Фанерная гитара это плохо

Материал для гитар и его влияние на звук

При знакомстве с гитарой у начинающих музыкантов возникает масса вопросов. И эти вопросы связаны не только с устройством гитары и нюансами обучения игре, но и с материалами, из которых издревле изготавливают инструмент.

Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины? На что влияет выбор дерева при изготовлении гитары? Гитару из какой древесины лучше предпочесть? На эти и другие вопросы постараемся ответить.

Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины?

На протяжении веков с момента появления гитары основным материалом для ее изготовления остается дерево. Это связано вовсе не с довлеющим влиянием традиции, а имеет вполне логичное объяснение и практическое подтверждение. Если взять современную неподключенную электрогитару и дернуть за струну, появится краткий звук без особенностей. Проделав то же самое с акустической гитарой, мы получим насыщенный бархатистый звук с особой продолжительностью. Это достигается благодаря простой схеме: звук попадает в резонаторное «окно» гитары и, резонируя о внутренние стенки корпуса, выходит со значительным усилением.

Деревянный корпус здесь выполняет сразу несколько задач:

  • усиливает звук
  • придает звуку индивидуальный окрас
  • увеличивает продолжительность звучания

Почему среди современных материалов предпочтение отдается традиционному дереву?

  • Во-первых, многовековая практика показала, что именно древесина способна создать наиболее многогранный и красивый звук.
  • Во-вторых, дерево обладает массой физических свойств, которые важны для формирования звука. Оно плотное, гибкое, имеет небольшой вес, а микропористая структура позволяет создавать особый бархатистый звук, который не сможет воссоздать даже самый лучший пластик.

Какую древесину используют для производства гитар?

Современные производителя часто стали «удешевлять» производство гитар, выпуская дешевые «дворовые» гитары из шпонированного МДФ или даже фанеры. Мы же будем говорить о качественных музыкальных инструментах из массива дерева, так как уважающий себя музыкант все-таки найдет средства купить достойную гитару, способную полностью отразить его мастерство и уникальную манеру игры.

Итак, в гитаростроении за все время производства было использовано огромное количество пород деревьев, но все-таки самое широкое распространение получили несколько пород, о которых поговорим ниже. Дабы правильно подать информацию, рассмотрим каждую группу гитар в отдельности. Это поможет сразу определить, какое дерево лучше выбрать и как оно влияет на конечное звучание инструмента.

Породы деревьев для акустических гитар

Для любой гитары может использоваться как один вид дерева, так и одновременно несколько пород. Это связано с тем, что каждая порода обладает своими особыми свойствами, которые ценны в какой-то одной из составляющих гитары.

Дерево для верхней деки

Для изготовления верхней деки чаще всего используют ситхинскую ель (делает звук ообенно звонким и четким) или ель Энгельмана (звук немного мягче, чем у ситхинской ели). Второй вариант более дорогой и используется для произвдства гитар среднего класса. Но наиболее ценными считаются инструменты из красной ели, довольно редкой породы, которая обладает глубоким, но очень четким звуком.

Также для верхней деки может использоваться кедр, излучающим мягкий завораживающий звук, но не менее звонкий, чем у ели. Кедр не меняет свои свойства на протяжении многих лет, а ель с каждым годом дает все более богатый звук.

Дерево для обечайки и задней деки

Для достижения гармоничного звука задняя дека и обечайка изготавливается из одной и той же породы древесины. Чаще всего эти элементы изготавливают из махагона (красного дерева), способного сбалансировать звук и придать ему четкость и мягкость.

Еще одна, более ценная порода дерева, палисандр, способна преобразить звук на низких частотах. Звук от палисандра будет насыщенным, глубоким и вязким. Другие же породы (орех, клен, коа) будут приближены по свойствам и звучанию к предыдущим породам, но иметь различную стоимость.

Дерево для грифа, накладки и порожков

Выбор породы древесины, из которой делают другие элементы не столь важен. И хоть бытует мнение, что порода влияет на четкость и продолжительность звука, такое влияние совсем незначительно. Чаще можно встретить гриф из клена или махагона, накладку – из более ценного палисандра или очень дорогого черного дерева (в гитарах элит-класса).

Породы деревьев для электрогитар

Так как у электрогитары отсутствует резонаторное «окно», из года в год ведутся споры о целесообразности использования древесины для ее производства. Независимо от споров электрогитары из дерева продолжают свое существование и имеют своих поклонников.

Дерево для корпуса электрогитар

Выбор древесины для изготовления корпуса электрогитары более широкий, чем у акустической. Поэтому разнообразие пород, из которых изготавливают корпус, заставляет задуматься. В основном это:

  • Ольха – наиболее доступный, а потому и распространенный материал. Считается универсальным вариантом, так как дает отличный баланс звука на любых частотах.
  • Липа – наравне с ольхой считается универсальным материалом, но требует хорошей лаковой защиты. Один из наиболее недорогих вариантов, мало влияющих на звук.
  • Агатис — «дешевое красное дерево» из семейства сосновых. Отношение к кмахагону имеет только по схожести внешнего вида и звучания. Используется для бюджетных гитар.
  • Махагон (красное дерево) – позволяет добиться плотного четкого звука со смягченными частотами. Предпочтителен для исполнения тяжелых музыкальных стилей.
  • Ясень болотный — дает отличный резонанс за счет своей пористости. С ним лучше всего звучат басы и чистые верхи.
  • Ясень северный – дает ясное звонкое звучание благодаря высокой плотности и весу. Достаточно сильно увеличивает продолжительность звука.

Также корпус может изготавливаться из лэйсвуда, падука, коа, ореха и прочего, но большого распространения эти породы не имеют.

Дерево для грифа

При выборе электрогитары большое внимание уделяется грифу, вернее материалу, из которого он сделан. Наиболее распространены грифы из клена и красного дерева: клен дает четкий «стеклянный» звук, красное дерево же делает звучание мягким и вязким.

Чтобы понять, какую гитару предпочесть, стоит для начала определиться со стилистикой исполнения. Изучив свойства пород дерева, можно идеально подобрать именно ту гитару, которая будет способна полностью раскрыть звук и передать нужную тональность звучания.

Источник

MasterGitar.com

Когда вы выбираете гитару, то естественное желание узнать из чего она сделана. Если гитара приобретается у гитарного мастера, то проблем быть не должно. Гитарный мастер расскажет из чего сделана каждая часть. Но самое важное, не будет никаких расплывчатых формулировок, массив ли это древесины или фанеровка.

Иная ситуация с гитарами в магазинах. Маркетологи подсказали, что называть фанеру фанерой — это как-то слишком прямолинейно, поэтому решили просто называть её торговым названием древесины, из которой сделан внешний слой фанерованной гитары. Т.е., если вы видите, что в спецификации к гитаре написано, что корпус или обечайки и дно из палисандра(только название дерева без всяких уточнений), то значит, скорее всего у вас в руках гитара со шпоном палисандра на внешнем слое.

В случае с гитарами из массива дерева, т.е. цельного, без всяких фанеровок, те же маркетологи уже подсказали, что информацию эту надо подчеркнуть и с каждым названием древесины использовать слово SOLID или цельная.

Ещё раз на примере. Если в буклете к гитаре написано:

  • Top (или Soundboard, что значит дека) — Cedar (кедр), то значит дека этой гитары сделана из некой слоеной конструкции, у которой внешний шпон сделан из кедра.
  • Top — Solid Cedar — вот эта строчка означает, что гитара имеет деку из массива кедра. Дополнительное слово Solid.

Для обечаек и дна это уточнение также должно быть, но такая путаница возникает редко, так как гитара из массива это дорогая вещь. Выглядит это по-английски — back&sides — Solid american mahogony или по-русски обечайки и дно из цельного красного дерева.

Как правило, тот факт, что используется цельное дерево делается хорошо заметным, на гитаре налеплены всякие ярлычки с надписями, типа Solid Top. Другими словами, если вы нигде не видите этих надписей, то повод дополнительно убедится из чего сделана гитара.

Конечно, тот факт, что при изготовлении гитары применено настоящее дерево отражается на его цене. И если с декой из массива кедра гитара может стоить только на несколько сотен долларов дороже, то гитара полностью из массива будет стоить дорого и с фанерой это не перепутаешь.

Надо отметить, что существуют техники формирования обечаек гитары из двух типов дерева, снаружи палисандр или сверхплотная порода, а внутри что-то помягче, типа красного дерева. Используется эта техника мастерами, поэтому никаких секретов при покупке быть не должно. Фанеровка такой способ или нет вопрос спорный, так как переклеивается не какая-то техническая древесина, а массив специально подготовленных ценных пород. Не путайте это с фабричным вариантом.

Где-то тут упомним и про фабричные техники фанеровки, которые часто называются словами однокоренными со словом ламинирование. Об этом и речь, что гитара делается из слоеной структуры с ценной породой наружу. Я рекомендую обратить особое внимание на деку гитары и постараться купить инструмент с цельной декой. Как правило, это будет кедр. Испанские фабрики очень хорошо освоили эту технологию.

Конечно, ситуация не выглядит таким образом, что те кто хочет купить массив, будучи обманутыми, покупают фанерованные гитары. Скорее тем, у кого есть деньги только на фанерные гитары, дополнительно не напоминается о том, что за эти деньги они смогут купить только фанеру. Маркетинг — это психология человека, а она очень ранимая. А изготовители очень услужливы.

Как увидеть из чего сделана дека гитары

При выборе гитары вы можете попробовать убедиться из чего сделана дека, посмотрев в торец слоев. Торец слоев должен быть виден у звукового отверстия. Если гитара не новая, то торец может быть виден в иных местах: снят гриф или отломан кант. Часто торец отверстия закрыт каким-то пластиком, это дополнительный повод засомневаться.

На торце дерева вы должны увидеть рисунок слоев, который является продолжением структуры слоев с внешней стороны, это вертикальные или идущие под некоторым углом линии. Если такого рисунка нет, то это хороший повод засомневаться, что дека сделана из массива. Если же вы четко видите бутерброд из трех частей, то будьте уверены у вас фанера. Обратите внимание, что внешний слой очень тонкий, до 1мм.

Итак, фото для иллюстрации описанного выше.

На первом фото ниже мы видим торец деки в звуковом отверстии. Это явная фанеровка. Сверху и снизу тонкий слой ели, в середине что-то неизвестное.

И сразу массив, чтобы стало понятно. На самом первом фото статьи изображен торец звукового отверстия деки из массива ели и ещё одно фото ниже, где можно четко разглядеть вертикальные линии слоев дерева.

Дополнительно ещё несколько фотографий явно фанерованых дек. Был отломан кант и взору явно предстала слоеная структура деки. Четко видно, что слои внешнего слоя никуда не продолжаются. В середине нечто светлое. Это вид деки старой чешской Кремоны, такая же картина и у старых немецких Музим.

Фото, на котором в пазе крепления грифа хорошо видна слоеная структура не только деки, она измеряется линейкой, но и обечаек.

Источник

В защиту фанеры, часть 3

Это все, конечно, потрясающе, уважаемый «Синтез-Аудио», — скажет читатель, — но где же в этом разнообразии акустическая фанера? Ведь именно она нам интересна.

Чтобы разобраться в свойствах акустической фанеры, нам придется поговорить прежде – да-да, о том самом упомянутом телефоне товарища Сталина.

В самом конце позапрошлого века в Америке жил неугомонный выдумщик – Лео Бакеланд.

Он изобрел промышленный способ производства фотобумаги для компании Кодак. Строго говоря, фотобумагу изобрел еще Уильям Генри Фокс Тальбот – вместе с методом переноса негативного изображения в позитивное, но Бакеланд догадался, как поставить эту бумагу на поток.

Бакеланд был классическим циклотимиком. Он жил периодами ярких вспышек, когда изобретения изобретались пачками, патентное бюро едва успевало дышать на штампики, а затем эти периоды сменялись глубоким угнетением, после которого он терял всякий интерес к прошлым открытиям – и смело брался за новые.

После одного такого спада, Бакеланд потерял интерес к фотобумаге и заинтересовался шеллаком.

Да, господа, именно шеллаком – так любимым гитаристами финишным покрытием. Но шеллак интересовал его не в качестве отделочного материала, а в качестве электрического изолятора.

Шеллак был дорог, производство технологичного оборудования росло – и требовалась срочная замена. Ученый смешивал фенол с формальдегидом, пытал полученную смесь в разных дьявольских алхимических ретортах – и добился желаемого. Был изобретен первый полностью синтетический пластик, названный в честь Бакеланда – бакелитом.

Бакелит уникален тем, что в обычном своем состоянии он пластичен, но если его нагреть под давлением, то он превращается в нерастворимую твердую массу – такую стабильную, что лишь горячая серная кислота способна нанести ему ущерб.

Производство бакелита оказалось столь экономически выгодным, что из него начали лить вообще все. Настольные лампы, пуговицы, бижутерию, автомобильные внутренности и, конечно, корпуса телефонов.


Из бакелита отлично получается янтарь. Ну. почти янтарь.


Знакомые всем патроны — тоже из бакелита.


Даже вот эта усовершенствованная лампа — из бакелита

Бакелитовый телефон был и у товарища Сталина. Впрочем, не только у него, но и у Хрущева, и у Брежнева, да и у каждого гражданина Союза ССР, имевшего телефонный аппарат.

Именно бакелит используется в производстве самой дорогой разновидности фанеры – фанеры акустической.


Фанера из липового шпона на бакелите в корпусе гитары Crusader CF 6001 FM

Обиходных названий у такой фанеры много – фанера авиационная, фанера резонансная, фанера финская, фанера акустическая – и все они не являются стандартизированными, а, скорее, указывают на сферу применения.

В ГОСТе она имеет обозначение, как и все фанеры – с указанием клеевой основы, толщины, сорта и финишной отделки.

Вообще, человеческий ум прихотлив. Умельцы долгое время пытались найти замену древесному массиву, чтобы удешевить производство музыкальных инструментов. Чего только не предлагали для замены дереву.

Предлагали использовать деревянный бутерброд, в котором по центру шла стальная пластина. Предлагали прокладывать между слоями шпона – прямо по клеевой основе – графитовые нити. Американцы хотели извлекать звук из фанеры, в которой между слоями дерева были слои гофрированного алюминия. В России в прошлом веке придумали особый материал – со стеблями лопуха.

Все напрасно. Звуковые характеристики полученных материалов радовали только новаторов, а сами материалы жили ровно до момента защиты патента.

Ничего лучше дерева так и не нашли. И не нашли ничего лучше двух замен дереву – фанеры с бакелитом и материала из смол с наполнителем (знаменитые гитары Ovation ).

Толщина у акустической фанеры самая разная. Самая тонкая – 1 мм, но обычно ее производят толщиной от 3 до 16 мм.

Она очень прочная, причем, чем тоньше, тем прочнее. Т.к. ее не выпускают из шпона ниже второго сорта, а чаще – и не ниже первого, сорта собственно фанеры в ней делят по нагрузкам. Первосортная акустическая фанера выдерживает нагрузки в вилке от 65 до 95 МПа, а второсортная – от 50 до 82.5 МПа.

Отборный шпон склеивают под нагревом и давлением — бакелитом и пропитывают формальдегидом. По сути – это не склеенное дерево, а композит из дерева и пластика.

Акустическая фанера звучит не просто удовлетворительно, а почти идеально.

У нее полно достоинств и есть единственный недостаток – он же решающий. Фанера удивительно прочна, неприхотлива, звучит ярко и глубоко и, что важно,– не боится колебаний влажности.

Но она, как говорят акустики, изотропна – равно-характерна, равна по характеристикам. Гетерогенна (разнородна, т.е. из разных материалов), но изотропна.

Пластик и дерево так прочно проникают друг в друга, что становятся единым целым. Настоящее дерево же – по определению анизотропно – состоит из самых разных частей, колеблется неодинаково.

Акустическая фанера обладает крайне устойчивым и стабильным звуком. Настолько стабильным, что сейчас, при слепом тестировании, невозможно различить – на какой из сотен гитар играет музыкант. Все они звучат совершенно одинаково.


Aria AD 18


Cort AD 880


Crafter MD 58

И фанерная Aria, и фанерная Yamaha, и Cort, и Tokai, и Crusader и, даже страшно произнести, фанерный Fender – звучат одинаково. Они и выглядят одинаково. Просто близнецы-братья. И с чего бы им выглядеть по-разному и звучать по-разному, если сделаны они на соседних заводах, которые закупают фанеру и комплектующие — у одного поставщика.

Главное, чтобы гитара была правильно собрана, а производители не внедрили собственных усовершенствований. Некоторые китайские производители, например, в последнее время стали гнать гитары, у которых гриф закреплен на шканты.

Такие гитары, само собой разумеется, не звучат и не зазвучат, пусть и изготовлены из той же самой качественной фанеры, как Скайверы достопочтенного Льва Кларенсовича Фендера.
Дадим подсказку благочестивому читателю. Если ты, любезный читатель, видишь, что у дешевого китайского вестерна (фолка, дредноута, гранда) нет анкера, знай, что пришло время сомнений, время тягостных раздумий. Посадка грифа на шканты исключает использование анкера даже там, где он традиционно необходим. Его туда просто невозможно вставить.

Акустическую фанеру, как и любую другую фанеру – можно ламинировать по ГОСТу – ДФ1, ДФ2, ДФ3, ДФ4 (перечисления характеристик вот здесь: http://sintez-audio.livejournal.com/2654.html). Часто производители гитар так и делают. Просто ограничиваются наклейкой пленки, имитирующей древесную фактуру, а сверху – водоупорным покрытием. Или даже красят

Если ты, любезный читатель, видишь в описаниях гитары слово «ламинат», знай, что наверняка здесь – акустическая (авиационная) фанера – с простейшим декоративным покрытием.

Совсем другое дело – шпонированная акустическая фанера. Это гораздо более дорогой и совершенный материал.

Давайте вспомним о способах изготовления шпона — о лущении, о пилении и о строгании. Дешевое и экономичное лущение – всем хороший способ, но, при нем срез идет ровно по годовым кольцам, а значит – не видно красивой фактуры дерева. Такой шпон пригоден для склеивания фанеры, но его никак нельзя использовать для отделки.

У такого шпона — простая ровная поверхность, на которой, если и бывают разнообразия, так только в виде сучков, да червоточин. И это не является достоинством, а снижает сортность.

Но что, если попытаться получить шпон методом тонкого распила вдоль ствола. Как обычную доску, только очень тонким слоем.

Срез получается потрясающе фактурным, красоты необычайной, а главное – он очень прочный. Гораздо прочнее лущеного шпона.
Метод строгания — повторяет принцип метода пиления. В нем срез тоже идет вдоль ствола, но в строгании — не дерево пропускают через ножи, а нож скользит по дереву. Строгание — позволяет получить более тонкий срез, нежели пиление.

Но, в приниципе, это почти одинаковые методы получения шпона. Технически разные, по финальному продукту — одинаковые.


Пиленый шпон. Лиственница.


Пиленый шпон. Ясень.

Еще одно достоинство пиленого и строганого шпона — его можно получить из самой сложной древесины. Даже из такой, которая ни в коем случае не идет на лущеный шпон. Из дуба, из ясеня, из краснодеревных пород, из невесомых — тропических
Такой шпон – самый дорогой. Именно он идет для финишной отделки корпусов гитары.

Если в описаниях к гитаре есть слово «шпон», нужно радоваться. Это не простейший ламинат – пленочка из бумаги с защитным покрытием, а акустическая бакелитовая фанера, сверху которой качественно приклеили еще один слой шпона – декоративный, из благородных сортов дерева.
Совершенно понятно, что готовых методов распознавания гитары по материалу — нет. Продавцы пишут характеристики — кто во что горазд. Путают термины, путаются в самом простом — в сорте древесины, что уж требовать от них тонкостей различения фанеры. Даже производители порой промахиваются мимо сути, а порой и откровенно лгут на своих сайтах, выдавая посредственные характеристики за выдающиеся.
Вот что можно подумать, если в характеристиках сказано: «верхняя дека — ель, обечайки и нижняя дека — махагони»? Слово «массив» не прозвучало, значит — все это фанера. Но что за фанера — загадка. Фанера ли из елового шпона, шпонированная елкой же. Или какая-то неизвестная фанера — с простым ламинированным покрытием «под ель». Никто не скажет.
Легче всего — доверять такому производителю, кто не скрывает собственных технологи и пишет обо всем честно.
Мы, в фирме «Синтез-Аудио» — скромно потупим глаза и признаемся, что делаем именно так. В моделях Crusader 6000 и 6001 — честно указываем фанеру из липового шпона, в моделях Crusader 6021, 6022 — указываем, что сделаны они из еловой фанеры, но шпонированы сверху — елью и махагони.
Понимание приходит с опытом, а опыт — начинается со знания.


Шпон махагони по задней деке гитары Crusader 520

Нам приходилось говорить с физиками-акустиками по вопросам звуковых характеристик шпонированной фанеры. В ту пору мы сами ликвидировали собственную безграмотность и искали ответы на неочевидные вопросы. Почему, — спрашивали мы, — при всей подлости и низкопородности этого материала в сравнении с цельным деревом, звук инструмента с боками и низом из шпонированной фанеры иногда не просто сравним, но и превосходит некоторые полномассивные образцы?

Нам отвечали, что дело тут в так называемых «переменных средах». В том, что шпон, в соединении с деревом и бакелитом, привносит в изотропный материал элемент анизотропности – разнохарактерности, приближая тем самым звуковые характеристики к характеристикам цельной древесины.

И если полностью ламинированные гитары звучат прилично, но очень похоже, а шпонированные – уже гораздо лучше, то гитары с верхней декой из массива и корпусом из шпонированной фанеры – порой и просто превосходно. Нам встречались экземпляры, которые невозможно было отличить по звуку от полномассивных гитар, а встречались такие, что клали полные массивы на обе лопатки.

А уж по эксплуатационным характеристикам – им и вовсе нет равных. Над ними не нужно трястить с влагоизмерителем, их не поведет при перемене влажности, а увлажнители нужны им – только в студеную зимнюю пору – ради верхней цельной деки.

Возвыситься, как известно, можно двумя способами — стать выше самому или унизить другого. Мы написали этот обзор без цели как-то принизить инструменты из древесного массива. Вовсе нет. Им нет равных сейчас, не было раньше и мы сильно сомневаемся, что когда-нибудь люди придумают нечто, превосходящее по характеристикам живое дерево. Мы и сами любим полностью деревянные гитары и с удовольствием производим их.
Цель обзора — развеять страхи перед фанерой, которая, право же, вовсе не так страшна, как ее привыкли малевать.

Источник

Оцените статью