Эйтор вилла лобос концерт для гитары

Концерт для гитары (Вилла-Лобос) — Guitar Concerto (Villa-Lobos)

Концерт для гитары с небольшим оркестром
Концерт по Эйтор Вилла-Лобос
Каталог W501 (W502) Сочиненный 1951 : Рио-де-Жанейро ( 1951 ) Преданность Андрес Сеговия Опубликовано 1956 : Париж ( 1956 ) (сокращение для гитары и фортепиано) Издатель Макс Эшиг Записано 1969 : Пэрис ( 1969 ) , Турибио Сантос , гитара; Камерный оркестр Жана-Франсуа Пайяра под управлением Жана-Франсуа Пайяра . Впервые выпущен в 1970 году на Erato MCE 19026 (кассета) и STU 70566 (LP). Продолжительность 18 мин. Движения 4 Подсчет очков Премьера Дата 6 февраля 1956 г . : ( 1956-02-06 ) Место расположения Хьюстон Дирижер Эйтор Вилла-Лобос Исполнители Андрес Сеговия и Хьюстонский симфонический оркестр

Гитара концерт , W501 (уменьшение фортепиано: W502), работа для гитары соло и небольшого оркестра , написанной бразильским композитором Эйтор Вилла-Лобос в Рио — де — Жанейро в 1951 году производительность A длится около 18 минут.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Концерт написан для испанского гитариста Андреса Сеговиа , которому посвящена партитура. Первоначально в трех частях под названием « Концертная фантазия» , Вилла-Лобос позже добавила каденцию по просьбе Сеговии и изменила название на «Концерт для гитары с небольшим оркестром». По другой версии, ситуация была прямо противоположной: Сеговия заказал произведение с условием, что не должно быть каденции и произведение будет называться Fantasia Concertante . Вилла-Лобос, однако, проигнорировала эти требования, предоставив расширенную каденцию и настаивая на том, чтобы произведение называлось концертом. Концерт был впервые исполнен 6 февраля 1956 года в Хьюстоне, штат Техас, Андресом Сеговиа и Хьюстонским симфоническим оркестром под управлением композитора. Редукция для гитары и фортепиано была опубликована в Париже Максом Эшигом в 1955 году, который также опубликовал полную партитуру в 1971 году.

Приборы

Оркестр состоит из флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны, тромбона и струнных.

Анализ

Произведение в четырех частях:

  1. Allegro Preciso — Poco Meno
  2. Андантино и Анданте
  3. Каденция: Quasi allegro — Andante — Quasi allegro — Poco moderato
  4. Allegro non troppo

Первая часть построена из двух сильно контрастирующих мотивов: первый — энергичный и повторяющийся, второй — лирический, основанный на стиле определенных народных мелодий северо-востока Бразилии. Повторение исходного материала, перенесенного на меньшую треть вверх, следует за разверткой и растяжкой, уменьшающейся и ускоряющейся к концу движения.

Вторая часть в тройной форме с изменениями в возвращающейся вводной части (ABA ‘), заканчивающейся расширенной кодой . Каждый из основных разделов представлен либо в округленной двоичной, либо в троичной форме . Тональность движения — ми минор, центральная часть также начинается с ми (но чередуется между ми минором, ми дорийским и фригийским ) и в конце модулируется до си минор. Одна из модификаций возврата материала ля — это модуляция в конце ля минор. Кода делает существенный сдвиг, начав в далеком ключе A ♭ мажор, но возвращается в минор в конце.

Каденция состоит из четырех неметрированных частей с разными темпами (Quasi allegro — Andante — Quasi allegro — Poco moderato) и настолько значительна по длине, что функционирует как отдельная часть.

Последняя часть музыкально слабее первых трех, поскольку основана «почти исключительно на определенных техниках создания музыки без характерной музыкально-структурной субстанции». Ближе к концу движения в финальном эпизоде, в 4
4 метр, отличающийся технически блестящими пассажами для солиста. Несмотря на солидное присутствие ми минор во всех предыдущих частях, финал ля минор. В сочетании с довольно неубедительным завершением мелодии финальный эффект неубедителен.

Источник

Концерт для гитары (Вилла-Лобос) — Guitar Concerto (Villa-Lobos)

Концерт для гитары с небольшим оркестром
Концерт по Эйтор Вилла-Лобос
Каталог W501 (W502) Сочиненный 1951 : Рио-де-Жанейро ( 1951 ) Преданность Андрес Сеговия Опубликовано 1956 : Париж ( 1956 ) (сокращение для гитары и фортепиано) Издатель Макс Эшиг Записано 1969 : Пэрис ( 1969 ) , Турибио Сантос , гитара; Камерный оркестр Жана-Франсуа Пайяра под управлением Жана-Франсуа Пайяра . Впервые выпущен в 1970 году на Erato MCE 19026 (кассета) и STU 70566 (LP). Продолжительность 18 мин. Движения 4 Подсчет очков Премьера Дата 6 февраля 1956 г . : ( 1956-02-06 ) Место расположения Хьюстон Дирижер Эйтор Вилла-Лобос Исполнители Андрес Сеговия и Хьюстонский симфонический оркестр

Гитара концерт , W501 (уменьшение фортепиано: W502), работа для гитары соло и небольшого оркестра , написанной бразильским композитором Эйтор Вилла-Лобос в Рио — де — Жанейро в 1951 году производительность A длится около 18 минут.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Концерт написан для испанского гитариста Андреса Сеговиа , которому посвящена партитура. Первоначально в трех частях под названием « Концертная фантазия» , Вилла-Лобос позже добавила каденцию по просьбе Сеговии и изменила название на «Концерт для гитары с небольшим оркестром». По другой версии, ситуация была прямо противоположной: Сеговия заказал произведение с условием, что не должно быть каденции и произведение будет называться Fantasia Concertante . Вилла-Лобос, однако, проигнорировала эти требования, предоставив расширенную каденцию и настаивая на том, чтобы произведение называлось концертом. Концерт был впервые исполнен 6 февраля 1956 года в Хьюстоне, штат Техас, Андресом Сеговиа и Хьюстонским симфоническим оркестром под управлением композитора. Редукция для гитары и фортепиано была опубликована в Париже Максом Эшигом в 1955 году, который также опубликовал полную партитуру в 1971 году.

Приборы

Оркестр состоит из флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны, тромбона и струнных.

Анализ

Произведение в четырех частях:

  1. Allegro Preciso — Poco Meno
  2. Андантино и Анданте
  3. Каденция: Quasi allegro — Andante — Quasi allegro — Poco moderato
  4. Allegro non troppo

Первая часть построена из двух сильно контрастирующих мотивов: первый — энергичный и повторяющийся, второй — лирический, основанный на стиле определенных народных мелодий северо-востока Бразилии. Повторение исходного материала, перенесенного на меньшую треть вверх, следует за разверткой и растяжкой, уменьшающейся и ускоряющейся к концу движения.

Вторая часть в тройной форме с изменениями в возвращающейся вводной части (ABA ‘), заканчивающейся расширенной кодой . Каждый из основных разделов представлен либо в округленной двоичной, либо в троичной форме . Тональность движения — ми минор, центральная часть также начинается с ми (но чередуется между ми минором, ми дорийским и фригийским ) и в конце модулируется до си минор. Одна из модификаций возврата материала ля — это модуляция в конце ля минор. Кода делает существенный сдвиг, начав в далеком ключе A ♭ мажор, но возвращается в минор в конце.

Каденция состоит из четырех неметрированных частей с разными темпами (Quasi allegro — Andante — Quasi allegro — Poco moderato) и настолько значительна по длине, что функционирует как отдельная часть.

Последняя часть музыкально слабее первых трех, поскольку основана «почти исключительно на определенных техниках создания музыки без характерной музыкально-структурной субстанции». Ближе к концу движения в финальном эпизоде, в 4
4 метр, отличающийся технически блестящими пассажами для солиста. Несмотря на солидное присутствие ми минор во всех предыдущих частях, финал ля минор. В сочетании с довольно неубедительным завершением мелодии финальный эффект неубедителен.

Источник

Концерт для гитары (Вилла-Лобос) — Guitar Concerto (Villa-Lobos)

Концерт для гитары с небольшим оркестром
Концерт по Эйтор Вилла-Лобос
Каталог W501 (W502) Сочиненный 1951 : Рио-де-Жанейро ( 1951 ) Преданность Андрес Сеговия Опубликовано 1956 : Париж ( 1956 ) (сокращение для гитары и фортепиано) Издатель Макс Эшиг Записано 1969 : Пэрис ( 1969 ) , Турибио Сантос , гитара; Камерный оркестр Жана-Франсуа Пайяра под управлением Жана-Франсуа Пайяра . Впервые выпущен в 1970 году на Erato MCE 19026 (кассета) и STU 70566 (LP). Продолжительность 18 мин. Движения 4 Подсчет очков Премьера Дата 6 февраля 1956 г . : ( 1956-02-06 ) Место расположения Хьюстон Дирижер Эйтор Вилла-Лобос Исполнители Андрес Сеговия и Хьюстонский симфонический оркестр

Гитара концерт , W501 (уменьшение фортепиано: W502), работа для гитары соло и небольшого оркестра , написанной бразильским композитором Эйтор Вилла-Лобос в Рио — де — Жанейро в 1951 году производительность A длится около 18 минут.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Концерт написан для испанского гитариста Андреса Сеговиа , которому посвящена партитура. Первоначально в трех частях под названием « Концертная фантазия» , Вилла-Лобос позже добавила каденцию по просьбе Сеговии и изменила название на «Концерт для гитары с небольшим оркестром». По другой версии, ситуация была прямо противоположной: Сеговия заказал произведение с условием, что не должно быть каденции и произведение будет называться Fantasia Concertante . Вилла-Лобос, однако, проигнорировала эти требования, предоставив расширенную каденцию и настаивая на том, чтобы произведение называлось концертом. Концерт был впервые исполнен 6 февраля 1956 года в Хьюстоне, штат Техас, Андресом Сеговиа и Хьюстонским симфоническим оркестром под управлением композитора. Редукция для гитары и фортепиано была опубликована в Париже Максом Эшигом в 1955 году, который также опубликовал полную партитуру в 1971 году.

Приборы

Оркестр состоит из флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны, тромбона и струнных.

Анализ

Произведение в четырех частях:

  1. Allegro Preciso — Poco Meno
  2. Андантино и Анданте
  3. Каденция: Quasi allegro — Andante — Quasi allegro — Poco moderato
  4. Allegro non troppo

Первая часть построена из двух сильно контрастирующих мотивов: первый — энергичный и повторяющийся, второй — лирический, основанный на стиле определенных народных мелодий северо-востока Бразилии. Повторение исходного материала, перенесенного на меньшую треть вверх, следует за разверткой и растяжкой, уменьшающейся и ускоряющейся к концу движения.

Вторая часть в тройной форме с изменениями в возвращающейся вводной части (ABA ‘), заканчивающейся расширенной кодой . Каждый из основных разделов представлен либо в округленной двоичной, либо в троичной форме . Тональность движения — ми минор, центральная часть также начинается с ми (но чередуется между ми минором, ми дорийским и фригийским ) и в конце модулируется до си минор. Одна из модификаций возврата материала ля — это модуляция в конце ля минор. Кода делает существенный сдвиг, начав в далеком ключе A ♭ мажор, но возвращается в минор в конце.

Каденция состоит из четырех неметрированных частей с разными темпами (Quasi allegro — Andante — Quasi allegro — Poco moderato) и настолько значительна по длине, что функционирует как отдельная часть.

Последняя часть музыкально слабее первых трех, поскольку основана «почти исключительно на определенных техниках создания музыки без характерной музыкально-структурной субстанции». Ближе к концу движения в финальном эпизоде, в 4
4 метр, отличающийся технически блестящими пассажами для солиста. Несмотря на солидное присутствие ми минор во всех предыдущих частях, финал ля минор. В сочетании с довольно неубедительным завершением мелодии финальный эффект неубедителен.

Источник

Гитара музыкальная 26. Эйтор Вилла-Лобос

Гитара в музыке XX века.

80.
Пухоль Эмилио (кат. Em;li Pujol Vilarrub;) (1886–1980) – известный испанский педагог, гитарист, музыковед, автор пятитомной школы «Рациональный метод игры на гитаре».

Еще один ученик Тарреги, Эмилио Пухоль, – патриарх виуэлы и гитары. Его взор устремлен вглубь столетий, чтобы, изучив музыкальное наследие прошлого, дать молодому поколению исполнителей ключ к искусству будущего.

Этюд «Шмель» Эмилио Пухоля – пьеса из того же ряда, что и «Полет шмеля» Римского-Корсакова. Только в гитарном варианте это басовитое шумное насекомое получилось более спокойным и мягким.

«Вечер» дарит нам миг предзакатного блаженства.

«Безделушка» («Bagatela») чарует акварельно-прозрачной лирикой.

«Баркарола» передает мягкое, колеблющееся движение мелодии: это звучит песня гондольера с мандолиновыми проигрышами.

Проста и незатейлива «Колыбельная песня», в которой мать нашептывает ребенку притчу о его будущей счастливой жизни.

«Дуэт» (этюд для двух гитар) Пухоль написал с педагогической целью. В нем применяются быстрые и глиссандирующие ноты. По характеру он спокоен, благообразен.

Вместе с танцующими парами солнце раскручивает карусель праздника – не об этом ли рассказывает композитор в пьесе «Festivola»?

Эмиль Пухоль написал пьесу «Памяти Тарреги», где отдает дань признательности и почтения своему учителю.

Тревожно звонят на ветру колокола, печаль, горе, сдержанная лирика, в конце возникает реминисценция одного из произведений великого гитариста.

Как это созвучно стихотворению, в котором Хуан Рамон Хименес (1884–1957) обращается к Антонио Мачадо: «А этот Аполлонов вечер, / он пахнет музыкой и раем, / и наши лиры мотыльками / в закатном пламени сгорают. / Ах, наши лиры на закате, / где струны — огненные струи! / Не к ним ли завтра эти розы / прильнут бессмертным поцелуем? / А ты — вдали, где солнце тонет. »

Виртуозен Этюд №7 Эмиля Пухоля, в звуковом роскошестве которого видятся озорные игры в воде ундин, русалок или наяд.

Две Прелюдии написаны Пухолем для детей в духе миниатюр Паганини. Эти маленькие пьесы просты и поэтичны. Что в них: звонкое солнце? Золотистые бабочки? Трели соловья? Апельсиновые рощи? Пурпурные розы? Звезды в синем небе? Спросите об этом у ребенка. Он найдет близкий ему образ и затем каждую из прелюдий сыграет очень выразительно.

Обычно гитаристы из «Школы игры на гитаре» Эмиля Пухоля включают в репертуар №№6, 20, 27, 31 – пьесы разной протяженности, от одной до пяти минут, и различной фактурной насыщенности, от одноголосия до полнозвучных аккордов. По содержанию они преимущественно медленные, окрашенные в лирически-теплые, пастельные тона.

Несмотря на то, что пьесы являются экзерсисами для начинающих, это образно яркая музыка, и каждый исполнитель волен представить себе, например, в №6 легкую паутину, в №20 – праздничный день, в №27 – монотонный дождь, а в №31 – народный напев.

Вспоминаются слова поэта Антонио Мачадо: «Я слышу напевы / старых-старых песен, / поют их дети, / играя вместе / и вместе изливая / своих сердец мечтанья, / как изливают воду / каменные фонтаны. » Лучше не скажешь, о чем повествуют пухолевские этюды!

Мелодия «Романса» растворяется в апрельском вечере. Она сентиментальна, трогательна и сердечна, ибо обращена, разумеется, к возлюбленной.

Сегидилья, возникнув в Ла-Манчском крае, откуда родом Дон Кихот, не может не быть живой, радостной, незатейливой и простой, каким был незадачливый рыцарь. Эта талантливая пьеса способна украсить репертуар гитариста.

Эмиль Пухоль лучше любого другого понимает, что родная стихия гитары – испанские народные танцы. В частности, мы найдем у него игриво искрящуюся Тонадилью, веселое и радостное Гуахиро с постоянными замираниями ритма, чтобы танцующие успели разыграть ту или иную забавную мимическую сценку, или взволнованную Вильянеску, которая завершается утвердительным гимном. Таких танцев в Испании бесконечное множество. Как сказал бы Антонио Мачадо: «Сегодня – хотой, завтра – петенерой / звучишь в корчме, гитара: / кто ни придет, играет / на пыльных струнах старых».

Изысканная мелодия с легким восточным элементом, роскошная тембро-красочная гармония, полнозвучная гитарная фактура делают Мазурку Мануэля де Фальи в переложении для гитары Эмиля Пухоля особенно поэтичной.

Транскрипции Эмиля Пухоля обычно отличаются изяществом и виртуозным блеском. Не исключение – его переложение для гитары песни «Блуждающие огоньки» Мануэля де Фальи из балета «Любовь-волшебница». Эта пикантная арабеска может украсить репертуар любого гитариста.

Из того же балета им сделана превосходная транскрипция «Магического круга», где мастерски изображено немое оцепенение зрителей перед чарами колдуна.

«Танец Мельника» из балета «Треуголка» Мануэля де Фальи наделен мрачным колоритом: песенного склада мелодию сменяют драматические удары аккордов.

Эмиль Пухоль сделал транскрипцию для двух гитар «Испанского танца» из оперы Мануэля де Фальи «Короткая жизнь». В нем плавно кружащуюся мелодию сопровождают острые испанские ритмы, словно перед нашим взором мелькает гордая красавица с кастаньетами в руках. Роскошь звучания гитарного дуэта, как всегда у Пухоля, удивительна!

81.
Сохо Винсенте Эмилио (Vicente Emilio Sojo) (1887–1974) – венесуэльский гитарист и композитор.

«Венесуэльская ария» Сохо прелестна. Возвышенная романтическая мелодия поет о цветах, о женщинах, о любви – том самом чувстве, которое делает мужчину нежным. И тогда он устами поэта Луиса Пастори (р.1921) шепчет: «Когда ты в моих глазах, куда ни глянь, / я с тобой – как вода со спокойной травой. / Мне кажется, из твоих глаз выскакивает лань. / Я не знаю, какой я, но я знаю, что я твой».

«Венесуэльский танец» Сохо лиричен и одновременно эмоционален, как всякая популярная музыка композиторов Латинской Америки.

Колыбельная песня «Усни, моя девочка» проста, напевна, способна успокоить плачущего ребенка.

«Моя жизнь течет в море», – говорит венесуэльский поэт Мигель Отеро Сильва (1908-1985). К его словам мог бы присоединиться Сохо, создавший пьесу «Морская звезда». Об этом свидетельствует красивая лирическая мелодия произведения.

«Плясовая песня» – это обычный латиноамериканский танец, взволнованный и призывно-порывистый.

Музыка Сохо в основном предназначена для широких слоев населения. Она делится на два рода: лирическую и танцевальную. В пьесе «Quirpa» мелодия грустная, нежная. Напротив, «Quirpa Guatirena» – это живой танец с импульсивным фокстротным ритмом, если не пародия на некоего сеньора, неуклюже переступающего ногами.

82.
Вилла-Лобос Эйтор (Villa-Lobos) (1887-1959), бразильский композитор, фольклорист, дирижер. Творчество Э. Вилла-Лобоса – одна из вершин латиноамериканской композиторской музыки. В 1923-1930 жил в Париже. С 1940 концертировал в США, странах Европы как дирижер собственных сочинений. Инициатор создания Бразильской академии музыки (1945, ее президент).

Синкопированный ритм «Шотландского шоро» №2 Эйтора Вилла-Лобоса удачно передает напор радостной жизни, согретой лучами знойного солнца.

Развернутый во времени Вальс-Шоро Вилла-Лобоса – это пример переливающейся лирики – нежной, томной, пряной, сдержанно-печальной, эпической, сентиментальной, бескрайней, как «песнь Бразилии» (Роланд де Карвальо, 1893–1935).

Бурлит легкая, беззаботная жизнь. Человеку радостно, его ничто не тревожит. Это приятное ощущение поддерживает импульсивный бас, острая гармония, яркая мелодия. Таково в общих чертах Гавотто-Шоро Вилла-Лобоса.

Из «Бразильской народной сюиты» композитора выделяется своей оригинальностью №5 – «Chorinho», то есть маленькое шоро. Это веселье сквозь слезы, бойкий джазовый ритм старается заглушить душевную горечь.

Сквозь песенно-танцевальный ритм Самбы-Le-Le пробиваются наружу трагические ноты. Это типично для музыки Эйтора Вилла-Лобоса.

Одно из прекраснейших творений Эйтора Вилла-Лобоса – его Концерт для гитары и камерного оркестра. В нем бездна поэзии, музыкальной красоты и проникновенной лирики. Концерт позволяет прославленного бразильского композитора поставить рядом с Рибейро Коуто (1898-1963), поэта, удостоенного премии лучшего латиноамериканского литератора.

Чтобы вновь и вновь не описывать неповторимые особенности стиля Концерта Вилла-Лобоса, достаточно привести стихотворение Коуто «Элегия»:

«Чего он хочет, / студеный ветер? / Он то и дело / стучится в двери, / моля: – Открой!» (первая часть Концерта).
«Мне страшен ветер / ненастной ночи, / поры холодной, / что пахнет морем / пустынных пляжей. / В его надрывной / мольбе мне слышно / стенанье мертвых, / идущих к людям, / чтоб обогреться» (вторая часть).
«Я тоже ветром / однажды стану, / к твоим дверям / с мольбой приникну. / Но я приду / не зимним ветром / ненастной ночи, / поры холодной. / Весенним ветром / к тебе приду я / и губ твоих / коснусь, лаская / дыханьем листьев, / цветов, уснувших / в ночной теплыни. / И ты услышишь / мой голос: — Помни. » (третья часть).

Логика обоих произведений ясна: студеный ветер, холодная пора, весеннее тепло и встреча с любимой, хотя и воображаемая.

Думается, что порой детально конкретизировать поэтическое чувство, выраженное словами или звуками, нет смысла.

Гениальная мелодия Вилла-Лобоса из его «Бразильской бахианы» №5 заключает в себе «пение звезд», которому может внимать «лишь только тонкий нежный слух влюбленных» (Оливо Билак, 1865–1918). На фоне тихой, просветленной скорби развертывается чувство любви и тревоги, которое естественно переходит в молитву, обращенную к Творцу.

«Мазурка-шоро» Эйтора Вилла-Лобоса уникальна тем, что сочетает в себе два танца, придворный и уличный. Бразильский национальный колорит, чудесная мелодия, печальная лирика наряду с ощущением радости полнокровной жизни – все это неповторимо и очаровательно, как одна из поэтических фраз Марио де Андраде (1893–1945): «Розов был сад у подножия солнца». Оно брызжущими лучами освещает и согревает музыку этой пьесы.

Источник

Оцените статью