в которых раскрываются личные, сокровенные грани душевной жизни человека – каприччио (3) и интермеццо (14). Это поздние произведения Брамса: систематическое обращение к миниатюре наблюдается в его творчестве с конца 70-х годов, то есть после окончания Первой симфонии;
  • инструктивные сочинения – фортепианные упражнения и этюды, которые являются транскрипциями произведений Баха, Вебера, Шопена;
  • произведения для фортепиано в 4 руки, продолжающие традицию домашнего музицирования («Вальсы», «Венгерские танцы»).

На формирование фортепианного стиля Брамса главное влияние оказало творчество его кумиров – И.С. Баха и Л. Бетховена, а кроме того – В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана. Подобно фортепианной музыке Листа, фортепианный стиль Брамса обобщил многие типичные черты романтического пианизма. Вместе с тем, Лист и Брамс в своем фортепианном творчестве во многом – антиподы. В игре Брамса не было эффектного концертного блеска, столь характерного для пианизма Листа [5]. Несмотря на частые публичные выступления [6] и технически свободное владение пианистическими ресурсами (отлично читал с листа, замечательно аккомпанировал), он все же не был виртуозом в узком смысле слова. Его исполнению не хватало того, что Чайковский называл «виртуозной жилкой». Все, что было связано с внешним эффектом, претило Брамсу и карьера модного виртуоза вовсе не прельщала его: «По совести говоря, мне противны публичные выступления», говорил он своим друзьям.

Склад пианизма Брамса наложил свой отпечаток и на его фортепианную музыку. По природе своей он более график, чем колорист, музыкант-строитель, зодчий. Процесс творчества для него – создание конструктивно цельной композиции. Духовное начало композитор ставил выше чувственного, логику мыслей ценил больше «открытой» эмоциональности. Прекрасно владея выразительными ресурсами фортепиано, Брамс отводил технике служебную роль, избегая чисто внешних концертных эффектов.

Для фортепианных сочинений Брамса характерна многоплановая, полифонически развитая фактура, тонкая мотивная работа, приёмы мелодического голосоведения. В свободном владении средствами контрапункта и мотивно-вариационного развития композитор не имел себе равных среди современников. Излюбленными элементами его фортепианной фактуры являются:

  • движение параллельными интервалами в терцию, сексту или октаву (они усиливают народный колорит, что особенно это заметно в песенных темах лирического склада);
  • размещение мелодии в среднем голосе (интермеццо Es-dur );
  • мерцающий колорит «струящихся» фигураций (интермеццо b-moll );
  • зыбкая, сложная ритмика, синкопирование, сочетание четных и нечетных метров;
  • частое использование аккордов в широком звуковом диапазоне, но при этом частично сохраняющих тесное расположение, что создает плотность, густоту звучания. Из-за тесного расположения даже одновременное использование крайних регистров не вызывает ощущения «воздушности»;
  • имитации, контрапунктические перемещения тем.

Фортепианные интермеццо Брамса

Созданные на закате музыкального романтизма, интермеццо Брамса стали таким же устойчивым жанрово-стилистическим понятием, или «ноктюрны Шопена» или «рапсодии Листа». Будучи кульминацией брамсовской лирики, они наиболее красноречиво выразили ее главнейшую особенность – сдержанность высказывания.

Подобно прелюдии или постлюдии, жанр интермеццо [7] изначально был связан с определенной композиционной функцией – переключения, отстранения, интермедийности (можно вспомнить полифонические интермедии в фуге или интермедии между действиями театрального спектакля). Композиторы XIX века (Мендельсон, Шуман) нередко использовали название «интермеццо» в средних частях сонатно-симфонических циклов. Вместе с тем, романтики стали наделять интермеццо и самостоятельным статусом. Подобная трактовка продиктована эстетикой романтизма, пониманием каждого мгновения развития как самоценного. Основоположником интермеццо как самостоятельной пьесы является Роберт Шуман (6 интермеццо для фортепиано op.1832).

Формы всех интермеццо Брамса сводятся к общей трехчастной структуре. Большинство из них выдержано в одном настроении, как правило, не содержат рельефных контрастов с переменой типа движения. Их фактура сравнительно прозрачна, темпы сдержанны, ведущие динамические оттенки – р или рр, часто встречаются ремарки sotto voce, dolce.

Высший образец поздней брамсовской лирики – «Три интермеццо» op . 117. Композитор сказал о них: «колыбельные моей скорби». Это самый песенный опус среди всей фортепианной музыки Брамса. Наиболее отчетливо песенное начало выражено в первом, Es — dur ’ном интермеццо , навеянном шотландской колыбельной. Композитор предпослал его музыке эпиграф из шотландской народной поэзии в переводе Гердера: «Спи, сладко спи, дитя мое, чтобы не видеть мне твоих слез». Эти строки определяют общий жанровый облик пьесы, носящей характер колыбельной песни. Такова первая – светлая и спокойная тема, «спрятанная» внутри повторяющихся октав тонического органного пункта.

При переходе к среднему разделу 3-частной формы ( es-moll ) происходит быстрое омрачение колорита. «Падающие» терции в партии правой руки подобны слезам, о которых упоминается в эпиграфе. В воплощении образа скорби музыка Брамса очень близка баховской, например арии «Кровоточи, любящее сердце» из «Страстей по Матфею» (№ 12). Реприза звучит еще светлее, чем начало интермеццо благодаря более высокому регистру. В целом музыка интермеццо Es — dur является превосходным образцом брамсовской поэтичной лирики в народном духе.

Элегическое интермеццо b-moll охвачено непрерывным развитием начальных мотивов: они то рассеиваются в волнах фигурационного движения (отсюда ассоциации с жанром прелюдии), то собираются в более рельефные мелодические линии. В структуре теме наблюдается характерное для стиля Брамса сочетание завершенного песенно-романсового высказывания и барочного принципа «ядра и развертывания» [8]. В среднем разделе 3-частной формы начальная тема звучит в ритмическом увеличении.

Интермеццо cis-moll приближается к балладе. В его музыке господствует эпическая повествовательность. Форма более монументальна, чем в первых двух пьесах – сложная трёхчастная с сильным контрастом в средней части (светлое трио, A-dur ).

[1] Шуман называл его игру «высокогениальной».

[2] Анри (Генрих) Герц – французский пианист, композитор и педагог (1803-1888). В 1842-74 годах – профессор Парижской консерватории. Гастролировал во многих странах, в том числе в России. Основал в Париже фортепианную фабрику с концертным залом.

[3] среди выдающихся интерпретаторов брамсовских концертов – Артур Рубинштейн, Эмиль Гилельс, Эдвин Фишер.

[4] соната для фортепиано op . 1 посвящена Й. Иоахиму, соната для фортепиано ор. 2, посвящена К. Шуман.

[5] Хотя Брамс всегда восхищался исполнительским гением Листа, его фортепианная музыка не была ему близка. Показательно, что он не был в восторге от сонаты h — moll , при исполнении которой ему довелось присутствовать.

[6] Первой его большой поездкой было концертное турне с Эде Ременьи, скрипачом из Венгрии. Когда в одном городке рояль оказался настроен на полтона ниже, Брамс сыграл свою партию в транспорте (в бетховенской сонате до-минор ор.30 № 2). Впоследствии Брамс концертировал в Германии, Австрии, Венгрии, Польше и других странах, при этом в зрелые годы он не исполнял чужих произведений.

[7] итал. intermezzo, от лат. intermedins – находящийся посреди, промежуточный.

[8] примером подобного сочетания является и главная тема первой части IV симфонии.

Источник

Брамс

Йоханнес Брамс был одним из величайших немецких композиторов девятнадцатого века. Его часто называли преемником Баха, Шуберта и Бетховена, а также классикром романтизма, потому что он очень беспокоился о ясности музыкальной формы. Брамс сочинил целых 4 симфонии и много музыкальных произведений, представляющих почти каждый музыкальный жанр (кроме оперы).

Скачать ноты Брамса для фортепиано, скипки, гитары, и других инструментов

Музыкальный инструмент Партитура
Sechs Klavierstucke v. J. Brahms — ноты
Три интермеццо для фортепиано — ноты
2 Sonates — ноты
Баллада (Эдвард) — ноты
Concert fur das Pianoforte mit Begleitung des Orchesters, comp. v. Johannes Brahms — ноты
Вторая соната для скрипки с фортепиано — ноты
Путь любви — ноты
Цыганские песни — ноты
Variationen uber ein Thema v. Jos. Haydn fur Orchester v. Johannes Brahms — ноты
Quartett fur 2 Violinen, Bratsche und Violoncell, Op. 67, № 3, in B-dur v. Johannes Brahms — ноты
Quartette Ор. 51, № 1 fur 2 Violinen, Bratsche und Violoncell — ноты
Quintett fur Pianoforte, 2 Violinen, Viola und Violoncell comp. v. Joh’s Brahms — ноты
Четыре пьесы — ноты
Брамс «Колыбельная» — ноты для скрипки и фортепиано Скрипка, Фортепиано 2
Соната до мажор. Брамс — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
Соната фа-диез минор. Брамс — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
Скерцо ми-бемоль минор. Брамс — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
Соната фа минор. Брамс — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
Вариация на тему Шумана. Брамс — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
Баллады. Брамс — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
Тема и вариации для Клары Шуман Фортепиано 1
Вариация на собственную тему Фортепиано 1
Вариация на венгерскую песню Фортепиано 1
Вариации на тему Шумана Фортепиано 1
Вариация и фуга на тему Генделя Фортепиано 1
Вальсы Фортепиано 1
Вальсы (упрощенная версия) Фортепиано 1
Две рапсодии Фортепиано 1
Фантазии Фортепиано 1
Три интермедии Фортепиано 1
Пьесы Фортепиано 1
5 исследований Фортепиано 1
Вариация №1 на тему Паганини Фортепиано 1
Вариация №2 на тему Паганини Фортепиано 1
Две сарабанды Фортепиано 1

МЫ ВКОНТАКТЕ — Подпишитесь, чтобы не пропустить новинки

О Брамсе и его музыке

Йоханнес Брамс родился 7 мая 1833 года в Гамбурге в семье, сильно связанной с музыкой (его отец был басистом в городском оркестре). В детстве Йоханнес пел с хором и вскоре стал его профессиональным дирижером. В то время начали появляться его первые работы .

К сожалению, большинство этих работ были уничтожены самим Брамсом. Его первые уроки музыки были даны ему отцом, и за короткое время под руководством профессиональных учителей, он овладел искусством игры на фортепиано. Еще до 1853 года, в возрасте 20 лет, Йоханнес Брамс встретил Роберта Шумана , который восхищался талантом мальчика и написал статью о нем в газете. С тех пор оба композитора были очень дружны. Благодаря поддержке Шумана, Брамс мог публиковать свои первые работы: сонаты для фортепиано и коллекции песен.

Между 1857 и 1859 годами Брамс был придворным музыкантом в Детмольде. Затем был сделан его первый фортепианный концерт ре минор. В последующие годы он работал в Вене, где стал художественным руководителем сингакадемии, а затем — Общества друзей музыки. В 1865 году умерла его мать, в честь которой была создана монументальная пьеса «Ein Deutsches Requiem». В то время у Йоханнеса уже был свой индивидуальный стиль, о чем свидетельствуют такие композиции, как:

  • Фортепианный квинтет ми минор,
  • Соната ми минор для виолончели,
  • Венгерские танцы,
  • Ринальдо (кантата),
  • Рапсодия для зимнего путешествия в горы Гете Гарц.

В 1870-х годах Брамс стал очень популярным за рубежом. Затем он также составил академическую увертюру. После 40 лет Дж. Брамс начал создавать симфоническую музыку (Симфония № 1 до минор, Симфония № 2 ре мажор, Концерт для скрипки с оркестром ре мажор) и песни (Песня триумфа, Песнь о судьбе). В 1880-х годах он стал почетным гражданином в своем родном городе Гамбурге, а его последующие работы были следующими:

  • Симфония № 3 фа мажор,
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2,
  • Двойной концерт в мажор для скрипки и виолончели,

Иоганнес Брамс умер 3 апреля 1897 года в Вене.

Источник

Оцените статью