Юрий Александрович Колодуб «О случайных пьесах Моцарта»
Что можно сказать о форме фантазии d-moll? На первый взгляд, свободно-рапсодический характер материала как бы подтверждает определение жанра, данное Эбенезером Праутом (определение о формальной неопределённости таких сочинений). Однако, в фантазии ре минор, KV 397 можно выделить два крупных раздела, различающихся между собой с достаточной определённостью и составляющих основу тесно связанного с содержанием формально-архитектонического членения произведения: I Adagio (вместе со вступительным Andante). В этом разделе, занимающем 53 такта (включая 11 тактов вступления) господствует тональность ре минор. II Allegretto в ре мажоре содержит 54 такта, причём, как уже указывалось, в первой, венской, публикации последние 10 тактов отсутствовали. Это обстоятельство, бегло отмеченное здесь как имеющее, в основном, чисто историческое значение способно навести на размышления. В самом деле: случаен ли тот факт, что первоначальная публикация Фантазии прерывалась на доминанте ре мажора? Ведь последующие на протяжении 10 тактов, дописанных А. Э. Мюллером приведение к тонике, нельзя не рассматривать лишь как практически приемлемое приближение к предполагаемым намерениям автора. Можно, однако, при любой степени осторожности, предположить, что Моцарт стремился создать большее по объёму, трёхчастное произведение вроде сходной с данной фантазией до минорной фантазии KV 475.
Дальнейшее членение формы могут быть отмечены уже внутри указанных обширных разделов. Так, в 1-ом Adagio можно различить 1-ую часть (17 тактов), содержащую изменение от тоники ре минора к доминанте, 2-ю часть (16 тактов) с характерным для неё переходом от доминанты к субдоминанте ре минора и, наконец, 3-ю часть (10 тактов), заканчивающуюся, естественно, тоникой ре минора. Трёхчастное строение проступает и во II-ом разделе Allegretto, написанной в одноимённом мажоре (1 часть 17 тактов, 2-ая 17 тактов, 3-я 20 тактов). Заканчивая этот пункт, нельзя не подчеркнуть: Фантазия ре минор отличается удивительной законченностью как по форме её частей, составляющих единое целое, так и в смысле цепкого «сцепления» мажора и минора, естественно и в полном соответствии с логикой развития материала, сменяющих друг друга. Очевидна и поразительная простота фактуры и строение пьесы. Тем не менее, на протяжении времени, с тех пор как начали выходить первые книги о Моцарте (начиная с работы Нимечека, 1798 г.) оценка Фантазии d-moll претерпела существенные изменения. Справедлива мысль Деннерлайна о том, что Фантазия ре минор не является ни «незаконченной», как замечали Роберт Хаас и Альфред Эйнштейн, ни «чистой импровизацией, лишенной какого-либо плана» как полагал Сент-Фуа, ни, тем более, «искромсанной» пьесой как пытался утверждать в своём «Карманном учебнике по композиции» прославленный Хуго Риманн несмотря на то, что некий «отблеск» описанных особенностей произведение содержит. Тональная незавершённость первоначально изданной Фантазии d-moll побудила учёных-моцартоведов строить предположение относительно подлинных намерений автора и приходить к вероятному выводу о незаконченности Фантазии KV 397.
Источник
Моцарт. Фантазия ре минор KV 397. Разбор
Жанр Фантазии (от греч. — воображение) — инструментальный (реже вокальный) жанр, характеризующийся свободой построения, отходом от принятых композиционных схем. По происхождению Фантазия восходит к традициям исполнительской импровизации 16 — 17 веков. В 1-й половине 17 века Фантазии близки к ричеркару, канцоне, каприччо. Позднее для Фантазии характерно чередование разделов полифонического и гомофонного склада. В 18 веке наиболее широкое распространение Фантазия получила в сфере клавирного и органного творчества (фантазии для органа И. С. Баха, для клавикорда — К. Ф. Э. Баха, для фортепиано — В.А. Моцарта). Фантазии обычно выполняли функции вступительных частей в циклических формах и имели характер прелюдии (Партита №3 a-moll для клавира, органная «Фантазия и фуга» g-moll И. С. Баха, Фантазия c-moll Моцарта, предваряющая сонату c-moll, и другие.).
В фантазии ре минор KV 397 Моцарт следует образцам фантазий Карла Филиппа Эмануэля Баха (сына Иоганна Себастьяна Баха). Фантазия начинается совсем по-баховски — ломаными арпеджио, и в дальнейшем задержанные шестнадцатые верхнего голоса и пассажи позволяют узнать образец К. Ф. Э. Баха. Здесь Моцарт вводит развитые мелодические разделы. Но их он трактует иначе, чем К. Ф. Э. Бах — не как эпизоды, а как главное, основное; а свободные, рапсодические образования носят лишь предваряющий или связующий, переходный характер. Сущность фантазии усматривается Моцартом в этой пьесе в свободном развитии мелодических разделов, особенно в виде внезапных и резких перемен настроения, всякий раз снова вводящих слушателя в новые сферы чувствований. Это подлинно моцартовские моления и искания, возникающие бурно и неожиданно, но и выраженные гораздо более афористично, чем у Баха, который предпочитает подчинять все эти различные образы одной определенной воле. Столь же внезапно в Allegretto D-dur наступает освобождение от душевного гнёта. Тогда перед нами возникает прекрасное видение. Прелестный песенный мотив, правда, тоже прерывается, но не внезапным пассажем, как перед этим, а торжественной каденцией; затем он исчезает с теми же резкими динамическими контрастами, которые свойственны предыдущему.
Итак, что же воображал себе Моцарт, какие настроения сменяют друг друга в этой фантазии.
1 — 11 такты — Andante, ре минор, глубокие удержанные басы и арпеджированные пассажи по звукам аккорда — словно подул ветер из прошлого, эти общие формы движения напоминают многие страницы музыки И. С. Баха и К.Ф.Э. Баха.
12-19 такты — Adagio, ре минор, мелодия с аккомпанементом — в духе «Мелодии» Глюка из его оперы «Орфей» — та же светлая, холодная печаль, одиночество, те же секундовые интонации мольбы и вопроса.
20-22 такты — ля минор, долбящий мотив «судьбы» в мелодии и хроматическое сползающее движение «смерти» в нижних голосах. С такта 23 до такта 27 — душевное беспокойство, растерянность человека.
28 такт — многозначительная фермата — раздумье или оцепенение.
29 — 33 такты Adagio, ля минор, возвращается тема 12-19 тактов, только в ля миноре — светлая, холодная печаль, одиночество, секундовые интонации мольбы и вопроса. Вопросы в конце заканчиваются возгласом отчаяния на гармонии ум. VII7.
34-35 такты Presto — свободный пассаж шестнадцатыми, переход к следующему «видению».
36-44 такты — Tempo primo, соль минор — возвращается музыка 20-22 тактов, но в соль миноре — долбящий мотив «судьбы» в мелодии и хроматическое сползающее движение «смерти» в нижних голосах, далее душевное беспокойство, растерянность человека.
45-46 такты Presto — свободный пассаж шестнадцатыми, переход к следующему «видению».
47- 56 такты Tempo primo, ре минор, возвращается тема 12-19 тактов- светлая, холодная печаль, одиночество, секундовые интонации мольбы и вопроса. Мольбы и вопросы здесь вдруг получают ответы — следуют трагические гармонии — неаполитанский секстаккорд, арпеджио на звучности уменьшённого септаккорда (функция вводного двойной доминанты), «неумолимый» кадансовый минорный квартсекстаккорд и доминанта. После них — многозначительная фермата.
57-72 такты Allegretto, Ре мажор, dolce — песенная, тёплая, искрящаяся весельем, тема, предвосхищающая увертюру «Свадьбы Фигаро».
73-88 такты — повторяющиеся фигуры прощания
89такт — пассаж шестнадцатыми, переход.
90-93 такты — возвращается тема 57-72 тактов — песенная, тёплая, искрящаяся весельем, тема.
94 — 100 такты с ферматой — типичные кадансовые обороты.
101- 108 — возвращается тема 57-72 тактов — песенная, тёплая, искрящаяся весельем, тема.
108 — 110 — каданс в радостном Ре мажоре заканчивает всю фантазию.
Источник
Моцарт. Фантазия ре минор KV 397. Разбор
Жанр Фантазии (от греч. — воображение) — инструментальный (реже вокальный) жанр, характеризующийся свободой построения, отходом от принятых композиционных схем. По происхождению Фантазия восходит к традициям исполнительской импровизации 16 — 17 веков. В 1-й половине 17 века Фантазии близки к ричеркару, канцоне, каприччо. Позднее для Фантазии характерно чередование разделов полифонического и гомофонного склада. В 18 веке наиболее широкое распространение Фантазия получила в сфере клавирного и органного творчества (фантазии для органа И. С. Баха, для клавикорда — К. Ф. Э. Баха, для фортепиано — В.А. Моцарта). Фантазии обычно выполняли функции вступительных частей в циклических формах и имели характер прелюдии (Партита №3 a-moll для клавира, органная «Фантазия и фуга» g-moll И. С. Баха, Фантазия c-moll Моцарта, предваряющая сонату c-moll, и другие.).
В фантазии ре минор KV 397 Моцарт следует образцам фантазий Карла Филиппа Эмануэля Баха (сына Иоганна Себастьяна Баха). Фантазия начинается совсем по-баховски — ломаными арпеджио, и в дальнейшем задержанные шестнадцатые верхнего голоса и пассажи позволяют узнать образец К. Ф. Э. Баха. Здесь Моцарт вводит развитые мелодические разделы. Но их он трактует иначе, чем К. Ф. Э. Бах — не как эпизоды, а как главное, основное; а свободные, рапсодические образования носят лишь предваряющий или связующий, переходный характер. Сущность фантазии усматривается Моцартом в этой пьесе в свободном развитии мелодических разделов, особенно в виде внезапных и резких перемен настроения, всякий раз снова вводящих слушателя в новые сферы чувствований. Это подлинно моцартовские моления и искания, возникающие бурно и неожиданно, но и выраженные гораздо более афористично, чем у Баха, который предпочитает подчинять все эти различные образы одной определенной воле. Столь же внезапно в Allegretto D-dur наступает освобождение от душевного гнёта. Тогда перед нами возникает прекрасное видение. Прелестный песенный мотив, правда, тоже прерывается, но не внезапным пассажем, как перед этим, а торжественной каденцией; затем он исчезает с теми же резкими динамическими контрастами, которые свойственны предыдущему.
Итак, что же воображал себе Моцарт, какие настроения сменяют друг друга в этой фантазии.
1 — 11 такты — Andante, ре минор, глубокие удержанные басы и арпеджированные пассажи по звукам аккорда — словно подул ветер из прошлого, эти общие формы движения напоминают многие страницы музыки И. С. Баха и К.Ф.Э. Баха.
12-19 такты — Adagio, ре минор, мелодия с аккомпанементом — в духе «Мелодии» Глюка из его оперы «Орфей» — та же светлая, холодная печаль, одиночество, те же секундовые интонации мольбы и вопроса.
20-22 такты — ля минор, долбящий мотив «судьбы» в мелодии и хроматическое сползающее движение «смерти» в нижних голосах. С такта 23 до такта 27 — душевное беспокойство, растерянность человека.
28 такт — многозначительная фермата — раздумье или оцепенение.
29 — 33 такты Adagio, ля минор, возвращается тема 12-19 тактов, только в ля миноре — светлая, холодная печаль, одиночество, секундовые интонации мольбы и вопроса. Вопросы в конце заканчиваются возгласом отчаяния на гармонии ум. VII7.
34-35 такты Presto — свободный пассаж шестнадцатыми, переход к следующему «видению».
36-44 такты — Tempo primo, соль минор — возвращается музыка 20-22 тактов, но в соль миноре — долбящий мотив «судьбы» в мелодии и хроматическое сползающее движение «смерти» в нижних голосах, далее душевное беспокойство, растерянность человека.
45-46 такты Presto — свободный пассаж шестнадцатыми, переход к следующему «видению».
47- 56 такты Tempo primo, ре минор, возвращается тема 12-19 тактов- светлая, холодная печаль, одиночество, секундовые интонации мольбы и вопроса. Мольбы и вопросы здесь вдруг получают ответы — следуют трагические гармонии — неаполитанский секстаккорд, арпеджио на звучности уменьшённого септаккорда (функция вводного двойной доминанты), «неумолимый» кадансовый минорный квартсекстаккорд и доминанта. После них — многозначительная фермата.
57-72 такты Allegretto, Ре мажор, dolce — песенная, тёплая, искрящаяся весельем, тема, предвосхищающая увертюру «Свадьбы Фигаро».
73-88 такты — повторяющиеся фигуры прощания
89такт — пассаж шестнадцатыми, переход.
90-93 такты — возвращается тема 57-72 тактов — песенная, тёплая, искрящаяся весельем, тема.
94 — 100 такты с ферматой — типичные кадансовые обороты.
101- 108 — возвращается тема 57-72 тактов — песенная, тёплая, искрящаяся весельем, тема.
108 — 110 — каданс в радостном Ре мажоре заканчивает всю фантазию.
Источник
Вольфганг Амадей Моцарт. Фантазия ре минор
Точная дата создания Фантазии ре минор Вольфганга Амадея Моцарта не установлена, но предположительно таковой считается 1782 г. – за три года до до-минорной Фантазии. Между этими двумя произведениями можно усмотреть некоторые общие черты, и не только само обращение к жанру фантазии: в обоих присутствуют элементы ариозности и прелюдирования, каденции, пассажи в последних разделах. Еще одна загадка ре-минорной Фантазии заключается в том, что в первом ее издании, которое было осуществлено в 1804 г., не было последних десяти тактов. Существует гипотеза, что сам Моцарт этого фрагмента не писал, а истинным его автором был Август Эберхард Мюллер – известный в то время исполнитель, композитор и теоретик.
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Подобные посты
Борис Эмильевич Блох
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти
Дариус Мийо
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти
Хенрик Миколай Гурецкий
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти
Источник
make4um
mic` : 4eCHoK
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 — 1791) — австрийский композитор, капельмейстер, музыкант-виртуоз. Обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Один из величайших композиторов. Работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Считается одним из трех наиболее значительных представителей Венской классической школы музыки (вместе с Гайдном и Бетховеном).
Фортепианные сочинения Моцарта были теснейшим образом связаны с его педагогической и исполнительской практикой. Он был величайшим пианистом своего времени. Жанр фантазии (от греч. — воображение) — инструментальный жанр, характеризующийся свободой построения, отходом от принятых композиционных схем. Фантазия — вид исполнительской импровизации, каприччо. Фантазия получила распространение в сфере клавирного и органного творчества. Знамениты фантазии для органа И. С. Баха, для клавикорда — его сына К. Ф. Э. Баха, для фортепиано — В.А. Моцарта. Фантазии обычно выполняли функции вступительных частей в циклических формах и имели характер прелюдии. Детали и музыковедческий разбор фантазии ре-минор Моцарта можно найти здесь: Моцарт. Фантазия ре минор для фортепиано [Fantasia in D-moll] KV. 397 (1782). Одно из наиболее узнаваемых произведений Моцарта. Почти 6 минут гениального звучания и смены настроений.
Источник