Фазер для гитары что это такое

Фэйзер

Фэйзер (англ. phaser — фазовращатель) — эффект обработки аудиосигнала, используемый как фильтр, создаёт серии пиков и впадин в частотном спектре. Положение пиков и впадин со временем изменятся, что создаёт интересный эффект. Для изменения частот, на которых возникают пики и впадины, обычно используется LFO.

Также фэйзер часто называют фазовым вибрато.

Содержание

Принцип работы [ править ]

Электронный эффект «фэйзер» создаётся путём разделения аудиосигнала на два потока. Один поток пропускается через фазовый фильтр с нелинейной фазой, который сохраняет амплитуду и частоту исходного сигнала, изменяя только фазу сигнала на определённой частоте. Величина изменения фазы зависит от частоты. При смешивании обработанного и исходного сигналов частоты, которые находятся в противофазе, взаимоуничтожаются, создавая характерные для фазовращателя впадины в частотном спектре. Изменение соотношения обработанного сигнала с необработанным изменяет глубину впадин; причём максимально глубокие впадины возникают, если соотношение составляет 50%.

Определение «Phaser», как правило, исключает такие устройства, где присутствует раздел задержки сигнала, такие устройства называются флэнжер. Использование задержки создаёт неограниченные серии равноотстоящих (в гармоническом ряде) пиков и впадин в спектре. Также возможно использование каскада задержек с фазовым фильтром (all-pass), это сочетает в себе неограниченное количество пиков и впадин флэнжера с неравномерным (не гармоничным) расположением фэйзера.

Устройство [ править ]

Типичные электронные фэйзеры используют ряд различных фазовых фильтров (all-pass блоков), которые изменяют фазы различных частотных составляющих сигнала. Все частоты проходят через эти блоки на одинаковой громкости, изменяются только фазы сигнала. Человеческий слух не очень чувствителен к разности фаз, однако изменение фазы становится заметным при складывании обработанного и не обработанного сигналов, в результате чего создаются впадины в спектре. Упрощенная структура фэйзера для моно сигнала приведена ниже:

Количество фазовых (all-pass) фильтров обычно называется этапами (pole, stage), их количество варьируется в зависимости от различных моделей, некоторые аналоговые фэйзеры имеют 4, 6, 8 или 12 этапов. Цифровые фэйзеры могут предложить до 32х или даже большее количество этапов. Этот параметр определяет количество впадин/пиков в спектре звука, влияющих на общий характер звучания. Фэйзер с количеством этапов «N» как правило производит «N/2» впадин в спектре, так что фэйзер с четырьмя этапами будет иметь две впадины.

Кроме того, для более интенсивного эффекта, выходной сигнал может быть подан обратно на вход (обратная связь), создавая эффект резонансных частот, что подчеркивает пики между впадинами. Это включает подачу выхода фазовых (all-pass) фильтров цепи обратно на вход, как показано ниже:

Источник

Звуковой эффект Фэйзер

Фэйзер (файзер, фейзер, от англ. phaser) —звуковой эффект или прибор, обеспечивающий его получение. Фэйзер фильтрует аудиосигнал с последующей генерацией в его спектре серии максимумов и минимумов. Значение максимальных и минимальных уровней изменяется в течение звучания, что позволяет появиться специфического круговому (англ. sweeping) эффекту. Фэйзер нередко называют ещё фазовым вибрато. Принципиально phaser поход на хорус, отличие же заключаются во времени задержки (1–5 мс). К тому же у фейзера интервал задержки аудиосигнала изменяется по определённому принципу в зависимости от частоты.

Принцип работы

В фэйзере входящий сигнал разделяется на 2 потока. Один остаётся неизменным, а второй проходит через фазовый фильтр, в котором изменяется его фаза с сохранением частоты. Но именно от частоты аудиосигнала зависит, насколько будет изменена фаза. Затем аудиосигналы объединяются, при этом происходит взаимное погашение стоящих в противофазе частот. Итогом становится появление выраженных провалов в звуковом спектре. Изменяя соотношение неизменённого изменённого аудиосигнала, можно регулировать глубину эффекта. Стоит отметить, что максимальная глубина фэйзера возникает при установке соотношения в 50%.

Схожесть фэйзера с фланжером и хорусом наблюдается именно из-за раздвоения первичного звука и применения задержки к одному из потоков. Но в отличие от вышеназванных эффектов, для которых характерен произвольный интервал, колеблющийся в пределах 0–20 мс, у фэйзера на интервал задержки напрямую влияет частота аудиосигнала, причём интервал находится в пределах одной фазы колебания. Его можно отнести к одной из разновидностей фланжера.

Схема фэйзера

Эффект основан на серии переменных фазовращателей, изменяющих фазы частот обрабатываемого потока. Фильтрация частот производится без изменения мощности — меняется только их фаза. Человеческий слух не способен распознать изменения фаз, но интерференция (объединение изменённого и неизменённого аудиосигналов, приводящее к спаду на противофазах) делает их заметными.

Набор фазовращателей (его называют каскадом, англ. stages) различен у каждой отдельной модели фэйзера. В конфигурацию аналогового эффекта может входить 4, 8 или 12 наборов, а в цифровых приборах может присутствовать до 32 и даже больше каскадов. От их количества напрямую зависит итоговое число минимумов спектра, от которых зависит итоговый характер звучания. У фэйзера с числом каскадов n в спектре получается n/2 минимума. К примеру, с 4-каскадного фэйзера можно получить 2 минимума.

Помимо того, возможно усиление эффекта за счёт резонанса и углубления минимума путём подачи выходного сигнала вторично на входной контур. Приборы с поддержкой такой схемы работы называются фэйзерами с обратной связью (англ. feedback).

Область использования

Фэйзер применяется для преобразования натуральных звуков (к примеру, речи человека) в синтетическое и электронное звучание. Высока его популярность в теле- и киноиндустрии — к примеру, он применяется, когда человеческий голос нужно преобразовать в компьютерный. Таким способом был озвучен персонаж C-3PO из кинофильма Звёздные войны — голов актёра просто обработали фэйзером. Причина высокой востребованности фэйзера в этой области заключается в том, что создаваемый фэйзером звуковой спектр нехарактерен для звуков, встречающихся в природе. Наряду с ним, широко применяется для похожих целей вокодер.

Наряду с этим, фэйзер нередко используется электрогитаристами — в частности, Эдди ван Хален (Eddie Van Halen) комбинировал его с другими гитарными эффектами и устанавливал его в схему после дисторшна. У некоторых клавишных инструментов (например, у клавинета) благодаря фэйзеру приобретается «текучесть» звучания.

Источник

Что такое фейзер?

Фейзер – эффект использования фазовых фильтров при обработке сигнала, с помощью которых в спектре вырезаются определенные частоты, определяемые генератором низкочастотного сигнала (LFO).

Принцип действия эффекта следующий. На вход подается аудио сигнал, который разделяется на две одинаковые составляющие. Одна из них поступает на выход без обработки, а вторая направляется на линию фазовых фильтров, которые смещают фазу определенных частот сигнала на противоположную.

В конце обработки две составляющие (обработанная и необработанная) складываются вместе, в результате чего частоты, обработанные фазовыми фильтрами вырезаются за счет компенсации фаз (фаза – противофаза). В итоге мы получаем сигнал с «ямами» в частотной характеристике. Но это еще не все. На параметр частоты обработки фильтров (частоты на которой фаза заменяется на противофазу) действует LFO, что способствует постоянному изменению положения «ям» на АЧХ. Они как бы плавают по спектру. Таким образом получается следующий эффект.

Обычно подобные приборы оснащены обратной связью.

Обрабатываемая часть сигнал с выхода фильтров поступает снова на их вход, что способствует большей интенсивности обработки. Это проявляется в четком выделении пиков спектра.

Давайте рассмотрим параметры фейзера на примере плагина Fruity Phaser.

Этот плагин является встроенным эффектом программы FL Studio.

sweep freq. – частота развертки. Этот параметр устанавливает частоту низкочастотного генератора (LFO).

min. depth и max. depth – глубина эффекта, диапазон действия фейзера.

freq. range – ранжирование частоты развертки:

small – частота LFO регулируется параметром sweep freq. в пределах от 0 до 2 Гц;

large – частота LFO регулируется параметром sweep freq. в пределах от 0 до 10 Гц;

stereo – расширение стерео. При значении 0.000000 сигналы обеих каналов (левого и правого) будут звучать синхронно. В случае установки регулятора в позицию 1.000000 правый канал будет звучать в противоположной фазе от левого. Если левый канал достигает максимума, то правый – минимума.

nr. stages – количество этапов (фазовых фильтров). Этот параметр влияет на количество «ям» в АЧХ. Их число в два раза меньше числа фильтров. Fruity Phaser позволяет настраивать этот параметр от 3 до 23.

feedback – обратная связь (часть сигнала, обрабатывающаяся повторно);

dry-wet – смешивание обработанного и необработанного сигнала;

out gain – усиление выходного сигнала.

Фейзер используется для придания естественным звукам более синтезированный характер, а также может применятся для создания различных переходов.

Источник

Phaser (эффект) — Phaser (effect)

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Фазер представляет собой электронный процессор звука используется для фильтрации сигнала, создавая серию пиков и впадин в частотном спектре. Положение пиков и впадин затрагиваемой формы волны обычно модулируется внутренним низкочастотным генератором, так что они меняются во времени, создавая эффект качания.

Фейзеры часто используются для придания «синтезированного» или электронного эффекта естественным звукам, таким как человеческая речь. Голос C-3PO из « Звездных войн» был создан путем обработки голоса актера фазером.

СОДЕРЖАНИЕ

Процесс

Эффект электронной фазировки создается путем разделения аудиосигнала на два пути. Один тракт обрабатывает сигнал с помощью широкополосного фильтра , который сохраняет амплитуду исходного сигнала и изменяет фазу. Величина изменения фазы зависит от частоты. Когда сигналы от двух трактов смешиваются, частоты, которые не совпадают по фазе, будут подавлять друг друга, создавая характерные выемки фазера. Изменение соотношения смешивания изменяет глубину зазубрин; самые глубокие выемки возникают при соотношении компонентов смеси 50%.

Определение фазера обычно исключает такие устройства, где полнопроходная секция является линией задержки ; такое приспособление называется флэнжером . Использование линии задержки создает неограниченную серию равноотстоящих отметок и пиков. Можно каскадировать линию задержки с другим типом всепроходного фильтра. Это сочетает в себе неограниченное количество выемок от фленджера с неравномерным шагом фазера.

Состав

Традиционные электронные фазовращатели используют серию переменных цепей с фазовым сдвигом на всех проходах, которые изменяют фазы различных частотных компонентов в сигнале. Эти сети передают все частоты с одинаковой громкостью, внося в сигнал только изменение фазы. Человеческие уши не очень чувствительны к разности фаз, но это создает слышимые помехи при смешивании с сухим (необработанным) сигналом, создавая зазубрины. Упрощенная структура монофазера показана ниже:

Количество полнопроходных фильтров (обычно называемых ступенями ) варьируется в зависимости от модели, некоторые аналоговые фазовращатели предлагают 4, 6, 8 или 12 ступеней. Цифровые фазовращатели могут предлагать до 32 и даже больше. Это определяет количество зазубрин / пиков в звуке, влияющее на общий характер звука. Фейзер с n ступенями обычно имеет n / 2 метки в спектре, поэтому четырехступенчатый фазер будет иметь две метки.

Кроме того, выходной сигнал может подаваться обратно на вход для более интенсивного эффекта, создавая резонансный эффект за счет выделения частот между отметками. Это включает подачу выходного сигнала цепочки универсального фильтра обратно на вход, как показано здесь:

Показана частотная характеристика 8-каскадного фазера с обратной связью или без нее. Обратите внимание, что пики между метками более резкие, когда есть обратная связь, что дает отчетливый звук.

Стерео фазер обычно составляет два одинаковых фазеры модулированных с помощью квадратурного сигнала; Выходные сигналы осцилляторов для левого и правого каналов сдвинуты по фазе на четверть волны .

Большинство современных фазовращателей являются частью процессора цифровых сигналов , часто имитируя аналоговые фазовращатели. Фейзеры в основном встречаются как плагины для программного обеспечения для редактирования звука, как часть монолитного модуля звуковых эффектов, устанавливаемого в стойку , или как гитарные эффекты « педали ».

Применение

Этот термин часто использовался для обозначения оригинального эффекта флэнжера ленты, который можно было услышать на многих психоделических записях конца 1960-х, в частности, на » Itchycoo Park » (1967) группы Small Faces . Eventide мгновенного Phaser с 1971 было одним из первых студийных устройств для эмуляции ленты отбортовки эффекта (со всеми частотами фильтров вместо задержки, таким образом , быть одним из первых , чтобы отличить от фазирования отбортовки). Он широко использовался в студии и на концертах такими артистами, как Led Zeppelin и Todd Rundgren . Фейзинг — популярный эффект для электрогитары . В 1968 году педаль эффектов Uni-Vibe Shin-ei , разработанная звукорежиссером Фумио Миедой, включала фазовый сдвиг , который вскоре стал любимым эффектом гитаристов, таких как Джими Хендрикс и Робин Троуэр .

К началу 1970-х годов фазирование было доступно как переносной гитарный эффект, первым из которых был Maestro Phase Shifter PS-1, разработанный Томом Оберхеймом . В отличие от других фазовращателей, Maestro PS-1 имел три кнопки для управления скоростью: медленную, среднюю и быструю. Известными пользователями Maestro Phase Shifter были Джон Пол Джонс из Led Zeppelin , Алекс Лайфсон из Rush и Эрни Айсли из Isley Brothers . Другим примечательным ранним примером была MXR Phase 90 с ручкой управления скоростью. С 1974 года Стив Хакетт из Genesis в студийном альбоме и туре Selling England by the Pound (1973) использовал MXR Phase 90 для своих Les Paul, а из альбома и тура The Lamb Lies Down On Broadway (1974) использовал раздел фазового фильтра в его Electronic Music Studios Synthi Hi-Fli. В конце 1970-х Брайан Мэй использовал большое количество фазировок в таких песнях, как » Sheer Heart Attack «. В конце 1970-х и 1980-х Эдди Ван Хален часто использовал MXR Phase 90 как часть своей сигнальной цепи, например, в инструментальной » Eruption » и в песне «Atomic Punk».

Клавишники также использовали фазировку: в 1970-х годах клавишные инструменты, такие как электрическое пианино Fender Rhodes , электронный орган Eminent 310 и Clavinet, обычно обрабатывались фазером, особенно в авангардном джазе . Билл Эванс , например, использовал фазер Maestro на « Интуиции» (1974). Фейзер также используется для «подслащивания» их звуков. Примеры можно услышать в Billy Joel ‘s «Just The Way You Are», Styx ‘ s «Babe», и Жан — Мишель Жарр «s Oxygene (1976) , на котором он использовал EHX Small Stone фазер широко. Тони Бэнкс ( Genesis ) использовал MXR Phase 100 на своем пианино RMI 368x Electra 1974 года (позже он вставил этот эффект, а также fuzzbox в панель Electra); с конца 1977 года он также использовал фазер (вместе с Boss CE-1) на своем органе Hammond, чтобы заменить эффект вращения Лесли . Daft Punk помог повторно популяризировать этот эффект в 21 веке, использовав его на нескольких треках своего альбома Discovery в 2001 году. Ричард Ти также использовал фазовращатель, подключенный к его Fender Rhodes .

В кино или на телевидении эффект, создаваемый фазером, часто используется для обозначения того, что звук генерируется синтетически, подобно превращению естественного человеческого голоса в голос компьютера или робота. Этот метод работает, потому что частотная фильтрация производит звук, обычно связанный с механическими источниками, которые генерируют только определенные частоты, а не естественными источниками, которые создают диапазон частот. Вокодер и кольцевая модуляция также используются для создания синтетических эффектов.

Подобные эффекты

Конкретный тип фазирования, отбортовка, представляет собой аналогичный эффект, в котором вырезы расположены линейно. В эффекте фленджера выемки создаются путем смешивания сигнала с задержанной версией самого себя. Флэнджеры имеют тенденцию звучать более ярко и естественно, как эффект «свист реактивного самолета», тогда как фазеры имеют тенденцию звучать более тонко и потусторонне. Для сравнения двух эффектов отметьте Флэнжер § Сравнение со сдвигом фазы .

Источник

Оцените статью