Этюды по каприсам паганини ноты лист

Гранд этюды из Паганини

Венгерский композитор, пианист, дирижер, музыкальный писатель и педагог. Уже в девятилетнем возрасте начинает выступать как пианист. В Вене берет уроки у Черни и А.Сальери. На одном из концертов 11-летнего Листа, его «благословил» Бетховен. Сильное влияние на становление великого музыкального романтика оказали встречи с Берлиозом, Шопеном и Паганини. Восхищаясь мастерством скипача-виртуоза, Лист видел и ограниченность такого рода исполнительства и стал искать иные пути, ибо «художник должен следовать внутренним, а не внешним стремлениям». Путешествуя по Швейцарии и Италии, под впечатлением явлений природы произведений искусства, он создает нотные страницы для фортепиано «Альбома путешественника», в последствии переработанного в цикл «Годы странствий». В это же время Лист пишет 12 больших этюдов для фортепиано (эти ноты классической музыки будут переработаны им в «Этюды высшего исполнительского мастерства»). В Риме Лист проводит 8 лет, став аббатом католической церкви. В течение 17 лет после этого периода выступает, преподает и дирижирует. Он становится первым пианистом, начавшим играть сольные концерты. Он воспринимает их как миссию «Высекать огонь из людских сердец». В года, когда репертуар состоял из переложений модных арий, салонной музыки и пустых виртуозных пьес, Лист играет «фортепианные партитуры» симфоний, песен и секстетов Бетховена, знакомит мир с увертюрами Вебера и Россини, симфоническими полотнами Берлиоза, вокальными произведениями Шуберта, Шумана, а позднее – с органными произведениями Баха, творениями Верди, Вагнера, Глинки. Фортепиано стало у него универсальным инструментом, способным воссоздать богатство звучания оперных и симфонических партитур, мощь органа и певучесть человеческого голоса. Лист трижды приезжал в Россию. Здесь сыграл и свой последний концерт (1847г.). В том же году, обосновавшись в Веймаре, он становится капельмейстером при княжеском дворе, перерабатывает прежнее и создает новые произведения, в том числе Венгерские рапсодии, «Прелюды» и другие Симфонические поэмы, симфонию к «Божественной комедии» Данте, 2 фортепианных концерта, Мефисто-вальс и другие. Лист создал такой музыкальный жанр как одночастная симфоническая поэма. Лист выступает как дирижер, пишет статьи и книги, создает великую пианистическую школу. Лист был признан при жизни гениальным музыкантом. Его мастерство обогащало его не только духовно, но и материально. Лист был очень богат, и уже к середине карьеры ему не было нужды работать за деньги. Более того, он занимался благотворительностью.

Читайте также:  Гитара акустика с металлическими струнами

Смотрите также ноты произведений композитора Ференц Лист:

Источник

Этюды по каприсам паганини ноты лист

Инструменты: фортепиано (соло)

Опус: S.141 ; LW.A173

Бесспорно, творчество – значимая деталь существования различных обществ и географических районов. Значение искусства необъятно. Часто мы не задумываемся о значении искусства, в связи с тем, что все влияния проникают на автоматическом уровне. Музыка всегда рядом: в самолете, на улице, на работе, на свадьбе. Ценно, что музыкальное произведение помогает соприкоснуться с искусством, открывать душевную значимость, быть более чувствительными, добрыми, человечными. Сейчас жизнь наполнена искусством разнообразных направлений, и каждый человек выбирает собственный путь. Всем известно, что сильнейшим, значительным, преимущественным влиянием обладает любимое всеми классическое творчество.

Многие люди различных профессий используют музыку для успокоения после длительной нагрузки. Музыка возвращает энергию после сложного, нервного, трудового, активного дня. Так, общество уменьшает свои трудности. Существует и другая музыка, умеющая активизировать людей. За счет музыки многие люди имеют возможность открыть свои эмоции любимым или раскрыть содержание романа, случая, истории, рассказа. Гении мира музыки различными произведениями имеют возможность передать настроение, желания, характеры, черты, возможности, чувства людей. Каждый год композиции пытаются научиться разные люди, ведь это универсальный язык знакомства. За счет музыки достаточно просто сформировать цель жизни. Проект Нототека разработан для того, чтобы научить понимать, дарить, показывать, чувствовать свои эмоции, переживания, чувства, мысли, радости через искусство, классическую музыку, творчество. Нотная библиотека хранит достойную большую коллекцию произведений знаменитых профессионалов, гениев, музыкантов прошлых времен. Совсем не сложно получить архив нот мелодий и самому научиться игре на любимом музыкальном инструменте. Народ сочиняет культуру, а культура влияет на общество. Музыка может менять окружающих, характеризовать стремления к родным, удваивать мощь воли, увеличивать трудовую энергию, разделить или блаженство. Популярные произведения активизируют, подпитывают, вдохновляют, приглашают к большому старанию, занятиям, действию. Искусство исходит от души. Не прочувствовав, ощутив, увидев настроения, возможности, краски музыки, искусства, творчества, невозможно прочувствовать ее уникальную, индивидуальную, необычную сущность. Нотная грамота – путеводитель в духовную, потаенную, особую тайну мира, общества, вселенной. С детства необходимо учиться не только мыслить, но и уразумевать принципы гармонии. Культура зародилась с происхождением племен. Уже в то время в древности она передавала магическое влияние, а различным музыкантам приписывали различные магические умения. Сейчас творчество, музыка, искусство владеет такой же необъяснимой властью. Многие чувствовали ее нечеловеческое, необъяснимое, странное воздействие, когда произведение привораживает, поглощает, захватывает, провоцирует мучиться, рыдать или веселиться, радоваться, уносит в другое существование, где есть лишь доброта, гармония, спокойствие. Духовная культура – это язык взаимодействия, переговоров, связи всех поколений и религий, который влияет как бальзам. Композиции Моцарта, Баха, Рахманинова, Мусоргского могут затягивать глубокие душевные боли, воодушевлять, активизировать, раззадоривать, расслаблять. Многие клиники, больницы, медицинские центры используют классическую музыку для профилактики опасных болезней. Важно ощущать ее силу и учиться понимать, находить всю возможность ее влияния. Единственной строкой можно подарить, показать, передать настроение, надежду, улыбку, эмоции или поведать о возможных приключениях жизни. Творчество – это способ показать то, что не способен преподнести улыбкой, жестами, словами, речью. Наслаждаться творчеством, музыкой, искусством и ощущать, понимать, чувствовать это поистине восхитительно. Человек, разносторонний душевно, и понимающий всю значимость искусства, музыки, творчества, поистине счастлив, прекрасен, богат, красив.

Читайте также:  Макс барских туманы ноты для фортепиано

Источник

Анотация — Ф. Лист Большой этюд по Паганини № 6

Анотация
Ф.Лист Большой этюд по Паганини №6 (a-moll)

Автор: Фролова А.С.

Скачать:

Вложение Размер
Ф.Лист Большой этюд по Паганини №6 23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Ф. Лист – Этюд №6 a-moll

из цикла «Большие этюды по (каприсам) Паганини»

Гениальный венгерский композитор Ференц Лист всегда подчеркивал, что техника – лишь средство, с помощью которого можно исполнить музыкальное произведение во всем его блеске, так, как задумывал его художник. Это объясняет особое трепетное отношение композитора к этюдам, которые он писал на протяжении всего своего творческого пути.

Создание цикла «Больших этюдов по Паганини» связано с впечатлениями Листа от знакомства с творчеством легендарного скрипача — Никколо Паганини. Игру Паганини он услышал впервые в Париже в 1831г и был настолько восхищен техническими возможностями, что, решив достигнуть того же совершенства, переложил скрипичные этюды Паганини, которые были написаны для поддержания и развития своей исполнительской техники (не мог никто играть, кроме самого Паганини). Цикл имеет две редакции. Первая появилась в 1838г под названием «Бравурные этюды по каприсам Паганини» . В основу цикла легли 5, 6, 17, 1, 9 и 24 каприсы («24 каприса для скрипки соло Паганини»). Вторую и окончательную редакцию Лист сделал только в 1851г и посвятил Кларе Шуман. Этюды предназначены для блестящих выступлений, где на передний план композитором выдвинута виртуозная сторона.

Этюд a-moll №6 написан на каприс Н. Паганини №24 и представляет собой вариации. Помимо художественных задач, каждая вариация содержит какую-то техническую задачу.

Quasi presto . Изложение темы аналогично теме каприса. Значительную трудность здесь представляют скачки в руках перед арпеджированными аккордами и сами аккорды. Во-первых, арпеджированные аккорды исполняются одним длинным арпеджио, что дает некоторую свободу (есть возможность арпеджио левой рукой начать немного раньше). Во-вторых, для исполнения аккордов необходимо решить аппликатурный вопрос и остановиться на самом оптимальном, правильном (для себя) и подходящем варианте. Моя рука достаточно удобная, что позволило мне не перекладывать звуки аккордов из одной руки в другую, но для точного исполнения и совершенных скачков мне приходилось регулярно уделять время их отработке (в особенности аккорд в 4 такте и аналогичные). Также важно точное исполнение паузы и ритмически точное исполнение шестнадцатых. В фигурации из шестнадцатых необходима замена пальца на первых двух звуках (32я и 16я) для того, чтобы первая была ясна, слышна, не пропадала, не забалтывалась (не форшлаг!). Динамика прописана не подробно, но достаточно для создания художественного образа и дает возможность интерпретировать, опираясь на свой вкус, слух, интуицию и др.

В первой вариации в левой руке та же фигурация из шестнадцатых, поэтому замена пальца, точность в ритмическом исполнении самой фигурации и пауз остаются здесь актуальными.

Вторая вариация представляет собой постоянные фигурации из шестнадцатых, чередующихся между руками. Сложность состоит в том, что исполнить это нужно на динамике «p» и в низком регистре. То есть основной задачей является достичь быстрого, но качественного произношения шестнадцатых, исполняя членораздельно и интонационно осмысленно.

Третья вариация существенно отличается от оригинала, поэтому здесь большую роль будет играть как раз интерпретация динамики. Что касается технических сложностей, то первоначальная тема (Т1) здесь проводится в октаву и требует правильно выбранную аппликатуру, затем — регулярную качественную отработку. Здесь это относится как к правой руке, так и к левой. Левая рука проводит тему на legato восьмыми длительностями в октаву, потом — в дециму. Чтобы не допустить неприятного гула и шума при такой плотной фактуре, громкой динамике, акцентах и т.д. не стоит излишне увлекаться педалью. Придётся достичь исполнения всех тем на legato даже при полном отсутствии педали.

Четвертая вариация звучит контрастно. После мощного «f» звенят в высоком регистре легкие непринужденные шестнадцатые в правой руке вместе с шестнадцатыми секстами на staccato в левой. В самом тексте подробно выставлена аппликатура для правой руки, фразировка тоже понятна. Есть риск загона. Работая над этой вариацией, перед собой я ставила задачу добиться одинакового равномерного извлечения и произношения каждой звука, словно бусинки.

Пятая вариация требует моментальной перестройки рук, и усложняется тем, что исполнить нужно без малейшей небрежности на динамике «р», будто перетекая от одного основного тона (бас) к следующему. Безусловно, постоянного внимания требуют форшлаги к основным тонам. В этой вариации я посчитала для себя необходимой работой над гармонической составляющей. Это помогло мне с фразировкой, с расстановкой акцентов, и, в целом, с разных сторон услышать и понять, как взаимодействуют между собой все музыкальные элементы.

Шестая вариация в числе наиболее трудных и опасных в исполнении. Обилие непрерывных, наступающих друг на друга трудностей, неудобств, разные направления движений рук – всё это и остальное нужно преодолеть в заданном темпе c динамикой «f» con brio . Помимо упорной, регулярной технической работы, может помочь динамика: распределить cresc и dim в нисходящих/восходящих. Также можно найти помощь в интонировании. К концу движения стремительными октавами можно облегчить исполнение, если слегка расширить, расставить звуки.

Выбор характера седьмой вариации остался за исполнителем. В самом каприсе эта вариация относится к наиболее виртуозным и быстрым. Я слышу ее в исполнении легкой, непринужденной, немного шутливой. Наличие репризы первого эпизода дает возможность исполнить и показать её другой. Здесь отдельной работы требуют скачки в обеих руках, а также, начиная с brioso фигурации 32 двойными нотами. Чтобы добиться тщательного произнесения фигураций, я регулярно играю их различными способами, например: staccato в нижнем -legato в верхнем и наоборот и др.

Восьмая вариация написана в технике martellato . Текст не требует каких-либо дополнительных объяснений, он достаточно прост. В этой вариации я работала в основном ушами, выстраивая по вертикали каждый аккорд, слушала получившиеся гармонии, каждый голос представляла отдельной мелодией, с меняющимися звуками в средних голосах меняется и гармония. Педаль здесь, на мой взгляд, должна быть минимальна и аккуратна. Плотная фактура, громкая динамика, фееричный характер не должны создать хаос.

В девятой вариации (quasi pizzicato) передо мной стояла задача, с которой я уже сталкивалась в четвертой вариации, то есть добиться от шестнадцатых staccato равнозначных, равноценных, равномерных и однородных между собой звуков. Для легкого и четкого движения можно воспользоваться способом намеренного сдерживания движения. Такты 172-173 тоже требуют отдельного внимания. Непрерывная мелодия в виде нисходящего движения шестнадцатыми в динамике «p», с двойными верхними нотами staccato на слабых долях завершается с перестановкой рук, что может привести к потере мелодии в этом движении еще до его завершения. На верхних шестнадцатых можно незначительно притормаживать. В этом месте я переложила руки для своего удобства: мелодию нисходящую я отдала левой руке, а в правой оставила верхние ноты staccato .

Десятая вариация — Piu moderato . Однозначно, что эта вариация является контрастной по отношению ко всем остальным. Здесь проступает некоторая мечтательность, даже грусть, чувство отстранённости, отчужденности. Трель в левой логично было бы исполнять в свободной форме, соответствуя романтически печальному характеру вариации в целом. И на фоне сплошной непрерывной трели осторожно меняется (не мешает!) гармония в интервалах левой руки. Уместно в таком слегка мечтательном характере использование фермат, но в меру, чтобы не допустить безвкусного исполнения.

Одиннадцатая, завершающая, вариация наиболее сложная и самая объемная — демонический характер, вся динамика «f», большое количество октав, двойных нот, перекатистые arpeggio . Вариацию можно разделить условно на три раздела. В первом разделе левая рука в нижнем регистре как утверждение Т1, после чего в противоположном регистре вступает в диалог и отвечает ей правая рука. Волнообразные арпеджио выполняют гармоническую функцию. Арпеджио должны быть звонкими и стремительными. Сюда между проведениями врезается восходящее движение D8. Следующий раздел прибавляет «f» к динамике и мощи в целом. Здесь есть опасность ускорения, потому стоит найти ритмически ровную опору в тексте, которая послужит сдерживающим элементом.

Другие исполнения этюда №6:

Ланг-Ланг — его исполнение мне показалось более близким, за исключением пары вариаций

А. Любянцев – хотела бы отметить это исполнение тоже, в особенности на то, как исполнитель владеет игрой при минимальном использовании педали

Кроме Листа к каприсам Паганини в своем творчестве обращались и другие композиторы:

  • Р. Шуман – Этюды для ф-но по к. Паганини, op.3 и Концертные этюды по к. Паганини, op.10
  • Й. Брамс – Вариации на тему Паганини a-moll, op.35
  • С. Рахманинов – Рапсодия на тему Паганини для ф-но с оркестром

Я имела дело с каприсами Паганини ранее. Наше знакомство произошло с появлением в репертуаре произведения В. Лютославского — Вариации на тему Паганини для двух фортепиано.

Источник

Оцените статью