Фазоинвертор для гитары что это

Звукоусиление

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Николай Савинов
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 08 февраля 2001 г.

Практически каждому музыканту, играющему на электрогитаре, в той или иной степени приходится знакомиться с азами музыкальной электроники, поскольку звукосниматели, усилители, комбики и прочее электронное оборудование являются необходимым инструментом в повседневной работе. В ином положениии находится музыкант, которому в силу каких-то обстоятельств требуется усилить звучание своего акустического инструмента, скажем, классической гитары или скрипки. Здесь он, сталкиваясь с совершенно незнакомым ему предметом, вынужден руководствоваться случайными советами (не всегда профессионального качества) или идти методом проб и ошибок, что, как известно, достаточно накладно и долго. К сожалению, практических рекомендаций по выбору и объективной оценке методов озвучивания акустических струнных инструментов в отечественной литературе, прямо скажем, недостаточно, если не считать нескольких обзорных статей по звукоснимателям, да и те, видимо, были переведены из рекламных проспектов. У нас даже нет устоявшегося термина для обозначения этого процесса. В отличие от общепринятого в английском языке – acoustic amplification, у нас бытует такие понятия как «подзвучка», «озвучивание», «звукоусиление» и даже такое архаичное — «адаптеризация». Для определенности остановимся на термине «озвучивание». А под системой озвучивания будем понимать звукосниматель (один или несколько), предварительный усилитель-корректор (эквалайзер) и звуковоспроизводящую аппаратуру.

О сновная цель данной статьи — помочь музыкантам сориентироваться в выборе звукоснимателя и системы озвучивания акустической гитары в зависимости от конкретного инструмента, стиля исполняемой музыки, акустических условий работы и, конечно, музыкально-эстетических требований исполнителя. При этом я буду в основном опираться на собственный опыт в этой области, анализ зарубежных источников и тестирование различных систем озвучивания от ведущих мировых производителей, главным образом, американских. Следует учитывать, что некоторые выводы и рекомендации не лишены субъективизма, но, как мне кажется, в целом они помогут избежать грубых ошибок, потери времени и, в конечном счете, денег.

Далее перечислены основные вопросы, которых мы коснемся:

  • акустика гитары;
  • общие требования, предъявляемые к системе озвучивания;
  • типы звукоснимателей, характерные особенности каждого из них;
  • критерии выбора системы озвучивания, исходя из конкретных требований музыканта;
  • оценка зарубежных систем, имеющихся в продаже и эксплуатации;
  • экспресс-тестирование озвученной гитары;
  • специфические требования к звуковоспроизводящей аппаратуре;
  • описание предлагаемой мной системы озвучивания.

Круг обсуждаемых вопросов по вашему усмотрению может быть расширен, буду благодарен за ваши рекомендации и критические замечания. Более того, многие решения, подходящие для гитары, могут быть применены и для озвучивания большинства других акустических струнных инструментов.

ЧАСТЬ 1. АКУСТИКА ГИТАРЫ.

Принципы звукоусиления акустической гитары непосредственно вытекают из ее акустических особенностей, и мне кажется, что будет интересно заглянуть внутрь гитары — где же зарождается звук и что влияет на его тембр? Самое простое объяснение таково: струна оттянута и отпущена – накопленная в ней энергия заставляет колебаться верхнюю деку и она, как диффузор в громкоговорителе, создает колебания воздуха, которые, достигая наших ушей, воспринимаются как звук. Но почему же гитары, столь похожие друг на друга по форме, так по-разному звучат? Вот на этом вопросе и заканчивается кажущаяся простота. Если продолжить аналогию с громкоговорителем, то всю гитару можно сравнить с акустической системой и фазоинвертором, т.е. громкоговорителем, помещенным в колонку с отверстием в передней панели. Такая конструкция акустических систем широко применяется как в бытовой, так и в профессиональной аппаратуре, позволяя улучшить воспроизведение низких частот. Роль корпуса акустической системы в гитаре выполняет кузов, состоящий из верхней и нижней деки и обечаек, при этом верхняя дека служит диффузором, а звуковое отверстие гитары, розетка, работает как фазоинвертор.

Аналогия полная с одной лишь разницей — то, что в фазоинверторе мы считаем недостатками и всеми способами пытаемся устранить, в гитаре оборачивается богатым и неповторимым тембром. Например, диффузор громкоговорителя для точной передачи звука должен колебаться как единое целое, т.е. как поршень, вне зависимости от воспроизводимой частоты, в противном случае могут появиться посторонние призвуки и окраска звука. В гитаре же верхняя дека колеблется как единое целое лишь герц до 200, что приблизительно соответствует ноте соль малой октавы (третья открытая струна), а далее на деке в разных местах появляются области, колеблющиеся независимо друг от друга с разными частотами и фазами. Таких областей может быть более десятка, и чем их больше, тем богаче тембр. Образуется своеобразный многоголосый хор, стройность и тембральное богатство которого определяется качеством верхней деки. Основной же резонанс деки, где ее отдача максимальна, для разных конструкций гитар находится в районе ноты соль малой октавы (198герц) плюс-минус полтора тона. Важно обратить внимание на этот резонанс, так как он является одной из причин того, что «электрофицированная» гитара «заводится».

Пород дерева, пригодных для верхней деки, не так уж и много, в основном, это хвойные породы – ель, пихта, кедр. Наиболее употребима так называемая резонансная ель, название которой само говорит за себя — она обладает отличными резонирующими свойствами и чутко отзывается на малейшее колебание струн. Пружины — деревянные реечки, приклеиваемые к деке — придают ей механическую прочность и в тоже время не препятствуют свободным колебаниям. Вот эта конструкция и излучает основную часть звуковой энергии, которую мы называем акустическим звуком. Это очень важный вывод, так как это означает, что степень акустичности того или иного звукоснимателя зависит от того, насколько он воспринимает, «слышит» деку. Анализ конкретных типов звукоснимателей с этой точки зрения мы сделаем позже.

А теперь продолжим аналогию фазоинвертор-гитара и посмотрим на корпус громкоговорителя, так называемое акустическое оформление. Его обычно делают из дсп, толстой фанеры или другого вибропоглощающего материала, и не дай бог, чтобы он где-нибудь в рабочем диапазоне дребезжал или резонировал, это считается большим недостатком. В гитаре же не только верхняя, но и нижняя дека и обечайки очень тонкие, акустически «живые» и также откликаются на колебания струн, добавляя свои голоса в общий хор. Правда, их вклад гораздо меньше и зависит от породы дерева. К примеру, красное дерево дает более мягкий звук, чем клен или палисандр.

Розетка в гитаре выполняет ту же роль, что и в фазоинверторе — это улучшение воспроизведения низких частот. Объем воздуха в корпусе гитары, как и дека, тоже имеет свой резонанс, и именно вблизи этого резонанса (100-120герц) происходит активное излучение самых низких частот гитары, что, с одной стороны, придает тембру плотную основу, но в тоже время, сильно повышает вероятность «завода» гитары на это частоте.

Определенный шарм и живость звуку акустической гитары также придают шумы, сопутствующие игре, это звук медиатора или ногтей при касании струн, трение пальцев о струны, да и собственно сами струны излучают высокочастотную энергию в диапазоне 6000-15000 герц.

Итак, акустическую гитару в первом приближении можно представить себе, как фазоинвертор, в котором звучит практически любая его часть, с диапазоном воспроизводимых частот приблизительно 80-8000 Герц (а с учетом сопутствующих шумов диапазон расширяется до 15000гц) и нелинейной частотной характеристикой, имеющей два больших резонанса (дека и объем воздуха). Такое представление гитары поможет нам в дальнейшем правильно подойти к выбору метода озвучивания.

Теперь остается лишь разобраться, почему гитара, снабженная системой озвучивания, может «завестись» и что такое, собственно, «завод»? Этим полужаргонным, но всем понятным словом, обозначается крайне неприятное явление, когда при попытке увеличения громкости озвученного инструмента в акустической системе, к которой он подключен, лавинообразно нарастает либо гул, либо свист. Если вовремя не уменьшить общую громкость или не изменить положение гитары по отношению к колонке, то последствия для акустической системы могут быть очень печальные, да и слушатели особого восторга при этом не испытывают. Научное название этому — акустическая обратная связь, и возникает она, когда усиленный динамиками звук гитары вызывает колебание верхней деки, как мембраны микрофона, это колебание снимается звукоснимателем, усиливается, преобразуется в звук и опять воздействует на деку. При неблагоприятных условиях (а это зависит от уровня громкости, конструкции гитары, звукоснимателя и многих других причин) процесс становится неуправляемым и лавинообразным. Вопрос устойчивости озвученной гитары к «заводу» очень важен и будет подробно рассмотрен при выборе типа звукоснимателя и системы озвучивания.

Источник

ФАЗОИНВЕРТОР

Фазоинвертор представляет собой щель или трубу, находящуюся в корпусе звуковой системы. За счет резонанса этой трубы обеспечивается расширение низкочастотного диапазона. С конструктивной точки зрения фазоинвертор – это закрытый, но не полностью герметичный ящик.

Принцип работы фазоинвертора

Суть работы данного устройства заключается в том, что при помощи акустического резонатора осуществляется переворот (инверсия) фазы звуковой волны, исходящей от тыльной части диффузора. На выходе фазоинвертора эта уже инверсированная волна суммируется с волной, излучаемой фронтальной поверхностью диффузора. Это существенно увеличивает на частоте настройки прибора уровень звукового давления.

Достоинства и недостатки устройства

Преимущества этого вида акустического оформления известны достаточно хорошо. Приблизительно 90% производимых в мире современных акустических систем оснащены фазоинвертором. Нижняя граница частоты в таких системах в 1,26 раза меньше, чем в закрытых аналогах (при одинаковых размерах корпуса и КПД).

Если взять акустику с одинаковыми габаритами и показателями нижней границы частоты, то системы с фазоинвертором будут обладать большим на 3 дБ КПД. И наконец, при одинаковых значениях нижней границы частоты и КПД, габариты такой системы будут значительно меньше.

К недостаткам фазоинвертора можно отнести невысокие переходные характеристики (по сравнению с системами закрытого типа) и более сложный процесс согласования усилителя с акустической системой. То есть длительность затухания и время нарастания звукового сигнала определяются лишь качеством исполнения самого фазоинвертора. На практике это проявляется в глухом звуке литавр, «бухающем» звучании барабана, размытости щипка при воспроизведении музыки от струнных инструментов и пр.

Стоит отметить, что достоинства существенно перевешивают вышеупомянутые недостатки. Поэтому большинство компаний, специализирующихся на производстве звукового оборудования, внедряют в свои модели данное устройство.

Простому меломану – пользователю акустических систем достаточно знать про фазоинвертор несколько простых, но очень важных вещей. В комнате площадью меньше 12 метров нельзя устанавливать колонки с фазоинвертором расположенным в задней части – получите отвратительное буханье вместо музыки. Для небольших помещений лучше выбирать колонки с передним расположением фазоинвертора или вовсе без него. Если ваши колонки оснащены фазоинвертором, и вам кажется, что бас «бубнит» — попробуйте заткнуть отверстие фазоинвертора любой плотной тряпкой – иногда это помогает.

Источник

Теория и практика фазоинвертора. Отредактированное

От редакции: Статья итальянского специалиста-акустика, воспроизводимая здесь с благословения автора, в оригинале называлась «Teoria e pratica del condotto di accordo». То есть, в буквальном переводе – «Теория и практика фазоинвертора». Заголовок этот, на наш взгляд, соответствовал содержанию статьи только формально. Действительно, речь идет о соотношении простейшей теоретической модели фазоинвертора и тех сюрпризов, которые готовит практика. Но это – если формально и поверхностно. А по существу, статья содержит ответ на вопросы, которые возникают, судя по редакционной почте, сплошь и рядом при расчете и изготовлении сабвуфера-фазоинвертора. Вопрос первый: «Если рассчитать фазоинвертор по формуле, известной уже давным-давно, получится ли у готового фазоинвертора расчетная частота?» Наш итальянский коллега, съевший на своем веку собак эдак с десяток на фазоинверторах, отвечает: «Нет, не получится». А потом объясняет, почему и, что самое ценное, на сколько именно не получится. Вопрос второй: «Рассчитал тоннель, а он такой длинный, что никуда не помещается. Как быть?» И здесь синьор предлагает настолько оригинальные решения, что именно эту сторону его трудов мы и вынесли в заголовок. Так что ключевое слово в новом заголовке надо понимать не по-новорусски (иначе мы бы написали: «короче – фазоинвертор»), а совершенно буквально. Геометрически. А теперь слово для выступления имеет синьор Матараццо.

Фазоинвертор: короче!

Об авторе: Жан-Пьеро Матараццо родился в 1953 г. в городе Авеллино, Италия. С начала 70-х работает в области профессиональной акустики. Долгие годы был ответственным за тестирование акустических систем для журнала «Suono» («Звук»). В 90-х годах разработал ряд новых математических моделей процесса излучения звука диффузорами громкоговорителей и несколько проектов акустических систем для промышленности, включая популярную в Италии модель «Опера». С конца 90-х активно сотрудничает с журналами «Audio Review», «Digital Video» и, что для нас наиболее важно, «ACS» («Audio Car Stereo»). Во всех трех он – главный по измерению параметров и тестированию акустики. Что еще. Женат. Два сынишки растут, 7 годиков и 10.

Рис 1. Схема резонатора Гельмгольца. То, от чего все происходит:

Рис 2. Классическая конструкция фазоинвертора. При этом часто не учитывают влияние стенки:

Рис 3. Фазоинвертор с тоннелем, концы которого находятся в свободном пространстве. Здесь влияния стенок нет:

Рис 4. Можно вывести тоннель полностью наружу. Здесь опять произойдет «виртуальное удлинение»:

Рис 5. Можно получить «виртуальное удлинение» на обоих концах тоннеля, если сделать еще один фланец:

Рис 6. Щелевой тоннель, расположенный далеко от стенок ящика:

Рис 7. Щелевой тоннель, расположенный вблизи стенки. В результате влияния стенки его «акустическая» длина получается больше геометрической:

Рис 8. Тоннель в форме усеченного конуса:

Рис 9. Основные размеры конического тоннеля:

Рис 10. Размеры щелевого варианта конического тоннеля:

Рис 11. Экспоненциальный тоннель:

Рис 12. Тоннель в форме песочных часов:

Рис 13. Основные размеры тоннеля в форме песочных часов:

Рис 14. Щелевой вариант песочных часов:

Магические формулы

Одно из наиболее часто встречающихся пожеланий в электронной почте автора – привести «магическую формулу», по которой читатель ACS мог бы сам рассчитать фазоинвертор. Это, в принципе, нетрудно. Фазоинвертор представляет собой один из случаев реализации устройства под названием «резонатор Гельмгольца». Формула его расчета не намного сложнее самой распространенной и доступной модели такого резонатора. Пустая бутылочка из-под кока-колы (только обязательно бутылка, а не алюминиевая банка) – именно такой резонатор, настроенный на частоту 185 Гц, это проверено. Впрочем, резонатор Гельмгольца намного древнее даже этой, постепенно выходящей из употребления упаковки популярного напитка. Однако и классическая схема резонатора Гельмгольца схожа с бутылкой (рис. 1). Для того чтобы такой резонатор работал, важно, чтобы у него был объем V и тоннель с площадью поперечного сечения S и длиной L. Зная это, частоту настройки резонатора Гельмгольца (или фазоинвертора, что одно и то же) теперь можно рассчитать по формуле:

  1. Fb – частота настройки трубы фазоинвертора (Гц)
  2. с – скорость звука, постоянная величина = 344 м/с
  3. S – площадь тоннеля фазоинвертора (м 2 )
  4. L – длина тоннеля фазоинвертора (м)
  5. V – объем корпуса (м 3 )
  6. П– постоянная величина = 3,14

Эта формула действительно магическая, в том смысле, что настройка фазоинвертора не зависит от параметров динамика, который будет в него установлен. Объем ящика и размеры тоннеля частоту настройки определяют раз и навсегда. Все, казалось бы, дело сделано. Приступаем. Пусть у нас есть ящик объемом 50 литров. Мы хотим превратить его в корпус фазоинвертора с настройкой на 50 Гц. Диаметр тоннеля решили сделать 8 см. По только что приведенной формуле частота настройки 50 Гц получится, если длина тоннеля будет равна 12,05 см. Аккуратно изготавливаем все детали, собираем их в конструкцию, как на рис. 2, и для проверки измеряем реально получившуюся резонансную частоту фазоинвертора. И видим, к своему удивлению, что она равна не 50 Гц, как полагалось бы по формуле, а 41 Гц. В чем дело и где мы ошиблись? Да нигде. Наш свежепостроенный фазоинвертор оказался бы настроен на частоту, близкую к полученной по формуле Гельмгольца, если бы он был сделан, как показано на рис. 3. Этот случай ближе всего к идеальной модели, которую описывает формула: здесь оба конца тоннеля «висят в воздухе», относительно далеко от каких-либо преград. В нашей конструкции один из концов тоннеля сопрягается со стенкой ящика. Для воздуха, колеблющегося в тоннеле, это небезразлично, из-за влияния «фланца» на конце тоннеля происходит как бы его виртуальное удлинение. Фазоинвертор окажется настроенным так, как если бы длина тоннеля была равна 18 см, а не 12, как на самом деле.

Заметим, что то же самое произойдет, если тоннель полностью разместить снаружи ящика, снова совместив один его конец со стенкой (рис. 4). Существует эмпирическая зависимость «виртуального удлинения» тоннеля в зависимости от его размеров. Для круглого тоннеля, один срез которого расположен достаточно далеко от стенок ящика (или других препятствий), а другой находится в плоскости стенки, это удлинение приблизительно равно 0,85D.

Теперь, если подставить в формулу Гельмгольца все константы, ввести поправку на «виртуальное удлинение», а все размеры выразить в привычных единицах, окончательная формула для длины тоннеля диаметром D, обеспечивающего настройку ящика объемом V на частоту Fb, будет выглядеть так:

  1. Fb – частота, на которую настраивается фазоинвертора (Гц)
  2. V – объем корпуса (л)
  3. D – диаметр трубы фазоинвертора (мм)
  4. L – длинна трубы фазоинвертора (мм)

Полученный результат ценен не только тем, что позволяет на этапе расчета получить значение длины, близкое к окончательной, дающей требуемое значение частоты настройки, но и тем, что открывает определенные резервы укорочения тоннеля. Почти один диаметр мы уже выиграли. Можно укоротить тоннель еще больше, сохранив ту же частоту настройки, если сделать фланцы на обоих концах, как показано на рис. 5.

Теперь, кажется, все учтено, и, вооруженные этой формулой, мы представляемся себе всесильными. Именно здесь нас и ждут трудности.

Первые трудности

Первая (и главная) трудность заключается в следующем: если относительно небольшой по объему ящик требуется настроить на довольно низкую частоту, то, подставив в формулу для длины тоннеля большой диаметр, мы и длину получим большую. Попробуем подставить диаметр поменьше – и все получается отлично. Большой диаметр требует большой длины, а маленький – как раз небольшой. Что же тут плохого? А вот что. Двигаясь, диффузор динамика своей тыльной стороной «проталкивает» практически несжимаемый воздух через тоннель фазоинвертора. Поскольку объем колеблющегося воздуха постоянен, то скорость воздуха в тоннеле будет во столько раз больше колебательной скорости диффузора, во сколько раз площадь сечения тоннеля меньше площади диффузора. Если сделать тоннель в десятки раз меньшего размера, чем диффузор, скорость потока в нем окажется большой, и, когда она достигнет 25 – 27 метров в секунду, неизбежно появление завихрений и струйного шума. Великий исследователь акустических систем Р. Смолл показал, что минимальное сечение тоннеля зависит от диаметра динамика, наибольшего хода его диффузора и частоты настройки фазоинвертора. Смолл предложил совершенно эмпирическую, но безотказно работающую формулу для вычисления минимального размера тоннеля:

Формулу свою Смолл вывел в привычных для него единицах, так что диаметр динамика Ds, максимальный ход диффузора Xmax и минимальный диаметр тоннеля Dmin выражаются в дюймах. Частота настройки фазоинвертора – как обычно, в герцах.

Теперь все выглядит не так радужно, как прежде. Очень часто оказывается, что, если правильно выбрать диаметр тоннеля, он выходит невероятно длинным. А если уменьшить диаметр, появляется шанс, что уже на средней мощности тоннель «засвистит». Помимо собственно струйных шумов, тоннели небольшого диаметра обладают еще и склонностью к так называемым «органным резонансам», частота которых намного выше частоты настройки фазоинвертора и которые возбуждаются в тоннеле турбулентностями при больших скоростях потока.

Столкнувшись с такой дилеммой, читатели ACS обычно звонят в редакцию и просят подсказать им решение. У меня их три: простое, среднее и экстремальное.

Простое решение для небольших проблем

Когда расчетная длина тоннеля получается такой, что он почти помещается в корпусе и требуется лишь незначительно сократить его длину при той же настройке и площади сечения, я рекомендую вместо круглого использовать щелевой тоннель, причем размещать его не посреди передней стенки корпуса (как на рис. 6), а вплотную в одной из боковых стенок (как на рис. 7). Тогда на конце тоннеля, находящемся внутри ящика, будет сказываться эффект «виртуального удлинения» из-за находящейся рядом с ним стенки. Опыты показывают, что при неизменной площади сечения и частоте настройки тоннель, показанный на рис. 7, получается примерно на 15% короче, чем при конструкции, как на рис. 6. Щелевой фазоинвертор, в принципе, менее склонен к органным резонансам, чем круглый, но, чтобы обезопасить себя еще больше, я рекомендую устанавливать внутри тоннеля звукопоглощающие элементы, в виде узких полосок фетра, наклеенных на внутреннюю поверхность тоннеля в районе трети его длины. Это – простое решение. Если его недостаточно, придется перейти к среднему.

Среднее решение для проблем побольше

Решение промежуточной сложности заключается в использовании тоннеля в форме усеченного конуса, как на рис. 8. Мои эксперименты с такими тоннелями показали, что здесь можно уменьшить площадь сечения входного отверстия по сравнению с минимально допустимой по формуле Смолла без опасности возникновения струйных шумов. Кроме того, конический тоннель намного менее склонен к органным резонансам, нежели цилиндрический.

В 1995 году я написал программу для расчета конических тоннелей. Она заменяет конический тоннель последовательностью цилиндрических и путем последовательных приближений вычисляет длину, необходимую для замены обычного тоннеля постоянного сечения. Программа эта сделана для всех желающих, и ее можно взять на сайте журнала ACS audioreview.it в разделе ACS Software. Маленькая программка, работает под DOS, можно скачать и посчитать самому. А можно поступить по-другому. При подготовке русской редакции этой статьи результаты вычислений по программе CONICO были сведены в таблицу, из которой можно взять готовый вариант. Таблица составлена для тоннеля диаметром 80 мм. Это значение диаметра подходит для большинства сабвуферов с диаметром диффузора 250 мм. Рассчитав по формуле требуемую длину тоннеля, найдите это значение в первом столбце. Например, по вашим расчетам оказалось, что нужен тоннель длиной 400 мм, например, для настройки ящика объемом 30 литров на частоту 33 Гц. Проект нетривиальный, и разместить такой тоннель внутри такого ящика будет непросто. Теперь смотрим в следующие три столбца. Там приведены рассчитанные программой размеры эквивалентного конического тоннеля, длина которого будет уже не 400, а всего 250 мм. Совсем другое дело. Что означают размеры в таблице, показано на рис. 9.

Таблица 1. Размеры конического тоннеля, эквивалентного цилиндрическому диаметром 80 мм и длинной Lo.

Lo L d D h Win Wout
160 120 67 84 60 59 92
200 150 64 85 60 53 95
260 180 60 85 60 48 95
330 200 54 86 60 39 98
400 250 52 87 60 35 99
500 350 50 99 60 33 129
630 450 46 109 60 28 155
750 500 42 112 60 24 164

Таблица 2. То же, для исходного тоннеля диаметром 100 мм

Lo L d D h Win Wout
270 200 79 107 70 71 129
330 220 73 108 70 60 131
420 280 70 109 70 54 133
530 350 65 114 70 47 143
650 450 62 124 70 43 174
800 550 57 134 70 36 200
1000 650 50 141 70 29 224
1180 750 46 151 70 24 257

Lo – длинная исходного цилиндрического тоннеля

L – длинна конического тоннеля

Таблица 2 составлена для исходного тоннеля диаметром 100 мм. Это подойдет для большинства сабвуферов с головкой диаметром 300 мм.

Если решите пользоваться программой самостоятельно, помните: тоннель в форме усеченного конуса делается с углом наклона образующей a от 2 до 4 градусов. Этот угол больше 6 – 8 градусов делать не рекомендуется, в этом случае возможно возникновение завихрений и струйных шумов на входном (узком) конце тоннеля. Однако и при небольшой конусности уменьшение длины тоннеля получается довольно значительным.

Тоннель в форме усеченного конуса не обязательно должен иметь круглое сечение. Как и обычный, цилиндрический, его иногда удобнее делать в виде щелевого. Даже, как правило, удобнее, ведь тогда он собирается из плоских деталей. Размеры щелевого варианта конического тоннеля приведены в следующих столбцах таблицы, а что эти размеры означают, показано на рис. 10.

Замена обычного тоннеля коническим способна решить много проблем. Но не все. Иногда длина тоннеля получается настолько большой, что укорочения его даже на 30 – 35% недостаточно. Для таких тяжелых случаев есть…

…экстремальное решение для больших проблем

Экстремальное решение заключается в применении тоннеля с экспоненциальными обводами, как показано на рис. 11. У такого тоннеля площадь сечения сначала плавно уменьшается, а потом так же плавно возрастает до максимальной. С точки зрения компактности для данной частоты настройки, устойчивости к струйным шумам и органным резонансам экспоненциальный тоннель не имеет себе равных. Но он не имеет себе равных и по сложности изготовления, даже если рассчитать его обводы по такому же принципу, как это было сделано в случае конического тоннеля. Для того чтобы преимуществами экспоненциального тоннеля все же можно было воспользоваться на практике, я придумал его модификацию: тоннель, который я назвал «песочные часы» (рис. 12). Тоннель-песочные часы состоит из цилиндрической секции и двух конических, откуда внешнее сходство с древним прибором для измерения времени. Такая геометрия позволяет укоротить тоннель по сравнению с исходным, постоянного сечения, по меньшей мере, в полтора раза, а то и больше. Для расчета песочных часов я тоже написал программу, ее можно найти там же, на сайте ACS. И так же, как для конического тоннеля, здесь приводится таблица с готовыми вариантами расчета.

Таблица 3. Размеры тоннеля в форме песочных часов, эквивалентного цилиндрическому диаметром 80 мм и длинной Lo.

Lo Lmax d D L1 L2 h Wmin Wmax
160 100 58 81 60 20 50 52 103
200 125 58 81 75 25 50 52 103
260 175 58 82 105 35 50 52 104
330 200 55 82 120 40 50 48 104
400 250 55 83 150 50 50 48 105
500 300 54 83 180 60 50 45 105
630 400 54 84 240 80 50 45 106
750 450 54 84 270 90 50 45 106

Таблица 4. То же, для исходного тоннеля диаметром 100 мм

Lo Lmax d D L1 L2 h Wmin Wmax
270 175 71 100 105 35 60 69 130
330 200 71 100 120 40 60 69 130
420 250 71 100 150 50 60 69 130
530 300 69 102 180 60 60 66 133
650 400 69 102 240 80 60 66 133
800 500 68 103 300 100 60 63 135
1000 600 68 103 360 120 60 63 135
1180 750 68 103 450 150 60 63 135

Что означают размеры в таблицах 3 и 4, станет ясно из рис. 13. D и d – это диаметр цилиндрической секции и наибольший диаметр конической секции, соответственно, L1 и L2 – длины секций. Lmax – полная длина тоннеля в форме песочных часов, приводится просто для сравнения, насколько короче его удалось сделать, а вообще, это L1 + 2L2.

Технологически песочные часы круглого поперечного сечения делать не всегда просто и удобно. Поэтому и здесь можно выполнить его в виде профилированной щели, получится, как на рис. 14. Для замены тоннеля диаметром 80 мм я рекомендую высоту щели выбрать равной 50 мм, а для замены 100-миллиметрового цилиндрического тоннеля – равной 60 мм. Тогда ширина секции постоянного сечения Wmin и максимальная ширина на входе и выходе тоннеля Wmax будут такими, как в таблице (длины секций L1 и L2 – как в случае с круглым сечением, здесь ничего не меняется). Если понадобится, высоту щелевого тоннеля h можно изменить, одновременно скорректировав и Wmin, Wmax так, чтобы значения площади поперечного сечения (h.Wmin, h.Wmax) остались неизменными.

Вариант фазоинвертора с тоннелем в форме песочных часов я применил, например, когда делал сабвуфер для домашнего театра с частотой настройки 17 Гц. Расчетная длина тоннеля получилась больше метра, а рассчитав «песочные часы», я смог сократить ее почти вдвое, при этом шумов не было даже при мощности около 100 Вт. Надеюсь, вам это тоже поможет…

Автор: Di Gian Piero Matarazzo

Источник

Оцените статью