F muhlbach пианино история
Старинная фортепианная фирма Российской Империи, существовавшая с 1856 по 1915 годы. Санкт-Петербург, Поставщик Двора Его Императорского Величества, член Гильдии Поставщиков Двора.
Фридрих Мюльбах, потомок выходцев из Германской Саксонии, основал производство в 1856 году, в Санкт-Петербурге («Fabrique de Pianos F.Muhlbach»).
Лейбл фирмы Мюльбах начала ХХ века |
Фирма известна своими роялями модели «Mignon» («миньон», по-французски «миленький, миниатюрный»).
Во время 1-й Мировой Войны (России с Германией, 1914-1918), владелец фабрики, немец по происхождению, был вынужден закрыть производство и уехать из России.
Дату выпуска инструмента Мюльбах можно определить по номеру:
Источник
F muhlbach пианино история
Хочу опубликовать интересные факты о происхождении одного из старейших моих инструментов, пианино фабрики Мюльбах. Легенда гласит, что пианино было выменяно дедом у депортируемых обрусевших немцев, во время второй мировой войны за мешок картошки. Бабушка, воевавшая вместе с дедом на Ленинградском фронте, утверждала, что инструмент «немцы бросили». Настройщик говорил, что пианино 30-х годов XX века.
Я, наконец-то решил узнать поподробнее, что за фортепиано уже 30 лет стоит у меня в комнате, и теперь хочу поделиться с вами занимательной статьей — о части нашей истории.
Мастерская (позже фабрика) Мюльбаха была открыта в 1856 году в Петербурге в доме № 3 по Офицерской улице (ныне улица Декабристов). Франц- Адольф (Федор Михайлович) Мюльбах приехал в Петербург из Ревеля, некоторое время работал мастером у К. Вирта и Я. Беккера, а когда скопил достаточно средств, решил начать собственное дело. Поначалу мастерская Мюльбаха выпускала только рояли. Материалы выписывались из-за границы, а изготовление механизмов, сборка, регулировка и настройка инструментов производились на месте. По конструкции продукция Мюльбаха во многом была схожа с инструментами его учителя — Я. Беккера. В первое время в мастерской работало помимо хозяина только трое рабочих, но постепенно производство начало расширяться.
До начала 70-х годов имя Мюльбаха как фортепианного мастера в столице было мало известно. Внимание широких музыкальных кругов его инструменты привлекли лишь в связи с Всероссийской мануфактурной выставкой 1870 года, которая состоялась в Петербурге, где экспонировался рояль мюльбаховского производства.
Журнал «Музыкальный свет» писал о продукции Мюльбаха: «Конструкция английская ручается за прочность и содействует тому, чтобы строй держался долго; звук светлый, металлический (главное условие для концертного рояля), совершенная ровность на протяжении семиоктавной клавиатуры; басы имеют тембр органа, верхние же ноты дисканта звучат металлически без той деревянности, какую мы встречаем в инструментах других мастеров; туше удобное и приятное; поднимание и опускание педалей не сопровождается неприятным звуком, что важно в настоящее время, когда педали служат средством для передачи разнообразных эффектов фортепианной игры. Пианино он делает только по заказу, так как, по его мнению (что и справедливо), инструменты этого рода не могут соответствовать всем требованиям. Цены относительно недорогие, если взять в соображение прочность и красоту звука».
Фабрика Мюльбаха производила к этому времени до 50 инструментов в год в достаточно широком ассортименте. Концертные, салонные и кабинетные рояли и пианино были сравнительно недороги. Корпуса инструментов делали из орехового или палисандрового дерева; механизм был английской конструкции, объем клавиатуры —7 октав. Продажа изделий происходила непосредственно в здании фабрики.
В 1878 году совладельцем и управляющим фабрикой стал сын Ф. М. Мюльбаха Федор Федорович, изучивший фортепианное производство в Лейпциге. Используя накопленный в Германии опыт, он ввел в конструкцию инструментов ряд ценных усовершенствований. Ему принадлежит заслуга создания рояля типа «Миньон». Благодаря своей компактности и приятному звучанию этот малый рояль пользовался огромным спросом.
В начале 80-х годов отец и сын Мюльбах купили земельный участок между 5-й и 6-й ротами Измайловского полка (ныне Красноармейские улицы). На участке был выстроен трехэтажный фабричный корпус и капитально перестроено каменное четырехэтажное здание. В новом помещении впервые был установлен паровой двигатель мощностью 10 лошадиных сил.
После переезда в новое помещение производительность фабрики стала быстро расти. Высокие акустические качества, стабильность и прочность мюльбаховских инструментов способствовали увеличению числа заказов. Особенно значителен этот рост стал с середины 90-х годов. К концу века годовой оборот фабрики составил 200 тысяч рублей. Росла и численность рабочих—к 1898 году на предприятии работало 150 человек.
В последней четверти века инструменты Мюльбаха неоднократно удостаивались высших наград на международных выставках: фирма получила 16 медалей, среди которых было 10 золотых. В 1893 году в Чикаго инструменту Мюльбаха был присужден Гран-при, в 1896-м в Нижнем Новгороде — Государственный герб. Высокую оценку мюльбаховским роялям дали русская пианистка А. Н. Есипова и польские музыканты И. Падеревский и И. Гофман.
В 1902 году фабрика «Ф. Мюльбах» перешла в собственность А. Ф. Натинг, управлять предприятием стал А. И. Натинг, знаток фортепианного производства. В 1905 году было построено большое пятиэтажное здание на месте старых строений со стороны 5-й роты, а в 1912 —здание со стороны 6-й роты. Годовая производительность фабрики в эти годы равнялась 270 тысячам рублей. Фирма имела склады готовой продукции во всех губернских городах Российской империи.
Весной 1914 года фабрика выпустила новую усовершенствованную модель кабинетного рояля типа «Стейнвей», с гнутыми, цельными боками корпуса, дискантным колокольчиком и механизмом двойной репетиции. У нового рояля был великолепный певучий тон, по характеру напоминающий звучание малых роялей Стейнвея и Бехштейна. К сожалению, таких роялей, выдающихся по качеству, удалось выпустить лишь четыре.
Во время войны производство на фабрике было сведено до минимума. К концу декабря 1916 года здесь насчитывалось всего 12 рабочих. Закрылось предприятие 22 декабря 1917 года.
Вот и все, что мне удалось узнать. Заводского номера пианино я не нашел, информация, что производство — Германия — не подтвердилась, хотя сейчас можно увидеть предложения о покупке «немецкого» Muchlbach.
На деке же инструмента русским языком написан адрес фирмы и изображены медали за качество продукции.
Источник
Фортепиано Российской Империи
Краткий исторический очерк о великих фабриках по производству фортепиано в Российской Империи.
К сожалению, ни фортепиано, ни его предшественники – органы, клавикорды, клавесины и прочие клавишные инструменты, – не были изобретением русских мастеров и прямым выражением русской культуры.
В силу ряда исторических причин, лишь в XVIII веке, после известных реформ Петра I, Россия стала приобщаться плодам европейской цивилизации. Не исключением стали и западноевропейские музыкальные инструменты, начавшие активно ввозиться в нашу страну.
В конце XVIII века для продажи своих инструментов в Петербург начинают приезжать многочисленные иностранные мастера, открываются предприятия и мастерские, как по продаже ввозимых инструментов, так и по их производству и ремонту.
Игра на клавишных инструментах приобретает все большую популярность, становясь неотъемлемой частью музыкальной жизни столиц.
Спрос на фортепиано растет и к началу XIX века он предопределил появление в России первых фортепианных фабрик по их производству.
Diederichs Frères
В 1810 году русским фортепианным мастером немецкого происхождения Фридрихом (Федором Федоровичем) Дидерихсом в Петербурге основывается первая в стране фабрика по производству роялей и пианино.
Первоначально рояли фирмы Дидерихс не отличались самостоятельностью и были, по сути, копиями модных на то время так называемых венских фортепиано. Причем копировался не только тип механики (венский), но и все конструктивные (вплоть до особенностей наружной отделки) особенности инструментов данного типа (ради нюансов можете почитать материал о том, как делают фортепиано).
По мере расширения производства фабрика наладила производство инструментов собственных моделей. Со временем руководство фабрикой взяли на себя сыновья основателя Роберт Федорович и Андрей Федорович Дидерихс. С 1878 года фабрика получает новое название «Братья Р. и А. Дидерихс» и соответствующий фирменный знак «Diederichs Frères».
Оба брата были знатоками фортепианного производства, и каждый из них внес свой вклад в улучшение качества инструментов. Для этой цели также были приглашены иностранные опытные квалифицированные мастера, совместными усилиями продолжалось постоянное усовершенствование фабричных роялей и пианино.
Отличительной особенностью роялей и пианино фирмы «Братья Р. и А. Дидерихс» была тщательная внешняя отделка, прочность и выносливость в эксплуатации, отличные звуковые характеристики: сила, полнота и гибкость тона. При этом стоимость инструментов была относительно невысокой.
Фирма неоднократно получала награды как на отечественных, так и зарубежных выставках: в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде фирме была присуждена высшая награда – Государственный герб, а в 1900 году на Всемирной промышленной выставке в Париже удостоена Гран-при.
При фирме существовало Концертное бюро. По случаю столетнего юбилея фирмы, в 1911 году был организован Всероссийский конкурс пианистов, ставший значительным событием в музыкальной жизни страны.
Фирма братьев Дидерихс успешно развивалась вплоть до первой мировой войны. С началом войны производство на фабрике было сильно сокращено, а весной 1918 года она была закрыта. На этом история марки «Diederichs Frères» была закончена.
C.M.Schröder
В 1818 году фортепианным мастером немецкого происхождения Иоганном Фридрихом Шредером в Петербурге была основана фортепианная фабрика, ставшая вторым по времени возникновения крупным российским фортепианным предприятием.
Поначалу это была небольшая мастерская, изготовлявшая наиболее востребованный на рынке вид фортепиано: т.н. прямоугольное фортепиано (инструмент, впоследствии вытесненный пианино).
Инструменты Шредера отличались хорошим качеством и надежностью, что быстро принесло им популярность, и как следствие дало мастеру возможность скорыми темпами расширять свое дело.
В 1852 году, после смерти И. Ф. Шредера, руководство фабрикой перешло к его сыну — Карлу. Именно с его именем будет связан новый качественный этап в развитии фирмы, позволивший ей занять лидирующие позиции на отечественном рынке и получить мировую известность.
К. И. Шредер был прекрасным знатоком фортепианного производства, внимательно следившим за всеми техническими нововведениями, применяемыми за границей. Все лучшие конструкторские находки он с успехом применял на своей фабрике. Так, к примеру, в 1862 году он первым в России начал применять литые чугунные рамы, впервые вводит американскую конструкцию (цельногнутый блок: футор и наружная стенка), перекрестную систему струн в роялях и многое другое. Из-за границы им были приглашены лучшие мастера и специалисты.
Происходит значительное расширение и модернизация производства. Уже в начале 70-х годов фабрика начинает занимать лидирующие позиции по количеству выпускаемой продукции. Инструменты фирмы начинают приобретать признание и известность не только в России, но и за ее пределами.
Участие в российских и международных выставках раз за разом начинают приносить фирме высшие награды и ордена. Так выставка, прошедшая в Петербурге в 1870 году, принесла фабрике высшую награду – Государственный герб, а спустя три года на Всемирной промышленной выставке в Вене фабрика Шредера была награждена Большой золотой медалью. Эта победа была значима еще и тем, что впервые Шредеру удалось превзойти своего главного российского конкурента прославленную фирму «Я. Беккер», также принимавшую участие в упомянутой выставке.
В последующие годы ордена и награды, а вместе с ними признание и популярность продолжали сопровождать фирму. Здесь среди прочего стоит отметить, что в 1880 году Шредер, к тому времени уже кавалер ордена Почетного легиона, удостаивается звания «Поставщик двора его императорского величества».
Рояли под маркой «C.M.Schröder» отличались полным, равномерным, певучим тоном, приятным и легким туше, прочностью, а также тщательностью и солидностью всей работы в целом.
Инструменты фирмы высоко ценили крупнейшие музыканты и композиторы: Антон и Николай Рубинштейны, Ференц Лист, Юзеф Гофман, Эжен д’Альбер, и многие другие.
С 1889 года руководство фабрикой берут на себя сыновья основателя Карл и Иоганн, получившие к тому времени специальное техническое образование за границей. С последующим уходом из фирмы старшего брата Карла Карловича (в 1903 году он приобретает фабрику роялей «Я. Беккер»), руководство фирмой переходит к Иоганну Карловичу, менее сведущему в фортепианном производстве, в результате чего после выпуска нескольких слабых моделей репутация фирмы была подорвана, хотя качество инструментов по-прежнему оставалось высоким, выше среднего уровня продукции других сопоставимых фирм.
С началом войны производство на фабрике было сильно сокращено, и переориентировано на выполнение военных заказов военно-промышленного комитета.
В 1918 году фабрика была национализирована. На этом марка «C.M.Schröder» прекратила свое существование.
J.Becker
В 1841 году, русский фортепианный мастер немецкого происхождения Якоб (Яков Давыдович) Беккер, основывает в Петербурге большую фортепианную фабрику, с годами снискавшую славу одной из лучших фабрик российской империи и заслуженно получившую широкую известность и за ее пределами.
Первоначально деятельность мастерской была сконцентрирована на изготовлении роялей (преимущественно небольших размеров, как наиболее востребованных в то время). Поскольку Якоб Беккер был настоящим знатоком фортепианного производства, солидно организованное им дело очень скоро дало свои плоды: изготовленные им инструменты стали приобретать известность и широкое признание.
Якобу Беккеру принадлежит ряд патентов на изобретения, направленные на улучшение игровых и акустических характеристик инструмента: специальное устройство (в виде деревяшек с винтиками) регулирующее люфт клавиш (1844 г.); обращенная вниз колковая доска (рояль с т.н. «нижним строем») (1848 г.); улучшение системы английской механики (1851 г.); в своих инструментах он использовал деревянный каподастр, а также применял некоторые другие изобретения.
Также мастер внимательно следил за всеми техническими нововведениями, применяемыми за границей. Так он первым в России стал использовать в своих роялях механизм двойной репетиции Эрара, в частности сделавший возможным более быстрое повторение звука.
В 1861 году фабрика переходит в руководство брата основателя Францу Беккеру. В последующие затем 10 лет, несмотря на сохранение лучших традиций фирмы, был заметен некоторый спад качества роялей, не происходило дальнейшей модернизации и усовершенствования производства, чем воспользовались другие столичные фирмы, ставшие за это время серьезными конкурентами, способными пошатнуть некогда единоличное главенство прославленной фирмы.
Новый важный этап в истории фирмы наступает в 1871 году, когда фирма «J.Becker» с сохранением ее прежнего названия, переходит в руки М. А. Битепажу и П. Л. Петерсону, взявшихся за серьезное расширение и модернизацию производства. Их усилиями фабрика стала располагать первоклассным устройством для производства: чугунолитейный и меднолитейный цеха, механические и слесарные мастерские, применялось новейшее оборудование и лучшие способы обработки дерева и металла того времени.
До конца своего существования фабрика оставалась единственной в России, располагающей всеми необходимыми средствами для самостоятельного производства всего перечня деталей и частей используемых в изготовлении фортепиано.
Отличительной особенностью инструментов фирмы «J.Becker» было высокое качество звука (сочный глубокий тон), отчетливость механики, тщательность сборки и пригонки всех внутренних частей и деталей, безукоризненность во внешней отделке и полировке, а также исключительная прочность и долговечность.
Рояли фирмы пользовались признанием у таких всемирно известных пианистов-виртуозов как Ференц Лист, Камиль Сен-Санс, Клара Шуман, Ганс фон Бюлов, Милий Балакирев, Сергей Танеев, Антон и Николай Рубинштейны и многих других.
Фирма Беккер была удостоена многочисленными наградами, медалями и дипломами, как на всероссийских, так и на международных выставках.
В 1903 году фабрику покупает Карл Карлович Шредер, один из совладельцев другой прославленной российской фирмы. Вплоть до начала первой мировой войны Карл Шредер удачно вел дело, сохраняя лучшие традиции основателя фирмы, продолжая при этом ее развивать и расширять. В это время фабрика стала занимать в стране лидирующее положение по количеству выпускаемой продукции, неоднократно получая высшие награды на различных выставках, сохраняя престиж одной из лучших фортепианных фабрик страны.
С началом войны производство на фабрике было сильно сокращено, а в 1918 году она была национализирована и переименована во 2-ю фортепианную фабрику, на этом марка «J.Becker» прекратила свое существование. Позже на ее базе была создана ленинградская фабрика «Красный Октябрь».
F.Muhlbach
Еще одной фортепианной фабрикой Санкт-Пеитербурга, начавшей свой путь в 1856 году и с годами заслуженно снискавшей широкую известность в стране, была фирма, основателем которой стал фортепианный мастер немецкого происхождения Франц-Адольф (Федор Михайлович) Мюльбах (F.Muhlbach), до момента открытия своего дела работавший на лучших столичных фирмах того времени «Wirth» и «J.Becker».
Первое время деятельность мастерской была направлена исключительно на изготовление роялей. Располагая всего тремя рабочими, в своем производстве Мюльбах частично использовал уже готовые необходимые детали и полуфабрикаты, привезенные из-за границы.
К тому времени его инструменты не имели еще своего лица, во многом копировали черты продукции фирмы Якова Беккера. Вплоть до 70-х годов инструменты фирмы все еще были малоизвестны, годовой объем производства был небольшим, хотя ассортимент продукции был уже весьма широким.
В 1878 году управление фабрикой переходит к сыну основателя фирмы Федору Федоровичу Мюльбаху. Изучение фортепианного производства в Германии, позволило ему значительно улучшить и расширить производство. Помимо того, что был произведен целый ряд конструктивных нововведений, способствующих улучшению и усовершенствованию прежних моделей инструментов, ему удалось создать очень удачный малогабаритный рояль типа «Миньон» (от французского «mignon» – крошечный), который помимо своей компактности имел хорошие акустические характеристики, благодаря чему стал пользоваться огромной популярностью.
Благодаря высоким звуковым качествам, необычайной прочности и износостойкости, инструменты под маркой «F.Muhlbach» получают всероссийское признание. В 80-90-е годы вместе с увеличение роста производства, происходит существенное увеличение спроса на продукцию фирмы. В это время фирма неоднократно получает высшие награды на международных и всероссийских выставках.
Роялям фирмы давали высокую оценку такие известные пианисты-виртуозы как Игнацы Падеревский, Юзеф Гофман, Анна Николаевна Есипова и другие.
В 1902 году фабрика переходит в собственность Ф. Натингу. Будучи знатоком фортепианного производства, он удачно продолжает развитие фирмы. Перед самой войной фирме удается создать необычайного качества кабинетный рояль, по своим звуковым качествам не уступающий аналогам таких прославленных фирм как Стейнвей и Бехштейн.
С началом войны производство на фабрике было сильно сокращено, а в 1917 году фирма «F.Muhlbach» прекращает свое существование.
21 фабрика и мастерская
Вышеперечисленные фабрики оказались наиболее значимыми и успешными в стране. Как правило, начиная свое развитие со скромных мастерских, носивших зачастую характер кустарного производства, им удалось стать крупными предприятиями на отечественном рынке фортепианных производителей, заявивших о себе как в России, так и за ее пределами.
Но кроме них были и другие менее значимые фабрики (в общей сложности Петербург насчитывал 21 фабрику и мастерскую), а также мастерские, которые часто выпускали первоклассную продукцию, но по тем или иным причинам не развившиеся до крупных фабрик или не имеющих продолжительной истории существования.
К таким мастерским можно отнести такие прославленные в свое время фирмы как:
– «Wirth», основатель, которой был немецкий фортепианный мастер Карл Вирт, работавший в России с 1827г. по 1854г, его инструменты, признанные лучшими на тот момент, особенно нравились А.С. Даргомыжскому и К. Шуман;
– «Lichtenthal», основанная бельгийским мастером Гейнрихом Лихтентайлем, фабрика просуществовала всего 14 лет с 1840 по 1854 года, оказав при этом огромное влияние на столичное фортепианное строительство, его рояль нравился Ференцу Листу.
Фортепиано Российской Империи – славная страница отечественной фортепианной истории.
А это видео о той самой дореволюционной Российской Империи, в которой цвело фортепианное производство. Москва, кинохроника 1908 года:
Источник