Этюды для гитары блюз

Содержание
  1. Как играть блюз на гитаре. Уроки блюза для начинающих
  2. Как играть блюз на гитаре. Вводная информация.
  3. Немного из истории блюза
  4. Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля
  5. Слушать
  6. Блюзовый ритм
  7. Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.
  8. Тренировка игры под минус
  9. Блюзовая пентатоника
  10. Приемы игры
  11. Разбор других песен
  12. Работа над фразировкой
  13. Эффективный метод освоения блюзовой гаммы
  14. Сборник блюзовых этюдов для тех, кто хочет:
  15. Демонстрация этюда на Am ( квартоли) блюзовую гамму в контексте разных аккордов.
  16. Clean Sound.
  17. Демонстрация этюда на Am ( триоли ) блюзовую гамму в контексте разных аккордов. Clean Sound.
  18. Демонстрация этюда на Em ( триоли ) блюзовую гамму в контексте разных аккордов. Clean Sound.
  19. Демонстрация этюда на Em (квартоли) блюзовую гамму в контексте разных аккордов. Clean Sound.
  20. Этюды для гитары блюз
  21. Блюзы в переложении для шестиструнной гитары
  22. Блюзы в переложении для шестиструнной гитары

Как играть блюз на гитаре. Уроки блюза для начинающих

Как играть блюз на гитаре. Вводная информация.

С технической и композиционной точки зрения блюз не является чем-то невероятно сложным, и любой, даже начинающий гитарист, сможет сыграть и сочинить собственную блюзовую партию. Однако обходить стороной это довольно богатое направление однозначно не стоит. Главная причина в том, что блюз сейчас лежит в основе абсолютно любого музыкального направления – от классического хард-рока до экстремальных жанров, таких как sludge или grindcore. «Голубая скорбь» — предтеча всего, что сейчас творится на мировой музыкальной сцене, и его основы, хотя бы технические, стоит знать, хотя бы для того, чтобы разбираться в том, как работает современная музыка.

Немного из истории блюза

На данный момент сказать, кто же первым начал играть блюз, очень тяжело. Историки утверждают, что первые композиции возникли еще в девятнадцатом веке, на юге США, в среде афроамериканских рабов. Основными истоками жанра можно назвать госпел и рабочие песни. Первый блюз вообще не использовал никаких инструментов, кроме голоса, и зачастую исполнялся хором в церквях, поселениях и плантациях. И из этого каким-то образом и родился тот жанр, о котором мы говорим.

Читайте также:  Что нужно для музыкальной школы фортепиано

Кроме того, истоки жанра лежат также и в кантри-музыке, которая является национальной для североамериканских народов. Существует мнение о том, что перед тем, как сформироваться окончательно, направление приняло форму так называемого кантри-блюза. Со временем, в начале 20-го века, когда жанр вышел за рамки совместного исполнения, появились первые ансамбли, можно считать, что формирование направления окончательно завершилось.

Довольно интересный факт состоит в том, что сейчас лады, свойственные блюзу, прослушиваются не только в музыке народов Америки, но и в китайской народной музыке, а также населения крайнего севера России.

Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля

Слушать

Разумеется, прежде чем играть в каком-либо жанре, его надо отслушать, и особенно – послушать классику этого направления. Ниже собран список альбомов мировых блюзменов, которые вы обязательно должны поместить в плейлист, если хотите понять, как же блюз все-таки играется.

  1. Роберт Джонсон — The complete recordings (1990 г.)
  2. Мадди Уотерс — The Anthology (2000 г.)
  3. Хаулин Вулф — The Definitive Collection (2007 г.)
  4. Джон Ли Хукер — The best of John Lee Hooker (1992 г.)
  5. Ти-Боун Уокер — Stormy Monday Blues: The Essential Collection (1998 г.)
  6. Эрик Бибб — The Good Stuff (1998 г.)
  7. Биби Кинг — The Ultimate Collection (2005 г.)

Блюзовый ритм

Помимо классических 4/4, в основе блюза лежит особый ритм, который называется шаффл. Вся его суть заключается в том, что каждая доля такта разделяется на три части, а не на две, при этом на каждый второй удар приходится пауза.

То есть выглядит это так: раз – пауза –два — раз – пауза –два – и так далее.

Исполняя песню в высоком темпе, а также слушая классические блюзовые композиции, вы быстро поймете суть этого ритмического рисунка.

Для того, чтобы отработать знания на практике, ниже представлено восемь гитарных риффов в ритме шаффла, которые являются стандартами, а значит, опорой для сочинения будущих композиций.

Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.

Кроме непосредственно фразовых стандартов, существуют и блюзовые последовательности трезвучий, которые придают музыке то самое характерное звучание, и в ритме шаффла дают чистейший Blue Devils, о котором все так говорят.

Например, очень популярна следующая гармония:

И все ее производные, которые образуются от разных комбинаций этих аккордов. Данную последовательность, например, можно услышать в песне Graveyard Train – Ballad for Belzebub, вместе с блюзовой соло-партией, а также губной гармошкой.

Существует еще одна, совсем простая последовательность:

Именно на этих двух аккордах сыгран легендарный шедевр Джонни Кэша – Personal Jesus.

Вообще для того, чтобы понять, как строится блюзовая гармония, придется немного углубиться в музыкальную теорию. Весь жанр строится на последовательности I – IV – V, то есть Тоника – Субдоминанта – Доминанта. Тоника – это первая нота в любой гамме. Субдоминанта – соответственно, четвертая, а Доминанта – пятая.

То есть, если мы, скажем, возьмем тональность Ми-мажор, то аккордовая последовательность будет выглядеть так:

Тренировка игры под минус

Но, разумеется, для блюза надо понимать, как играть соло. Именно для этого и создан данный раздел. Здесь вы найдете две классические блюзовые мелодии, которые можно включить прямо из браузера, и под которые можно играть и импровизировать. Это – отличная практика для отработки шаффла и пентатоник, которые лежат в основе данного направления.

Jam Track — 70 bpm

Jam Track — 100 bpm

Блюзовая пентатоника

А вот эта тема невероятно важна в блюзе для начинающих. Именно на ней и строится характерное звучание и мелодии, которыми вы должны владеть. Ниже даны пять классических боксов пентатоники, которую необходимо выучить для того, чтобы играть блюз – как аккордами, так и соло.

Приемы игры

Разумеется, в данном жанре используются различные приемы игры на гитаре. Какие-то чаще, какие-то реже, но все они имеют место быть.

  1. Вибрато. Суть его состоит в том, чтобы во время звучания струны на ладу немного «раскачать» ее, добиваясь вибрирующего звука. Такой прием используется для того, чтобы подчеркнуть акцент или важную в композиции ноту.
  2. Бенд – это подтяжка струны. Суть в том, что при этом движении тон ноты поднимается, и она меняется на другую. Существует несколько видов бендов, в зависимости от того, насколько вы подтягиваете струну. Использовать данный прием стоит осторожно, потому что не везде и не всегда он прозвучит к месту – например, если подтянутая нота отсутствует в тональности, то случится противный выбивающийся звук.
  3. Слайд. Этот прием состоит в том, чтобы ударить по ноте на одном ладу, и потом, не отпуская струны, «съехать» на другой. Он часто используется в блюзе и кантри, существует даже специальная вещь – слайдер, а также подвид гитар – слайд-гитары, техника игры на которых как раз и построена на этом приеме.
  4. Хаммер-он и пулл-офф. Техника этих приемов состоит в том, чтобы, в первом случае, ударить по струне медиатором, и потом пальцем левой руки ударить по соседнему ладу, пока струна еще звучит. Во втором случае палец надо отпустить, немного подцепив лад. Это очень популярный прием, который позволяет играть характерные по мелодике соло-партии.

Разбор других песен

Нет лучше практики для гитариста, чем разбор песен других исполнителей. Обязательно занимайтесь этим при игре блюза, потому что из подобных произведений можно почерпнуть очень многое – начиная от отдельных фраз, до целых гармонических идей и отход от стандартов.

Работа над фразировкой

Любой самоучитель для блюза скажет вам, что главное в данной музыке – это фразировка. Работайте над каждым проигрышем и фразой, которую вставляете в свою песню. Классический вариант построения соло-партии в блюзе – это «вопрос – ответ», то есть первая часть должны как бы задавать вопрос, а вторая – его разрешать. Однако за счет разбора композиций вы сможете почерпнуть для себя огромный пласт других вариантов фраз, не следующих данной концепции.

Источник

Эффективный метод освоения блюзовой гаммы

ВСЕ, ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ БЛЮЗОВОЙ ГАММОЙ, НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ!

Сборник блюзовых этюдов для тех, кто хочет:

  • ВЫУЧИТЬ АППЛИКАТУРЫ ВСЕХ ИГРОВЫХ БОКСОВ (ПОЗИЦИЙ) БЛЮЗОВОЙ ГАММЫ
  • НАУЧИТЬСЯ СВОБОДНО И ПЛАВНО ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ИЗ ОДНОЙ ИГРОВОЙ ЗОНЫ В ДРУГУЮ
  • УСАДИТЬ В ПАЛЬЦЫ И СЛУХ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО РАЗЛИЧНЫХ МОТИВОВ, ФРАЗ И РАЗНООБРАЗНЫХ ПАССАЖЕЙ, ЗАМЕШАННЫХ НА БЛЮЗОВОЙ ГАММЕ. (ЧТО ОЩУТИМО ОТРАЗИТСЯ В ВАШЕЙ ИГРЕ)
  • РАСШИРИТЬ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЛЮЗОВОЙ ГАММЫ В СВОЕЙ ИГРЕ НА РАЗНЫЕ ТИПЫ АККОРДОВ.

Немного о самих упражнениях.

Первые два этюда из шести это упражнения для изучения аппликатур ля минорной блюзовой гаммы и наработки фразировки и пассажей на ее основе.

Мелодические линии в этих этюдах проходят через четыре игровые зоны этой гаммы и демонстрируют несколько вариантов плавных переходов из одной игровой зоны в другую.

Первый этюд имеет квартольный ритм,второй триольный. В совокупности они дают крепкое апликатурное видение ля минорной блюзовой гаммы на грифе и огромное количество мотивов, фраз и пассажей в пределах этой гаммы.

Демонстрация этюда на Am ( квартоли) блюзовую гамму в контексте разных аккордов.

Clean Sound.

Демонстрация этюда на Am ( триоли ) блюзовую гамму в контексте разных аккордов. Clean Sound.

Демонстрация этюда на Em ( триоли ) блюзовую гамму в контексте разных аккордов. Clean Sound.

Третий и четвертый этюды , это упражнения на овладение ми минорной блюзовой гаммой. Как и первые два этюда они так же имеют два варианта пульсации, квартольную и триольную. Мелодические линии в этих упражнениях так же проходят через четыре игровые зоны этой гаммы и демонстрируют различные варианты перехода между этими игровыми зонами.

Демонстрация этюда на Em (квартоли) блюзовую гамму в контексте разных аккордов. Clean Sound.

Очень важно то, что в совокупности мелодические линии упражнений на Am и упражнений на Em блюзовые гаммы задействуют абсолютно все возможные игровые зоны блюзовой гаммы и хорошо дополняют друг друга.
Хорошо проработав эти 4 этюда, для Вас более не будет проблемой импровизация на незнакомом для вас участке грифа.
Вы сможете обыгрывать блюзовой гаммой не только минорные аккорда, но и разные другие. В том числе «злощасные» мажорные аккорды.

Мелодические линии в пятом этюде демонстрируют варианты плавного перехода из Am блюзовой гаммы в Em блюзовую (этюд # 5) . В шестом упражнении варианты перехода из Em блюзовой гаммы в Bm блюзовую (аппликатуры Am блюзовой смещенные на два лада выше).

Источник

Этюды для гитары блюз

«A Comprehensive Study of Gypsy Jazz Guitar»
Душа Мануш: всестороннее изучение цыганской джазовой гитары.
От издателя книги — Mel Bay:

Эта внушительная по объему (326 страниц) книга, предлагает всестороннее изучение цыганского джаза или так называемого Мануш (Manouche) стиля игры на гитаре. Авторы этого пособия — французские гитаристы Дерек и Роман Себастиан одни из лучших современных продолжателей стиля Джанго Рейнхардта. Каждый из тридцати шести прогрессивных глав книги состоит из четырех частей: A) Методика развития гитарной техники с помощью упражнений, аккордовых последовательностей/диаграмм и иллюстраций позиций на грифе;
B) Урок гармонии в стиле Manouche;
C) Техника солирования на основе гармонической структуры данной темы;
D) Материал для самоконтроля с ответами, представленными в конце книги.
Прилагающийся CD диск содержит 98 MIDI-файлов — примеров исполнения упражнений приведенных в книге, а также звуковые дорожки отрывков из восемнадцати избранных произведений из репертуара цыганского джаза.

Источник

Блюзы в переложении для шестиструнной гитары

Сборники нот, книги, учебники

Блюзы в переложении для шестиструнной гитары

1. Негритянский блюз
2. У. Хэнди. Гарлемский блюз
3. У. Хэнди. Сен-Луи блюз
4. Э. Сигмейстер. Блюз
5. Р. Роджерс. Голубая луна
6. Дж. Гершвин. Колыбельная песня Клары. Из оперы „Порти и Бесс”
7. Дж. Гершвин. Андантино. Из „Рапсодии в блюзовых тонах”
8. Э. Кшенек. Прощай, мое сокровище. Из оперы „Джонни наигрывает”
9. Д. Мак-Шэнн. Исповедуя блюз
10. Н. Коул. Блюз
11. Б. Пейфер. Блюз
12. Т. Шуман. Блюз
13. А. Превэн. Блюз
14. Б. Лэйн. Блюз
15. А. Янушко. Черная королева
16. У. Шрейбер. Два блюза
17. Ю. Саульский. Блюз. Из сюиты „Джазовый калейдоскоп”
18. Ю. Объсдов. Два блюза

№ 1-4.6,7, 9,10,17 — переложение В. Максименко.
№5 — переложение А. Альмейда.
№8,11 — переложение В. Агабабова.
№ 12 — переложение С, Москаленко.
№ 13 — переложение R. Пахомова.
№ 15 — переложение Ю. Смирнова.

Источник

Оцените статью