Электрогитара >Романтизм на электрогитаре: А не сыграть ли нам Шопена?
Представляю вашему вниманию отрывок замечательного произведения Шопена — Концерта для фортепиано в А миноре, Опус №2. На рисунке ниже — его переложение для гитары, и, как вы можете убедиться сами, этот этюд не для слабонервных.
Но если вы старательно тренируете упражнения на хроматические гаммы, о которых мы говорили на прошлых уроках, вы справитесь с ним!
Это отличная возможность попрактиковаться в применении хроматических пассажей с мелодической точки зрения, на примере реального музыкального произведения. Над строками табулатуры я подписал соответствующие аккорды, чтобы вы могли отследить гармонический контекст мелодии. Это, по сути, фоновая гармония, обычно исполняемая на фортепиано левой рукой.
Изучение классической музыки, особенно периода эпохи Романтизма (а наш сегодняшний этюд относится именно к нему), поможет вам разобраться с тем, как можно весьма эффектно «приправлять» свои произведения или импровизации хроматическими пассажами. Да так, чтобы они всегда были «в нужном месте и в нужное время».
Возможно, вы сейчас задаетесь вопросом: «Как же, черт побери, эти хроматические гаммы помогут мне, ведь я играю рок?!» Просто послушайте творчество группы Dream Theater, и вы найдете ответ.
Например, расширенный хроматический пассаж в композиции «Caught in a Web». На основе хроматической гаммы можно создать целую кучу отличных риффов, но что еще более важно, она позволит вам плавно приближаться к тональному центру и отдаляться от него.
Посвятите этому этюду некоторое время, и вы обязательно откроете для себя пару новых, интересных идей для ваших собственных соло. Вы увидите, что необязательно ограничивать себя рамками какой-то конкретной гаммы или аппликатуры. Вы сможете с легкостью переходить на ноты, находящиеся вне тонального центра.
А если научиться пользоваться хроматическими пассажами с умом, например, используя их для связи аккордовых тонов, приходящихся на сильные доли, ваша музыка зазвучит очень оригинально, не теряя при этом вполне логичной гармонической структуры. Конечно, всегда можно просто играть хроматические гаммы «от балды», но это уже совсем другой, более атональный подход.
На что следует обратить особое внимание при разучивании и исполнении этого этюда Шопена?
Вам придется довольно часто менять позицию. По сути, аппликатура левой руки должна по максимуму упрощать гитаристу задачу смены позиции. Поэтому аппликатуры для повторяющихся фраз отличаются друг от друга, хотя мелодия остается той же (например, в тактах 1-2 и 5-6). В таких случаях при повторе фразы ориентируйтесь на табулатуру во второй строке. Тщательно соблюдайте аппликатуру левой руки (под каждой строкой табулатуры) — я играю это произведение именно так.
Гармония, которую я привел над табулатурой, относится только к мелодической линии, но изначально это произведение было написано для фортепиано, поэтому предполагалось, что левая рука будет играть аккорды, а правая — мелодию. Если вы хотите насладиться всеми красками и глубиной мелодического и гармонического стиля Шопена, сыграйте аккорды боем и запишите себя (или пусть их сыграет ваш друг). Потом на фоне этих аккордов исполните мелодию.
Шопен был истинным мастером мелодии, гармонии и голосоведения — плавных переходов от аккорда к аккорду. В данном случае мелодия большей частью построена на хроматической гамме. Тем не менее, обратите внимание на то, как при помощи первой шестнадцатой ноты, приходящейся на каждую сильную долю, подчеркивается аккордовый тон.
Взгляните на первый такт. Здесь мы видим восходящую хроматическую гамму, начинающуюся с ноты А. Но обратите внимание на то, что при смене аккорда Am на Dm мы играем ноту F, то есть терцию аккорда Dm. На фоне аккорда E7 в третьем такте Шопен подчеркивает его терцию (G#). Вы и сами сможете найти немало подобных примеров. Это выделение пониженной квинты аккорда F7b5 (ноты B), пониженной септимы аккорда B7 (ноты A) и многое другое. Именно это я и имел в виду, когда говорил о логике построения хроматических пассажей. Над этим стоит поработать! До скорого!
Чтобы научиться играть на гитаре, достаточно изучать один урок с Гитаршколы каждый день. Для этого подпишитесь на ежедневную рассылку от Гитаршколы, и получайте свежие уроки.
Источник
Этюды шопена для гитары
Этюды Шопена
В XIX столетии было создано немало фортепианных этюдов. Повышенный интерес к этому жанру был вполне закономерен – с одной стороны, это была эпоха виртуозов, требовавшая от исполнителей безупречной беглой игры, с другой – в Европе широко распространилось любительское музицирование, для которого были просто необходимы пособия по овладению техникой инструмента. И. Крамер, М. Клементи, К. Черни, И. Мошелес и многие другие усиленно разрабатывали всевозможные технические приемы в своих опусах. Только вот все их творения, созданные в это время, абсолютно не похожи на этюды Фредерика Шопена . Польскому романтику удалось поднять этот жанр на новый уровень, соединив техническую составляющую с яркими образами и глубоким содержанием.
Историю создания Этюдов Шопена, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
В творческом наследии Фредерика Шопена числится 27 этюдов.
Первый сборник этюдов под опусом № 10 был опубликован в 1833 году. В него вошли 12 произведений, написанных между 1828-1832 гг. К тому времени Шопену было уже 23 года, и он был хорошо известен в парижских салонах как блестящий композитор и пианист. В одном из них он познакомился с Ф. Листом, которому и посвятил весь данный опус.
Второй цикл этюдов вышел в свет в 1837 году. Он содержит также 12 сочинений, созданных в разные годы – с 1831-1836 гг. Сборник адресован возлюбленной Ференца Листа , французской писательнице Марии Д’Агу.
В 1839-1849 гг. Шопен написал еще 3 этюда, которые предпочел оставить без опуса. Они были созданы специально для его друга пианиста И. Мошелеса и бельгийского музыковеда Ф. Фетиса, которые занимались разработкой учебников игры на фортепиано. Эти сочинения менее популярны среди пианистов, поскольку значительно уступают по сложности предыдущим произведениям в этом жанре.
Интересные факты
- В октября 1939 года Шопен вернулся в Париж, где и завел знакомство с И. Мошелесом. Вскоре пианистов пригласили поиграть перед королевской семьей. Большую часть произведений, прозвучавших в тот день, составили этюды, написанием которых увлекались оба композитора. Его Величество Луи Филипп остался в восторге от услышанного и на следующий день отправил исполнителям подарки – Шопену позолоченный кубок, а Мошелесу дорожный несессер. Фредерик, известный своим тонким юмором, тогда еще отпустил шуточку – мол, не случайно его коллеге досталась дорожная сумочка, видимо, король хотел поскорее от него избавиться.
- Шопен часто критиковал Листа за чрезмерную напыщенность в некоторых произведениях, а вот манера игры Ференца его приводила в восторг. В одном из писем Ф. Гиллеру композитор признался, что с удовольствием бы украл у Листа манеру исполнения своих собственных этюдов. Сам бы он так никогда не сыграл – Фредерик значительно уступал своему другу по силе, выносливости и состоянию здоровья.
- Шопен считал, что для грамотного исполнения его произведений пианист должен обязательно освоить определенные произведения. В их числе значились этюды Клементи.
- Многие пианисты зачастую неправильно исполняют этюд №10 op.25. По задумке Шопена, в нем должно звучать певучее легато октав, а не «листовское выколачивание».
- Р. Шуман не очень лестно отзывался о 25-м опусе этюдов. Он считал, что этот цикл по своему достоинству значительно уступает первому.
- Русские композиторы делали переложения шопеновских этюдов для разных составов. М. Балакирев переработал этюд №7 op.25 для струнного квартета, а А. Глазунов — этюды № 6 ор.10 и № 7 ор. 25 для виолончели и фортепиано.
- По признанию С. Рихтера, первый этюд Шопена был для него самым непростым из всего цикла. Он всегда звучал у него по-разному.
- Американскому пианисту-виртуозу Л. Годовскому шопеновские этюды казались очень простыми для исполнения, и поэтому он решил сделать на них свои транскрипции. Ему принадлежит 53 обработки, которые стали эталоном фортепианного мастерства и комбинаторики. В их числе – транскрипции для одной левой руки и несколько «комбинированных» обработок, сочетающих в себе по 2 и 3 этюда великого поляка.
- Последний концерт Шопена состоялся в Лондоне 16 ноября 1848 года, где композитор в последний раз исполнил несколько своих этюдов. На тот момент он уже был сильно болен, и изнуряющий кашель практически не отпускал его.
- 11.Некоторые исследователи творчества композитора предполагают, что он намеревался расположить свои 24 этюда попарно, по тональностям, как позже сделал в своих прелюдиях. Однако от этой идеи ему пришлось отказаться, поскольку сочинял он их не по порядку.
- Существует предположение, что этюд №12 op.25 был написал одновременно с «Революционным» как отклик на падение Варшавы. Но некоторые музыковеды эту версию опровергают, мотивируя тем, что в его музыкальной ткани отсутствуют типичные для «гражданских» произведений Шопена интонации.
- Немецкий музыкальный критик и драматург Л. Рельштаб (который дал название «Лунной» сонате Бетховена) очень нелестно отзывался о 10-м опусе этюдов Шопена. Он считал, что эти сочинения предназначены для людей с кривыми пальцами – по его словам, играя их, они могли бы вылечить свой недуг.
- Не нравились «монотонные» шопеновские этюды и польскому композитору Ф. Мирецкому. Он часто выражал сожаление, что ноты в них черные, а не цветные, иначе он бы использовал их в качестве обоев.
Необычные исследования
Этюды величайшего польского гения до сих пор занимают умы исследований. Что примечательно, изучают их не только теоретики музыкального искусства, но и представители точных наук. В числе последних – Массимо Бласон (Massimo Blasone), исследователь с кафедры физики Университета Салерно в Италии. Имя этого ученого известно во всем мире благодаря его работам в области квантовой теории поля. Собственно, идеи из этого раздела физики ученый и применил для изучения этюдов Шопена.
В качестве материала для своего исследования Бласон выбрал два этюда – № 3 op. 10, и № 1 op. 25. В них исследователь попытался проследить динамические процессы и объяснить логику композиции и ее интерпретации, опираясь на идею симметрии в квантовой теории, ее нарушение и восстановление. В данном случае, под динамическими процессами автор понимает гармонические отношения между различными аккордами в тональной системе, которые были применены Шопеном. Чтобы визуализировать эти отношения, физик использовал цветовой код Скрябина для звуков в нотной записи.
Содержание и технические задачи Этюдов Шопена
В своих этюдах Шопен не ограничивается дидактическими целями: свои творения он смог возвести на новый уровень, сделать из них подлинно художественные произведения и создать новый жанр – концертный этюд. Впоследствии он получил продолжение в творчестве Ф. Листа, К. Дебюсси, С. Рахманинова и др.
В шопеновских этюдах представлен весь комплект технических упражнений, отвечающих требованиям пианизма того времени. Вместе с этим, каждый из них обладает своим глубоким содержанием. Примечательно, что композитор не дал ни одного заголовка своим этюдам, не желая ассоциировать их с какой-либо программой, однако с течением времени за некоторыми из них закрепились названия. Самое известное из них было дано Ф. Листом – этюд №12 op.10 он обозначил как «Революционный».
Этюды op.10
Техническая задача
Содержание
Гибкость и растяжка правой руки при плавном движении мелодии
Совершенствование техники правой руки, перекладывание пальцев
«Хроматический», «Этюд для трех рук»
Исполнение выразительной протяжной мелодии в сочетании с подвижным орнаментальным аккомпанементом
Совершенствование техники обеих рук, беглость, равномерное развитие и независимость пальцев
Ломаные арпеджио и игра на черных клавишах
«Черные клавиши», «Черная кошка»
Залигованный средний голос и плавный орнаментальный аккомпанемент
Исполнение двойных нот легато
Связное исполнение гаммообразных пассажей
Растяжка левой руки при плавном сопровождении
Исполнение различных штрихов, независимость рук, гибкость правой
Исполнение арфообразных арпеджио
Выносливость левой руки, сочетание пунктированной мелодии и подвижного фона
Этюды op.25
Техническая задача
Содержание
Совершенствование техники обеих рук при исполнении арпеджио легато
Развитие мелкой пальцевой техники, исполнение полиритмии
Растяжка рук, независимость пальцев
Исполнение аккордов при синкопах
Гибкие и проворные руки
Беглое и певучее исполнение терций
Игра развернутых мелодических линий с элементами полифонии
Исполнение секст и волнообразных пассажей из различных интервалов
Совершенствование движений кисти правой руки
Певучее исполнение октав
Игра легато в обеих руках
Певучее и слитное исполнение широких волнообразных пассажей в обеих руках
Этюды Op. posth
Этюды
Техническая задача
Этюд No. 1, фа минор
Этюд No. 2, ре-бемоль мажор
Одновременно легато и стаккато в одной руке
Этюд No. 3, ля-бемоль мажор
Музыка Этюдов Шопена в кинематографе
Режиссеры довольно часто используют музыку Ф. Шопена в кинофильмах, и его этюды не стали исключением. Чаще всего создатели кино выбирают эти виртуозные пьесы для своих драм и мелодрам – их тонкая романтическая лирика, чувственность и эмоциональность как нельзя лучше вписывается в атмосферу этих жанров.
Этюд | Фильм |
№ 3 op.10 | «Игрок», 2014 |
«Глухие стены», 2011 | |
«Во сне», 2005 | |
№ 12 op.10 «Революционный» | «Мало, много, слепо», 2015 |
«Место на земле», 2013 | |
«Отголоски прошлого», 2008 | |
«Жажда любви», 2002 | |
№ 4 op. 10 | «Безумная любовь», 1935 |
№ 5 op. 10 | «Юмореска», 1946 |
№ 6 op. 10 | «Ужин», 2017 |
№ 1 op.25 | «Поворотный пункт», 1977 |
«Пандора и Летучий голландец», 1951 | |
№ 2 op.25 | «Это пари стоит выиграть», 1989 |
№ 9 op.25 | «Престиж», 2006 |
№ 11 op.25 | «Происхождение», 2009 |
«Ничто не вечно», 1984 |
Для Фредерика Шопена этюд был особенным жанром, которому он доверил самое сокровенное – в 1831 году именно в нем композитор воплотил все свои переживания о любимой родине, утонувшей в крови после подавления восстания. Шопен смог сделать невозможное – он объединил в одно неделимое целое сложнейшие технические проблемы и глубокое содержание, целый поэтический мир, который позволил этюду обрести новую жизнь.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Этюды Шопена
Источник