Анализ стихотворения Всегда найдется женская рука Евтушенко
Стихотворение посвящено женщинам, их мудрости и терпению. Оно написано в 1961 году, когда поэт переживал душевный кризис. Ему еще не было и тридцати лет, а он уже столько пережил и выстрадал. К этому времени он уже выпустил несколько сборников стихов, его приняли в члены Союза писателей. Он развелся с Бэлой Ахмадулиной и вступил во второй брак.
Поэт стал немного взрослее и мудрее. И осознал, что только женская рука может исцелить израненную душу, посочувствовать. Особенно, после накануне проведенной бурной вечеринки. Женщина не скандалит, не ругается, она просто молча сидит и ждет, когда мужчина выспится на ее плече. Она не шевелится, она слушает его неровное дыхание.
Женщина понимает, что мужчина, возможно, пьет и веселится, чтобы не показывать всем окружающим свои страдания. А эти женские глаза, которые как будто заглядывают тебе в душу. Они всегда немного грустные. И до своих последних дней мужчина видит в них любовь к себе такому непутевому.
Эта женщина способна на самопожертвование, она идеальна, в ней нет изъянов, а он вынужден ее обманывать и не один раз в жизни. Для поэта она женщина с большой буквы.
Та самая, единственная. Такую женщину некоторые мужчины ищут всю жизнь. И далеко не каждый такую находит. Она и муза, и хранительница очага, и верная помощница и защитница. Она готова стоять за его спиной и подавать, если нужно, патроны.
Такая женщина не бросит на поле боя, вытащит на себе, перевяжет раны и успокоит. Идеальная возлюбленная или мать. Но рано или поздно придет час возмездия, час расплаты. Даже природа бросает ему в лицо хлесткое слово «предатель». И оно разносится эхом по всему лесу. Поэт мечется, мучается, ему грустно, он не может простить сам себе свое поведение.
Но женщина, она другая. Если любит мужчину по-настоящему, то простит не один раз, хоть ей при этом очень тяжело от его лжи и обмана. А ее печальные глаза простят то, чего простить нельзя. У женщин очень развита интуиция.
Мужчина может ей ничего не рассказывать о своих похождениях, она догадывается, она просто чувствует это. Но прощает мужчину, потому что любит. Мужчины, цените таких женщин и не отпускайте их от себя. Их терпение не бесконечно. Потеряете их любовь, считайте, что потеряли самое ценное, дорогое, что было в вашей жизни. И вторую такую женщину вы вряд ли найдете. А без женщин жизнь теряет всякий смысл.
Источник
Поэт Евгений Евтушенко про любовь.
Всегда найдется женская рука!
Всегда найдется женская рука,
чтобы она, прохладна и легка,
жалея и немножечко любя,
как брата, успокоила тебя.
Всегда найдется женское плечо,
чтобы в него дышал ты горячо,
припав к нему беспутной головой,
ему доверив сон мятежный свой.
Всегда найдутся женские глаза,
чтобы они, всю боль твою глуша,
а если и не всю, то часть ее,
увидели страдание твое.
Но есть такая женская рука,
которая особенно сладка,
когда она измученного лба
касается, как вечность и судьба.
Но есть такое женское плечо,
которое неведомо за что
не на ночь, а навек тебе дано,
и это понял ты давным-давно.
Но есть такие женские глаза,
которые глядят всегда грустя,
и это до последних твоих дней
глаза любви и совести твоей.
А ты живешь себе же вопреки,
и мало тебе только той руки,
того плеча и тех печальных глаз.
Ты предавал их в жизни столько раз!
И вот оно — возмездье — настает.
«Предатель!»- дождь тебя наотмашь бьет.
«Предатель!»- ветки хлещут по лицу.
«Предатель!»- эхо слышится в лесу.
Ты мечешься, ты мучишься, грустишь.
Ты сам себе все это не простишь.
И только та прозрачная рука
простит, хотя обида и тяжка,
и только то усталое плечо
простит сейчас, да и простит еще,
и только те печальные глаза
простят все то, чего прощать нельзя.
Любовь неразделенная страшна,
но тем, кому весь мир лишь биржа, драка,
любовь неразделенная смешна,
как профиль Сирано де Бержерака.
Один мой деловитый соплеменник
сказал жене в театре «Современник»:
«Ну что ты в Сирано своем нашла?
Вот дурень! Я, к примеру, никогда бы
так не страдал из-за какой-то бабы.
Другую бы нашел — и все дела».
В затравленных глазах его жены
забито проглянуло что-то вдовье.
Из мужа перло — аж трещали швы!-
смертельное духовное здоровье.
О, сколько их, таких здоровяков,
страдающих отсутствием страданий.
Для них есть бабы: нет прекрасной дамы.
А разве сам я в чем-то не таков?
Зевая, мы играем, как в картишки,
в засаленные, стертые страстишки,
боясь трагедий, истинных страстей.
Наверное, мы с вами просто трусы,
когда мы подгоняем наши вкусы
под то, что подоступней, попростей.
Не раз шептал мне внутренний подонок
из грязных подсознательных потемок:
«Э, братец, эта — сложный матерьял. «-
и я трусливо ускользал в несложность
и, может быть, великую возможность
любви неразделенной потерял.
Мужчина, разыгравший все умно,
расчетом на взаимность обесчещен.
О, рыцарство печальных Сирано,
ты из мужчин переместилось в женщин.
В любви вы либо рыцарь, либо вы
не любите. Закон есть непреклонный:
в ком дара нет любви неразделенной,
в том нету дара божьего любви.
Дай бог познать страданий благодать,
и трепет безответный, но прекрасный,
и сладость безнадежного ожидать,
и счастье глупой верности несчастной.
И, тянущийся тайно к мятежу
против своей души оледененной,
в полулюбви запутавшись, брожу
с тоскою о любви неразделенной.
Ты большая в любви.
Ты большая в любви.
Ты смелая.
Я — робею на каждом шагу.
Я плохого тебе не сделаю,
а хорошее вряд ли смогу.
Все мне кажется,
будто бы по лесу
без тропинки ведешь меня ты.
Мы в дремучих цветах до пояса.
Не пойму я —
что за цветы.
Не годятся все прежние навыки.
Я не знаю,
что делать и как.
Ты устала.
Ты просишься на руки.
Ты уже у меня на руках.
«Видишь,
небо какое синее?
Слышишь,
птицы какие в лесу?
Ну так что же ты?
Ну?
Неси меня!
А куда я тебя понесу.
**********
*********
********
*******
******
*****
****
***
**
*
Источник
Евгений Евтушенко — Всегда найдется женская рука: Стих
Всегда найдется женская рука,
чтобы она, прохладна и легка,
жалея и немножечко любя,
как брата, успокоила тебя.
Всегда найдется женское плечо,
чтобы в него дышал ты горячо,
припав к нему беспутной головой,
ему доверив сон мятежный свой.
Всегда найдутся женские глаза,
чтобы они, всю боль твою глуша,
а если и не всю, то часть ее,
увидели страдание твое.
Но есть такая женская рука,
которая особенно сладка,
когда она измученного лба
касается, как вечность и судьба.
Но есть такое женское плечо,
которое неведомо за что
не на ночь, а навек тебе дано,
и это понял ты давным-давно.
Но есть такие женские глаза,
которые глядят всегда грустя,
и это до последних твоих дней
глаза любви и совести твоей.
А ты живешь себе же вопреки,
и мало тебе только той руки,
того плеча и тех печальных глаз…
Ты предавал их в жизни столько раз!
И вот оно — возмездье — настает.
«Предатель!»- дождь тебя наотмашь бьет.
«Предатель!»- ветки хлещут по лицу.
«Предатель!»- эхо слышится в лесу.
Ты мечешься, ты мучишься, грустишь.
Ты сам себе все это не простишь.
И только та прозрачная рука
простит, хотя обида и тяжка,
и только то усталое плечо
простит сейчас, да и простит еще,
и только те печальные глаза
простят все то, чего прощать нельзя…
Анализ стихотворения «Всегда найдется женская рука» Евтушенко
Произведение «Всегда найдется женская рука» Евгения Александровича Евтушенко – ода женщине и ее мудрости.
Стихотворение датируется 1961 годом. В этот период поэту исполнилось 29 лет, он автор нескольких сборников стихов, давно принят в члены Союза писателей, уже оправился после мучительного развода с Б. Ахмадулиной и вступил в брак с Г. Сокол-Лукониной. Еще недавно, кстати, она была женой его друга. В жанровом отношении – элегия, рифмовка смежная, 10 строф. Лирический герой – сам автор. В первом же четверостишии он признается, что «женская рука» способна исцелить любые душевные раны. Женщина, по уверению поэта, мгновенно откликается сочувствием. Уменьшительный суффикс «немножечко» подчеркивает, что и этого достаточно исстрадавшемуся сердцу героя. «Беспутной головой»: возможно, после кутежа. И тут появляется молчаливая, все понимающая «она», чтобы стеречь всю ночь его неровное дыханье. В третьем четверостишии воспевается чуткость. Действительно, не каждый способен различить за показным весельем «страдание твое». Впрочем, здесь еще образы разных женщин, встречаемых героем на жизненном пути. А вот в следующей строфе поэт славит уже женское самопожертвование. «Неведомо за что»: всепрощение – то, о чем молит герой, однако, как сильно обличает совесть каждый раз, когда приходится обманывать эти кроткие глаза. Собственно, с каждым четверостишием все явственнее проступает образ Женщины, именно с большой буквы. Той самой, одной единственной, что всегда рядом, которая вдохновляет, оберегает, верит в силы и талант своего избранника, готова вместе с ним противостоять всему миру. Впрочем, трактовка стихотворения позволяет различить в некоторых строфах и образ матери. Действительно, поэт всегда тепло отзывался о своей матери Зинаиде Ермолаевне, прожившей долгую жизнь. Однако в этих строчках рисуется и образ той самой идеальной возлюбленной (а может, утраченной возлюбленной – как знать, не Б. Ахмадулиной ли?). «Предатель!» — в этом хлестком рефрене самобичевание героя, признание в своей слабости. «Простит, хотя обида тяжка»: вот потому и появляется на свет эта ода самоотверженности женщин. «Чего прощать нельзя»: по собственному кодексу чести, принципов. Множество перечислительных градаций (например, в предпоследней строфе), эпитеты (усталое, измученного, мятежный), олицетворение (дождь бьет), сравнение (как брата), лексические повторы, восклицания и многоточия.
Стихи «Всегда найдется женская рука» Е. Евтушенко созданы поэтом в кризисный период его личной жизни.
Источник
Всегда найдется женская рука. /стихи Евгения Евтушенко/
Звучащая версия Виктора Астраханцева
* * * * *
Всегда найдется женская рука,
чтобы она, прохладна и легка,
жалея и немножечко любя,
как брата, успокоила тебя.
Всегда найдется женское плечо,
чтобы в него дышал ты горячо,
припав к нему беспутной головой,
ему доверив сон мятежный свой.
Всегда найдутся женские глаза,
чтобы они, всю боль твою глуша,
а если и не всю, то часть ее,
увидели страдание твое.
Но есть такая женская рука,
которая особенно сладка,
когда она измученного лба
касается, как вечность и судьба.
Но есть такое женское плечо,
которое неведомо за что
не на ночь, а навек тебе дано,
и это понял ты давным-давно.
Но есть такие женские глаза,
которые глядят всегда грустя,
и это до последних твоих дней
глаза любви и совести твоей.
А ты живешь себе же вопреки,
и мало тебе только той руки,
того плеча и тех печальных глаз.
Ты предавал их в жизни столько раз!
И вот оно — возмездье — настает.
«Предатель!»- дождь тебя наотмашь бьет.
«Предатель!»- ветки хлещут по лицу.
«Предатель!»- эхо слышится в лесу.
Ты мечешься, ты мучишься, грустишь.
Ты сам себе все это не простишь.
И только та прозрачная рука
простит, хотя обида и тяжка,
и только то усталое плечо
простит сейчас, да и простит еще,
и только те печальные глаза
простят все то, чего прощать нельзя.
= = =
1961
Другие звукозаписи стихов Евгения Евтушенко
в прочтении Виктора Астраханцева:
Рейтинг работы: 54
Количество отзывов: 4
Количество сообщений: 4
Количество просмотров: 12610
Добавили MP3 в избранное: 1
Добавили в избранное: 1
© 16.12.2012г. Виктор Астраханцев
Свидетельство о публикации: izba-2012-695928
Ирина Чебанова 26.10.2013 22:13:49
Отзыв: положительный
Виктор, как замечательно и профессионально Вы декламируете! БРАВО! Такое глубокое понимание и вживание в слово и в образ.Замечательно!
Вы уже побывали у меня в гостях.Но я приглашаю Вас еще раз,как режиссера, прослушать у меня «Любовью плачущее царство».Мне очень интересно узнать Ваше мнение.
С уважением к Вам и к Вашему таланту и мастерству.
Ирина Чебанова
Спасибо за теплые слова. Но отношу их также и к автору, которые так ярко описывает эту драматическую ситуацию.
Обязательно приду к вам в гости, тем более, если приглашают.
Валентина -Lastocka 13.01.2013 23:26:50
Отзыв: положительный
c 1970 ///с института = зто мои любимые стихи Евтушенко. а ещё — «Идут белые снеги». и другие. лирические.
Вы читаете очень выразительно!
Согласна с вами . Я читаю не для кого-то, а потому что хочу прочитать. »
Практически все читают потому, что хотят услышать стихи в звуках и ритмах, пережить чувства, которые они вызывают, если перейти на высокий стиль – пережить наслаждение от хороших стихов и стать их соавтором.
А потом уже возникает желание открыть уши и другим, вновь пережить и усилить эти чувства вместе со своим слушателем.
Сейчас стало мало поводов для публичных чтений, публика захвачена визуальным восприятием, это больше развлекает, радует глаз, но отключает голову.»
Так важно услышать, что тебя понимают. Я вас ПОНИМАЮ. Но у меня СВОЙ Евтушенко звучит внутри. И ЭТО -абсолютно естественно!
Надеюсь , что встреча не последняя. Со старым Новым Годом! Уже через 25 минут — и всё! Праздник уходит.
Спасибо за старо-новогодние поздравления и понимание!
А такое бывает не часто и потому вдвойне дорого!
С большим вниманием познакомлюсь с ВАШИМ Евтушенко!
Успеха и терпения!
К сожалению, я практически пока не знаю как записывается музыкальная часть и песни и декламация. Вернее ,записать — могу, но как её сбросить в Избушку — не знаююю, пока не знаю.
Вот и вы заглянули ко мне на звуки стихов!
Располагайтесь поудобнее.
Я с радостью и интересом обнаружил вас в дебрях сайта – ведь тех,
кто видит особую прелесть в озвучании стихов, гораздо меньше, чем поэтов.
Здесь особые способности, не менее редкие.
И потому тем более важен обмен и понимание.
Дорого то, что объединяет.
А для разлада и конфликта особого повода и искать не надо, стоит только сказать:
«Я так считаю, так вижу, и идите все лесом.»
И на том все закончится. Разбежаться просто.
Найти баланс своего и иного мнения — гораздо сложнее и дороже.
Не спешите обосабливаться: «Я читаю не для кого-то, а потому что хочу прочитать. В этом мы разнимся.»
Практически все читают потому, что хотят услышать стихи в звуках и ритмах, пережить чувства, которые они вызывают, если перейти на высокий стиль – пережить наслаждение от хороших стихов и стать их соавтором.
А потом уже возникает желание открыть уши и другим, вновь пережить и усилить эти чувства вместе со своим слушателем.
Сейчас стало мало поводов для публичных чтений, публика захвачена визуальным восприятием, это больше развлекает, радует глаз, но отключает голову.
Смотри и не думай! Дизайнер для тебя уже все предусмотрел.
Так что встреча с еще одним «своим» пусть еще колючим — в шипах и иголках-
и не чувствующим «своих» приятная и полезная в любом случае.
Вы, конечно, прочтите эти стихи Евтушенко, запишите их и дайте о том знать.
С интересом буду внимать вашей версии.
Но не для состязания – у вас молодой красивый голос, гибкий и легко возбудимый
эмоциональный строй души, за вами будущие успехи.
Буду радоваться им и способствовать им своим «ухом со стороны» если, конечно,
это не будет вас угнетать.
А для этого стоит пользоваться старым правилом: «своего мнения не навязываю, но и не скрываю.»
Мои вам пожелания терпения, поиска и находок!
С уважением
Источник