Фантазия скиталец для фортепиано с оркестром шуберта листа

Фантазия «Скиталец» — Шуберт Франц

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.

Фантазия для фортепиано «Скиталец» ярко выделяется среди других сочинений Франца Шуберта своей грандиозностью, масштабностью и виртуозной направленностью. Фантазия насыщена разнообразным тематическим материалом и в ней совершенно по-новому решена проблема формообразования. «Скиталец» во многом предвосхитил жанр симфонической поэмы, это выражается в психологической насыщенности, программности и, в присущем поэме, сочетании сонатности и вариационности.Композитор хотел передать чувства человека,вынужденного быть скитальцем(странником) в этом не всегда дружелюбном мире — эта тема перекликается со строками псалмов Давида.

В качестве основной темы Adagio «Фантазии», Шуберт использовал тему своей песни, сочиненной в 1816 году. Эта песня наполнена мрачными и темными элегичными настроениями, чем произвела сильное впечатление на современников и близких композитора. Как отмечают авторы, ни одна из песен Шуберта не была так широко распространена.

«Фантазия» одночастна, однако в ней можно выделить несколько разделов, отражающих склонность автора к классическому сонатному циклу. Это Allegro con fuoco, Adagio, Presto scherzo и Финал Allegro. Сочинение одновременно сохраняет черты цикла и преодолевает его.

Первая часть Allegro con fuoco является сонатно-симфоническим элементом произведения. Вторая часть Adagio представляет тему песни с последующим вариационным развитием. Здесь используется прием трансформации темы и фигурационного обрамления. Прекрасная шубертовская мелодия отличается особенной глубокой красотой и гармоничностью.

Третья часть Presto scherzo является своеобразной репризой первой части. Здесь присутствует и тематическое и структурное подобие. Обе эти части оттеняют более устойчивые вторую часть и финал Allegro.

Композитор трансформировал традиционную форму фантазии, не имеющую ничего общего с пониманием концертной фантазии-парафразы.

История создания.

В 1816 году Франц Шуберт написал песню на стихотворение Георга Филиппа Шмидта «Вечерняя песнь чужестранца». Позже, в 1822 году была опубликована статья «О песнях Шуберта», в которой говорилось о песне «Скиталец», как об известном сочинении автора.

В этом же году Шуберт принимается за одноименное сочинение, Фантазию «Скиталец». Осенью 1822 года произведение было завершено. Этот год был очень плодотворен для композитора, ведь в это же время Шуберт завершил свою известнейшую «Неоконченную симфонию».

Отношение автора к вере.

Наследие духовной музыки, написанной Францем Шубертом, чрезвычайно велико. Глубокая вера, восхищение природой и созданиями Божьими угадывается во многих произведениях композитора -свидетельство Ансельма Хюттенбреннера, близкого друга композитора, подтверждает то, что «Шуберт был набожным и твердо верил в Бога и бессмертие души…».

Интересные и глубокие мысли можно найти в дневниковой записи композитора: «С верой вступает человек в мир, она появляется гораздо раньше разума и знаний, ибо для того, чтобы что-нибудь понять, я должен чему-нибудь верить…Разум ни что иное, как анализированная вера».

В дневниковых записях не раз упоминается образ Христа, к которому композитор относился с глубоким уважением, почтением и любовью.

Весь облик Шуберта был олицетворением скромности, простоты и глубины. Его чистые и светлые мелодии так прекрасны, что не раз назывались «даром Божьим». «Его научил сам Бог» писал про талант и глубину музыки Шуберта В. Ружичке. Й. Шпаун писал, что «скромность Шуберта была безгранична…». Он довольствовался малым, но ему была необходима свобода и независимость.

Биография.

Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в пригороде Вены в семье учителя приходской школы. Франц очень рано проявил свои музыкальные способности. Отец учил его играть на скрипке, а брат на фортепиано.

В 11-летнем возрасте мальчика приняли в столичную певческую капеллу. До 1816 года Шуберт учился у А. Сальери композиции и контрапункту. В период с 1810-1813 гг. Шуберт создал несколько песен, пьес для фортепиано, симфонию и оперу.

Первый серьезный успех принесла композитору баллада на стихи И. В. Гёте «Лесной царь». Основой творчества композитора стало вокальное творчество. Им написано более 600 произведений этого жанра. Среди них вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».

Также композитор уделял особое внимание написанию сочинений для фортепиано. Он написал 23 сонаты для фортепиано, Фантазия «Скиталец», «Музыкальные моменты» и другие сочинения. Для камерного ансамбля композитор создал 16 струнных квартетов, трио и другие сочинения.

В 1823 году Шуберт стал почетным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов. Последним его сочинением был вокальный цикл «Зимний путь». 19 ноября 1828 года в возрасте 31 года, композитор ушел из жизни.

Автор текста: Мурзакова Елена.

Источник

Фантазия скиталец для фортепиано с оркестром шуберта листа

Среди одночастных фортепианных пьес Шуберта выделяется С-dur’ная фантазия «Скиталец», написанная в один год с «Неоконченной симфонией». Виртуозный облик фантазии и ее грандиозная форма уникальны среди сосредоточенно-лирических миниатюр Шуберта. Композитор придал эстрадному произведению новое и смелое толкование, которое не имело ничего общего со стилем концертных фантазий-парафраз. В качестве центрального эпизода фантазии Шуберт использовал одну из тем своей песни «Скиталец»:

Этот романс, вышедший в свет в 1821 году, произвел сильное впечатление своим байронически мрачным настроением. Шуберт не побоялся сделать трагическое Adagio эмоциональным центром виртуозной фантазии. Совершенно лишенная драматургического пафоса, тема песни определила углубленный характер всего эпизода.

Фантазия насыщена многообразным тематическим материалом, и Шуберт разрешил в ней по-новому проблему единства формы. Обычно, используя темы своих песен в инструментальном произведении, Шуберт развивал их в классицистских традициях. Но фантазия «Скиталец» написана не в простой вариационной форме; в ней мало связи и со стилем клавирных «импровизационных» фантазий XVIII века. «Скиталец» во многом предвосхитил сформировавшийся уже в послешубертовское время жанр симфонической поэмы. Это родство ощущается в эмоционально-психологической программности фантазии, в ее одночастной форме, сочетающей в себе черты сонатности и вариационности, а также в большой роли красочно-гармонических элементов.

(Фантазия содержит четыре раздела: 1. Allegro con fuoco (C-dur), сонатно-симфонического типа; 2. Adagio (cis-moll) — многократная вариационная трансформация песенной темы; 3. Presto scherzo и трио (As-dur и Des-dur); 4. Allegro (возвращение в C-dur), фугированное развитие. Кода. Форма этого произведения несомненно повлияла на принцип развития f-moll’ной четырехручной фантазии Шуберта.)

Особенной красотой отличаются эпизоды, написанные в шубертовской лирической манере: это — вариации на тему песни, образующие художественный центр всего произведения, где потрясающий эмоциональный эффект достигается при помощи модуляций, и очаровательные скерцо и трио. Однако и блестящим крайним эпизодам присуще большое художественное обаяние.

Источник

Франц Шуберт. Фантазия «Скиталец»

«Дьявол может это сыграть!» – так охарактеризовал Франц Шуберт свою фортепианную фантазию «Скиталец». С композитором трудно поспорить – произведение действительно отличается изрядной технической сложностью (сам автор его исполнить не смог). Как же родилась фантазия?

В 1816 г. Франц Шуберт положил на музыку стихотворение Георга Филиппа Шмидта (известного также как «Шмидт из Любека») «Вечерняя песня чужестранца». Мысли о неприкаянности и

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Подобные посты

Лили Буланже

(1893–1918) ХХ век вошел в историю как время, когда женщины продемонстрировали свою силу в тех областях, которые раньше традиционно считались мужскими. Первая женщина в космосе, первая женщина-президент, первая женщина-лауреат Нобелевской премии – их имена дороги всему человечеству… Мы расскажем о первой женщине-композиторе, удостоившейся Большой Римской премии, имя ее – Лили Буланже. Семья, из которой […]

Надя Буланже

(1887–1979) Надя Буланже занимает особое место среди французских музыкантов ХХ столетия. Она проявила себя и как композитор, и в качестве исполнителя-органиста, выступала как дирижер. Но особенно часто о ней вспоминают как о замечательном педагоге – наставнице многих известных композиторов. Надя Буланже появилась на свет в Париже. Отцом ее был французский композитор и пианист Эрнест […]

Фанни Мендельсон-Хензель

(1805-1847) Фанни Мендельсон… чаще всего это имя упоминают, когда речь идет о Феликсе Мендельсоне-Бартольди. Однако эта замечательная женщина достойна упоминания сама по себе – ведь в музыкальной одаренности она не уступала своему знаменитому брату, и лишь в силу условностей эпохи она оказалась в его «тени». Фанни Мендельсон появилась на свет в Гамбурге. Она была […]

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1574)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (298)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (56)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1515)
  • Музыкальные жанры и формы (729)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (359)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (203)
  • Музыкальная культура народов мира (164)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (111)
  • Музыкальный словарь (103)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Фантазия «Скиталец» Франца Шуберта

Суббота, 23 Августа 2014 г. 11:54 + в цитатник

Среди одночастных фортепианных пьес Шуберта выделяется фантазия «Скиталец». Виртуозный облик фантазии и ее грандиозная форма уникальны среди сосредоточенно-лирических миниатюр Шуберта. Композитор придал произведению новое и смелое толкование, которое не имело ничего общего со стилем концертных фантазий-парафраз. В качестве центрального эпизода фантазии Шуберт использовал одну из тем своей песни «Скиталец»:

Скиталец (Der Wanderer)

исп.Георг Отс

Текст песни:
Один я с гор иду тропой, —
Встает туман, шумит прибой.
Я грусти полн, таю мечты,
И сердце стонет: где же ты?

Как хмуро солнце здесь с утра!
Здесь блекнет свет, и жизнь стара;
Людские речи — звук пустой,
Везде и всюду я чужой.

О, где ж ты, мой желанный край?
Мой сон, мечта, безвестный рай!
Страна любви, надежд оплот, —
Там много роз моих цветет,

Там ждут меня мои друзья,
Там милых мертвых встречу я,
Ласкает слух родной язык.
О, край мой, где ты.

Я грусти полн, таю мечты,
И сердце стонет: где же ты?
Мне тайный голос шепчет вслед:
«Там наше счастье, где нас нет!»

Этот романс, вышедший в свет в 1821 году, произвел сильное впечатление своим байронически мрачным настроением. Шуберт не побоялся сделать трагическое Adagio эмоциональным центром виртуозной фантазии. Совершенно лишенная драматургического пафоса, тема песни определила углубленный характер всего эпизода.

Фантазия,написанная Шубертом в ноябре 1822,насыщена многообразным тематическим материалом, и Шуберт разрешил в ней по-новому проблему единства формы. Обычно, используя темы своих песен в инструментальном произведении, Шуберт развивал их в классицистских традициях. Но фантазия «Скиталец» написана не в простой вариационной форме; в ней мало связи и со стилем клавирных «импровизационных» фантазий XVIII века. «Скиталец» во многом предвосхитил сформировавшийся уже в послешубертовское время жанр симфонической поэмы. Это родство ощущается в эмоционально-психологической программности фантазии, в ее одночастной форме, сочетающей в себе черты сонатности и вариационности, а также в большой роли красочно-гармонических элементов.

Франц Шуберт. Фантазия Скиталец до-мажор, оп 15.

исп.Владимир Воробьев
1. Allegro con fuoco (C-dur), сонатно-симфонического типа;
2. Adagio (cis-moll) — многократная вариационная трансформация песенной темы;
3. Presto scherzo и трио (As-dur и Des-dur);
4. Allegro (возвращение в C-dur), фугированное развитие. Кода.

Особенной красотой отличаются эпизоды, написанные в шубертовской лирической манере: это — вариации на тему песни, образующие художественный центр всего произведения, где потрясающий эмоциональный эффект достигается при помощи модуляций, и очаровательные скерцо и трио. Однако и блестящим крайним эпизодам присуще большое художественное обаяние.

Фантазия считается наиболее технически сложным произведением для фортепиано. Шуберт сам сказал: «Дьявол может это сыграть», в связи с собственной неспособностью исполнить сочинение правильно.

Рубрики: Музыка/Камерная
Композиторы
Музыкальные жанры и формы

Метки: Шуберт музыкальная фантазия

Процитировано 3 раз
Понравилось: 11 пользователям

Источник

Оцените статью