Фортепиано
Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:
- Исполнение программы.
- Сольфеджио и гармония (письменно и устно).
- Собеседование и чтение с листа.
Исполнение программы
Поступающий должен исполнить:
- Полифоническое произведение (прелюдия и фуга И. С. Баха из «Хорошо темперированного клавира» или прелюдия и фуга Д. Д. Шостаковича).
- Классическую сонату (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен), I или II и III части — или классические вариации.
- Два виртуозных этюда (один — на пальцевую технику, другой — на иной вид техники).
- Развернутое произведение, включающее элементы виртуозности (исполнение концерта нежелательно).
Собеседование и чтение с листа
Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Также могут проверяться понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
На экзамене проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
Примерная трудность предлагаемых произведений:
- Г.Ф.Гендель. Соната
16 маленьких пьес (№3 Прелюдия, №7 Жига, №9 Гавот, №15 Алеманда) - М.Клементи. Сонатины
- Ф.Мендельсон. Песни без слов
- Э.Григ. Лирические пьесы
- Б.Барток. Сюита ор.14, Багатели №№ 2,10, 14
Скерцо, Адажио - А.Бородин. Маленькая сюита (№5 Грёзы)
- А.Рубинштейн. Романс ор. 44 №1
- Д.Кабалевский. 24 прелюдии, Скерцо ор.27 №14
- С.Слонимский. Элегия памяти Сибелиуса
Северная песня
Сольфеджио и гармония (письменно и устно)
Сольфеджио
- Записать двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом, с хроматизмами и модуляционным развитием. Диктант исполняется 8 раз.
- Определить на слух:
а) тональность по данному тону «ля», по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, «цепочкой»);
в) гармонические интервалы (простые и составные);
г) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
д) аккорды по структуре (звучанию): малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие;
е) аккорды в тональности (по разрешению): малый мажорный септ– и секундаккорды, уменьшенный септаккорд с обращениями, увеличенный терцквартаккорд;
ж) «именные» аккорды: шопеновская и прокофьевская доминанты, рахманиновский аккорд, шубертова VI;
з) гармоническую последовательность в форме периода, включающую различные виды модуляций и альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп; назвать тональный план, аккорды, повторить на фортепиано;
и) гармонию во фрагменте музыкального произведения; назвать тональный план, аккорды повторить на фортепиано. - Спеть:
а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 25–70;
г) для поступающих на фортепианный факультет: спеть с листа фрагмент вокального сочинения под собственный аккомпанемент. Примерная трудность: Ф. Шуберт. Литания; А. Даргомыжский. «Чаруй меня!».
- Письменно гармонизовать мелодию без неаккордовых звуков (12–16 тактов), включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения – 2 часа (120 минут).
- Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
— функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-митактовых построений);
— секвенции тональные и модулирующие;
— разрешать аккорды (в основном виде и в виде обращений) с учетом их энгармонического равенства: уменьшенный септаккорд, малый мажорный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие. - Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Л. Ван Бетховен. Соната для ф-но № 8, ч. II; П. Чайковский. «Времена года»; Ф. Шопен. Ноктюрны. Мазурки; А. Скрябин. Прелюдии ор. 11.
- Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.
Источник
Межфакультетская кафедра фортепиано
И. о. зав. кафедрой, фортепиано:
Карпинская Евгения Сергеевна
В истории Московской консерватории межфакультетский курс фортепиано (и соответствующая кафедра) занимает особое положение, так как охватывает всех студентов, исключая лишь учащихся фортепианного факультета. Уже с первого года основания консерватории (1866) данная исполнительская дисциплина в качестве обязательной была включена в учебные программы. Её начали преподавать известные в России музыканты, представители различных европейских школ (австрийской, немецкой, французской и др.): «энциклопедист» музыки Н. Д. Кашкин; первый исполнитель сочинений Р. Шумана в Москве, композитор Э. Л. Лангер; пианист, органист, композитор Ф. К. Гедике; пианист, музыковед, музыкально-общественный деятель К. Э. Вебер и другие.Основы пианистического исполнительства и педагогический опыт передавались непосредственно от учителя к ученику, что обусловливало непрерывную преемственность традиций, восходящих к искусству ярчайших представителей мировой музыкальной культуры — Л. ван Бетховену, К. Черни, Ф. Листу, Дж. Фильду и др.
Первая программа по обязательному фортепиано была подготовлена Н. Г. Рубинштейном и Н. Д. Кашкиным и 25 марта 1867 утверждена Советом профессоров консерватории. Более полувека в содержательном, структурном и кадровом плане учебная дисциплина была связана со «специальным фортепиано». Значение этих двух, центральных для Московской консерватории, предметов велико: они содействовали наступлению в России эры профессионального фортепианного образования европейского уровня, заложили уникальные традиции консерваторского обучения и воспитания исполнителей различных специальностей.
Судьба фортепианного курса складывалась непросто, о чём косвенно говорят постоянные его переименования. Так на протяжении первых 80-ти лет жизни консерватории он назывался — «класс обязательного фортепиано», «фортепиано для всех», «дополнительное фортепиано», «специализированное фортепиано», «повышенное фортепиано» и др. Также постоянно велись поиски «места» курса в структурной иерархии консерватории, приведшие в 1930-е годы к получению статуса автономного межфакультетского подразделения — «кафедра общего фортепиано». С 2002 года и по настоящее время за кафедрой закрепляется новое наименование — межфакультетская кафедра фортепиано.
Первым заведующим кафедры стал ученик профессора К. Н. Игумнова — профессор Николай Николаевич Кувшинников (1888–1970). На протяжении почти всей второй половины ХХ века кафедрой руководил Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Михаил Георгиевич Соколов (1908–2000) — «выдающийся пианист и музыкальный деятель» (С. Е. Фейнберг). Под его руководством складывался педагогический коллектив, уникальный по своему творческому потенциалу. Вместе с преподававшими тогда талантливыми музыкантами старшего поколения (Н. Г. Баратова, В. И. Брюханов, А. В. Вицинский, Н. Н. Мусинян, И. С. Козолупова, И. Р. Клячко, Н. Н. Кувшинников, Л. П. Просыпалова и др.), в 1950-е годы начали свою педагогическую работу Н. Ф. Корси, Ю. А. Туркина, А. В. Самонов, Б. Г. Смоляков и др. В 1960-70-е годы коллектив кафедры пополнился новыми педагогами: Р. А. Хананина, Е. С. Карпинская, А. С. Розанов, Н. Д. Юрыгина, Е. В. Гладилина, А. А. Мамедова, Ю. А. Муравлёв, Е. М. Соколова, Е. В. Натансон, В. А. Коробов, И. В. Куликова, Н. Д. Виноградова и др. В 1980-90-е годы в состав кафедры вошли Д. Н. Сахаров, В. Л. Гинзбург, М. С. Евсеева, С. Т. Светланова, А. А. Вершинин, Т. И. Евсеева и др.
В 1995–2013 годах кафедру возглавлял Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Анатолий Васильевич Самонов — известный педагог, пианист, композитор, музыкально-общественный деятель. С 2013 года кафедрой руководит Заслуженная артистка РФ, профессор Евгения Сергеевна Карпинская.
Педагогический коллектив межфакультетской кафедры фортепиано сохраняет чрезвычайно высокий ценз профессиональных достижений во многих областях музыкального искусства (педагогической, концертно-исполнительской, научно-методической, музыкально-просветительской и др.). Большинство педагогов отмечены званиями Лауреатов престижных международных и отечественных конкурсов, звание Заслуженного деятеля искусств РФ присвоено одному профессору, звание Народного артиста РФ — двум, Заслуженного артиста РФ — десяти, Заслуженного работника культуры РФ — трём; четырём педагогам присвоена учёная степень кандидата искусствоведения и одному — учёная степень доктора искусствоведения. В настоящее время в штате кафедры 16 профессоров, 11 доцентов, 1 старший преподаватель, 5 преподавателей и 5 преподавателей-почасовиков.
Одна из самых многочисленных кафедр Московского вуза вносит существенный вклад в развитие консерваторских традиций музыкального образования, заложенных в XIX веке. Содержание исполнительской подготовки студентов имеет творчески-универсальный характер — наряду с изучением фортепианных сочинений большое внимание уделяется совершенствованию аккомпаниаторского и ансамблевого мастерства, чтению с листа, транспонированию и многим другим важным профессиональным навыкам музыкантов. Усилению творческой направленности преподавания курса способствует постоянная практика организации студенческих конкурсов импровизаций, открытых концертов, музыкальных встреч и др.
Педагоги кафедры подготовили свыше 50 студентов-Лауреатов международных и отечественных конкурсов.
Педагоги проводят мастер-классы в России и зарубежных странах (Англия, Германия, Франция, Венгрия, США, Корея, Греция и др.), участвуют в работе жюри европейских и российских исполнительских конкурсов (в качестве председателя и члена жюри).
Одной из ярких сторон в жизни коллектива является активная музыкально-просветительская деятельность, в которую вовлечены педагоги, студенты, выпускники консерватории — солисты ведущих оперных театров, концертных организаций и др. Большую известность у московской публики приобрели проходящие в залах консерватории, Центрального дома работников искусств и на других концертных площадках ежегодные тематические циклы концертов: «Из пушкинского времени», «От песни до рапсодии», «Музыка XX века», «Музыкальный салон», «В кругу друзей», «Памятные даты», «Поэтические страницы музыкальной лирики», «Композиторское творчество представителей Московской консерватории» и др. Многие педагоги кафедры выступают с сольными и камерно-инструментальными программами в городах России, странах Европы, Америки, Азии, Африки.
О высоком научно-методическом потенциале кафедры говорят опубликованные монографии, учебные пособия, научные статьи, выступления педагогов с докладами на межвузовских, межрегиональных, международных научных конференциях и совещаниях.
Межфакультетская кафедра фортепиано — признанный в России и за рубежом научно-методический, координационный центр фортепианного образования учащихся разных специальностей в высших и средних учебных заведениях страны. На её базе были подготовлены фактически все всесоюзные и всероссийские учебные программы курса фортепиано для основных музыкальных специальностей, создан обширный учебный и концертно-исполнительский репертуар (включая ансамблевый), опубликованы учебные пособия, фортепианные сборники, хрестоматии и др.
Преподаватели из различных вузов и колледжей России и зарубежных стран проходят на кафедре стажировку, получают консультативно-методическую и научную помощь.
Источник
Факультет по классу фортепиано
СМИ, свидетельство Роскомнадзора от 07.03.2017 за номером ЭЛ № ФС 77 — 68911
Подключите пакет «Плюс» и пользуйтесь всеми сервисами сайта без ограничений и рекламы:
Полное отсутствие рекламы.
Неограниченный доступ к премиальным сервисам сайта.
5 тестов на выбор профессии с расширенными результатами.
Сервисы сравнения вузов по 50 критериям и специльностей по 22 критериям.
Калькулятор ЕГЭ с дополнительными опциями.
Персональный онлайн робот-помощник с искусственным интеллектом Поступика (планируется).
Все новые сервисы, которые мы планируем выпустить, также будут входить в пакет «Плюс» без ограничений.
Источник
Фортепиано — профиль бакалавриата в вузах России
балл на бюджет (от)
средняя цена обучения (год)
Фортепиано в России: проходные баллы, минимальные баллы, экзамены, в каких вузах учат, стоимость обучения, вступительные экзамены
Параметры программы
Где учат
Вариаций данной программы в вузах России — 53.
О программе *
* набор дисциплин может незначительно отличаться в зависимости от вуза. Смотрите подробности на странице программы в нужном вузе
Объекты профессиональной деятельности
- музыкальные произведения;
- музыкальные инструменты;
- слушательская и зрительская аудитории театров, концертных залов,
- потребители продукции звукозаписывающих фирм;
- обучающиеся;
- авторы произведений музыкального искусства;
- творческие коллективы, исполнители;
- музыкальные театры, концертные организации, звукозаписывающие
- студии, средства массовой информации;
- центры и дома народного художественного творчества, другие учреждения культуры.
Дисциплины, изучаемые в рамках профиля:
- Философия
- Иностранный язык
- История
- Основы государственной культурной политики
- Российской Федерации
- Русский язык и культура речи
- История музыки
- Музыка второй половины ХХ – начала ХХI веков
- Сольфеджио
- Гармония
- Музыкальная форма
- Полифония
- История исполнительского искусства
- История искусства
- Основы научных исследований
- Современные информационные технологии
- Специальный инструмент
- Камерный ансамбль
- Музыкальная педагогика и психология
- Методика обучения игре на фортепиано
- Концертмейстерский класс
- Фортепианный ансамбль
- Чтение с листа и транспонирование
- Безопасность жизнедеятельности
- Физическая культура
- Основы экономики
- Социология
- История русской и зарубежной литературы
- Основы права
- Эстетика и теория искусства
- История и конструкция фортепиано
- Современная нотация
- Клавир в ансамблевых сочинениях XVIII века
- Романтический виртуозный этюд
- Изучение оперных клавиров
Источник