Фальшивая нота
Искрометный дуэт Геннадия Хазанова и Алексея Гуськова обречен на аншлаги. На сцене театра имени Е. Вахтангова идет спектакль Римаса Туминаса по пьесе французского драматурга Дидье Карона.
Тонкий психологический спектакль представляет эпизод из жизни знаменитого режиссера Миллера. После очередного концерта, которым маэстро остался крайне недоволен, к нему подходит человек, представившийся давным поклонником его творчества с просьбой дать автограф и сфотографироваться на память. Казалось бы, рядовая для публичной персоны ситуация, но это только ширма для истинной причины появления визитера. На сцене разворачивается почти детективный сюжет с невероятными поворотами и неожиданной развязкой.
В центре композиции — два одержимых музыкой человека, два харизматичных героя, которые на протяжении всего действия меняются ролями и оказывают психологическое давление друг на друга. Кто окажется победителем или побежденным в этом напряженном эмоциональном поединке, до самого финала предугадать невозможно.
Источник
Фальшивая нота пьеса краткое содержание
«Фальшивая нота» — совсем молодая пьеса Дидье Карона, с успехом идущая на сцене Theatre Michel, где драматург играет одну из главных ролей. В России пьеса поставлена впервые.
Сценографическое решение спектакля выполнено таким образом, что создается эффект присутствия в оркестровой яме. Зритель буквально становится безмолвным свидетелем происходящего в гримерной маэстро. Складывается ощущение, что подсматриваешь в замочную скважину встречу
кумира и фаната, незатейливый диалог, который обретает все новый и новый поворот и становится затягивающейся удавкой на шее одного из собеседников.
Виртуозный дирижер, кумир поклонников академической музыки, Миллер в исполнении Алексея Гуськова обретает черты сильного, закрытого человека, в котором чувства сладостного тщеславия берет верх. Невероятная педантичность в исполнении артистов оркестра буквально становится
паранойей дирижера. Хотя, первое, что бросается в глаза зрителю, это странное положение руки, ощущение того, что Миллер не руководит оркестром, а прицеливается, чтобы кого-то или что-то расстрелять.
Динкель Геннадия Хазанова, как первоклассный следователь, буквально выкручивает героя Гуськова, распутывая некогда запутанный клубок. Недотепа на первый взгляд, робкий и неловкий маленький человек в футляре по мере развития событий «вырастает» на глазах у зрителя. Динкель
приходит познакомиться со своим кумиром, но в каждом последующем предложении, произнесенным гостем, чувствуется не только перемена говорящего, но и постоянное, возрастающее напряжение Миллера.
Настроение надлома и внутренней трагедии персонажей дополняет не только угнетающая обстановка гримерной Миллера-Гуськова, но и особая музыкальная партитура, созданная композитором Фаустасом Латенасом, постоянным соавтором спектаклей Римаса Туминаса.
Сюжет «Фальшивой ноты» обнажает страницы жизни Германии XX столетия, в которых национальный конфликт перерос в одну из самых кровопролитных войн в мировой истории. Детективный сюжет напоминает зрителю о последствиях и сломанных судьбах.
Источник
Фальшивая нота
Постановка Римаса Туминаса
1 час 30 минут без антракта
Алексей Гуськов и Геннадий Хазанов сходятся в блистательном актёрском поединке, играя роли преступника и обвинителя, палача и жертвы, по мере развития сюжета то и дело меняясь местами.
Автор пьесы, французский актёр и режиссёр Дидье Карон с 2008 года руководит Театром Мишель – одним из самых старых и популярных театров в Париже. «Фальшивая нота» была написана в 2017 году и была показана на фестивале в Авиньоне.
Всемирно известный дирижер Миллер только что завершил свой концерт в Женевской филармонии. Он недоволен своим оркестром и крайне раздражен. В его гримерной неожиданно появляется робкий и суетливый зритель, который специально приехал из Бельгии, чтобы присутствовать на этом концерте. Давний поклонник творчества Миллера, он жаждет получить автограф и фотографию маэстро на память. Встреча этих двух людей изменит жизнь каждого.
Что может сотворить с человеком желание отомстить, если вся его жизнь будет подчинена этой единственной страсти? Может ли тщательно и хладнокровно подготовленная месть быть справедливой? Новая грань понимания вечной проблемы в спектакле Римаса Туминаса.
Источник
Серенада Моцарта на морозе лютом.
В Московском областном театре драмы и комедии 9 и 10 мая прошла премьера спектакля по пьесе французского драматурга Дидье Карона «Фальшивая нота».
Премьера этого спектакля была приурочена к 74-ой годовщине со дня Победы над фашистской Германией. Осуществил её постановку известный актёр и режиссёр Тимофей Спивак.
Дидье Карон в юности намеревался сделать профессиональную карьеру, работая в финансовой сфере. Однако проработав какое-то время служащим в одном из банков, он понял, что финансовая стихия – не его дело. И ринулся в актёры. Впоследствии он увлёкся драматургией, а затем и режиссурой.
Пьеса «Фальшивая нота» была написана Дидье Кароном в 2017 году и поставлена им в одном из старейших театров Парижа — «Мишель», которым драматург и режиссёр руководит уже более десяти лет. Эту пьесу перевели с французского Ирина Прохорова и Александр Браиловский. С переводом этой пьесы познакомился Геннадий Хазанов. Он загорелся горячим желанием поставить её и сыграть в ней одну из главных ролей. Его желание осуществилось. В спектакле, премьера которого в сентябре минувшего года состоялась в Московском академическом театре имени Вахтангова, Геннадий Хазанов играет роль жителя Бельгии Динкеля, прибывшего специально в Женеву на концерт оркестра, которым руководит весьма почитаемый в музыкальном мире немецкий дирижёр по фамилии Миллер. На сцене академического театра имени Вахтангова роль эстетствующего дирижёра блистательно исполняет Алексей Гуськов. Он мастерски создаёт свой образ из черт многих выдающихся режиссёров, включая Светланова и Гергиева. Так что у ногинских театральных гурманов есть возможность побывать в столице нашего государства, увидеть «Фальшивую ноту» в исполнении московских актёров и сравнить постановку этой драмы Тимофеем Спиваком в нашем театре и постановку режиссёра Римаса Туминаса в театре имени Вахтангова.
Дидье Карон во Франции имеет репутацию успешного комедиографа. Но на этот раз он создал почти детективную психологическую драму с неожиданными сюжетными поворотами и непредсказуемым финалом. Драматург начинает эту историю в виде фарса. Всё действие разворачивается в гримёрке дирижёра Миллера, роль которого на сцене нашего театра с колоритным изяществом исполняет заслуженный артист РФ Владимир Ташлыков. К утомлённому после состоявшегося концерта и желающему отдохнуть дирижёру в гримёрку вламывается якобы поклонник его таланта Динкель, который поначалу просит у маэстро автограф для себя и своей жены, а потом хочет запечатлеть его на память на фото. Раздражённый внезапным вторжением Миллер, желая поскорее избавиться от настырного визитёра, идёт ему навстречу — даёт автографы и позволяет себя сфотографировать. Заслуженный артист РФ Виктор Башинский в роли Динкеля в начале спектакля весьма добротно, с неким гротеском, создаёт образ суматошного обывателя, который к тому ещё является и скрипачом-любителем. Он просит у дирижёра не только автограф, и фотографию, но и требует, чтобы тот позволил ему сыграть на ценной скрипке маэстро! И когда дирижёр и на это соглашается, Динкель исполняет «Маленькую ночную серенаду» Моцарта. Вот тут-то для зрителей начинает выявляться скрытая пружина всего драматического действа!
Оказывается, что за всей бестолковой кутерьмой визитёра из Бельгии скрывается нечто очень трагическое. Еврей Динкель, настоящая фамилия которого Динкельштейн, долгие годы собирал сведения о жизни Миллера и вынашивал план своей мести дирижёру, который в свои юные годы застрелил в концлагере его отца, скрипача из оркестра пленённых музыкантов. Оказывается, отец дирижёра герр Кейтель был комендантом концлагеря и тонким ценителем волшебной музыки Моцарта. Он как-то заставил пленных музыкантов исполнять на морозном воздухе серенаду Моцарта и за то, что скрипач-еврей взял фальшивую ноту, приказал его расстрелять. Кейтель-старший вложил пистолет в руки оказавшегося в концлагере пятнадцатилетнего сына и тот, не без внутреннего содрогания, дважды выстрелил в скрипача. А малолетний сын музыканта видел эту страшную картину своими глазами…
И теперь, спустя тридцать пять лет, обласканный славой убийца, комфортно обитает в Швейцарии под чужой и распространённой фамилией. И ожидает, что его вот-вот пригласят главным дирижёром Берлинского филармонического оркестра. Кстати, фамилию Миллер дирижёр присвоил у заключённого, который был сожжён в одной из печей печально известного концлагеря Аушвиц. Однако одно дело в мыслях наказать убийцу, а другое – осуществить этот замысел в мирной обстановке, в гримёрке дирижёра. И мучительные колебания скромного обывателя, который, по-видимому, в своей жизни не совершил ни одного решительного поступка, и впервые держит в руках припасённый для мести пистолет, Виктор Башинский играет с филигранной ёмкостью и точностью. Ведь убийца, которого мститель хочет призвать к ответу, к справедливому, хоть и запоздалому возмездию — живой человек, которого ждут дома жена и две умненькие дочки… Так состоится ли возмездие? Об этом могут узнать те зрители, которые захотят увидеть эту драму.
Сценография Елены Пиотровской (она же и художник по костюмам) предельно лаконична и точно передаёт атмосферу драматического действа. В изящном музыкальном оформлении спектакля Ангелины Скрыпник нет ничего лишнего и мешающего восприятию драматического сюжета. Пожалуй, музыка наполняет текст пьесы некой энергией смятённого духа главных персонажей. Работа художника по свету Антона Юдакова в этом спектакле просто вызывает восхищение.
Следующая постановка премьерного спектакля «Фальшивая нота» намечена на 22 июня.
На снимке: Алексей Гуськов и Геннадий Хазанов в сцене из спектакля «Фальшивая нота».
Источник
Игра без «Фальшивой ноты». Чем интересен новый спектакль в Театре им. Ленсовета
21 февраля в Театре им. Ленсовета состоялась премьера спектакля «Фальшивая нота» по пьесе современного французского драматурга Дидье Карона. Его произведение – соло только для двух скрипок, а потому сфальшивить нельзя.
Фото: Юлия Смелкина
Выбор режиссера Владимира Петрова – Артур Ваха и Семен Стругачев. Их имена на афише сразу обеспечивают спектаклю полный зал. Так было и на премьерном показе. В холодный и по-февральски ветреный вечер зрители шли в Театр им. Ленсовета, и те из них, кто с пьесой был не знаком, очевидно, ожидали увидеть на сцене легкую авантюрную комедию в виртуозном исполнении любимых комедийных актеров.
Начало спектакля соответствовало этим ожиданиям. Действие происходит в гримерке Женевского концертного зала, куда после неудачного концерта врывается раздосадованный дирижер по фамилии Миллер (Артур Ваха). Он никого не хочет видеть, всё его раздражает. Радует музыканта только одно – скорый карьерный рост. Недавно его пригласили возглавить знаменитую Берлинскую филармонию.
Фото: Юлия Смелкина
Вдруг в гримерной появляется странный человек, якобы поклонник (Семен Стругачев). Его фамилия Динкель, он смешно расшаркивается и заискивает перед известным дирижером, просит то автограф, то фото на память, подобострастно выговаривая «пжалста!» и «спсибо!». Дирижер терпит его сколько позволяет воспитание, но уже близок к тому, чтобы вышвырнуть непрошеного гостя вон. А сумасшедший поклонник все возвращается и возвращается в гримерку, каждый раз под надуманным предлогом и под заразительный смех зала.
Внимательные зрители, наверное, удивились, почему на программке спектакля скрипичные струны так напоминают колючую проволоку. И почему декорации гримерной решены таким мрачным чередованием черного и белого, а сама сцена погружена в странную морозную дымку.
И тут герой Стругачева запирает дверь гримерки на ключ. Сразу вспомнился рязановский «Гараж», где герои именно таким способом хотели воззвать коллег к совести и найти справедливость. Возможно, в этот момент часть публики еще ожидала веселый спектакль с французским акцентом? Но нет, на этом веселая часть постановки заканчивается.
Господин Динкель обещает напуганному музыканту «незабываемый вечер». Действительно, за этот вечер один из них должен вспомнить то, что сорок лет тщетно пытался забыть. А другой – забыть и отпустить то, что колючей проволокой терзает его больное сердце. Сорок лет назад один из них совершил страшное преступление и должен за него ответить.
Фото: Юлия Смелкина
Впрочем, раскрывать сюжет полностью тоже было бы преступлением – мастерскую дуэль двух актеров, за которым весь зал следил затая дыхание, нужно увидеть своими глазами.
Эту же пьесу (и в эти же даты) привез в Петербург московский Театр им. Е. Вахтангова. По отзывам зрителей Алексей Гуськов в роли дирижера Миллера холоден и надменен. Он сразу вызывает если не отторжение, то понимание, кто здесь палач. У Вахи получился другой персонаж – нервный, эгоистичный, капризный, но внутри известного дирижера все еще живет маленький мальчик, которого отец заставил взять в руки оружие. Совершенный грех каждую ночь мучает и мучает его.
Нет, в нем совсем нет раскаяния. Как нет в душе у Динкеля прощения. Значит, эта встреча нужна обоим героям. Когда-то в результате чудовищной исторической катастрофы они оказались по разные стороны баррикады. Пленники трагедии, они должны поставить в этой страшной истории точку. Или многоточие? Появившийся на сцене пистолет обязательно выстрелит, но. холостыми патронами. И это самый справедливый финал, ведь месть – не удел человека. Удел человека – научиться раскаиваться и научиться прощать. Так думал отец Динкеля, которого он так сильно и искренне любил.
Главная «скрипка» спектакля – Семен Стругачев, который не дает постановке в какой-то момент превратиться в скучный психологический триллер. Почти два часа его трагикомический дар держит в напряжении целый зал. Кажется, родись Стругачев на пару десятилетий раньше, он был бы частью кинематографических шедевров Данелия и Рязанова.
Осиротевший после ухода Юрия Бутусова Театр им. Ленсовета получил хороший и умный спектакль. Причем спектакль, который будет интересен самой широкой публике. Что важно.
Источник