Классическая гитара.
Приёмы игры. Tремоло.
Самый яркий приём игры на классической гитаре — ТРЕМОЛО. Он звучит очень эффектно, потому что кроме основной мелодии на первых струнах (это1-ый голос), одновременно звучит и аккомпанемент на басах (это — 2-ой голос). Если закрыть глаза, то ясно слышно, что играют как бы два человека: один- мелодию, второй — арпеджирует аккорды. В этом и заключается необычность этого приёма, но одновременно это и главная трудность при работе над ним. Не многие могут сыграть тремоло так, чтобы ясно звучало двухголосие — два инструмента (дуэт).
Не надо сразу хвататься за Альгамбру-Тарреги. Технику тремоло лучше всего отрабатывать на коротких упражнениях, чтобы пальцы приобрели начальные навыки. Для этого и написаны эти двенадцать специальных утпражнений. Работать над ними нужно не менее 15 минут ежедневно. Упражнения расположены в порядке возрастания , от простого к сложному, и поэтому ваше тремоло, если вы будете работать над ним ежедневно, постепенно будет улучшаться. Брать каждое последующее упражнение нужно только тогда , когда вы хорошо отработаете предыдущее.
В упражнении №1 тремолируется только один звук (ми) и мелодии никакой нет, поэтому всё внимание можно сосредоточить на том, чтобы все звуки тремоло (p-a-m-i) были одинаковые по громкости. Все звуки играются тирандо . Большой палец (р) намного сильнее других, поэтому играйте им очень мягко(не акцентируйте, уравняйте его с пальцами «i», «m», «a»). В упражнении №2 уже появляются элементы мелодии. Тремоло звучит на двух звуках (ми-фа). Вам нужно стараться играть так, чтобы между этими звуками не было пауз, чтобы переход от «ми» к «фа» и обратно был слитным без резких скачков и судорожных движений. Напоминаю, что главная мелодия у нас звучит на первой струне, поэтому весь свой слух и внимание переключите на первую струну и вслушивайтесь в эту мелодию из двух звуков..
Вначале , так как у вас нет техники, темп у вас будет медленный, но вы не отчаивайтесь, продолжайте работать, постепенно наращивайте темп и через некоторое время тремоло у вас будет получаться всё лучше и лучше и в конце концов обязательно зазвучит. Пальцы правой руки должны научиться извлекать звуки очень экономными, короткими движениями.
Очень важная и тонкая роль у большого пальца правой руки. С одной стороны он является участником мелодической линии тремоло и извлекает первый звук в группировке из 4-х нот, а с другой стороны, он- главный и единственный исполнитель аккомпанемента. Поэтому, он должен очень гармонично приспосабливаться и к мелодии и к аккомпанементу,
При работе над этими упражнениями вы должны давать себе разные конкретные задания. Задание 1 : Я хочу, чтобы ярче прозвучала мелодия на первой струне. Задание 2 : Я хочу, чтобы аккомпанемент (т.е. звуки, которые играет большой палец) стал главным, а не мелодия на 1-ой струне. Вы увидите, что эти два задания нужно будет играть совершенно по разному: в первом, вы будете прислушиваться к 1-ой струне и бас делать мягким и тихим. Во втором, вы будете слушать бас и поневоле акцентировать его, чтобы аккомпанемент стал главным, а 1-ую струну будете играть очень тихо. Играя упражнения с разными задачами, вы отрабатываете различные нюансы тремоло и приучаетесь мыслить за инструментом. Когда у вас есть конкретное задание, вы будете работать собрано и внимательно.
Немного о тремоло
Все струнные, щипковые инструменты, в том числе и гитара, имеют один «недостаток» — звук струны быстро затухает. Иногда хочется сыграть медленную, напевную мелодию, в которой звуки тянулись бы долго и ровно (как человеческий голос в песне). Гитара этого сделать не может!?
Некоторые щипковые инструменты (типа мандолины) придумали себе способ удлинять звуки. Если быстро повторять(многократно) один и тот же звук, играя медиатором, то все они сольются в один долгий звук. Это и есть тремоло.
На классической гитаре приём тремоло звучит намного эффектнее, потому что слышно одновременно два голоса: мелодию и аккомпанемент. Но ощущение дуэта возникнет только тогда, когда второй голос (аккомпанемент) будет тоже ясно слышен. Если басовые звуки будут слабыми, тремоло получится легковесным и пустым (что и наблюдается в последнее время у многих молодых талантов! — Нет полновесного баса! Нет аккомпанемента!). И вместе с тем, нельзя играть аккомпанемент слишком громко, нельзя заглушать мелодию на первых струнах. Иначе мелодия прозвучит грубо, топорно.
Поэтому очень важным является соотношение мелодии и второго голоса . Конечно, главное в приёме тремоло, это мелодия. Но это не значит, что второй голос надо пикать еле-еле. Иногда в басу звучат только звуки аккорда, а иногда звучит вторая самостоятельная мелодия, которая тоже «хочет», чтобы её услышали. Иногда бас делает короткие мелодические вставки. Во всех этих случаях бас нужно играть по разному: иногда громче, иногда — тише, но не одинаково, как это делают многие гитаристы. Это основная ошибка! Т.е. само тремоло вроде бы и есть, а вот ощущения, что играют два человека — нет!? А ведь именно это и есть главная особенность тремоло на классической гитаре. Первый звук каждого такта иногда можно играть большим пальцем апояндо, чтобы подчеркнуть первую долю и чтобы яснее был ритм.
Почему знаменитая Альгамбра — Тарреги у некоторых гитаристов звучит, как крупная, масштабная пьеса, а у других (у большинства!), как ученический этюдик? Даже у некоторых концертирующих гитаристов. Потому что так у них ущербно воспитано «ухо». Потому что нет второго голоса!? Потому что они всегда думали только о быстром темпе и слушали только главную мелодию, а на остальное начхали. Когда играешь тремоло, нужно уделять внимание и солисту, который «поёт» красивую мелодию (это пальцы p-a-m-i) , и аккомпаниатору — палец (p) , который не только помогает звуками аккордов, но и держит ритм пьесы.
Всё не так просто, как думают любители быстрой игры. Чтобы хорошо «спеть» на гитаре ту же Альгамбру, нужно в своей душе иметь кантилену и эту мелодию, эту песню. А чтобы душа «запела» над ней тоже нужно много работать. Иначе, потом — в дальнейшем, будут проблемы. Особенно, когда услышите тремоло крупного гитариста , настоящего музыканта и сравните свою игру с его. Музыка фактически играется не пальцами, а душой. Если душа у тебя слабая, недоразвитая, то и музыка будет такой же, несмотря на быструю беготню пальцев. А если душа твоя мощная, широкая, то даже медленная, простая пьеса прозвучит, как широкая полноводная река.
Те, кто играют на гитаре тихим звуком (лёгкое туше), не могут сыграть полновесный аккомпанемент на басовых струнах, потому что сама мелодия на первой струне звучит тихо, а аккомпанемент получается сверхтихим, т.е. его практически нет. А всё потому что не было работы над силой пальцев. Сразу спешу предупредить, что силу пальцев музыканта нельзя натренировать гантелями и другими спортивными предметами. Пальцы приобретут силу только за игрой на инструменте, но для этого нужно играть упражнения иногда и громким звуком, чтобы «мышцы» пальцев хоть немного напрягались и становились сильнее.
В Альгамбре большинство гитаристов просто не выполняют указания Тарреги. Начиная с первого такта, около басовых нот стоят акценты ( ), которыми композитор хочет сказать нам, что это не просто аккордовые звуки, а вторая мелодия (подголоски) и что её нужно тоже подчеркнуть, показать. Но, к сожалению, этого почти никто не делает!?
Список пьес с приёмом тремоло:
- 1. М. Каркасси — Этюд (Am)
- 2. М. Высотский — Русская мелодия (Am или Gm )
- 3. Х. Виньяс — Фантазия (E)
- 4. Фр. Таррега — Воспоминание об Альгамбре (Am)
- 5. Фр. Таррега — Грёзы (E)
- 6. А. Иванов-Крамской — Грёзы (D)
- 7. Е. Шилин — Фонтан молодости (Em)
- Вернуться в мастер-класс
Авторские права защищены(All Rights Reserved). Публиковать с разрешения автора.
Источник
Способы игры >Тремоло на акустической гитаре
Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола . В одном из прошлых уроков мы с Вами уже как играть тремоло пальцами, сегодня более подробно остановимся на этом приеме и я предлагаю выучить Вам несколько практических упражнений на тремоло, которые каждый раз можно играть в виде разминки. Технический прием тремоло немного отличается, в зависимости от того, какой инструмент Вы используете: электрогитару или гитару акустическую.
Классическая гитара не способна производить долгие продолжительные звуки, которые удается извлекать, например, на скрипке или гобое. Даже звучание открытых басовых струн, являясь наиболее длительным для гитары, тем не менее затухает через довольно короткий промежуток времени.
Эта характеристика инструмента не относится к его недостаткам — в противном случае на классической гитаре невозможно было бы исполнять сложные музыкальные произведения, поскольку пришлось бы затрачивать огромные количества сил и энергии для того, чтобы намеренно заглушать струны, которые не должны звучать в определенные моменты.
Действительно, если вы попытаетесь исполнить репертуар классической гитары на гитаре электрической, обладающей значительно большей продолжительностью звучания, то эта проблема станет для вас более чем очевидной. Впечатление длительности звучания может быть получено с помощью тремоло.
Тремоло — это одна нота, повторяемая несколько раз с высокой скоростью; эта техника может быть вам знакома по игре, например, на мандолине. (Гитаристам, имеющим опыт выступлений в жанре рок-музыки, следует отличать тремоло от вибрато, которое, как уже говорилось выше, представляет собой колебания тона.)
Тремоло исполняется пальцами а, m и i правой руки на нужной струне, тогда как большой палец р берет басовую струну после каждого касания струны пальцем i, вследствие чего получается постоянно повторяемая последовательность р, а, m и i. Это наглядно представлено в примере:
Сложность исполнения тремоло заключается в необходимости сохранять высокую скорость игры без ущерба для тона и громкости верхнего голоса, но самое важное, пожалуй, — это плавность в исполнении непрерывно повторяющихся циклов.
Тремоло состоит из двух составляющих: самостоятельных движений четырех пальцев и охватывающего их непрерывного повторяющегося цикла, который при исполнении его на высокой скорости воспринимается как единое движение. Каждый из четырех пальцев должен извлекать полноценный и насыщенный звук, который не может прерываться следующей за ним нотой.
Следует отметить, что тремоло является одной из наиболее сложных гитарных техник, и, чтобы довести ее исполнение до совершенства, требуется довольно длительное время. Как и при изучении всех прочих приемов игры на гитаре, начинайте освоение тремоло очень медленно, обращая внимание па легато в движениях пальцев и на неизменность тона и громкости звуков.
Такие повторяемые техники, как тремоло, иногда могут звучать непрерывно в течение нескольких минут — как, например, это происходит в пьесе для классической гитары «Recuerdos de la Alhambra» Франсиско Тарреги (1852-1909).
Очень важно, чтобы правая кисть постоянно оставалась расслабленной при исполнении этой техники, особенно в начале ускорения темпа. Если начинать играть какой-либо фрагмент тремоло быстро, когда вы к этому полностью не готовы, в руке мгновенно возникнет напряжение и начнет сковывать ее движения, и тогда очень легко сбиться с требуемого темпа.
Исполнение тремоло
Отрабатывайте движения четырех пальцев очень медленно и старайтесь продолжать играть тремоло как можно дольше без ускорения темпа. Стремясь увеличить скорость исполнения раньше времени, вы можете только испортить всю проделанную вами работу. После определенного периода регулярных занятий (которые желательно проводить каждый день) ваши действия постепенно будут становиться все более привычными и естественными. На этой стадии уже можно чуть ускорить темп, но ни в коем случае не в ущерб плавности и слаженности движений пальцев.
Если постоянно совершенствовать технику именно таким способом, в скором времени вы достигнете относительно высокого темпа, однако на слух мелодия будет по-прежнему восприниматься, как четыре отдельных звука. И только теперь вы можете ставить перед собой задачу отработки плавности в исполнении тремоло.
При качественном тремоло у слушателя создается впечатление, что правая кисть самостоятельно выполняет все требуемые действия — без участия мозга, подсказывающего, в какой последовательности должны производиться движения четырех пальцев.
В эти мгновения ваше сознание осуществляет контроль на более высоком уровне, целиком координируя действия кисти и не обращая внимания на движения каждого пальца, которые уже «запрограммированы» в ходе продолжительных медленных тренировок. Скорость исполнения настоящего тремоло настолько высока, что состоящий из четырех нот элемент цикла становится неслышимым и сознание воспринимает его как одну непрерывно звучащую ноту.
Упражнение на тремоло
Это упражнение предназначено для отработки тремоло одновременно с игрой левой рукой. В седьмом и восьмом тактах тремоло играется на внутренних струнах, что сначала может показаться довольно сложной задачей, поскольку пальцы лишены пространства для маневра. На четвертом счете третьего такта верхнюю часть баррэ (кончик пальца левой руки) нужно отпустить, чтобы па следующий счет можно было сыграть открытую А (ля).
В конце девятого такта четвертый палец используется как направляющий для того, чтобы перейти на C# (до-диез) в десятом такте. Все полубаррэ в трех последних строках должны захватывать четвертую струну и удерживать ноты на этой струне.
Еще одно упражнение на тремоло
Этюд № 9 из «60 мелодических и прогрессивных этюдов» Маттео Каркасси (1792-1853).
Хотя в строгом смысле эта пьеса и не является тремоло, главный рисунок в правой руке в ней тот же, что используется в тремоло, и это произведение поможет вам развивать умение пользоваться техникой тремоло в пьесах с иными музыкальными рисунками.
При игре этого этюда важно, чтобы две мелодии, создаваемые басовыми и верхними нотами в арпеджио, были отчетливо слышны. В первую очередь следите за тем, чтобы басовые ноты всегда соответствовали своей указанной длительности и соединялись друг с другом, образуя непрерывную мелодию.
То же самое касается и верхнего голоса. Например, во втором такте F (фа), верхняя нота первого аккорда, должна удерживаться вплоть до Е (ми), третьей шестнадцатой ноты второго счета.
Этот эффект также ясно должен быть слышен в первом такте шестой строки, где верхняя G (соль) соединяется с F# (фа-диез), затем с F (фа) и наконец с открытой E (ми) второго такта. Слово «росо» во втором такте четвертой строки означает «немного» — в данном случае «немного ‘rit’».
Вот такой получился урок, посвященный исполнению тремоло на классической гитаре. Если остались вопросы, спрашивайте в комментариях. Так же предлагаю подписаться на рассылку уроков от Гитаршколы в верхнем правом углу сайта.
Отлично! Довольно доступно всё расписано и примеры удачные.
Источник