Этюды для гитары легато

Песни под гитару Упражнение для левой руки. Легато. Видео.

Аккорды песен под гитару, видео

Упражнение для левой руки. Легато. Видео.

Прием «легато». Упражнения.

Легато — плавный переход от одного звука к следующему.

Еще одно эффективное упражнение, которое очень хорошо развивает независимость каждого пальца левой руки.

Будем учиться играть без участия правой руки. Выглядит легато так:

Бьем указательным пальцем по первой струне на первом ладу, как будто молоточком. У нас появляется некое звучание струны.
После легкого удара по струне не покидая ее, сдергиваем палец вниз, тем самым появляется дополнительный звук струны. Это и есть «легато».
Во время исполнения старайтесь следить за тем, чтобы громкость звука от удара был равен громкости звука от соскальзывания пальца со струны.

Потренировав указательный палец, оставляем его на первом ладу и переходим на средний, только уже на втором ладу. Тренируем его.
Переходим на безымянный палец. Добиваемся от него уверенного легато на третьем ладу. Указательный и средний при этом стоят на своих местах.

И замыкает всю цепочку безымянный палец на четвертом ладу. Его тренировка проходит посложнее.

В итоге делаем так:

Сначала ставим по очереди все пальцы с достаточной скоростью и с равным интервалом времени, каждый на свой лад, а затем в обратном порядке сдергиваем (также по очереди) все пальцы, тем самым извлекая легато.

Если вы достаточно усердно тренировали каждый палец, то упражнение не станет сложным.

Источник

Скоростная медиаторная техника >Техника легато в творчестве современных гитаристов

Сегодняшняя статья посвящена технике легато. Легато включает в себя хаммер-оны, пулл-оффы и слайды, которые позволяют делать переходы от ноты к ноте плавными. Многие гитаристы активно пользуются этой техникой. Аллан Холдсворт (Allan Holdsworth), Бретт Гарсед (Brett Garsed), Джо Сатриани (Joe Satriani), Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen) и другие разработали собственные подходы к приему легато. Они часто играют быстрые и необычные последовательности нот без привязки к какому-либо конкретному ритму, что производит эффект игры «вне размера». Послушайте фразы с легато в классической композиции группы Ван Хален “Drop Dead Legs”.

Джо Сатриани и Ричи Котцен (Richie Kotzen) играют диатонические пассажи по схеме «три ноты на струну«, встраивая в них легато. Сатриани известен своими короткими легатными «взрывами», играя которые, он удерживает некоторые ноты. Несколько отличных примеров можно услышать в его композиции “Flying in a Blue Dream”. У Котцена очень сильная левая рука, и в дополнение к пассажам, основанным на гаммах, он пользуется техникой легато, чтобы играть фразы и арпеджио, выходящие за рамки той или иной тональности.

Но я считаю, что самым искусным гитаристом в плане техники легато можно назвать Бретта Гарседа. Он довел эту технику практически до совершенства. В комбинации с гибридным звукоизвлечением, легато в его исполнении дает очень плотное и жирное звучание. Такое мастерство требует большого опыта и многих лет тренировки. Посмотрите видеоролик к этой статье, где показан отрывок выступления Гарседа в 1986 году. Тогда ему было всего 23 года!

Постановка левой руки при игре легатной техникой

Для техники легато особенно важно положение левой руки на грифе . Расположите большой палец на задней стороне грифа, чуть ниже края. Не обхватывайте пальцем гриф, как если бы вы играли фразы в рамках пентатоники. Разведите в стороны рабочие пальцы левой руки (указательный, средний, безымянный и мизинец), расположив их прямо над ладами. Извлекать ноты вы будете кончиками пальцев. Также важно, чтобы пальцы были как можно ближе к накладке грифа. Так вы сможете обеспечить большую степень контроля. Это значительно повысит эффективность левой руки. Кроме того, рука будет меньше уставать.

Движения правой руки при использовании легато

Но нельзя забывать и о правой (звукоизвлекающей) руке, ведь некоторые ноты в легатных пассажах все же извлекаются именно ей. Следите за тем, чтобы атака была мягкой. При жесткой атаке будет слышна разница между нотами, извлекаемыми легато, и нотами, извлекаемыми медиатором. Старайтесь, чтобы все они звучали одинаково. Скоординированная работа левой и правой рук имеет огромное значение для техники легато.

Глушение струн при легатной технике

Еще один важный момент — глушение открытых струн. Играя на верхних струнах, глушите свободные нижние струны ладонью (подушечкой ладони, расположенной под большим пальцем). Сдвигаясь в направлении нижних струн, постепенно передавайте функцию глушения указательному пальцу левой руки.

Теперь займемся практическими упражнениями. Они помогут вам развить технику легато, а также обогатят ваш арсенал интересных фраз в стилях разных гитаристов.

Упражнения на легатную технику

  • Упр. 1 — это основа, способствующая развитию выносливости и независимости пальцев. Оно построено на идее хаммер-онов и пулл-оффов. Первый палец располагается на пятом ладу.

  • Упр. 2 также необходимо для тренировки независимости пальцев. Это не самый простой пассаж, поэтому начинайте в медленном темпе. Попробуйте сыграть его по всем струнам.

  • Упр. 3 представляет собой восходящий и нисходящий пассаж секстолями. Повторяйте эту фразу несколько раз без перерыва для тренировки выносливости. Настоятельно рекомендую играть ее с метрономом. Вы быстро заметите эффект!

  • Цель Упр. 4 — научиться повторять одну и ту же фразу, сохраняя при этом ровное звучание и не выбиваясь из ритма. Восходящий пассаж играйте первым и вторым пальцами, а на нисходящем оставайтесь в той же позиции, но играйте четвертым и вторым пальцами. Это довольно сложно, но через какое-то время вы почувствуете, что ваши пальцы стали более независимыми и подвижными.

  • В Упр. 5 мы переходим к гаммам по схеме «три ноты на струну». Гаммы обычно играются именно по этой схеме, поэтому чтобы четко сыграть ритмический рисунок из шестнадцатых нот, потребуется тренировка. В восходящей части следите за тем, чтобы первый удар по каждой струне был даунстроком. В нисходящей части первую ноту на каждой струне можно играть «хаммер-оном из ниоткуда» — так называет этот прием Грэг Хоу (Greg Howe).

  • Упр. 6 также играется по схеме «три ноты на струну». Оно включает в себя две позиции G-дорийского лада (G-A-Bb-C-D-E-F). Здесь мы вновь встречаемся с секстольным ритмом и хаммер-онами из ниоткуда в нисходящей части.

Легатная техника в соло

  • Отработав основы, можете переходить к упражнениям, больше напоминающим фразы из настоящих соло. Упр. 7 можно услышать в исполнении Ричи Котцена. Фраза основана на нотах А-эолийского лада (A-B-C-D-E-F-G) и играется на третьей струне. Это самое настоящее испытание для левой руки!

  • Упр. 8 тоже взято из арсенала Котцена, но на этот раз мы работаем с Е-эолийским ладом (E-F#-G-A-B-C-D). Фраза начинается в восьмой позиции, сдвигается к пятой и завершается в третьей позиции с разрешением к открытой шестой струне.

  • Как вы могли заметить, просматривая видеоролики к этой статье, Джо Сатриани — настоящий мастер легато. Эта техника — неотъемлемая часть его уникального стиля. Упр. 9 очень напоминает отрывок из “Flying in a Blue Dream”. Здесь мы играем ноты С-лидийского лада (C-D-E-F#-G-A-B). Обратите внимание на быстрые последовательности нот, смены позиций и неожиданные задержки на некоторых нотах для большей выразительности.

  • Упр. 10 — фраза в стиле Джона Петруччи (John Petrucci), основанная на Е-эолийском ладу. Этот пассаж потребует от вас нескольких смен позиций. Он растянут практически по всему грифу.

  • Упр. 11 — комбинация арпеджио и пентатоники А минор. Обратите внимание на растяжки. На большой скорости эта фраза звучит очень здорово!

  • А теперь вернемся к Бретту Гарседу. Упр. 12 написано в его стиле. Мы играем ноты А-эолийского лада на двух верхних струнах. Это непростое упражнение, поэтому наберитесь терпения!

  • Упр. 13 — нечто среднее между стилями Гарседа и Хоу. Эта фраза включает игру по схеме «три ноты на струну», игру через струну и пентатонические ходы в Е миноре. Разбейте фразу на части и проработайте каждую в отдельности, постепенно повышая темп.

Если Вы нашли неточности в уроке или просто хотите дополнить, пишите в комментарии ниже.

На Вашем сайте я встречал уже много уроков про легато. Но они все отличаются, в зависимости от инструмента и стиля игры. Этот урок на легатную технику, пожалуй, самый интересный и полезный. Большое спасибо за подробное описание и табулатуры упражнений.

Источник

Легато на гитаре

И вот мы подошли к одному из важнейших разделов в гитарном искусстве-легато. Легато – это приём, при котором несколько нот в пассаже звучат слитно, плавно перетекая одна в другую. Между нотами не должно быть пауз. Приём легато исполняется на многих инструментах, но в гитарном исполнении он получил самое широкое применение. Разделяют нисходящее движение- pull и восходящее движение – hammer.

Hammer переводится с английского как молоток. Прием исполняется в основном за счет пальцев левой руки. Первый удар извлекается медиатором, затем звуки играются без использования правой руки. Движения пальцев должны происходить четко с замахом, пальцы должны опускаться на струны уверенным движением. Легато не прозвучит, если пальцы будут вялыми, или опускаться в не правильном месте. Легато – это сочетание приемов hammer-on и pull-off

Pull off – это срывы пальцев левой руки со струны. Срыв происходит с прижатой пальцами к нужному ладу струны, совершив небольшой подцеп. При совмещении Pull и Hammer можно добиться исполнения эффектных, технических пассажей. Практически в каждом гитарном соло присутствует этот прием игры.

Третьим пальцем левой руки играется восьмой лад. Медиатором извлекается первый звук, третий палец производит подцеп струны и второй звук извлекается уже не медиатором, а пальцем левой руки.(pull)

Сыграем прием hammer. Указательный палец прижимает первую ноту, безымянный палец,как и говорилось выше ударяет по струне сверху.

Вот интересный пример приема pull. В быстром темпе звучит эффектно.

Исполняется это упражненине ударами вниз. Первая нота-удар,вторая pull, т.е срыв пальца со струны.

Ля минорная пентатоника. Движение вверх играется приемом hammer,движение вниз, приемом pull.

Хроматическое упражнение, с использованием приема легато. Игрется так же:первый звук – удар вниз, второй-легато (hammer).

Как мы видим, это упражнение играется по два звука. Усвоив его, это же хроматическое упражнение пробуйте играть по 4 звука. Т.е первая нота – удар вниз остальные три восходящее легато (hammer).

Как мы помним- П -это обозначение удара медиатором вниз. Поэтому первый удар играется вниз, затем два звука hammer, и четвертый звук- pull.

Конечно все эти упражнения следует играть под метроном. Ведь как мы знаем, метроном-это лучший друг музыканта.

Источник

Как играть легато на электрогитаре

В этом разделе мы более подробно поговорим о том, как играть легато на электрогитаре. Главное в этом приеме игры это ритмичность и четкость исполнения.
Легато состоит из чередований приемов хаммер-он и пулл-офф. Эту технику используют многие гитаристы, можно сказать, что практически все. Из них такие исполнители как Бретт Гарсед (Brett Garsed), Джо Сатриани (Joe Satriani), Гатри Гован (Guthrie Govan), Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen) и другие.

Постановка левой руки при игре легатной техникой

Для легатной техники важно правильное положение левой руки. Спрячьте большой палец за гриф. Если он будет выглядывать – это может усложнить исполнение легато, тем более на нижних струнах. Исполнение легато должно быть максимально легким, без лишнего напряжения. Поэтому держите пальцы как можно ближе к грифу и не поднимайте их высоко. Все должно быть компактно, ведь легато предполагает быстрые темпы. Фаланги пальцев должны быть под углом и не выгибаться в обратную сторону.

Движения правой руки при использовании легато

Хоть при игре легато используется в основном левая рука, правая тоже в этом приеме участвует и играет большое значение. В правой руке важно вовремя и четко извлечь первую ноту в легатной связке. Важна координация левой и правой руки. Атака правой рукой должна быть мягкой, незаметной, в противном случае ноты извлекающиеся правой рукой будут выделяться, что нарушит плавность пассажей. Все ноты должны звучать одинаково.

Глушение струн при легатной технике

Это важнейший нюанс в исполнении легато. Если не использовать глушение, все что вы будете играть превратится в кашеобразное месиво, что будет мягко говоря неприятно слушать. Если вы играете на верхних струнах, глушите ненужные открытые струны ладонью правой руки, как при игре пиццикато. Когда вы переходите на нижние струны, начинайте глушить не нужные звуки указательным пальцем левой руки. Перейдем к практике.

Упражнения на технику легато

Упр. 1 — это несложное упражнение поможет добиться выносливости и улучшит координацию. Играя его старайтесь не потерять сильную долю, все должно быть в рамках метра.

Упр. 2 Несмотря на всю простоту этого упражнения – оно не такое простое, как может показаться, поэтому начинайте с медленных темпов. Попробуйте играть это упражнение на всех струнах, и самый важный момент здесь – это переход на другую струну. Его не должно быть слышно.

Упр. 3 Здесь чередование восходящего и нисходящего пассажа, который играется секстолями.

Упр. 4 — Перед тем, как начать играть это упражнение, обратите внимание на обозначения. Во-первых сверху показан штрих. При движении вверх, удары медиатора будут вниз и наоборот, при движении вниз, удары медиатора вверх. Также обратите внимание на аппликатуру (цифры над нотами), важно соблюдать все эти обо
значения, тогда от упражнений будет толк.

Упр. 5 Здесь мы будем играть гаммообразные пассажи по схеме «три ноты на струну». Эта схема очень часто используется при игре быстрых пассажей. При восходящих движениях необходимо следить за тем, чтобы первый удар при переходе на следующую струну начинался ударом вниз. На изображении ниже показан штрих. А в движении обратно первую ноту при переходе со струны на струну можно играть хаммер-оном. Грэг Хоу называет такой прием – “из ниоткуда”.(Greg Howe)

Упр. 6 аналогично играется схемой «три ноты на струну». Здесь присутствует секстольный ритм и обыгрывается G-дорийский лад (G-A-Bb-C-D-E-F).

Легатная техника в соло

Это были упражнения для отработки основ исполнения легато, после того, как вы отработаете их, перейдем к фразам, которые можно использовать в настоях соло. Упр. 7 это фраза, которая встречается у гитариста Ричи Котцена. Она состоит из А-эолийского лада (A-B-C-D-E-F-G).

Упр. 8 Эта фраза также заимствована у Котцена, здесь звучит Е-эолийским лад (E-F#-G-A-B-C-D).

Упр. 9 это фраза из композиции “Flying in a Blue Dream” Джо Сатриани. Здесь звучит С-лидийского лад (C-D-E-F#-G-A-B).

Упр. 10 — это стиль Джона Петруччи (John Petrucci), играется Е-эолийский лад. Обратите внимание на то, что здесь несколько смен позиций. Смены позиций не должны быть слышны, это очень важный момент.

Упр. 11 — Здесь мы видим совмещение арпеджио и пентатоники А минор. Играю эту фразу вы столкнетесь сширокой растяжкой. Но сыграв ее четко и в темпе, фраза будет звучать эффектно!

Упр 12. фраза из арсенала Бретта Гарседа. Исполняем А-эолийский лад.

Данное упражнение это комбинация легато с приемом игры слайд.

послушать песню
скачать ноты и минусовку

Источник

Оцените статью