- Аккорды в тональности. Таблица аккордов
- Виды аккордов
- Построение аккордов в тональности
- Таблицы тональностей аккордов
- Аккорды в мажорных тональностях
- Аккорды в минорных тональностях
- Состав аккордов в тональности
- Мажорный паттерн
- Минорный паттерн
- Как использовать сложные аккорды
- Заключение
- Аккорд F (Фа-мажор) на гитаре
- Строение аккорда F (Фа-мажор) на гитаре
- Пояснения к аппликатурам
- Аппликатуры аккорда F (Фа-мажор) в пяти позициях на гитаре
- Аккорд F (Фа мажор) без баре
Аккорды в тональности. Таблица аккордов
Если вы пытаетесь самостоятельно подобрать аккорды к чужой или своей сочиненной песне, то часто возникает вопрос, какие вообще аккорды нужны. Если в случае чужих песен еще все более-менее понятно, можно ориентироваться на оригинал, то как быть с песнями собственного сочинения? Ведь тут нужно писать аккомпанемент с нуля и ориентироваться только на мелодию в голове и ее тональность. В этой статье как раз и рассмотрим как построить аккорды в тональности.
Виды аккордов
Что такое аккорды и как они образуются, вы можете почитать на нашем сайте в соответствующей статье здесь. Если вы уже с ней знакомы, то знаете, что аккорд это сочетание трех и более звуков, которые расположены по определенным интервалам. В зависимости от них аккорды делятся на:
- Мажорные. Имеют в своем составе большую терцию от тоники, что и дает то самое «веселое» звучание
- Минорные. Благодаря малой терции от тоники минорные аккорды звучат «грустно»
- Уменьшенные. Интервал между третьей и пятой ступенью аккорда является малой терций, что дает менее устойчивое звучание. Уменьшенные аккорды также являются минорными, потому что третья ступень является малой терцией.
- С задержкой. Это нейтральные аккорды благодаря тому, что в них третья ступень повышается и не является терцией.
- Составные. В состав этих аккордов попадают другие ступени. Самый яркий пример это септаккорды, в которых добавляется седьмая ступень — септима.
Построение аккордов в тональности
Музыка хоть и не является точной наукой, как например, математика, но все равно имеет некоторые основополагающие законы. Правда их часто можно нарушать, но сейчас не об этом. Благодаря этим законам, мы можем облегчить себе слух (и жизнь) и почти без проблем подбирать аккорды под любую мелодию. Главное только знать ее тональность и паттерны построения.
Аккорды, которые входят в тональность, неразрывно связаны с ее ступенями. То есть, если вы играете в тональности до-мажор (C), то в аккордах должны быть только те ноты, которые входят в эту тональность. Для до-мажора это до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Соответственно, каждый аккорд должен иметь в себе ноты только из этого набора.
Как вы знаете, аккорды строятся по терциям. Это значит, что расстояние между соседними ступенями равно терции большой или малой в зависимости от типа аккорда. Таким образом, у нас получатся и мажорные и минорные аккорды в рамках одной тональности. Давайте разберем подробнее, какие аккорды входят в тональность до-мажор от каждой ее ступени.
C-D-E-F-G-A-B
- C: C-E-F — аккорд до-мажор (б3+м3) C
- D: D-F-G — аккорд ре-минор (м3+б3) Dm
- E: E-G-B — аккорд ми-минор (м3+б3) Em
- F: F-A-C — аккорд фа-мажор (б3+м3) F
- G: G-B-D — аккорд соль-мажор (б3+м3) G
- A: A-C-E — аккорд ля-минор (м3+б3) Am
- B: B-D-F — аккорд си уменьшенный Bdim
По такому же принципу строятся аккорды и в других тональностях. Все они работают по одним и тем же законам построения или паттернам. В таблице ниже для вашего удобства приведены аккорды во всех тональностях.
Таблицы тональностей аккордов
Аккорды в мажорных тональностях
Аккорд | I | II | III | IV | V | VI | VII |
C | C | Dm | Em | F | G | Am | Bdim |
C# | C# | D#m | Fm | F# | G# | A#m | Cdim |
D | D | Em | F#m | G | A | Bm | C#dim |
D# | D# | Fm | Gm | G# | A# | Cm | Ddim |
E | E | F#m | G#m | A | B | C#m | D#dim |
F | F | Gm | Am | A# | C | Dm | Edim |
F# | F# | G#m | A#m | B | C# | D#m | Fdim |
G | G | Am | Bm | C | D | Em | F#dim |
G# | G# | A#m | Cm | C# | D# | Fm | Gdim |
A | A | Bm | C#m | D | E | F#m | G#dim |
A# | A# | Cm | Dm | D# | F | Gm | Adim |
B | B | C#m | D#m | E | F# | G#m | A#dim |
Аккорды в минорных тональностях
Аккорд | I | II | III | IV | V | VI | VII |
Cm | Cm | Ddim | D# | Fm | Gm | G# | A# |
C#m | C#m | D#dim | E | F#m | G#m | A | B |
Dm | Dm | Edim | F | Gm | Am | A# | C |
D#m | D#m | Fdim | F# | G#m | A#m | B | C# |
Em | Em | F#dim | G | Am | Bm | C | D |
Fm | Fm | Gdim | G# | A#m | Cm | C# | D# |
F#m | F#m | G#dim | A | Bm | C#m | D | E |
Gm | Gm | Adim | A# | Cm | Dm | D# | F |
G#m | G#m | A#dim | B | C#m | D#m | E | F# |
Am | Am | Bdim | C | Dm | Em | F | G |
A#m | A#m | Cdim | C# | D#m | Fm | F# | G# |
Bm | Bm | C#dim | D | Em | F#m | G | A |
Состав аккордов в тональности
Если внимательно посмотреть на таблицы, приведенные выше, можно увидеть, что каждая строчка формируется по определенному закону. Одни ступени всегда только мажорные, другие только минорные. Если вы заучите эти паттерны, то сможете составлять аккордовые последовательности сразу из головы, не прибегая к помощи таких шпаргалок. Рассмотрим паттерны подробнее.
Мажорный паттерн
- I — Мажор
- II — Минор
- III — Минор
- IV — Мажор
- V — Мажор
- VI — Минор
- VII — Уменьшенный
Минорный паттерн
- I — Минор
- II — Уменьшенный
- III — Мажор
- IV — Минор
- V — Минор
- VI — Мажор
- VII — Мажор
Как использовать сложные аккорды
Помните, что аккордовая последовательность может состоять не только из классических мажорных и минорных трезвучий. Вы также можете использовать более сложные аккорды, такие как септаккорды, нонаккорды и прочие. Главное, чтобы дополнительные ступени входили в тональность.
Например, в тональности до-мажор вместо аккорда третьей ступени Em можно использовать септаккорд Em7. Он состоит из нот E, G, B, D, которые входят в состав тональности C (до-мажор). По такому же принципу можно использовать и другие аккорды. Это разнообразит звучание и внесет дополнительные настроения в вашу музыку.
Заключение
Если вы хотите уметь быстро и без ошибок подбирать аккорды к своим или чужим песням, рекомендуется знать по какому принципу находятся аккорды в тональности. Вам хотя бы нужно просто запомнить паттерны построения, и даже вышеприведенные таблицы не понадобятся. Но на первых порах, конечно же, лучше ими пользоваться.
Источник
Аккорд F (Фа-мажор) на гитаре
Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 16.04.2015 · Обновлено 19.04.2015
Сегодня вы узнаете, как брать аккорд F (Фа-мажор) в пяти позициях на гитаре. Каждая позиция отличается друг от друга лишь в удобстве расположения нот, а так же звучанием самого аккорда. Почти все они играются с использованием баре, но ниже я приведу аппликатуры, где аккорд F берётся без баре.
Если вы хотите знать и уметь играть все мажорные и минорные аккорды, а так же играть арпеджио этих аккордов на гитаре, то советую познакомиться с системой CAGED.
Строение аккорда F (Фа-мажор) на гитаре
Если посмотреть с точки зрения теории музыки, то Аккорд F (Фа-мажор) состоит из мажорного трезвучия Фа, Соль, До.
- Тоника — F (Фа).
- Большая терция — A (Ля).
- Чистая квинта — C (До).
Прима, большая терция и чистая квинта — это так называемые музыкальные интервалы. Подробнее я о них я рассказывал в статье см. интервалы на гитаре.
Пояснения к аппликатурам
Cтруны от 1 по 6 расположены слева на право (от самой тонкой, до самой толстой). Римские цифры (I, IV и так далее), обозначают номера ладов на гитаре. Арабские цифры (1, 2 и так далее) в кружках, обозначают каким пальцами нужно прижимать струны. Подробнее см. обозначение пальцев, ладов и струн на гитаре.
- Указательный палец.
- Средний палец.
- Безымянный палец.
- Мизинец.
Аппликатуры аккорда F (Фа-мажор) в пяти позициях на гитаре
Каждая аппликатура отличается своим удобством и звучанием. Какая подходит именно для вас — решать вам 🙂
Аппликатура аккорда F (Фа-мажор) в первой позиции:
- Аппликатура аккорда F (Фа-мажор) во второй позиции:Зажимаем все струны указательным пальцем на 1-м ладу (приёмом барре).
- Зажимаем 5-ю струну безымянным пальцем на 3-м ладу.
- Зажимаем 4-ю струну мизинцем на 3-ладу .
- Зажимаем 3-ю струну средним пальцем на 2-м ладу
- Зажимаем 1, 2, 3, 4 и 5 струны указательным пальцем на 3-м ладу (приёмом барре).
- Зажимаем 1, 2 и 3 струны безымянным пальцем на 5-м ладу.
- Зажимаем 2-ю струну мизинцем на 6-м ладу .
Аппликатура аккорда F (Фа-мажор) в третей позиции:
- Зажимаем 3, 2 и 1 струны указательным пальцем на пятом ладу (приёмом барре).
- Зажимаем 2-ю струну средним пальцем на 6-м ладу.
- Зажимаем 4-ю струну безымянным пальцем на 7-м ладу.
- Зажимаем 5-ю струну мизинцем на 8-м ладу.
Аппликатура аккорда F (Фа-мажор) в четвёртой позиции:
- Зажимаем 5, 4, 3, 2 и 1 струны указательным пальцем на 8-м ладу приёмом барре.
- Зажимаем 4-ю струну средним пальцем на 10-м ладу.
- Зажимаем 3-ю струну безымянным пальцем на 10-м ладу.
- Зажимаем 2-ю струну мизинцем на 10-м ладу.
Аппликатура аккорда F (Фа-мажор) в пятой позиции:
- Зажимаем 4, 3 и 2 струны указательным пальцем на 8-м ладу.
- Зажимаем 5-ю струну средним пальцем на 12- ладу.
- Зажимаем 6-ю струну безымянным пальцем на 13-м ладу.
- Зажимаем 1-ю струну мизинцем на 13-м ладу.
Аккорд F (Фа мажор) без баре
Если вы только начали играть на гитаре и пока не можете брать баре, то эти варианты аккорда F без баре именно для вас. Я записал их в табулятуре (по техническим причинам). Если вы не знаете как её читать, то см.как читать табулатуру. Так же я подробно расписал, какие струны и на каком ладу нужно зажимать.
В первой позиции:
- Зажимаем 1-й лад указательным пальцем на 6-й струне и этим же пальцем глушим 1 и 2 струны.
- Зажимаем 3-й лад безымянным пальцем на 5-й струне.
- Зажимаем 3-й лад мизинцем на 4-й струне.
- Зажимаем 2-й лад средним пальцем на 3-й струне.
Во второй позиции:
- Зажимаем 3-й лад указательным пальцем на 4-й струне.
- Зажимаем 5-й лад средним пальцем на 3-й струне.
- Зажимаем 6-й лад мизинцем на 2-й струне.
- Зажимаем 5-й лад безымянным пальцем на 1-й струне.
В четвёртой позиции:
- Зажимаете 5-ю струну указательным пальцем на 8-м ладу и им же глушите 1 и 6 струны.
- Зажимаем 4-ю струну средним пальцем на 10-м ладу.
- Зажимаем 3-ю струну безымянным пальцем на 10-м ладу.
- Зажимаем 2-ю струну мизинцем на 10-м ладу.
Источник