Фантазия фортепиано хора оркестра

Фантазия для фортепиано, хора и оркестра c-moll, Op. 80

Время создания: 1808 год.
Посвящено: Maximilian Joseph I. Konig von Bayern
Автор текста: Кристоф Куффнер (Christoph Kuffner)

  1. Adagio (трек 1)
  2. Finale.
    • Allegro – Meno allegro (Allegretto) – Allegro molto (трек 2)
    • Adagio ma non troppo (трек 3)
    • Marcia, assai vivace – Allegro (трек 4)
    • Allegretto ma non troppo quasi andante con moto «Schmeichelnd hold und liebliech klingen» (трек 5)
    • Presto (трек 6)

Евгений Кисин, фортепиано
Cheryl Studer и Kristina Clemenz, сопрано
Camille Capasso, меццо-сопрано
John Aler и Hiroshi Oshima, тенор
Friedrich Molsberger, бас
RIAS Kammerchor, хормейстер Marcus Creed
Berliner Philharmoniker, дир. Клаудио Аббадо

Подкаст DW. Текст: Анастасия Буцко
Симфонический оркестр радиостанции SWR
Хор Kantorei der Kreuzkirche Bonn
Дирижер: Лотар Цагросек
Фортепиано: Александр Лонквич
Запись: DW, 12 сентября 2015 года

. Иная судьба у Хоровой фантазии. Она создавалась специально для академии 1808 года — как завершающий номер огромной программы. Отсюда ее замысел: начальное прелюдирование солиста (Adagio) сменяется постепенным включением оркестра (Finale) и заключительным хором (три строфы), где звучит прообраз мелодии гимна радости финала Девятой симфонии 4. «Слова, как и музыка, — говорил Бетховен, — были сочинены за такой короткий срок, что не хватило времени даже для записи партитуры»; поэт К. Куфнер подтекстовал стихи под уже готовую мелодию буквально за несколько дней до премьеры.

Читайте также:  Seafret atlantis ноты для фортепиано

При исполнении Фантазии произошел досадный эпизод, на долгие годы рассоривший Бетховена с венскими оркестрантами. Они набирались из различных оркестровых коллективов и не смогли полностью овладеть столь сложной программой. Бетховен был уже сильно раздражен к концу вечера — а Фантазия стояла последним номером — и пришел в ярость, когда по вине то ли кларнетиста, то ли самого автора, одновременно и пианиста и дирижера, оркестранты стали играть так нестройно, что ему пришлось потребовать исполнения всей Фантазии сначала. «. Когда они споткнулись на самом что ни на есть ровном месте, — вспоминал Бетховен, — я внезапно прекратил играть и громко закричал: «еще раз!».

Несмотря на этот прискорбный инцидент, Фантазия имела успех и после своего издания в 1811 году еще дважды исполнялась в Вене — в 1817 и в 1825 6. На современников она произвела сильное впечатление. Известный пианист Игнац Мошелес писал: «Мне кажется, Бетховен хотел здесь воссоздать, как он, заранее не подготовившись, быть может даже против желания, садится за фортепиано и начинает без плана импровизировать. Во всяком случае, при слушании Фантазии мне невольно вспоминается, как Бетховен играл в таком роде».

Beethoven composed this work in the autumn of 1808 and played as well as conducted the first performance on December 22 of that year in Vienna. In addition to pairs of winds and brass plus timpani and strings, it calls for solo voices and mixed chorus.

Although a hybrid work without precedent, emulated only twice since (by Ferruccio Busoni and Ralph Vaughan Williams), the «Choral Fantasy,» as it has come to be called, was composed hurriedly as a crowd-pleasing endpiece for a pre-Christmas Akademie concert. A great deal went wrong during that four-hour marathon in the Theater an der Wien, yet it was destined to become one of the most famous evenings in all of musical history.

Читайте также:  Гитара классическая для девочек

A soprano soloist had been engaged to sing the concert aria Ah! Perfido, but quarreled with Beethoven during rehearsal and withdrew in a rage; her replacement was a teenager, not only intimidated but uncontrollably tremulous. The orchestra, which had had trouble previously with their famously irascible composer, who had badmouthed them in the bargain, refused to rehearse until he left the room. Choral parts for the Fantasie came from the copyists still wet. The old theater’s primitive heating system, taxed by a cold wave that year, broke down before the concert. To cap the litany of misadventures, Beethoven forgot to tell the orchestra to ignore a repeat in the A major Adagio section of the Fantasie; thus, while he went forward on the keyboard, they went backward until the performance broke down, and had to resume in medias res. Beethoven, to his credit, accepted the blame.

Before that debacle, an intrepid audience had shivered through the world premieres of the Fifth and Sixth symphonies, the first public performance of Piano Concerto No. 4, and half of the recent Mass in C (Op. 86, for Haydn’s patron, Esterhazy), as well as the works already mentioned. As for the bedeviled «Choral Fantasy,» it proved to be a prototype, in effect, of the choral finale to come 15 years later in the Ninth Symphony. Even the theme of its mainly amiable variations in C-related keys resembles the more celebrated one he would compose for Schiller’s Ode to Joy in 1823. Its original form, however, goes all the way back to 1795 (a year before Ah! Perfido) — to a song, with verses by Gottfried August Burger, entitled Gegenliebe (Mutual Love).

Despite the rapid composition (for Beethoven) of his «Choral Fantasy,» sketches in the storied Notebooks reveal that he had first thoughts about the substance and treatment in 1800. Remarkably, he published it in 1811 exactly as written three years before — except for the solo introduction in C minor, which he had improvised at the premiere. It has never been determined definitively if the author of the text was Beethoven’s friend, Christoph Kuffner. In the event, it is sung first by six solo voices — two sopranos and alto, then two tenors and baritone — after that by the chorus. Surely only a curmudgeon could fail to be charmed by the work’s overall insouciance, just as only someone stone-deaf would fail to recognize it as stylistically authoritative, middle-period Beethoven.

Источник

Фантазия фортепиано хора оркестра

  • Поддержите наш сайт →

Choral Fantasy (c-moll), Op. 80

Гениальный импровизатор, поражавший современников способностью буквально «на глазах», в присутствии многочисленных слушателей, созидать совершенные по архитектуре музыкальные замки… Требовательный художник, делающий десятки эскизов будущих симфоний или сонат… Эти, казалось бы, взаимоисключающие друг друга приметы творческого почерка принадлежат одному человеку – Людвигу ван Бетховену. Пожалуй, нет другого бетховенского произведения, в котором – как в Фантазии, соч. 80 – названные черты столь гармонично соединились.

Оригинален уже сам состав исполнителей: фортепиано, оркестр, хор. Солист вступает без сопровождения оркестра, словно импровизируя, «нащупывая» тропу для дальнейшего пути (Бетховен не был бы Бетховеном, если спустя год не написал бы это «импровизационное» начало заново!). После краткого диалога с оркестром в партии фортепиано появляется легкокрылая мелодия – многие слушатели её сразу узнают: она очень близка знаменитой теме радости из финала будущей Девятой симфонии (которая к тому же нынче гимн объединенной Европы).

А если заглянуть в прошлое, то окажется, что истоки её в ранней арии Бетховена «Взаимная любовь» на слова Бюргера. Мелодия эта претерпевает разнообразные вариации – в отдельных группах инструментов, в перекличке с фортепиано, в слитном звучании оркестрового tutti, пока со своими вариациями не вступит хор, прославляющий искусство. Любопытно, что текст этой оды был заказан Бетховеном поэту Христофу Куфнеру, когда музыка Фантазии уже была написана. Голоса хора, оркестра и фортепиано сливаются в финальной расширенной коде-апофеозе – восторженном гимне творческому духу.

Источник

Фантазия для фортепиано, хора и оркестра

Фантазия для фортепиано, хора и оркестра до минор, соч. 80 , или хоральная фантазия для короткий , является концерт кусок от Людвига ван Бетховена и сочетает в себе черты в фортепианной фантазии , в фортепианный концерт и кантаты . Из-за сходства компоновки с 9-й симфонией Бетховена , а также из-за схожести основной мелодии с Одой радости в ее заключительной части, хоровую фантазию также называют «маленькой девятой».

Содержание

Возникновение

22 декабря 1808 года под его собственным руководством в Театре ан дер Вин прошла «Академия» (тогда название концертного вечера) с мировыми премьерами произведений Людвига ван Бетховена. Это один из самых известных концертов, который, учитывая его продолжительность, сегодня уже немыслим. В этой «академии» звучали:

Бетховен записал хоровую фантазию, которая должна была за очень короткое время привести академию к блестящему концу. Произведение содержит вариации неопубликованной песни Gegenliebe (WoO 118) 1794–95, мелодия которой также легла в основу финала 9-й симфонии. Однако он не закончил вступление на бумаге, а импровизировал во время выступления. За короткий промежуток времени хоровая фантазия была недостаточно отрепетирована, и во время выступления Бетховен прервал оркестр и начал снова. В 1810 году Муцио Клементи опубликовал хоровую фантазию в Англии под номером опуса 65. Издательство Breitkopf & Härtel затем опубликовало ее в 1811 году как op 80 и посвятило ее королю Баварии Максимилиану I Иосифу без согласия Бетховена .

текст

Согласно более позднему заявлению ученика Бетховена Карла Черни, текст был написан поэтом Кристофом Куффнером . Это подтверждается недавно обнаруженным отчетом о первом представлении в « Анналах литературы и искусства Австрийской империи» (февральский выпуск 1809 года). Полный текст гласит:

Гармония нашей жизни звучит лестно, сладко и красиво ,
а
цветы, которые цветут навсегда, умирают из-за нашего чувства красоты .

Покой и радость плавно скользят,
словно игра волн;
то, что было резким и враждебным,
превращается в восторг.

Когда звуки являются волшебными
и говорит слово посвящение,
должно быть создано что-то чудесное ,
ночь и бури становятся светом,

внешним спокойствием, внутренним блаженством,
царят для счастливых, но
искусство весеннего
солнца позволяет свету возникать из обоих.

Великие дела, проникшие в сердце,
потом снова расцветают и красиво,
если взлетел дух,
в нем всегда эхом отзывается хор призраков.

Примите, прекрасные души,
дары изящного искусства с радостью.
Когда любовь и сила сочетаются друг с другом, человек
достоин благосклонности богов.

вложение

Фортепианное вступление состоит из 26 тактов в финальном издании и называется Adagio . Альтернативное вступление с оркестром также включает 26 тактов, за которым следует конец фэнтези под названием Finale , басы начинаются с виолончелей , темп: Allegro . Основная партия начинается в 53-м такте ( Meno allegro ) , и вводится тема до мажор, взятая Бетховеном из одной из своих ранних песен (Gegenliebe) . Несколько вариаций следуют в том же темпе, затем вариация до минор с диким характером, Allegro molto и медленная вариация, Adagio ma non troppo , снова до мажор. В такте 322 на ту же тему идет марш фа мажор. После короткого перехода настоящая заключительная часть начинается в 398-м такте с вступлением вокальных солистов, сначала женщин, затем мужчин, перед началом хора . И снова перед окончанием работы следуют некоторые вариации.

Осведомленность и прием

Работа затмевается аналогичной по структуре 9-й симфонией и поэтому относительно неизвестна. Еще одна причина, по которой его редко можно услышать в спектаклях, — нетрадиционный состав с хором, оркестром, вокальными солистами и фортепиано. Однако в сентябре 2008 года этот фэнтези был показан в рамках программы BBC Last Night of the Proms .

Факторы , влияющие на работу можно увидеть в финале симфонического концерта для фортепиано и оркестра с мужским хором по Бузони .

Пьеса австрийского драматурга Герта Йонке «Хорфантазия» названа в честь произведения Бетховена и отсылает к обстоятельствам его премьеры.

В своей оратории ARCHE композитор Йорг Видманн цитирует заключительный припев на более длинных отрезках, соответствующих тону, с дополнительными составными вставками. В качестве текста он выбирает отрывки из « An die Freude» Фридриха Шиллера, которые Бетховен не включил в свою 9-ю симфонию, и заканчивается « Пирогом Иисусом» латинской заупокойной мессы и стихом «Да будет свет» ( 1 Mos 1,3 EU ).

Обработка

В 1951 году поэт, а затем министр культуры ГДР Йоханнес Р. Бехер получил заказ от Центрального совета молодежной организации ГДР « Свободная немецкая молодежь» для написания нового текста хоровой фантазии того же года в Берлине (Восток) для Всемирного фестиваля молодежи. Бехер написал новую оду мира о музыке, соответствующую настроению времен после Второй мировой войны (хотя и без какой-либо конкретной идеологической или политической приверженности), но в некоторых местах следовал тексту Куффнера дословно. Он видел художественную легитимность этого обширного нового творения в традиционном взгляде Бетховена, согласно которому текст, написанный в короткие сроки в 1808 году, на самом деле был неадекватным. Если текст будет исправлен от имени издателя, он будет заботиться только о видном месте слова «власть». Текстовая версия Бехера в основном исполнялась в ГДР, и ее можно услышать лишь в нескольких записях.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1574)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (298)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (56)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1515)
  • Музыкальные жанры и формы (729)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (359)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (203)
  • Музыкальная культура народов мира (164)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (111)
  • Музыкальный словарь (103)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Бетховен. Фантазия для фортепиано, хора и оркестра

Фантазия для фортепиано, хора и оркестра.

Год создания
1808
Дата премьеры
22.12.1808

Гениальный импровизатор, поражавший современников способностью буквально «на глазах», в присутствии многочисленных слушателей, созидать совершенные по архитектуре музыкальные замки… Требовательный художник, делающий десятки эскизов будущих симфоний или сонат… Эти, казалось бы, взаимоисключающие друг друга приметы творческого почерка принадлежат одному человеку – Людвигу ван Бетховену. Пожалуй, нет другого бетховенского произведения, в котором – как в Фантазии, соч. 80 – названные черты столь гармонично соединились.

Оригинален уже сам состав исполнителей: фортепиано, оркестр, хор. Солист вступает без сопровождения оркестра, словно импровизируя, «нащупывая» тропу для дальнейшего пути (Бетховен не был бы Бетховеном, если спустя год не написал бы это «импровизационное» начало заново!). После краткого диалога с оркестром в партии фортепиано появляется легкокрылая мелодия – многие слушатели её сразу узнают: она очень близка знаменитой теме радости из финала будущей Девятой симфонии.
Мелодия эта претерпевает разнообразные вариации – в отдельных группах инструментов, в перекличке с фортепиано, в слитном звучании оркестрового tutti, пока со своими вариациями не вступит хор, прославляющий искусство. Любопытно, что текст этой оды был заказан Бетховеном поэту Христофу Куфнеру, когда музыка Фантазии уже была написана. Голоса хора, оркестра и фортепиано сливаются в финальной расширенной коде-апофеозе – восторженном гимне творческому духу.
Иосиф Райскин, mariinsky.ru


Процитировано 4 раз
Понравилось: 16 пользователям

Источник

Оцените статью